СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка по химии "Электролитическая диссоциация. Электролиты и не электролиты. Сильные и слабые электролиты"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по химии "Электролитическая диссоциация. Электролиты и не электролиты. Сильные и слабые электролиты"»

Методическая разработка занятия по химии

Учителя химии МБОУ «лицей 15» г. Березовский Кемеровской области Шемякиной Елены Васильевны.


Тема: Электролитическая диссоциация.

Электролиты и не электролиты. Сильные и слабые электролиты»


Цели и задачи:

- Формирование исследовательских навыков с использованием оборудования « Точка роста»

- Развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей, умения использовать знания в практической деятельности

- Развитие коммуникативных способностей и умения работать в группе.


Планируемые предметные результаты:

Применение знаний на практике, формирование навыков работы с лабораторным оборудованием « Точки роста»


Тип урока:

Урок практикум с использованием цифровой лаборатории « Точка роста»


Оборудование:

Цифровая лаборатория «Релеон», 3 шт. промывалки с дистиллированной водой.

Материалы: на каждом столе стаканчики с растворами:

1. сахара

2. соли поваренной

3. спирта

4. щелочи (натрия гидроокись)

5. соляная кислота

6. уксусная кислота

7. алюминия хлорид

8. борная кислота

9. дистиллированная вода


Ход занятия

1. Приветствие.

Добрый день, уважаемые гости.

Сегодня мы попадём в мир цифровой лаборатории по химии!

Представляю вашему вниманию урок по теме «Электролитическая диссоциация. Электролиты и не электролиты. Сильные и слабые электролиты».

(слайд 1)

2. Постановка проблемы.

Задумывались ли вы о том, что одни жидкости проводят электрический ток, а другие нет? В чем кроется секрет? И как это можно доказать в рамках школьного урока?


На эти вопросы мы сейчас ответим.


3. Теоретическая часть

Известно, что вещества при растворении в воде распадаются на ионы, то есть на заряженные частицы, которые способны проводить электрический ток.

(слайд 2)

И все вещества делятся на 2 группы – электролиты (проводящие ток) и неэлектролиты (не проводящие ток)

(слайд 3)


4. Практическая часть

Теперь перейдем к исследованию.

С помощью цифрового датчика мы докажем какие вещества являются электролитами, а какие нет.

Как вы думаете, какой именно из датчиков нам нужен?


(Это датчик электропроводности)


Научимся работать на цифровом оборудовании Релеон.

Рассмотрим основные моменты по подключению датчика.

1. Проверить подключение мультидатчика к ноутбуку через блютуз.

2. Подсоединить датчик электропроводности

3. Запустить программу «Релеон».

Что видим на экране? Шкалу:

По вертикали – электропроводность, по горизонтали – время регистрации – отображается вверху;

Далее кнопка «ПУСК» - запускает регистрацию данных,

Кнопка «ПАУЗА» - останавливает запись;

Кнопка «ОБНОВИТЬ» - стирает график.


Теперь посмотрим датчик электропроводности в работе.

В стакан с дистиллированной водой, опускаем датчик, и включаем «ПУСК». Что мы видим?

На экране выводится график зависимости электропроводности от времени. Можно остановить запись, нажав «ПАУЗА». Можно стереть и начать заново, нажав «ОБНОВИТЬ».


ДЕМОНСТРАЦИЯ №1 «Электролит – неэлектролит»


Итак, прибор настроен. Можно приступать к работе.

Вначалепроверим, какой из растворов проводит электрический ток, а какой нет. Затем Вы самостоятельно проделаете это же с другими образцами.

Посмотрим электропроводность растворов сахара и соли (поваренной).

Какой раствор проводит эл.ток?

Совместно:

Выводы: р-р сахара – не проводит, он неэлектролит

р-р соли – проводит, он электролит.

!Прошу помнить ТБ при работе с химическими реактивами

Самостоятельно: р-р спирта

р-р щелочи (натрия гидроксид)

Вывод: спирт – неэлектролит, так как значения электропроводности практически нулевые, а щелочь – электролит, так как значения высокие.


ДЕМОНСТРАЦИЯ №2 «Сильный – слабый электролит»


А теперь вопрос: «Какой из растворов соляной кислоты или уксусной проводит ток, то есть является электролитом?»


Сейчас с помощью датчика это узнаем.

Я возьму:

р-р соляной к-ты – значения электропроводности высокие.

р-р уксуса – значения электропроводности низкие.

Видим, что обе эти кислоты проводят ток – значит они электролиты.

Но! Уксусная проводит ток слабее, нежели соляная.

Оказывается, все электролиты различаются по своей силе. Они бывают сильные и слабые. (слайд 3)

Вывод:

Уксусная кислота – слабый электролит, а соляная – сильный.


Самостоятельно:

р-р хлорида алюминия – значения ЭП высокие

р-р борной кислоты - значения ЭП низкие.

Какой вывод следует?

Раствор хлорида алюминия – сильный электролит, раствор борной кислоты – слабый электролит.

Таблица результатов

Вещество

Значение электропроводности, мкСм

Вывод

Дистиллированная вода



Сахар



Соль поваренная



Спирт



Щелочь



Соляная кислота



Уксусная кислота



Алюминия хлорид



Борная кислота




5. Обсуждение результатов экспериментов.

Итак, работа закончена. Сделаем выводы.

Какие результаты у Вас получились.

Какой Вы можете сделать вывод по результатам опытов?


Давайте подведем итог нашей работы. Чему Вы сегодня научились?

Вывод:

Датчик электропроводности позволил продемонстрировать Электролитическую диссоциацию. С его помощью можно распознать электролит, неэлектролит; сильные, слабые электролиты.

Так же можно определить минерализацию раствора; рассмотреть влияние концентрации и температуры на величину электропроводности.

Благодаря датчику цифровой лаборатории можно доступно раскрыть тему урока. А детям просто и безопасно выполнить исследование.


6. Рефлексия.

Уважаемые гости. Я предлагаю Вам оценить свою работу на занятии

Я

МЫ

ДЕЛО

Как чувствовали себя на занятии,





Насколько комфортно вам работалось в группе,

Достигли ли цели учения,

с каким настроением работали




помогали ли товарищам

интересен ли вам этот материал

довольны ли собой





помогали ли вам товарищи

что вызвало затруднение


Наше занятие закончено. Благодарю Вас за активное участие и творческую работу. Всем спасибо.