СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая учебная программа элективного курса «Трудные вопросы орфографии и пунктуации» для 8-9 классов

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа элективного курса «Трудные вопросы орфографии и пунктуации» актуальна для обучающихся, так как формирование  орфографической и пунктуационной зоркости, практическое использование лингвистических знаний и умений важно для повышения уровня грамотности обучающихся, для последующей подготовки к экзаменам и для дальнейшей деятельности, успех которой невозможен без хорошего знания русского языка. Коммуникативная, языковая и лингвистическая компетенции, формируемые на занятиях элективного курса «Трудные случаи орфографии и пунктуации», помогут обучающимся в дальнейшей жизни, в процессе социализации, выбора будущей профессии,  независимо от предпочитаемого профиля.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая учебная программа элективного курса «Трудные вопросы орфографии и пунктуации» для 8-9 классов»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая учебная программа элективного курса «Трудные вопросы орфографии и пунктуации» для 8-9 классов общеобразовательной школы разработана в соответствии с федеральным «Законом об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 г., составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от 17.12.2010 г., федерального базисного учебного плана и учебного плана МБОУ СШ №75 на 2017-2018 учебный год, на основе примерных программ по учебным предметам для общеобразовательных учреждений, с учетом гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям в организации обучения в общеобразовательных организациях». Автор: Ильичёва Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СШ №75, Ульяновск, 2016 г.

Государственный образовательный стандарт предполагает получение обучающимися разной возрастной категории  устойчивых знаний в области фонетики, лексики, словообразования, морфологии, орфографии и, конечно же, пунктуации. Проблема отсутствия «языкового чутья» сопровождает современного школьника вплоть до выпускных классов. Именно это заставляет учителей вновь и вновь обращаться к методикам, направленным на развитие навыков орфографической и пунктуационной зоркости.

Известно, что усвоение школьниками программного материла по русскому языку в 8 и 9 классах вызывает наибольшие трудности. Школьникам трудна пунктуация вставных конструкций, обособленных членов простого предложения, сложного (особенно сложного бессоюзного) предложения, предложений с прямой речью и т.д. Программа элективного курса «Трудные вопросы орфографии и пунктуации» призвана решить проблему постоянно возникающей необходимости возвращения на уроках к ранее изученному материалу с целью обработки умений и навыков.

Программа элективного курса «Трудные вопросы орфографии и пунктуации» актуальна для обучающихся, так как формирование орфографической и пунктуационной зоркости, практическое использование лингвистических знаний и умений важно для повышения уровня грамотности обучающихся, для последующей подготовки к экзаменам и для дальнейшей деятельности, успех которой невозможен без хорошего знания русского языка. Коммуникативная, языковая и лингвистическая компетенции, формируемые на занятиях элективного курса «Трудные случаи орфографии и пунктуации», помогут обучающимся в дальнейшей жизни, в процессе социализации, выбора будущей профессии, независимо от предпочитаемого профиля.


Цели изучения элективного курса «Трудные вопросы орфографии и пунктуации»:

  • углубить и расширить знания по орфографии и пунктуации;

  • активизировать работу по формированию орфографической и пунктуационной грамотности обучающихся, восполнить пробелы в знаниях и умениях у некоторых обучающихся;

  • познакомить обучающихся с трудными случаями, исключениями из правил, которые не рассматриваются на уроках;

  • систематизировать имеющиеся знания, новые сведения, обобщить их в форме таблиц, опорных схем;

  • организовать деятельность по повышению интереса к изучению русского языка;

  • организовать работу по подготовке к итоговой аттестации по русскому языку за курс основной школы;

  • обеспечить практическое использование полученных знаний и умений на уроках русского языка и литературы;

  • способствовать развитию речи и мышления обучающихся на межпредметной основе.


Задачи организации учебной деятельности:


  • создание условий для овладения основными нормами русского литературного языка;

  • создание прочной базы орфографических и пунктуационных навыков;

  • формирование коммуникативной, языковой и лингвистической компетенций;

  • совершенствование общеучебных умений: обобщать, сравнивать, классифицировать, анализировать, оценивать;

  • развитие коммуникативных навыков;

  • развитие ассоциативного мышления обучающихся.


Основные учебные цели:


  • систематизировать УУД, необходимые при подготовке к итоговой аттестации за курс основной школы;

  • совершенствовать орфографические навыки через расширение знаний об особенностях, трудностях русской орфографии, навыки работы с разными типами словарей;

  • развивать умения правильно расставлять знаки препинания в случаях, не изученных ранее;

  • совершенствовать навыки анализа структуры предложения;

  • Совершенствовать умения излагать учебный текст;

  • Совершенствовать умение создавать собственное высказывание (сочинение) на заданную тему;

  • Создать условия для учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, а также их самостоятельной работы по подготовке к ОГЭ.


Общая характеристика учебного предмета:



Владение орфографической и пунктуационной грамотностью имеет большое общекультурное значение, является показателем уровня речевого развития человека, так как умение пишущим грамотно выражать свои мысли, расставлять знаки препинания в созданных текстах свидетельствует об осознанности речевой деятельности. Школа призвана создавать условия для овладения детьми нормами литературного языка, для свободного использования орфографических и пунктуационных правил при создании ими своих письменных высказываний.

Конечная цель обучения детей орфографии и пунктуации в школе – сформировать у них орфографическую и пунктуационную грамотность, под которой понимается умение пишущего правильно записывать слова, употреблять знаки препинания для членения предложений и текста на смысловые отрезки, а читающего – адекватно с пишущим понимать написанное. Особое внимание предполагается уделить развитию речи обучающихся, так как формировать орфографическую и пунктуационную грамотность в отрыве от творческого процесса создания текста либо без глубокого анализа предложенного авторского текста не имеет смысла.

Данный элективный курс предлагает решить проблему формирования орфографической и пунктуационной грамотности через систему таких мыслительных операций, как сравнение, выделение существенных признаков изучаемых явлений, обобщение и систематизацию материала.

На каждом занятии предусматривается двусторонний подход:

  • теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста).

  • практическая часть (выполнение различных упражнений, позволяющих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знание орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).

Теория приближена к потребностям практики; она вводится для того, чтобы помочь обучающимся осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как систему ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками самоконтроля.


Использование системы упражнений предусматривает различные формы и приемы работы обучающихся: упражнения по аналогии, исследования, использование разных каналов поиска информации (энциклопедические и специальные словари, библиотечные и электронные каталоги, Интернет), работа по опорным таблицам и алгоритмам; словарно-орфографическая работа; морфологический, словообразовательный и орфографический разборы; этимологический анализ слова; различные виды диктантов; работа с текстом (подготовка к ОГЭ); задания с кратким ответом (формат ОГЭ).


Главные принципы, на которых строится курс, - научность, системность, доступность.


С целью успешной подготовки к итоговой аттестации за курс основной школы предполагается реализовать систему упражнений, нацеленных на предварительную проверку и последующую корректировку УУД обучающихся:

  • умение понимать на слух содержание звучащих художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;

  • умение понимать основную мысль прослушанного текста;

  • умение понимать отношение автора к поставленной в прослушанном тексте проблеме;

  • умение подробно излагать содержание прослушанных художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;

  • умение интерпретировать информацию звучащего текста;

  • умение точно и полно понимать содержание прочитанных художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;

  • умение понимать главную мысль прочитанного текста;

  • умение понимать отношение автора к поставленной в прочитанном тексте проблеме;

  • умение понимать основную мысль, объединяющую прочитанный и прослушанный тексты;

  • умение комментировать отношение авторов к поставленной в прослушанном и прочитанном тексте проблеме;

  • умение интерпретировать информацию прочитанного текста;

  • умение определять стиль и функционально-смысловой тип речи прочитанного текста;

  • умение определять лексическое значение слова и фразеологического оборота

  • умение определять принадлежность предложения к определенной синтаксической модели по его смыслу, интонации и грамматическим признакам;

  • умение находить грамматическую основу предложения и определять языковые средства её выражения;

  • умение применять знания по лексике, морфологии и синтаксису в практике правописания;

  • умение создавать текст в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи;

  • умение выражать собственное мнение по проблеме, затронутой в прослушанном и прочитанном текстах, аргументировать его с привлечением информации, извлечённой из них, а также знаний, жизненного или читательского опыта;

  • умение последовательно излагать собственные мысли;

  • умение осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целью, стилем и функционально-смысловым типом речи;

  • умение использовать в собственной речи разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка;

  • умение оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами литературного языка.

В ходе занятий обучающиеся научатся:

  • обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры в устной и письменной речи;

  • применять теоретические знания на практике;

  • работать с тестами по русскому языку;

  • владеть орфографическими и пунктуационными нормами;

  • владеть способами действий при применении изученных правил;

  • исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

  • осознавать значимость правильной письменной речи;

  • работать с заданиями с кратким ответом (внимательно читать формулировку задания и понимать её смысл);

  • четко следовать инструкциям, сопровождающим задание;

  • выполнять различные типы заданий с кратким ответом;

  • самостоятельно распределять время на выполнение заданий;


узнают и повторят:

  • определения основных изученных языковых явлений, речеведческих понятий;

  • орфографические и пунктуационные правила;

  • пунктуационные нормы постановки знаков препинания, которые регулируются пунктуационными правилами


Общий объём часов на изучение данного курса,

предусмотренный учебным планом:


Программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю) в 8 классе и 34 часа (1 час в неделю) в 9 классе. Данная рабочая программа предназначена для реализации в классах, где качество знаний обучающих низок и требует серьезной коррекционной работы или систематическая работа по формированию орфографической и пунктуационной зоркости будет способствовать сохранению качества знаний на достигнутом уровне и обеспечит эффективную подготовку к ОГЭ по русскому языку.

Элективный курс «Трудные вопросы орфографии и пунктуации» является дополнением к основному курсу русского языка  в 8 и 9 классах.


Место элективного курса «Трудные вопросы орфографии и пунктуации» в базисном учебном плане:


Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает возможность реализации элективного курса по русскому языку в объеме 35 часов в 8 классе и 34 часов в 9 классе (всего 69 часов).


Межпредметные связи в ходе изучения элективного курса

«Трудные вопросы орфографии и пунктуации»:


  1. Русский язык и литература. 2. Русский язык и история. 3. Русский язык и искусство.








Требования к уровню подготовки обучающихся 8-9 класса:


(Планируемые результаты)

Личностные результаты:

  • понимание русского языка как одной из основ­ных национально-культурных ценностей русского на­рода; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и мораль­ных качеств личности; его значения в процессе полу­чения школьного образования;

  • осознание эстетической ценности русского язы­ка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к ре­чевому самосовершенствованию;

  • достаточный объем словарного запаса и усво­енных грамматических средств для свободного выра­жения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.



Метапредметные результаты:

  • владение всеми видами речевой деятельности: говорение, слушание, письмо, чтение;

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

  • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;

  • способность извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой инфор­мации, компакт-диски учебного назначения, ре­сурсы Интернета; умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной лите­ратурой;

  • овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;

  • умение сопоставлять и сравнивать речевые вы­сказывания с точки зрения их содержания, сти­листических особенностей и использованных языковых средств;

  • умение воспроизводить прослушанный или про­читанный текст с разной степенью свернутости;

  • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

  • соблюдение в практике речевого общения ос­новных орфоэпических, лексических, грамма­тических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение ос­новных правил орфографии и пунктуации в про­цессе письменного общения;

  • способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, не­дочеты, исправлять их; умение совершенство­вать и редактировать собственные тексты.




Предметные результаты:

  • представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка рус­ского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о свя­зи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

  • усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

  • освоение базовых понятий лингвистики: линг­вистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; функционально-смысло­вые типы речи (повествование, описание, рассужде­ние); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

  • овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпиче­скими, лексическими, грамматическими, орфографи­ческими, пунктуационными), нормами речевого эти­кета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

  • распознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употреб­ление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

  • проведение различных видов анализа слова (фо­нетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспект­ного анализа с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функ­циональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

  • понимание коммуникативно-эстетических воз­можностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

  • осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речево­го высказывания при анализе текстов художественной литературы.















Содержание программы

8 класс

Тема 1. Орфография как система правил русского правописания.

Некоторые сведения из истории русской орфографии. Орфографическое правило как разновидность учебно-научного текста. Разделы русской орфографии: правописание морфем; слитные, дефисные и раздельные написания.

Тема 2. Трудные случаи правописания гласных в корне слова

Система правил, связанных с правописанием морфем. Правописание гласных корня: безударные проверяемые и непроверяемые. Правописание словарных слов заимствованного происхождения.


Тема 3. Правописание корней с чередованием гласных

Правописание корней с чередующимися гласными: 1) -кос-//-кас-, -лаг-//-лож-, -бер-//-бир-, -пер-//-пир-, -дер-//-дир-, - мер-//-мир- и др.(зависимость от глагольного суффикса -а-); 2) –раст (ращ)-//-рос-, -скак-//скоч- (зависимость от последующего согласного); 3) -гор-//-гар-, -твор-//-твар-, -клон-//-клан-, -зор-// -зар- (зависимость от ударения). 4)-мак-// -мок-, -равн-//- ровн-(зависимость от значения слова).


Тема 4. Трудные случаи правописания согласных в корне слова: 1) правописание звонких/глухих согласных; 2) правописание непроизносимых согласных; 3) двойные согласные. Проверяемые и непроверяемые согласные.


Тема 5. Правописание о-ё после шипящих. Правописание и-ы после ц.

Буква ё после шипящих в корнях слов под ударением ( решетка – решето, дешевый – дешевле, черный – чернеть). Исключения.Буквы О-Ё В суффиксах прилагательных и существительных (каблучок, зайчонок, , доченька, дороженька ). Буквы О-Ё в окончаниях существительных и прилагательных ( парчовый – грушевый, плечом – кучей). Буква Ё во всех словах, образованных от глагола (выкорчевка, обнаженный).Правописание и-ы после ц .Буква и в корне после ц и в словах на –ция. Буква ы после ц в суффиксе и в окончании слов. Исключения.


Тема 6. Правописание приставок. Одновариантные (не изменяются на письме): об-(обо-,)от-(ото-),над-(н)адо-),под-(подо-),пред-(предо),в-(во-),за-,на-,вы-,у-,о-,су-,по-,пра-про.

Двухвариантные (меняют «з» на «с» перед глухими согласными): без- бес--вз-- вс-,воз- вос-,из- ис-,низ- нис-, раз- - рас-,роз – рос-,чрез-(через-) – чрес-(черес-).

Смысловые (различаются по значению): пре—при-

Фонетический и морфологический принципы написания. Роль смыслового анализа слова при различении приставок. Значение иноязычных приставок анти-, диа-, ди-, дис-, контр-, супер-, суб-. Особенности употребления в научном стиле речи с иноязычными приставками.


Тема 7.Употребление ь, ъ.

Ь пишется: на конце слова, середине слова после мягкого согласного перед твёрдым согласным, в середине слова между двумя мягкими согласными в том случае, если при изменении слова или в родственных словах второй согласный становится твёрдым, а первый сохраняет свою мягкость; после мягкого согласного л [л’] перед любыми согласными: в формах творительного падежа множественного числа; в середине числительных, оканчивающихся на -десят, -сот; в конце числительных, оканчивающихся на –дцать;в прилагательных, образованных от названий месяцев с помощью суффикса -ск.

Сочетания букв:

-чк-, -чн-, -нч-, -нщ-, -рщ-, -рч-, -ст-, -нт-, -щн-

Употребление Ь для обозначения грамматических форм: после шипящих в именах существительных женского рода III склонения в форме единственного числа именительного и винительного падежа; после шипящих в наречиях (исключения: уж, замуж, невтерпёж), после шипящих во втором лице единственного числа глаголов настоящего и простого будущего времени ( что делаешь? что сделаешь?); после шипящих и других согласных в повелительном наклонении ( что делай(те)? что сделай(те)?); в неопределённой форме глагола (после т и ч) ( что делать? что сделать?); в родительном падеже множественного числа существительных на -ня (I склонение), если перед -ня стоит гласная, а также в четырёх существительных-исключениях (барышня, боярышня, деревня, кухня).

Ь не пишется:

- после шипящих в именах существительных мужского рода II склонения в форме единственного числа именительного падежа;

- после шипящих в краткой форме имён прилагательных (мужской род);

- после шипящих в трёх наречиях-исключениях;

- после шипящих в родительном падеже множественного числа существительных женского рода на -а (I склонение);

- в родительном падеже множественного числа существительных на -ня (I склонение), если перед -ня стоит согласная (исключения: барышня, боярышня, деревня, кухня);

- в глаголах в форме третьего лица единственного и множественного числа настоящего и простого будущего времени ( что делает? что сделает? что делают? что сделают?);

Употребление разделительного Ъ: после согласного перед буквами е, ё, ю, я после приставки, оканчивающейся на согласную; в сложных словах, первую часть которых составляют числительные двух-, трёх-, четырёх-; в иноязычных по происхождению словах после приставки на согласную: ад-, диз-, ин-, интер-, кон-, контр-, об-, суб-, супер-, транс- или составной частицы пан-.


Обратить внимание!


Буква ъ не пишется перед буквами а, о, у, э, и, ы; в середине слова (не после приставки!) (Исключение – фельдъегерь.); на стыке частей сложного слова; в существительном подьячий (в этом слове нет приставки под-!).

В середине слова пишется разделительный ь; в середине слова (в корне) арьергард пишется разделительный ь, а не ъ, поскольку приставки ар- в русском языке нет; в слове изъян (тюрк.) пишется ъ по аналогии с глаголом изъять.


Разделительный Ь пишется в следующих случаях: в середине слова (не после приставки!) после согласного перед буквами е, ё, ю, я, если после согласного перед гласным звучит [ j ]; в некоторых заимствованных словах (как сигнал звука [ j ]) после согласного перед буквой о.

Тема 8. Правописание сложных слов


Написание существительных (музей-усадьба, юго-восток); прилагательных (ярко-зеленый), имен числительных и слов, имеющих в составе числительные (пол-лимона, пол-арбуза, пол-Москвы). Написание (вместо, вроде (= подобно), вследствие (= по причине), наподобие, насчет (= о), сверх, навстречу), союзов (чтобы, тоже, также, причём, притом, зато) и наречий ( вничью, внакладе, впоследствии, всухомятку, наполовину) .

Дефисное написание имен существительных, имен прилагательных, имен числительных и слов, имеющих в составе числительные; наречий (точь-в-точь, по-зимнему, мало-помалу), местоимений (кто-то, что-нибудь), частиц (–то, -либо, -нибудь, кое-(кой-), -ка, -де, -с, тка, -тко, -таки ).

Дефисные написания в научной и художественной речи (правописание терминов, эпитетов).

Раздельное написание имен существительных (юбка мини), прилагательных (вечнозеленый), имен числительных и слов, имеющих в составе числительные (пол большого дома). Слитное написание предлогов (в течение), частиц (бы, ли, же) и наречий (бок о бок). Исключения из правил.

Тема 9. Правописание н, нн в разных частях речи .

Имена прилагательные:1) Имена прилагательные с суффиксами -ан-, -ян-,-ин- (глиняный, серебряный, куриный. ).2) Имена прилагательные с суффиксами -онн-, -енн- (авиационный, родственный).3) Прилагательные, образованные от существительных с основой на -н с помощью суффикса -н- (картинный (картин-а + н-ый).

Причастия и имена прилагательные, образованные от глаголов:1) две буквы -н- в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов:1) с приставкой (вспаханный, отваренный ,но: смышлёный мальчик, названый брат);2) причастия с зависимыми словами ( варенная на молоке).3) причастия и прилагательные с суффиксами -ова-, -ева-, -ирова-:( маринованный, асфальтированный);4)причастие, образованное от бесприставочного глагола совершенного вида ( лишённый).

Одна -н- в кратких причастиях, две -н- а в кратких прилагательных (кроме формы единственного числа мужского рода). Написание одной или двух букв -н- в сложных прилагательных (гладкокрашеный (красить, несовершенный вид); гладкоокрашенный (окрасить, совершенный вид). Наречия, образованные от прилагательных с двумя -н-,( шли организованно). Исключения из правил. Именах существительные, образованные от прилагательных, причастий и отглагольных прилагательных ( столько -н-, сколько их было в производящей основе: воспитанник (от ‘воспитанный’), мученик (от ‘мученый’).Две -н- во всех словах, образованных от основ на -н, с суффиксом, начинающимся на -н: пенный (пен-а+н-ый), шестигранник (шесть+грань+ник).

Тема 10. Правописание суффиксов существительных, прилагательных, причастий, глаголов, наречий

Написание суффиксов в разных частях речи. Суффиксы имён существительных и их написание: -арь-, -тель-, -ник-, -ени- и др. Различение суффиксов -чик- и -щик-, -ек- и -ик. Типичные суффиксы имён прилагательных и их написание: -оват- (-еват-), -чив-, -лив-, -ист-, -оньк- (-еньк-) и др. Различение на письме суффиксов -к- и -ск-. Степени сравнения имён прилагательных и написание суффиксов в этих формах. Типичные суффиксы глаголов. Различение на письме суффиксов -ова-(-ева-) и -ива-(-ыва-). Правописание суффиксов у глаголов прошедшего времени. Суффиксы причастий. Выбор суффикса причастий настоящего времени в зависимости от спряжения глагола.

Тема 11. Правописание окончаний . Правописание безударных окончаний имен существительных . Правописание безударных окончаний имен прилагательных и причастий. Правописание безударных личных окончаний глагола. Буквы О, Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных и прилагательных. Буква Ы в окончаниях существительных и прилагательных после Ц. Буква И в окончаниях количественных числительных от 11 до 19.Исключения из правил.

Система правил, регулирующих правописание окончаний слов разных частей речи.


Тема 12. Правописание числительных. Мягкий знак в середине и на конце имен числительных Правописание сложных и составных порядковых числительных (шестнадцатый, девятисотый; две тысячи двенадцатый ).Правописание порядковых числительных, оканчивающихся на тысячный, миллионный, миллиардный (стотридцатитысячный (сто тридцать тысяч), пятидесятичетырехмиллионный (пятьдесят четыре миллиона), двухсоттридцатимиллиардный (двести тридцать миллиардов).. Правописание слов двухсполовинный, трехсполовинный, четырехсполовинный.Правописание дробных числительных ( три восьмых (3/8), четыре целых и одна шестая (4 1/6), три целых и одна четвертая, три с четвертью (3 1/4).) Числительные полтора (м. и ср. р.) - полторы (ж. р.) и полтораста. Собирательные числительные, образованные от количественных числительных четыре - десять, -ер-( четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро.

Тема 13. Правописание наречий. Слитное, раздельное и дефисное написание наречий. Трудные случаи написания наречий.


Тема 14. Правописание предлогов, союзов, частиц.

Дефисное написание непроизводных парных предлогов-сращений из-за, из-под и просторечные по-за, по-над, по-под, для-ради, за-ради ( из-за леса, из-под земли).Производные предлоги и предложные сочетания ( сквозь, близ) Производные предлоги благодаря, согласно, вопреки, управляющие формой дательного падежа существительного или местоимения( благодаря вовремя принятому решению; благодаря ему (ей, им); согласно вашему заявлению). Раздельное написание предлогов в виде, в деле, в меру, в области, в отличие от, в отношении, в продолжение, в связи с, в силу, в смысле, в течение, в целях, за исключением, за счет, по мере, по поводу, по причине. Предлоги в продолжение, в течение, их отличие от сочетаний существительных в предложном падеже, оканчивающихся на и, с предлогом в (в продолжении повести, в течении реки). Употребление производных предлогов. Правописание союзов Слитное написание союзов зато также тоже , чтобы (чтоб — разг.) притом и причем. Сочетание ни при чем (Правду говоря, здесь щука ни при чем..). Раздельное написание союзов то есть ,составных союзов (состоящие из двух и более слов) для того чтобы, потому что, так как, так что, тогда как, в то время как и др.

Частицы не и ни, их различение на письме. Не с разными частями речи. Глаголы с приставкой недо-, имеющие значение неполноты действия ( недосмотреть за ребенком — не досмотреть кинофильм).


Тема 15. Итоговое тестирование



9 класс


Тема 1. Пунктуация как система правил расстановки знаков препинания.

Некоторые сведения из истории русской пунктуации. Основное назначение пунктуации. Принципы русской пунктуации: грамматический, смысловой, интонационный.Структура предложения и пунктуация. Смысл предложения, интонация и пунктуация.

Основные функции пунктуационных знаков. Разделительные, выделительные знаки препинания, знаки завершения.


Тема 2. Знаки препинания в конце предложения. Предложение и его основные признаки; интонация конца предложений. Границы предложения, отражение её на письме. Употребление точки, вопросительного и восклицательного знаков в конце предложения. Выбор знака препинания с учётом особенностей предложения по цели высказывания и эмоциональной окрашенности.

Употребление многоточия при прерывании речи. Смысловая роль этого знака. Знаки препинания в начале предложения: многоточие, кавычки, тире в диалоге.


Тема 3. Знаки препинания внутри простого предложения.

Система правил данного раздела пунктуации. Знаки препинания между членами предложения.

Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении; интонационные особенности этих предложений.

Знаки препинания между однородными членами предложения. Грамматические и интонационные особенности предложений с однородными членами; интонация перечисления. Однородные и неоднородные определения, их различие на основе семантико-грамматической и интонационной характеристики предложения и его окружения ( контекста).

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. Интонационные особенности предложений с обособленными членами. Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с вводными словами. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями. Речевые формулы обращений, используемые в письменной речи.

Тема 4. Знаки препинания между частями сложного предложения.

Грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений.

Виды сложных предложений.

Знаки препинания между частями сложных предложений.


Тема 5. Знаки препинания при передаче чужой речи.

Прямая и косвенная речь. Оформление на письме прямой речи и диалога. Разные способы оформления на письме цитат.


Тема 6. Знаки препинания в связном тексте.

Связный текст как совокупность предложений, объединённых одной мыслью, общей стилистической направленностью и единым эмоциональным настроем. Поиски оптимального пунктуационного варианта с учётом контекста.


Тема 7. Повторение изученного.


Повторение и систематизация изученного в 8-9 классе. Пунктуация как система правил расстановки знаков препинания.

Знаки препинания в конце предложения. Знаки препинания внутри простого предложения. Знаки препинания между частями сложного предложения. Знаки препинания при передаче чужой речи. Знаки препинания в связном тексте. Подготовка к ОГЭ












Тематическое планирование


п/п

Тема

Дата

План

Дата

Факт

Содержание занятия

Тип и форма урока

Планируемые результаты

Предметные УУД Личностные

Виды и формы работы

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

1.

Орфография как система правил русского правописания.



Некоторые сведения из истории русской орфографии. Орфографическое правило как разновидность учебно-научного текста. Разделы русской орфографии: правописание морфем; слитные, дефисные и раздельные написания.


УИНМ

Иметь представление об орфографии как системе правил русского правописания. Научиться определять виды орфограмм в слове и верно обозначать орфограммы.

Коммуникативные: слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения.

Формирование знания о взаимосвязи всех разделов языкознания, русского языка в целом с культурой и историей России. Формирование сознания того, что владение РЯ – важнейший показатель культуры человека

Работа с текстом, словарно-орфографическая, составление плана, выполнение упражнений. Работа в парах.

2-4.

Трудные случаи правописания гласных в корне слова:

а) проверяемых ударением

б) не проверяемых ударением

в) чередующихся гласных



Система правил, связанных с правописанием морфем. Правописание гласных корня: безударные проверяемые и непроверяемые. Правописание словарных слов заимствованного происхождения.


Правописание корней с чередующимися гласными: 1) -кос-//-кас-, -лаг-//-лож-, -бер-//-бир-, -пер-//-пир-, -дер-//-дир-, - мер-//-мир- и др.(зависимость от глагольного суффикса -а-); 2) –раст (ращ)-//-рос-, -скак-//скоч- (зависимость от последующего согласного); 3) -гор-//-гар-, -твор-//-твар-, -клон-//-клан-, -зор-// -зар- (зависимость от ударения). 4)-мак-// -мок-, -равн-//- ровн-(зависимость от значения слова).

Уроки повторения и систематизации









Комбинированный урок

Знать основные орфографические и пунктуационные нормы русского языка.

Научиться соблюдать обязательные правила орфографии и пунктуации в письменной речи для облегчения понимания информации.

Научиться опознавать слова с изученными орфограммами, безошибочно писать, расставлять знаки препинания.

Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов.

Регулятивные: применять методы информационного поиска.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи, выявляемые в ходе проектирования структуры и содержания текста-рассуждения.


Формирование мотивации для повторения и систематизации изученного ранее материала и коррекции имеющихся пробелов в знаниях и умениях

Словарно – орфографическая работа, работа по опорным таблицам, анализ текста, составление диктанта.

5-6.

Трудные случаи правописания согласной в корне слова:

а) непроизносимые согласные и непроверяемые согласные;

б) двойные согласные.



Правописание согласных в корне слова:

1) правописание звонких/глухих согласных;

2) правописание непроизносимых согласных;

3) двойные согласные. Проверяемые и непроверяемые согласные.

Уроки-практикумы

Знать основные орфографические нормы.

Научиться опознавать языковые единицы, соблюдать в практике письма основные правила орфографии.

К: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Р: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний.

П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе решения лингвистической задачи

Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности

Словарно-орфографическая работа, распределительные диктанты, тесты.

7-8.

Правописание гласных после шипящих и Ц:

а) гласные после шипящих в корне, суффиксе и окончании;

б) гласные И-Ы после Ц.



Правописание о-ё после шипящих. Правописание и-ы после ц.

Буква ё после шипящих в корнях слов под ударением ( решетка – решето, дешевый – дешевле, черный – чернеть). Исключения. Буквы О-Ё В суффиксах прилагательных и существительных (каблучок, зайчонок,, доченька, дороженька ). Буквы О-Ё в окончаниях существительных и прилагательных ( парчовый – грушевый, плечом – кучей). Буква Ё во всех словах, образованных от глагола (выкорчевка, обнаженный).Правописание и-ы после ц .Буква и в корне после ц и в словах на –ция. Буква ы после ц в суффиксе и в окончании слов. Исключения.














Урок-исследование. Урок-практикум.

Научиться применять алгоритм написания О-Ё после шипящих в различных морфемах.

Уметь применять правило написания И – Ы после Ц.

К: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Р: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний.

П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе решения лингвистической задачи

Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности (анализу)

Морфемный разбор, составление таблицы «О и Е после шипящих», словарно-орфографическая работа, творческий диктант, выборочно- распределительные упражнения. Работа в группах.

9-10.








































Правописание приставок:

а) на –З и –С и Ы-И после русских приставок,

оканчивающихся на согласную

б) при- и пре-

в) написание некоторых слов иноязычного происхо



Правописание приставок. Одновариантные (не изменяются на письме): об-(обо-,)от-(ото-),над-(н)адо-),под-(подо-),пред-(предо),в-(во-),за-,на-,вы-,у-,о-,су-,по-,пра-про.

Двухвариантные (меняют «з» на «с» перед глухими согласными): без- бес--вз-- вс-,воз- вос-,из- ис-,низ- нис-, раз- - рас-,роз – рос-,чрез-(через-) – чрес-(черес-).

Смысловые (различаются по значению): пре—при-

Фонетический и морфологический

Урок-поиск путей решения проблемной ситуации.

Урок-практикум.


Знать основные орфографические правила по темам; уметь различать смысловые значения приставок при- и пре- в словах, близких по звучанию, но разных по значению; обратить внимание на написание иноязычных слов типа: престиж, привилегия, президент.

К: формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы)

Р: формировать ситуацию саморегуляции, т.е. операционального опыта(учебных знаний и умений)

П: объяснять языковые явления и процессы, выявляемые в ходе проектирования индивидуального маршрута восполнения проблемных зон



Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической и творческой деятельности

Работа по опорным таблицам; выборочно-распределительные упражнения, этимологический разбор; сочинения на лингвистическую тему.

ждения.




принципы написания. Роль смыслового анализа слова при различении приставок. Значение иноязычных приставок анти-, диа-, ди-, дис-, контр-, супер-, суб-. Особенности употребления в научном стиле речи с иноязычными приставками.







11.

Контрольная работа (тестирование)



Контроль уровня знаний и умений по изученным темам

Урок контроля

Уметь соблюдать орфографические и пунктуационные нормы, опознавать части речи, определять в них морфемы, постоянные и непостоянные признаки, выявлять смысловые отношения между словами в предложениях.

К: формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы).

Р: формировать ситуацию саморегуляции.

П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения контрольных заданий.

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической, проектной деятельности

Контрольная работа

12.

Употребление ь, ъ.



Правописание Ь для обозначения мягкости, разделительный Ь, отсутствие Ь в сочетаниях согласных НЧ, НЩ, РЧ,НЧ, ЧК и др.

Правописание Ъ после приставок и в заимствованных словах. Сложные случаи употребления Ъ и Ь.

УИНМ

Знать основные правила написания Ь и Ъ.

Научиться использовать имеющиеся знания на практике, видеть орфограмму в слове и верно ее обозначать, применять алгоритм для верного написания.

К: формировать навыки речевых действий: использования адекватных языковых средств для отображения в форме устных и письменных речевых высказываний.

Р: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, к преодолению препятствий.

П: объяснять языковые явления и процессы, выявляемые в ходе анализа текста, предложения, слова, словосочетания

Формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию

Словарно -орфографические работы, словообразовательный и морфологический разбор, выборочно-распределительные, предупредительные диктанты; анализ текста.

13-14.













Правописание сложных слов:

а) существительных;

б) прилагательных;

в) правописание слов с пол- и полу-.











Правописание сложных существительных (музей-усадьба, юго-восток); прилагательных (ярко-зеленый), имен числительных и слов, имеющих в составе пол (пол-лимона, пол-арбуза, пол-Москвы).

Дефисное написание имен существительных, имен прилагательных, имен числительных и слов, имеющих в составе числительные; наречий (точь-в-точь, по-зимнему, мало-помалу), местоимений (кто-то, что-нибудь), частиц (–то, -либо, -нибудь, кое-(кой-), -ка, -де, -с, тка, -тко, -таки ).

Дефисные написания в научной и художественной речи (правописание терминов, эпитетов).

Раздельное написание имен существительных (юбка мини). Исключения из правил.


Урок-исследование

Знать: основные правила слитного, раздельного, дефисного написания сложных слов.

Научиться: использовать имеющиеся знания на практике, видеть орфограмму в слове и верно применять необходимое правило.

К:формировать навыки речевых действий: использования адекватных языковых средств для отображения в форме устных и письменных речевых высказываний.

Р: осознаватьсамого себя как движущую силу своего научения,свою способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, к преодолению препятствий.

П: объяснять языковые явления и процессы, выявляемые в ходе проектирования индивидуального маршрута восполнения проблемных зон.



Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной исследовательской деятельности



Работа с алгоритмом, выборочно- распределительные, объяснительные, проверочные диктанты, работа с текстом.


15.


Контрольная работа ( в формате ОГЭ)












Контрольная работа содержит задания, проверяющие владение изученными ранее орфографическими правилами.

Урок контроля

Знать: основные орфографические правила.

Научиться: использовать имеющиеся знания на практике, видеть орфограмму в слове и верно применять необходимое правило.

К: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Р: проектировать траектории развития через включение в новые виды самодиагностики.

П: объяснять языковые явления, связи, процессы

Формирование устойчивой мотивации к самодиагностике

Комплексная контрольная работа











16.
















17-18.

Анализ контрольной работы.

Работа над ошибками.









Н и НН в различных частях речи:

а) в отыменных частях речи: в прилагательных, наречиях, существительных, на стыке морфем.

б) в отглагольных частях речи.



Коррекция выявленных пробелов в знаниях и умениях обучающихся. Выполнение коррекционных заданий. Анализ трудных случаев написания слов.








Суффиксы имен прилагательных -ан-, -ян-,-ин-; -онн-, -енн. Прилагательные, образованные от существительных с основой на -н с помощью суффикса -н- .

Причастия и имена прилагательные, образованные от глаголов:1) две буквы -н- в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов:1) с приставкой; 2) причастия с зависимыми словами; 3) причастия и прилагательные с суффиксами -ова-, -ева-, -ирова ;4)причастие, образованное от бесприставочного глагола совершенного вида ( лишённый).

Одна -н- в кратких причастиях , две -н- в кратких прилагательных (кроме формы единственного числа мужского рода). Написание одной или двух букв -н- в сложных прилагательных. Наречия, образованные от прилагательных с двумя -н-. Исключения из правил. Именах существительные, образованные от прилагательных, причастий и отглагольных прилагательных. Две -н- во всех словах, образованных от основ на -н, с суффиксом, начинающимся на –н.


Урок коррекции.














Урок повторения и систематизации

Знать: алгоритм работы над ошибками

Уметь: пользоваться алгоритмом в процессе коррекционной работы






Углубить знания по теме, уточнить все исключения по теме; выработать навык правильного написания орфограмм.

К: добывать недостающую информацию с помощью вопросов.

Р: формировать ситуацию саморегуляции

П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования при работе с алгоритмом







К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества

П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы со словом, с текстом.

Формирование интереса к аналитической деятельности













Формирование навыков применения алгоритма выполнения задачи

Работа над ошибками, выполнение упражнений, анализ трудных случаев написания и типичных ошибок. Индивидуальная и групповая работа.

Работа по опорным таблицам; выборочно-распределительные упражнения, этимологический разбор













19.

Правописание суффиксов существительных, прилагательных, причастий, глаголов, наречий

























Написание суффиксов в разных частях речи. Суффиксы имён существительных и их написание: -арь-, -тель-, -ник-, -ени- и др. Различение суффиксов -чик- и -щик-, -ек- и -ик. Типичные суффиксы имён прилагательных и их написание: -оват- (-еват-), -чив-, -лив-, -ист-, -оньк- (-еньк-) и др. Различение на письме суффиксов -к- и -ск-. Степени сравнения имён прилагательных и написание суффиксов в этих формах. Типичные суффиксы глаголов. Различение на письме суффиксов -ова-(-ева-) и -ива-(-ыва-). Правописание суффиксов у глаголов прошедшего времени. Суффиксы причастий. Выбор суффикса причастий настоящего временив зависимости от спряжения глагола.

Уроки-практикумы

Расширить представление о суффиксах существительных, углубить знания о суффиксах прилагательных, глаголов, причастий, выработать прочный навык их написания.

К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

Р: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.

П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения заданий

Формирование навыков индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности

Работа с опорными схемами, с алгоритмом, творческие диктанты, работа с текстом, сочинение по опорным словам.

20-22.

Трудные случаи

правописания окончаний разных частей речи:

а) падежных окончаний существительных, прилагательных;

б) безударных окончаний глаголов настоящего и будущего времени.



Правописание безударных окончаний имен существительных . Правописание безударных окончаний имен прилагательных и причастий. Правописание безударных личных окончаний глагола. Буквы О, Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных и прилагательных. Буква Ы в окончаниях существительных и прилагательных после Ц. Буква И в окончаниях количественных числительных от 11 до 19.Исключения из правил.

Система правил, регулирующих правописание окончаний слов разных частей речи.


Урока-погружения.

Знать правила написания окончаний в словах разных частей речи.

Уметь применять правила на практике.

К: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с орфоэпическими нормами родного языка.

Р: определять уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.

П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе решения лингвистической задачи

Формирование навыков работы по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя

Работа с опорными схемами, орфографический разбор, выборочно-распределительные упражнения.

23-24.

Трудные случаи правописания числительных



Мягкий знак в середине и на конце имен числительных Правописание сложных и составных порядковых числительных. Правописание порядковых числительных, оканчивающихся на тысячный, миллионный, миллиардный. Правописание слов двухсполовинный, трехсполовинный, четырехсполовинный.Правописание дробных числительных. Числительные полтора (м. и ср. р.) - полторы (ж. р.) и полтораста. Собирательные числительные, образованные от количественных числительных четыре до десять.

Контрольная работа.


Уроки-практикумы.

Знать правила написания имен числительных, уметь применять правила на практике, уметь работать по алгоритму.

К: формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы).

Р: формировать ситуацию саморегуляции.

П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения контрольных заданий

Формирование устойчивой мотивации к обучению в группе



Работа с таблицами, диктанты с творческими заданиями, работа с сигнальными карточками.

25-26.

Правописание наречий:

а) слитное написание;

б) раздельное написание;

в) дефисное написание.



Слитное, раздельное и дефисное написание наречий. Трудные случаи написания наречий.

Урокиповторения

Углубить знания по теме, повторить исключения; выработать навык правильного написания наречий.

К:формировать навыки речевых действий: использования адекватных языковых средств для отображения в форме устных и письменных речевых высказываний.

Р: осознаватьсамого себя как движущую силу своего научения,свою способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, к преодолению препятствий.

П: объяснять языковые явления и процессы, выявляемые в ходе проектирования индивидуального маршрута восполнения проблемных зон.


Формирование познавательного интереса к предмету изучения

Составление таблиц, проверочные, предупредительные диктанты, тесты.

27-28.

Правописание союзов.








Правописание союзов Слитное написание союзов зато также тоже , чтобы (чтоб — разг.) притом и причем. Сочетание ни при чем. Раздельное написание союзов то есть , составных союзов для того чтобы, потому что, так как, так что, тогда как, в то время как и др.


Уроки обобщения и систематизации изученного

Углубить знания по теме; научиться различению союзов и сочетаний местоимения или наречия с предлогом или частицей.

К: формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и другие формы работы).

Р: формировать ситуацию саморегуляции.

П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения лингвистических заданий

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной деятельности

Составление опорной таблицы, работа с алгоритмами, задания с кратким ответом.

29-30.




























30.

Правописание частиц:

а) слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи;

б) написание частиц БЫ, ЖЕ, ЛИ, ТО, КАКОЕ и т.д.;

в) различение частиц НЕ и НИ.

Правописание НИ.

Лингвистическое сочинение.



Не с разными частями речи. Глаголы с приставкой недо-, имеющие значение неполноты действия

( недосмотреть за ребенком — не досмотреть кинофильм).


Правописание частиц БЫ, ЛИ, ЖЕ, ТО и др.

Различение частиц НЕ и НИ.

Правописание НИ.

Комбинированные уроки, практикум

Углубить знания по теме, обобщить имеющиеся знания, выработать навык различения НЕ – частицы, НЕ – приставки.

К:формировать навыки речевых действий: использования адекватных языковых средств для отображения в форме устных и письменных речевых высказываний.

Р: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, к преодолению препятствий.

П: объяснять языковые явления и процессы, выявляемые в ходе проектирования индивидуального маршрута восполнения проблемных зон.











Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической и творческой деятельности

Осложненное списывание, тестирование, творческие диктанты.

Лингвистическое сочинение.

31-32.

Правописание предлогов.



Дефисное написание непроизводных парных предлогов-сращений из-за, из-под и просторечные по-за, по-над, по-под, для-ради, за-ради ( из-за леса, из-под земли).Производные предлоги и предложные сочетания. Производные предлоги благодаря, согласно, вопреки, управляющие формой дательного падежа существительного или местоимения. Раздельное написание предлогов в виде, в деле, в меру, в области, в отличие от, в отношении, в продолжение, в связи с, в силу, в смысле, в течение, в целях, за исключением, за счет, по мере, по поводу, по причине. Предлоги в продолжение, в течение, их отличие от сочетаний существительных в предложном падеже, оканчивающихся на и. Употребление производных предлогов.


Уроки повторения, обобщения и систематизации изученного

Углубить знания по теме, уточнить все случаи правописания производимых предлогов.

К: представлять конкретное содержание и сообщать его в устной и письменной форме.

Р: определять уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности

П: : объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры и конструирования предложения, текста.



Формирование устойчивой мотивации к самостоятельному и коллективному исследованию и конструированию предложений и текстов

Осложненное списывание, тестирование, творческие диктанты.

33-34.

Итоговая контрольная работа в формате ОГЭ.



Проведение итоговой контрольной работы в формате ОГЭ.

Урок контроля

Знать: основные орфографические правила.

Научиться: использовать имеющиеся знания на практике, видеть орфограмму в слове и верно применять необходимое правило.

К: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Р: проектировать траектории развития через включение в новые виды самодиагностики.

П: объяснять языковые явления, связи, процессы

Формирование устойчивой мотивации к самодиагностике

Задания в формате ОГЭ

35.

Лингвистический вечер «Секреты русской орфографии»



Повторение правил русской орфографии

Урок-игра

Подвести итоги занятиям, к дальнейшему изучения русского языка.

К: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения лингвистических заданий

Формирование устойчивой мотивации к рефлексии, самоанализу результатов обучения

Занимательные упражнения, творческие задания















9 класс


№ п/п

Тема


Дата

План

Дата

Факт

Содержание занятия,

основные понятия

Тип урока

Планируемые результаты


Предметные УУД Личностные

Виды и формы работы


1

Вводное занятие. Пунктуация как система правил расстановки знаков препинания



Некоторые сведения из истории русской пунктуации. Основное назначение пунктуации. Принципы русской пунктуации: грамматический, смысловой, интонационный.

Структура предложения и пунктуация. Смысл предложения, интонация и пунктуация.

Основные функции пунктуационных знаков. Разделительные, выделительные знаки препинания, знаки завершения.

УИНМ

Знать основное назначение пунктуации, основные функции пунктуационных знаков


Уметь правильно определять разделительные, выделительные знаки препинания, знаки завершения.

Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов.

Регулятивные: применять методы информационного поиска.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи, выявляемые в ходе проектирования структуры и содержания текста-рассуждения.


Формирование «стартовой» мотивации к изучению нового материала

Самостоятельная работа с учебником, комплексный анализ текста, упражнения по аналогии, исследования речевые и пунктуационные практикумы в течение урока, развитие коммуникативных навыков.

2-4.

Знаки препинания в конце предложения




Предложение и его основные признаки; интонация конца предложений. Границы предложения, отражение её на письме. Употребление точки, вопросительного и восклицательного знаков в конце предложения. Выбор знака препинания с учётом особенностей предложения по цели высказывания и эмоциональной окрашенности.

Употребление многоточия при прерывании речи. Смысловая роль этого знака. Знаки препинания в начале предложения: многоточие, кавычки, тире в диалоге.

Урок повторения и систематизации

Знать основные признаки предложения.

Уметь правильно выбирать знаки препинания на границе предложения с учётом его особенностей по цели высказывания и эмоциональной окрашенности;

исправлять пунктуационные ошибки.

Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов.

Регулятивные: применять методы информационного поиска.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи.

Формирование навыков работы по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя

Самостоятельная работа с учебником, комплексный анализ текста, упражнения по аналогии, исследования речевые и пунктуационные практикумы в течение урока, развитие коммуникативных навыков.

5.

Контрольная работа ( в формате ОГЭ)



Контрольная работа содержит задания, проверяющие владение изученными ранее орфографическими правилами.

Урок контроля.

Знать: основные орфографические правила.

Научиться: использовать имеющиеся знания на практике, видеть орфограмму в слове и верно применять необходимое правило.

К: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Р: проектировать траектории развития через включение в новые виды самодиагностики.

П: объяснять языковые явления, связи, процессы

Формирование интереса к аналитической деятельности

Выполнение заданий в формате ОГЭ.

6-16.

Знаки препинания внутри простого предложения



6. Система правил данного раздела пунктуации.

Знаки препинания между членами предложения.

7. Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении; интонационные особенности этих предложений.

8-9. Знаки препинания между однородными членами предложения. Грамматические и интонационные особенности предложений с однородными членами; интонация перечисления.

10. Однородные и неоднородные определения, их различие на основе семантико-грамматической и интонационной характеристики предложения и его окружения ( контекста).

11-12. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. Интонационные особенности предложений с обособленными членами.

13-14. Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с вводными словами.

15. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями. Речевые формулы обращений, используемые в письменной речи.

16. Пунктуационное выделение междометий. Контрольное тестирование.

Уроки-практикумы

Знать систему правил постановки знаков препинания внутри простого предложения.

Уметь правильно расставлять знаки препинания внутри простого предложения;

исправлять пунктуационные ошибки.

К:формировать навыки речевых действий: использования адекватных языковых средств для отображения в форме устных и письменных речевых высказываний.

Р: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, к преодолению препятствий.

П: объяснять языковые явления и процессы, выявляемые в ходе анализа текста, предложения, слова, словосочетания.

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической и творческой деятельности

Самостоятельная работа со справочной литературой, комплексный анализ текста, упражнения по аналогии, задания исследовательского характера.

17-22.

Знаки препинания между частями сложного предложения




17. Грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений.

18-22. Виды сложных предложений.

Знаки препинания между частями сложных предложений.


Уроки-практикумы.

Знать грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений, виды сложных предложений.

Уметь правильно расставлять знаки препинания между частями сложного предложения;

исправлять пунктуационные ошибки.


К: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения анализа текста

Формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы

Самостоятельная работа со справочной литературой, комплексный анализ текста, упражнения по аналогии, исследования речевые и пунктуационные практикумы в течение урока, развитие коммуникативных навыков.

23-25.

Знаки препинания при передаче чужой речи.




23. Прямая и косвенная речь. Оформление на письме прямой речи и диалога.

24. Разные способы оформления на письме цитат.

25. РР.Сочинение в формате ОГЭ (15.2)

Уроки повторения и систематизации изученного

Знать, что такое прямая и косвенная речь.

Уметь правильно оформлять на письме прямую речь и диалог, владеть разными способами оформления на письме цитат; исправлять пунктуационные ошибки.

К: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования предложений с прямой речью

Формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию

Самостоятельная работа с источниками информации, с художественным текстом, комплексный анализ текста, упражнения по аналогии, исследования, речевые и пунктуационные практикумы в течение урока, развитие коммуникативных навыков.

26-29.

Знаки препинания в связном тексте




26-27. Связный текст как совокупность предложений, объединённых одной мыслью, общей стилистической направленностью и единым эмоциональным настроем. Поиски оптимального пунктуационного варианта с учётом контекста.

28. РР. Сжатое изложение в формте ОГЭ

29. РР. Сочинение в формате ОГЭ (15.3)

Уроки-практикумы.

Знать, что такое связный текст как совокупность предложений.


Уметь правильно оформлять на письме связный текст как совокупность предложений; исправлять пунктуационные ошибки.

К: определять цели и функции участников , способы взаимодействия, планировать общие способы работы

Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе проектирования индивидуального маршрута

Формирование познавательного интереса к индивидуальной и коллективной деятельности в ходе выполнения заданий по тексту

Самостоятельная работа со справочной литературой, комплексный анализ текста, упражнения по аналогии, исследования, речевые и пунктуационные практикумы в течение урока, развитие коммуникативных навыков.

30-34.

Заключение




30. Повторение и систематизация изученного в 8-9 классе. Пунктуация как система правил расстановки знаков препинания.

31. Контрольная работа в формате ОГЭ.

32. Знаки препинания в конце предложения. Знаки препинания внутри простого предложения.

33. Знаки препинания между частями сложного предложения. Знаки препинания при передаче чужой речи. Знаки препинания в связном тексте. Подготовка к ОГЭ.

Уроки повторения и систематизации изученного.

Знать основные орфографические и пунктуационные нормы русского языка.

Научиться соблюдать обязательные правила орфографии и пунктуации в письменной речи для облегчения понимания информации.

Научиться опознавать слова с изученными орфограммами, безошибочно писать, расставлять знаки препинания.


Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов.

Регулятивные: применять методы информационного поиска.

П: объяснять языковые явления и процессы, выявляемые в ходе выполнения учебного задания


Формирование познавательного интереса к индивидуальной и коллективной деятельности в ходе выполнения тестовых заданий

Самостоятельная работа с учебником, комплексный анализ текста, упражнения по аналогии, исследования речевые и пунктуационные практикумы в течение урока, развитие коммуникативных навыков.













Материально-техническое обеспечение учебного предмета:


  1. Школьный курс по русскому языку в таблицах и схемах (набор таблиц).

  2. CD-ROM Готовимся к ЕГЭ. – М.: Просвещение-МЕДИА, 2005 г.

  3. CD-ROM Справочные материалы по русскому языку. – М.: Новый диск, 2007 г.

  4. Презентации учителя.


Список литературы:


  1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.: Просвещение, 2001 г.

  2. Богданова Г.А. Лингвистический тренажёр. Тестовые задания по русскому языку в 8 классе. – М.: Просвещение, 2009 г.

  3. Валгина В.С. Трудности современной пунктуации. – М : Просвещение, 2011 г.

  4. Влодавская Е.А. Поурочные разработки по русскому языку. 8 класс. – Волгоград: Учитель, 2007 г.

  5. Макарова Б.А. Абсолютная пунктуационная грамотность. – М.: Астрель, 2012 г.

  6. Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д., Александрова О.М. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений «Русский язык» – М.: Просвещение, 2012 г.

  7. Ткаченко Н. Русский язык. Диктанты 7 класс. – М.: Айрис-пресс, 2012 г.

  8. Францман Е.К. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы. М.: Просвещение. 2012 г.

  9. Штоль А.А. Русский язык в таблицах для школьников и абитуриентов. – М.: Тригон, 2012 г.

  10. Энциклопедия для детей, том 10: Языкознание. Русский язык. – М.: Аванта+, 1998 г.

  11. Русский язык. Подготовка к ОГЭ. 9 класс. Под редакцией Н.А. Сениной. Ростов-на-Дону, «Экзамен», 2016 год.

  12. Г. Т. Егораева. Русский язык. ГИА – 2016. 9 класс. Москва, «Экзамен», 2016 год.

  13. Н.А. Сенина, С.В. Гармаш. Русский язык. 9 класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации. Ростов-на-Дону, «Экзамен», 2016 год

  14. Цыбулько И.П. Государственная итоговая аттестация – 2017. Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации. Федеральный институт педагогических измерений. Издательство АСТ, Астрель 2017г.

  15. Материалы сайта ФИПИ. http://www.fipi.ru/



Литература для обучающихся:


1. Скворцов Л. И. Культура русской речи: Словарь-справочник. — М., 2010.

2. Скворцов Л. И. Правильно ли мы говорим по-русски?— М., 2009.

3. Горбачевич К.С. Нормы современного русского язы­ка.— М„ 2012.

4. Баранов М.Т. Школьный словарь образования слов русского языка. — М.

5. Шапиро А.Б. Современный русский язык: Пункту­ация.— М., 2011г.

6. Шапиро А.Б. Русское правописание. — М., 2000.

7. Шварцкопф Б.С. Современная русская пунктуация. —М„ 2008.

8. Ушаков Д.Н., Крючков С.Е.Орфографический словарь для учащихся

общеобразовательных школ, гимназий.— 43-е изд.— М., 2001.

9. Одинцов В.В., Иванов В.В., Смолицкая Г.П. и др. Школьный словарь

иностранных слов / Под ред. IIИ. Иванова.—4-е изд. — М., 2010






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!