Электронное портфолио, как фактор, развивающий
профессиональные компетенции обучающегося
Образование нацелено на подготовку специалистов, которые бы отвечали быстро меняющимся требованиям современного мира и новым инновационным тенденциям. На сегодняшний день особо востребованы именно инновации, то есть внедрение новых методов, форм, технологии в разных областях образования и науки. Необходимость реализации инновационной деятельности, направленная на совершенствование всего образовательного процесса с применением новых технологии и методов обучения привлекло внимание к такой технологии как портфолио, основанного на использовании личностно ориентированного и компетентностного подходов.
Поэтому одной из актуальных тем современного образования является создание портфолио бумажного, а в еще большей мере электронного портфолио учащегося, что обусловлено требованиями действующих сегодня образовательных стандартов. Формированию образовательного портфолио, прежде всего, способствует электронная информационно-образовательная среда каждого конкретного учреждения где обучающийся получает образование по определенной специальности.
Основной целью при создании электронного портфолио, впрочем, как и всякого портфолио является представление результатов, которых добился учащийся во время учебы сочетая учебную деятельность с внеучебной. То есть необходимо рассмотреть достижения в сфере образования за период его обучения и то как умело он совмещал учебу и активно проявлял себя и внеучебное время, то есть насколько умело сочетал повышение и углубление своих интеллектуальных способностей и знаний и общественную деятельность. Также могут быть включены и иные виды деятельности обучающегося, например, спортивная деятельность (участие в соревнованиях, получение спортивной квалификации (разряды и звания), публикации в СМИ о достижениях в спорте).
Проблеме портфилио, и в, частности, электронному портфолио посвящено большое количество работ, которые затрагивают различные аспекты ныне одной из актуальных проблем современной системы образования. Среди наиболее значимых аспектов, которые отмечены исследователями, можно выделить: педагогическую технологию(методы, способы, приемы, средства обучения); карта карьерного роста; пространство для самопрезентации; оценочный инструмент. Эти важнейшие аспекты портфолио затронуты в трудах Н.С. Кравец, Т.Н. Ивлева, Н.С. Дмитриева, О.Н. Птицына и др.
Следует отметить, что в образовательную сферу слово «портфолио» из сферы творческого труда. Значение слова «портфолио» в «Словаре русского языка» следующее- это совокупность деловых бумаг, рукописей, с которыми какое-либо учреждение работает).
Сам термин «портфолио» происходное от латинского слова «portare», что в переводе на русский означает «носить», а «folium» означает «лист для записи». Обратимся к определениям данного термина, которые сформулировали исследователи данной проблематики. Итак, специалист Е.Н. Балыкина дает определение «портфолио» в широком смысле, согласно ее мнению «портфолио-это способ фиксирования, накопления и оценки 1индивидуальных достижений школьника и студента, магистранта и аспиранта в определенный период обучения». Обращаясь к пояснению термина «электронное портфолио», мы видим большой разброс мнений специалистов различных отраслей науки, которые давали свои определения этому понятию. Дементьева Ю.В. приводит основные принципы ведения электронного портфолио и они по ее мнению таковы: «а)соответствие целям и задачам (обучающийся должен иметь однозначное представление о том, зачем он формирует электронное портфолио); б)добровольность, заключающаяся в самостоятельном определении и представлении документов, подтверждающих его индивидуальные достижения в том или ином виде деятельности; в)достоверность-подтверждение достижений соответствующими документами; г)непрерывность –постоянное систематическое и последовательное пополнение информации в течение всего периода образовательной программы; е)объективность-привлечение материалов, подтверждающих индивидуальные достижения обучающегося из различных источников-как внутренних (самой образовательной системы), так и внешних.
Исходя из вышеизложенного, можно констатировать, что «портфолио – новая форма контроля и оценки достижений учащихся, его характеристика, доказательство прогресса в обучении по результатам, приложенным усилиям, по материализованным продуктам учебно-познавательной деятельности, включая самооценку»
Таким образом, можно констатировать, что электронное портфолио –это одно из средств накопления результатов образования, которого достиг обучающийся индивидуально. Среди достижений важны: компетенция, профессиональные достижения, то есть насколько выпускник может фактически подтвердить свои результаты.
Для чего необходимо создание электронного портфолио? Процесс создания портфолио способствует повышению самооценки студента, развитию мотивации к непрерывному обучению.
Среди наиболее значимых функций портфолио российские исследователи выделяют наряду с контрольно-оценочной функцией еще такие функции как учетно-информационная и контрольно-корректирующая, они позволяют организовать длительное накопление, целенаправленный отбор и отражение специальным образом отбираемых материалов, демонстрирующих уровень сформированности профессиональных компетенций студентов, а также провести коррекцию его профессионально-образовательной деятельности.
Как бы расположились компоненты электронного портфолио по степени важности?
Первое место отводится тем сведениям, которые показывают данные по результатам подготовки, то есть какую программу (программа подготовки) прошел обучающийся, включая профиль подготовки, перечень дисциплин, опыт работы-сведения о пройденных практиках, работа в период обучения, волонтерская деятельность, важно также какую оценку получила проделанная работа, здесь речь идет о наградных дипломах, грамотах, благодарностях, и др. Следующая ступень отводится той группе элементов, которая касается учебы, то есть успеваемости, здесь важен рейтинг, результаты экзаменов, посещаемость. Стоит отметить также научно-исследовательскую работу-это участие в работе конференции, научные статьи, конкурсные заявки и др.
Замыкают тройку выполненные обучающимся письменные работы, сюда можно отнести рефераты, курсовые работы, выпускные квалификационные работы и плюс отзывы руководителей письменных работ и пройденной практики.
Обращает на себя внимание и то, как обучающийся может пользоваться дополнительными ресурсами, например, создать свой сайт и блог.
Самый больший интерес привлекают видеоматериалы, нежели текстовые. И замыкают тройку звуковые материалы, которые вызывают практически минимальный интерес.
Среди средств обратной связи, в первую ступеньку занимают, безусловно, телефон и электронная почта.
Основав образовательную программу, сформировав общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции, электронное портфолио будучи элементом образовательной системы, в первую очередь должен учитывать те достижения обучающегося, которые имеют непосредственное отношение к профессии.
Электронное портфолио должно способствовать формированию конкурентной среды на большом рынке труда, чтобы с одной стороны работодатель мог увидеть весь спектр выпускников, желающих работать и объективно их оценить, а с другой стороны выпускник занял бы именно ту нишу, которую он заслужил, благодаря своей интеллектуальной и общественной деятельности в период учебы.
В итоге, портфолио в настоящее время стало способом фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений обучающегося. Портфолио учитывает разнообразные виды деятельности: учебную, исследовательскую творческую, социальную, коммуникативную, самообразовательную и является важным элементом образовательной системы.
Существуют различные средства накопления информации при помощи которых можно собрать всю информацию в единое электронное портфолио. Электронное портфолио можно создавать на основе сетевых баз данных и интернет-технологий, начиная от разработки собственного сайта до создания целой коллекции ссылок на свои труды в виде интернет-закладок .Существуют и специализированные веб-системы, такие как Mahara, portfolio, Pathbrite, PebbiePad и др.
В итоге, сам выпускник опираясь на информацию в электронном портфолио может составить компетентное резюме, что поможет ему в трудоустройстве.
Ряд авторов во главе с Медведевой под электронным портфолио понимают «совокупность документов, включающая результаты учебной и внеучебной деятельности, сертификаты, дипломы, отзывы, рецензии, полученные оценки, организованная обучающимся с использованием средств ИКТ.
С.В. Панюкова данное понятие трактует как организованную обучающимся на базе средств ИКТ совокупность документов, включающую результаты квалификационных работ и их примеры, подтверждение сертификатов и дипломов в системе академического образования, а также результаты непрерывного оценивания и прогнозирования личных достижений вне образовательной системы6. Т.В. Ивлева считает, что электронное портфолио-это технология фиксирования, накопления, анализа и самоанализа в цифровом виде, которая позволяет обеспечить мониторинг формирования и развития профессиональных компетенций будущего специалиста7.
В конечном итоге, все же цель портфолио, независимо оно бумажное или электронное –это формирование ключевых компетенций личности через рефлексию и анализ собственной деятельности. Система портфолио способствует решению таких педагогических задач:
Поддерживает высокую степень мотивации обучающегося в учебной деятельности
Расширять кругозор поощряя самостоятельность обучения и самообучения
Способствовать развитию навыков рефлексивной и оценочной деятельности обучающегося
Проследить индивидуальный рост (прогресс) обучающегося
Оценить достижения в образовательной сфере обучающегося
Безусловно, кроме значительного количества позитивных сторон, которые были отмечены выше, электронные портфолио не лишены и ряда недостатков. Хотя исследователи соглашаются с тем, что электронное портфолио имеет большой потенциал в качестве инструмента для оценки, обучения и трудоустройства8 если учащиеся сами не вкладывают средства в инструмент, маловероятно, что портфолио будет использовано в полной мере. В качестве основной личной проблемы часто подчеркивают проблему, связанную со стимулированием внутренней мотивации учащегося, которую считают ключом к принятию новых технологий и неотъемлемой частью саморегулируемого обучения. Если учащиеся не имеют представления о процессе создания портфолио, оно может быть создано в неполном или непоследовательном виде, а значит - не принесет возможной максимальной пользы в образовательном процессе или в дальнейшей профессиональной деятельности.. Ключевым моментом в данном случае является установление стандартов - если стандарты для артефактов портфолио не установлены, это может привести к несоответствиям и пробелам. .Еще одним значимым моментом является время, когда начинается формирование портфилио, чем раньше учащиеся начнут строить портфолио, тем полнее будет картина на выходе. Несомненно, играют роль и технологии - студенты, преподаватели или сотрудники должны быть обучены пониманию того, как создавать, оценивать и использовать электронные портфолио. Несмотря на то, что электронное портфолио может принести студентам пользу, его эффективность может оказаться ограниченной, если оно не реализовано правильно. Создание электронного портфолио - сложный процесс, требующий обучения как преподавателей, так и студентов, чтобы получить максимальную отдачу от электронного портфолио, платформа, на которой оно размещено, должна иметь целый ряд ключевых функции и возможности. Речь идет о том, что пользователи должны иметь возможность входить в систему, вносить персональные изменения, загружать и добавлять контент, а также оперативно обновлять информацию своего профиля. Платформа должна позволять определять, как другие могут просматривать портфолио, и обеспечивать обратную связь для пользователей. И далее пользователи должны иметь возможность наполнять с любого уровня образования на протяжении всей профессиональной деятельности