СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Электрическая цепь и ее составные части

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Электрическая цепь и ее составные части»



ТЕМА: Электрическая цепь и ее составные части

Форма: Урок изучения нового материала

Тип урока: комбинированный урок

Цели урока:

Выяснить физическую природу электрического тока; закрепить знания учащихся об условиях возникновения и существования электрического тока, источниках электрического тока. Выяснить из каких частей состоит электрическая цепь, объяснить учащимся назначение каждой части, научить собирать простейшие электрические цепи, познакомить с особенностями электрического тока в металлах и электролитах.

Требования к уровню подготовки обучающихся

УУД

Знать: понятие электрический ток и источник тока, различные виды источников тока, правила составления электрических цепей


Уметь: объяснять устройство сухого гальванического элемента, приводить примеры источников электрического тока, объяснять их назначение, приводить примеры химического и теплового действия электрического тока и их использование в технике.


Личностные: Наблюдают явление электрического тока. Изготавливают и испытывают гальванический элемент, Собирают простейшие электрические цепи и составляют их схемы. Видоизменяют собранную цепь в соответствии с новой схемой.


Познавательные: Выделяют и формулируют проблему. Строят логические цепи рассуждений.


Регулятивные: Составляют план и последовательность действий, Выполняют операции со знаками и символами. Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей.


Коммуникативные: Учатся устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор, устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.


Педагогические средства: Проблемное изложение, лекция, беседа, объяснительно- иллюстративный метод.

Элементы содержания: Электрический ток. Условия существования электрического тока. Источники электрического тока. Электрическая цепь и ее составные части. Условные обозначения, применяемые на схемах электрических цепей.

Межпредметные связи: химия, математика, биология, история.

Оборудование: источник электрического тока, амперметр, вольтметр, авометр, проводники, ключ, резистор, набор фруктов и овощей (картофель, соленый огурец, апельсин, яблоко).

Видеоматериал. Презентация


План урока:


  1. Повторение. Проверка домашнего задания.

  2. Изучение нового материала.

  3. Закрепление изученного материала.

  4. Домашнее задание

Первая тридцатка

1.Повторение. Проверка домашнего задания. (Карточки для каждого учащегося)

  1. Что называется электризацией?

  2. Из чего состоит атом?

  3. Каков состав атомного ядра?

  4. На какие группы по проводимости делятся все вещества?

  5. Приведите примеры диэлектриков; проводников.

(Самопроверка. Выставление отметки в лист самооценки)


2. Изучение нового материала

На магнитную доску прикрепить иллюстрации электрической лампочки, набора проводов, батарейки, металлической цепи. Что изображено на рисунках? Что нужно сделать, чтобы лампочка загорелась? Учащиеся предлагают варианты.

Как назвать совокупность устройств, которые позволили загореться лампочке?

Правильно и  темой сегодняшнего урока будет «Электрическая цепь».

Откройте тетради и запишите тему урока. Совокупность устройств, по которым течет электрический ток, называется электрической цепью.

Далее совместно с учащимися учитель ставит задачи к уроку.

Учитель: Цепи бывают простые (как при демонстрации) и сложные (электропроводка), но они состоит из отдельных устройств или элементов, которые по их назначению можно разделить на 3 группы. 

Первую группу составляют элементы, предназначенные для выработки электроэнергии - это источники тока.

Источники тока - это устройства, которые преобразуют какой-либо вид энергии в электрическую энергию. К ним относятся: генераторы электростанций, гальванические элементы, аккумуляторы и др. (Видеоролик № 1. Источники тока)

На столе у меня лежат фрукты и овощи: апельсин, яблоко, картофелина, соленый огурец.

Из курса химии нам известно, что растения содержат 6498% воды, углеводы, органические кислоты (яблочную, лимонную, винную, бензойную, муравьиную), азотистые вещества, жир, дубильные и красящие вещества, эфирные масла, ферменты, фитонциды, витамины, минеральные вещества.

Фрукты содержат органические кислоты: например, лимонная кислота присутствует в апельсинах, лимонах и других цитрусовых, яблочная кислота в яблоках и винная кислота в винограде. Именно соотношение сахара и кислотности чаще всего используется в технологических характеристиках фруктовых продуктов.

Яблочная кислота найдена в яблочном и виноградном соке, ее так же можно обнаружить в соке из крыжовника и ревеня. В незначительных количествах присутствуют другие органические кислоты: молочная, янтарная, глицериновая, изолимонная. Одним из преимуществ содержания во фруктах различных органических кислот является широкий диапазон pH, встречающийся во фруктовых группах.

Таким образом, мы видим, что большинство фруктов содержит в своем составе слабые растворы кислот. Именно поэтому их можно легко превратить в простейший гальванический элемент. В каждой группе учащиеся делают замеры с помощью авометра и записывают данные для дальнейшего применения на уроке.


Вторая группа - элементы, преобразующие электрическую энергию в другие виды энергии (механическую, тепловую, световую, и т. д.). Эти элементы называют потребителями электрической энергии. К ним относятся: электродвигатели, нагревательные и осветительные приборы и др.

Есть еще одна важная часть электрической цепи. В Париже в 1881 году на электротехнической выставке все были в восторге от этого изобретение. Это – выключатель. Роль его – замыкать и размыкать электрическую цепь. В технике используют разные виды замыкающих и размыкающих устройств. Чтобы в цепи был ток, она должна быть замкнутой, т.е. состоять из проводников электричества. Если в каком-нибудь месте провод оборвётся, то ток в цепи прекратится. На этом и основано действие выключателей.

Источник тока и потребитель всегда соединяются проводами (проводниками), т.е. такими элементами, которые способны проводить электрический ток и обладают большим количеством свободных заряженных частиц.

Игровая разминка «Электрическая цепь»: каждая команда, взявшись за руки получают от ведущего сигнал пожатием руки и передают друг другу по цепочке. В результате, чей «электрический ток» быстрей дойдет до конца, та команда и выиграла.

А вы знаете, что первая электрическая цепь была опробована на людях. 700 парижских монахов взявшись за руки провели эксперимент. В тот момент когда первый монах прикоснулся к источнику тока, все 700 монахов вскрикнули с ужасом, потом 180 королевских мушкетеров тоже провели такой опыт перед королем в Версале.

Составим кластер:


потребитель


источник тока





соединительные провода

замыкающее устройство









Итак, из каких составных частей состоит электрическая цепь? Учащиеся делают заключение.





Вторая тридцатка

Однажды великого мыслителя Сократа спросили о том, что, по его мнению, легче всего в жизни? Он ответил, что легче всего – поучать других, а труднее – познать самого себя.

На уроках физики мы говорим о познании природы. Но сегодня давайте заглянем «в себя». Как мы воспринимаем окружающий мир? Как художники или как мыслители?

  1. Встаньте, поднимите руки вверх, потянитесь. Переплетите пальцы рук. Посмотрите какой палец левой или правой руки оказался у вас вверху? Результат запишите «Л» или «П»

  2. Скрестите руки на груди. («Поза Наполеона») Какая рука сверху? "Л" или "П"

  3. Поаплодируйте. Какая рука сверху? "Л" или "П".

Подведем итоги. На столе у вас карточки синяя - Л, желтая - П. Поднимите карточки, так, чтобы все видели ваше сочетание.

Учитывая, что результат «ЛЛЛ» соответствует художественному типу личности, а «ППП» - типу мышления.

Какой же тип мышления преобладает у вашего класса?

Несколько «художников», несколько «мыслителей», а большинство ребят – гармонично развитые личности, которым свойственно, как логическое, так и образное мышление.

А теперь можно переходить к познанию внешнего мира.

Вышел из строя телевизор, микроволновая печь и вам нужна информация, из чего состоит электрическая цепь, а содержится информация в электрических схемах.

Электрическая схема - это графическое изображение электрической цепи с помощью условных знаков.


Элементы цепи условились изображать с помощью условных обозначений. Чтобы не было путаницы, пользуются стандартным набором символов. У каждого учащегося на столе карточка с символами.


Для того, чтобы правильно выполнить следующее задание нам необходимо выяснить, как правильно соединить электроизмерительные приборы.



всегда включается последовательно!


всегда включается параллельно!



Сейчас каждый из вас в своей тетради выполнит задание по карточкам

Задания по сборке цепей:

а) Нарисуйте схему цепи, состоящей из источника, звонка, ключа.

б) Нарисуйте схему цепи, состоящую из источника, электрического двигателя, ключа.

в) Нарисуйте схему цепи, состоящую из источника, лампы, ключа, амперметра.

г) Нарисуйте схему цепи, состоящую из источника, лампы, ключа, амперметра, вольтметра.

Подводится итого выполненной работы и результат заносится в лист самооценки.





Третья тридцатка

3. Закрепление изученного материала

Сборка электрической цепи из предоставленного оборудования.

Техника безопасности при сборке электрических схем. Инструкция по сборке. Выдача оборудования. Проверка выполненного задания.

4. Итог урока

Сегодня на уроке мы с вами  перенеслись в удивительный мир «Мир электрических цепей и схем».  Ваши знания о нем  будут расширяться. На следующих уроках мы научимся пользоваться электроизмерительными приборами, собирать и чертить  сложные схемы, выполнять лабораторные работы. 

Давайте вспомним задачи нашего урока.

Что такое ЭЦ?

Из каких составных частей состоит ЭЦ?

Какие условные обозначения элементов вы запомнили?

Какое направление принято за направление электрического тока в цепи?

Что значит "Цепь замкнута"; "цепь разомкнута"?

5.Домашнее задание

- читать § 28 (выучить условные обозначения на карточках).

- начертить схему электрической проводки собственной квартиры*.

6. Рефлексия.

Подведем итоги нашего оценивания на уроке. Каждый из вас назовет свою отметку из листка самооценки и аргументирует ее.

На столах у вас смайлики, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

















Приложения



Проверка домашнего задания

______________________________________________________________________

(ФИО)

  1. Что называется электризацией?________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

  1. Из чего состоит атом?________________________________________________

  2. Каков состав атомного ядра? __________________________________________

  3. На какие группы по проводимости делятся все вещества? __________________

__________________________________________________________________

  1. Приведите примеры диэлектриков; проводников__________________________

___________________________________________________________________


Проверка домашнего задания

______________________________________________________________________

(ФИО)

  1. Что называется электризацией?________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

  1. Из чего состоит атом?________________________________________________

  2. Каков состав атомного ядра? __________________________________________

  3. На какие группы по проводимости делятся все вещества? __________________

__________________________________________________________________

  1. Приведите примеры диэлектриков; проводников__________________________

___________________________________________________________________


Проверка домашнего задания

______________________________________________________________________

(ФИО)

  1. Что называется электризацией?________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

  1. Из чего состоит атом?________________________________________________

  2. Каков состав атомного ядра? __________________________________________

  3. На какие группы по проводимости делятся все вещества? __________________

__________________________________________________________________

  1. Приведите примеры диэлектриков; проводников__________________________

___________________________________________________________________


Проверка домашнего задания

______________________________________________________________________

(ФИО)

  1. Что называется электризацией?________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

  1. Из чего состоит атом?________________________________________________

  2. Каков состав атомного ядра? __________________________________________

  3. На какие группы по проводимости делятся все вещества? __________________

__________________________________________________________________

  1. Приведите примеры диэлектриков; проводников__________________________

___________________________________________________________________

Задания по сборке цепей:

а) Нарисуйте схему цепи, состоящей из источника, звонка, ключа.

б) Нарисуйте схему цепи, состоящую из источника, электрического двигателя, ключа.

в) Нарисуйте схему цепи, состоящую из источника, лампы, ключа, амперметра.

г) Нарисуйте схему цепи, состоящую из источника, лампы, ключа, амперметра, вольтметра.


Задания по сборке цепей:

а) Нарисуйте схему цепи, состоящей из источника, звонка, ключа.

б) Нарисуйте схему цепи, состоящую из источника, электрического двигателя, ключа.

в) Нарисуйте схему цепи, состоящую из источника, лампы, ключа, амперметра.

г) Нарисуйте схему цепи, состоящую из источника, лампы, ключа, амперметра, вольтметра.


Задания по сборке цепей:

а) Нарисуйте схему цепи, состоящей из источника, звонка, ключа.

б) Нарисуйте схему цепи, состоящую из источника, электрического двигателя, ключа.

в) Нарисуйте схему цепи, состоящую из источника, лампы, ключа, амперметра.

г) Нарисуйте схему цепи, состоящую из источника, лампы, ключа, амперметра, вольтметра.


Задания по сборке цепей:

а) Нарисуйте схему цепи, состоящей из источника, звонка, ключа.

б) Нарисуйте схему цепи, состоящую из источника, электрического двигателя, ключа.

в) Нарисуйте схему цепи, состоящую из источника, лампы, ключа, амперметра.

г) Нарисуйте схему цепи, состоящую из источника, лампы, ключа, амперметра, вольтметра.


Задания по сборке цепей:

а) Нарисуйте схему цепи, состоящей из источника, звонка, ключа.

б) Нарисуйте схему цепи, состоящую из источника, электрического двигателя, ключа.

в) Нарисуйте схему цепи, состоящую из источника, лампы, ключа, амперметра.

г) Нарисуйте схему цепи, состоящую из источника, лампы, ключа, амперметра, вольтметра.