СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элективный курс "Создай совершенство. Основы редактирования"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа курса предназначена для учащихся 9-ых классов. Рассчитана программа на 8 часов. Введение курса обосновывается необходимостью подготовить выпускников, владеющих знаниями, умениями и навыками построения собственного текста; речеведческой грамотностью;  основами  редактирования. Ориентирована на формирование умений правильной, точной, богатой, выразительной речи.

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс "Создай совершенство. Основы редактирования"»









Элективный курс

« Создай совершенство.

Основы редактирования»

































Пояснительная записка.

Программа курса предназначена для учащихся 9-ых классов. Рассчитана программа на 8 часов. Введение курса обосновывается необходимостью подготовить выпускников, владеющих знаниями, умениями и навыками построения собственного текста; речеведческой грамотностью; основами редактирования. Ориентирована на формирование умений правильной, точной, богатой, выразительной речи.

Способствует профессиональному самоопределению. Курс имеет практическую направленность.

Основная цель изучения элективного курса: научиться создавать собственные письменные тексты в соответствии с языковыми нормами, связанными с правильным, коммуникативно – целесообразным использованием языковых средств

В результате освоения курса учащиеся должны:

Иметь представления:

- о требованиях, предъявляемых к письменным текстам разных стилей;

- о приемах правки рукописи (черновика );

Знать:

- понятие языковой нормы и её функции;

- типы ошибок и приемы их устранения;

- закономерности построения текста;

Уметь:

- создавать собственный текст;

-совершенствовать написанное;

-использовать изобразительно - выразительные средства;

-работать с различными словарями.

Понятийный словарь.

Редактирование-это один из работы над текстом, направленный на совершенствование написанного.

Норма современного русского литературного языка - выработанные общественной практикой, правила употребления языка, грамматических форм, правила произношения и правописания.

Вторичный текст – текст, созданный на основе другого.

Ошибка - это нарушение требования правильности речи.

Лингвистика - наука, изучающая язык; дает сведения о том, чем язык выделяется среди прочих явлений действительности.

Грамматические ошибки – это нарушения, в результате которых искажается форма слова или предложения.

Речевые ошибки – это ошибки связанные с неудачным употреблением правильного образованных слов, словосочетаний, предложений.

Нарушение законов тождества – отождествление неравнозначных в родо - видовом соотношении понятий.

Плеоназм - употребление лишнего слова.

Используемая литература.

Лосева Л.М. Как строить текст. – М., 1998

Москальская О.И.Грамматика текста.- М., 1994

Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся. Оценка сочинений и изложений. Программа для общеобразовательных ученых заведений.-М., 1999

Одинцов В.В.Стилистика текста.-М., 1994

Сикорский Н.М.Теория и практика редактирования.-М., 2000.

Солганик Г.Я.От слова к тексту. –М., 1998.

Справочники и словари.

Александрова З.Е.Словарь синонимов русского языка.-М., 1998

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.Толковый словарь русского языка.-М., 1994

Розенталь Д.Е.Справочник по правописанию и литературной правке.-М., 1997

Основная цель изучения элективного курса: научиться создавать собственные письменные тексты в соответствии с языковыми нормами, связанными с правильным, коммуникативно - целесообразным использование языковых средств.

Содержание курса.

Вводное занятие.

Текст как результат речевой деятельности.

Основные признаки текста (смысловая цельность, завершенность, связанность текста, соответствие содержания заголовку).

Способы связи предложений в тексте.

Виды межфразовых связей.

Использование изобразительно-выразительных средств языка.

Редактирование как один из видов работы над текстом.

Совершенствование написанного.

Приемы правки рукописи (черновика).

Особенности редактирования текстов разных стилей.

Изложение как способ передачи исходного текста.

Типы ошибок.

Ошибка - это нарушение требования правильности речи.

Наличие различных ошибок в письменной речи - показатель уровня владения нормами литературного языка.

Грамматические (морфологические, синтаксические) ошибки.

Речевые ошибки.

Ошибки в содержании сочинения и изложения.

Языковая норма как совокупность правил выбора и употребления языковых средств.

Лингвистические словари.

Грамматические ошибки и их устранение.

Грамматические ошибки - это нарушения, в результате которых искажается форма слова или предложения.

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.

Ошибки в построении предложений с однородными членами.

Ошибки в построении предложений с причастным и деепричастным оборотом.

Ошибки в построении сложного предложения.

Ошибки в предложениях в косвенной речью

Нарушение границ предложения.

Неправильное образование глагольных форм.

Употребление полной формы прилагательного вместо краткой.

Ошибки в образовании форм сравнительной и превосходной степени прилагательного и наречия.

Употребление местоимений, приводящее к двусмысленности ( слова себя, свой).

Неудачное употребление личных и указательных местоимений.

Ошибки в образовании и использовании видовых пра глаголов, причастий.

Виды речевых ошибок.

Речевые ошибки - это ошибки связанные с неудачным употреблением правильно образованных слов, словосочетаний или предложений.

Употребление слова в несвойственном ему значении.

Нарушение лексической сочетаемости.

Употребление лишнего слова( плеоназм)

Употребление рядом или близко однокоренных слов.

Неоправданные повторы.

Употребление слов или выражений иной стилевой окраски.

Бедность и однообразие синтаксических конструкций. Неудачный порядок слов.

Ошибки в содержании вторичного текста.

Отсутствие смысловой связи между заявленной темой и содержанием.

Нарушение единства тему во вступлении.

Нарушение логической последовательности в рассмотрении темы или проблемы.

Неоправданное противопоставление или объединение в одно целое разнородных понятий.

Нарушение законов тождества.

Повтор, обращение к микротеме, упомянутой или рассмотренной в предыдущем тексте.

Несоразмерность частей вторичного текста (статьи, сочинения или изложения).

Итоговое занятие.

Учебно - тематическое планирование.

Тема занятий, количество часов.

Виды учебной деятельности.

1.

Вводное занятие. Текст как результат речевой деятельности(1час)

Мини – лекция учителя «Основные признаки текста». Выделение и запись проблем курса.

Входной контроль. Составление понятийного словаря.

2.

Редактирование как один из видов работы над текстом (1час)

Мини - лекция учителя « Приемы правки рукописи». Коллективная работа (совершенствование вторичного текста).

Работа в малых группах (редактирование текстов разных стилей).

3.

Типы ошибок.(1час)

Индивидуальная работа с таблицами «Характер ошибок - примеры».

Работа в группах (распознавание типов ошибок).

Работа со словарями.

4.

Грамматические ошибки и их устранение. (2часа)

Коллективная работа

( редактирование вторичного текста, сопоставление вторичного текста с первичным).

Работа в группах сменного состава

(тренировочные упражнения по устранению грамматических ошибок, обсуждение результатов работы, презентация работ по выбору учащихся).

5.



Виды речевых ошибок. (1час)



Наблюдение над образцами текстов разных стилей.

Работа в парах (взаимоанализ текстов).

Промежуточный контроль.


6.


Ошибки в содержании вторичного текста.(1час)

Работа в парах (анализ композиции текста, взаиморедактирование , рецензирование).


7.

Итоговое занятие.

Презентация творческих работ учащихся. Рефлексия « Что мне дало посещение занятий данного элективного курса?»














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!