 | Департамент по делам казачества и кадетских учебных заведений области государственное бюджетное образовательное учреждение Ростовской области «ШАХТИНСКИЙ ГЕНЕРАЛА Я.П. БАКЛАНОВА КАЗАЧИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС» |  |
346516, г. Шахты Ростовской области, ул. Сельская, 42
Элективный курс
"Великая Отечественная война
в творчестве В.А.Закруткина"
учителя русского языка и литературы Ульмейкиной А.Н.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Литература родного края представляет собой богатый материал для самопознания формирующейся личности, переживания чувства сопричастности к судьбе своего народа и края.
Формирование духовно полноценной личности невозможно без чтения художественной литературы о родном крае, его людях, без детального изучения жизни и творчества таких писателей, которые формировались как личности, черпали силы и вдохновения здесь, на Донской стороне.
Донская земля - один из самых заметных регионов Российской Федерации. История Донского края XX века богата и насыщена интересными и незабываемыми событиями, громкими именами таких людей, как М.А.Шолохов, А.В.Калинин, И.Д.Василенко, П.В.Лебеденко, В.А.Закруткин.
В 2018 году Ростовская область отметит 110 лет со дня рождения донского писателя В.А.Закруткина, писателя «шолоховского притяжения», певца Донского края, автора произведений о Великой Отечественной войне, мастера-гуманиста.
В связи с предстоящим юбилеем разработан элективный курс для учащихся 9-х классов ГБОУ РО «Шахтинский Я.П.Бакланова казачий кадетский корпус» по изучению жизни и творчества В.А.Закруткина «Великая Отечественная война в творчестве В.А.Закруткина».
Цели курса:
• Дать достаточно полную и концентрированную информацию о художественной литературе Дона и о Доне в ее внутренних взаимосвязях и связях с историческими судьбами Родины и отечественной литературы;
• Способствовать расширению знаний учащихся о литературе и культуре своей малой Родины;
• Развивать у учащихся читательскую культуру и потребность в самостоятельном чтении художественной литературы Дона;
• Создать условия для формирования гуманного отношения учащихся к судьбе другого человека на примере жизни и творчества В.А.Закруткина;
• Выявить своеобразие художественного метода писателя;
• Сформировать у учащихся эмоциональное восприятие художественных текстов, образное и аналитическое мышление, творческое воображение, познавательную активность.
В содержание курса включены произведения писателя различных жанров о Великой Отечественной войне, созданные с начала его творческой деятельности в военное и послевоенное время. Учащиеся сосредоточивают свое внимание не только на своеобразии писательского мастерства В.А. Закруткина, но и знакомятся с фактами биографии автора, взаимосвязью жизни писателя с историей страны.
Отобранный учебный материал, разнообразные формы и виды деятельности занятий способствуют получению желаемых результатов курса по изучению произведений В.А.Закруткина, которые определяются на уровне знать и уметь:
• Основные этапы биографии и творческого пути В.Закруткина, содержание, тематику, проблематику и основную идею произведений: «Кавказские записки», «Млечный путь», «Подсолнух», «Матерь человеческая», «Сотворение мира», рассказов, написанных в годы войны (по выбору);
• Иметь представление о героях произведений и мотивах их поступков;
Связь произведений писателя с историей Дона и страны;
• Воспринимать и анализировать художественные тексты, выявлять авторскую
позицию;
• Характеризовать особенности изобразительно-выразительных средств;
• Анализировать и комментировать эпизоды из текстов художественных
произведений;
• Выражать свою собственную позицию, строить устные и письменные
высказывания; составлять отзыв, рецензию, защищать проекты,
иллюстрировать прочитанное;
• Выразительно читать произведения, овладевать различными видами пересказа.
Курс рассчитан на 18 часов.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
№ | Кол.ч. | Тема | Содержание курса | Основные виды деятельности учащихся |
1 | 1 | ВВЕДЕНИЕ. | Особенности литературного движения шестидесятых-семидесятых годов ХХ века. «Повестной период» и усиление «романного мышления» в литературе. Место творчества В.Закруткина в литературе ХХ века. Обзор творчества писателей-семидесятников Дона. В.А. Закруткин – один из последователей шолоховских традиций в советской литературе | Составление тезисов, запись выводов |
2 | 2 | В.А. ЗАКРУТКИН – ПИСАТЕЛЬ-ФРОНТОВИК, СВОЕОБРАЗНЫЙ ХУДОЖНИК | 2.1. Горькая дорога войны и творчество В.А. Закруткина (обзор). Великая Отечественная война – школа жизни писателя. Творческие возможности, разнообразие жанров, тематики произведений. 2.2. Слияние образа автора с образом офицера-рассказчика в корреспонденциях и очерках о войне. «Гимн гимнастерке». | Чтение, обсуждение произведений |
3 | 3 | ТВОРЧЕСТВО ПИСАТЕЛЯ ЭПОХИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ. | 3.1. Взгляд на трагедию человечества очевидца и участника военных событий. Жанровое своеобразие – рассказы и повести о войне: сборники рассказов «На переднем плане» и «Сила» (1942г.), повесть о разведчиках «Человек со шрамом» (1943г.), сборники рассказов «О живом и мертвом» и «Повесть о слободе Крепкой» (1944г.) 3.2. Традиции русского очерка – военные записки офицеров – в творчестве В.Закруткина. Документальная книга о войне «Кавказские записки» (1946-1947г.г.). Описание боевых действий Кавказского фронта в 1942-1943 годах, наблюдение над командирами и солдатами в записках советского офицера. Тема трагедии и мужества нашего народа в суровые и героические годы войны. 3.3. Жанр фронтового блокнота в книге «Дорогами большой войны» (1971г.). Рождение писателя на войне. Особенности создания «Кавказских записок». | Обзор и изучение 1 произведения по выбору учителя и учащихся Чтение и обсуждение |
4 | 7 | ВСЕПОБЕЖДАЮЩАЯ СИЛА ЛЮБВИ К ЖИЗНИ В ТВОРЧЕСТВЕ В. ЗАКРУТКИНА. | 4.1. Рассказ «Млечный путь». Проблема послевоенной судьбы людей-героев в рассказе. Тема всесилия природы, всемогущества земли, красоты человека, преображающего природу и воспитывающего новых людей целенаправленного, творческого труда. Образ Глеба Ивановича – бывшего военного, ныне сельского учителя – как символ строителя счастливой будущей жизни. 4.2. Рассказ «Подсолнух». Тема памяти как образец жизнестойкости русского человека в рассказе. Символический образ семян подсолнуха как надежда для людей. Лирическая и драматическая тональность рассказа, романтично-героическая концепция жизни, народной духовности. Жизненность и символичность образа старого чабана. 4.3. Повесть «Матерь человеческая» (1969г.). (Для чтения и изучения). Тема трагедии и героизма советского народа в Великой Отечественной войне. Следование шолоховской традиции в изображении трагической судьбы центральной героини. Образ Марии – простой деревенской русской женщины, принявшей в годы войны нечеловеческие страдания и победившей их силой живого человеческого сердца, волей и мужеством народного характера. Диалектика трагической действительности и героической жизни через сочетание сурового, жестокого реализма с красками реализма лирического, поэтического. Особенности фона и сюжета повести. Мастерство реализации творческого замысла. Роль трагических эпизодов в раскрытии главной идеи - всепобеждающей силы жизни. Значение предфинального эпизода повести в раскрытии темы освобождения и Победы. Символический образ женщины-героини как воплощение победы жизни над смертью, любви над ненавистью, созидания над разрушением. Страстное утверждение гуманности и доброты. | Чтение, обсуждение рассказа. Различные виды пересказа и комментария, сочинение по самостоятельно сформулированной теме. Различные виды чтения и пересказа, сложный план характеристики персонажа. Подбор эпиграфов к сочинению. Сочинение-размышление. |
5 | 2 | ЭКРАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В.А. ЗАКРУТКИНА. | В. Закруткин – автор сценариев художественных кинофильмов «Без вести пропавший» (1957г.), «Млечный путь» (1959г.), «Подсолнух» (1963г.). | Просмотр кинофильма по повести «Матерь человеческая». Сопоставление экранизации с художественным произведением. |
6 | 1 | ПУТЕШЕСТВИЕ (ОЧНОЕ И ЗАОЧНОЕ) В СТАНИЦУ КОЧЕТКОВСКУЮ. | Красоты донского пейзажа. Жизнь и быт станичников. Судьбы земляков писателя как отражение эпохи В. Закруткина. | Экскурсия в станицу, составление по материалам экскурсии |
7 | 2 | ИТОГОВАЯ ЧИТАТЕЛЬСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ТВОРЧЕСТВУ В.А. ЗАКРУТКИНА. | Жизнь и военная проза писателя в восприятии и оценке учащихся. Интеллектуальная игра «Умники и умницы». Герои В.А. Закруткина в живописи учащихся. | Разработка проектов празднования юбилея В.А. Закруткина на Дону. Участие в интеллектуальной игре. Выставка работ учащихся |
Литература
1. Закруткин В.А. Собрание сочинений, т. 1,2. Ростов, кн. изд-во, 1977.
2. Современная русская советская литература. В 2 ч. Ч. 1. Литературный процесс 50-80-х годов. Кн. для учителя/ А.Г.Бочаров, Г.А.Белая, В.Г.Воздвиженский и др.; Под ред. А.Г.Бочарова, Г.А.Белой. -М.: Просвещение, 1987.
3. Писатели Дона. Библиографический сборник. Ростов, Кн. изд-во, 1976.