Электронное пособие как средство оптимизации обучения
английскому языку в рамках учебной программы.
Корчагина Анна Геннадьевна
преподаватель иностранных языков
ГБПОУ «Армавирский медицинский колледж»
Знание английского языка является способом эффективного взаимодействия с миром. Насколько высок уровень языка, настолько более содержательным становится процесс общения с представителями других стран.
В 2019 году Россия оказалась в группе с низким уровнем (48 из 100 участвовавших стран) в рейтинге владения английским языком, представленном международной компанией «Education First». Требования о знании английского языка ест в 70% вакансий, в то же время коммуникативные навыки даже после вуза настолько слабы, что не позволяют вести диалог даже на общие темы, не говоря уже о профессиональных.
Между тем, согласно ФГОС СПО по специальности 34.02.01 «Сестринское дело» студент «должен уметь:
общаться устно и письменно на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы;
уметь переводить профессиональные тексты профессиональной направленности;
самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас».
Обучающийся должен «знать: лексический (1200 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода со словарем иностранных текстов профессиональной направленности».
Все эти данные подтверждают необходимость в рамках СПО внесения изменений в программу по изучению английского языка в сторону увеличения времени на практику речи и аудирование.
Как следствие, требуется оптимизация средств обучения иностранному языку в целях повышения качественного их воздействия на изменение уровня усвоения материала, а также модернизация форм его презентации. Современные учебные пособия по английскому языку для студентов медицинских колледжей и училищ, например Марковиной И.Ю, Громовой Г.Е. или Козыревой Л.Г., Шадской Т.В. нацелены на готовность будущего специалиста понять содержание медицинских материалов, читая и переводя их на родной язык, но востребованную современными студентами практику речи не предполагают. Совершенно очевидно, что современные реалии, интенсивно внедряющиеся в образовательный процесс, не только корректируют нашу программу по языку, но и очерчивают тематику, заставляя создавать новые учебные пособия для студентов. В том числе и электронные пособия.
В настоящее время очень результативным и сравнительно доступным методом при обучении иностранным языкам является использование электронного учебника. Электронный учебник позволяет реализовывать принципы дифференцированного и индивидуального подхода к обучению. С помощью электронного учебника можно наиболее эффективно проводить тренаж и проверку таких видов речевой деятельности как аудирование и чтение, а также формировать и развивать грамматические, лексические и звуко-произносительные навыки учащихся.
Электронный учебник – компьютерное, педагогическое программное средство, предназначенное, в первую очередь, для предъявления новой информации, дополняющей печатные издания, служащее для индивидуального и индивидуализированного обучения и позволяющее в ограниченной мере тестировать полученные знания и умения обучаемого.
Рассмотрим некоторые особенности электронного учебника:
Электронный учебник должен содержать минимум текстовой информации, в связи с тем, что длительное чтение текста с экрана приводит к значительному утомлению и как следствие, к снижению уровня восприятия.
Электронные учебники должны содержать большое количество иллюстративного материала. Для ограничения объема учебника целесообразно использование упакованных форматов графических файлов (GIF, JPEG), использование ограниченной палитры цветов или векторных графических файлов.
Использование видеофрагментов позволяет передать в динамике процессы и явления. Несмотря на большие размеры файлов, применять их целесообразно, так как в этом случае повышается заинтересованность учащихся, улучшается качество знаний.
В традиционном обучении преобладают вербальные средства при предъявлении нового материала. В связи с этим применение аудио фрагментов в электронном учебнике позволяет не только приблизить его к привычным способам предъявления информации, но и улучшить восприятие нового материала, при этом активизируя не только зрительные, но и слуховые центры головного мозга.
Электронный учебник должен содержать гиперссылки по элементам учебника и, возможно, иметь ссылки на другие электронные учебники и справочники. Желательно наличие содержания с быстрым переходом на нужную главу или страницу. Возможен, например, с помощью технологии OLE (Object Linking and Embedding), запуск других компьютерных программ для показа примеров, тестирования и других целей.
Исключительное дидактическое значение имеет компоновка текстового, графического и другого материала. Качество восприятия новой информации, возможность обобщения и анализа, скорость запоминания, полнота усвоения учебной информации в значительной мере зависит от расположения информации на экране компьютера.
Можно выделить три основных режима работы электронного учебника:
1.Обучение без проверки.
2.Обучение с проверкой, при котором в конце каждой главы (параграфа) обучаемому предлагается ответить на несколько вопросов, позволяющих определить степень усвоения материала.
3.Тестовый контроль, предназначенный для итогового контроля знаний с выставлением оценки.
Как и в создании любых сложных систем, при подготовке электронного учебника решающим для успеха является талант и мастерство авторов. Тем не менее, существуют устоявшиеся формы электронных учебников, точнее, конструктивных элементов, из которых может быть построен учебник.
Тест – простейшая форма электронного учебника. Основную сложность составляет подбор и формулировка вопросов, а также интерпретация ответов на вопросы. Хороший тест позволяет получить объективную картину знаний, умений и навыков, которыми владеет учащийся в определенной предметной области.
Энциклопедия – базовая форма электронного учебника. На содержательном уровне термин энциклопедия означает, что информация, сконцентрированная в электронном учебнике, должна быть полной и даже избыточной по отношению к стандартам образования. Для электронных энциклопедий характерен соответствующий сервис: ссылки, закладки, возможность повтора анимации и звуковых записей, поиск по ключевым словам.
Электронный учебник, как и любое средство обучения, имеет свои достоинства и недостатки.
Существенных недостатков у электронного учебника два:
1.Необходимость наличия специального дополнительного оборудования для работы с электронным учебником, прежде всего – компьютера с соответствующим программным обеспечением и качественным монитором.
2.Непривычность, нетрадиционность электронной формы представления информации и повышенная утомляемость при работе перед монитором.
Достоинств электронных учебников гораздо больше. К ним можно отнести:
1.Возможность адаптации и оптимизации пользовательского интерфейса под индивидуальные запросы обучаемого. В частности, имеется в виду возможность использования как текстовой или гипертекстовой, так и фреймовой структуры учебника.
2.Возможность использования дополнительных средств воздействия на обучаемого, что позволяет быстрее осваивать и лучше запоминать учебный материал. Особенно важным представляется включение в текст пособия анимационных моделей. Положительный эффект можно достигнуть и с помощью звукового сопровождения, соответствующего учебному тексту.
3.Возможность построения простого и удобного механизма навигации в пределах электронного учебника. В электронном пособии используются гиперссылки и фреймовая структура или карты-изображения, что позволяет, не листая страниц, быстро перейти к нужному разделу или фрагменту и при необходимости так же быстро возвратиться обратно. При этом не требуется запоминать страницы, на которых были расположены соответствующие разделы.
4.Возможность встроенного автоматизированного контроля уровня знаний учащегося, и на этой основе автоматический выбор соответствующего уровню знаний слоя учебника.
5.Возможность адаптации изучаемого материала к уровню знаний учащихся, следствием чего является улучшение восприятия и запоминания информации. Адаптация основана на использовании слоистой структуры издания, причем в соответствии с результатами тестирования ученику предоставляется слой, соответствующий уровню его знаний.
Главное преимущество электронного учебника – это возможность взаимодействия между учеником и элементами учебника.
Вышеперечисленные достоинства электронного учебника позволяют эффективно использовать его в образовательном процессе.