Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Саткинский медицинский колледж»
Электронная методическая разработка
учебного занятия
На тему: « Основные закономерности роста и развития человека первого года жизни»
ПМ 03 Проведение мероприятий по профилактике неинфекционных и инфекционных заболеваний, формированию здорового образа жизни
МДК 03.01 Здоровый образ жизни
Специальность: 34.02.01 Сестринское дело
Сатка, 2024
Актуальность темы
Понятие роста и развития. Процессы роста и развития являются общебиологическими свойствами живой материи. Рост и развитие человека, начинающиеся с момента оплодотворения яйцеклетки, представляют собой непрерывный поступательный процесс, протекающий в течение всей его жизни. Процесс развития протекает скачкообразно, и разница между отдельными этапами, или периодами, жизни сводится не только к количественным, но и качественным изменениям. Наличие возрастных особенностей в строении или деятельности тех или иных физиологических систем ни в коей мере не может являться свидетельством неполноценности организма ребенка на отдельных возрастных этапах. Именно комплексом подобных особенностей характеризуется тот или другой возраст.
Под развитием в широком смысле слова следует понимать процесс количественных и качественных изменений, происходящих в организме человека, приводящих к повышению уровней сложности организации и взаимодействия всех его систем. Развитие включает в себя три основных фактора: рост, дифференцировку органов и тканей, формообразование (приобретение организмом характерных, присущих ему форм)
Содержание
- Цели учебного занятия
- Методы обучения и методические приемы
- Осваиваемые профессиональные компетенции
- Междисциплинарные связи
- Хронологическая карта практического занятия
- Контроль исходного уровня знаний
- Учебный материал
- Контролирующий блок
- Протокол учебного занятия
- Домашнее задание
- Список использованной литературы
Цели занятия
1Учебные дидактические цели:
– организовать деятельность студентов по изучению и закреплению знаний по профилактике заболеваний;
– закрепить знания изученной темы;
– систематизировать знания по данной теме.
2. Развивающие цели:
– способствовать развитию умения правильно обобщать данные и делать выводы;
– самостоятельной работы;
– творческих способностей личности;
– умение обучать пациента медицинским знаниям;
– коммуникативность и умение работать в сотрудничестве.
3. Воспитательные цели:
– стремиться воспитать у студентов чувства ответственности к индивидуальному здоровью и здоровью окружающих людей.
Тип занятия: практическое занятие.
Место проведения: кабинет доклинической практики ГБПОУ «Саткинский медицинский колледж» №12.
Количество часов: 180 минут.
Материальное обеспечение учебного занятия:
1. Методическая разработка учебного занятия « Здоровье и образ жизни» (для преподавателя).
2. Учебно-методическая разработка учебного занятия « Здоровье и образ жизни » (для студентов).
3. Ноутбук, проектор, экран, доска, мел.
4. Фронтальный опрос (задание на раздаточном материале).
5. Тестовые задания.
6. Карточки с заданиями для студентов (ситуационные задачи).
Методы обучения и методические приемы
Метод
Основное назначение
Объяснительно-иллюстративный;
Облегчить восприятие и осмысление изучаемого материала
Уровни усвоения
Репродуктивный
Приемы
Воспроизведение
Частично-поисковый
Формирование умений и навыков
Создание проблем для самостоятельного поиска решения студентов
использования полученных знаний
Рассказ, беседа, презентаций
Умения и навыки
Воспроизведение
Проблемный метод
Умения и навыки
Решение типовых задач, тестов, выполнение практических заданий по заданному алгоритму
Воспроизведение
С помощью ситуационной задачи создается ранее не знакомая для студента проблема, которую он должен решить, опираясь на свои раннее полученные знания
Умения и навыки
Эвристическая беседа, обобщение
Воспроизведение
Умения и навыки
Решение ситуационных задач
Профессиональные компетенции
ПК 3.1.
Консультировать население по вопросам профилактики заболеваний
ПК 3.2.
Пропагандировать здоровый образ жизни
ПК 3.3.
Участвовать в проведении профилактических осмотров и диспансеризации населения
ПК 3.4.
Проводить санитарно-противоэпидемические мероприятия по профилактике инфекционных заболеваний
ПК 3.5.
Участвовать в иммунопрофилактике инфекционных заболеваний
В соответствии с новыми образовательными стандартами после изучения материала студенты должны:
Знать:
- информационные технологии;
- организационные формы, методы и средства санитарного просвещения населения;
- правила проведения индивидуального и группового профилактического консультирования, современные научно обоснованные рекомендации по вопросам личной гигиены, рационального питания, планирования семьи, здорового образа жизни, факторов риска для здоровья;
- заболевания, обусловленные образом жизни человека;
- принципы здорового образа жизни, основы сохранения и укрепления здоровья;
- факторы, способствующие сохранению здоровья; формы и методы работы по формированию здорового образа жизни;
- программы здорового образа жизни, в том числе программы.
Уметь:
- проводить индивидуальное (групповое) профилактическое консультирование населения о факторах, способствующих сохранению здоровья, факторах риска для здоровья и мерах профилактики предотвратимых болезней;
- формировать общественное мнение в пользу здорового образа жизни и мотивировать пациентов на ведение здорового образа жизни;
- информировать население о программах снижения веса, потребления алкоголя и табака, предупреждения и борьбы с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ;
- проводить разъяснительные беседы на уровне семьи, организованного коллектива о целях и задах профилактического медицинского осмотра, порядке прохождения диспансеризации и ее объеме, в том числе беседы с несовершеннолетними в образовательных организациях; -проводить доврачебный профилактический осмотр с целью выявления факторов риска развития заболевания
Междисциплинарные связи
1 Предшествующие:
– информационные технологии в профессиональной деятельности;
– гигиена;
– основы патологии.
2 Сопутствующие:
– ПМСП.
– здоровый образ жизни и профилактика заболеваний в разные возрастные периоды.
3 Последующие:
– государственная итоговая аттестация;
– первичная аккредитация;
– первичная специализированная аккредитация.
Хронологическая карта практического занятия
1. Организационный момент – 10 минут.
2. Изложение темы, цели и плана занятия – 10 минут
3. Фронтальный опрос – 10 минут.
4. Эвристическая беседа – 105 минут.
5. Самостоятельная работа студентов (тестированный контроль, решение клинических задач) – 30 минут.
6. Подведение итогов занятия, выставление оценок – 10 минут.
7.Задание на дом – 5 минут.
Этапы планирования занятия
Этапы
занятия
Деятельность преподавателя
1.Организационный момент
2. Изложение темы, цели и плана занятия.
Приветствие. Внешний вид. Готовность кабинета. Отмечает отсутствующих. Проверяет готовность группы к занятию.
Деятельность
Мотивация
учащихся
Сообщает тему и ее значимость, поясняет стратегию занятия, отвечает на вопросы студентов
3.Предлагает ответить на вопросы, проводит инструктаж (Приложение 1).
Отвечает староста подгруппы. Слушают преподавателя, готовятся к занятию.
Время
Организует и дисциплинирует учащихся, воспитывает аккуратность, ответственность учащихся, самоконтроль.
Слушают, записывают тему в тетрадь
Проводит контроль за индивидуальным выполнением задания (Приложение 1).
Данный этап организует диалог с обучающимися, в ходе которого формулирует некоторые задачи урока, составляет совместно с обучающимися план занятия
Делают задание.
10 мин.
10 мин.
Проводят оценку своих ответов (%).
Закрепить знания: выявить уровень теоретических знаний, оценить степень подготовки к занятию.
10 мин.
Фронтальный опрос
1. Грудной (младенческий) возраст продолжается ?
2. Перечислите безусловные рефлексы новорожденного?
3. Перечислите последовательность компонентов режима дня в грудном возрасте .
4. Периоды бодрствование до года.
5. Противопоказания к кормлению грудью (со стороны ребенка).
кормление бодрствование сон до следующего кормления. 4) Бодрствование: - к 3 месяцам ребенок может бодрствовать до 1,5 часов; - к 1 году - до 3 часов; к 3-м годам - до 5,5-6 часов. 5) Противопоказания к кормлению грудью (со стороны ребенка): Фенилкетонурия. Галактоземия. " width="640"
Эталоны ответов к Фронтальному опросу
1)Грудной (младенческий) возраст продолжается с 29-го дня жизни до 1 года.
2) Безусловные рефлексы новорожденного:
- стойкие пожизненные автоматизмы (глотательный, мигание глаз).
- физиологические рефлексы новорожденного выявляются только в первые месяцы жизни и затем исчезают (хватания, обхватывания, автоматизма ходьбы, автоматизма ползанья).
3) Чередование, последовательность компонентов режима дня в грудном возрасте:
пробуждение кормление бодрствование сон до следующего кормления.
4) Бодрствование:
- к 3 месяцам ребенок может бодрствовать до 1,5 часов;
- к 1 году - до 3 часов;
- к 3-м годам - до 5,5-6 часов.
5) Противопоказания к кормлению грудью
(со стороны ребенка):
- Фенилкетонурия.
- Галактоземия.
Основы формирования здоровья у детей первого года жизни
Грудной (младенческий) возраст продолжается с 29-го дня жизни до 1 года. Характеризуется очень интенсивным обменом веществ, бурным ростом (масса + 7 кг, длина + 20-25 см) и активным психомоторным развитием.
Безусловные рефлексы новорожденного:
- стойкие пожизненные автоматизмы (глотательный, мигание глаз).
- физиологические рефлексы новорожденного выявляются только в первые месяцы жизни и затем исчезают (хватания, обхватывания, автоматизма ходьбы, автоматизма ползанья).
Формирование речи обязательно проходит поэтапно :
- коммуникативная улыбка в 1 - 2 месяца;
- «гуление» в 3 - 4 месяца;
- «лепет» в 6 - 7 месяцев;
- с 7 месяцев - понимание речи взрослого.
Режим дня 1
1. Полноценный сон:
- новорожденный в течение дня засыпает от 4 до 11 раз;
- младенец 5-10 месяцев днем спит 3 раза;
- 10 – 18 месяцев - 2 раза;
- с 2-х лет - 1 раз;
- в 3 года ребенок должен спать 11-12 часов в сутки, после 4-х лет дневной сон сохраняется не у всех детей;
- в пубертатном возрасте сон должен быть не менее 8 часов в сутки.
2. Бодрствование:
- к 3 месяцам ребенок может бодрствовать до 1,5 часов;
- к 1 году - до 3 часов;
- к 3-м годам - до 5,5-6 часов.
кормление бодрствование сон до следующего кормления. " width="640"
3. Чередование, последовательность компонентов режима дня в грудном возрасте:
пробуждение кормление бодрствование сон до следующего кормления.
Женское молоко в первые 2-3 дня называется молозиво, на 3-4 день – молозивное молоко, с 4-5 дня переходное молоко и со 2-3 недель зрелое молоко.
Молозиво - желтого цвета, содержат много белка, жирорастворимые витамины (А, Е, К), содержится много минеральных солей в нем высокий уровень антител, иммуноглобулина и других значимых факторов.
Зрелое молоко – имеет относительно постоянный состав.
Значение грудного кормления для ребенка
1. Пищевая ценность грудного молока – в нем содержится более 40 жизненно необходимых компонентов.
2. Иммунологическое значение.
3. Регуляторная функция – принимает участие в управлении ростом и развитии ребенка.
4. Эмоциональный фактор.
Значение кормления для матери
1. Идет гормональная перестройка организма, вероятность раковых заболеваний снижается на 30%.
2. При раннем прикладывании ребенка к груди у женщины быстрее сокращается матка.
3. Формируется контакт между матерью и ребенком.
Противопоказания к кормлению грудью
(со стороны женщины):
- ВИЧ инфекция.
- Вирусные гепатиты В, С, Д.
- Активная форма туберкулеза.
- Сифилис (заражение в 3 триместре беременности).
- Злокачественные опухоли.
- Сердечно-сосудистые, почечная, печеночная недостаточность.
- Тяжелая форма заболевания крови.
- Сахарный диабет.
- Острые психические расстройства.
Противопоказания к кормлению грудью
(со стороны ребенка):
- Фенилкетонурия.
- Галактоземия.
Расчет количества молока
Для доношенных новорожденных: Первые 10 дней суточное количество молока рассчитывается по формуле Финкельштейна:
- Если вес ребенка при рождении меньше 3200, то Х=70*н
- Если вес ребенка при рождении больше либо равен 3200, то Х=80*н , где н возраст ребенка в днях.
Если старше 10 дней используют объемный способ:
С 10 дней до 6 недель – 1\5 от веса
С 6 недель до 4 мес – 1\6 от веса
С 4 мес до 6 мес – 1\7 от веса
Старше 6 мес – 1\8 от веса
Суточное количество до 1 года должно быть не больше одного литра .
Для недоношенных: при 3-4 степени недоношенности ребенка кормят грудью 8-10 раз в сутки. При 1-2 степени недоношенности кормление по требованию или 7 раз в сутки.
После 10 дней объёмный способ – 10-14 дней 1\7 от веса
14-21 день – 1\6 от веса
С 3 недель до 3 мес – 1\5 от веса
С 3 мес – как у доношенных.
4 мес – СОК.
4,5 месяца – ФРУКТОВОЕ ПЮРЕ.
5 месяцев – ВВОДИТСЯ ПЕРВЫЙ ПРИКОРМ.
6 месяцев – ВВОДЯТ 2 ПРИКОРМ – МОЛОЧНАЯ КАША.
8 месяцев – 3 ПРИКОРМ – рекомендуется цельное молоко или кефир.
10 месяцев – 4 ПРИКОРМ – цельное молоко или кефир
Рыба с 5 гр к концу года 50 гр. Из фарша готовят паровые котлетки.
12 месяцев – 5 ПРИКОРМ – цельное молоко и кефир.
В 1 год мама может отучать ребенка от груди, но рекомендуется кормить до 1,5-2 лет.
Отлучать от груди не рекомендуется:
1. когда ребенок болеет;
2. летом.
Искусственное вскармливание.
Показание :
1. Отсутствие грудного молока у женщины.
2. непереносимость грудного молока.
3. если у матери абсолютные противопоказания кормления грудью .
Классификация молочных смесей:
1 по цели:
-простые – для вскармливания здоровых детей
- лечебные – для питания во время болезни.
2 по составу:
- адаптированные – приближенны по составу к грудному молоку
- частично адаптированные – частично приближенные по составу к грудному молоку
- не адаптированные – резко отличаются по составу от грудного молока.
Пресные. Применяют при резком переходе от естественного к искусственному вскармливанию.
Различают:
- Смесь №1 (А) – состоит из 1\3 молока, 2\3 слизистого отвара, 5% сахара. Это смесь практически не применяется, т.к она бедна молоком.
- Смесь №2 (Б) – 1\2 молока, 1\2 слизистого отвара, 5% сахара
- Смесь №3 (В) – 2\3 молока, 1\3 слизистого отвара, 5% сахара. Применяется до 3 – 4 мес возраста.
С 3-4 мес дают цельное не разведенное молоко – смесь №4, добавляют 5% сахара.
В качестве слизистого отвара можно использовать рисовый отвар – рекомендуется при жидком стуле, овсяный отвар – при запорах, гречневый отвар при нормальном стуле.
Кислые.
Кефир.
Биолакт.
ЛЕЧЕБНИЕ смеси. Назначают по показаниям не длительно, на период болезни ребенка. К ним относятся:
- Кефир
- Смесь Пахтанье – содержит много белка, много солей, мало жира. Показание при заб ЖКТ.
- Смесь Творис – используется при гипотрофии, для питания ослабленных и недоношенных детей.
- Смесь обогащенная углеводами – показана при интоксикациях.
- Смесь обогащенная жирами – при гипотрофии.
- Смесь обогащенная белками – ослабленным и недоношенным детям.
Контролирующий блок
Задачи
1.Ребенок родился с массой 3000 гр, рост 50 см. Определить Должностной вес и должностной рост у данного ребенка в 5 месяцев?
2.Ребенок родился с массой 3300 гр, рост 51 см. Определить Должностной вес и должностной рост у данного ребенка в 9 месяцев?
3.Ребенок родился с массой 2900 гр, рост 49 см. Определить Должностной вес и должностной рост у данного ребенка в 2,5 месяцев?
4.Ребенок родился с массой 3400 гр, рост 56 см. Определить Должностной вес и должностной рост у данного ребенка в 8,5 месяцев?
.
5.Ребенок родился с массой 3100 гр. Ему 5 месяцев, его настоящий вес 5200. Определить диагноз?
6.Ребенок родился с массой 3200 гр. Ему 3 месяца. Вскармливание искусственное. Составьте меню?
Эталон ответа к решению задачи
1)Ребенок родился с массой 3000 гр, рост 50 см. Определить Должностной вес и должностной рост у данного ребенка в 5 месяцев?
Ответ: Д.в =3000+3650= 6650 гр Д.р = 50+13= 63 см.
2)Ребенок родился с массой 3300 гр, рост 51 см. Определить Должностной вес и должностной рост у данного ребенка в 9 месяцев?
Ответ: Д.в =3300+5950= 9250 гр Д.р = 51+20,5= 71,5 см.
3)Ребенок родился с массой 2900 гр, рост 49 см. Определить Должностной вес и должностной рост у данного ребенка в 2,5 месяцев?
Ответ: Д.в =2900+1400+400= 4700 гр Д.р = 49+6+1,25= 56,25 см.
4) Ребенок родился с массой 3400 гр, рост 56 см. Определить Должностной вес и должностной рост у данного ребенка в 8,5 месяцев?
Ответ: Д.в =3400+5450+250= 9100 гр Д.р = 56+19+0,75= 75,75 см .
5)Ребенок родился с массой 3100 гр. Ему 5 месяцев, его настоящий вес 5200. Определить диагноз?
Ответ: Д.в =3100+3650= 6750 гр Деф. Вес = 6750-5200= 1550 гр. Диагноз: Гипотрофия .
Д.в =
6) Ребенок родился с массой 3200 гр. Ему 3 месяца. Вскармливание искусственное. Составьте меню?
Д.в.=3200+2200=5400 гр Сут. V=5400: 1\6 = 900 гр Раз. V=900:6= 150 гр.
Меню: Продукты - Молочная смесь «Нутрилак», фруктовый сок яблочный 30 гр, яичный желток 1\4, фруктовое пюре 30 гр. 6:00 – Молочная смесь «Нутрилак» - 150 гр 9:30 – Молочная смесь «Нутрилак» 120 гр, фруктовое пюре 30 гр 13:00 - Молочная смесь «Нутрилак» 120 гр, яичный желток 1\4, фруктовый яблочный сок 30 гр.
16:30 - Молочная смесь «Нутрилак» 150 гр 20:00 - Молочная смесь «Нутрилак» 150 гр 23:30 - Молочная смесь «Нутрилак» 120 гр
Тестовые задания :
1. В 11 мес. здоровый ребенок получает пищи не более: а) 500 мл; б) 1000 мл; в) 1500 мл; г) 2000 мл.
2. В 3 месяца ребенок получает питание по объему равное: а) 1/ 5 массы тела; б) 1/6 массы тела; в) 1/7 массы тела; г) 1/8 массы тела.
3. Доношенный ребенок в 1 мес. жизни получает количество молока, равное:
а) 1/5 массы тела; б) 1/6 массы тела; в) 1/7 массы тела; г) 1/8 массы тела.
4. В молозиве больше, чем в зрелом молоке матери а) белка; б) солей; в) витаминов; г) все выше перечисленное верно.
5. Молозиво выделяется у матери до: а) 3-4 дней; б) 5-7 дней; в) двух недель; г) месяца.
6. Рост доношенного ребенка за 1-й год жизни увеличивается в среднем
на:
а) 5 см; б) 10-20 см; в) 20-25 см; г) 30 см.
7. У детей на грудном вскармливании основная флора в кишечнике: а) бактерия бифидум; б) кишечная палочка; в) стафилококк; г) все выше перечисленное.
8. Продолжительность грудного вскармливания:
а) 1 год;
б) 5-6 месяцев;
в) до 3х лет;
г) 1,5-2 года.
9. Первый прикорм здоровому ребенку при естественном вскармливании вводят в возрасте:
а) 3-х мес. б) 5-ти мес. в) 6-ти мес. г) 7-ми мес.
10. Смесь "Нутрилон" – это: а) кисломолочная; б) адаптированная; в) неадаптированная; г) соевая.
11. Из питания кормящей матери необходимо исключить: а) лук; б) чеснок; в) черный кофе; г) все выше перечисленное.
12. Противопоказания к кормлению грудью со стороны матери являются:
а) острые психические расстройства;
б) вирусные гепатиты В, С, Д;
в) активная форма туберкулеза;
г) все выше перечисленное верно.
13. Противопоказания к кормлению грудью у ребенка являются: а) насморк; б) нарушения мозгового кровообращения ребенка, галактоземия; в) гиперактивность; г) мочекислый инфаркт.
14. Третий прикорм ребенок получает в возрасте: а) 1 мес. б) 5 мес. в) 6 мес. г) 8 мес.
15. Кефир вводится в питание ребенка не ранее:
а) 6 месяцев;
б) 7 месяцев;
в) 8 месяцев;
г) 9 месяце.
16.Гипогалактия – это:
а) отсутствие деятельности молочных желез в период лактации;
б) понижение секреторной деятельности молочных желез в период лактации;
в) избыток деятельности молочных желез в период лактации;
г) временное отсутствие деятельности молочных желез в период лактации.
17. Исключительно грудное вскармливание – это:
а) грудное вскармливание без докармливания другой едой или допаивания;
б) кормление ребенка грудным молоком в любом сочетании с адаптированной молочной смесью;
в) кормление ребенка детскими молочными смесями;
г) грудное вскармливание с допаиванием водой.
18. Искусственное вскармливание – это:
а) грудное вскармливание с допаиванием водой;
б) кормление ребенка только детскими молочными смесями;
в) грудное вскармливание без докармливания другой едой или допаивания;
г) кормление ребенка грудным молоком в любом сочетании с адаптированной молочной смесью.
19. Продукты первого прикорма:
а) фрукты;
б) вода;
в) мясо;
г) овощи.
20. Доношенный ребенок в 5 мес. жизни получает количество молока, равное:
а) 1/5 массы тела; б) 1/6 массы тела; в) 1/7 массы тела; г) 1/8 массы тела.
Эталон ответа на тестовые задания :
1 – б
2 – б
3 – а
4 - г
5 – а
6 – б
7 – а
8 – г
9 – б
10 – б
11 – г
12 – г
13 – б
14 – г
15 – в
16 – б
17 – а
18 – б
19 – г
20 – в
Протокол учебного занятия
ФИО
1.
Контроль исходного уровня знаний
Обсуждение темы занятия
2.
Решение
3.
задач
Решение тестового задания
4.
Итог
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Домашнее задание
Выучить лекцию
« Здоровье и образ жизни»
Учебник:
Двойников, С. И. Проведение профилактических мероприятий : учебное пособие / С. И. Двойников и др.; под ред. С. И. Двойникова. - 2-е изд. , перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2020. – 480 с. - ISBN 978-5-9704-5562-3. - Текст: электронный // ЭБС "Консультант студента": [сайт]. - URL: https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970455623.html
Список использованных источников
Основная:
1.Двойников, С. И. Проведение профилактических мероприятий : учебное пособие / С. И. Двойников и др.; под ред. С. И. Двойникова. - 2-е изд. , перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2020. – 480 с. - ISBN 978-5-9704-5562-3. - Текст: электронный // ЭБС "Консультант студента": [сайт]. - URL: https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970455623.html (дата обращения: 04.05.2023). - Режим доступа: по подписке.
Дополнительная:
Крюкова, Д. А. Здоровый человек и его окружение: учеб. пособие / Д. А. Крюкова, Л. А. Лысак, О. В. Фурса; под ред. Б. В. Кабарухина. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2022. – 606 с. (Среднее медицинское образование) - ISBN 978-5-222-35341-7. - Текст: электронный // ЭБС "Консультант студента": [сайт]. - URL: https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785222353417.html
СПАСИБО
ЗА
ВНИМАНИЕ!