Класс: 10
Учитель: Макаров Н.А.
Количество часов: 34 Всего в неделю – 1 час
В условиях становления правового государства важное значение приобретают вопросы формирования и закрепления нового юридического мышления, общей и правовой культуры, правосознания. Знания о правах и свободах человека являются одной из составляющих модернизации образования. При изучении теоретических вопросов по различным отраслям права формируется система ценностей и установок человеческого поведения, приобретаются знания по теории права и умения, необходимые для самостоятельной жизни человека в обществе. В результате изучения курса «Правоведение» воспитываются понимание человеческого достоинства, уважение к другим людям, толерантность, стремление к использованию ненасильственных средств разрешения конфликтов, развиваются чувство солидарности и стремление к сотрудничеству с другими людьми.
Программа курса «Правоведение» предназначена для 10-го класса. Этот курс позволяет учитывать интересы, склонности и способности каждого ребенка, создает условия для обучения старшеклассников в соответствии с их желаниями освоить ту или иную профессию в будущем, имеющую правовую направленность.
Данный элективный образовательный курс рассчитан на 35часов, 1час в неделю.
Курс «Правовой практикум» является источником знаний, который расширяет и углубляет базовый компонент. Данный правовой курс не просто поможет сформировать устойчивую мотивацию подростка на дальнейшее познание юриспруденции, но и позволит ему успешно самоопределиться в выборе будущей профессии, заложит основы правовой компетенции.
Основными целями данного курса являются:
Создать условия для формирования и развития у учащихся теоретических знаний и практических умений в области прав человека.
Формирование правовой компетентности учащихся
Создать условия для формирования интереса к изучению прав человека, понимания их ценности для развития демократического общества.
Развитие у учащихся гражданственности
Подготовка учащихся к осмысленной жизни и деятельности в демократическом правовом государстве, гражданском обществе
Для достижения этих целей требуется выполнение следующих задач:
Утверждение в сознании учащихся гражданских, патриотических, правовых и общечеловеческих ценностей, взглядов и убеждений.
Показать значимость правовой информации для современного гражданина страны, активизировать познавательную деятельность подростка по осмыслению жизненных проблемных ситуаций.
Рассмотреть правовые ситуации и модели правомерного поведения личности, опираясь на социальный опыт учащихся.
Усвоение знаний об основных отраслях права.
Усвоение знаний об основных международных стандартах в области прав человека, изучение основных международных документов по правам человека.
В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения:
Поиска информации по заданному юридическому вопросу
Выделять противоречия, лежащие в юридической области
Самостоятельной работы с юридическими документами
Выявления причин возникновения проблемы, оценки способов решения проблемы
Объяснения роли права в жизни общества и уметь применять эти знания в различных жизненных ситуациях
Давать правовую оценку собственным действиям, действиям окружающих, явлениям жизни
Перечисленные умения формируются на основе знаний об отраслях права, содержании Конституции РФ
Методы преподавания определяются целями и задачами курса, направленного на формирование способностей учащихся и основных компетентностей в предмете.
Метод проблемного обучения основан на создании проблемной ситуации, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов
Интересным приемом использования проблемного метода можно назвать дидактические игры
Исследовательский метод обеспечивает овладение методами научного познания в процессе поиска и является условием формирования интереса
Приемы организации деятельности:
Лекция
Мини-сочинение
Семинар
Практическая работа
Ролевая игра
Деловая игра
«Мозговой штурм»
Работа с источниками
Во время учебных занятий могут использоваться различные виды индивидуальной, парной и групповой работы.
Система контроля подразумевает диагностику эффективности организации учебной деятельности, используя метод само- и взаимоконтроля учащимися знаний. Также используются следующие виды контроля:
Текущий (устный опрос, тесты, решение правовых задач);
Итоговый (написание эссе, подготовка презентации).
Учебно-тематическое планирование
№ | Наименование разделов и тем курса | Всего часов |
1. | Государство. Понятие и виды государств | 1 |
2. | .Государственный аппарат. Внешние и внутренние функции. Суверенитет | 1 |
3. | Конституционное право. Конституции в России. | 1 |
4. | Основы конституционного строя. | 1 |
5. | Гражданство в РФ. | 1 |
6. | Федеративное устройство. | 1 |
7. | Президент РФ. | 1 |
8. | Парламент РФ | 1 |
9. | Законодательный процесс в РФ. | 1 |
10. | Правительство РФ. | 1 |
11 | Правоохранительные органы . Судебная власть в РФ | 1 |
12 | Прокуратура | 7/1 |
13 | Адвокатура | 1 |
14 | Конституционные права граждан | 1 |
15 | Конституционные обязанности граждан | 1 |
16 | Права ребенка. | 1 |
17 | Нарушения прав человека. Защита прав человека в мирное время. | 1 |
18 | Международные договоры о правах человека. Международная защита прав человека в условиях военного времени. | 1 |
19-20 | Выборы в РФ | 2 |
21-22 | Гражданское право. | 2 |
23-25 | Трудовое право | 2 |
26-28 | Уголовное право | |
29-30 | Административное право. | 2 |
31-32 | Семейное право | |
33-34. | Итоговое занятие. | 1 |
35 | Резерв. | 2 |
| ВСЕГО | 35 |
Календарно-тематическое планирование на 2020/2021 уч.г.
№ | Наименование разделов и тем курса | Дата план | Дата факт |
1 | Понятие и виды государств. | | |
2 | Государственный аппарат, внешние и внутренние функции, суверенитет | | |
3. | Конституционное право. Понятие конституции, ее виды. | | |
4. | Конституции в России. | | |
5. | Гражданство в РФ | | |
6. | Федеративное устройство | | |
7. | Президент | | |
8. | Федеральное Собрание. Совет Федерации. Государственная Дума. | | |
9. | Законодательный процесс в РФ | | |
10. | Исполнительная власть. Правительство РФ | | |
11. | Правоохранительная власть в РФ. Суды | | |
12. | Прокуратура. | | |
13 | Адвокатура. | | |
14 | Конституционные права граждан. | | |
15 | Конституционные обязанности граждан | | |
16 | Права ребенка. | | |
17 | Нарушения прав человека. Защита прав человека в мирное время | | |
18 | . Международные договоры о правах человека. Международная защита прав человека в условиях военного времени. | | |
19-20 | Выборы в РФ. Избирательное право, избирательный процесс | | |
21-22 | Гражданское право | | |
23-25 | Трудовое право. | | |
26-28 | Уголовное право. | | |
29-30 | Административное право. | | |
31-32 | Семейное право | | |
33-34. | Итоговое занятие. | | |
35 | Резерв. | | |
Литература.
Всеобщая декларация прав человека.
Гражданский кодекс РФ. Москва.2006г.
Гражданско-процессуальный кодекс РФ. Москва. 2006г.
Избирательное право в РФ. Москва. 2007г.
Кодекс об административных правонарушениях. Москва. 2007г.
Конвенция о правах ребенка.
Конституция РФ. Москва. 2007г.
Международный пакт о гражданских и политических правах.
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.
Методика преподавания права в школе. Морозова С.А. 2004г.
Основы государства и права России. Под ред. Смагоринского Б.П. Волгоград. 2005г.
Основы права. 10-11класс. Никитин А.Ф. Дрофа. 2006г.
Семейный кодекс РФ. Москва. 2005г.
Теоретические и методические основы преподавания права в школе. Москва. 2002г.
Трудовой кодекс РФ. Москва. 2007г.
Уголовно-процессуальный кодекс РФ. Москва. 2007г.
Уголовный кодекс РФ. Москва. 2005г.
Электронное учебное пособие «Экономика и право». 9-11 класс. Дрофа. 2004г.
Электронное учебное пособие «Основы правовых знаний». ООО «Кирилл и Мефодий».
Электронное учебное пособие курс уроков и методических разработок по «Международному гуманитарному праву». «Учитель» 2007г.