Муниципальное казённое общеобразовательное
учреждение «Нечаевская СОШ №1»
Методическая разработка урока химии в соответствии с требованиями ФГОС по теме:
«Электролиз расплавов и растворов солей »
Автор разработки:
учитель химии, Магомедова С. М.
Методическая разработка урока химии в соответствии с требованиями ФГОС по теме « Электролиз расплавов и растворов солей »
Технологическая карта урока, 11 класс
Дидактическая цель: создать комфортные условия для изучения и систематизации материала по теме «Электролиз расплавов и растворов солей», продолжить развитие навыков самостоятельного познания школьников указанной темы, закрепить интегративные знания. Форма урока:
Урок изучения новой темы с применением ИКТ.
Цель урока:
Сформировать представление учащихся о процессе электролиза.
Умение составлять уравнения анодных и катодных процессов, суммарных процессов электролиза.
Связывать изучаемые процессы с жизнью.
Задачи урока:
Образовательные: Изучить процессы электролиза расплавов и растворов солей, как часть окислительно-восстановительных процессов; как способ получения металлов и неметаллов; как реакции, инициируемые электрическим током.
Воспитательные: Показать единство и многообразие окружающего мира, происходящих в нём процессов.
Доказать обучающимся ведущую роль теории в познании практики.
Продолжить формирование материалистического мировоззрения на основе
материальности изучаемых процессов.
Развивающие: Развитие логического мышления путём сравнения, обобщения, анализа, систематизации.
Формирование навыков использования ИКТ для пополнения интеллектуального потенциала обучающихся и контроля знаний.
Способствовать интеграции знаний обучающихся, полученных при изучении физики, информатики, химии, обществознания.
Методы обучения: проблемный, экспериментальный.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: групповая, коллективная, индивидуальная.
Средства обучения: мультимедийный проектор, прибор для электролиза, схема
«Электролиз раствора CuCl2», изделия по гальваностегии, ряд активности металлов,учебник «Химия 11» О.С. Габриелян, раствор KJ, крахмал, фенолфталеин, 8%-й раствор гидрокарбоната натрия, спички.
Ход урока:
І. Мотивация учебной деятельности учащихся, сообщение темы, цели, задач урока.
Учитель: Добрый день, дорогие ребята.
Ребята, совсем недалёк тот день, когда вы покинете стены школы. Перед вами откроется огромный мир. В нём происходит множество процессов: физических, химических, биологических, социальных... Конечно же, мы, учителя, хотим вас видеть социально зрелыми, с формировавшимся мировоззрением, умеющими разбираться в происходящих процессах. Как же ориентироваться и удержать в памяти столь огромное многообразие процессов? Ведь в природе нет отдельных предметов: химии, биологии, физики – там всё едино, а в образовании есть. Как вы думаете, для чего такое деление существует?
Ученик: Наверное, для того, чтобы легче было познавать мир.
Учитель: Конечно же, для этого же существует классификация. А что это такое?
Ученик: Это разделение на группы.
Учитель: Верно. Она существует во всех науках. Классификация растений и животных в биологии; элементов, веществ, реакций в химии. Недавно мы повторили классификацию химических реакций. Среди них – окислительно-восстановительные реакции. И вот сегодня мы должны рассмотреть тему
«Электролиз расплавов и растворов солей» в аспекте окислительно-восстановительных реакций
? Учитель: Как вы думаете , чем важна эта тема?
Обучающиеся: важна и как способ получения металлов и неметаллов, и как реакции, инициируемые электрическим током.
? Учитель : какие цели мы должны перед собой поставить при изучении темы.
Обучающиеся: понять сущность электролиза, уметь составлять уравнения катодных и анодных процессов, суммарных уравнений электролиза, и, конечно же, уметь связывать изучаемые процессы с жизнью.
ІІ. Проверка знаний учащихся, необходимых для изучения данной темы (мозговой штурм)
Учитель: Ребята, для изучения нашей темы, необходимо понимание многих понятий, которые вы должны были повторить дома. Объясните, пожалуйста, следующие понятия.
Фронтальный опрос, 1 обучающийся работает по карточке
Электролит- это вещество, раствор или расплав которого проводит электрический ток.
Электролитическая диссоциация- это процесс распада электролита на ионы
при растворении или расплавлении. Привести пример диссоциации бромида натрия - удоски
Вывод: при диссоциации растворов и расплавов катионы и анионы которые движутся хаотично
Окисление- это процесс отдачи электрона, сопровождающееся повышением степени окисления элемента.
Восстановление- это процесс принятия электрона, сопровождающееся уменьшением степени окисления.
Окислительно-восстановительные реакции - это реакции, идущие с изменением степеней окисления элементов. 1 обучающийся работает по карточке
Степень окисления - это условный заряд, показывающий количество смещённых электронов.
Окислители - это вещества, отнимающие электроны от других веществ.
Примеры окислителей:
–Соединения, содержащие элементы с высшей степенью окисления: HN5+O3, H2S6+O4конц., KMn7+O4, K2Cr26+O7…
–Катионы металлов большого заряда: Fe3+, Au3+, Pb2+и т.п.
–Галогены: F2, Cl2, Br2
–Кислород: O2, озон О3
Восстановители - это вещества, отдающие электроны.
Примеры восстановителей:
–Соединения, содержащие элементы с низшей степенью окисления
H2S-2, N-3H3, P3-H3, KJ- и т.п.
–Н2, С, СО, активные металлы- Mg, Al, щелочные металлы
–Катионы металлов малого заряда: Fe2+,, Sn2+, и т.п.
? Учитель А что является самым сильным окислителем, самым сильным восстановителем?
(обучающиеся предполагают)
Учитель: самым сильным окислителем и самым сильным восстановителем является электрический ток. С его помощью можно окислить даже ионы фтора и восстановить катионы щелочных металлов. Итак, переходим к понятиям электрическим.
Электрод- проводник, посредством которого часть электрической цепи, образуемая проводами, соединяется с частью цепи, проходящей в неметаллической среде (жидкости, газе)
Катод - отрицательный электрод.
Анод – положительный электрод.
Анод бывает – инертный (из C, Pt, Au), растворимый (из более активного металла – Cu, Cr, Ni и др.) (приложение 1)
Электрический ток – это направленное движение заряженных частиц.
ІІІ Изучение сущности процесса электролиза.
Учитель: Хорошо, ребята. Я думаю, вы подошли к пониманию основного понятия сегодняшнего урока. Итак,что такое электролиз? Обучающиеся находят определение в учебнике
Электролиз- это окислительно-восстановительный процесс, протекающий на
электродах, при пропускании постоянного электрического тока через раствор
или расплав электролита Этот процесс происходит в электролизёре (сл )
Рассмотрим сущность процесса «Электролиз расплава хлорида натрия». Электролиз расплавов солей обучающиеся самостоятельно работают по учебнику стр 217 записывает схему.
NaCl (расплав) → Na ++Cl-
- K Na+ + 1ē →Na0 восст- ие 2
+А 2Cl- - 2ē → Cl20↑ ок- ие 1
__________________________
2Na+ + 2Cl-→ 2Na0 + Cl20↑
2NaCl → 2Na + Cl2↑
Таким способом можно получить и другие щелочные, щелочноземельные металлы и Al, а также другие галогены – F2, Cl2, Br2,J2.
Электролиз растворов солей
протекает совсем иначе. Для составления уравнений электролиза растворов солей необходимо знать правила катодных и анодных процессов. В процессе кроме солей участвуют и молекулы воды. (смотрим схему)
Катодные процессы определяются рядом активности металлов (рядом стандартных электродных потенциалов).
Здесь возможны три случая:
1.Катионы металлов после водорода (от Cu2+до Au3+) полностью восстанавливаются на катоде.
2. Катионы металлов от Li+ до Al3+ включительно не восстанавливаются на катоде, вместо них восстанавливаются молекулы воды:
2Н2О +2ē → Н2↑ + 2ОН- Восстановление воды (запомнить)
3.Катионы металлов от Al3+до H+ восстанавливаются одновременно с молекулами воды.
Анодные процессы
1.В первую очередь на аноде окисляются бескислородные анионы: S2-, J-, Br-, Cl-, кроме F- и анионы органических кислот:
2RCOO- - 2ē → CO2↑+ R-R
2.Во вторую очередь – ОН- анионы, окисляются молекулы воды:
2Н2О - 4ē → О2↑ + 4Н +окисление воды (запомнить)
Учитель: Прежде чем провести эксперимент по электролизу раствора, поговорим о безопасном проведении опыта .
Тест по ТБ проведения опыта по электролизу. (Виртуальная лаборатория)
Учитель: Давайте же теперь посмотрим экспериментально электролиз раствора KJ -проект
(Учитель демонстрирует видеоопыт. Признаки реакции появляются моментально, результаты обсуждают и записывают катодные, анодные процессы и суммарное уравнение электролиза)
Карточка – проект исследования
Учитель:- В каких веществах фенолфталеин окрашивается в малиновый цвет?
- Ответ: в щелочах.
- Значит, у катода образуется щёлочь.
- Кроме щёлочи на катоде собирается газ. Что это за газ?
- Ответ: согласно катодным процессам это может быть водород. (Можно доказать спичкой).
- На аноде крахмал посинел. Какое вещество вызывает посинение крахмала.
- Ответ: йод.
- Значит, на аноде выделяется J2.
Учитель: Составим уравнения процессов:
KJ → K ++ J-
HOH → H+ + OH-
-K 2H2O + 2ē → H2↑ + 2OH-
+A 2J- – 2ē → J2
_______________________________
2H2O + 2J- → H2↑ + 2OH- + J2 ионное уравнение
2Н2О + 2КJ → H2↑ + 2KOH + J2
По результатам опыта все эти вещества обнаруживаются.
физминутка
IV. Первичное закрепление знаний и применение теоретических знаний.
Учитель: Давайте попробуем определить продукты электролиза раствора CuSO4.
У доски составляет ученик.
для проверки правильности записи.
CuSO4 → Cu2+ + SO42-
HOH H+ + OH-
-K Cu2++ 2ē → Cu 0
+A 2Н2О - 4ē → О2↑ + 4Н+ 1
_
______________________________
2Cu2+ + 2H2O → 2Cu + O2↑ + 4H+ + 2SO42-
2CuSO4 + 2H2O → 2Cu + O2↑ + 2H2SO4
Рассмотрим ещё один пример: электролиз раствора Na2CO3
У доски составляет ученик:
Na2CO3 → 2Na ++ CO3 2-
HOH H ++ OH -
-K 2H2O + 2ē → H2↑ + 2OH- 4 2
+A 2Н2О - 4ē → О2↑ + 4Н + 2 1
_
________________________________
4H2O + 2H2O → 2H2 + 4OH -+ O2 + 4Н+
2H2O 2H2 + O2
Учитель: Практически при электролизе солей активных металлов и кислородосодержащих кислот состав электролита не меняется. Электролизу подвергаются только молекулы воды.
Учитель: Мы рассмотрели несколько примеров, на основе которых можем говорить о применении процесса электролиза.
Опережающее задание – презентация обучающихся ( коллективный труд)
1.В электрометаллургии. Для получения металлов (Al, Na, Mg, Cd).
2.В химической промышленности для получения водорода, галогенов, щелочей.
3.Для очистки металлов, рафинирование (Cu, Ni, Pb).
4.В гальваностегии – покрытие одних металлов другими для защиты от коррозии (цинкование, алитирование, лужение, хромирование, никелирование, золочение).
5.В гальванопластике- получении металлических копий.
Последние три процесса проводят и с растворимым анодом, что рассмотрим на семинаре.
V. Применение ИКТ в пополнении знаний (поиск в Интернете)
Ребята, мы встретили несколько однокоренных слов: гальваностегия, гальванопластика. Существует ещё много слов. Однако в словаре Ожегова нет слова гальваник. Вы, конечно, догадались, что это профессия. Давайте же, чтобы узнать о характере деятельности этого специалиста используем интернет- ресурс.
(Учитель даёт задание одному ученику по ключевым словам– гальваник , профессия -найти сведения об этой профессии, или, узнав заранее, ученик делает сообщение.)
В это время учащиеся записывают домашнее задание.
Домашнее задание basangowa,marina@yandex
1.Изучить тему по §18. Cтр 217 Знать конспект - на «3».
2.Составить уравнения электролиза растворов: AgNO3, CaBr2, FeSO4 -на«4».
3.Решить задачу: Вычислите объём выделившегося газа при электролизе раствора нитрата серебра, содержащего 12г соли. - на «5» .
VI.Закрепление и контроль усвоения знаний (интерактивный контроль).
Графический диктант (ДА-НЕТ)
Электролиз можно считать окислительно-восстановительной реакцией, происходящей под воздействием электрического тока.
Катод – отрицательно заряженный электрод.
На катоде происходит процесс электрохимического окисления.
Анион SO4 будет окисляться на аноде в вводом растворе.
Анион CL будет окисляться на аноде в вводом растворе.
Катион Na будет восстанавливаться на катоде в водном растворе.
Катион Cu будет восстанавливаться на катоде в водном растворе.
Алюминий получают электролизом расплава AL2O3 в криолите.
При электролизе раствора NaCl можно получить щелочь NaOH и газы H2 и Cl2.
Ученики заполняют бланк химического диктанта.
Шаблон для проверки химического диктанта
Фамилия, имя ____________________________________
1 2 3 4 5 6 7 8 9 Да Нет
VII. Подведение итогов.
Учитель комментирует, выставляет оценки в журнал, ученики выставляют оценки в дневник.
Рефлексия
Используемая литература:
Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия 11 класс: Учеб. Профильный уровень. М.: Дрофа, 2007.
Денисова В.Г. Химия 11 класс: поурочные планы по учебнику Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Волгоград.: Учитель, 2006.
Химия 8 – 11. Виртуальная лаборатория. Учебное электронное издание.
Интернет – ресурсы
Проверочный тест по теме «Электролиз расплавов и растворов солей».
Вариант 1.
Задание 1. Установите соответствие между формулой вещества и продуктами электролиза его водного раствора на инертных электродах.
Формула вещества | Продукты электролиза |
А) AlCl3 | 1) металл, галоген |
Б) RbOH | 2) гидроксид металла, хлор, водород |
В) Hg(NO3)2 | 3) металл, кислород |
Г) AuCl3 | 4) водород, галоген |
| 5) водород, кислород |
| 6) металл, кислота, кислород |
Задание 2 Установите соответствие между формулой вещества и продуктом, который
образуется на инертном аноде в результате электролиза его водного раствора.
Формула вещества | Продукт электролиза |
А) NiSO4 | 1) Cl2 |
Б) NiCl 2 | 2) O2 |
В) NiF 2 | 3) H2 |
Г) K2S | 4) S |
| 5) SO2 |
| 6) HF |
Задание 3.Установите соответствие между металлом и способом его электролитического получения.
Металл | Электролиз |
А) натрий | 1) водного раствора солей |
Б) алюминий | 2) водного раствора гидроксида |
В) серебро | 3) расплава поваренной соли |
Г) медь | 4) расплавленного оксида |
| 5) раствора оксида в расплавленном криолите |
| 6) расплавленного нитрата |
Проверочный тест по теме «Электролиз расплавов и растворов солей».
Вариант 2.
Задание 1. Установите соответствие между формулой вещества и продуктами электролиза его водного раствора на инертных электродах.
Формула вещества | Продукты электролиза |
А) Al2(SO4)3 | 1) металл, галоген |
Б) CsOH | 2) гидроксид металла, хлор, водород |
В) AgNO3 | 3) металл, кислород |
Г) AuBr3 | 4) водород, галоген |
| 5) водород, кислород |
| 6) металл, кислота, кислород |
Задание 2. Установите соответствие между формулой вещества и продуктом, который
образуется на инертном катоде в результате электролиза его водного раствора.
Формула вещества | Продукт электролиза |
А) Al(NO3)3 | 1) водород |
Б) Hg(NO3)2 | 2) алюминий |
В) Cu(NO3)2 | 3) ртуть |
Г) NaNO3 | 4) медь |
| 5) кислород |
| 6) натрий |
Задание 3.Установите соответствие между металлом и способом его электролитического получения.
Металл | Электролиз |
А) литий | 1) водного раствора солей |
Б) натрий | 2) водного раствора гидроксида |
В медь | 3) расплава хлорида |
Г) свинец | 4) расплавленного оксида |
| 5) раствора оксида в расплавленном криолите |
| 6) расплавленного нитрата |
Карточка – проект исследования
В каких веществах фенолфталеин окрашивается в малиновый цвет?
- Ответ:
- Значит, у катода
Что ещё образуется на катоде?
- Ответ:
- На аноде крахмал ………. . Какое вещество вызывает посинение крахмала.
- Ответ:
- Значит, на аноде выделяется
Составим уравнения процессов:
Карточка – проект исследования
В каких веществах фенолфталеин окрашивается в малиновый цвет?
- Ответ:
- Значит, у катода
Что ещё образуется на катоде?
- Ответ:
- На аноде крахмал ………. . Какое вещество вызывает посинение крахмала.
- Ответ:
- Значит, на аноде выделяется
Составим уравнения процессов:
.Выберите 1 фразу для соседа по парте:
Ты молодец.
Я доволен твоей работой на уроке.
Ты мог бы поработать лучше.