СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока на тему "Электроэнергетика России. Экономия электроэнергии и топлива"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока помогает сформировать у учащихся представление об электроэнергетике России.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока на тему "Электроэнергетика России. Экономия электроэнергии и топлива"»

МБОУ «Пригородная средняя общеобразовательная школа»

















КОНСПЕКТ УРОКА


на тему: «ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА РОССИИ.

ЭКОНОМИЯ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ И ТОПЛИВА»











учитель географии Чугунова С.А.









Ульяновск 2016


Класс: 9

Цель: сформировать представления об электроэнергетике России.

Задачи:

Познакомить со значением электроэнергетики, видами электростанций, энергосистемами

формировать умения работать с картами и делать выводы, выявлять закономерности.

Активизировать познавательный интерес

Развивать умение работать с экономическими картами, со статистическими материалами.

В целях экологического воспитания показать влияние энергетики на окружающую среду. Воспитание экономного отношения к топливным, энергоресурсам родной страны, её экономике и экологии.

Оборудование: физическая карта России, карта энергетика России,атласы, материалы исследований учащихся.


Организационный момент

Ход урока


Актуализация знаний учащихся.


Про бедную Золушку сказку читаю

Но как ей помочь, к сожалению, не знаю.

Не справится девушке с тяжкой работой,

А на балу оказаться охота.

Ни кто не оценит бедняжки стараний!

Ей так не хватает машины стиральной.

Приходится Золушке дом убирать.

Но где пылесос, чтоб ей помогать?

Как трудно тарелок огромную груду

Помыть без машины, что моет посуду.

А надо ещё приготовить обед:

Как жаль, что электроплиты в доме нет.

Присела бедняжка – всего не успеть.

Сейчас телевизор бы ей посмотреть!

Однако работает, сил не жалея,

Надеется только на добрую фею.



Электроэнергетика – отрасль, которая производит электроэнергию на электростанциях и передает ее на расстояние по линиям электропередач (ЛЭП).


Без электроэнергии жизнь современного общества невозможна. Электроэнергетика относится к числу отраслей, от которых зависит развитие научно-технической революции, поэтому по темпам развития она должна опережать все хозяйство.

Производство электроэнергии в России пока не достигло уровня 1990г. Сейчас оно составляет чуть более 900 млрдкВт.ч (4 место в мире). Это связано с падением потребления электроэнергии, вызванным социально-экономическим кризисом.

Электроэнергия производится на электростанциях различных типов. Каждый из них имеет свои технико-экономические особенности и факторы размещения.

Анализ таб.2, стр.19

Вопросы к таб.

  1. В каком году вырабатывалось больше всего электроэнергии?

  2. На каких электростанциях вырабатывается больший процент электроэнергии?

  3. Как изменяется процент выработки электроэнергии на ТЭС?

  4. Как изменяется доля вырабатываемой электроэнергии на АЭС?

Электроэнергия производится на электростанциях различных типов. Каждый из них имеет свои технико-экономические особенности и факторы размещения. Ведущими являются ТЭС, ГЭС, АЭС.

























Виды электростанций.

Тепловые электростанции – работают на угле, газе, мазуте, торфе, поэтому их можно строить в разных районах страны. ТЭС строят быстро, и обходится строительство дешевле, чем строительство АЭС и ГЭС. Их мощность может быть очень большой. Это позволяет получать дешевую электроэнергию. Крупнейшая по мощности ТЭС страны – Сургутская (4, 8 млн. кВт).

Размещение ТЭС зависит от качества топлива, на котором они работают. Топливо низкого качества (торф, сланцы, бурый уголь) перевозить на большие расстояния не выгодно. В этих случаях ТЭС создают непосредственно в районах его добычи (Кузбасс, Канско - Ачинский бассейн). Высококачественное топливо (природный газ, мазут) можно транспортировать достаточно далеко. Поэтому его используют на ТЭС, построенных в районах с большим потреблением электроэнергии, но бедных собственными ресурсами (Европейский Центр и др.).

Разновидностью тепловых станций являются теплоэлектроцентрали (ТЭЦ), которые кроме электроэнергии вырабатывают тепло. ТЭЦстроят вгородах, так как горячий пар и вода передаются на расстояниене более 20-30 км (горячая вода остывает).

Работа с картой:

  1. Найдите на карте атласа не менее 5 крупных ТЭС России.



Недостатки ТЭС:

  1. Работают на невозобновимых ресурсах.

  2. Дают много отходов (самые чистые ТЭС на газе).

  3. Режим работы меняется медленно (для разогрева котла необходимо 2-3 суток)

  4. Энергия дорогая, т.к. для эксплуатации станции, добычи и транспортировки топлива требуется много людей (затраты на зарплату).

Гидроэлектроэнергетика. По величине гидроэнергетического потенциала, который может быть использован в энергетике, Россия занимает 2-е место после Китая – 850 млрд. кВт.ч в год. Но он сейчас используется только на 18%. Подавляющая его часть сосредоточена в Восточной Сибири (41%) и на Дальнем Востоке (35%). В других странах уровень использования гидроэнергетического потенциала гораздо выше: во Франции – 90%, Германии, Швеции – 65%, Китае, Индии – 20 - 45%.

ГЭС выгоднее строить на реках с большим падением и расходом воды. Главное достоинство ГЭС – использование возобновимого вида энергоресурсов, поэтому они производят самую дешевую электроэнергию. Работа ГЭС позволяет экономить 60 млн. т топлива в год. Она снижает выбросы в атмосферу.Мощность ГЭС больше, чем у ТЭС (Саянская – 6,4 млн. кВт, Красноярская – 6 млн. кВт).Какая ГЭС изображена на денежной купюре 10 рублей?





















Недостатки ГЭС–сообщение учащегося.

  1. Длительное и дорогое строительство (крупные ГЭС строят 15-20 лет)

  2. Строительство ГЭС сопровождается затоплением огромных площадей и плодородных земель. В зоне затопления оказываются сотни деревень и даже городов.

  3. Водохранилища изменяют режим рек (регулируют сток), влияют на климат.

  4. Плотины преграждают путь естественным миграциям рыб. Вода, прошедшая через турбину гидроэлектростанции, становится «мертвой», так как в ней погибают все микроорганизмы.

  5. Вода в водохранилище быстро загрязняется, так как идет накопление отходов.



Работа с картой:

- Найдите на карте и назовите ГЭС на Волге.

- Найдите на карте ГЭС на реке Енисей и Ангаре.

Работа с учебником: прочитать текст на стр. 21. О ГАЭС (особый вид ГЭС)

Рассмотреть схему гидроаккумулирующей электростанции.

Вопросы:

  1. Где можно строить ГАЭС?

  2. Какой основной принцип работы ГАЭС?

  3. Где построена первая ГАЭС, найти на карте?

Атомная энергетика.Мощность атомных электростанций (АЭС) и производство электроэнергии на них постоянно растут. АЭС строят там, где нет традиционных видов топлива, гидроэнергоресурсов. Нет дорог, а энергия нужна (европейская часть России, Чукотка). АЭС работают на ядерном топливе (уран, плутоний). Из 1 кг ядерного топлива выделяется столько же энергии, сколько образуется при сжигании 3000 т каменного угля. Для работы ядерного реактора в течение нескольких лет достаточно загрузить в него 20-30 т ядерного топлива.

Работа с картой:

- Найдите на карте АЭС России.

-Какая АЭС работает в Ульяновской области?

Недостатки АЭС:

  1. Риск экологических катастроф от аварий на АЭС очень велик. Примером может служить авария на Чернобыльской АЭС в 1986г.

  2. Проблемы переработки и хранения радиоактивных отходов.



В перспективе предусматривается все более широкое использование нетрадиционных источников энергии: солнечной, геотермальной, приливной, ветровой.



Сообщения учащихся:

  1. Энергия ветра.

  2. Солнечная энергия.

  3. Геотермальные электростанции

  4. Приливные электростанции.



Энергосистемы. Энергосистема – группа электростанций разных типов, объединенных линиями электропередачи (ЛЭП) и управляемых из одного центра. В России существует несколько крупных энергосистем: Центральная, Уральская, Сибирская и др. Большая их часть входит в состав Единой энергосистемы России (ЕЭС).

Цель:

  1. Надежное обеспечение энергией.

  2. Покрытие пиковых нагрузок.

  3. Использовать разницу во времени на территории России ( на одной территории ночь и минимум потребления электроэнергии,ана другой вечер и пик потребления).

Пока что изолирована от нее энергосистема Дальнего Востока. ЕЭС России контактирует с энергосистемами Украины, Прибалтики, Белоруссии, Азербайджана и Монголии, Казахстана и Финляндии, поставляет электроэнергию в Норвегию и Китай.

ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ. Для города Ульяновска электроэнергию и тепло поставляют 3 ТЭЦ. Вовремя экскурсии на УАЗ учащиеся видели градирни ТЭЦ-1 .Она была построена в 40-х годах при строительстве завода. ТЭЦ-2 находится в Заволжском районе города.ТЭЦ-3 располагается в Железнодорожном районе и её труба видна из окна кабинета географии. Крупнейшими потребителями электроэнергии являются промышленность и строительство(27%), жилищно-коммунальное (20%) и сельское хозяйство (12%), транспорт (0,8%).


- Каковы перспективы энергетики?

1. Необходимо шире использовать неисчерпаемые источники энергии.

2. Строить мини ГЭС на притоках крупных рек.

3. Применять энергосберегающие технологии в экономике.

Сообщение учащегося по результатам исследования о количестве электроэнергии, потребленной их семьёй и школой за месяц, за год. Ученик сообщает: моя семья состоит из 6 человек. За месяц наша семья потребляет электроэнергии 600 КВт. За год около 4000 КВт.







Сообщение учащегося по результатам исследования о количестве потребленного газа их семьёй, школой.



















Учащиеся делают вывод о необходимости экономии природного газа и электроэнергии в школе и дома. 1.

1 м3 природного газа стоит 5,31 рублей.

2. За месяц в среднем моя семья потребляет 126 м3, а за год в среднем 1512 м3.

3. За год моя семья в среднем платит 7 тысяч 756 рублей, а за месяц 646 рублей .

Вывод: Я считаю, что сумму, которую мы платим за месяц не значительная. А за год ? Больше всего этого газа мы тратим на отопление дома. Природный газ в жизни человека играет огромную роль.


Ученица 9 класса приготовила доклад на тему:



«Почему нужно беречь электроэнергию?»

Относительная доступность коммунальных благ, в том числе электроэнергии, создаёт у многих людей ошибочное представление о том, что эти блага появляются сами собой, и они никогда не исчерпают себя.

Зачем их экономить, если каждый ими обеспечен в достаточном количестве за доступную цену? Но такое представление об электроэнергии быстро приведёт к негативным последствиям, ведь основные ресурсы, используемые при выработке энергии, являются невозобновляемыми. Отсутствие разумного подхода к использованию энергии приведёт к тому, что она станет менее доступной и более дорогой.

Чтобы этого не произошло, многие страны мира уже давно разрабатывают и реализуют стратегии повышения эффективности использования энергетических ресурсов. В России утечки невостребованной электроэнергии происходят и в самом топливно-энергетическом комплексе (из-за низкого КПД установок), и в промышленности (в основном по причине износа оборудования), а также в секторе ЖКХ. Значительное количество потерь энергии в ЖКХ происходит из-за пренебрежительного отношения к экономии тепла и электричества со стороны потребителей.

Для того чтобы федеральная программа по энергосбережению начала действовать на уровне нации необходимо в первую очередь начать с воспитания самих себя. Что может сделать каждый из нас, чтобы помочь сохранить природное богатство? На самом деле методов повышения рационального использования энергетических ресурсов существует очень много, но мы можем начать с самых простых.

Если каждый из нас хотя бы раз в день задумается о том, что необходимо выключить свет в той комнате, где он горит зря, или выдернуть шнур из розетки того электрического прибора, который долго стоит в режиме ожидания, или вовремя выключить электрическую печь и доготовить ужин на остаточном тепле, то мы уже внесём существенный вклад в энергосбережение региона. Часто мы следуем общепринятым наглядным агитациям «Уходя, гасите свет!» или «Берегите свет!» в общественных местах и выключаем свет в помещениях, при этом совершенно забываем об этих золотых правилах в собственном доме.

Мало кто задумывается, что сто 75-ватных лампочек, работающих вхолостую, за час «съедают» несколько килограммов угля или нефти, попутно загрязняя природную среду вредными веществами.

Следующим шагом по ступеням энергосбережения является простая замена старых лампочек на новые, энергосберегающие, что позволит сократить расходы энергоресурсов в несколько раз. Замена не только ламп, но и оборудования на энергоэффективное позволит существенно экономить электроэнергию, а соответственно, и затраты на неё.







По данной теме нарисовали плакаты и газеты.















Закрепление:


  1. Какой тип электростанций в России преобладает?

  2. В чем отличие ТЭС от ТЭЦ?

  3. Каков принцип размещения ТЭС?

  4. В чем преимущества и недостатки ТЭС?

  5. Где можно строить ГЭС?

  6. В чем преимущества и недостатки ГЭС?

  7. В чем преимущества АЭС?

  8. Чем представлена электроэнергетика Ульяновской области?

Дом.задание:

п. 2 3. Ответить на вопросы в конце параграфа.

- Какие электростанции работают в нашем городе?

- Какие экологические проблемы характерны для нашего города?

- Каковы перспективы развития энергетики в городе.


(Во время урока учащиеся работают в тетради, все основные выводы записывают в тетрадь.)









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!