Пояснительная записка
В последнее время неуклонно возрастает роль краеведения в учебной и внеучебной работе. Положительная тенденция роста в значительной мере связана с введением, в соответствии с Законом РФ «Об образовании», национально-регионального компонента школьного образования. Применительно к истории это означает: историческое краеведение стало его обязательной составляющей.
История является одним из наиболее важных предметов школьного образования в нравственно-патриотическом воспитании, идейном и культурологическом аспектах.
Одной из важных функций изучения истории является формирование гражданственности, патриотизма, личной ориентации. Это, в первую очередь, относится к отечественной истории и к истории края.
Актуальность данной темы определяется введением краеведческого материала в учебные курсы по истории России, все возрастающим интересом к историческим истокам своей малой родины подрастающего поколения. Историческое краеведение раскрывает учащимся связи родного края с Россией, помогает уяснить неразрывную связь, единство истории каждого города, села с историей нашей страны, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций родного края.
Новизна программы определяется переходом от информационного к деятельностному подходу, у учащихся формируются предметные, коммуникативные и социальные компетентности. История края («малой родины») рассматривается как часть истории России. В соответствии с личностно-ориентированным подходом программа направлена на формирование у школьников познавательной самостоятельности, на развитие творческих способностей через приобщение к национальным культурным традициям на основе активного использования историко-культурного наследия России.
В программе представлен курс истории Тамбовской области на фоне ХХ века, рассчитанный на 34 часа.
Данная программа составлена, исходя из следующих целей:
Изучение учащимися истории родного края (ХХ в.) на базе рассмотрения и анализа важнейших проблем социально-экономической, культурной и политической истории России и края, развитие познавательных, творческих способностей и возможностей школьников.
Формирование у учащихся готовности к участию в общественной жизни села, района, края в их развитии, социальном и культурном обновлении
Задачи:
- .расширение и углубление исторических знаний посредством познания культурологического, исторического наследия русского и бурятского народов.
- совершенствование и развитие у учащихся аналитических способностей на основе овладения приемами и навыками исторического анализа, способности рассматривать события и явления прошлого и настоящего, умения использовать исторические знания при оценке современных событий.
- формирование навыков работы с историческим источником, способности самостоятельно добывать знания, умений сопоставлять, сравнивать, обобщать и анализировать исторические факты.
Программа предполагает теоретическое и практическое изучение учебного материала. Основными формами и методами работы являются лекции, беседы, экскурсии, использование игровых элементов и приемов, проектная и поисково-исследовательская деятельность учащихся, оказание консультационной помощи в подготовке и защите проектов, творческих работ
Формой итогового контроля знаний учащихся являются проектные работы в виде защиты презентаций творческими группами школьников по выбранным темам, интеллектуальные игры, выполнение тестовых заданий.
Программа рассчитана для работы с учащимися 10-11 классов.
В результате изучения курса ученик должен знать:
- основные этапы развития и события родного края в контексте истории страны
- личности знаменитых земляков (первых революционеров, выдающихся деятелей науки, культуры и образования , земляков-героев Советского Союза, героев-афганцев и других именитых людей нашего времени)
Приобрести умения:
- соотносить события отечественной и региональной истории,
- находить общее и отличительное в истории страны и края;
- овладеть навыками и приемами исторического анализа и рефлексии
- объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям истории России и края, культурным достижениям
- -уметь анализировать, синтезировать, классифицировать, слушать, понимать, рассуждать, отстаивать и доказывать собственную позицию.
Учебно-тематический план
№ | Разделы и тема | лекция | практика | Форма контроля |
1. | Введение. Новейшая история России и области ( 1 ч.) | 1 | | |
2-3 | 1. Россия 1900-1920 гг. ( 10 ч.) Россия и наш край на рубеже веков .Социально-экономическое развитие.(сравнительно-аналитическая таблица) | 1 | 1 | Составление сравнительно-аналитической таблицы |
4-5 | Революция 1905-07 гг.Тамбовщина в годы 1 русской революции. Столыпинская аграрная реформа и ее проведение в крае. | 1 | 1 | |
6-7 | Культура России в начале ХХ в. Развитие просвещения, культуры и здравоохранения в Тамбовской губернии | 1 | 1 | Творческие работы (рефераты) |
8 | Россия в 1 мировой войне. Февральская революция и Октябрь 1917 г. Влияние Первой мировой на Тамбовщину. Революционное движение в крае. Нарастание кризиса. | 1 | | Презентации творческих рефератов |
9-10 | Наш край в годы гражданской войны. Антоновщина.(люди, события, факты, комментарии) | 1 | 1 | |
11 | Итоговый контроль по разделу 1 | 1 | | Тест-контроль |
12 | П. СССР- тоталитарное государство.(5 ч.) Образование СССР. Советское общество в 20-х Образование Тамбовской области | 1 | | |
13-15 | Ускоренная модернизация. Формирование тоталитарной системы. Проведение индустриализации и коллективизации в крае. Репрессии 30-х. | 2 | 1 | эссе «Коллективизация в судьбе моей семьи», «Моя семья в период политических репрессий». |
16 | Итоговое занятие по разделу П | | 1 | «круглый стол» «Какое общество было построено в СССР в 30-х гг» |
17-18 19-20 | Ш. СССР во второй мировой войне.( 4ч.) В дни военных испытаний. Вклад округа в разгром фашизма. Земляки-герои Советского Союза. Экономика и общество Тамбовской области в годы войны | 2 | 2 | Устный журнал «Человек на войне». (работа форума школьного сайта, обсуждение проблемы) |
21 | Итоговое занятие по разделу Ш | | 1 | тестирование |
22-23 | 1У. Послевоенный мир.( 9 ч.) Послевоенное восстановление народного хозяйства: трудности и проблемы. Жизнь и быт людей. Новая волна репрессий.(по страницам районной газеты: чтение, комментарии, оценки, выводы. | 1 | 1 | |
24-25. | Борьба за власть в середине 50-х. ХХ съезд партии. Реформы Хрущева на территории области. | 1 | 1 | |
26-27 | Консервативный поворот середины 60-х. Л.И.Брежнев. Кризис тоталитарной системы. Достижения и проблемы края в 70-80-х гг.: образование, культура и здравоохранение в округе в эти годы | 1 | 1 | |
28-29 | Внешняя политика СССР в 45-80-х гг. Герои афганской войны – наши земляки | 1 | 1 | |
30 | Итоговое занятие по разделу 1У. | | 1 | Защита творческих работ |
31-32. | У. Новейшая история страны и края.(3 ч.) Экономический и социально-политический кризис 80-х гг в СССР. М.С.Горбачев и попытки реформ. Кризис 1991 г. Распад СССР. Край в годы перестройки. События августа 1991 г. итамбовчане.(путешествие по страницам районной и окружной газет 90-х: факты, события, комментарии) | 1 | 1 | Работа в интернете: по страницам газет того периода. |
33 | Становление нового российского государства. Округ в наше время: проблемы, инициативы, достижения. | 1 | | Эссе-рассуждение «Я и будущее моего края» |
34 | Итоговое занятие по разделу У. | | 1 | Брейн-ринг |
35. | Заключительное итоговое занятие по курсу ( 2 ч.) | | 2 | Защита творческих работ по выбранным темам: «Живущие рядом» «О тех, кто прославил наш край» «Моя семья в истории страны» «Исторические личности в истории страны,ХХ век» |
Содержание программы
Введение. Новейшая история России и края.( 1 ч.)
П. Мир. Россия 1900-1920 гг.( 10 ч.)
1) Россия на рубеже веков: социально-экономическое развитие страны. Самодержавие и общество.. Социально-экономическое развитие края. Развитие капитализма, его особенности, общие черты. Заполнение сравнительно-аналитической таблицы. Выводы.( лекция 1 час + 1 час практика)
2) Революция 1905-07 гг. Российский парламентаризм: деятельность Государственных Дум. Итоги революции. Политические партии России в начале ХХ в. Тамбовский край в годы 1 русской революции (события, фаты, комментарии). Проведение столыпинской аграрной реформы в крае и ее результат. Переселенческая политика государства и переселенцы на территории края .(лекция 1 час+ практика 1 час)
3) Культура России в начале ХХ в. Развитие просвещения, культуры и здравоохранения вТамбовской губернии. Подготовительная работа к защите проекта «О тех, кто прославил наш край».(лекция 1 час+ практика 1 час)
5) Россия в 1 мировой войне. Февральская буржуазная революция. Октябрь 1917 г.
Брестский мир. Участие в 1 мировой войне (факты, комментарии) Революционное движение в крае. Первые тамбовские революционеры ( лекция 1 час)
6) Гражданская война в крае. (люди, события, факты, комментарии) – лекция 1 час + практика 1 час)
6) итоговое занятие по разделу 1 – тестирование.( 1 час)
П. СССР – тоталитарное государство.( 5 ч.)
1). Образование СССР.. Советское общество в 20-х гг. Национальная политика большевиков в национальных окраинах. ОбразованиеТамбовскойобласти.( лекция 1 час)
2) Ускоренная модернизация – большой скачок и ее последствия. Формирование тоталитарной системы. Массовые репрессии 30-х гг. Проведение индустриализации и коллективизации в крае. (занятие проводится в читальном зале библиотеки: знакомство с литературным, историческим источниками того периода. Домашнее задание – «Коллективизация в судьбе моей семьи», «Моя семья в период политических репрессий в 30-х гг» ( лекция 2 часа + практика 1 час).
3) Итоговое занятие – «круглый стол» « Какое общество было построено в СССР в 30-х гг.?» (работа с документальными источниками – письмами, воспоминаниями, дневниками и т.п.) Сообщения учащихся по домашнему заданию. (1 час)
Ш. СССР во второй мировой войне.( 3 ч.)
1) В дни военных испытаний. Вклад округа в разгром фашизма. Земляки – Герои Советского Союза. (лекция 1 час + практика 1 час: подготовка устного журнала «Человек на войне».)
2) итоговое занятие по разделу Ш - тестирование
1У. Послевоенный мир.( 9 ч.)
Послевоенное восстановление народного хозяйства: трудности и проблемы. Жизнь и быт людей. Новая волна репрессий. По страницам районной газеты (послевоенный период).чтение, комментарии, оценки, выводы.( лекция 1 час + практикум 1 час).
Борьба за власть в середине 50-х. ХХ съезд партии. Реформы Н.С.Хрущева на территории области.( лекция 1 час + практикум 1 час: Оттепель, ее влияние на духовную атмосферу общества. Рассказ-история «Моя семья в 50-70 х гг (д/з).Подготовительная работа по проекту «Живущие рядом»
Консервативный поворот середины 60-х гг. Л.И.Брежнев. Кризис тоталитарной системы. Попытки реформ. Достижения и проблемы края в 70-80-е гг .Образование, культура и здравоохранение в округе в эти годы. Подготовительная работа по проекту «Живущие рядом».( лекция 1 час + практика 1 час)
Внешняя политика СССР 1945-80 х гг. Тамбовчане и афганская война. ( лекция 1 час + практика 1 час)
5) Итоговое занятие по разделу IV. Защита творческих работ.
V. Новейшая история страны и края.( 4 ч.)
1) Экономический и социально-политический кризис 80-х гг. в СССР. М.С.Горбачев и попытки реформ. Кризис 1991 г. Распад СССР. Наш округ в годы перестройки. События августа 1991 г. и тамбовчане. ( путешествие по страницам районной и окружной газет 90-х гг.) Факты, события, комментарии.(лекция 1 час + практика 1 час).
2) Становление нового российского государства. Б.Н.Ельцин. Конституция РФ. Война в Чечне. Россия и Мировое сообщество. Область в 90-е гг. Проблемы, инициативы, достижения .Эссе-рассуждение «Я и будущее моего края»(.лекция 1 час)
Итоговое занятие по разделу У – интеллектуальная игра «Брейн-ринг».( 1 час)
V1. Итоговые занятия –А) защита творческих работ учащихся по выбранным темам ( 2 часа) : 1) «Живущие рядом»
2) «О тех, кто прославил наш край»
3) «Моя семья в истории страны»
4) «Исторические личности в истории страны, ХХ век»
УМК:
Данилов А.А., Косулина Л.Г.« История России в ХХ- н.ХХ1 в.», учебное пособие
Алленов А.Н. и др. «Историческое краеведение» учебное пособие
Календарно-тематический план
№ | Разделы и тема | лекция | практика | Форма контроля | Дата |
| план | факт |
1. | Введение. Новейшая история России и области ( 1 ч.) | 1 | | | | |
2-3 | 1. Россия 1900-1920 гг. ( 10 ч.) Россия и наш край на рубеже веков .Социально-экономическое развитие.(сравнительно-аналитическая таблица) | 1 | 1 | Составление сравнительно-аналитической таблицы | | |
4-5 | Революция 1905-07 гг.Тамбовщина в годы 1 русской революции. Столыпинская аграрная реформа и ее проведение в крае. | 1 | 1 | | | |
6-7 | Культура России в начале ХХ в. Развитие просвещения, культуры и здравоохранения в Тамбовской губернии | 1 | 1 | Творческие работы (рефераты) | | |
8 | Россия в 1 мировой войне. Февральская революция и Октябрь 1917 г. Влияние Первой мировой на Тамбовщину. Революционное движение в крае. Нарастание кризиса. | 1 | | Презентации творческих рефератов | | |
9-10 | Наш край в годы гражданской войны. Антоновщина.(люди, события, факты, комментарии) | 1 | 1 | | | |
11 | Итоговый контроль по разделу 1 | 1 | | Тест-контроль | | |
12 | П. СССР- тоталитарное государство.(5 ч.) Образование СССР. Советское общество в 20-х Образование Тамбовской области | 1 | | | | |
13-15 | Ускоренная модернизация. Формирование тоталитарной системы. Проведение индустриализации и коллективизации в крае. Репрессии 30-х. | 2 | 1 | эссе «Коллективизация в судьбе моей семьи», «Моя семья в период политических репрессий». | | |
16 | Итоговое занятие по разделу II | | 1 | «круглый стол» «Какое общество было построено в СССР в 30-х гг» | | |
17-18 19-20 | Ш. СССР во второй мировой войне.( 4ч.) В дни военных испытаний. Вклад округа в разгром фашизма. Земляки-герои Советского Союза. Экономика и общество Тамбовской области в годы войны | 2 | 2 | Устный журнал «Человек на войне». (работа форума школьного сайта, обсуждение проблемы) | | |
21 | Итоговое занятие по разделу Ш | | 1 | тестирование | | |
22-23 | 1У. Послевоенный мир.( 9 ч.) Послевоенное восстановление народного хозяйства: трудности и проблемы. Жизнь и быт людей. Новая волна репрессий.(по страницам районной газеты: чтение, комментарии, оценки, выводы. | 1 | 1 | | | |
24-25. | Борьба за власть в середине 50-х. ХХ съезд партии. Реформы Хрущева на территории области. | 1 | 1 | | | |
26-27 | Консервативный поворот середины 60-х. Л.И.Брежнев. Кризис тоталитарной системы. Достижения и проблемы края в 70-80-х гг.: образование, культура и здравоохранение в округе в эти годы | 1 | 1 | | | |
28-29 | Внешняя политика СССР в 45-80-х гг. Герои афганской войны – наши земляки | 1 | 1 | | | |
30 | Итоговое занятие по разделу 1У. | | 1 | Защита творческих работ | | |
31-32. | У. Новейшая история страны и края.(3 ч.) Экономический и социально-политический кризис 80-х гг в СССР. М.С.Горбачев и попытки реформ. Кризис 1991 г. Распад СССР. Край в годы перестройки. События августа 1991 г. итамбовчане.(путешествие по страницам районной и окружной газет 90-х: факты, события, комментарии) | 1 | 1 | Работа в интернете: по страницам газет того периода. | | |
33 | Становление нового российского государства. Округ в наше время: проблемы, инициативы, достижения. | 1 | | Эссе-рассуждение «Я и будущее моего края» | | |
34 | Итоговое занятие по разделу V. | | 1 | Брейн-ринг | | |
35. | Заключительное итоговое занятие по курсу ( 1 ч.) | | 2 | Защита творческих работ по выбранным темам: «Живущие рядом» «О тех, кто прославил наш край» «Моя семья в истории страны» «Исторические личности в истории страны,ХХ век» | | |
8