СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элективный курс "Решение задач повышенного уровня по математике в 10классе"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебно-методический комплект: Ю.М.Колягин, М.В.Ткачева, Н.Е. Федорова и др. Алгебра и начала матем. анализа (базовый и углуб. уровень) 10класс. - М: Просвещение, 2020; Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б. Кадомцев. Геометрия (базовый и углуб. уровень) 10-11 класс. Курс рассчитан на 1 час в неделю.

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс "Решение задач повышенного уровня по математике в 10классе"»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Поташкинская средняя общеобразовательная школа»



Согласовано

заместитель директора по УВР

МБОУ «Поташкинская СОШ»


/_____________/ Ф.Р.Злобина

«_____» «__________ » 2020



Утверждено:

.директор МБОУ

«Поташкинская СОШ»


/________/ П.Ю.Русинов

«_____» «________ » 2020




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету (курсу)

Элективного курса

Решение сложных задач по математике

наименование курса

___10___ класс

на 2020-2021 учебный год








Разработала: Лаврова И.В.,

учитель математики

I кв. категория












с. Поташка

2020

Программа элективного курса по математике предназначена для повышения эффективности подготовки учащихся 10 класса к итоговой аттестации математике за курс полной средней школы и предусматривает их подготовку к дальнейшему математическому образованию.

Элективный курс по математике в 10 классе представляет углубленное изучение теоретического материала укрупненными блоками. Курс рассчитан на учеников общеобразовательного класса, желающих основательно подготовиться не только к ЕГЭ, но и подготовиться к поступлению в ВУЗы. В результате изучения этого курса будут использованы приемы парной, групповой деятельности для осуществления элементов самооценки, взаимооценки, умение работать с математической литературой и выделять главное.

При изучении математики на углубленном уроне предъявляются требования, соответствующие направлению «математика для профессиональной деятельности»; вместе с тем выпускник получает возможность изучить математику на гораздо более высоком уровне, что создаст фундамент для дальнейшего серьезного изучения математики в вузе. Наряду с решением основных задач данный элективный курс предусматривает формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие математических способностей, интеллектуальное развитие учащихся.

Данный элективный курс поможет учащимся 10 классов расширить круг математических вопросов, не изучаемых в школьном курсе математики и систематизировать свои математические знания по следующим направлениям: «Задачи с экономическим содержанием», тем самым целенаправленно подготовиться к итоговой аттестации в форме ЕГЭ. Раздел «Задачи с экономическим содержанием» ориентирован на развитие у учащихся умений строить математические модели экономических ситуаций, исследовать эти модели, получать и интерпретировать выводы. Особенностью раздела является его нацеленность на формирование финансовой грамотности учащихся, анализ финансовых документов и реальных экономических проблем, практическую значимость результатов получаемых в ходе учебной деятельности, применение математических методов к решению задач реальной экономической практики, задач математических, экономических олимпиад, заданий для подготовки к ЕГЭ.

Цель курса:

на основе коррекции базовых математических знаний учащихся совершенствовать математическую культуру и творческие способности учащихся.

Изучение этого курса позволяет решить следующие задачи:

  1. Формирование у учащихся целостного представления о теме, ее значения в разделе математики, связи с другими темами.

  2. Формирование поисково-исследовательского метода

  3. Формирование аналитического мышления, развитие памяти, кругозора, умение преодолевать трудности при решении более сложных задач

  4. Осуществление работы с дополнительной литературой.

  5. Акцентировать внимание учащихся на единых требованиях к правилам оформления различных видов заданий, включаемых в итоговую аттестацию за курс полной общеобразовательной средней школы;

  6. Расширить математические представления учащихся по определённым темам, включённым в программы вступительных экзаменов в другие типы учебных заведений.

Курсу отводится 1 час в неделю. Всего 35 часов.

Особенности курса:

  1. Краткость изучения материала.

  2. Практическая значимость для учащихся.

  3. Нетрадиционные формы изучения материала.


Предлагаемый элективный курс состоит из трёх разделов:

  1. Решение текстовых задач.

  2. Решение планиметрических задач.

  3. Решение уравнений.


Темы первого раздела непосредственно примыкают к основному курсу, углубляя отдельные, наиболее важные вопросы, систематизируя материал, изучаемый на уроках в разное время, дополняя основной курс сведениями, важными в общеобразовательном или прикладном отношении.

Особое внимание следует уделять решению задач повышенной трудности по каждой теме основного курса.

Второй раздел посвящён традиционно трудному для учащихся разделу «Планиметрия».

В геометрических задачах, в отличие от задач алгебраических, далеко не всегда удаётся указать рецепт решения, алгоритм, приводящий к успеху. Научиться решать геометрические задачи – это нелёгкая обязанность, но умение приходит вместе с практикой.

В третьем разделе рассматриваются общие методы решения уравнений; вопросы, связанные с равносильностью уравнений, потерей корней и приобретением посторонних корней при решении уравнений; способы проверки корней.

Планируемый результат освоения программы.

Метапредметные, личностные и предметные результаты освоения учебного курса.

В результате изучения математики средней школы получат дальнейшее развитие личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия, учебная (общая и предметная) и общепользовательская ИКТ-компетентность обучающихся, составляющие психолого-педагогическую и инструментальную основы формирования способности и готовности к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии. Фактически планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты устанавливают и описывают некоторые обобщенные классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, предъявляемых учащимся.

При использовании во внеурочной деятельности модульных курсов специально отбираются учебно-практические и учебно- познавательные задачи, направленные на формирование и развитие ИКТ-компетентности обучающихся.

Такие задачи требуют педагогически целесообразного использования ИКТ в целях повышения эффективности процесса формирования всех ключевых навыков (самостоятельного приобретения и переноса знаний, сотрудничества и коммуникации, решения проблем и самоорганизации, рефлексии и ценностно-смысловых ориентаций), а также собственно навыков использования ИКТ.

В ходе изучения курса в основном формируются и получают развитие метапредметные результаты, такие как:

• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, и осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы, действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ компетенции).

Вместе с тем вносится существенный вклад в развитие личностных результатов, таких как:

• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

В части развития предметных результатов наибольшее влияние изучение курса оказывает:

• на овладение простейшими способами представления и анализа статистических данных; формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о простейших вероятностных моделях; развитие умений извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках, описывать и анализировать массивы числовых данных с помощью подходящих статистических характеристик, использовать понимание вероятностных свойств окружающих явлений при принятии решений;

• формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

• формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Выпускник научится

Для успешного продолжения образования

по специальностям, связанным с прикладным использованием математики;

Выпускник получит возможность научиться

Для обеспечения возможности успешного продолжения образования по специальностям, связанным с осуществлением научной и исследовательской деятельности в области математики и смежных наук.


Выпускник получит возможность научиться

в разделе: Уравнения


 свободно определять тип и выбирать метод решения показательных и логарифмических уравнений и неравенств, иррациональных уравнений и неравенств, тригонометрических уравнений и неравенств, их систем;

 свободно решать системы линейных уравнений;

 решать основные типы уравнений и неравенств с параметрами.


В разделе: Текстовые задачи

 решать разные задачи повышенной трудности;

 анализировать условие задачи, выбирать оптимальный метод решения задачи, рассматривая различные методы;

 строить модель решения задачи, проводить доказательные рассуждения при решении задачи;

 решать задачи, требующие перебора вариантов, проверки условий, выбора оптимального результата;

 анализировать и интерпретировать полученные решения в контексте условия задачи, выбирать решения, не противоречащие контексту;

 переводить при решении задачи информацию из одной формы записи в другую, используя при необходимости схемы, таблицы, графики, диаграммы.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

 решать практические задачи и задачи из других предметов.


В разделе: Геометрия


 владеть понятием геометрические места точек в пространстве и уметь применять их для решения задач;

 уметь применять для решения задач свойства плоских и двугранных углов, теоремы косинусов и синусов для двугранного угла;

 владеть понятием перпендикулярное сечение призмы и уметь применять его при решении задач;

 владеть понятиями центральное и параллельное проектирование и применять их при построении сечений многогранников методом проекций;

 иметь представление о касающихся сферах и комбинации тел вращения и уметь применять их при решении задач;

 применять при решении задач формулу расстояния от точки до плоскости;

 владеть разными способами задания прямой уравнениями и уметь применять при решении задач;

 применять при решении задач и доказательстве теорем векторный метод и метод координат;

 иметь представление об аксиомах объема, применять формулы объемов прямоугольного параллелепипеда при решении задач;

 иметь представление о площади ортогональной проекции;

 иметь представление о двугранном угле и применять свойства плоских углов двугранного угла при решении задач;


 уметь решать задачи на плоскости методами стереометрии.


Содержание элективного курса

Решение текстовых задач. 13ч

Текстовые задачи и способы их решения. Задачи на движение по прямой (навстречу и вдогонку); задачи на движение по замкнутой трассе; задачи на движение по воде; задачи на среднюю скорость; задачи на движение протяжённых тел.

Соотношения, используемые при решении задач на производительность.

Задачи на проценты. Метод составления уравнений. Метод пропорции.

Формулы концентрации, процентного содержания и весового отношения.

Проценты и финансовые индексы. Простые проценты, налоги. Сложные проценты, вклады. Кредиты, дифференцированные платежи, теорема о дифференцированных платежах. Оптимальный выбор в финансах.

Геометрические задачи (Планиметрия). 9 ч

Треугольники

Определение треугольника. Виды треугольников. Признаки равенства треугольников. Равнобедренный треугольник и его свойства. Сумма углов треугольника. Внешний угол треугольника. Прямоугольный треугольник, его элементы. Признаки равенства прямоугольных треугольников. Средняя линия треугольника. Теорема Пифагора. Теорема синусов. Теорема косинусов. Площадь треугольника. Правильный треугольник и его площадь. Признаки подобия треугольников. Формулы нахождения площади треугольника. Теорема о медиане треугольника. Теорема о биссектрисе треугольника. Теоремы Менелая и Чевы.

Четырехугольники

Определение, признаки и свойства параллелограмма, прямоугольника, ромба, квадрата. Определение и свойства трапеции. Формулы нахождения площади параллелограмма, прямоугольника, ромба, квадрата, трапеции

Окружности

Определение окружности. Угол между касательной и хордой. Теорема об отрезках пересекающихся хорд. Теорема о квадрате касательной. Углы с вершинами внутри и вне круга.

Треугольники и окружность

Задача Эйлера. Окружность, вписанная в треугольник. Окружность, описанная около треугольника.

Четырехугольники и окружность

 Вписанный и описанный четырехугольник. Окружность, вписанная в четырехугольник. Окружность, описанная около четырехугольника.

Решение уравнений. 13ч

Тригонометрические формулы. Преобразование тригонометрических выражений. Обратные тригонометрические функции. Решение тригонометрических уравнений.

Метод разложения на множители. Метод введения новых переменных.

Функционально-графический метод. Отбор корней в тригонометрических уравнениях. Комбинированные задачи.






Тематическое планирование элективного курса


№ урока

Темы занятий


1-2

3

4

5-6

7-8


9

10

11


12


14

15

16

17

18

19

20

21

22



23

24

25


26

27

28

29

30

31

32

33-34

35

  1. Решение текстовых задач (13ч)

    1. Задачи на совместную работу.

    2. Задачи на среднюю скорость движения.

    3. Задачи на движение по реке.

    4. Задачи на смеси.

    5. Задачи на проценты.

Задачи с экономическим содержанием:

- Налоги. Понятие процент к расчетам налогов

- Решение задач на исчисление налогов

- Банковские депозиты. Решение задач на расчет сумм банковских вкладов

- Кредиты. Дифференцированные платежи. Решение задач

  1. Решение планиметрических задач (9ч)

      1. Треугольники. Решение треугольников.

      2. Треугольники общего вида.

Параллелограмм. Решение задач ЕГЭ.

Трапеция. Решение задач ЕГЭ.

Многоугольники. Решение задач ЕГЭ.

Центральные и вписанные углы.

Касательная, хорда, секущая.

Вписанные окружности. Решение задач.

Описанные окружности. Решение задач.

  1. Решение уравнений (13ч)

Общие методы решения уравнений

Метод разложения на множители.

Метод введения новых переменных.

Функционально-графический метод.

Тригонометрические уравнения

Метод разложения на множители.

Метод разложения на множители.

Метод введения новых переменных.

Метод введения новых переменных.

Функционально-графический метод.

Отбор корней в тригонометрических уравнениях.

Отбор корней в тригонометрических уравнениях.

Работа Стаграда по ЕГЭ математика, профиль.

Анализ работы Статграда и работа над ошибками.


Интернет-источники:

Открытый банк задач ЕГЭ: http://mathege.ru

Он-лайн тесты:

http://uztest.ru/exam?idexam=25

http://egeru.ru

http://reshuege.ru/



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!