«Электронное портфолио педагога как результат организации проектно-исследовательской деятельности»
“ Цель жизни - самовыражение. Проявить во всей полноте свою сущность - вот для чего мы живем”
О. Уайльд
Колипарова Ирина Анатольевна,
методист КФ ГБПОУ РК «ДПТ»
Портфолио
- способ фиксирования, накопления материалов, демонстрирующих уровень профессионализма преподавателя и мастера п/о и умение решать задачи своей профессиональной деятельности
Цель создания портфолио преподавателя
- продемонстрировать наиболее значимые результаты учебной и практической деятельности для оценки своей профессиональной компетенции
- продемонстрировать наиболее значимые результаты учебной и практической деятельности для оценки своей профессиональной компетенции
Цели введения портфолио как инструмента
мониторинга профессиональных достижений:
- оценочно-стимулирующая;
- развивающая по отношению к педагогическому работнику;
- развивающая по отношению к образовательной ситуации.
Задачи портфолио:
1. Основание для аттестации педагогического работника. Портфолио - предмет экспертизы при аттестации педагогического работника.
2. Основание для отнесения педагогического работника к той или иной профессионально-квалификационной группе . Портфолио - предмет экспертизы при отнесении работника к профессионально-квалификационной группе и уровням внутри профессионально-квалификационной группы.
3. Основание для назначения стимулирующих выплат при новой системе оплаты труда. Портфолио предмет экспертизы при подготовке предложений по назначению педагогам стимулирующих выплат.
4. Основание для назначения денежного вознаграждения в рамках конкурса лучших преподавателей и мастеров п/о техникума (СПО).
Функции портфолио
Накопительная
Модельная
- отражает динамику развития преподавателя, мастера п/о;
- показывает результаты самообразования;
- демонстрирует стиль преподавания;
- позволяет проводить рефлексию;
- помогает спланировать деятельность
(грамоты, дипломы, удостоверения, сертификаты и т.п.);
(метод.разработки, конспекты открытых уроков, опорные конспекты, тесты, практические и лабораторные работы и т.п.)
4
Практическая значимость портфолио
- повышение профессионального мастерства;
- реальное представление о результатах деятельности и резервах;
- основание для аттестации;
- основа для участия в конкурсных и грантовых программах;
- предъявление результатов социуму через систематизацию наработок
4
Требования к оформлению портфолио и принцип работы
- 1. Непрерывность самомониторинга
- 2. Достоверность
- 3. Объективность
- 4. Нацеленность автора на самосовершенствование
- 5. Логичность
- 6. Аккуратность и эстетичность оформления
- 7. Целостность, тематическая завершенность представленных материалов
- 8. Наглядность результатов работы
- 9. Технологичность
- 10. Творчество
4
Формы предъявления портфолио
Н а протяжении 20 лет портфолио существовало лишь в бумажно-папочном варианте. Сегодня к нему добавилось электронное портфолио.
Электронное портфолио помимо того, что обладает четкой структуризацией материалов, наглядностью, технологичностью, имеет еще ряд особенностей и преимуществ:
• современность;
• оперативность (возможность быстро вносить необходимые изменения);
• функциональность (возможность представить свой опыт большему числу экспертов, коллег, любопытствующих), т.е. фиксируя свои достижения, одновременно создает структурированную медиатеку цифровых образовательных ресурсов, которую может постоянно пополнять
• эффективность (повышение самооценки преподавателя (мастера п/о) и позитивное влияние как на администрацию техникума, так и на обучающихся);
Подобное портфолио может быть создано в форме электронной презентации. Данное портфолио в большей степени реализуют принцип наглядности.
Также портфолио может быть создано в форме Web-сайта ( могут быть бесплатные платформы https://infourok.ru/ , https://umi.ru/ и также платные http://edusite.ru/ http://netfolio.ru/node/92 ) . Данный вид портфолио обладает большей информативной наполняемостью. Сайт учителя может стать частью сайта техникума, а может выступать в качестве самостоятельного ресурса, но и в том, и в другом случаях, электронное портфолио способствует распространению опыта преподавателя/мастера п/о , что является одним из важных критериев при оценке уровня квалификации, позволяет педагогу проанализировать, обобщить и систематизировать результаты своей работы, объективно оценить свои возможности и спланировать действия по преодолению трудностей и достижению более высоких результатов.
4
Требования к электронному портфолио
При создании электронного портфолио желательно придерживаться единой системы рубрикации и единой системы компонентов электронного портфолио для удобства работы посетителей сайтов и членов экспертных комиссий.
4
4
Критерии оценки портфолио
1.Полнота и системность представления профессиональных достижений педагогического работника, охват всех компонентов структуры портфолио.
2.Эффективность профессиональной педагогической деятельности.
3.Наличие динамики позитивных изменений профессиональной деятельности педагога.
4.Стабильность результатов освоения обучающимися образовательных и профессиональных программ и показатели динамики их достижений выше средних , в том числе с учетом результатов участия обучающихся во всероссийских, международных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях.
5.Инновационность профессиональной деятельности педагога (инновационность образовательных результатов, средств педагогической деятельности, вклад в продвижение инноваций).
6.Использование современных образовательных технологий в учебно- воспитательном процессе и методическая работа преподавателя/мастерап/о.
7.Наличие системы и высоких результатов внеаудиторной работы по предмету (участники и призеры предметных олимпиад, предметных конкурсов, научно-практические конференции).
8.Участие педагога в проектно-исследовательской деятельности.
9.Активное участие в разных формах методической работы (семинары, круглые столы, конференции).
10.Обобщение и распространение собственного педагогического опыта, публикации.
11.Открытые уроки и мероприятия.
12.Профессиональный рост, участие в профессиональных конкурсах, повышение квалификации и профессиональная стажировка, самообразование.
Требования к профессиональным компетентностям педагога с учетом заявленной категории
Требования к профессиональным компетентностям педагога
Первая квалификационная категория
Педагог должен обосновать выбор образовательной программы
Высшая квалификационная категория
При выборе образовательной программы педагог основывается на результатах анализа альтернативы
Педагог должен обосновать выбор педагогических (образовательных) технологий для достижения планируемых образовательных результатов
При выборе образовательной программы педагог ориентируется на цели и задачи / концепцию развития образовательного учреждения
Педагог должен использовать средства педагогической диагностики, адекватные образовательным результатам
При выборе педагогических (образовательных) технологий педагог учитывает психолого-педагогические особенности обучающихся
При использовании педагогических (образовательных) технологий педагог ориентируется на результаты апробации / адаптации технологий в условиях своего образовательного учреждения
Педагог использует средства диагностики или методики оценки сформированности ключевых компетентностей обучающихся
Педагог должен реализовывать основные направления федеральной и региональной образовательной политики
Педагог использует средства диагностики или методики оценки индивидуальных образовательных результатов обучающихся
Реализация одного из направлений образовательной политики проводится педагогом в системе
Педагог демонстрирует результаты реализации одного из направлений образовательной политики