СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элективный курс «Страноведение. Германия: страна и люди» программа составлена для учащихся 10 класса гуманитарного профиля

Категория: Немецкий язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Элективный курс

«Страноведение.

Германия: страна и люди»

программа составлена для учащихся 10 класса

гуманитарного профиля

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс «Страноведение. Германия: страна и люди» программа составлена для учащихся 10 класса гуманитарного профиля»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КИНЗЕЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»





.


Элективный курс

«Страноведение.

Германия: страна и люди»

программа составлена для учащихся 10 класса

гуманитарного профиля






Программа составлена

Учителем немецкого языка первой категории МОУ

«Кинзельская СОШ»

Шенцовой М.В.




Кинзелька

Содержание.


Пояснительная записка………………………………………………………3.


Цели и задачи элективного курса……………………………………………6.


Содержание элективного курса .…………………………………………….7.


Особенности организации обучения…………….………………….……….9.


Учебно-тематическое планирование курса ..…….………….…….……….. 12.


Требования к уровню компетенции школьников по окончании курса…..18.


Литература…..………………..………………………………………………19.














1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.


Языковая культура является неотъемлемой и существенной частью культуры человека в целом. Овладение иноязычной речью как средством международного общения невозможно без знаний социокультурных особенностей страны изучаемого языка.

Так как в преподавании немецкого языка в школе даётся не в полном объеме информация о Германии, то восполнить этот пробел может помочь этот курс. Данный элективный курс получил название «Страноведение. Германия: страна и люди»

Введение в учебный процесс этого элективного курса способствует интенсификации учебного процесса и поддержанию у учащихся интереса к изучению немецкого языка.

Наиболее актуальной задачей предлагаемого курса является обучение детей навыкам поисковой, исследовательской деятельности с целью получения новых знаний, приобретение в лаборатории опыта самостоятельной работы, т.е. научить ученика учиться, получать информацию из разных источников, сравнивать её, анализировать, делать выводы, обсуждать, трансформировать полученные материалы.

Предлагаемый элективный курс «Страноведение. Германия: страна и люди» рассчитан на 34 часов. Данный элективный курс рассчитан на учащихся - 10-х классов, изучающих немецкий язык со 2-го или 5-го классов. Основу занятий составляет базовый языковой материал, знакомый учащимся по предыдущим курсам обучения немецкому язык, при этом материал данного элективного курса включает новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовой программе. При проведении элективного курса используются современные технологические средства: презентации, КД, материалы из Интернета, а также отрывки из романов, аутентичные тексты, материалы из газет и журналов. При проведении занятий по элективному курсу используются такие формы проведения занятий, как беседа, защита проектов, выступления с докладами.

Учащиеся с помощью интернета получают доступ к актуальной и аутентичной информации, которую трудно отобрать из других источников. У учащихся дома есть компьютеры. Использование Интернета в учебном процессе даёт почувствовать обучаемым возможность быстрого получения необходимой информации. Данный элективный курс способствует:

- интеллектуальному развитию учащихся,
- развивает творческие способности,
- формирует потребность в самостоятельном приобретении знаний,
- мотивирует учащихся к изучению немецкого языка,
- формирует позитивное отношение к народу – носителю изучаемого языка,
- развивает межкультурную компетенцию учащихся.

Существенными характеристиками элективного курса «Страноведение. Германия: страна и люди» являются:

- личная направленность. Курс построен таким образом, чтобы создать возможность для выявления индивидуальных склонностей и творческой уникальности подростка,
- открытость. Учащиеся должны видеть перспективу в изучении немецкого языка,
- нерегламентированность, под которой имеется в виду возможность внесения в курс необходимых изменений, в зависимости от уровня компетентности учащихся.

Элективный курс позволяет проводить занятия в режиме учитель- ученик, учитель- класс, ученик- ученик, что способствует формированию коммуникативной компетенции в разных ситуациях общения: беседа, спор, дискуссия, обмен мнениями.

Лингвострановедческая компетенция складывается из фоновых знаний, а также владение соответствующими языковыми единицами с национально-культурной семантикой.

Общеучебная компетенция складывается из владения навыками работы с книгой, Интернетом, журналами и газетами на немецком языке.

Принципы отбора материала:

Доступность. Степень сложности текстов определяется уровнем овладения учащимися основами немецкой грамматики и способностью использовать немецкий язык как средство познания мира.

Преемственность. Страноведческий материал логично вырастает из всех материалов Блока 7 “Шаги.1-5” И.Л.Бим, , включенных в государственную программу по немецкому языку.

Аутентичность. Учащиеся работают с оригинальными текстами, предметами, клипами, материалами из Интернет-сети.

Социальная значимость. Материал является необходимым для знакомства с немецкоговорящими странами, для реализации современного метода творчески и коммуникативно ориентированного обучения иностранному языку.

Основные дидактические принципы работы с курсом:

Курс должен приносить учащимся радость от интеллектуальных и духовных открытий и находок.

Необходимо применять различные виды деятельности для поддержания интереса и предупреждения усталости учеников.

Главное-глубина понимания, интенсивность мыслительной работы, а не количество прочитанного или выученного.

Труд учеников должен оцениваться тактично и доброжелательно. Грамматические ошибки, не нарушающие смысла высказывания на иностранном языке, вполне допустимы.

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА.


Основная цель: дальнейшее развитие иноязычной коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной, и учебно- познавательной).

Образовательная цель состоит в том, чтобы ввести учащихся в мир культуры Германии, познакомить с праздниками, нравами, обычаями страны, с местом Германии в современном мире.

Практическая цель заключается в том, чтобы сформировать у учащихся умение читать, осмысливать, находить необходимую информацию, пользоваться справочной литературой, использовать в своей работе материалы немецких газет и журналов, материалы из Интернета.

Выработка навыков письма преследует практическую цель: подготовить учащихся к написанию реферата или проекта по теме элективного курса. Большое внимание уделяется умению вести беседу, дискуссию, а также аудированию: название географических мест, городов, имён, фамилий, праздников.

Основные задачи:

- формировать более высокие речевые навыки (вести беседу по теме, высказывать своё мнение о традициях и обычаях, сравнивать праздники в Германии с праздниками и обычаями России);
- развивать навыки чтения аутентичных текстов на немецком языке (учить читать с полным пониманием текста, в том числе с помощью словаря, осуществляя: поиск определённой информации, выборочный перевод, знакомство с лингвострановедческим комментарием, выполнение творческих заданий на основе содержания текста; учить читать с общим охватом содержания, осуществляя поиск информации в тексте, ориентируясь на пункты плана);
- расширить кругозор учащихся;
- познакомить с чужой культурой, традициями, праздниками.

3. СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА.


Страноведение: географическое положение, столица, города Германии, достопримечательности, особенности государственного устройства, религия, население, нравы и обычаи.

Праздники: распределение праздников по временам года: зимние, весенние, летние и осенние. Религиозные праздники, государственные, детские.

Великие люди Германии.

Проблемы молодёжи в германии.

Лингвострановедческие знания:

- фоновая лексика (имена собственные, афоризмы, историзмы, идиомы)
- реалии (слова, обозначающие предметы национальной культуры, географические названия, имена сказочных персонажей, религиозные представители, название праздников).
- безэквивалентная лексика (слова не имеющие аналогов в родном языке).

Общеучебные навыки и умения:

- общеучебные навыки и умения позволяют учащимся овладеть наиболее рациональными приёмами умственной деятельности:
- умение обобщать факты, отбрасывать ненужное, второстепенное,
- умение делать замены, упрощения,
- умение делать выводы,
- умение устанавливать причинно- следственные связи,
- умение привести пример, дать оценку, сделать сравнение

Специальные умения:

- способность адекватно реагировать и воспринимать реалии другой страны,
-отражать свои мысли, чувства в самостоятельном высказывании по поводу прочитанного и увиденного.

В области аудирования – воспринимать на слух звукозаписи, понимать реалии страны, географические понятия, имена собственные, безэквивалентную лексику.

В области письма:

- составить и написать план, прочитанного или услышанного о празднике или традициях,
- передать содержание прочитанного от другого лица,
- сделать письменный перевод с немецкого на русский.

Способ подачи содержания учебного материала построен так, что изучение всех последующих тем обеспечивается знаниями предыдущих, а между частными и общими знаниями прослеживаются связи.



4. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ.


Основной задачей элективного курса является привитие интереса к чтению на немецком языке, знакомство с культурой, традициями страны говорящей на немецком языке. Большую роль играет языковая и контекстуальная догадка. Необходимо научить учащихся понимать содержание прочитанного, выделять главное в текстах, передавать главную мысль прочитанного, уметь оценивать полученную информацию, сравнивать с традициями своей страны, Уметь оценивать культурные традиции другого народа, давать характеристику сказочным и религиозным героям.

Для достижения поставленных целей можно использовать ряд упражнений:

Прочитайте текст и найдите в нём повторяющиеся слова, которые составляют тематическую основу текста.

По схеме, состоящей из ключевых слов, догадайтесь о содержании текста и попробуйте его озаглавить. Во время чтения текста подчеркните слова, представленные на схеме.

Прочтите предложения и сократите их так, чтобы использовать оставшуюся часть в качестве темы сообщения.

Прочитайте абзац. Определите какие слова являются ключевыми для понятия содержания прочитанного.

Составьте цепочку из основных фактов текста, в которых ключевые слова были бы связаны по смыслу.

Подчеркните в тексте слова, наиболее чётко и лаконично выражающие главную мысль автора.

Назовите и выпишите из текста ключевые слова, которые можно использовать в качестве опоры при обсуждении проблемы, освещаемой в тексте.

Разделите текст на смысловые части и озаглавьте каждую часть.

Прочтите текст и постарайтесь определить его тему. Используйте в качестве ориентиров заглавие, головные строки, фотографии, термины, интернациональные слова.

Большое значение имеет использование проектных технологий. Учащимся можно предложить защиту проектов на различные темы, например, “ Сказки братьев Гримм”, можно оформить буклеты по празднованию религиозных праздников в Германии, провести праздник Рождества в Германии.

При работе по каждой теме элективного курса учащиеся:

- выполняют познавательно – поисковые культуроведческие задания,
- слушают лекции учителя по тематическим подразделам, которые могут представлять особую трудность при их изучении,
- выполняют групповые и индивидуальные проекты и выступают с отчётами о результатах работы по ним,
- оценивают вместе с учителем качество своей работы.

Курс “Страноведение. Германия: страна и люди” рассчитан на 34 часа.


Тематическое содержание курса «Страноведение. Германия: страна и люди» включает следующие разделы:

1. У карты Европы - 2 часа.

2. Знакомство с немецкой нацией: что типично для них? - 3 часа.

3. Страны, говорящие на немецком языке. – 1 час

4. Современная Германия– 3 часа.

5. Города Германии. – 3 часа

6. Великие люди Германии. – 4 часа

7. Подростки в Германии - 5 часов.

8. Проблемы взаимоотношений: взрослые и подростки - 1 час.

9. Образование в Германии - 2 часов.

10. Молодежные кумиры - 2 часа.

11. Праздники в Германии - 3 часа.

12. Путешествие по Германии - 5 часов.

Итого: 34 часа за год.



5. Учебно-тематическое планирование курса.


Тематическое содержание

Форма проведения

Используемый материал

Формы контроля

1

2

3

4

5

1.

Границы на карте Европы

Практическая работа по исследованию карты, поиск информации в Интернете.

Атлас, карты, тексты из журнала «Deutschland»,презентации по теме.


2.

Нужны ли границы сегодня?

Семинарское занятие с элементами дисскусии

Журнлы «Deutschland»,материал из Интернета.


Тест

3.

Страны, говорящие на немецком языке

Практическое занятие

Материалы глобальной сети Интернет, презентации


4.

Немцы. Какие они сегодня?

Поисковое занятие, лекция

Журнлы«Deutschland»,материал из Интернета. Журнал “Иностранный язык – немецкий” №18 (1998)



5.

Традиции в общении, питании, приеме гостей


Поисковый практикум

Журналы «Deutschland»,материал из Интернета.

Доклады


1

2

3

4

5

6.

Что типично для немецкой нации?

Ролевая игра, подготовка к проекту “Итак, Германия!”

Журналы «Deutschland»,материал из Интернета,учебники И.Л. Бимм «Шаги1 – 5», Г.И.Ворониной «Контакты» 10-11 классы.


7.

Что мы знаем о великих людях Германии?

Практическое занятие

Подобранные материалы, статьи о великих людях из Интернет-сети, журнал«Deutschland».


8.

Что мы знаем о великих людях Германии?

Мини-практикум

Журналы «Deutschland»,материал из Интернета, компьютерные презентации «Великие люди Германии»

Презентации, тест.

9.

Место Германии в современном мире

Исследовательское занятие

Материалы глобальной сети Интернет


10.

Место Германии в современном мире

Поисковое занятие, подготовка к проекту “Итак, Германия!”

Материалы Интернет-сети, журналы«Deutschland»

Викторина

11.

Ищем ассоциации “Германия у нас в России”.

Исследовательское занятие

Российские газеты и журналы«Deutschland», материалы Интернет-сети



1

2

3

4

5

12.

Немецкие города и их достопримечательности.


Исследовательское занятие

Учебные пособия по истории и культуре Германии, материалы Интернет-сети.


13.

Немецкие города и их достопримечательности.

Исследовательское занятие

Информация из Интернет-сети, Материалы журнала «Deutschland», «Следопыт»,


14.

Немецкие города и их достопримечательности.

Поисковое занятие

Российские газеты и журналы «Deutschland», материалы Интернет-сети

Тест

15.

Наши сверстники в Германии

Поисковое занятие

Информация из Интернет-сети, Материалы журнала «Deutschland»,


16.

Проблемы, проблемы….

Исследовательское занятие

Информация из Интернет-сети, Материалы журнала «Deutschland»,


17.

Мы и они, что общего и в чем различия?

Практикум, подготовка к мини-конференции


Информация из Интернет-сети, Материалы журнала «Deutschland»,


18.

Мы и они, что общего и в чем различия?


Мини-конференция

Материалы исследований учащихся



1

2

3

4

5

19.

Дети и родители в Германии и России

Практикум по предложенным материалам

информация из Интернет-сети, Материалы журнала «Deutschland»,

Тест

20.

Немецкие подростки о своих проблемах.

Исследовательское занятие.

Материалы журнала “Юма” и Форумов Интернет-сети.


21.

Зачем подросткам нужны кумиры

Практическое занятие

Российские газеты и журналы«Deutschland», материалы Интернет-сети


22

Идеалы подростков в Германии и России, какие они?

Исследовательское занятие, подготовка мини-проекта

Российские газеты и журналы «Deutschland», материалы Интернет-сети

Викторина

23.

Школьная система в Германии

Исследовательское занятие

Российские газеты и журналы «Deutschland», материалы Интернет-сети.


24.

Особенности образования в Германии

Исследовательское занятие

Российские газеты и журналы «Deutschland», материалы Интернет-сети

Сообщения по темам

25

Осенние праздники в Германии.

Практическое занятие. Праздник «Oktoberfest»

Журналы «Иностранные языки в школе» журналы«Deutschland», материалы Интернет-сети.

Тест

26

Зимние праздники в Германии.

Театральная постановка «Рождество»

Разработка праздника, презентация.

Тест

27

Весенние праздники в Германии.

Мини-проект в форме театрального праздника.

Разработка праздника, презентация.

Тест


1

2

3

4

5

28.

Дорогой немецких сказок

Исследовательское занятие

Сказки братьев Гримм, биография писателей, карта Германии, Материалы глобальной сети Интернет


29.

Дорогой немецких сказок

Исследовательское занятие

Сказки братьев Гримм, биография писателей, карта Германии

Доклады

30

Куда поехать и что посмотреть в Германии

Практическое занятие, подготовка к проекту

Материалы журнала «Deutschland», «Следопыт», материалы Интернет-сети.


31.

Как и куда путешествуют немецкие школьники

Исследовательское занятие, подготовка к проекту

Материалы журнала «Deutschland», «Следопыт», материалы Интернет-сети.


32

Образовательный и экологический туризм в Германии и России

Практическое занятие, подготовка к проекту

Материалы журнала «Deutschland», «Следопыт», материалы Интернет-сети.

Тест

33.

Путешествие по Германии

Защита проекта, презентация

Материалы проекта, презентаций.


34

“Итак, Германия!”

Защита проекта, мини-презентация

Подобранные проектные материалы, фото-коллажи,

Защита пректов



Промежуточный и итоговый контроль проводится в форме викторины, теста, защиты проектов, конкурса.

При проведении занятий по элективному курсу «Страноведение. Германия: страна и люди» используются такие формы организации занятий, как дискуссия, круглый стол, защита проектов, выступление с докладами.


6. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ КОМПЕТЕНЦИИ ШКОЛЬНИКОВ

ПО ОКОНЧАНИИ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «Страноведение. Германия: страна и люди».

По окончании элективного курса учащиеся должны продемонстрировать:

А. Осведомлённость о

- географическом положении Германии
- народных праздниках Германии,
- нравах и обычаях Германии,
- великих людях Германии,

-сверстниках, о их проблемах в школе ,доме, обществе,

-городах Германии

Б. Умения и навыки:

- уметь работать со справочной страноведческой литературой на русском и немецком языках,
- собирать, систематизировать информацию при чтении, аудировании или говорении, используя материалы из газет, журналов, учебную страноведческую литературу, а также ресурсы Интернета на немецком и русском языках,
- готовить устные выступления по темам элективного курса на русском и немецком языках, решать викторины,
- выполнять проекты на тему “ Рождество” и участвовать в устных презентациях,
- участвовать в защите буклетов на тему “ Народные приметы” на русском и немецком языке.

В. Социокультурные способности:

- любознательность (при работе с печатными источниками информации)
- наблюдательность (при чтении и аудировании иноязычного материала), распознавая страноведческие языковые реалии в тексте, обращаясь к справочной литературе.

7. Литература.


1. Программа «Немецкий язык. Шаги 1-5». И.Л. Бим, Л.В. Садомова. М. Просвещение.2004.

2. «Немецкий язык. Шаги 1-5». И.Л. Бим, Л.В.Садомова, М. Просвещение.2004.

3. Методическая мозаика. Приложение к журналу «Иностранные языки в школе».

4. Журналы «Иностранные языки в школе.»

5. «Контакты.» Г.И. Воронина. 10 – 11 классы.

6. Журналы «Deutschland“


25