Электронное портфолио педагога как форма представления педагогического опыта
Макарова Е.Г.
Заместитель директора по МР
Средняя общеобразовательная школа-гимназия №17 г.Актобе
На сегодняшний день каждому педагогу необходимо иметь «папку с документами» - портфолио, для того чтобы можно было представить себя в разных видах профессиональной деятельности: учебной, методической, творческой, исследовательской. Традиция создавать такое портфолио появилась из жизненной необходимости, ведь требования к качеству образования постоянно повышаются: с одной стороны, портфолио педагога необходимо администрации образовательного учреждения для мониторинга эффективности его работы, с другой, для успешной аттестации педагога на квалификационную категорию, с третьей, что более важно, – для самонаблюдения и самосовершенствования педагога, так как портфолио позволяет реально представить результаты своего труда, увидеть свои резервы и определить направления самосовершенствования.
Начало формы
Конец формы
Итак, портфолио (portfolio – портфель, папка для важных дел или документов) – совокупность документов, подтверждающих успешность человека в той или иной сфере, его образовательные достижения, участие в различных конкурсах.
Портфолио педагога - это способ фиксирования, накопления материалов, демонстрирующих уровень профессионализма учителя и умение решать задачи своей профессиональной деятельности. Создание электронного портфолио позволит показать достижения учителя, с успехом аттестоваться, а при смене работы и переходе в другую школу оно будет играть роль визитной карточки и рекомендательного письма.
Первые упоминания о портфолио, как компоненте учебного процесса, относятся к середине XIX века и связаны не со школьным, а с художественным образованием. Практика использования портфолио впервые появилась в парижских художественных студиях – ателье. Ученик, желающий поступить на обучение к мастеру, заявлял о себе, представляя на его суд подборку собственных работ, аккуратно сложенных в папочку – портфолио. Традиция эта сохранилась и поныне.
В настоящее время в сфере бизнеса портфолио применяется для показа достижений фирмы, а в среде фотографов и фотомоделей – как альбом с фотографиями. К началу XXI века идея использования портфолио в сфере образования становится популярной во всем мире, в том числе и в Казахстане, где сначала говорят о портфолио ученика, позже – о портфолио учителя. Основной смысл портфолио заключается в том, чтобы показать все, на что ты способен.
Раньше портфолио существовало лишь в бумажно-папочном варианте, но сегодня к нему добавилась еще электронная форма представления материалов в виде документов (файлов) на компьютере (это презентации, текстовые документы, скан-копии документов и др.) или в виде сайта, размещенного в сети Интернет. В этой статье мы будем говорить именно об электронном портфолио педагога как одной из форм представления педагогического опыта. Задумываясь о создании такого портфолио, педагоги чаще всего задаются вопросами: как создать такое портфолио? и что в нем должно быть представлено? Следовательно, для создания портфолио педагогу необходимо определить его содержание, структуру и площадку для создания (форму предстваления).
Содержание и структура портфолио
Общепринятой модели портфолио нет и подходы к его построению могут быть разными, оно очень индивидуально для каждого педагога и зависит от специфики его профессиональной деятельности, а для учителя еще и преподаваемой учебной дисциплины, в рамках которой оно создается. Ни в коем случае портфолио педагога не является беспорядочной свалкой всех когда-либо разработанных тестов, уроков, курсов. Необходимо, чтобы педагог проанализировал свою работу, собственные успехи, обобщил и систематизировал педагогические достижения, объективно оценил свои возможности, увидел способы преодоления трудностей и пути достижения более высоких результатов.
И все же есть общие элементы, разделы и компоненты портфолио, которые можно проследить для всех педагогических работников. Выберите, пожалуйста, какую информацию Вы хотели бы включить в свое портфолио. Приняв участие в этом опросе, Вы увидите, какие из предложенных вариантов являются самыми популярными у педагогов-участников голосования, проанализируете, насколько общие результаты совпадают с Вашим выбором.
Начало формы
Я бы включил(а) в свое портфолио следующую информацию/материалы/разделы:
ФИО
Должность, место работы
Образование
Профессионально-педагогическое кредо
Профессиональные интересы
Повышение квалификации
Тема по самообразованию
Образовательная программа, по которой Вы работаете
Используемые учебно-методические комплексы
Профессионально-педагогическая деятельность и ее результативность
Динамика учебных достижений обучающихся
Результаты дополнительной работы (внеурочной деятельности по преподаваемым предметам)
Результаты деятельности педагога в качестве классного руководителя (воспитателя)
Использование современных образовательных технологий, в том числе ИКТ в процессе обучения предмету и в воспитательной работе
Научно-методическая деятельность
Собственная система методических разработок
Публикации по проблемам обучения, развития, воспитания детей
Участие в проведении мастер - классов, круглых столов, конференций, стажировок
Разработка и реализация авторских концепций, программ, проектов
Участие в инновационной деятельности
Участие в муниципальных, региональных и всероссийских профессиональных конкурсах
Оценка профессиональной деятельности педагога
Официальные документы (награды, грамоты, благодарственные письма и т.п.)
Творческие работы учащихся, отражающие их предметную подготовку и уровень развития (рефераты, проекты, конкурсные работы и др.)
Отзывы членов администрации, коллег, учащихся и их родителей об уровне профессиональной деятельности педагога
Конец формы
Сразу хочу отметить, что создание портфолио это очень трудоемкий процесс, однако результат того стоит! В итоге Вы получите "продукт", который можно будет многократно использовать, предлагать другим для просмотра и знакомства, регулярно пополнять и поддерживать его в актуальном состоянии. Таким образом, портфолио станет частью планомерной работы современного педагога, это будет Ваш «виртуальный шкаф», куда Вы будете упаковывать и раскладывать по полочкам все свои материалы, откуда Вы будете их брать и использовать в своей профессиональной деятельности и обмениваться педагогическим опытом со своими коллегами!