Урок географии в 9 классе
Тема: Электроэнергетика России
Цель:
Задачи:
-
помочь учащимся осознать значение электроэнергетики в хозяйстве страны, ее современные проблемы, важнейшие факторы размещения электростанций различных типов;
-
обеспечить усвоение и закрепление содержания понятий «электроэнергетика», «энергосистема», «электростанция», «теплоэлектроцентраль», «ЛЭП», «каскад ГЭС», «мощность», «реактор»;
-
организовать деятельность учащихся по выявлению структуры электроэнергетики, особенностей электростанций различных типов, их доли в производстве электроэнергии и влиянии на окружающую среду;
-
содействовать развитию у школьников умений выделять признаки, формулировать определения понятий, выделять главное при выявлении особенностей электростанций различных типов; проводить исследование на основе статистических материалов и графических схем, формулировать выводы.
Необходимое оборудование: Текст учебника, карта атласа «Электроэнергетика», компьютер, проектор, презентация по теме «Электроэнергетика России».
Ход урока:
1.Организационный момент. Мотивирование учебной деятельности.
Учитель: «Добрый день, ребята! На дворе поздняя осень, а значит дни становятся все короче и короче: рассветает поздно, темнеет рано. У многих людей из-за недостатка солнечной энергии начинается депрессия.
Но учиться нам все равно надо. И сегодня мы постараемся внести «луч света» в нашу копилку знаний.
2. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Учитель : Подводит к определению темы урока: Предлагает прослушать текст и назвать причину случившегося:
10 ноября 2016 года сразу несколько районов Московской области в одночасье погрузились во тьму. Наро-Фоминский, Одинцовский, Дмитровский и другие. Десятки сел и деревень стали жертвами ледяного дождя, который свирепствовал в области. Обмерзшие деревья падали на провода электролиний, выводя из строя подстанции. В самом эпицентре коллапса оказался Дмитровский район. Не ходили электропоезда. На железнодорожных путях работали круглосуточные бригады, у переездов стояли пробки, так как светофоры постоянно мигали красным светом. Чтобы восстановить линии, рабочие и днем, и ночью рубили просеки, не спали по несколько дней.
- Итак, вы уже, наверное, догадались, какова тема сегодняшнего урока.
Верно, мы изучаем вторую составляющую ТЭК – электроэнергетику, одной из важнейших отраслей хозяйства. Она производит такой продукт, без которого невозможна работа других отраслей, его называют «хлебом» промышленности.
Учащиеся записывают тему урока « Энергетика России» и определение ( п. 7 , с.26)
Электроэнергетика – отрасль, которая производит электроэнергию на электростанциях и передает ее на расстояния по линиям электропередач (ЛЭП)
2. Постановка учебной задачи и пути её решения.
Учитель: Конечно, мгновенное прекращение подачи электроэнергии - случай крайний. Но попробуйте представить себе, что мы тем или иным путем подготовились к ее исчезновению или резкому сокращению потребления. И тогда возникнет вопрос: согласны ли вы жить в доме, где нет телевизора, компьютера, нет подачи централизованного тепла, газа, горячей воды, не работает утюг, холодильник. Ответ на все эти вопросы будет однозначный - отрицательный!
Мы понимаем, что жизнь современного общества невозможна без электроэнергетики. Ее не зря относят к базовым отраслям, от которых зависит и развитие производства, и жизнь населения. Жизнь людей порой в буквальном смысле зависит от электроэнергетики.
Можно ли электрическую энергию «хранить», «запасать впрок»?
Электроэнергетика — единственная отрасль промышленности, продукцию которой нельзя хранить, «запасать впрок» (в отличие, например, от топлива, которое в нашей стране запасать на зиму просто необходимо). Каждую минуту должно производиться ровно столько электроэнергии, сколько потребляется. Иначе неминуема авария либо придётся отключать потребителей. Поэтому в энергосистеме обязательно предусматриваются резервные мощности. Для этого в энергосистему линиями электропередачи объединяются электростанции разных типов. Так образуется Единая энергетическая система страны (сокращённо ЕЭС), действующая на большей части её территории в пределах главной полосы расселения.
Учитель: Как вы думаете, какова же цель сегодняшнего урока?
Учащиеся определяют цель: познакомиться с разными видами ЭС
-
Изучение нового материала. Организация практической деятельности учащихся.
Учитель: Пользуясь п. 7 , с.26 рис.13 определим какое место занимает в мире Россия по производству электроэнергетики. Ответ 4-ое место после Индии.
Каков состав электроэнергетики?
Пользуясь рис. 14 на с. 27.: Ответ : ТЭС,ГЭС, АЭС и прочие (Кроме основных существуют такие ЭС, которые используют нетрадиционные источники энергии: солнечную, ветровую, приливов и отливов, геотермальную)
Учитель .
1)Предлагает посмотреть видео урок ( РЭШ География 9 класс урок 7 «Электроэнергетика».) https://resh.edu.ru/subject/lesson/1873/start
2). На контурной карте подпишите название крупных электростанций
ТЭС:Сургутская ГРЭС-2 , Костромская ГРЭС, Рефтинская АЭС
ГЭС: Саяно-Шушинская ГЭС, Красноярская ГЭС, Братская ГЭС, Усть-Илимская ГЭС
АЭС:Билибинская АЭС, Ленинградская АЭС, Нововоронеская АЭС
3) Выполняют задание учителя в парах:
Представив себя в роли: Вы- будущие эксперты в электроэнергетике и направляетесь на виртуальную практику в разные регионы России с целью определения преимуществ и недостатков разных типов электростанций. Вам необходимо используя текст учебника (с.27 )определить недостатки и преимущества электростанций , выбрав из списка преимущества и недостатки электростанций , Записав номер каждого утверждения в соответствующую ячейку таблицы.
1.Минимальные затраты на перевозку топлива.
2.Возможность размещения практически в любом месте.
3. Низкая себестоимость электроэнергии. 4. Экологически чистое производство. 5. Работают на невозобновимых ресурсах. 6. Относительно низкая стоимость строительства. 7. Возможность использования различных видов топлива.
8. Возможность комплексного использования водохранилищ (обеспечение хозяйства водой, разведение рыбы, орошение земель, развитие судоходства).
9. Возникновение экологической катастрофы в случае аварии.
10.Проблема утилизации и захоронения отходов.
11.Затопление плодородных земель и населенных пунктов.
12.Высокая стоимость и продолжительность строительства.
13.Препятствуют естественным миграциям рыб.
14.Заболачивание территорий.
15.Сильное загрязнение атмосферы.
16.Высокие расходы на транспортировку топлива.
17.Высокая себестоимость электроэнергии.
18.Возможность использования на ограниченных территориях.
19.Изменяют режим рек, влияют на климат территории
20. Их можно строить в разных регионах страны.
21. Строят быстро, и обходится строительство дешевле
22. Кроме э/э вырабатывают тепло и горячую воду.
23. Строят там, где нет традиционных видов топлива, гидроресурсов, нет дорог, а энергия нужна
24.На 20-30 т топлива может работать несколько лет.
25 Режим работы меняется медленно (для разогрева котла необходимо 2-3 суток)
Ответы
Тип электро- станции | Преимущества | Недостатки |
1. ТЭС | 2, 6, 7,20,21,22 | 5, 15, 16, 17,25 |
2. ГЭС | 3, 4, 8, | 11, 12, 13, 14, 18, 19 |
3. АЭС | 1, 2,23 | 5, 9,24 |
-
Гидроэлектростанции
Россия занимает второе место в мире по запасам гидроэнергоресурсов. Освоены они примерно на 20% и на 76% сосредоточены в восточных районах страны.
- ГЭС используют возобновимые ресурсы.
- ГЭС строят на реках с быстрым течением с высокими берегами, и большим расходом воды. –
- Образующиеся водохранилища - это огромные запасы воды, которая используется в промышленности, в сельском хозяйстве (орошение), в быту населением.
- ГЭС обладают большой мощностью, легче в эксплуатации (процесс их работы можно полностью автоматизировать), срок службы более продолжителен, чем у ТЭС. КПД – 60-70%.
- Преимущества ГЭС заключаются в дешевизне электроэнергии и в экологической чистоте (нет дыма).
- Все перечисленное позволяет производить на ГЭС самую дешевую электроэнергию. Но строить ГЭС, особенно крупные, дорого и долго (15-20 лет).
Преимущества:
Недостатки:
2)Тепловые электростанции. ТЭС строятся в регионах добычи топлива или около потребителя.
Преимущества:
-
поскольку данный вид получения энергии самый распространенный, современные технологии добычи и транспортировки не только хорошо отработаны, но и относительно легки и удобны, плюс - стабильность и предсказуемость.
-
относительная дешевизна.
Недостатки:
-
загрязнение окружающей среды;
-
использование невозобновляемых источников энергии;
-
сложная и дорогая утилизация отходов.
__
3) Атомные электростанции.
АЭС строят там, где нет традиционных видов топлива, гидроэнергоресурсов, нет дорог, а энергия нужна. По мощности АЭС Россия занимает 5 место в мире, Доля АЭС в общем производстве электроэнергии в России невелика – 14%.
- АЭС работают на исключительно калорийном топливе. 1 кг ядерного топлива выделяет количество энергии сопоставимое с 3000 т каменного угля. На 20-30 т ядерного топлива АЭС может работать несколько лет.
Преимущества:
-
низкий уровень загрязнения, минимальное количество бесконтрольных выбросов в окружающую среду. На АЭС выбросы углерода незначительны.
-
низкие эксплуатационные расходы, производство недорогого (по себестоимости) электричества.
-
надежность.
-
возобновляемый источник энергии: если знать, как управлять термоядерным синтезом, можно иметь почти неограниченное количество энергии.
Недостатки:
-
транспортировка ядерного топлива на заводы и обратно может представлять опасность для окружающей среды.
-
Утилизация радиоактивных отходов.
-
сохраняется возможность аварий и/или радиоактивных выбросов.
Как мы видим, каждый тип электростанций имеет свои преимущества и недостатки и в будущем вряд ли будет доминировать какой-то один производитель энергии.
Ученые возлагают большие надежды на то, что энергия будущего будет генерироваться за счет сочетания возобновляемых источников, таких как ветер, солнце, вода и т.д. Однако ядерная энергия вероятно, не потеряет свою важную роль на протяжении многих десятилетий.
-
Учитель: Предлагаю вам оценить свою работу, выполнив тест
ТЕСТ 1.Какие из перечисленных электростанций являются атомными?
Братская
Билибинская
Сургутская
Курская
Кольская
Конаковская
2.Какие из перечисленных электростанций являются тепловыми?
| Курская и Тверская |
| Красноярская и Братская |
| Зейская и Усть-Илимская |
| Сургутская и Тюменская |
3.Установите соответствие между утверждением и типом электростанции.
ТЭС2)
ГЭС4)
АЭС1)
используют в качестве топлива газ уголь, нефтепродукты
используют энергию водного потока
используют в качестве топлива энергию термальных вод
экологически безопасна при правильной эксплуатации
4.Группа электростанций, объединённых линиями электропередачи, образуют
____единую энергосистему
5. На каких электростанциях вырабатывают и электроэнергию, и тепло?
6. Больше всего электроэнергии вырабатывается в России:
7.Какая геотермальная электростанция работает на Камчатке?
Белоярская |
Паужетская |
Сургутская |
8.Приливная электростанция, работающая на Кольском полуострове называется Кислогубская
Критерии оценивания «5»- 12 верных ответов
«4»- 9-11 верных ответа
«3»- 6-8 верных ответа
-
Практическая работа «Анализ статистических и текстовых материалов с целью сравнения стоимости электроэнергии для населения России в различных регионах страны»
Стоимость электроэнергии является важным фактором, который влияет на экономику и повседневную жизнь людей в разных регионах России. Однако, стоимость электроэнергии может значительно отличаться от региона к региону.
Рассмотрим тарифы в таблице . Расположите регионы в порядке возрастания цены на электроэнергию
Регионы России | Тариф ,руб |
Ленинградская область | 4,70 4) |
Чеченская республика | 2,95 2) |
Алтайский край | 4,09 3) |
Чукотский автономный округ | 8,82 5) |
Иркутская область | 1,23-1) |
1. Постройте столбиковую диаграмму по указанным данным в порядке возрастания цены на электроэнергию
2. В каком регионе самая большая оплата за электроэнергия и как вы думаете почему? Объясните.
3. В каком регионе самая маленькая оплата за электроэнергию? Объясните
Ответы
1) Одной из причин более низких цен на электроэнергию в Иркутской области может быть высокий уровень производства энергии в регионе.
Здесь имеются мощные гидроэлектростанции, которые производят электричество из водных ресурсов. Благодаря этому Иркутская область может обеспечивать энергетическую самодостаточность и даже продавать электроэнергию в другие регионы России.
2)Высокая стоимость электроэнергии в Чукотском автономном округе в значительной степени обусловлена его географическим положением. Расположенный в Северо-Восточной части России, этот регион имеет отдаленную и изолированную местоположение, что создает сложности в поставке и подключении к энергетической инфраструктуре. Такие факторы, как большие расстояния, сложные природные условия и низкая плотность населения, повышают затраты на строительство и обслуживание электросетей, что, в конечном итоге, влияет на стоимость электроэнергии для жителей Чукотки
Какой тариф на территории Тульской области? Ответ 3,84 р
Рефлексия и оценивание
Что ты сегодня узнал?
Где можно применить знания, полученные на уроке?
Знания, которые вы усвоили на этом уроке, могут вдохновить вас на будущие достижения в этой важной отрасли и сделать наш мир лучше
Что для тебя было легко (трудно)?
Доволен ли ты своей работой?
Что тебе дала работа в группе?
Игра « Светофор»
Красный – было интересно и легко
Зеленый – Было интересно, но некоторые задания вызывали затруднения
Желтый – было скучно и не интересно
Подведение итогов
Учитель: Сегодня на уроке мы познакомились с разными типами ЭС, узнали, как они работают и определили факторы размещения каждого вида.Вы поняли, что электроэнергетика – важнейшая отрасль хозяйства. И, хотя Россия производит очень много электроэнергии, к ней нужно относиться бережно.
Домашнее задание п. 7, Задние 9 на с. 29 :проведите небольшое исследование в вашем доме . Выясните 1) сколько в нем электрических разеток 2) сколько электроприборов 3) какие из них работают постояноо. 4) сколько в месяц и за год мы платите за электроэнергию. Что делается в вашей семье для экономии электроэнергии? Что вы можете еще предложить для ее экономии?
«14 августа 2013 года в крупнейших городах США и Канады на Восточном побережье полностью было прекращено движение общественного транспорта, остановилось метро. В поездах подземки в тоннелях оказались заперты тысячи людей. В Манхэттене многие люди оказались заперты в темных кабинах скоростных лифтов в офисных зданиях. Сотни тысяч людей вышли на улицы, спасаясь от жары в душных офисах, так как не работали кондиционеры. Было прекращено телерадиовещание, работа аэропортов, остановились торги на Нью-йоркской фондовой бирже. Прекратили работу предприятия многих крупных американских корпораций. После наступления темноты в ряде районов начались грабежи» (по материалам Интернет- сайтов).
Красный – было интересно и легко | Красный – было интересно и легко | Красный – было интересно и легко |
Зеленый – Было интересно, но некоторые задания вызывали затруднения | Зеленый – Было интересно, но некоторые задания вызывали затруднения | Зеленый – Было интересно, но некоторые задания вызывали затруднения |
Желтый – было скучно и не интересно | Желтый – было скучно и не интересно | Желтый – было скучно и не интересно |
Красный – было интересно и легко | Красный – было интересно и легко | Красный – было интересно и легко |
Зеленый – было интересно, но некоторые задания вызывали затруднения | Зеленый – было интересно, но некоторые задания вызывали затруднения | Зеленый – было интересно, но некоторые задания вызывали затруднения |
Желтый – было скучно и не интересно | Желтый – было скучно и не интересно | Желтый – было скучно и не интересно |