Просмотр содержимого документа
«Деление окружности»
Мясникова И.В. учитель технологии ГОУ СОШ №18 г.Москва
Урок 12
Тема: «Геометрические построения. Деление окружности».
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: чертежные инструменты, тетрадь, учебник, мультимедиа.
Цели и задачи:
Цель: Ознакомить учащихся с темой «Геометрические построения. Деление окружности».
Задачи: 1 РАЗВИВАЮЩАЯ: развитие творческого мышления.
2 ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: формирование самостоятельности, аккуратности.
3 ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: научить детей геометрическим построениям: делению на равные части отрезков, окружности.
План урока:
Орг. момент.
Теоретическая часть.
Практическая часть.
Дом. задание.
Итог урока.
Ход урока: Теоретическая часть:
При вычерчивание деталей, построение развёрток, приходится выполнять различные геометрические построения( строить углы, выполнять сопряжения, делить окружность на равные части). Многие элементы детали располагаются равномерно по окружности. Поэтому и возникает необходимость делить окружность на равные части.
На 4 части:
Проводим 2 взаимно перпендикулярные прямые-осевые линии. Радиус возьмём 40мм.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/03/25/s_5ab7336504cfb/s869293_0_1.png)
2.
На 8 частей:
Совмещаем оба случая построения квадратов.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/03/25/s_5ab7336504cfb/s869293_0_3.png)
На 6 частей:
Р![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/03/25/s_5ab7336504cfb/s869293_0_4.png)
аствор циркуля равен радиусу окружности, т.к. сторона 6-угольника равна описанной окружности. Из противоположных концов одного диаметра, описываем дуги(т.1 и т.4).
На 3 части:
П
оставить циркуль на пересечении окружности с осевой. Описываем дугу равной радиусу окружности. Получаем 1 и 2 точки, 3 находим на противоположной стороне диаметра.
На 5 частей:
5
части окружности соответствует центральный угол в 72º(360º: 5=72º). При помощи транспортира находим нужный угол и откладываем.
Практическая часть:
Упражнение № 3, 4 (2).
Домашнее задание:
§15 (15.2). Упражнение № 4 (1, 3), 5.
2
Просмотр содержимого документа
«сопряжения»
Урок 9
Тема: «Геометрические построения. Сопряжение».
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: чертежные инструменты, тетрадь, учебник, мультимедиа.
Цели и задачи:
Цель: Ознакомить учащихся с темой «Сопряжение».
Задачи: 1 РАЗВИВАЮЩАЯ: развитие творческого мышления.
2 ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: воспитание познавательного интереса к предмету, формирование самостоятельности, аккуратности.
3 ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: научить правильно строить сопряжения.
План урока:
Орг. момент.
Проверка знаний.
Теоретическая часть.
Практическая часть.
Дом. задание.
Итог урока.
Ход урока: Теоретическая часть:
Деление отрезка на две равные части.
Чтобы разделить отрезок АВ пополам , из концов отрезка проводим дугу R=≥½АВ. Точки пересечения дуг соединяем прямой линией, которая делит АВ пополам и является перпендикуляром.
А
В
Деление угла на две равные части.
Из вершин заданного угла проводят дугу произвольным радиусом. Из точек пересечения дуги со сторонами угла проводят 2 пересекающиеся дуги, одного произвольного R≥½АВ. Точку их пересечения соединяют с вершиной угла.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/03/25/s_5ab7336504cfb/s869293_1_2.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/03/25/s_5ab7336504cfb/s869293_1_3.png)
А
В
Сопряжение.
Плавный переход одной линии в другую называют сопряжением. Для построения сопряжения надо найти: 1. Центры, из которых проводят дуги, т.е. центры сопряжения.
2. Точки, в которых одна линия переходит в другую, т.е. точки сопряжения.
Переход прямой к окружности должен быть плавным.
1. Скругление углов.
Для всех трёх случаев общий способ построения.
1. Находят т.О-центр сопряжения. Он должен лежать на расстоянии R от заданных прямых. От прямых откладывают заданный R . Через полученные точки проводят параллельные прямые – заданным. В точке пересечения этих прямых находится центр О сопряжения.
2. Находят точки сопряжения. Проводят перпендикуляр из центра сопряжения к заданным прямым. Полученные точки – искомые точки сопряжения.
3. Из т.О проводим дугу заданного R между точками сопряжения.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/03/25/s_5ab7336504cfb/s869293_1_5.jpeg)
2. Сопряжение окружности и прямой дугой заданного радиуса.
О - центр окружности R - радиус окружности
О - центр сопряжения R - радиус сопряжения
т.1,2 – точки сопряжения
Построение: R =20 R =25
Внешнее сопряжение:
1. Для нахождения центра сопряжения О из т.О проводят дугу вспомогательной окружности равной
R +R . На расстоянии R от прямой проводят параллельную прямую, до пересечения с дугой R +R . Точка О -центр сопряжения.
2. Соединив прямой т.О и О получаем 1 точку сопряжения. Проводим перпендикуляр из т.О и получаем 2 точку сопряжения.
3. Соединив дугой R точки 1 и 2, получаем плавный переход от окружности к прямой.
Внутреннее сопряжение:
1. R =35 R =15
Вспомогательная дуга R - R
2. R =20 R =35
Вспомогательная дуга R - R
Практическая часть:
Графическая работа №2
Домашнее задание:
§11 п.3