МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КИНЗЕЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
.
Элективный курс
«Страноведение.
Германия: страна и люди»
программа составлена для учащихся 10 класса
гуманитарного профиля
Программа составлена
Учителем немецкого языка первой категории МОУ
«Кинзельская СОШ»
Шенцовой М.В.
Кинзелька
Содержание.
Пояснительная записка………………………………………………………3.
Цели и задачи элективного курса……………………………………………6.
Содержание элективного курса .…………………………………………….7.
Особенности организации обучения…………….………………….……….9.
Учебно-тематическое планирование курса ..…….………….…….……….. 12.
Требования к уровню компетенции школьников по окончании курса…..18.
Литература…..………………..………………………………………………19.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Языковая культура является неотъемлемой и существенной частью культуры человека в целом. Овладение иноязычной речью как средством международного общения невозможно без знаний социокультурных особенностей страны изучаемого языка.
Так как в преподавании немецкого языка в школе даётся не в полном объеме информация о Германии, то восполнить этот пробел может помочь этот курс. Данный элективный курс получил название «Страноведение. Германия: страна и люди»
Введение в учебный процесс этого элективного курса способствует интенсификации учебного процесса и поддержанию у учащихся интереса к изучению немецкого языка.
Наиболее актуальной задачей предлагаемого курса является обучение детей навыкам поисковой, исследовательской деятельности с целью получения новых знаний, приобретение в лаборатории опыта самостоятельной работы, т.е. научить ученика учиться, получать информацию из разных источников, сравнивать её, анализировать, делать выводы, обсуждать, трансформировать полученные материалы.
Предлагаемый элективный курс «Страноведение. Германия: страна и люди» рассчитан на 34 часов. Данный элективный курс рассчитан на учащихся - 10-х классов, изучающих немецкий язык со 2-го или 5-го классов. Основу занятий составляет базовый языковой материал, знакомый учащимся по предыдущим курсам обучения немецкому язык, при этом материал данного элективного курса включает новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовой программе. При проведении элективного курса используются современные технологические средства: презентации, КД, материалы из Интернета, а также отрывки из романов, аутентичные тексты, материалы из газет и журналов. При проведении занятий по элективному курсу используются такие формы проведения занятий, как беседа, защита проектов, выступления с докладами.
Учащиеся с помощью интернета получают доступ к актуальной и аутентичной информации, которую трудно отобрать из других источников. У учащихся дома есть компьютеры. Использование Интернета в учебном процессе даёт почувствовать обучаемым возможность быстрого получения необходимой информации. Данный элективный курс способствует:
- интеллектуальному развитию учащихся,
- развивает творческие способности,
- формирует потребность в самостоятельном приобретении знаний,
- мотивирует учащихся к изучению немецкого языка,
- формирует позитивное отношение к народу – носителю изучаемого языка,
- развивает межкультурную компетенцию учащихся.
Существенными характеристиками элективного курса «Страноведение. Германия: страна и люди» являются:
- личная направленность. Курс построен таким образом, чтобы создать возможность для выявления индивидуальных склонностей и творческой уникальности подростка,
- открытость. Учащиеся должны видеть перспективу в изучении немецкого языка,
- нерегламентированность, под которой имеется в виду возможность внесения в курс необходимых изменений, в зависимости от уровня компетентности учащихся.
Элективный курс позволяет проводить занятия в режиме учитель- ученик, учитель- класс, ученик- ученик, что способствует формированию коммуникативной компетенции в разных ситуациях общения: беседа, спор, дискуссия, обмен мнениями.
Лингвострановедческая компетенция складывается из фоновых знаний, а также владение соответствующими языковыми единицами с национально-культурной семантикой.
Общеучебная компетенция складывается из владения навыками работы с книгой, Интернетом, журналами и газетами на немецком языке.
Принципы отбора материала:
Доступность. Степень сложности текстов определяется уровнем овладения учащимися основами немецкой грамматики и способностью использовать немецкий язык как средство познания мира.
Преемственность. Страноведческий материал логично вырастает из всех материалов Блока 7 “Шаги.1-5” И.Л.Бим, , включенных в государственную программу по немецкому языку.
Аутентичность. Учащиеся работают с оригинальными текстами, предметами, клипами, материалами из Интернет-сети.
Социальная значимость. Материал является необходимым для знакомства с немецкоговорящими странами, для реализации современного метода творчески и коммуникативно ориентированного обучения иностранному языку.
Основные дидактические принципы работы с курсом:
Курс должен приносить учащимся радость от интеллектуальных и духовных открытий и находок.
Необходимо применять различные виды деятельности для поддержания интереса и предупреждения усталости учеников.
Главное-глубина понимания, интенсивность мыслительной работы, а не количество прочитанного или выученного.
Труд учеников должен оцениваться тактично и доброжелательно. Грамматические ошибки, не нарушающие смысла высказывания на иностранном языке, вполне допустимы.
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА.
Основная цель: дальнейшее развитие иноязычной коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной, и учебно- познавательной).
Образовательная цель состоит в том, чтобы ввести учащихся в мир культуры Германии, познакомить с праздниками, нравами, обычаями страны, с местом Германии в современном мире.
Практическая цель заключается в том, чтобы сформировать у учащихся умение читать, осмысливать, находить необходимую информацию, пользоваться справочной литературой, использовать в своей работе материалы немецких газет и журналов, материалы из Интернета.
Выработка навыков письма преследует практическую цель: подготовить учащихся к написанию реферата или проекта по теме элективного курса. Большое внимание уделяется умению вести беседу, дискуссию, а также аудированию: название географических мест, городов, имён, фамилий, праздников.
Основные задачи:
- формировать более высокие речевые навыки (вести беседу по теме, высказывать своё мнение о традициях и обычаях, сравнивать праздники в Германии с праздниками и обычаями России);
- развивать навыки чтения аутентичных текстов на немецком языке (учить читать с полным пониманием текста, в том числе с помощью словаря, осуществляя: поиск определённой информации, выборочный перевод, знакомство с лингвострановедческим комментарием, выполнение творческих заданий на основе содержания текста; учить читать с общим охватом содержания, осуществляя поиск информации в тексте, ориентируясь на пункты плана);
- расширить кругозор учащихся;
- познакомить с чужой культурой, традициями, праздниками.
3. СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА.
Страноведение: географическое положение, столица, города Германии, достопримечательности, особенности государственного устройства, религия, население, нравы и обычаи.
Праздники: распределение праздников по временам года: зимние, весенние, летние и осенние. Религиозные праздники, государственные, детские.
Великие люди Германии.
Проблемы молодёжи в германии.
Лингвострановедческие знания:
- фоновая лексика (имена собственные, афоризмы, историзмы, идиомы)
- реалии (слова, обозначающие предметы национальной культуры, географические названия, имена сказочных персонажей, религиозные представители, название праздников).
- безэквивалентная лексика (слова не имеющие аналогов в родном языке).
Общеучебные навыки и умения:
- общеучебные навыки и умения позволяют учащимся овладеть наиболее рациональными приёмами умственной деятельности:
- умение обобщать факты, отбрасывать ненужное, второстепенное,
- умение делать замены, упрощения,
- умение делать выводы,
- умение устанавливать причинно- следственные связи,
- умение привести пример, дать оценку, сделать сравнение
Специальные умения:
- способность адекватно реагировать и воспринимать реалии другой страны,
-отражать свои мысли, чувства в самостоятельном высказывании по поводу прочитанного и увиденного.
В области аудирования – воспринимать на слух звукозаписи, понимать реалии страны, географические понятия, имена собственные, безэквивалентную лексику.
В области письма:
- составить и написать план, прочитанного или услышанного о празднике или традициях,
- передать содержание прочитанного от другого лица,
- сделать письменный перевод с немецкого на русский.
Способ подачи содержания учебного материала построен так, что изучение всех последующих тем обеспечивается знаниями предыдущих, а между частными и общими знаниями прослеживаются связи.
4. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ.
Основной задачей элективного курса является привитие интереса к чтению на немецком языке, знакомство с культурой, традициями страны говорящей на немецком языке. Большую роль играет языковая и контекстуальная догадка. Необходимо научить учащихся понимать содержание прочитанного, выделять главное в текстах, передавать главную мысль прочитанного, уметь оценивать полученную информацию, сравнивать с традициями своей страны, Уметь оценивать культурные традиции другого народа, давать характеристику сказочным и религиозным героям.
Для достижения поставленных целей можно использовать ряд упражнений:
Прочитайте текст и найдите в нём повторяющиеся слова, которые составляют тематическую основу текста.
По схеме, состоящей из ключевых слов, догадайтесь о содержании текста и попробуйте его озаглавить. Во время чтения текста подчеркните слова, представленные на схеме.
Прочтите предложения и сократите их так, чтобы использовать оставшуюся часть в качестве темы сообщения.
Прочитайте абзац. Определите какие слова являются ключевыми для понятия содержания прочитанного.
Составьте цепочку из основных фактов текста, в которых ключевые слова были бы связаны по смыслу.
Подчеркните в тексте слова, наиболее чётко и лаконично выражающие главную мысль автора.
Назовите и выпишите из текста ключевые слова, которые можно использовать в качестве опоры при обсуждении проблемы, освещаемой в тексте.
Разделите текст на смысловые части и озаглавьте каждую часть.
Прочтите текст и постарайтесь определить его тему. Используйте в качестве ориентиров заглавие, головные строки, фотографии, термины, интернациональные слова.
Большое значение имеет использование проектных технологий. Учащимся можно предложить защиту проектов на различные темы, например, “ Сказки братьев Гримм”, можно оформить буклеты по празднованию религиозных праздников в Германии, провести праздник Рождества в Германии.
При работе по каждой теме элективного курса учащиеся:
- выполняют познавательно – поисковые культуроведческие задания,
- слушают лекции учителя по тематическим подразделам, которые могут представлять особую трудность при их изучении,
- выполняют групповые и индивидуальные проекты и выступают с отчётами о результатах работы по ним,
- оценивают вместе с учителем качество своей работы.
Курс “Страноведение. Германия: страна и люди” рассчитан на 34 часа.
Тематическое содержание курса «Страноведение. Германия: страна и люди» включает следующие разделы:
1. У карты Европы - 2 часа.
2. Знакомство с немецкой нацией: что типично для них? - 3 часа.
3. Страны, говорящие на немецком языке. – 1 час
4. Современная Германия– 3 часа.
5. Города Германии. – 3 часа
6. Великие люди Германии. – 4 часа
7. Подростки в Германии - 5 часов.
8. Проблемы взаимоотношений: взрослые и подростки - 1 час.
9. Образование в Германии - 2 часов.
10. Молодежные кумиры - 2 часа.
11. Праздники в Германии - 3 часа.
12. Путешествие по Германии - 5 часов.
Итого: 34 часа за год.
5. Учебно-тематическое планирование курса.
№ | Тематическое содержание | Форма проведения | Используемый материал | Формы контроля |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. | Границы на карте Европы | Практическая работа по исследованию карты, поиск информации в Интернете. | Атлас, карты, тексты из журнала «Deutschland»,презентации по теме. | |
2. | Нужны ли границы сегодня? | Семинарское занятие с элементами дисскусии | Журнлы «Deutschland»,материал из Интернета. | Тест |
3. | Страны, говорящие на немецком языке | Практическое занятие | Материалы глобальной сети Интернет, презентации | |
4. | Немцы. Какие они сегодня? | Поисковое занятие, лекция | Журнлы«Deutschland»,материал из Интернета. Журнал “Иностранный язык – немецкий” №18 (1998) | |
5. | Традиции в общении, питании, приеме гостей | Поисковый практикум | Журналы «Deutschland»,материал из Интернета. | Доклады |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
6. | Что типично для немецкой нации? | Ролевая игра, подготовка к проекту “Итак, Германия!” | Журналы «Deutschland»,материал из Интернета,учебники И.Л. Бимм «Шаги1 – 5», Г.И.Ворониной «Контакты» 10-11 классы. | |
7. | Что мы знаем о великих людях Германии? | Практическое занятие | Подобранные материалы, статьи о великих людях из Интернет-сети, журнал«Deutschland». | |
8. | Что мы знаем о великих людях Германии? | Мини-практикум | Журналы «Deutschland»,материал из Интернета, компьютерные презентации «Великие люди Германии» | Презентации, тест. |
9. | Место Германии в современном мире | Исследовательское занятие | Материалы глобальной сети Интернет | |
10. | Место Германии в современном мире | Поисковое занятие, подготовка к проекту “Итак, Германия!” | Материалы Интернет-сети, журналы«Deutschland» | Викторина |
11. | Ищем ассоциации “Германия у нас в России”. | Исследовательское занятие | Российские газеты и журналы«Deutschland», материалы Интернет-сети | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
12. | Немецкие города и их достопримечательности. | Исследовательское занятие | Учебные пособия по истории и культуре Германии, материалы Интернет-сети. | |
13. | Немецкие города и их достопримечательности. | Исследовательское занятие | Информация из Интернет-сети, Материалы журнала «Deutschland», «Следопыт», | |
14. | Немецкие города и их достопримечательности. | Поисковое занятие | Российские газеты и журналы «Deutschland», материалы Интернет-сети | Тест |
15. | Наши сверстники в Германии | Поисковое занятие | Информация из Интернет-сети, Материалы журнала «Deutschland», | |
16. | Проблемы, проблемы…. | Исследовательское занятие | Информация из Интернет-сети, Материалы журнала «Deutschland», | |
17. | Мы и они, что общего и в чем различия? | Практикум, подготовка к мини-конференции | Информация из Интернет-сети, Материалы журнала «Deutschland», | |
18. | Мы и они, что общего и в чем различия? | Мини-конференция | Материалы исследований учащихся | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
19. | Дети и родители в Германии и России | Практикум по предложенным материалам | информация из Интернет-сети, Материалы журнала «Deutschland», | Тест |
20. | Немецкие подростки о своих проблемах. | Исследовательское занятие. | Материалы журнала “Юма” и Форумов Интернет-сети. | |
21. | Зачем подросткам нужны кумиры | Практическое занятие | Российские газеты и журналы«Deutschland», материалы Интернет-сети | |
22 | Идеалы подростков в Германии и России, какие они? | Исследовательское занятие, подготовка мини-проекта | Российские газеты и журналы «Deutschland», материалы Интернет-сети | Викторина |
23. | Школьная система в Германии | Исследовательское занятие | Российские газеты и журналы «Deutschland», материалы Интернет-сети. | |
24. | Особенности образования в Германии | Исследовательское занятие | Российские газеты и журналы «Deutschland», материалы Интернет-сети | Сообщения по темам |
25 | Осенние праздники в Германии. | Практическое занятие. Праздник «Oktoberfest» | Журналы «Иностранные языки в школе» журналы«Deutschland», материалы Интернет-сети. | Тест |
26 | Зимние праздники в Германии. | Театральная постановка «Рождество» | Разработка праздника, презентация. | Тест |
27 | Весенние праздники в Германии. | Мини-проект в форме театрального праздника. | Разработка праздника, презентация. | Тест |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
28. | Дорогой немецких сказок | Исследовательское занятие | Сказки братьев Гримм, биография писателей, карта Германии, Материалы глобальной сети Интернет | |
29. | Дорогой немецких сказок | Исследовательское занятие | Сказки братьев Гримм, биография писателей, карта Германии | Доклады |
30 | Куда поехать и что посмотреть в Германии | Практическое занятие, подготовка к проекту | Материалы журнала «Deutschland», «Следопыт», материалы Интернет-сети. | |
31. | Как и куда путешествуют немецкие школьники | Исследовательское занятие, подготовка к проекту | Материалы журнала «Deutschland», «Следопыт», материалы Интернет-сети. | |
32 | Образовательный и экологический туризм в Германии и России | Практическое занятие, подготовка к проекту | Материалы журнала «Deutschland», «Следопыт», материалы Интернет-сети. | Тест |
33. | Путешествие по Германии | Защита проекта, презентация | Материалы проекта, презентаций. | |
34 | “Итак, Германия!” | Защита проекта, мини-презентация | Подобранные проектные материалы, фото-коллажи, | Защита пректов |
Промежуточный и итоговый контроль проводится в форме викторины, теста, защиты проектов, конкурса.
При проведении занятий по элективному курсу «Страноведение. Германия: страна и люди» используются такие формы организации занятий, как дискуссия, круглый стол, защита проектов, выступление с докладами.
6. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ КОМПЕТЕНЦИИ ШКОЛЬНИКОВ
ПО ОКОНЧАНИИ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «Страноведение. Германия: страна и люди».
По окончании элективного курса учащиеся должны продемонстрировать:
А. Осведомлённость о
- географическом положении Германии
- народных праздниках Германии,
- нравах и обычаях Германии,
- великих людях Германии,
-сверстниках, о их проблемах в школе ,доме, обществе,
-городах Германии
Б. Умения и навыки:
- уметь работать со справочной страноведческой литературой на русском и немецком языках,
- собирать, систематизировать информацию при чтении, аудировании или говорении, используя материалы из газет, журналов, учебную страноведческую литературу, а также ресурсы Интернета на немецком и русском языках,
- готовить устные выступления по темам элективного курса на русском и немецком языках, решать викторины,
- выполнять проекты на тему “ Рождество” и участвовать в устных презентациях,
- участвовать в защите буклетов на тему “ Народные приметы” на русском и немецком языке.
В. Социокультурные способности:
- любознательность (при работе с печатными источниками информации)
- наблюдательность (при чтении и аудировании иноязычного материала), распознавая страноведческие языковые реалии в тексте, обращаясь к справочной литературе.
7. Литература.
1. Программа «Немецкий язык. Шаги 1-5». И.Л. Бим, Л.В. Садомова. М. Просвещение.2004.
2. «Немецкий язык. Шаги 1-5». И.Л. Бим, Л.В.Садомова, М. Просвещение.2004.
3. Методическая мозаика. Приложение к журналу «Иностранные языки в школе».
4. Журналы «Иностранные языки в школе.»
5. «Контакты.» Г.И. Воронина. 10 – 11 классы.
6. Журналы «Deutschland“
25