СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элективный курс "Тамбовский край на фоне 20 века"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по краеведению для 10-11 классов, как дополнение с оновному курсу истории.

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс "Тамбовский край на фоне 20 века"»












































Пояснительная записка

В последнее время неуклонно возрастает роль краеведения в учебной и внеучебной работе. Положительная тенденция роста в значительной мере связана с введением, в соответствии с Законом РФ «Об образовании», национально-регионального компонента школьного образования. Применительно к истории это означает: историческое краеведение стало его обязательной составляющей.

История является одним из наиболее важных предметов школьного образования в нравственно-патриотическом воспитании, идейном и культурологическом аспектах.

Одной из важных функций изучения истории является формирование гражданственности, патриотизма, личной ориентации. Это, в первую очередь, относится к отечественной истории и к истории края.

Актуальность данной темы определяется введением краеведческого материала в учебные курсы по истории России, все возрастающим интересом к историческим истокам своей малой родины подрастающего поколения. Историческое краеведение раскрывает учащимся связи родного края с Россией, помогает уяснить неразрывную связь, единство истории каждого города, села с историей нашей страны, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций родного края.

Новизна программы определяется переходом от информационного к деятельностному подходу, у учащихся формируются предметные, коммуникативные и социальные компетентности. История края («малой родины») рассматривается как часть истории России. В соответствии с личностно-ориентированным подходом программа направлена на формирование у школьников познавательной самостоятельности, на развитие творческих способностей через приобщение к национальным культурным традициям на основе активного использования историко-культурного наследия России.

В программе представлен курс истории Тамбовской области на фоне ХХ века, рассчитанный на 34 часа.

Данная программа составлена, исходя из следующих целей:

  1. Изучение учащимися истории родного края (ХХ в.) на базе рассмотрения и анализа важнейших проблем социально-экономической, культурной и политической истории России и края, развитие познавательных, творческих способностей и возможностей школьников.

  2. Формирование у учащихся готовности к участию в общественной жизни села, района, края в их развитии, социальном и культурном обновлении

Задачи:

- .расширение и углубление исторических знаний посредством познания культурологического, исторического наследия русского и бурятского народов.

- совершенствование и развитие у учащихся аналитических способностей на основе овладения приемами и навыками исторического анализа, способности рассматривать события и явления прошлого и настоящего, умения использовать исторические знания при оценке современных событий.

- формирование навыков работы с историческим источником, способности самостоятельно добывать знания, умений сопоставлять, сравнивать, обобщать и анализировать исторические факты.

Программа предполагает теоретическое и практическое изучение учебного материала. Основными формами и методами работы являются лекции, беседы, экскурсии, использование игровых элементов и приемов, проектная и поисково-исследовательская деятельность учащихся, оказание консультационной помощи в подготовке и защите проектов, творческих работ

Формой итогового контроля знаний учащихся являются проектные работы в виде защиты презентаций творческими группами школьников по выбранным темам, интеллектуальные игры, выполнение тестовых заданий.

Программа рассчитана для работы с учащимися 10-11 классов.

В результате изучения курса ученик должен знать:

- основные этапы развития и события родного края в контексте истории страны

- личности знаменитых земляков (первых революционеров, выдающихся деятелей науки, культуры и образования , земляков-героев Советского Союза, героев-афганцев и других именитых людей нашего времени)

Приобрести умения:

- соотносить события отечественной и региональной истории,

- находить общее и отличительное в истории страны и края;

- овладеть навыками и приемами исторического анализа и рефлексии

- объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям истории России и края, культурным достижениям

- -уметь анализировать, синтезировать, классифицировать, слушать, понимать, рассуждать, отстаивать и доказывать собственную позицию.


Учебно-тематический план

Разделы и тема

лекция

практика

Форма контроля

1.

Введение. Новейшая история России и области ( 1 ч.)

1



2-3

1. Россия 1900-1920 гг. ( 10 ч.)

Россия и наш край на рубеже веков .Социально-экономическое развитие.(сравнительно-аналитическая таблица)

1

1

Составление сравнительно-аналитической таблицы

4-5

Революция 1905-07 гг.Тамбовщина в годы 1 русской революции. Столыпинская аграрная реформа и ее проведение в крае.

1

1


6-7

Культура России в начале ХХ в.

Развитие просвещения, культуры и здравоохранения в Тамбовской губернии

1

1

Творческие работы (рефераты)

8

Россия в 1 мировой войне. Февральская революция и Октябрь 1917 г.

Влияние Первой мировой на Тамбовщину. Революционное движение в крае. Нарастание кризиса.

1



Презентации творческих рефератов

9-10

Наш край в годы гражданской войны. Антоновщина.(люди, события, факты, комментарии)

1


1



11

Итоговый контроль по разделу 1

1



Тест-контроль

12

П. СССР- тоталитарное государство.(5 ч.) Образование СССР. Советское общество в 20-х

Образование Тамбовской области

1




13-15

Ускоренная модернизация. Формирование тоталитарной системы.

Проведение индустриализации и коллективизации в крае. Репрессии 30-х.

2


1


эссе «Коллективизация в судьбе моей семьи», «Моя семья в период политических репрессий».

16

Итоговое занятие по разделу П


1


«круглый стол» «Какое общество было построено в СССР в 30-х гг»

17-18

19-20

Ш. СССР во второй мировой войне.( 4ч.)

В дни военных испытаний. Вклад округа в разгром фашизма. Земляки-герои Советского Союза. Экономика и общество Тамбовской области в годы войны

2


2


Устный журнал «Человек на войне».

(работа форума школьного сайта, обсуждение проблемы)

21

Итоговое занятие по разделу Ш


1


тестирование

22-23

1У. Послевоенный мир.( 9 ч.)

Послевоенное восстановление народного хозяйства: трудности и проблемы. Жизнь и быт людей. Новая волна репрессий.(по страницам районной газеты: чтение, комментарии, оценки, выводы.

1


1



24-25.

Борьба за власть в середине 50-х. ХХ съезд партии. Реформы Хрущева на территории области.

1


1



26-27

Консервативный поворот середины 60-х. Л.И.Брежнев. Кризис тоталитарной системы. Достижения и проблемы края в 70-80-х гг.: образование, культура и здравоохранение в округе в эти годы

1


1



28-29

Внешняя политика СССР в 45-80-х гг.

Герои афганской войны – наши земляки

1


1



30

Итоговое занятие по разделу 1У.


1


Защита творческих работ

31-32.

У. Новейшая история страны и края.(3 ч.)

Экономический и социально-политический кризис 80-х гг в СССР. М.С.Горбачев и попытки реформ. Кризис 1991 г. Распад СССР. Край в годы перестройки. События августа 1991 г. итамбовчане.(путешествие по страницам районной и окружной газет 90-х: факты, события, комментарии)

1


1


Работа в интернете: по страницам газет того периода.

33

Становление нового российского государства. Округ в наше время: проблемы, инициативы, достижения.

1



Эссе-рассуждение «Я и будущее моего края»

34

Итоговое занятие по разделу У.


1


Брейн-ринг

35.














Заключительное итоговое занятие по курсу ( 2 ч.)














2


Защита творческих работ по выбранным темам:

  1. «Живущие рядом»

  2. «О тех, кто прославил наш край»

  3. «Моя семья в истории страны»

  4. «Исторические личности в истории страны,ХХ век»




Содержание программы

  1. Введение. Новейшая история России и края.( 1 ч.)

П. Мир. Россия 1900-1920 гг.( 10 ч.)

1) Россия на рубеже веков: социально-экономическое развитие страны. Самодержавие и общество.. Социально-экономическое развитие края. Развитие капитализма, его особенности, общие черты. Заполнение сравнительно-аналитической таблицы. Выводы.( лекция 1 час + 1 час практика)


2) Революция 1905-07 гг. Российский парламентаризм: деятельность Государственных Дум. Итоги революции. Политические партии России в начале ХХ в. Тамбовский край в годы 1 русской революции (события, фаты, комментарии). Проведение столыпинской аграрной реформы в крае и ее результат. Переселенческая политика государства и переселенцы на территории края .(лекция 1 час+ практика 1 час)


3) Культура России в начале ХХ в. Развитие просвещения, культуры и здравоохранения вТамбовской губернии. Подготовительная работа к защите проекта «О тех, кто прославил наш край».(лекция 1 час+ практика 1 час)


5) Россия в 1 мировой войне. Февральская буржуазная революция. Октябрь 1917 г.

Брестский мир. Участие в 1 мировой войне (факты, комментарии) Революционное движение в крае. Первые тамбовские революционеры ( лекция 1 час)

6) Гражданская война в крае. (люди, события, факты, комментарии) – лекция 1 час + практика 1 час)

6) итоговое занятие по разделу 1 – тестирование.( 1 час)

П. СССР – тоталитарное государство.( 5 ч.)

1). Образование СССР.. Советское общество в 20-х гг. Национальная политика большевиков в национальных окраинах. ОбразованиеТамбовскойобласти.( лекция 1 час)


2) Ускоренная модернизация – большой скачок и ее последствия. Формирование тоталитарной системы. Массовые репрессии 30-х гг. Проведение индустриализации и коллективизации в крае. (занятие проводится в читальном зале библиотеки: знакомство с литературным, историческим источниками того периода. Домашнее задание – «Коллективизация в судьбе моей семьи», «Моя семья в период политических репрессий в 30-х гг» ( лекция 2 часа + практика 1 час).


3) Итоговое занятие – «круглый стол» « Какое общество было построено в СССР в 30-х гг.?» (работа с документальными источниками – письмами, воспоминаниями, дневниками и т.п.) Сообщения учащихся по домашнему заданию. (1 час)


Ш. СССР во второй мировой войне.( 3 ч.)

1) В дни военных испытаний. Вклад округа в разгром фашизма. Земляки – Герои Советского Союза. (лекция 1 час + практика 1 час: подготовка устного журнала «Человек на войне».)

2) итоговое занятие по разделу Ш - тестирование


1У. Послевоенный мир.( 9 ч.)

  1. Послевоенное восстановление народного хозяйства: трудности и проблемы. Жизнь и быт людей. Новая волна репрессий. По страницам районной газеты (послевоенный период).чтение, комментарии, оценки, выводы.( лекция 1 час + практикум 1 час).


  1. Борьба за власть в середине 50-х. ХХ съезд партии. Реформы Н.С.Хрущева на территории области.( лекция 1 час + практикум 1 час: Оттепель, ее влияние на духовную атмосферу общества. Рассказ-история «Моя семья в 50-70 х гг (д/з).Подготовительная работа по проекту «Живущие рядом»


  1. Консервативный поворот середины 60-х гг. Л.И.Брежнев. Кризис тоталитарной системы. Попытки реформ. Достижения и проблемы края в 70-80-е гг .Образование, культура и здравоохранение в округе в эти годы. Подготовительная работа по проекту «Живущие рядом».( лекция 1 час + практика 1 час)


  1. Внешняя политика СССР 1945-80 х гг. Тамбовчане и афганская война. ( лекция 1 час + практика 1 час)


5) Итоговое занятие по разделу IV. Защита творческих работ.


V. Новейшая история страны и края.( 4 ч.)

1) Экономический и социально-политический кризис 80-х гг. в СССР. М.С.Горбачев и попытки реформ. Кризис 1991 г. Распад СССР. Наш округ в годы перестройки. События августа 1991 г. и тамбовчане. ( путешествие по страницам районной и окружной газет 90-х гг.) Факты, события, комментарии.(лекция 1 час + практика 1 час).


2) Становление нового российского государства. Б.Н.Ельцин. Конституция РФ. Война в Чечне. Россия и Мировое сообщество. Область в 90-е гг. Проблемы, инициативы, достижения .Эссе-рассуждение «Я и будущее моего края»(.лекция 1 час)


  1. Итоговое занятие по разделу У – интеллектуальная игра «Брейн-ринг».( 1 час)

V1. Итоговые занятия –А) защита творческих работ учащихся по выбранным темам ( 2 часа) : 1) «Живущие рядом»

2) «О тех, кто прославил наш край»

3) «Моя семья в истории страны»

4) «Исторические личности в истории страны, ХХ век»




УМК:


Данилов А.А., Косулина Л.Г.« История России в ХХ- н.ХХ1 в.», учебное пособие


Алленов А.Н. и др. «Историческое краеведение» учебное пособие






































Календарно-тематический план

Разделы и тема

лекция

практика

Форма контроля

Дата


план

факт

1.

Введение. Новейшая история России и области ( 1 ч.)

1





2-3

1. Россия 1900-1920 гг. ( 10 ч.)

Россия и наш край на рубеже веков .Социально-экономическое развитие.(сравнительно-аналитическая таблица)

1

1

Составление сравнительно-аналитической таблицы



4-5

Революция 1905-07 гг.Тамбовщина в годы 1 русской революции. Столыпинская аграрная реформа и ее проведение в крае.

1

1




6-7

Культура России в начале ХХ в.

Развитие просвещения, культуры и здравоохранения в Тамбовской губернии

1

1

Творческие работы (рефераты)



8

Россия в 1 мировой войне. Февральская революция и Октябрь 1917 г.

Влияние Первой мировой на Тамбовщину. Революционное движение в крае. Нарастание кризиса.

1



Презентации творческих рефератов



9-10

Наш край в годы гражданской войны. Антоновщина.(люди, события, факты, комментарии)

1


1





11

Итоговый контроль по разделу 1

1



Тест-контроль



12

П. СССР- тоталитарное государство.(5 ч.) Образование СССР. Советское общество в 20-х

Образование Тамбовской области

1






13-15

Ускоренная модернизация. Формирование тоталитарной системы.

Проведение индустриализации и коллективизации в крае. Репрессии 30-х.

2


1


эссе «Коллективизация в судьбе моей семьи», «Моя семья в период политических репрессий».



16

Итоговое занятие по разделу II


1


«круглый стол» «Какое общество было построено в СССР в 30-х гг»



17-18

19-20

Ш. СССР во второй мировой войне.( 4ч.)

В дни военных испытаний. Вклад округа в разгром фашизма. Земляки-герои Советского Союза. Экономика и общество Тамбовской области в годы войны

2


2


Устный журнал «Человек на войне».

(работа форума школьного сайта, обсуждение проблемы)



21

Итоговое занятие по разделу Ш


1


тестирование



22-23

1У. Послевоенный мир.( 9 ч.)

Послевоенное восстановление народного хозяйства: трудности и проблемы. Жизнь и быт людей. Новая волна репрессий.(по страницам районной газеты: чтение, комментарии, оценки, выводы.

1


1





24-25.

Борьба за власть в середине 50-х. ХХ съезд партии. Реформы Хрущева на территории области.

1


1





26-27

Консервативный поворот середины 60-х. Л.И.Брежнев. Кризис тоталитарной системы. Достижения и проблемы края в 70-80-х гг.: образование, культура и здравоохранение в округе в эти годы

1


1





28-29

Внешняя политика СССР в 45-80-х гг.

Герои афганской войны – наши земляки

1


1





30

Итоговое занятие по разделу 1У.


1


Защита творческих работ



31-32.

У. Новейшая история страны и края.(3 ч.)

Экономический и социально-политический кризис 80-х гг в СССР. М.С.Горбачев и попытки реформ. Кризис 1991 г. Распад СССР. Край в годы перестройки. События августа 1991 г. итамбовчане.(путешествие по страницам районной и окружной газет 90-х: факты, события, комментарии)

1


1


Работа в интернете: по страницам газет того периода.



33

Становление нового российского государства. Округ в наше время: проблемы, инициативы, достижения.

1



Эссе-рассуждение «Я и будущее моего края»



34

Итоговое занятие по разделу V.


1


Брейн-ринг



35.














Заключительное итоговое занятие по курсу ( 1 ч.)














2


Защита творческих работ по выбранным темам:

  1. «Живущие рядом»

  2. «О тех, кто прославил наш край»

  3. «Моя семья в истории страны»

  4. «Исторические личности в истории страны,ХХ век»





























8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!