СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элективный курс «Теория и практика написания сочинения-рассуждения»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс «Теория и практика написания сочинения-рассуждения»»

Пояснительная записка

Элективный курс «Теория и практика написания сочинения-рассуждения» предназначен для подготовки учащихся 10-11 классов к ЕГЭ по русскому языку. Рабочая программа элективного курса по русскому языку составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, авторской программы элективного курса «Русский язык. Сочинение на ЕГЭ» под редакцией А. Г. Нарушевича(М: Просвещение, 2018г)

Цели элективного курса:

  • подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку

  • развитие творческих способностей личности;

  • развитие логического мышления

  • развитие связной монологической речи

  • овладение учащимися свободной письменной речью

Задачи элективного курса:

помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к выполнению задания II части ЕГЭ (сочинение-рассуждение): совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения;

формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью;

совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей; совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме своё, индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений;

формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст.

прививать способности к самостоятельной деятельности

Общая характеристика элективного курса

Анализ результатов ЕГЭ II части(сочинение-рассуждение) показал, что наиболее типичныеошибки в работах выпускников связаны с неумением:

  • понимать информацию, заложенную в тексте;

  • ясно, связно, последовательно излагать собственные мысли,

  • аргументировано доказывать свою позицию,

  • с недостаточным уровнем функциональной грамотности школьников по русскому языку.

Элективный курс учит развивать мысль на избранную тему, формирует литературные взгля- ды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Работа над сочинением приобщает учащегося к творчеству, позволяет выразить свою позицию, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном.

Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они, прежде всего, должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить. Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства — и устно, и письменно. А развитие личности — это необходимая предпосылка решения социальных и экономических задач.

Не случайно и в КИМах ЕГЭ по русскому языку говорится, что 27 задание - небольшое сочинение-рассуждение — предназначено для проверки не только подготовленности выпускников по русскому языку, но и общей культуры. Кроме того, сочинение-рассуждение является и вариантом задания II на ЕГЭ по другим предметам образовательного цикла.

Таким образом, научить писать сочинение, а особенно сочинение-рассуждение или сочинение-размышление — одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни самореализовывался.

Место элективного курса в учебном плане

На элективный курс ««Подготовка к ЕГЭ. Теория и практика написания сочинения» школьным компонентом выделяется 1 ч в неделю, итого-34 ч. за учебный год.

Личностные, метапредметные, предметные результаты учебной деятельности

Работа по подготовке к ЕГЭ как особой форме итоговой аттестации направлена на формирование личностных, предметных, метапредметных результатов :

Личностные результаты учебной деятельности:

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; Предметные результаты:

1) опыт восприятия и понимания информации, содержащейся в тексте, базирующийся на:

-умении анализировать содержание читаемого текста;

- умении формулировать собственное мнение и связно, последовательно его излагать;

-умении аргументировано доказывать собственную позицию;

-умении структурировать собственный текст и композиционно правильно оформлять письменную работу;

2). опыт использования в речи вариативных грамматических конструкций и лексического богатства языка, а также опыт использования выразительных средств;

3). опыт оформления высказывания в соответствии с орфографическими,

пунктуационными, грамматическими и лексическими нормами современного русского литературного языка.

Метапредметные результаты:

умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, o приводить аргументы, делать выводы

умение самостоятельно организовывать сою деятельность, определять сферу своих интересов

умение работать с различными источниками информации

Содержание элективного курса
  1. Требования к выполнению задания №27

  2. Проблема текста

  3. Комментарий к проблеме

  4. Позиция автора

  5. Аргументация

  6. Композиция сочинения

  7. Типы и виды ошибок

  8. Практические занятия

Содержание курса

На элективном курсе рассматриваются тексты по следующим проблемам:

Проблемы семьи:

  • проблема памяти о своих истоках, о своём детстве (Почему, повзрослев, человек ощущаетсвязь с домом своего детства, с миром своего детства?);

  • проблема роли детства в жизни человека (Почему детство – важнейший этап жизни человека?);

  • проблема исторической памяти (Зачем человеку хранить память о прошлом? Что значит любитьсвою семью и свою Родину?);

  • проблема нравственной прочности человека (Почему именно в обыденных житейскихситуациях зачастую проявляется нравственная сущность человека?) и др.

Проблемы экологии:

  • проблема влияния человека на природу (Какова степень влияния человека на природу

и в чём заключаются возможные последствия этого влияния?);и др.

Человек и общество:

  • проблема несправедливости социального устройства общества (Естественно ли деление людей на богатых и нищих? Правильно ли устроено общество?);

  • проблема внутреннего противостояния искушению изобилием (Могут ли дети из бедной семьи противостоять искушению изобилием и не озлобиться?);

  • проблема выбора профессии с учётом личных и общественных интересов (Могут ли при выборепрофессии совпадать личные и общественные интересы?);

  • проблема нравственной прочности человека (Почему именно в обыденных житейских ситуацияхзачастую проявляется нравственная сущность человека?);

  • ответственность человека перед самим собой и обществом в целом за реализацию своих способностей (Должен ли человек отвечать перед обществом за реализацию своих способностей?);

  • проблема свободы личности и ответственности человека перед обществом (Может ли человек быть свободным от общества, других людей? ограничивает ли общество свободу человека?);

  • проблема создания общества с таким устройством, чтобы эгоист или жестокий человек

были вынуждены проявлять сострадание и великодушие (Возможно ли создание идеального общества?);

  • проблема коммерциализации культуры (Что недопустимо в процессекоммерциализации культуры?). и др.

Нравственные проблемы:

  • проблема нравственного выбора;

  • проблема гуманного и антигуманного отношения к человеку;

  • проблема милосердия, сострадания, духовности и бездуховности.

Философские проблемы:  проблема добра и зла;

  • проблема жизни и смерти;

  • проблема поиска смысла жизни;

  • проблема одиночества;

  • проблема утраты веры в человечества;  проблема свободы личности;

  • проблема творчества.

Информационно-коммуникативные:

  • проблема развития и сохранения русского языка (Обогащается или портится русский языкблагодаря заимствованиям?);

  • проблемы развития и сохранения русского языка;  проблема языкового бескультурья;  проблема массовой культуры.

Планируемые результаты реализации курса Программа элективного курса предусматривает обучение конструированию текста типа рассуждения на основе исходного текста, развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать своё высказывание, уточняя тему и основную мысль, формулировать проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые средства с учётом стиля и типа речи. Умения и навыки, приобретённые в ходе изучения данного курса, направлены на выполнение задания повышенного уровня сложности.

К концу изучения курса учащиеся должны уметь:

    • понимать и интерпретировать содержание исходного текста;

    • формулировать проблему, поставленную автором исходного текста, и комментировать её;

    • определять позицию автора;

    • высказывать свою точку зрения, убедительно её доказывать (приводить не менее двух аргументов, опираясь на читательский опыт);

    • уметь излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно- анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
  1. ЕГЭ 2021. Русский язык. 25 лучших вариантов: учебное пособие. / А.Г.Нарушевич, Н.М.Семеречинская. – М.: «Просвещение», 2021

  2. ЕГЭ Русский язык. Курс интенсивной подготовки. Сочинение: Учебно- методическое пособие / Н.А. Сенина и А. Г. Нарушевич; под ред. Н.А. Сениной.- 12-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д: «Легион», 2022

  3. ЕГЭ-2021.ФИПИ школе. Русский язык. Отличный результат / Цыбулько И. П. – М.: Издательство «Национальное образование», 2022.

  4. Идеальное сочинение. Подготовка к ЕГЭ. Проблема / Беляева О. Н.- доп.- Издательство «Феникс», 2021.

  5. Русский язык и литература: Русский язык: учебник для 10 класса: среднее общее образование/ Т.М. Воителева. – 8-е изд.-М.: Издательский центр «Академия», 2020.

  6. "ЕГЭ 2021. Единый государственный экзамен. Русский язык. Готовимся к итоговой аттестации.: Учебное пособие Драбкина С.В., Субботин Д.И. - М.: Издательство «Интеллект-Центр», 2022.

  7. Русский язык. 10–11 классы. ЕГЭ. Карманный справочник / Сенина Н.А. – СПб.: Издательство «Легион», 2020.

  8. Цыбулько . ЕГЭ-2021. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов/ под ред. И.П. Цыбулько. - М.: Издательство «Национальное образование», 2021.

  9. ЕГЭ 2022. Тренажёр. Русский язык. Подготовка к написанию сочинения/ Назарова Т.Н., Скрипка Е.Н.; под ред. Лошкарёва Н.К. - М.: «Экзамен», 2020.

  10. ЕГЭ 2021 Русский язык. Типовые варианты экзаменационных заданий: 50 вариантов/ Васильевых И. П., Гостева Ю. Н., Дощинский Р. А.; под ред. Лаппо Л.Д. – М.: «Экзамен», 2022

  11. ЕГЭ. Русский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ /Симакова Е.С.; под ред. Свитнева Т.: Издательство АСТ, 2012.

  12. Долинина Т.А.Русский язык.10-11 классы. Алгоритм написания сочинения: Учебное пособие.-Екатеринбург:ИРРО, 2022.

  13. Энциклопедия для детей. :Языкознание. Русский язык. М., «Аванта+», 1998.

  14. Словарь литературоведческих терминов. / Белокурова С.Т. - М.: Издательство «Паритет», 2022.

  15. Школьный словарь литературоведческих терминов. Мир художественного произведения. Стилистика./ Чернец Л.В., Семенов В.Б., Скиба В.А.; под ред. Прониной Е.П. – М.: «Просвещение», 2013.

  16. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. М., 1981.

  17. Мультимедийное оборудование

  18. Проектор

  19. Ноутбук

Электронные ресурсы:

  1. http://www.ege.edu.ru

  2. https://rus-ege.sdamgia.ru/

  3. https://fipi.ru/ege/otkrytyy-bank-zadaniy-ege/otkrytyye-varianty-kim-ege

  4. https://fipi.ru/ege/demoversii-specifikacii-kodifikatory

  5. https://synergy.ru/edu/ege/ege_2021/russkij_yazyik/

  6. http://window.edu.ru/resource/734/49734


Календарно- тематическое планирование 10класс

урока

Дата проведения

Тема урока

Кол- во уроков

Деятельность учащихся

1

Особенности выпускных сочинений в 2023-2024 учебном году

1

Работа с демоверсией ЕГЭ по русскому языку, требованиями к Итоговому сочинению

2

Структура, план, особенности итогового сочинения 2023-2024 учебном году

1

Работа с разделами и подразделами ИС

3

4

Подбор материала и написание сочинения по разделу «Духовно- нравственные ориентиры в жизни человека»

2

Работа с читательскими дневниками, с толковыми словарями. Работа с текстами выбранного для сочинения произведения

5

6

Подбор материала и написание сочинения по разделу «Семья, общество, Отечество в жизни человека»

2

Работа с читательскими дневниками, с толковыми словарями

7

8

9

Подбор материала и написание сочинения по разделу «Природа и культура в жизни человека»

3

Работа с читательскими дневниками, с толковыми словарями. Работа с текстами выбранного для сочинения произведения

10

Редактирование сочинений по разделу «Природа и культура в жизни человека»

1

Работа над ошибками, редактирование сочинений

11

Особенности написания сочинения- рассуждения

1

Составление памятки «Как писать Итоговое сочинение»

12

Тезис, проблема, аргументация

1

Работа с читательскими дневниками, с толковыми словарями. Работа с текстами выбранного для сочинения произведения

13

14

Схема основной части сочинения-рассуждения, проблематика текста. Задание 27 ЕГЭ, русский язык

2

Составление схемы «Как определить проблему текста». Практикум по определению проблемы текста

15

16

17

Комментарий к проблеме текста, структура комментария

3

Работа с текстом публицистического стиля. Отличие пересказа от комментария

18

Точка зрения автора текста. Аргументация собственного мнения

1

Работа с текстом художественного стиля. Работа с языковыми средствами, которые могут быть использованы в сочинении

19

Точка зрения автора текста. Аргументация собственного мнения

1

Работа по формулировке позиции автора с учетом стиля речи

20

21

Написание сочинения-рассуждения по тексту, 27 задания

1

Работа с текстом художественного стиля. Написание сочинения в формате 27 задания ЕГЭ


22

Работа над ошибками, сделанными в сочинении

1

Работа по редактированию текста написанных сочинений

23

24

Варианты вступительной и заключительной части сочинения по исходному тексту

2

Работа с фрагментами сочинения, шаблонами

25

Структурные компоненты и типичные конструкции в сочинении-рассуждении.

Практикум по отработки материала

2

Формулирование собственного мнения по отношению к исходному тексту. Структурные компоненты и типичные конструкции предложений основной части сочинения ЕГЭ.

26 -27

Понимание и интерпретация содержания исходного текста

1

Работа с текстами ЕГЭ

28-

29

Работа над созданием сочинения-рассуждения по текстам вариантов ЕГЭ

2

Работа с текстом художественного стиля. Написание сочинения в формате 27 задания ЕГЭ

30

Работа над ошибками, допущенными в сочинениях

1

Работа по редактированию сочинений

31-

32

Типичные ошибки обучающихся при написании сочинения-рассуждения и способы их устранения

2

Работа с деформированными текстами, исправление речевых ошибок

33-34

Еще раз о критериях 27 задания

1

Работа с демоверсией ЕГЭ по русскому языку, работа с критериями 27 задания


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!