Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Вангашская средняя школа № 8»
РАССМОТРЕНО
методический совет
Протокол №1 от «30» 08 2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«История России XX века: события и люди
Базовый уровень
основное общее образование (уровень)
1 год (срок реализации программы)
Вангаш, 2024
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «История России ХХ века: события и люди» для 9 класса составлена в соответствии с
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказоом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. Приказов Минпросвещения России от 18.07.2022 N 568, от 08.11.2022 N 955;
Приказом Минпросвещения России от 22.01.2024 № 31 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования и основного общего образования»;
Приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования»
Приказом Минпросвещения России от 01.02.2024 №62 «О внесении изменений в некоторые приказы Минпросвещения России, касающиеся федеральных образовательных программ основного общего образования и среднего общего образования».
Приказом Минпросвещения России от 19.02.2024 №110 «О внесении изменений в некоторые приказы Минпросвещения России и Министерства просвещения РФ, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования».
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (вместе с «СП 2.4.3648-20. Санитарные правила...»).
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
Приказом Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
Приказом Минпросвещения России от 21.09.2022 N 858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и установления предельного срока использования исключенных учебников».
Приказом Минпросвещения России от 21.02.2024 №119 «О внесении изменений в приложения № 1 и № 2 к Приказу Минпросвещения России от 21.092022 № 858 Об утверждении ФПУ, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников».
Приказом Минобрнауки России от 9 июня 2016 г. № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации от 30.06.2020 № 845/369 «Об утверждении Порядка зачета организацией, осуществляющей образовательную деятельность, результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность».
Постановлением Правительства РФ от 11.10.2023 №1678 «Об утверждении правил применения электронного обучения, ДОТ при реализации образовательного процесса».
Методическими рекомендациями по обеспечению оптимизации учебной нагрузки в ОО (МР 2.4.0331-23 от 10.11.2023, разработанные Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, ФБУН «Федеральный научный центр гигиены им. Ф.Ф. Эрисмана» Роспотребнадзора и др.).
Приказом Минпросвещения России от 31.08.2023 №650 «Об утверждении Порядка осуществления мероприятий по профессиональной ориентации обучающихся по образовательным программам основного общего и среднего общего образования».
Методическими рекомендациями по обеспечению санитарно-эпидемиологических требований при реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (МР 2.4.0330-23 утв. 29.08.2023 руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным санитарным врачом РФ А.Ю. Поповой).
Федеральным законом от 19.12.2023 № 618-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
Приказом Минпросвещения России от 03.08.2023 № 581 «О внесении изменения в пункт 13 порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом министерства просвещения российской федерации от 22 марта 2021 г. № 115»
Приказом Минпросвещения России от 21.06.23 №556 «О внесении изменений в приложения № 1, № 2 к приказу Минросвещения России от 21.09.2022 N858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и установления предельного срока использования исключенных учебников».
Программа внеурочной деятельности разработана для обучающихся 9 класса. Срок реализации – 1 год. Курс внеурочной деятельности «История России ХХ века: события и люди» рассчитан на 17 часов, 1 час в 2 недели .
Данный курс способствует расширению и углублению курса истории России за счет изучения расширения знаний учащихся о важнейших деятелях российской истории, чьи имена остались в памяти человечества. В рамках данного курса рассматриваются актуальные проблемы развития России на протяжении всего 20 века, рассмотрения различных оценок современников и историков, а также изучению краеведческого материала Красноярского края. Ориентация на проблемное изложение, на удовлетворение и поощрение любознательности школьников, закрепление уже сформировавшегося интереса к истории, способствует выработке у школьников критического подхода к информации, умению аргументировать свою точку зрения, знания, полученные в одной ситуации использовать в другой, развивая творческие способности.
Цель– характеристика деятельности политических деятелей и выдающихся людей ХХ века и событий, связанных с ним, их влияние на историю России и мира .
Задачи:
показать историю страны в лицах и событиях.
развивать историческое мышление учащихся на базе материала курса;
развивать умение разграничивать процесс познания прошлого и процесс нравственной оценки деяний, поступков людей;
формировать чувство гражданственности на примере жизни и деятельности известных людей данного периода.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
– готовность и способность учащихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
– готовность и способность учащихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
– способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
– уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России
–гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
Метапредметные результаты
1. Регулятивные УУД.
– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
2. Познавательные УУД.
– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
– использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
– менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
3. Коммуникативные УУД
– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за её пределами);
– координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств.
Предметные результаты:
1. Знание хронологии, работа с хронологией.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами: характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий отечественной и всеобщей истории XX- начала XXI в.; группировать, систематизировать факты по самостоятельно определяемому признаку (хронологии, принадлежности к историческим процессам, типологическим основаниям и др.); составлять систематические таблицы.
3. Работа с исторической картой: выявлять и показывать на карте изменения, произошедшие в результате значительных социально-экономических и политических событий и процессов отечественной и всеобщей истории XX - начала XX I в.
4. Работа с историческими источниками
5. Историческое описание (реконструкция): представлять развернутый рассказ о ключевых событиях отечественной и всеобщей истории XX- начала XX I в/ с использованием визуальных материалов (устно, письменно в форме короткого эссе, презентации); составлять развернутую характеристику исторических личностей XX- начала XX Iв. с описанием и оценкой их деятельности (сообщение, презентация, эссе); составлять описание образа жизни различных групп населения в России и других странах в XX- начала XX I в., показывая изменения, происшедшие в течение рассматриваемого периода; представлять описание памятников материальной и художественной культуры изучаемой эпохи, их назначения, использованных при их создании технических и художественных приемов и др.
6. Анализ, объяснение исторических событий, явлений.
7. Рассмотрение исторических версий и оценок, определение своего отношения к наиболее значимым событиям и личностям прошлого; выполнять учебные проекты по отечественной и всеобщей истории XX — начала ХХI в. (в том числе на региональном материале); объяснять, в чем состоит наследие истории XX — начала ХХI в. для России, других стран мира,
Тематический план
Наименование темы курса | Всего часов | Форма проведения | Форма контроля |
Введение. Роль личности истории. | 1 | Лекция | Эссе |
Россия в начале XX века. Николай II – «Хозяин Земли Русской» | 1 | Практикум | Аналитическая беседа |
«Реформаторы начала 20 века – С.Ю. Витте, П.Д. Святополк-Мирский, П.А. Столыпин. Неугодные реформаторы | 1 | Лекция+практикум | Типологическая таблица |
Александр Керенский: политик, оратор, артист. | 1 | Семинар | Беседа |
Гений революции : Ленин (Ульянов) Владимир Ильич | 1 | Семинар | Реферат |
Гражданская война и ее «виновники». | 1 | Лекция+практикум | Эссе |
«Вождь всех времен и народов» : Сталин (Джугашвили) Иосиф Виссарионович | 1 | Семинар | Аргументы для суда |
СССР во Второй мировой войне. Полководцы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. | 1 | Практикум | Исследование (таблица) |
Хрущёв – портрет разоблачителя. | 1 | Семинар | Эссе |
Брежнев – портрет «застойного» генсека. | 1 | Семинар | Круглый стол |
Эпоха перемен. Горбачев и Ельцин. | 1 | Практикум | Типологическая таблица |
Путин и Медведев – президенты новой формации | 1 | Практикум | Круглый стол |
На службе Отечеству: учёные и деятели культуры XX века. | 1 | Практикум | Типологическая таблица |
На службе Отечеству: спортсмены XX века. | 1 | Практикум | Типологическая таблица |
Герои СВО | 1 | Семинар | Обсуждение |
Деятели культуры Красноярского края: Астафьев В.П., Поздеев А.Г, Ладынина М.А., Хворостовский Д.А. | 0,5 | Практикум | Круглый стол |
Деятели науки Красноярского края: Решетнев М.Ф., Андюсев Б.Е., Ваганов Е.А. | 0,5 | Практикум | Круглый стол |
Выдающиеся современники: обобщение курса | 1 | Семинар | Обсуждение |