Рабочая программа элективного курса «Тайны текста»
Пояснительная записка:
Ступень обучения: основное общее образование, 9 класс
Количество часов: 17 Уровень: базовый
Программа разработана на основе учебно-методическогопособия «Русский язык. 9 класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации – 2012». Авторы: Н. А. Сенина, С. В. Гармаш, С. А. Диденко, Г. Н. Кобякова. Издательство: Ростов-на-Дону: Легион, 2011.
1.Актуальность
Представленный курс поможет обучающимся подготовиться к сочинению – рассуждению, предусмотренному новой формой итоговой аттестации в 9 классе.
2. Новизна программы
В предоставлении большего количества разнообразных заданий, которые можно использовать выборочно. Отбор текстов осуществлен с точки зрения нравственного и этического воспитания. Акцентирование внимания на взаимопроверке, рецензировании, редактировании текстов.
3. Цели и задачи образовательной области и учебного курса:
1) Теоретические:
Освоение знаний о языке и речи: литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи;
Развивающие:
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;
Практические:
Совершенствование коммуникативных умений;
Овладение умением проводить лингвистический, стилистический анализ текста, определять авторскую позицию, выражать собственное мнение по заявленной проблеме, подбирать убедительные доказательства своей точки зрения; логично и образно излагать свои мысли, составлять связное высказывание;
Воспитательные:
Воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения;
Воспитание стремления к самостоятельной работе по приобретению знаний и умений в различных областях жизни;
Применяемые технологии:
1. технология исследовательской деятельности учащихся;
2. технология проблемного обучения.
3.информационные технологии
.
Таблица тематического распределения количества часов:
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов по рабочей программе |
1. | Текст. Переработка текста | 10 |
2. | Лингвистический анализ текста | 7 |
| ИТОГО: | 17 |
Перечень практических работ
Практических работ - 4
Требования к подготовке учащихся
Учащиеся должны знать:
- структурные особенности сжатого пересказа текста, основные приёмы сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение);
- структурные особенности высказывания на лингвистическую тему и развёрнутого ответа на вопрос по тексту (тезис, аргументы, заключение);
- различные виды лингвистического анализа текста (фонетический, лексический, стилистический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический), особенности орфографического и пунктуационного разборов;
- роль морфемного, словообразовательного, морфологического, синтаксического разборов в практике правописания.
Учащиеся должны уметь:
- точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемых в тексте, адекватно воспринимать замысел автора текста,
- извлекать необходимую информацию из текста;
- правильно, точно и лаконично излагать содержание текста; сокращать текст с использованием приёмов сжатия;
- создавать собственные высказывания на лингвистическую тему и давать развёрнутый ответ на вопрос по данному тексту;
- находить языковые (лингвистические) явления в тексте по данным вопросам (лингвистический анализ текста).
Календарно – тематическое планирование
№ | Тема занятия | Формы контроля | Дата план. | Дата факт. |
1. | Основные цели и задачи курса. Требования к творческой работе. Памятка «Советы по написанию сочинения» | | | |
2. | Определение функционального стиля текста. Работа со смысловыми типами речи. | | | |
3. | Анализ текста художественного стиля с грамматическим заданием. | Анализ текста | | |
4. | Обучающее сочинение по тексту худ.стиля. Повторение орфографии. | Обучающее сочинение | | |
5. | Рецензирование, редактирование собственной творческой работы. | | | |
6. | Анализ текста публицистического стиля с грамматическим заданием. Композиция. Повторение орфографии. | Анализ текста | | |
7. | Обучающее сочинение по тексту публицистического стиля. | Обучающее сочинение | | |
8. | Рецензирование и редактирование творческих работ. | | | |
9. | Функциональные особенности научного стиля. Повторение синтаксиса. | | | |
10. | Анализ текста научного стиля с грамматическим заданием. | Анализ текста | | |
11. | Обучающее сочинение по тексту научного стиля. | Обучающее сочинение | | |
12. | Рецензирование и редактирование творческих работ. | | | |
13. | Анализ текста разговорного стиля. Особенности. Повторение синтаксиса. | Анализ текста | | |
14. | Обучающее сочинение по тексту разговорного стиля. | Обучающее сочинение | | |
15. | Рецензирование и редактирование творческих работ. | | | |
16. | Функциональные особенности официально-делового стиля. | | | |
17. | Закрепление материала. Практическая работа. | Практическая работа. | | |
Литература
1.Архарова Д.И., Долинина Т.А. Анализ текста и написание рецензий. Домашний репетитор.
2.Богданова Г.А. Уроки русского языка в 9 классе
3.Григорьева Н.А. практикум – справочник для подготовки к ЕГЭ по русскому языку.
4.Егорова Н.В., Дмитриева А.П. Поурочные разработки по русскому языку. Классическая программа и подготовка к ЕГЭ.
5.Михайлова Е.В. Тесты и тексты для комплексного анализа.
6.Угроватова Т.Ю. Материалы для подготовки к итоговой аттестации в 9 классе.