Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Саткинский медицинский колледж»
Электронная методическая разработка
учебного занятия
На тему: « Факторы, оказывающие воздействие на возникновение, рост и развитие заболеваний у детей»
ПМ 03 Проведение мероприятий по профилактике неинфекционных и инфекционных заболеваний, формированию здорового образа жизни
МДК 03.01 Здоровый образ жизни
Специальность: 34.02.01 Сестринское дело
Сатка, 2024
Актуальность темы
Изучения факторов, влияющих на здоровье детей, обусловлена тем, что растущий организм ребёнка чувствителен к воздействию любых факторов внешней среды. Это требует дифференцированного подхода к оценке роли факторов риска, планированию и осуществлению профилактических и оздоровительных мероприятий.
Содержание
- Цели учебного занятия
- Методы обучения и методические приемы
- Осваиваемые профессиональные компетенции
- Междисциплинарные связи
- Хронологическая карта практического занятия
- Контроль исходного уровня знаний
- Учебный материал
- Контролирующий блок
- Протокол учебного занятия
- Домашнее задание
- Список использованной литературы
Цели занятия
1Учебные дидактические цели:
– организовать деятельность студентов по изучению и закреплению знаний по профилактике заболеваний;
– закрепить знания изученной темы;
– систематизировать знания по данной теме.
2. Развивающие цели:
– способствовать развитию умения правильно обобщать данные и делать выводы;
– самостоятельной работы;
– творческих способностей личности;
– умение обучать пациента медицинским знаниям;
– коммуникативность и умение работать в сотрудничестве.
3. Воспитательные цели:
– стремиться воспитать у студентов чувства ответственности к индивидуальному здоровью и здоровью окружающих людей.
Тип занятия: практическое занятие.
Место проведения: кабинет доклинической практики ГБПОУ «Саткинский медицинский колледж» №12.
Количество часов: 180 минут.
Материальное обеспечение учебного занятия:
1. Методическая разработка учебного занятия « Факторы, оказывающие воздействие на возникновение, рост и развитие заболеваний у детей» (для преподавателя).
2. Учебно-методическая разработка учебного занятия « Факторы, оказывающие воздействие на возникновение, рост и развитие заболеваний у детей » (для студентов).
3. Ноутбук, проектор, экран, доска, мел.
4. Фронтальный опрос (задание на раздаточном материале).
5. Тестовые задания.
Методы обучения и методические приемы
Метод
Объяснительно-иллюстративный;
Основное назначение
Облегчить восприятие и осмысление изучаемого материала
Репродуктивный
Уровни усвоения
Приемы
Воспроизведение
Формирование умений и навыков
Частично-поисковый
Умения и навыки
Рассказ, беседа, презентаций
использования полученных знаний
Создание проблем для самостоятельного поиска решения студентов
Воспроизведение
Умения и навыки
Решение типовых задач, тестов, выполнение практических заданий по заданному алгоритму
Воспроизведение
Умения и навыки
Эвристическая беседа, обобщение
Профессиональные компетенции
ПК 3.1.
Консультировать население по вопросам профилактики заболеваний
ПК 3.2.
Пропагандировать здоровый образ жизни
ПК 3.3.
Участвовать в проведении профилактических осмотров и диспансеризации населения
ПК 3.4.
Проводить санитарно-противоэпидемические мероприятия по профилактике инфекционных заболеваний
ПК 3.5.
Участвовать в иммунопрофилактике инфекционных заболеваний
В соответствии с новыми образовательными стандартами после изучения материала студенты должны:
Знать:
- информационные технологии;
- организационные формы, методы и средства санитарного просвещения населения;
- правила проведения индивидуального и группового профилактического консультирования, современные научно обоснованные рекомендации по вопросам личной гигиены, рационального питания, планирования семьи, здорового образа жизни, факторов риска для здоровья;
- заболевания, обусловленные образом жизни человека;
- принципы здорового образа жизни, основы сохранения и укрепления здоровья;
- факторы, способствующие сохранению здоровья; формы и методы работы по формированию здорового образа жизни;
- программы здорового образа жизни, в том числе программы.
Уметь:
- проводить индивидуальное (групповое) профилактическое консультирование населения о факторах, способствующих сохранению здоровья, факторах риска для здоровья и мерах профилактики предотвратимых болезней;
- формировать общественное мнение в пользу здорового образа жизни и мотивировать пациентов на ведение здорового образа жизни;
- информировать население о программах снижения веса, потребления алкоголя и табака, предупреждения и борьбы с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ;
- проводить разъяснительные беседы на уровне семьи, организованного коллектива о целях и задах профилактического медицинского осмотра, порядке прохождения диспансеризации и ее объеме, в том числе беседы с несовершеннолетними в образовательных организациях; -проводить доврачебный профилактический осмотр с целью выявления факторов риска развития заболевания
Междисциплинарные связи
1 Предшествующие:
– информационные технологии в профессиональной деятельности;
– гигиена;
– основы патологии.
2 Сопутствующие:
– ПМСП.
– здоровый образ жизни и профилактика заболеваний в разные возрастные периоды.
3 Последующие:
– государственная итоговая аттестация;
– первичная аккредитация;
– первичная специализированная аккредитация.
Хронологическая карта практического занятия
1. Организационный момент – 10 минут.
2. Изложение темы, цели и плана занятия – 10 минут
3. Фронтальный опрос – 10 минут.
4. Эвристическая беседа – 105 минут.
5. Самостоятельная работа студентов (тестированный контроль) – 30 минут.
6. Подведение итогов занятия, выставление оценок – 10 минут.
7.Задание на дом – 5 минут.
Этапы планирования занятия
Этапы
занятия
Деятельность преподавателя
1.Организационный момент
2. Изложение темы, цели и плана занятия.
Приветствие. Внешний вид. Готовность кабинета. Отмечает отсутствующих. Проверяет готовность группы к занятию.
Деятельность
Мотивация
учащихся
Сообщает тему и ее значимость, поясняет стратегию занятия, отвечает на вопросы студентов
3.Предлагает ответить на вопросы, проводит инструктаж (Приложение 1).
Отвечает староста подгруппы. Слушают преподавателя, готовятся к занятию.
Время
Организует и дисциплинирует учащихся, воспитывает аккуратность, ответственность учащихся, самоконтроль.
Слушают, записывают тему в тетрадь
Проводит контроль за индивидуальным выполнением задания (Приложение 1).
Данный этап организует диалог с обучающимися, в ходе которого формулирует некоторые задачи урока, составляет совместно с обучающимися план занятия
Делают задание.
10 мин.
10 мин.
Проводят оценку своих ответов (%).
Закрепить знания: выявить уровень теоретических знаний, оценить степень подготовки к занятию.
10 мин.
Фронтальный опрос
- Недоношенным считается? – 22-37 недель
- Вес доношенного ребёнка?
- В какое время проводят оценку по шкале Апгара?
- Здоровый ребенок (удовлетворительное состояние) по шкале Апгара?
- Назовите степени недоношенности
Эталоны ответов к Фронтальному опросу
- недоношенным – 22-37 недель.
2) Вес больше 2500 гр.
у мальчиков средний вес 3400-3500 гр.,
у девочек 3200-3400 гр. (средний вес 3000-3500)
3) Оценку по шкале проводят в 1 минуту после рождения и через 5 минут.
4) 8-10 баллов – здоровый ребенок (удовлетворительное состояние)
5) Степени недоношенности:
- Вес от 2,5 до 2 кг
- Вес от 2 до 1,5 кг
- Вес от 1.5 до 1 кг
- Менее 1 кг
Здоровье человека закладывается до его рождения, т.к. оно определяется в первую очередь здоровьем будущих родителей. Во время беременности на плод оказывают влияние внешние факторы и внутренние, связанные с состоянием здоровья беременной женщины и с течением самой беременности.
4. Обсуждение темы семинара (эвристическая беседа)
Преподаватель совместно со студентами разбирают тему.
Задает вопросы, предлагает студентам отвечать.
Участвуют в обсуждения материала.
Показать, на что ориентироваться в работе.
Закрепить теоретические знание по теме.
105 мин.
Факторы, влияющие на здоровье детей
1. Желанность беременности и положительный эмоциональный настрой на будущее материнство и отцовство.
2. Возраст родителей.
3. Наследственность (наследственная предрасположенность).
4. Место проживания родителей, экологическая ситуация в регионе.
5. Профессиональные вредности.
6. Вредные привычки.
7. Прием лекарственных средств.
8. Соматические заболевания матери (бронхиальная астма, сахарный диабет, гипертиреоз и др.)
9. Острые инфекционные заболевания матери.
10. Наличие очагов хронической инфекции (хронический тонзиллит, хронический пиелонефрит, хронический синусит).
11. Физические нагрузки, переутомление.
12. Питание беременной женщины. Должно быть полноценным, т.к. плод получает от матери все необходимые вещества и энергию. Дефицит каких-либо компонентов приводит к нарушению роста и развития органов и систем плода.
13. Режим дня и пребывание на свежем воздухе.
14. Течение родов.
15. Организация вскармливания и ухода за ребенком после рождения; методы его воспитания.
Особенности сбора информации о ребенке
1.Анамнез жизни.
2. Генеалогический анамнез.
3.Социальный анамнез.
Параметры
Благополучный анамнез
1. Характеристика семьи
2. Образовательный
Неблагополучный анамнез
Семья полная
Высшее или среднее специальное
уровень
Семья не полная
3.Психологический
Нет специального образования
климат
Отношения между членами семьи дружные, нет вредных привычек
4.Жилищно-
бытовые условия
Отдельная благоустроенная квартира. На 1 члена семьи не менее 7 кв. м.
Отношения грубые, бытуют вредные привычки
В случае благополучного анамнеза записывается коротко: социальный анамнез благополучный. В противном случае указывают неблагополучные параметры.
и материальная
Нет благоустроенных условий. Заработок на 1 члена семьи меньше прожиточного минимума
Были ли какие – либо травмы, операции, переливание кров.
обеспеченность
Период новорожденности.
Характеристика доношенного ребенка.
Период недоношенности.
Характеристика недоношенного ребенка
Новорожденный доношенный – это ребенок родившийся в срок, т.е прошедший 38-40 недель внутриутробного развития.
Ребенок может родиться:
- доношенным – 38-40 недель
- недоношенным – 22-37 недель
- переношенный – более 40 недель.
Признаки доношенности:
- Вес больше 2500 гр. У мальчиков средний вес 3400-3500 гр.,
- у девочек 3200-3400 гр. (средний вес 3000-3500)
- Рост более 48 см (средний рост 50-52 см)
- Окружность головы 34-35 см
- Окружность грудной клетки 32-33 см
- Кожа розовая, нежная, бархатистая.
- Покрыта первородной смазкой.
- На спине, на плечах нежный пушок.
- Череп – малый родничок должен быть закрыт
- Выражен тонус мышц сгибателей
- Выражены физические рефлексы
- Крик громкий
- Телосложение пропорциональное. Пупок находится на середине между мечевидным отростком и лонным сочленением.
- У мальчиков яички опущены в мошонку, у девочек большие половые губы прикрывают малые
Рефлексы новорожденного
Рефлекс Галанта
Рефлекс Бабкина
Хоботковый рефлекс
Рефлекс Робинсона
Рефлекс Переса
шкала АПГАР
Признаки
0 баллов
ЧСС
1 балл
Отсутствует
Дыхание
2 балла
Меньше 100 уд\мини
нет
Мышеч. тонус
Нет\поза лягушки
Больше 100 уд\мин
Редкое не регулярное
Цвет кожи
Рефлексы «на отсасывание слизи»
Общий цианоз или резкая бледность
Ритмичные
Снижен
Сохранен
Конечности синюшние, тело розовое
отсутствуют
Розовые
Снижены
сохранены
Оценку по шкале проводят в 1 минуту после рождения и через 5 минут.
8-10 баллов – здоровый ребенок (удовлетворительное состояние)
6-7 баллов – легкая степень асфиксии
4-5 баллов – средняя степень асфиксии
1-3 баллов – тяжелая степень асфиксии
0 баллов – мертворожденный.
Первичный туалет новорожденного.
- Отсасывание слизи из верхних дыхательных путей
- Первичная обработка пуповины
- Быстрыми промокательными движениями обсушить ребенка и накрыть сухой стерильной пеленкой
- Уложить на живот матери. Обратить внимание на пол ребенка.
- После выделения последа, проводят вторичную обработку пуповины
- Обрабатывают кожу новорожденного ватным тампоном смоченным стерильным маслом
- Взвешивание
- Измерить рост, окружность головы и груди
- Заполнить и прикрепить браслетки и медальон
- Провести профилактику гонобленореи: туалет органов зрения и закапывают по 1 капле 20 % раствора сульфацила натрия (альбуцид), закапывают 3-х кратно с интервалом в 10 мин, девочкам закапывают половую щель 2 капли.
- Завернуть в стерильные пеленки и одеяла.
Новорожденный недоношенный – это ребенок, родившийся раньше срока, с 22 до 37 недель.
Критерии недоношенности:
1. Срок беременности от 22 до 37 недель
2. вес ребенка менее 2,5 кг
3. рост ребенка менее 45 см
Причины недоношенности:
- Острые и хронические заболевания матери
- Генетические нарушения функции половых органов
- Токсикоз, нефропатия и др осложнения текущей беременности
- Криминальные вмешательства
- Патология плаценты
- Многоплодная беременность
- Возраст матери
Степени недоношенности:
- Вес от 2,5 до 2 кг
- Вес от 2 до 1,5 кг
- Вес от 1.5 до 1 кг
- Менее 1 кг
Признаки недоношенности:
- Низкий рост и вес
- Недостаточное развитие ПЖК, или ее отсутствие
- Кожа дряблая, сухая, серого цвета. Цианоз носогубного треугольника, орбитальный цианоз, акроцианоз.
- Обильная первородная смазка
- Крик слабый или отсутствует
- Непропорциональное телосложение (пупок находится ближе к лонному сочленению, голова относительно большая, возможно недоразвитие лицевых костей черепа)
- Кости черепа мягкие, черепицеобразно находят друг на друга
- Адинамия, снижение мышечного тонуса
- Мягкие ушные раковины
- Ногти не доходят до конца фаланг (особенно на ногах)
- Обильные пушковые волосы на туловище и лице
- У мальчиков – яички не опущены в мошонку, у девочек – большие половые губы не прикрывают малые.
1 патронаж новорожденного . Из роддома в детскую поликлинику сообщают о выписке новорожденного.
Первый патронаж проводится в первые 3 дня , чаще в 1 день.
История развития ребенка – это форма ф-112 . Карта профилактических прививок – это форма ф-063
- Затем врач будет приходить к вашему малышу 2 раза в неделю в течение 1-го месяца жизни.
- В последующем до 6-ти месяцев врач будет приходить 1 раз в 2 недели. При этом, помимо осмотра, доктор производит расчет питания не реже 1 раза в месяц.
- С 6-го по 12-ый месяц – врач посетит 1 раз в месяц.
По состоянию здоровья детского населения выделяют 5 групп здоровья :
1 группа – здоровые;
2 группа – практически здоровые (с функциональными нарушениями);
3 группа – больные в состоянии компенсации;
4 группа – больные в состоянии декомпенсации;
5 группа – инвалиды.
По переходу из одной группы в другую можно судить об эффективности проводимых оздоровительных мероприятий.
Контролирующий блок
1. Когда оценивается состояние новорожденного ребенка по шкале Апгар:
а) на 1 и 5 мин. после рождения;
б) на 5 и 10 мин. после рождения;
в) в первые сутки – каждый час;
г) поминутно на протяжении первого часа.
2. О тяжелой ( « белой асфиксии » ) свидетельствует оценка по шкале Апгар:
а) 10-8 баллов;
б) 7-6 баллов;
в) 5-4 баллов;
г) 3-1 баллов.
3. У доношенного новорожденного отмечается физиологическая:
а) гипертония мышц-разгибателей;
б) гипертония мышц-сгибателей;
в) гипотония мышц-сгибателей;
г) нормотония мышц.
4. Первое прикладывание здорового новорожденного к груди матери проводят:
а) сразу после рождения;
б) через 6 часов;
в) через 12 часов;
г) через 24 часа.
5. Оптимальный возраст матери при первой беременности:
а) 16-18 лет;
б) 18-20 лет;
в) 21-25 лет;
г) 35-40 лет.
6. Патронаж новорожденного осуществляется медицинской сестрой
а) 1 раз в неделю
б) 2 раза в неделю
в) 1 раз в месяц
г) 2 раза в месяц
7. Дети, не имеющие хронической патологии и отклонений в развитии, относятся к группе здоровья:
а) I;
б) II;
в) III;
г) IV.
8. Дети с хронической патологией в стадии компенсации относятся к группе здоровья:
а) II;
б) III;
в) IV;
г) V.
9. История развития ребенка – это форма:
а) ф-112;
б) ф-114;
в) ф- 116;
г) ф-286.
10. Карта профилактических прививок – это форма:
а) ф-75а;
б) ф-030;
в) ф-063;
г) ф-112.
11. Доношенным считается ребенок, родившийся при сроке беременности (в нед.):
а) 28-30;
б) 32-34;
в) 35-37;
г) 38-40.
12. Средняя масса тела доношенного новорожденного составляет (в г):
а) 2000-2500;
б) 2500-3000;
в) 3000-3500;
г) 3500-4000.
13. Средняя длина тела доношенного новорожденного составляет (в см):
а) 42-45;
б) 46-49;
в) 50-52;
г) 55-59.
14. Для профилактики гонобленореи применяется раствор:
а) фурацилина;
б) хлорида натрия;
в) сульфацил-натрия;
г) полиглюкина.
15. Для профилактики опрелостей складки кожи новорожденного обрабатывают:
а) стерильным вазелиновым маслом либо стерильным растительным маслом;
б) физраствором;
в) раствором фурацилина;
г) раствором полиглюкина.
16. Пуповинный остаток у новорожденного ежедневно обрабатывают раствором:
а) 70% этилового спирта, 5% калия перманганата;
б) 70% этилового спирта, 5% йода;
в) 90% этилового спирта, 3% калия перманганата;
г) 90% этилового спирта, 3% йода.
17. Для очищения носовых ходов здорового новорожденного используют:
а) ватные жгутики, смазанные стерильным маслом;
б) ватные жгутики с фурацилином;
в) ватные жгутики с детским кремом;
г) сухие ватные жгутики.
18. Температура воды для первой гигиенической ванной здоровому новорожденному составляет (в °С):
а) 25;
б) 30;
в) 37;
г) 40.
19. Недоношенным является ребенок, родившийся при сроке гестации (нед.):
а) 40;
б) 39;
в) 38;
г) 37.
20. Недоношенным является ребенок, родившийся с массой тела менее (г):
а) 2000;
б) 2300;
в) 2500;
г) 2700.
21. Недоношенным является ребенок, родившийся с длиной тела менее (см):
а) 43;
б) 45;
в) 47;
г) 49.
22. Признак доношенности новорожденного:
а) ушные раковины мягкие;
б) ушные раковины упругие;
в) имеются густые пушковые волосы;
г) половая щель зияет.
23. У недоношенного новорожденного отмечается:
а) громкий крик;
б) мышечный гипертонус;
в) мышечная гипотония;
г) выражены физические рефлексы.
24. Пушковые волосы на теле новорожденного – это:
а) лануго;
б) стридор;
в) склерема;
г) тризм.
25. Оптимальная температура воздуха в палате для недоношенных (°С):
а) 18-20;
б) 26-28;
в) 28-29;
г) 25-26.
Эталон ответа на тестовые задания :
1 – а
2 – г
3 – б
4 - а
5 – в
6 – б
7 – а
8 – б
9 – а
10 – в
11 – г
12 – в
13 – в
14 – в
15 – а
16 – а
17 – а
18 – в
19 – г
21 – б
22 – б
23 – в
24 – а
25 – г
Протокол учебного занятия
ФИО
1.
Контроль исходного уровня знаний
Обсуждение темы занятия
2.
Решение
3.
задач
Решение тестового задания
4.
Итог
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Домашнее задание
Выучить лекцию
« Факторы, оказывающие воздействие на возникновение, рост и развитие заболеваний у детей»
Учебник:
Соколова, Н. Г. Здоровый человек. Сохранение здоровья в различные периоды жизни : учеб. пособие / Н. Г. Соколова, И. А. Пономарева. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2021. - 560 с. (Среднее медицинское образование) - ISBN 978-5-222-35205-2. - Текст : электронный // ЭБС "Консультант студента" : [сайт]. - URL : https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785222352052.html (дата обращения: 26.05.2023).
Список использованных источников
Основная:
Соколова, Н. Г. Здоровый человек. Сохранение здоровья в различные периоды жизни : учеб. пособие / Н. Г. Соколова, И. А. Пономарева. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2021. - 560 с. (Среднее медицинское образование) - ISBN 978-5-222-35205-2. - Текст : электронный // ЭБС "Консультант студента" : [сайт]. - URL : https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785222352052.html (дата обращения: 26.05.2023). Дополнительная:
Крюкова, Д. А. Здоровый человек и его окружение: учеб. пособие / Д. А. Крюкова, Л. А. Лысак, О. В. Фурса; под ред. Б. В. Кабарухина. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2022. – 606 с. (Среднее медицинское образование) - ISBN 978-5-222-35341-7. - Текст: электронный // ЭБС "Консультант студента": [сайт]. - URL: https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785222353417.html
СПАСИБО
ЗА
ВНИМАНИЕ!