СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Электронно-образовательный ресурс. "Особенности свадебного обряда и жанровое своеобразие свадебной обрядовой поэзии с.Веселое Белгородской области второй половины 19 и начала 20-го века".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект создан на краеведческом материале. В нем исследуются  особенности свадебного обряда и жанровое своеобразие свадебной обрядовой поэзии с.Веселое Белгородской области Красногвардейского района второй половины 19 и начала 20-го веков. Материал может быть полезен учителям и учащимся на уроках по родной литературе и на уроках истории.

Просмотр содержимого документа
«рабочая тетрадь»

Департамент образования Белгородской области

ОГАОУ ДПО «Белгородский институт развития образования»





Изобразительное искусство

Рабочая тетрадь для учащихся 5-7 классов

НАРОДНЫЙ СВАДЕБНЫЙ КОСТЮМ

(На материале костюма с. Веселое Белгородской области)



Составитель: Исаенко Лариса Ивановна

Учитель МБОУ «Веселовская СОШ»



Дорогие друзья!

Работая в этой тетради, вы узнаете особенности свадебного костюма

с. Веселое Красногвардейского района Белгородской области. Вам предстоит выполнить интересные творческие задания, ответить на вопросы, расширить свой словарный запас.

Я, автор рабочей тетради, надеюсь, что работа будет для вас познавательной и интересной.

Желаю вам удачи и творческого вдохновения!









Занятие 1


Свадебный костюм с.Веселое Белгородской области отличается от народного костюма нашей области. Это обусловлено историческими особенностями заселения местности.

Сказывается большое влияние украинской культуры, так как население села является потомками украинских крестьян, бежавших из-под гнета польских панов.

Главный мотив вышивки – ромбы, квадраты, розетки, треугольники. Элементы, составляющие мотив узоров, имеют древнейшее происхождение и являются знаками – оберегами.


Рассмотрите образцы вышивки женских понев-плахт. Какие знаки-символы присутствуют в них?



__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2

Как называлась поясная одежда замужних женщин? Напишите название.



Какие три вида понев были у женщин с.Веселое? Как они назывались? Дайте краткую характеристику каждому виду. Картинки вам помогут в этом.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________









Задание 3

Выполни творческое задание. Раскрась элементы женского и мужского костюма, учитывая все особенности костюма с.Веселое Белгородской области. Для работы воспользуйся предложенным тебе планом.

План работы

1. Подготовь рабочее место.

2. Раскрась элементы женского и мужского костюма красками или карандашами.

3. Вспомни, какие цвета преобладают в орнаменте , чем украшался подол рубахи (кошули).

4. Убери за собой рабочее место.

Занятие 4

Назови детали женского костюма. Подпиши их названия.







Прямая со стрелкой 35 Прямая со стрелкой 35 Прямая со стрелкой 35 Прямая со стрелкой 35 Прямая со стрелкой 35 Прямая со стрелкой 35 Прямая со стрелкой 35

















Задание 5

Рассмотри внимательно образец вышивки женского костюма.

Выполни образец узора сначала карандашом, а затем в цвете.












































































Задание 6

Рассмотри внимательно картинку и определи, какая деталь костюма являлась оберегом, защищающим человеческое тело? Запиши свой ответ.









______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





Задание 7

Определи жанр обрядовой поэзии. Свой ответ запиши в таблицу.

1. Свэтылочка коса

Найилася проса

По двору спотыкается,

З рота просо высыпается.

2. Ой, бояры, боярочкы,

Сидайтэ на лавочкы.

Пускайтэ свого пана

До нашой поняночкы.

3. Матэ Иванко родыла,

Сонычком обгородыла,

Мисяцем подпырызала,

За Марусею выпроважала.

4. Дала мэни ридна матэ

Било лычко, чорны бровы,

Та не дала мэни ридна матэ

Не счастя, не доли.

Було б тэби, моя матэ,

Цых брив не доваты,

А було б тэби, моя матэ,

Счастя, долю даты.

1

2

3

4











Просмотр содержимого документа
«свадебный обряд села Веселое»

- 18 - Исаенко Лариса Ивановна



Областное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного образования «Белгородский институт развития образования»





Особенности свадебного обряда и жанровое своеобразие свадебной обрядовой поэзии с.Веселое Белгородской области второй половины 19 и начала 20- го века.









Выполнила: Исаенко Лариса Ивановна

учитель изобразительного искусства

МБОУ «Веселовская СОШ»

Красногвардейского района

Белгородской области










2015


СОДЕРЖАНИЕ

Введение --------------------------------------------------------------------------3

Глава I. Развитие, перемещение и утрата различных

обрядовых моментов свадьбы в период второй половины

19 и начала 21-го веков.--------------------------------------------5

Глава II. Жанровое своеобразие свадебной обрядовой

поэзии и особенности свадебного обряда с.Веселое

Белгородской области второй половины19 и начала

20-го века---------------------------------------------------------------9

Заключение -----------------------------------------------------------------------16

Список используемой литературы-------------------------------------------18
































ВВЕДЕНИЕ


Соблюдение обряда, определенного ритуала является неотъемлемой частью жизни русского народа, особенно когда это касается семейных отношений.

Самыми значительными во всей народной обрядности и по их продолжительности (могли длиться в течение 2-3 недель) считаются свадебные обряды.

Несомненно, что в свадебной обрядности яркое отражение получили особенности крестьянского мировосприятия.

Однако свадьба является не только фактом этнографии, но и явлением народной поэзии, пронизанным различными жанрами фольклора.

Традиционный народный свадебный обряд принадлежит к наиболее сложным и древним памятникам русского фольклора.

Он отражал трудовой и общественный быт, народную мифологию, языческие пережитки. «Исследователи по всей справедливости называют очень сложным и очень красивым спектаклем, длившимся несколько дней. Причем в этом спектакле ничего не делалось «просто так»: любое движение или слово, любая деталь одеяний были исполнены глубокого смысла – смысла зачастую очень древнего, уходящего корнями в язычество». [8:93]

В данной работе свадебный обряд рассмотрен как продукт длительного исторического развития. Самые древние его традиции восходят к эпохе существования родового строя, а новейшие осложнены влиянием близких нам исторических эпох.

Первые упоминания об этом обряде мы встречаем в историческом памятнике второй половины 11 века «Правилах митрополита Иоана», где упоминается об отсутствии церковного венчания у простого народа. Но о самом обычае говорится мало.

В середине 13 века уже находим свидетельства существования основной свадебной терминалогии. В «Слове о полку Игореве» находим термины «свадебный пир», «сваты».[9: 140] Это говорит о том, что обряд сложился у великорусов к середине 14 века.

Выбор темы не случаен. С изменением общественного сознания, культурных, экономических, политических воззрений народа вопрос об изменении и сохранении традиций очень актуален.

В работе рассмотрен вопрос об изменении ритуала и жанрового своеобразия традиционной крестьянской свадьбы на рубеже 19 – 20 веков.

В качестве источников были привлечены работы советских и современных ученых этнографов и фольклористов. Проводился опрос представителей старшего поколения жителей села Веселого.

Указанные источники позволили исследовать процессы, происходящие в свадебном обряде, начиная с середины 19 века до начала 20 века.

ЦЕЛЬЮ исследования стало изучение и анализ изменений обрядовой поэзии, ее жанровое своеобразие в определенной местности, начиная с середины 19 века до начала 20 века.

В связи с этим в работе были поставлены следующие ЗАДАЧИ:

1) Определить жанровый состав обрядового цикла.

2) Отметить различные варианты жанров обряда в прошлом.

3) Выявить этапы свадебного обряда и сопутствующие им жанры обрядовой поэзии








































ГЛАВА I. РАЗВИТИЕ, ПЕРЕМЕЩЕНИЕ И УТРАТА РАЗЛИЧНЫХ ОБРЯДОВЫХ МОМЕНТОВ СВАДЬБЫ С СЕРЕДИНЫ

19-ГО И НАЧАЛА 20-ГО ВЕКОВ.


ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ТРАДИЦИОННОГО СВАДЕБНОГО ОБРЯДА


Важнейшим моментом человеческой жизни является свадьба. Этот обряд наиболее полно представлен. Со свадьбой человек связывал и связывает мысли о продолжении рода, непрерывности бытия, о создании семьи. Человек этот шаг совершал единственный раз в своей жизни.

Традиционная крестьянская свадьба игралась, т.к. это сложное, состоящее из нескольких частей драматическое действие.

Основной особенностью фольклора Э.В.Померанцева считает то, что «при постоянном движении, постоянной изменяемости, в результате чего у нас нет двух абсолютно совпадающих текстов, в нем сохраняется инвариантная основа, несущая в себе такие черты, которые дают возможность говорить об особенностях отдельных сюжетов и образов фольклора, рассматривать их в совокупности множества трансформаций». [5: 285]

Рассматривая в данной работе особенности свадебной обрядности в Белгородской области, прежде всего, отметим некоторую обрядовую особенность, характерную для русской свадьбы вообще. Традиционно она включает три этапа: предсвадебный, свадебный, послесвадебный. Каждый этап имеет свои моменты свадебной игры.

Основные моменты этой игры, во второй половине 19 века возможно было наблюдать, в основном, в сельской местности. Скорее всего, это связано с близостью к народным традициям. Ведь по своей сути сельские люди остаются крестьянами. Здесь наблюдается преемственность поколений. Старшие передают свои знания младшим.


Предсвадебный этап.

Предсвадебный этап включал в себя сватовство, смотрины, сговор, девичник. Любая свадьба начинается со сватовства. Действующими лицами этого момента были и есть, прежде всего, сваты, родители невесты и жениха, крестные, жених и невеста. Входя в дом, сваты начинали словесную игру – говорили слова загадки.. Начинали разговор с традиционных форм-вступлений: «У вас – товар, у нас – купец, давайте торговаться ».

Сватов встречали хлебом-солью. Они продолжали игру слов-загадок. «У нас есть голубь, а у вас голубка. Наш голубь летает к вашей голубке. Может, мы их соединим?». После словесных баталий родители жениха просили выйти невесту. Так начинались смотрины. В сельской местности существовала устная договоренность о приданном в момент «рукобития» или называли это еще «заручинами» [3: 472]. Это был символический акт, закрепляющий договор о свадьбе, так называемый сговор, который оставался одним из важных. Сговор в городе носил название помолвки, где происходило дарение кольца невесте и официальное знакомство родителей. В сельской местности требовалось обязательное присутствие близких родственников, благословление молодых иконой, «обмен хлебом и солью». [3:472] Сговор чаще всего заканчивался «пропоем»[3; 472] невесты, который иногда продолжался и на следующий день. По имеющимся у нас материалам, обряд «пропивания невесты» [3:472] сохраняется и сейчас, но, как правило, длится не более одного дня. Таким образом, помолвка в городской среде и сговор в сельской приобретали общественную огласку.

Следующий момент предсвадебного этапа – девичник. Проходил он в последний день предсвадебной недели. В настоящее время этот этап переживает возрождение после долгого отсутствия в свадебной церемонии. Здесь происходило покрывание невесты «красотой». В селе Веселое она представляла собой белое полотенце с кружевной прошивкой, которую делала сама невеста. При этом действии не исполнялись обрядовые песнопения, а устраивались различные игры. В сельской местности девичник присутствовал как ритуал обязательно. Невеста последний раз должна была провести ночь с подругами. Подружки расплетали невесте косу и «в последний раз заплетали ее по-девичьи»[7:125], при этом «исполнялись причитания» [1: 97] и другие обрядовые песни. На этом предсвадебный этап завершался и начинался свадебный.


Свадебный этап


Свадебный этап включал в себя венчание, свадебный поезд, свадебный пир, поздравления молодых и обряд проводов молодых к брачному ложу.

Венчание как самый важный обряд проник раньше в княжеско-боярскую среду еще в 19 веке и сохранялся до начала 20-х годов 20 века. В этот период в противовес церковному венчанию и традиционному свадебному ритуалу появляется регистрация гражданского брака в ЗАГСе, за которым признавалась и признается юридическая сила и по сей день. На современном этапе церковный обряд венчания снова входит в свадебный ритуал.

До нас дошел и обычай составлять свадебный поезд. В городской среде обычно собирали два поезда. Жених и невеста ехали порознь на регистрацию брака. Отсутствуют обряды, связанные с проездом жениха. В селе такой поезд был один, но молодые ехали регистрировать брак в разных средствах передвижения. В сельской местности сохраняется обряд преграждения пути жениху, запирание ворот в доме невесты, выкуп невесты.

После заключения брака свадебный поезд проезжает по центральным улицам, затем направляется на свадебный пир, который в городах проходил чаще в ресторанах, а в селе в доме жениха. В последние годы проведение свадебного пира в ресторанах все чаще встречается и у жителей сельской местности.

Следующий момент – это обычай поздравления молодых, который характерен и для города, и для села. Угощение гостей в городской среде происходило, в основном, вином и кусочком пряника, тогда как в деревнях предлагали кусочек каравая.

Свадебный стол обязательно должен был содержать несколько видов рыбных и мясных блюд. Среди них особую, вероятно обрядовую, роль играло блюдо из курицы. Этим кушаньем сначала угощали новобрачных и только потом передавали остальным гостям. По народным поверьям курица, так же как и яйцо, заключала в себе скрытые силы, способные оказывать положительное влияние на продолжение рода. Считалось, что, съедая мясо курицы, новобрачные приобщаются к ее плодовитости.

В конце свадебного пиршества у горожан было принято подавать большой круглый яблочный пирог. В деревенской среде этот вид угощения долгое время отсутствовал вообще и появился лишь в последнее 20-летие 20-го века. Со временем праздничный пирог заменили тортом, который присутствует теперь на любой свадьбе и знаменует собой окончание пиршества.

Ритуал проводов молодых к брачному ложу в городской свадьбе отсутствовал, в то время как в деревенской сопровождался обрядом «мягчения постели», «привязывания молодых к кровати».


Послесвадебный этап


Самое широкое распространение и продолжительный период на этом этапе получила визитная неделя. Она характерна не только для городского населения, но и для сельского. Наряду с этим все чаще встречаются и получают массовое распространение свадебные путешествия новобрачных.


Как видим, на развитие свадебного обряда большое влияние оказывала и продолжает оказывать социальная неоднородность населения. С одной стороны в нем формировались, и этот процесс продолжается, свои обычаи, с другой – происходили утраты и перемещения некоторых свадебных моментов.

Таким образом, современный свадебный обряд формируется под влиянием традиционных свадебных обрядов, носителями которых являются сельские жители. В настоящее время порядок, принятый при гражданской регистрации брака носит деловой и несколько суховатый характер, что мешает ей становиться обрядом и способствует сохранению в быту старых, давно сложившихся обычаев.

Сейчас идет заметное возрождение таких центральных моментов свадебного цикла, как «венчание» и «благословение». Все это долгие годы жило в народе. Но сам свадебный цикл значительно сократился. В современных условиях не находят себе применения такие моменты, как смотрины, торг за приданое. Практически отсутствует традиционное сватовство, поскольку несовместимо с современными взглядами людей. В настоящее время выделяется активная роль молодых людей. Они сами знакомятся, сами решают вопрос о вступлении в брак.

В современных условиях нашли широкое развитие обычаи родственной взаимопомощи.

Наблюдается сохранение свадебных чинов – дружка, подружка (свидетели), младшие помощники.

Развивается обычай составлять свадебный поезд, и обычай проезда по центральным улицам, который теперь включает и новые элементы – посещение и возложение цветов к Вечному огню в честь павших за Родину воинов, поиск семи мостов.

Свадебное застолье включает большее или меньшее число элементов

обрядности, сочетающих в себе традиционные и новые черты: встреча молодых хлебом-солью, обязательность включения в меню блюд из птицы, связывание лентой двух бутылок с вином.

Беднее обычаями и обрядами стал второй день свадьбы. Зачастую он вообще отсутствует. Иногда второй день встречается лишь у той части населения, которая имеет тесные связи с деревней.

В целом же можно сказать, что в настоящее время у населения городского и сельского не только ощущается потребность в свадебном обряде, но и заметно его активное бытование. Обряд этот представляет сплав новых и старых традиционных элементов. Современная свадьба не вылилась в форму единого обряда, а имеет множество вариантов.



























ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ СВАДЕБНОГО ОБРЯДА И ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ СВАДЕБНОЙ ОБРЯДОВОЙ ПОЭЗИИ с.ВЕСЕЛОЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА И НАЧАЛА

20-ГО ВЕКА.


Опираясь на свидетельства уроженцев с.Веселое, его сторожил, попробуем описать и проанализировать особенности свадебного обряда и жанровое своеобразие свадебной поэзии начиная со второй половины 19 и до начала 20-го века.

В этот период любая свадьба начиналась со сватовства, которое содержало все элементы традиционного сватовства. Однако, если когда-то сваты, перевязанные рушниками, с хлебом-солью – символами, подтверждающими их добрые намерения, направлялись в дом невесты на глазах у всей деревни, то в настоящее время этого не увидишь.

Входя в дом невесты, сваты вступали в словесную игру. Их встречали хлебом-солью, затем просили выйти невесту, которая находилась в отдельной комнате и ее не должны были видеть до момента «выхода». «Выход» невесты к сватам в с.Веселое был обязательным элементом сватовства.

Невеста выходила из соседней комнаты, держа в руке тарелку, на которой лежал платок. Она подавала его жениху. Беря платок, жених должен положить на тарелку деньги. Так совершался обряд «продажи» (пропивания) невесты. Если же девушка была не согласна выходить замуж за этого парня, то она «подносила гарбуза» (тыкву) ему. Как видим, в данном случае присутствует сохранение старых традиций украинского народа, так как население с. Веселое по большей своей части имеет украинские корни, что находит отражение и в языке.

Заканчивалось сватовство сговором – договором о свадьбе. После этого обряда было бесчестьем отказаться от женитьбы.

Следующий элемент – девичник. Проходил он в последний день предсвадебной недели. Его называли «досвиток». Здесь же происходило «расплетение» косы и покрывание невесты «красотой». Невеста при этом причитала по своей волюшке:

Ой, матэнько моя,

Теперь я ны твоя.

Теперь я твого зятя,

Кто будэ мэнэ браты.


Подружки ей отвечали:

« мы до тэбэ не самы прийшлы, ты сама нас поклыкала:

Сестрицы-подружки идить до мэнэ в дружки»

В этой песне «повествование ведется в форме монолога, используются обращения, уменьшительно-ласкательные суффиксы» [1:28]: матэнько, сестрицы. Словом, присутствуют черты, характерные для классического варианта причитаний.

На девичнике пели чаще всего грустные песни, т.к. это было прощание невесты с ее вольной жизнью. Эти песни отвечают всем законам песен лирических. Во-первых, «повествование ведется в 3-ем лице единственного или множественного числа, идет рассказ о каком-либо событии».[1: 59] Например:

Ой, да у ворот, ворот,

Ой, да у ворот прытворчастых,

Ой, да у прытворчастых,

Да у других стякольчатых.

Ой, да у других стякольчатых

Да выросла там травушка,

Да выросла, да шелкова.

Ой, да топталы травушку,

Ой, да там топталы шелкову,

Ой, все сваты да свахи.

Ой, да все они богаты.

Да сваталы вони Марусю.

Ой, да много просят прыданого,

Ой, да много просят прыданого:

Да гусака да вот чубатого,

Ой, да гуску рябу,

Ой, да коныка вороного.

Если же невеста выходила замуж не по любви, то пелись лирические песни причитания о несчастной доле:

Дала мэни ридна матэ

Било лычко, чорны бровы,

Та не дала мэни ридна матэ

Не счастя, не доли.

Було б тэби, моя матэ,

Цых брив не доваты,

А було б тэби, моя матэ,

Счастя, долю даты.

«Самый голос этих песен так заунывен, что они скорее плачутся, чем поются» [3;483]

Подружки одевали невесту в свадебный костюм. До начала 20-го века костюм невесты состоял из «кошули» - рубахи, которая длиннее мужской и «шьется из двух частей».[3: 325]. Нижняя часть шилась из более грубой материи. Встречались и «цельные рубахи «додiльнi»[3: 326], именно они считались наиболее нарядными и праздничными. Отличительной особенностью женской рубахи был обычай украшения подола, каймы (пiдподольнiци) рубашки вышивкой, т.к. он был виден из-под верхней одежды. 
Так же украшались и рукава рубахи, особенно в местах соединения рукава с плечом, где полик (уставка) представлял собой чаще вышитый кусок материи четырехугольной формы. 
Широкие рукава рубашки заканчивались манжетой (чохлой) у запястья. 
По издавна заведенному обычаю «девушки до самой свадьбы носили только подпоясанную рубашку» [3: 333-334]; надевание поясной одежды (поневы) связывалось с замужеством и переходом в разряд женщин. 

Понева как общеславянский элемент традиционной одежды, прикрывающая тело женщины сзади и закрепляющаяся на талии, существовала в трех разновидностях этого типа одежды: повседневная и рабочая запаска и дерга, без рисунка и праздничный наряд» [3; 335] в крупную клетку или вышитая в цветочном рисунке - плахта. 

Дерга состояла из трех сшитых длинными сторонами полотнищ, образующих собою полосу ткани в 3 метра шириной и 60-70 см длиной, охватывающую корпус женщины сзади и подвязанную поясом. Поскольку дерга - повседневная одежда, ее шили из черной или неокрашенной ткани, ничем не украшая. 
Запаска отличалась от дерги тем, что к ее верхним углам часто пришивались тесемки, которые завязывались на талии. Обычно носили две запаски, часто - разного цвета: одна (позадниця, задниця) прикрывала туловище сзади, другая (попередниця) - надевалась спереди - ее чаще заменяли передником. Запаску изготовляли из качественной и тонкой шерстяной и однотонной ткани синего, зеленого, красного цвета. 
Плахта как праздничная одежда изготовлялась чаще из ткани клетчатого орнамента; ее вручную вышивали шерстяными или шелковыми нитками. У богатых невест известны плахты, шитые из шелковой материи или из золотой и серебряной парчи.

«Обычно церемония первого надевания поневы совпадает с началом свадебного ритуала». [3: 334]

Обязательной частью любой одежды у жителей с. Веселое был пояс. В мифологическом сознании восточных славян с древних времен он играл роль оберега, защиты человеческого тела. «Нарядные пояса были длиной до 3-4 метров, ими обматывали талию в несколько раз, а концы, завершавшиеся кистями, свешивались до колен или ниже. Невесту подпоясывали вышитым полотенцем – рушником».[3: 354] Кроме этого, наряд новобрачной дополняли вышитая безрукавка и красные сапожки (чоботы).

Волосы невеста заплетала в косу, которую укладывала вокруг головы наподобие венка. И в нее же вплетались живые либо искусственные цветы и разноцветные ленточки, образуя уже цветочный венок, который считался символом непорочности. Так украшала голову девушка в последний раз. Став замужней, она покрывала голову платком, спрятав полностью свои волосы.

Ярким дополнением к женскому костюму были нагрудные украшения из драгоценных камней, стекла, бусы или подвески с монетами - "монисто"

Мужской свадебный костюм представлял собой свободную сорочку с вышивкой красного цвета и шаровары синего или красного цвета, кушак и сапоги. В качестве головного убора часто использовали «брыль». В холодную погоду жених мог надеть безрукавку и войлочную либо меховую шапочку, украшенную искусственными цветами.

Жених забирал невесту утром свадебного дня с «досвиток». Перед тем как ехать за невестой, в доме жениха собирали свадебный поезд. Запрягали тройки, украшали их цветами, лентами, бубенцами. Нетрудно заметить, что эта традиция до сих пор исполняется, только вместо лошадей украшают машины.

Родители жениха давали ему благословление. Жениха принято было засевать зерном и монетами. В настоящее время традиция «засевания» сохранилась. Этот ритуал удовлетворяет определенные эстетические запросы участников свадьбы, своего рода магический обряд, призывающий некие силы, задабривание их, просьба у них счастливой и богатой жизни для молодых.

При «засевании» исполнялись разные песни-приговоры:

Матэ Иванко родыла,

Сонычком обгородыла,

Мисяцем подпырызала,

За Марусею выпроважала.

Перед нами все основные признаки, дающие отнести эту песню к лирическим. «Повествование ведется от 3-го лица, присутствуют синтаксические параллели». [1: 47]

Жених забирал невесту и далее они ехали в церковь венчаться. По дороге туда не исполнялись песни. Они звучали уже после венчания. Песни были самыми разнообразными: лирическими, шуточными. Например:

Схылылася вэрба

До самого корня.

Венчалася Галя

До самого полудня.

Или: А у цэрквы Мыкола

Венчалыся двое.

Двое диток одных литок.

Связаны ручкы до кучечкы.

Пыд вынцем стоялы –

Закон прыймалы.

Из церкви молодые ехали к жениху, где угощали невесту с ее подругами. На все знаки внимания невеста должна была кланяться. Затем молодая с подругами шла к старшей из подруг обедать. При этом она обязана была по пути кланяться всем встречным; жених же оставался дома.

После этого невеста возвращалась в свой дом. Туда же приезжал и жених.

Здесь происходил выкуп невесты, чинились различные препятствия, не позволяющие слишком легко забрать невесту.

Об этом явлении упоминает этнограф А.Терещенко в своей работе «Быт русского народа». Он пишет: « Приезд жениха, стол в доме невесты. Этому моменту свадебной игры свойственны яркие словесные поединки родственников и гостей жениха и невесты, окольные расспросы о здоровье, препятствия, чинимые жениху, требование выкупа в виде сладостей и монет, поиски невесты среди других девушек». [10: 97]

Маленьких детей принято было одевать «ряжеными». Им давались палки, на конце которых закрепляли пучок сена. Этими палками дети били жениха и его дружка, предлагающих им за невесту в виде выкупа конфеты, сладости, монеты.

Этому моменту свойственны величальные песни, которые исполнялись подружками невесты.

Ой, бояры, боярочкы,

Сидайтэ на лавочкы.

Пускайтэ свого пана

До нашой поняночкы.

Или

Нэ стой, зятю, за плычмы,

Нэ лупай очымы.

Кыдай на тарилку

За Галочку – дивку.

Особенности и признаки, позволяющие отнести эти песни к величальным таковы: «исполняются хором, содержат прямые обращения, глаголы 2-го лица». [1: 125]

После выкупа всех родственников, сватов, гостей приглашали за столы. Рассаживались таким образом, чтобы гости со стороны невесты были по одну сторону стола, а со стороны жениха – по другую. Делалось это для того, чтобы во время застолья было удобно дразнить друг друга. Начинали исполнять дразнилки обычно подруги невесты.

Двынулыся сени,

Як бояры силы.

Ще нэ так двынуться,

Як пыва напьються.

На свадьбе дразнили всех: свата, сваху, дружка, подружку и т.д. целью было рассмешить гостей.

1)Свашка нэ лыпашка,

Пышок нэ лыпыла,

Дружок нэ дарыла.

Одну излыпыла, тай ту

Сама зъила

2) Пыд столом калюжа

Туда свыня угрузла.

Свашок подпрягалы,

Тай свыню вытягалы.

3) Свашка маленька,

Головка гладэнька.

Косы с коснычками,

А воши кучечкамы.

Шо ты свашка робыла,

Шо вош нэ побыла.

4) Свэтылочка коса

Найилася проса

По двору спотыкается,

З рота просо высыпается.

5) Светылочка ласа

Вкрала кусок мъяса

За стил захылялася,

Куском запыхалася.

На лицо представлены все признаки «корильных песен, целью которых является создание комическо-сатирического портрета персонажей» [1: 137], принимающих участие в свадебной церемонии. Также исполнялись песни, представляющие собой классические приговоры, основанные на реальных жизненных фактах. Их «приемами являются антитеза, гипербола, синтаксический параллелизм». [1: 158]

1) Боярын кудлатый

До стены прыпъятый.

Гвиздочком прыбытый,

Шоб нэ був сырдытый.

2) Мы до тэбэ нэ прыихалы,

А пешком прыйшлы,

Молодого у мишку прыныслы,

А свашку у корзыни,

Шоб нэ зъилы свыни.

Свэтылочку у колоши,

Шоб нэ зъилы воши.

Далее следовал обряд пришивания жениху “квiтки” (цветка). Этот цветок делали из ленты, которая была вплетена в косу невесты. Это символизировало принадлежность невесты жениху как мужу. Невеста отдавалась окончательно.

Мае, косонька, мае.

У Иванко квитки нымае.

Будэм косоньку трыпаты,

Иванку квиточку шукаты.

Спрашивали в песнях у матери невесты согласия на замужество дочери. Просили иглу с ниткой, чтобы пришить цветок, и если мать давала иглу, то таким образом, подтверждала, что отдает свою дочь.

Дай, матэнько, голку

Та ныточку шолку.

Прышыим квиточку

Молодому зятёчку.

При этом напеве невесту усаживали рядом с женихом. Приближался отъезд в дом жениха. Наставало время шуточных песен в адрес свата – отца невесты, но не с целью посмеяться над ним, а, напротив, задобрить, чтобы он отдал невесту.

У нашего свата

З вэрбы, з лозы хата.

Увесь двир на помости

Звы нас сват в гости.

Мы до тэбэ нэ обидаты,

А мы тэбэ тай и провидаты.

Мы тэбэ нэ обидымо.

Свое возьмымо тай и поидымо.

Только теперь жених забирал невесту из родного дома. Подружки напевали:

Ишлы дружечкы рядочком

По пыд вышнэвым садочком,

Сломылы виточку зэлэную

Выпровожалы Галочку молодую.

Гости со стороны невесты оставались в ее доме и ждали приезда молодых для «одаривания». «Одаривание» невесты происходило в доме жениха. Потом новобрачные возвращались в дом невесты, где «одаривали» жениха родственники невесты. Весь свадебный цикл длился не менее трёх дней. Одним из этапов обряда в селе Веселое было «катание головатых» на другой день свадьбы. Родителей жениха и невесты , а также крестных было принято катать в тележке по улице села. Это игрище можно было наблюдать еще в 80-90 годах 20 века. Кроме этого существовал этап «привоза скрыни» (приданного) невесты. Совершался он в день проведения «девичника». Родственники невесты, главным образом женщины, собирали приданое и везли его в дом жениха. Во время пути было принято исполнять шуточные песни, частушки, сопровождаемые плясками.

Как видим, свадьбам народ придавал глубокий смысл. Традиционный народный свадебный обряд принадлежит к наиболее сложным и древним памятникам русского фольклора. Свадьба является не только фактом этнографии, но и явлением народной поэзии, пронизанным различными жанрами фольклора. В результате исследования пришли к следующим выводам. В период второй половины 19 и начале 20 века свадебный обряд сохранял все этапы и черты традиционной свадьбы. Жанровый состав включал причитания, лирические, величальный песни, что также соответствовало традиционной обрядовой поэзии. В процессе работы были выявлены различные варианты жанровой поэзии. Однако обряд имел и свои определенные моменты для данной местности. Например, последовательность венчания и выкупа невесты. В традиционной свадьбе следовал выкуп и только потом венчание. Присутствие дразнилок как элемент корильных песен не всегда сопутствовал свадебному обряду. Отсутствие рукобития на предсвадебном этапе, визитной недели на послесвадебном являются отличительными чертами обряда села Веселое.












ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящей работе ставилась цель проанализировать процесс изменения этапов традиционного свадебного обряда.

В результате исследования пришли к следующим выводам. Устное народное творчество, родившееся в далекие времена, передававшееся из уст в уста, от одного поколения к другому, продолжает жить и в начале 21-го века и, на наш взгляд, сохранит свои традиции для последующих поколений.

С уверенностью говорить об этом позволяют данные настоящего исследования. Основы свадебного обряда с обязательным приготовлением к нему за несколько месяцев, нарядами для жениха и невесты, распределением ролей между гостями и родственниками дошли до наших дней.

Вместе с тем в работе были выявлены существенные различия в свадьбе

традиционной и свадьбе современной. Несмотря на сохранение основных

этапов, некоторые моменты уходили, а затем вновь возвращались, что повлекло за собой утрату основных жанров свадебной поэзии на современном этапе. С одной стороны в нем формировались свои обычаи, с другой происходила вторичная «социализация» крестьянских свадебных традиций. Обряд за годы многих исторических преобразований прошел сложный путь развития.

В настоящее время идет заметное возрождение таких основных моментов свадебного цикла как венчание и благословение. В связи с этим можно выделить два типа свадеб: 1) с рядом религиозных действий, которых становится все больше; 2) безрелигиозных, ограничивающихся лишь регистрацией в ЗАГСе. Кроме всего прочего, в современных условиях не находят применения такие ритуалы как смотрины или торг за приданое. Практически отсутствует традиционное сватовство.

Но вместе с тем наблюдается возрождение отдельных свадебных чинов – дружки, подружки (свидетели). Продолжает развитие обычай составлять свадебный поезд и обычай кругового объезда. Но многие обычаи не получают поддержки у молодежи и уходят из бытования. Ю.Чурко в статье «Фольклор на сцене» пишет: «Мы можем сколько угодно сожалеть об их (обрядов) былой красоте, но нам не дано воссоздать их бытование в естественных условиях, ибо каждому этапу развития народного сознания сопутствуют свои формы мышления. Народ постоянно перерабатывает формы и отказывается от того, что не приживается в повседневности».

В многовековой истории бытовые условия и жизненный уклад постоянно менялись, однако люди и в новом укладе пользовались, и будут пользоваться языком своей традиции. Новый этаж культурной традиции возводился и возводится без нарушения нижних исторических этажей.

Что-то утрачивается, уходит из бытования, на его месте рождается новое, более приемлемое, современное.

Культура народа накапливается, если она, конечно, подлинная. Только благодаря этому она развивалась и еще живет. Она накапливается по крупицам всем народом. Бесспорно, каждый народ имеет свою древнюю культуру, обычаи, характер, выражающийся в образе жизни, творчестве, а также традиционной одежде. Всё это должно трепетно храниться и передаваться от поколения к поколению. Только так возможно сохранить самобытность, неповторимость и индивидуальность народа.











































СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.


1. Аникин В.П. Календарная и свадебная поэзия. М., 1971.

2. Булгаковский Д.Г. Пинчуки. Этнографический очерк. СПб., 1890. –

Записки РГО по отд. этнографии, т. XIII, вып.3.

3. Зеленин Д.К. Русская этнография. Под ред. К.В.Чистова – М.: Институт

русской цивилизации, 2013.

4. Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество.

Учебное пособие. М., 1983.

5. Померанцева Э.В. О русском фольклоре. М., 1977.

6. Пропп В.Я. Фольклор и действительность. Избранные статьи. – М., 1976

7. Русский народный свадебный обряд. Исследования и материалы. /

Под ред. К.В.Чистова, Т.А.Бернштам. Л., 1988.

8. Семенова М. Быт и верования древних славян – СПб.: Азбука,2000.

9. Слово о полку Игореве – М.: Детская литература, 1972.

10. Терещенко А. В. Быт русского народа. Спб., 1998, ч.1 – 7.

11. Традиции русского фольклора / Под ред. В.П. Аникина. – М., 1986.

12. Чурко Ю. Фольклор на сцене. Клуб и художественная самодеятель-

ность, 1972.
























Просмотр содержимого презентации
«свадебный обряд села Веселое»