СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ЭЛЕКТРОННОЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ для обучающихся медицинских техникумов и колледжей на тему: «Сестринский уход за умирающим пациентом»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предмет «ПМ 04. Оказание медицинской помощи, осуществление сестринского ухода и наблюдения за пациентами при заболеваниях и состояниях» изучается студентами по специальности «Сестринское дело» и является основным профильным предметом и фундаментом для изучения других клинических дисциплин. Цель предмета – формирование общих и профессиональных компетенций. Изучить теорию и практику сестринского дела, общий уход за пациентом, а также неотложные состояния и доврачебную помощь. Актуальность темы. Медицинские сестры часто имеют дело не только с пациентами, которые переживают потерю близкого человека, но и имеют дело с уходом тела умершего пациента.  Тем, кто переживает потерю близкого человека, медицинская сестра помогает легче пережить эту потерю. Ведь в это время пациент чувствует горе, он горюет по умершему человеку. В это время медицинская сестра облегчает страдания беседой, поддерживая горюющего пациента. 

Просмотр содержимого документа
«ЭЛЕКТРОННОЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ для обучающихся медицинских техникумов и колледжей на тему: «Сестринский уход за умирающим пациентом»»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение  «Саткинский медицинский колледж» ЭЛЕКТРОННОЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ для обучающихся медицинских техникумов и колледжей на тему: «Сестринский уход за умирающим пациентом»  ПМ 04. Оказание медицинской помощи, осуществление  сестринского ухода и наблюдения за пациентами при заболеваниях и  состояниях МДК 04.01 Общий уход за пациентом Специальность: 34.02.01 «Сестринское дело» Сатка, 2024

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Саткинский медицинский колледж»

ЭЛЕКТРОННОЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

для обучающихся медицинских техникумов и колледжей

на тему: «Сестринский уход за умирающим пациентом»

ПМ 04. Оказание медицинской помощи, осуществление сестринского ухода и наблюдения за пациентами при заболеваниях и состояниях

МДК 04.01 Общий уход за пациентом

Специальность: 34.02.01 «Сестринское дело»

Сатка, 2024

Актуальность темы Медицинские сестры часто имеют дело не только с пациентами, которые переживают потерю близкого человека, но и имеют дело с уходом тела умершего пациента. Тем, кто переживает потерю близкого человека, медицинская сестра помогает легче пережить эту потерю. Ведь в это время пациент чувствует горе, он горюет по умершему человеку. В это время медицинская сестра облегчает страдания беседой, поддерживая горюющего пациента. Что касается тела умершего, медицинская сестра обеспечивает определенный уход за ним. В обязанности медицинской сестры так же входят и такие функции, как: – Подготавливать тело умершего человека; – Транспортировать тело умершего человека до патологоанатомического отделения. Эти действия медицинская сестра должна выполнять чётко, грамотно, с соблюдением правил эргономики и инфекционной безопасности.

Актуальность темы

Медицинские сестры часто имеют дело не только с пациентами, которые переживают потерю близкого человека, но и имеют дело с уходом тела умершего пациента.

Тем, кто переживает потерю близкого человека, медицинская сестра помогает легче пережить эту потерю. Ведь в это время пациент чувствует горе, он горюет по умершему человеку. В это время медицинская сестра облегчает страдания беседой, поддерживая горюющего пациента.

Что касается тела умершего, медицинская сестра обеспечивает определенный уход за ним.

В обязанности медицинской сестры так же входят и такие функции, как:

– Подготавливать тело умершего человека;

– Транспортировать тело умершего человека до патологоанатомического отделения.

Эти действия медицинская сестра должна выполнять чётко, грамотно, с соблюдением правил эргономики и инфекционной безопасности.

Цели занятия: Учебные (дидактические) цели : углубить, систематизировать и обобщить знания по теме; закрепление знаний студентов, полученных на лекции; сформировать и закрепить профессиональные навыки и умения в посмертном уходе; изучить способы психологической поддержки обреченного пациента.   Развивающие цели: способствовать развитию логического мышления; способствовать развитию памяти и речи; развивать умение сравнивать, обобщать, анализировать; развивать умение оперировать знаниями и делать самостоятельные выводы; развить чувство инфекционной безопасности.   Воспитательные цели: стремиться воспитать чувства милосердия, гуманизма, взаимопомощи, коллективизма, воспитание стремления к получению глубоких знаний, стремиться к воспитанию чувства ответственности за выполняемую работу, умения контролировать свои эмоции, воспитание чувства долга.  

Цели занятия:

Учебные (дидактические) цели :

  • углубить, систематизировать и обобщить знания по теме;
  • закрепление знаний студентов, полученных на лекции;
  • сформировать и закрепить профессиональные навыки и умения в посмертном уходе;
  • изучить способы психологической поддержки обреченного пациента.

 

Развивающие цели:

  • способствовать развитию логического мышления;
  • способствовать развитию памяти и речи;
  • развивать умение сравнивать, обобщать, анализировать;
  • развивать умение оперировать знаниями и делать самостоятельные выводы;
  • развить чувство инфекционной безопасности.

 

Воспитательные цели:

  • стремиться воспитать чувства милосердия, гуманизма, взаимопомощи, коллективизма,
  • воспитание стремления к получению глубоких знаний,
  • стремиться к воспитанию чувства ответственности за выполняемую работу, умения контролировать свои эмоции, воспитание чувства долга.

 

Тип занятия: практическое занятие  Место проведения: кабинет доклинической практики Продолжительность занятия: 180 минут Оснащение (ТСО): письменный стол, стул, манипуляционный стол, емкость-контейнер с педалью для медицинских отходов класса «А», емкость-контейнер с педалью для медицинских отходов класса «Б», дезинфицирующее средство, антисептик для обработки рук, клеенчатый мешок для сбора грязного постельного белья, перчатки медицинские нестерильные, маска для лица 3-хслойная медицинская одноразовая, формы медицинской документации: сопроводительный лист, шариковая ручка, аптечка Анти-ВИЧ и укладка экстренной медицинской помощи.

Тип занятия: практическое занятие

Место проведения: кабинет доклинической практики

Продолжительность занятия: 180 минут

Оснащение (ТСО):

письменный стол, стул, манипуляционный стол, емкость-контейнер с педалью для медицинских отходов класса «А», емкость-контейнер с педалью для медицинских отходов класса «Б», дезинфицирующее средство, антисептик для обработки рук, клеенчатый мешок для сбора грязного постельного белья, перчатки медицинские нестерильные, маска для лица 3-хслойная медицинская одноразовая, формы медицинской документации: сопроводительный лист, шариковая ручка, аптечка Анти-ВИЧ и укладка экстренной медицинской помощи.

Методы обучения и методические приемы Метод Объяснительно-иллюстративный; Основное назначение Облегчить восприятие и осмысление изучаемого материала Уровни усвоения Репродуктивный Приемы Формирование умений и навыков Частично-поисковый   Воспроизведение    использования полученных знаний Воспроизведение Рассказ, беседа, иллюстрация плакатов, презентаций Умения и навыки Создание проблем для самостоятельного поиска решения Деловая учебная игра   Игра позволяет закрепить студентами полученные знания, помогает   Решение типовых задач, тестов, выполнение графических заданий по заданному алгоритму Воспроизведение студентов Умения и навыки Эвристическая беседа, обобщение      сформировать целостное представление о будущей профессии    Умения и навыки     Воспроизведение Ситуационные задачи. Студенты действуют согласно полученной роли Умения и навыки

Методы обучения и методические приемы

Метод

Объяснительно-иллюстративный;

Основное назначение

Облегчить восприятие и осмысление изучаемого материала

Уровни усвоения

Репродуктивный

Приемы

Формирование умений и навыков

Частично-поисковый

 

Воспроизведение

  

использования полученных знаний

Воспроизведение

Рассказ, беседа, иллюстрация плакатов, презентаций

Умения и навыки

Создание проблем для самостоятельного поиска решения

Деловая учебная игра

 

Игра позволяет закрепить студентами полученные знания, помогает

 

Решение типовых задач, тестов, выполнение графических заданий по заданному алгоритму

Воспроизведение

студентов

Умения и навыки

Эвристическая беседа, обобщение 

 

 

сформировать целостное представление о будущей профессии

 

Умения и навыки

 

 

Воспроизведение

Ситуационные задачи. Студенты действуют согласно полученной роли

Умения и навыки

Профессиональные компетенции Код Наименование результата ВД 4 Оказание медицинской помощи, осуществление сестринского ухода и наблюдения за пациентами при заболеваниях и (или) состояниях ПК 4.1. Проводить оценку состояния пациента ПК 4.2. Выполнять медицинские манипуляции при оказании медицинской помощи пациенту ПК 4.3. ПК 4.4. Осуществлять уход за пациентом Обучать пациента (его законных представителей) и лиц, осуществляющих уход, приемам ухода и самоухода ПК 4.5. Оказывать медицинскую помощь в неотложной форме ПК 4.6. Участвовать в проведении мероприятий медицинской реабилитации

Профессиональные компетенции

Код

Наименование результата

ВД 4

Оказание медицинской помощи, осуществление сестринского ухода и наблюдения за пациентами при заболеваниях и (или) состояниях

ПК 4.1.

Проводить оценку состояния пациента

ПК 4.2.

Выполнять медицинские манипуляции при оказании медицинской помощи пациенту

ПК 4.3.

ПК 4.4.

Осуществлять уход за пациентом

Обучать пациента (его законных представителей) и лиц, осуществляющих уход, приемам ухода и самоухода

ПК 4.5.

Оказывать медицинскую помощь в неотложной форме

ПК 4.6.

Участвовать в проведении мероприятий медицинской реабилитации

В соответствии с новыми образовательными стандартами после изучения материала студенты должны: Знать:  – стадии горевания; – стадии терминального состояния, их клинические проявления; – основные признаки клинической смерти; – основные признаки биологической смерти; – этико-деонтологические особенности общения с обречённым человеком, его семьей и близкими; – понятие паллиативная помощь; – принципы работы медицинский сестер с пациентами в усилиях хосписа; – алгоритм проведения посмертного ухода.  

В соответствии с новыми образовательными стандартами после изучения материала студенты должны:

Знать: 

– стадии горевания;

– стадии терминального состояния, их клинические проявления;

– основные признаки клинической смерти;

– основные признаки биологической смерти;

– этико-деонтологические особенности общения с обречённым человеком, его семьей и близкими;

– понятие паллиативная помощь;

– принципы работы медицинский сестер с пациентами в усилиях хосписа;

– алгоритм проведения посмертного ухода.

 

В соответствии с новыми образовательными стандартами после изучения материала студенты должны: Уметь: – определять стадии горевания; – определять стадии терминального состояния; – определять признаки клинической смерти; – определять признаки биологической смерти; – общаться с обречённым человеком, его семьей, родственниками и близкими; – оказать психологическую помощь обреченному человеку, его семье близким; – осуществлять процедуру проведения посмертного ухода.

В соответствии с новыми образовательными стандартами после изучения материала студенты должны:

Уметь:

– определять стадии горевания;

– определять стадии терминального состояния;

– определять признаки клинической смерти;

– определять признаки биологической смерти;

– общаться с обречённым человеком, его семьей, родственниками и близкими;

– оказать психологическую помощь обреченному человеку, его семье близким;

– осуществлять процедуру проведения посмертного ухода.

Междисциплинарные  связи Предшествующие Сопутствующие ОДП.01 Последующие Биология ОП 02 Анатомия и физиология человека ОП 05 Гигиена и экология человека  МДК 04.02. Сестринский уход и реабилитация пациентов терапевтического профиля разных возрастных групп МДК 04.03. Сестринский уход за пациентами хирургического профиля

Междисциплинарные связи

Предшествующие

Сопутствующие

ОДП.01

Последующие

Биология

ОП 02 Анатомия и физиология человека

ОП 05 Гигиена и экология человека 

МДК 04.02. Сестринский уход и реабилитация пациентов терапевтического профиля разных возрастных групп

МДК 04.03. Сестринский уход за пациентами хирургического профиля

Хронологическая карта  практического занятия:  1. Организационный момент – 5 минут 2. Изложение темы, цели и плана занятия – 5 минут 3. Вводный контроль знаний с проработкой ошибок – 15 минут 4. Демонстрационная часть – 20 минут 5. Эвристическая беседа – 35 минут 6. Самостоятельная работа студентов (выполнение заданий, решение ситуационных задач, решение тестовых заданий) – 40 минут, 25 минут, 20 минут 7. Подведение итогов занятия, выставление оценок – 10 минут 8. Задание на дом – 5 минут Итог: 180 минут

Хронологическая карта практического занятия:

1. Организационный момент – 5 минут

2. Изложение темы, цели и плана занятия – 5 минут

3. Вводный контроль знаний с проработкой ошибок – 15 минут

4. Демонстрационная часть – 20 минут

5. Эвристическая беседа – 35 минут

6. Самостоятельная работа студентов (выполнение заданий, решение ситуационных задач, решение тестовых заданий) – 40 минут, 25 минут, 20 минут

7. Подведение итогов занятия, выставление оценок – 10 минут

8. Задание на дом – 5 минут

Итог: 180 минут

Этапы планирования занятия

Этапы занятия

1.Организационный момент

Деятельность преподавателя

Приветствие. Внешний вид. Готовность кабинета, оснащение. Отмечает отсутствующих

Деятельность студентов

2. Основная часть – изложение темы, цели и плана занятия  

Цели

3. Вводный тестовый контроль с проработкой ошибок

Фамилии отсутствующих говорит староста подгруппы. Доску и мел готовит дежурный

 

Сообщает тему, цель и план занятия. Предлагает заполнить протокол занятия (приложение 1)

Время

Предложить студентам письменно ответить на тестовые задания (приложение 2)

 

4. Демонстрационная часть и

Проверить готовность к работе, сконцентрировать внимание студентов

Слушают. Заполняют протокол

 

5

Раскрыть значимость темы в будущей профессии медицинской сестры. Подготовка к предстоящей работе.

 

Внимательно читают вопрос, выбирают один правильный ответ

Рассказывает главные моменты темы, демонстрирует плакаты, презентации.

 

 

5

минут

Проверить уровень знаний перед занятием

Слушают, просмотр презентации, фильма. Запоминают

  Эвристическая беседа

Задает вопросы, предлагает студентам отвечать, решая поставленную задачу. Преподаватель может помогать студентам, задавая наводящие вопросы, вносит поправки

минут

 

Облегчить восприятие и осмысление материала

15

минут

 

20

  Слушают, дают полные ответы

 

 

минут

 

   Научить студентов овладевать знаниями, благодаря самостоятельной проработки небольших вопросов. Научить выступать перед аудиторией

 

 

 

 

35

минут

Этапы планирования занятия Этапы занятия Деятельность преподавателя 5. Закрепление материала, самостоятельная работа студентов Деятельность студентов   Предлагает студентам выполнить самостоятельную работу (приложение 4) 6. Подведение итогов занятия, выставление оценок Выполняют манипуляции, полученные результаты записывают в протокол. 7. Задание на дом Подводит итоги занятия, подсчитывает средний балл, выставляет оценки. Отмечает более активных студентов   Цели Проверить и закрепить полученные знания. Выполнение манипуляций готовит студентов к аккредитации и дальнейшей работе в ЛПУ. Время    При получении задачи выполняют задания Слушают, подсчитывают баллы Сообщает домашнее задание к следующему занятию Выявить уровень знаний студентов, поощрение активных студентов Слушают, записывают Предлагает решить ситуационные задачи, распределяет ситуационные задачи (приложение 6)   40 Предлагает решить тестовые задания по вариантам (приложение 8) Подготовка к следующему занятию минут 10     минут 5 минут       25 минут         20 минут    

Этапы планирования занятия

Этапы занятия

Деятельность преподавателя

5. Закрепление материала, самостоятельная работа студентов

Деятельность студентов

 

Предлагает студентам выполнить самостоятельную работу (приложение 4)

6. Подведение итогов занятия, выставление оценок

Выполняют манипуляции, полученные результаты записывают в протокол.

7. Задание на дом

Подводит итоги занятия, подсчитывает средний балл, выставляет оценки. Отмечает более активных студентов

 

Цели

Проверить и закрепить полученные знания. Выполнение манипуляций готовит студентов к аккредитации и дальнейшей работе в ЛПУ.

Время

   При получении задачи выполняют задания

Слушают, подсчитывают баллы

Сообщает домашнее задание к следующему занятию

Выявить уровень знаний студентов, поощрение активных студентов

Слушают, записывают

Предлагает решить ситуационные задачи, распределяет ситуационные задачи (приложение 6)

 

40

Предлагает решить тестовые задания по вариантам (приложение 8)

Подготовка к следующему занятию

минут

10

 

 

минут

5

минут

 

 

  25

минут

 

 

 

 

20

минут

 

 

Содержание  Вводный контроль знаний Эталоны ответов входного контроля Глоссарий терминов Терминальные состояния Преагональный период Терминальная пауза Агония Клиническая смерть Биологическая смерть Правила обращения с трупом Алгоритм обращения с телом умершего Потеря, смерть, горе Горе 5 Стадий горевания Далее

Содержание

  • Вводный контроль знаний
  • Эталоны ответов входного контроля
  • Глоссарий терминов
  • Терминальные состояния
  • Преагональный период
  • Терминальная пауза
  • Агония
  • Клиническая смерть
  • Биологическая смерть
  • Правила обращения с трупом
  • Алгоритм обращения с телом умершего
  • Потеря, смерть, горе
  • Горе
  • 5 Стадий горевания

Далее

Содержание  Помощь со стороны медицинской сестры Беседы с родственниками Паллиативное лечение В основе паллиативной медицины лежит Паллиативная помощь проводится Принципы оказания паллиативной помощи дома и в условиях стационара Хоспис Роль сестринского персонала в паллиативном лечении Итоговый контроль Итоговый контроль. Задание – 1. Графологический диктант Итоговый контроль. Задание – 2. Ситуационные задачи Итоговый контроль. Задание – 3. Самоконтроль знаний Итоговый контроль. Задание – 4. Дополните правильный ответ Итоговый контроль. Задание – 5. Тестовый контроль Список использованных источников

Содержание

  • Помощь со стороны медицинской сестры
  • Беседы с родственниками
  • Паллиативное лечение
  • В основе паллиативной медицины лежит
  • Паллиативная помощь проводится
  • Принципы оказания паллиативной помощи дома и в условиях стационара
  • Хоспис
  • Роль сестринского персонала в паллиативном лечении
  • Итоговый контроль
  • Итоговый контроль. Задание – 1. Графологический диктант
  • Итоговый контроль. Задание – 2. Ситуационные задачи
  • Итоговый контроль. Задание – 3. Самоконтроль знаний
  • Итоговый контроль. Задание – 4. Дополните правильный ответ
  • Итоговый контроль. Задание – 5. Тестовый контроль
  • Список использованных источников
ВВОДНЫЙ КОНТРОЛЬ По описанию определите верный термин.  Что такое «аутолиз»? Как называется корпус больницы, где занимаются диагностикой прижизненных заболеваний, а также устанавливают причину смерти? Обратимое состояние между жизнью и смерть, называется? Специфическое поведение, которое проявляется после потери кого-то близкого или чего-то дорогого для человека, а также какого-то органа или части тела? Эмоциональный оклик на потерю, разлуку – это? Как называется помощь неизлечимо больным гражданам, страдающим заболеваниями, которые не поддаются излечению, и включает в себя медицинские вмешательства, уход и мероприятия психологического характера? Биологическая смерть – это? Испытание скорби, печали, несчастья – называется? Как называется специализированное лечебное учреждение для обречённых пациентов, где оказывается комплексная медицинская, социальная и психологическая помощь? Чувство потери, наступающее после горевания – называется? Содержание  ОТВЕТЫ

ВВОДНЫЙ КОНТРОЛЬ

По описанию определите верный термин.

  • Что такое «аутолиз»?
  • Как называется корпус больницы, где занимаются диагностикой прижизненных заболеваний, а также устанавливают причину смерти?
  • Обратимое состояние между жизнью и смерть, называется?
  • Специфическое поведение, которое проявляется после потери кого-то близкого или чего-то дорогого для человека, а также какого-то органа или части тела?
  • Эмоциональный оклик на потерю, разлуку – это?
  • Как называется помощь неизлечимо больным гражданам, страдающим заболеваниями, которые не поддаются излечению, и включает в себя медицинские вмешательства, уход и мероприятия психологического характера?
  • Биологическая смерть – это?
  • Испытание скорби, печали, несчастья – называется?
  • Как называется специализированное лечебное учреждение для обречённых пациентов, где оказывается комплексная медицинская, социальная и психологическая помощь?
  • Чувство потери, наступающее после горевания – называется?

Содержание

ОТВЕТЫ

Эталоны ответов вводного контроля: Трупное разрушение (саморасплавление) тканей. Патологоанатомическое отделение. Терминальное состояние. Печаль и переживание. Горе. Паллиативная помощь. Состояние, которое выражается посмертными изменениями во всех органах и системах, носят постоянный, необратимый, трупный характер. Траур. Хоспис. Скорбь. Содержание

Эталоны ответов вводного контроля:

  • Трупное разрушение (саморасплавление) тканей.
  • Патологоанатомическое отделение.
  • Терминальное состояние.
  • Печаль и переживание.
  • Горе.
  • Паллиативная помощь.
  • Состояние, которое выражается посмертными изменениями во всех органах и системах, носят постоянный, необратимый, трупный характер.
  • Траур.
  • Хоспис.
  • Скорбь.

Содержание

ГЛОССАРИЙ ТЕРМИНОВ

 

  • Аутолиз – это трупное разрушение (саморасплавление) тканей.
  • Биологическая смерть – состояние, которое выражается посмертными изменениями во всех органах и системах, носят постоянный, необратимый, трупный характер.
  • Горе – эмоциональный оклик на потерю, разлуку.
  • Паллиативная помощь – помощь неизлечимо больным гражданам, страдающим заболеваниями, которые не поддаются излечению, и включает в себя медицинские вмешательства, уход и мероприятия психологического характера.
  • Патологоанатомическое отделение – это корпус больницы, где занимаются диагностикой прижизненных заболеваний, а также устанавливают причину смерти.
  • Печаль и переживание – специфическое поведение, которое проявляется после потери кого-то близкого или чего-то дорогого для человека, а также какого-то органа или части тела.
  • Потеря – утрата, лишение чего- или кого-нибудь.
  • Скорбь – чувство потери, наступающее после горевания.
  • Смерть – в медицине означает прекращение жизнедеятельности организма, его функционирования.
  • Терминальное состояние – обратимое состояние между жизнью и смерть.
  • Траур – испытание скорби, печали, несчастья.
  • Хоспис – специализированное лечебное учреждение для обречённых пациентов, где оказывается комплексная медицинская , социальная и психологическая помощь .

Содержание

ТЕРМИНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ Терминальное состояние – обратимое состояние, конечная стадия угасания жизни, предшествующая биологической смерти, включает несколько стадий: 1 Преагония. 2 Агония. 3 Клиническая смерть. Содержание

ТЕРМИНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ

Терминальное состояние – обратимое состояние, конечная стадия угасания жизни, предшествующая биологической смерти, включает несколько стадий:

1 Преагония.

2 Агония.

3 Клиническая смерть.

Содержание

Преагональный период – это начальная стадия терминального состояния – нарушение функции ЦНС, резкое ухудшение функции гемодинамики- длительность от нескольких минут до нескольких суток. Признаки: спутанное сознание, нарушение ритма и типа дыхания (ЧДД до 30-40 в минуту, затем до 8 в минуту, возможно патологическое дыхание), прогрессирующее падение АД, централизация кровообращения, прекращение периферического кровообращения, нитевидный пульс, тихи-брадикардия, изменение цвета кожных покровов: бледность, цианоз или мраморность, резкое снижение температуры кожи. Содержание

Преагональный период – это начальная стадия терминального состояния – нарушение функции ЦНС, резкое ухудшение функции гемодинамики- длительность от нескольких минут до нескольких суток.

Признаки:

  • спутанное сознание,
  • нарушение ритма и типа дыхания (ЧДД до 30-40 в минуту, затем до 8 в минуту, возможно патологическое дыхание),
  • прогрессирующее падение АД, централизация кровообращения, прекращение периферического кровообращения,
  • нитевидный пульс, тихи-брадикардия,
  • изменение цвета кожных покровов: бледность, цианоз или мраморность,
  • резкое снижение температуры кожи.

Содержание

Терминальная пауза. Между преагонией и агонией может быть терминальная пауза, длительность – от нескольких секунд до 3-4 минут. Признаки отсутствие дыхания, замедление пульса, сохранение только на центральных артериях, широкие зрачки, реакция на свет постепенно исчезает. Содержание

Терминальная пауза. Между преагонией и агонией может быть терминальная пауза, длительность – от нескольких секунд до 3-4 минут.

Признаки

  • отсутствие дыхания,
  • замедление пульса, сохранение только на центральных артериях,
  • широкие зрачки, реакция на свет постепенно исчезает.

Содержание

Агония ­– это стадия перехода к клинической смерти – длительность от нескольких минут до нескольких часов. Признаки отсутствие сознание, патологический ритм дыхания, угасание рефлексов, расширение зрачков, реакция на свет вялая, АД не определяется, Пульс на сонной артерии может пальпироваться, Появление судорог. Последний вдох – и наступает клиническая смерть. Содержание

Агония ­– это стадия перехода к клинической смерти – длительность от нескольких минут до нескольких часов.

Признаки

  • отсутствие сознание,
  • патологический ритм дыхания,
  • угасание рефлексов,
  • расширение зрачков, реакция на свет вялая,
  • АД не определяется,
  • Пульс на сонной артерии может пальпироваться,
  • Появление судорог.

Последний вдох – и наступает клиническая смерть.

Содержание

Клиническая смерть – это пограничное состояние между угасанием жизни и биологической смертью, продолжительность – 3-6 минут. Признаки отсутствие сознание, отсутствие дыхания, отсутствие пульса на сонной артерии, зрачки широкие, не реагируют на свет, мертвенно-бледные или землисто-серый цвет лица, черты лица резко заострены, мускулатура расслаблена, рефлексы расслаблены, расслабление сфинктеров – непроизвольное мочеиспускание или дефекация. Содержание

Клиническая смерть – это пограничное состояние между угасанием жизни и биологической смертью, продолжительность – 3-6 минут.

Признаки

  • отсутствие сознание,
  • отсутствие дыхания,
  • отсутствие пульса на сонной артерии,
  • зрачки широкие, не реагируют на свет,
  • мертвенно-бледные или землисто-серый цвет лица,
  • черты лица резко заострены,
  • мускулатура расслаблена, рефлексы расслаблены,
  • расслабление сфинктеров – непроизвольное мочеиспускание или дефекация.

Содержание

Биологическая смерть. При отсутствии эффективности реанимационных мероприятий жизнедеятельность организма прекращается, в тканях возникают необратимые изменения – наступает биологическая смерть. Признаки: Помутнение и высыхание роговицы глаза, Размягчение глазного яблока, симптом «кошачьего глаза» при деформации зрачка от сдавления глаза, Появление трупных пятен сине-багрового цвета в низлежащих участках туловища в зависимости от положения тела, Развитие трупного окоченения последовательно от мышц лица на туловище и конечности, Снижение температуры тела до температуры окружающей среды. Содержание

Биологическая смерть. При отсутствии эффективности реанимационных мероприятий жизнедеятельность организма прекращается, в тканях возникают необратимые изменения – наступает биологическая смерть.

Признаки:

  • Помутнение и высыхание роговицы глаза,
  • Размягчение глазного яблока, симптом «кошачьего глаза» при деформации зрачка от сдавления глаза,
  • Появление трупных пятен сине-багрового цвета в низлежащих участках туловища в зависимости от положения тела,
  • Развитие трупного окоченения последовательно от мышц лица на туловище и конечности,
  • Снижение температуры тела до температуры окружающей среды.

Содержание

Предварительный этап к переводу трупа в патологоанатомическое отделение – финальное проявление уважения и заботы по отношению к умершему человеку. Смерть констатирует только врач и фиксирует в медицинской карте дату и время смерти. Врач сообщает родственникам о смерти пациента. Содержание

Предварительный этап к переводу трупа в патологоанатомическое отделение – финальное проявление уважения и заботы по отношению к умершему человеку.

Смерть констатирует только врач и фиксирует в медицинской карте дату и время смерти. Врач сообщает родственникам о смерти пациента.

Содержание

ПРАВИЛА ОБРАЩЕНИЯ С ТРУПОМ Предварительный этап к переводу трупа в патологоанатомическое отделение – финальное проявление уважения и заботы по отношению к умершему человеку. Медицинская сестра и санитарка снимают с трупа одежду, укладывают его на спину с разогнутыми конечностями (без подушки), снимают ценности в присутствии врача, медсестра вместе с врачом составляет акт на наличие ценностей, делает запись в медицинской карте и отдают на хранение старшей медсестре в сейф. Содержание

ПРАВИЛА ОБРАЩЕНИЯ С ТРУПОМ

Предварительный этап к переводу трупа в патологоанатомическое отделение – финальное проявление уважения и заботы по отношению к умершему человеку.

Медицинская сестра и санитарка снимают с трупа одежду, укладывают его на спину с разогнутыми конечностями (без подушки), снимают ценности в присутствии врача, медсестра вместе с врачом составляет акт на наличие ценностей, делает запись в медицинской карте и отдают на хранение старшей медсестре в сейф.

Содержание

Затем у трупа подвязывают нижнюю челюсть, опускают веки, накрывают простыней и оставляют в постели на 2 часа (до появления явных признаков биологической смерти). Если снять с умершего ценности невозможно в медицинской карте должны быть перечислены все оставленные на нём ценности. Затем, перед отправкой трупа в патологоанатомическое отделение для вскрытия, медсестра привязывает бирку к большому пальцу правой ноги трупа с указанием его фамилии, имени, отчества и номера медицинской карты. В сопроводительной записке, помимо перечисленных данных, указывают также диагноз, дату и время смерти. Содержание

Затем у трупа подвязывают нижнюю челюсть, опускают веки, накрывают простыней и оставляют в постели на 2 часа (до появления явных признаков биологической смерти). Если снять с умершего ценности невозможно в медицинской карте должны быть перечислены все оставленные на нём ценности.

Затем, перед отправкой трупа в патологоанатомическое отделение для вскрытия, медсестра привязывает бирку к большому пальцу правой ноги трупа с указанием его фамилии, имени, отчества и номера медицинской карты. В сопроводительной записке, помимо перечисленных данных, указывают также диагноз, дату и время смерти.

Содержание

В ПАО труп направляется только после появления явных признаков смерти (трупное окоченение, трупные пятна и др.). Ценности и вещи умершего возвращают родственникам под расписку. В ПАО патологоанатом вскрывает труп, определяет истинную причину смерти и пишет своё заключение. Родственникам выдаётся справка о смерти, в которой указывается Ф.И.О. умершего, дата и время смерти, и истинная причина смерти. Родственники регистрируют смерть в ЗАГС(е) и получают свидетельство о смерти. Похороны разрешаются только при наличии свидетельства о смерти. Содержание

В ПАО труп направляется только после появления явных признаков смерти (трупное окоченение, трупные пятна и др.).

Ценности и вещи умершего возвращают родственникам под расписку.

В ПАО патологоанатом вскрывает труп, определяет истинную причину смерти и пишет своё заключение. Родственникам выдаётся справка о смерти, в которой указывается Ф.И.О. умершего, дата и время смерти, и истинная причина смерти.

Родственники регистрируют смерть в ЗАГС(е) и получают свидетельство о смерти. Похороны разрешаются только при наличии свидетельства о смерти.

Содержание

Алгоритм обращения с телом умершего

  • После констатации смерти врачом медсестра обрабатывает руки антисептическим средством или жидким мылом, надевает перчатки.
  • Необходимо поставить ширму у кровати, чтобы отгородить умершего от других пациентов. Если есть возможность вывести тело умершего, то следует переложить тело на каталку, накрыть простыней и вывести в другое помещение.
  • Убрать подушку из-под головы умершего.
  • Если есть, снять с умершего ценности в отделении в присутствии лечащего или дежурного врача, о чём вместе с врачом составляет акт и делает запись в медицинской карте, затем передаёт их на хранение старшей медсестре, которая вернёт их родственникам под расписку.
  • Снять с тела одежду и уложить умершего на спину с разогнутыми ногами, руки вдоль тела.
  • Если глаза умершего открыты, то закрыть веки.
  • Подвязать нижнюю челюсть с использованием бинта.
  • Если в теле пациента стояли катетеры, зонды, капельницы и др. то медицинской сестре следует удалить их.
  • Медицинская сестра делает запись на бирке: фамилию, имя, отчество и номер медицинской карты умершего и привязывает к его правой ноге.
  • Тело умершего накрывается простыней и оставляется в таком положении в течение 2-х часов (до появления явных признаков биологической смерти). Через два часа тело повторно осматривается врачом с целью установления достоверных признаков биологической смерти.
  • Медицинская сестра снимает перчатки, моет руки с мылом, обрабатывает антисептиком для рук.
  • Совместно с врачом оформляется сопроводительный лист, где указывается: ФИО, номер медицинской карты умершего (истории болезни), клинический диагноз, дата и время смерти.

Содержание

Алгоритм обращения с телом умершего 13 Медицинская сестра сообщает родственникам о смерти пациента (по указанию врача). 14 По истечении двух часов тело умершего на специальной каталке с сопроводительными документами доставляется в патологоанатомическое отделение для установления точной причины смерти. Для обеспечения сохранности тела его временно, до момента вскрытия, помещают в специальную холодильную камеру патологоанатомического отделения. 15 Постельные принадлежности (матрац, подушку, одеяло и постельное белье) помещается в клеенчатый мешок, затем сдаётся в дезинфекционную камеру. Дезраствором обрабатывается кровать, стены, тумбочка, пол в соответствии с установленными правилами санитарно-противоэпидемического режима. В палате включается бактерицидная лампа не менее чем на 1 час. Содержание

Алгоритм обращения с телом умершего

13 Медицинская сестра сообщает родственникам о смерти пациента (по указанию врача).

14 По истечении двух часов тело умершего на специальной каталке с сопроводительными документами доставляется в патологоанатомическое отделение для установления точной причины смерти. Для обеспечения сохранности тела его временно, до момента вскрытия, помещают в специальную холодильную камеру патологоанатомического отделения.

15 Постельные принадлежности (матрац, подушку, одеяло и постельное белье) помещается в клеенчатый мешок, затем сдаётся в дезинфекционную камеру. Дезраствором обрабатывается кровать, стены, тумбочка, пол в соответствии с установленными правилами санитарно-противоэпидемического режима. В палате включается бактерицидная лампа не менее чем на 1 час.

Содержание

ПОТЕРЯ, СМЕРТЬ, ГОРЕ Печаль, переживание – специфическое поведение, которое появляется после потери значимого человека, органа или части тела. Оно прекращается после того, как человек смирится с этой потерей. Потерей может стать утрата работы, конечности в результате ампутации, потеря возможности двигаться самостоятельно, потери зрения или слуха, потеря родного человека, потеря жизни. Когда говорят о потере жизни, имеется в виду и тот, кто ушел, и те, кто переживает потерю близкого человека. Жизнь – серия потерь. Естественная реакция человека на потерю – горе. Содержание

ПОТЕРЯ, СМЕРТЬ, ГОРЕ

Печаль, переживание – специфическое поведение, которое появляется после потери значимого человека, органа или части тела. Оно прекращается после того, как человек смирится с этой потерей.

Потерей может стать утрата работы, конечности в результате ампутации, потеря возможности двигаться самостоятельно, потери зрения или слуха, потеря родного человека, потеря жизни. Когда говорят о потере жизни, имеется в виду и тот, кто ушел, и те, кто переживает потерю близкого человека. Жизнь – серия потерь. Естественная реакция человека на потерю – горе.

Содержание

Горе – эмоциональный отклик на утрату или разлуку, проходящий несколько стадий. Медицинским сёстрам часто приходиться иметь дело с пациентами, переживающими по поводу потери. Если пациент и его родные не переживают горе в связи с потерей, у них могут возникнуть различные эмоциональные, психические и социальные проблемы. Чувство горя, горевание помогает пациенту адаптироваться к потере. Содержание

Горе – эмоциональный отклик на утрату или разлуку, проходящий несколько стадий.

Медицинским сёстрам часто приходиться иметь дело с пациентами, переживающими по поводу потери. Если пациент и его родные не переживают горе в связи с потерей, у них могут возникнуть различные эмоциональные, психические и социальные проблемы. Чувство горя, горевание помогает пациенту адаптироваться к потере.

Содержание

5 СТАДИЙ ГОРЕВАНИЯ

1 стадия:

Оцепенение,

Психологический шок, который может перейти в психические припадки и истерику, особенно если потеря внезапная. Шок приводит к реакции отрицания – «нет, не я, не может быть, это – ошибка». С другой стороны, реакция отрицании помогает воспринять случившееся постепенно. Но если она становится навязчивой, длится долго, у пациента могут возникнуть определённые проблемы. Реакция отрицания может пересекаться с планами на будущее, с окружающими или назначенным лечением.

2 стадия: Страх и гнев

отрицание, неприятие

Обострённая реакция злости, гнева, направленная как на самого себя, так и на того, кто несёт ответственность за случившееся. Злость может быть направлена на семью или обслуживающий персонал. Тот, кто понёс утрату или в преддверии её, разгневан, возмущен. Он спрашивает себя: «Почему именно мне это выпало?». Он страдает от этой мысли. Он готов на всё, лишь бы вернуть утраченное. Часто медработники думают, что гнев направлен на них, но на самом деле, на сложившуюся ситуацию. Поэтому, очень важно не оправдываться и не отвечать грубо, а просто помолчать (послужить «громоотводом»).

3 стадия:

Обсуждение, оспаривание происходящего

Попытка сделать всё немыслимое для исцеления – обратиться к целителям, богу. Попытка «заключить сделку», «вести переговоры» с высшим духовным существом. Человек обещает «Ему» что-то сделать, если «Он» даст ему возможность дожить до определённой даты или исцелит его самого или его близкого.

4 стадия:

5 стадия:

Депрессия

Человек, переживающий депрессию, испытывает растерянность и отчаяние. В некоторых случаях, он начинает реально ощущать близость потери, грусть и обиду по поводу не реализованных планов. В этот период человек часто плачет, отчужден, теряет интерес к дому, к собственной внешности. В это время нужно дать человеку выговориться, не пытаясь его ободрить, или убедить его в том, что нужно быть благодарным судьбе за прошлые радости в жизни. Особенно тяжело переносят этот период мужчины, так как они считают, что мужчина не имеет права плакать.

Принятие потери, может рассматриваться как наиболее положительная реакция, поскольку она сопровождается большим желанием сделать всё возможное, чтобы смягчить боль утраты. Но в некоторых случаях у переживающего потерю принятие безысходности положения приводит лишь к одному, желанию «отдохнуть, уснуть». Это означает прощание с жизнью, осознание конца.

Принятие

(смирение)

Содержание

Со стороны родственников, переживающих потерю, можно так же выделить свои стадии горевания: – Отрицание. – Тоска. – Депрессия. – Вина или агрессия. – Возвращение душевного равновесия. Некоторые фазы могут быть очень короткими или отсутствовать, другие – чрезвычайно затягиваться (например, депрессия близких умершего может продолжаться годами). Время, которое необходимо каждому человеку для того, чтобы пройти эти 5 стадий, сугубо индивидуально. Содержание

Со стороны родственников, переживающих потерю, можно так же выделить свои стадии горевания:

– Отрицание.

– Тоска.

– Депрессия.

– Вина или агрессия.

– Возвращение душевного равновесия.

Некоторые фазы могут быть очень короткими или отсутствовать, другие – чрезвычайно затягиваться (например, депрессия близких умершего может продолжаться годами). Время, которое необходимо каждому человеку для того, чтобы пройти эти 5 стадий, сугубо индивидуально.

Содержание

Помощь со стороны медицинской сестры В стадию отрицания надо не мешать. Мост взаимопонимания должен строиться от переживающего потерю. В стадию агрессии необходимо дать возможность «выплеснуться». Относиться к вспышкам гнева спокойно. В стадию обсуждения не надо лишать возможности сделать все, что можно для исцеления, помочь общению с духовником. В стадию депрессии необходимо сопереживание, уберечь от попытки суицида. Надо создать, доброжелательную обстановку с участием родственников, коллег по работе. В стадию принятия необходимо поддержать пациента. В финале пациенты чувствительны к любой фальши. Неоправданный оптимизм, замалчивание проблемы, чрезмерное переживание – неуместны. Важно терпеливое выслушивание, сочувствие, стремление поддержать. Беседы должны проводиться наедине. Содержание

Помощь со стороны медицинской сестры

В стадию отрицания надо не мешать. Мост взаимопонимания должен строиться от переживающего потерю.

В стадию агрессии необходимо дать возможность «выплеснуться». Относиться к вспышкам гнева спокойно.

В стадию обсуждения не надо лишать возможности сделать все, что можно для исцеления, помочь общению с духовником.

В стадию депрессии необходимо сопереживание, уберечь от попытки суицида. Надо создать, доброжелательную обстановку с участием родственников, коллег по работе.

В стадию принятия необходимо поддержать пациента. В финале пациенты чувствительны к любой фальши. Неоправданный оптимизм, замалчивание проблемы, чрезмерное переживание – неуместны. Важно терпеливое выслушивание, сочувствие, стремление поддержать. Беседы должны проводиться наедине.

Содержание

Беседы с родственниками – отдельно от пациента. Смерть – неотъемлемая часть самой жизни. Пациент должен принять её в нужный момент с достоинством и без страха. При приближении смерти медсестра должна сделать всё для пациента. Самое главное – дать понять ему, что до самой последней минуты он не будет один. Сообщая родственникам о смерти пациента, нельзя оставлять места сомнениям в том, что сделано всё необходимое и возможное, чтобы помочь спасти их близкого. В конце разговора попытаться переключить внимание родных на организацию похорон, посоветовать, что делать в первую очередь (оповещение родственников и знакомых, оформление свидетельства о смерти и т.д.). Содержание

Беседы с родственниками – отдельно от пациента. Смерть – неотъемлемая часть самой жизни. Пациент должен принять её в нужный момент с достоинством и без страха. При приближении смерти медсестра должна сделать всё для пациента. Самое главное – дать понять ему, что до самой последней минуты он не будет один.

Сообщая родственникам о смерти пациента, нельзя оставлять места сомнениям в том, что сделано всё необходимое и возможное, чтобы помочь спасти их близкого. В конце разговора попытаться переключить внимание родных на организацию похорон, посоветовать, что делать в первую очередь (оповещение родственников и знакомых, оформление свидетельства о смерти и т.д.).

Содержание

ПАЛЛИАТИВНОЕ ЛЕЧЕНИЕ Паллиативное лечение начинается тогда, когда все другие виды лечения не являются эффективными, когда отказывают жизнен важные органы. Первостепенно целью его является не продлить жизнь, а сделать оставшуюся жизнь более комфортной и значимой. Цель паллиативного лечения – поддержание максимально возможного уровня здоровья на определённом этапе жизни, связанном с её потерей. Содержание

ПАЛЛИАТИВНОЕ ЛЕЧЕНИЕ

Паллиативное лечение начинается тогда, когда все другие виды лечения не являются эффективными, когда отказывают жизнен важные органы. Первостепенно целью его является не продлить жизнь, а сделать оставшуюся жизнь более комфортной и значимой. Цель паллиативного лечения – поддержание максимально возможного уровня здоровья на определённом этапе жизни, связанном с её потерей.

Содержание

В основе паллиативной медицины лежит: – Система поддержки пациента, помогающая ему жить насколько возможно качественно в финальный период жизни. – Уход за пациентом, основанный на искренней заботе и милосердии. – Психологическая и духовная помощь пациентам. – Устранение и облегчение страданий обреченных пациентов, вызванных болью и другими мучительными симптомами. – Психологическая помощь членам семьи и близким пациента. Содержание

В основе паллиативной медицины лежит:

– Система поддержки пациента, помогающая ему жить насколько возможно качественно в финальный период жизни.

– Уход за пациентом, основанный на искренней заботе и милосердии.

– Психологическая и духовная помощь пациентам.

– Устранение и облегчение страданий обреченных пациентов, вызванных болью и другими мучительными симптомами.

– Психологическая помощь членам семьи и близким пациента.

Содержание

Паллиативная помощь проводится: – На дому. – В поликлинике (дневной стационар, дневной хоспис). – В стационаре (в отделениях паллиативной помощи – хосписе. – Выездной бригадой паллиативной помощи. Содержание

Паллиативная помощь проводится:

– На дому.

– В поликлинике (дневной стационар, дневной хоспис).

– В стационаре (в отделениях паллиативной помощи – хосписе.

– Выездной бригадой паллиативной помощи.

Содержание

Принципы оказания паллиативной помощи дома и в условиях стационара одинаковы. Но в условиях дома больше физических и психологических проблем испытывают родные пациента. Важным аспектом помощи на дому является обучение. Дневной стационар оказывает социальную поддержку и обеспечивает отдых семье. Пациентов привозят и отвозят волонтеры. Осуществляется сестринский уход и дополнительное обслуживание: водные процедуры, парикмахерские услуги, маникюр, массаж. В стационар пациенты поступают на короткое время: для контроля над симптомами, чтобы помочь семье, а также для последнего пристанища. Здесь особо важно эффективное соотношение количества медицинского персонала с количеством пациентов, у которых так значительны потребности в лечебной помощи и ухода. Содержание

Принципы оказания паллиативной помощи дома и в условиях стационара одинаковы. Но в условиях дома больше физических и психологических проблем испытывают родные пациента. Важным аспектом помощи на дому является обучение.

Дневной стационар оказывает социальную поддержку и обеспечивает отдых семье. Пациентов привозят и отвозят волонтеры. Осуществляется сестринский уход и дополнительное обслуживание: водные процедуры, парикмахерские услуги, маникюр, массаж.

В стационар пациенты поступают на короткое время: для контроля над симптомами, чтобы помочь семье, а также для последнего пристанища. Здесь особо важно эффективное соотношение количества медицинского персонала с количеством пациентов, у которых так значительны потребности в лечебной помощи и ухода.

Содержание

Хоспис – это больница для обреченных пациентов. Паллиативное лечение будет эффективным: если удаётся создавать и поддерживать для пациента комфортные и безопасные условия; если пациент максимально будет чувствовать свою независимость; если пациент не испытывает боли; если психологические, социальные и духовные проблемы решаются таким образом, чтобы человек смог смериться со своей смертью настолько, на сколько это возможно; если, несмотря на предстоящую потерю жизни, предоставленная пациенту система помогает ему жить настолько активно и творчески, как только это для него возможно до самой смерти;  если удастся помочь пациенту и его близким подготовиться к смерти. Содержание

Хоспис – это больница для обреченных пациентов. Паллиативное лечение будет эффективным:

  • если удаётся создавать и поддерживать для пациента комфортные и безопасные условия;
  • если пациент максимально будет чувствовать свою независимость;
  • если пациент не испытывает боли;
  • если психологические, социальные и духовные проблемы решаются таким образом, чтобы человек смог смериться со своей смертью настолько, на сколько это возможно;
  • если, несмотря на предстоящую потерю жизни, предоставленная пациенту система помогает ему жить настолько активно и творчески, как только это для него возможно до самой смерти;
  • если удастся помочь пациенту и его близким подготовиться к смерти.

Содержание

Роль сестринского персонала в паллиативном лечении Сестра должна быть способна справиться с ухудшением состояния пациента и его смертью, т е. она, как и другие члены бригады, осуществляющей паллиативное лечение (врачи, социальные работники, близкие родственники и друзья, служители религии и др.), должна суметь эмоционально подготовить пациента принять неизбежное наступление смертельного исхода. Сестра должна всякий раз создавать пациенту возможность обратиться к кому-либо за поддержкой, поощрять его способность горевать, так как это помогает ему справиться со своими чувствами. Она должна уметь отвлечь пациента от болезни и подготовить его к тому, чтобы процесс умирания проходил как можно легче и не обременительно как для самого пациента, так и для окружающих его близких и друзей. Содержание

Роль сестринского персонала в паллиативном лечении

Сестра должна быть способна справиться с ухудшением состояния пациента и его смертью, т е. она, как и другие члены бригады, осуществляющей паллиативное лечение (врачи, социальные работники, близкие родственники и друзья, служители религии и др.), должна суметь эмоционально подготовить пациента принять неизбежное наступление смертельного исхода.

Сестра должна всякий раз создавать пациенту возможность обратиться к кому-либо за поддержкой, поощрять его способность горевать, так как это помогает ему справиться со своими чувствами. Она должна уметь отвлечь пациента от болезни и подготовить его к тому, чтобы процесс умирания проходил как можно легче и не обременительно как для самого пациента, так и для окружающих его близких и друзей.

Содержание

Общаясь с пациентом, следует продумать манеру поведения, даже позу. Если пациент лежит, следует поставить напротив стул так, чтобы глаза пациента и сестры были на одном уровне. В глазах у сестры не должно быть страха и отчаяния, ибо о своём диагнозе он может догадаться по вашим глазам, мимике, жестам, т. е. по языку тела. Не следует притворяться, бодриться, лгать, избегать прямого честного разговора. Пациент всегда почувствует фальшивый оптимизм и перестанет говорить с сестрой о своих страхах, замкнётся в себе. Содержание

Общаясь с пациентом, следует продумать манеру поведения, даже позу. Если пациент лежит, следует поставить напротив стул так, чтобы глаза пациента и сестры были на одном уровне. В глазах у сестры не должно быть страха и отчаяния, ибо о своём диагнозе он может догадаться по вашим глазам, мимике, жестам, т. е. по языку тела. Не следует притворяться, бодриться, лгать, избегать прямого честного разговора. Пациент всегда почувствует фальшивый оптимизм и перестанет говорить с сестрой о своих страхах, замкнётся в себе.

Содержание

ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ

Графологический диктант: «Сестринский уход за умирающим пациентом»  

Если вы согласны с утверждением, дайте ответ «да», если вы не согласны с утверждением, дайте ответ «нет».

 

1 Горе – эмоциональный оклик на потерю, разлуку.

2 Хоспис – это корпус больницы, где занимаются диагностикой прижизненных заболеваний, а также устанавливают причину смерти.

3 Смерть – обратимое состояние между жизнью и смерть.

4 Траур – специфическое поведение, которое проявляется после потери кого-то близкого или чего-то дорогого для человека.

5 Терминальное состояние, включает в себя: преагонию, агонию, клиническую и биологическую смерть.

6 Между преагонией и агонией может быть терминальная пауза, длительность – от нескольких секунд до 3-4 минут.

7 Признаки преагонального периода: АД не определяется, угасание рефлексов, появление судорог.

8 Преагональный период – это начальная стадия терминального состояния.

9 Агония ­– это стадия перехода к клинической смерти – длительность от нескольких минут до нескольких часов.

10 Необратимый этап умирания – биологическая смерть.

11 Критериями определения клинической смерти служат: широкие зрачки, отсутствие сознание, дыхания и пульсации на магистральных сосудах.

12 Смерть констатирует врач.

13 Смерть констатирует медицинская сестра.

14 Клиническая смерть – это пограничное состояние между угасанием жизни и биологической смертью, продолжительность – 7-9 минут.

15 Клиническая смерть – это пограничное состояние между угасанием жизни и биологической смертью, продолжительность – 5-10 минут.

Содержание

ОТВЕТЫ

Эталон ответов на графологический диктант: «Сестринский уход за умирающим пациентом»   1 2 да нет 3 4 нет 5 нет 6 нет 7 да 8 нет 9 да 10 да да 11 12 да 13 да 14 нет 15 нет нет Содержание

Эталон ответов на графологический диктант: «Сестринский уход за умирающим пациентом»  

1

2

да

нет

3

4

нет

5

нет

6

нет

7

да

8

нет

9

да

10

да

да

11

12

да

13

да

14

нет

15

нет

нет

Содержание

Задание – 2. Ситуационные задачи Ситуационная задача № 1 После констатации смерти пациента Т. врачом, дежурная медицинская сестра по просьбе ожидающих за дверью родственников умершего пациента, в спешке сняла с умершего все его ценности и передала их лично родственникам в руки. На следующий день родственники умершего пациента Т. пожаловались на дежурную медицинскую сестру в нехватке некоторых драгоценностей. Задание: Правильно ли вы оцениваете действия медицинской сестры? Обоснуйте ответ. Ответы

Задание – 2. Ситуационные задачи

Ситуационная задача № 1

После констатации смерти пациента Т. врачом, дежурная медицинская сестра по просьбе ожидающих за дверью родственников умершего пациента, в спешке сняла с умершего все его ценности и передала их лично родственникам в руки. На следующий день родственники умершего пациента Т. пожаловались на дежурную медицинскую сестру в нехватке некоторых драгоценностей.

Задание: Правильно ли вы оцениваете действия медицинской сестры? Обоснуйте ответ.

Ответы

Задание – 2. Ситуационные задачи ЭТАЛОН ОТВЕТОВ Ситуационная задача № 1 После констатации смерти пациента Т. врачом, дежурная медицинская сестра по просьбе ожидающих за дверью родственников умершего пациента, в спешке сняла с умершего все его ценности и передала их лично родственникам в руки. На следующий день родственники умершего пациента Т. пожаловались на дежурную медицинскую сестру в нехватке некоторых драгоценностей. Задание: Правильно ли вы оцениваете действия медицинской сестры? Обоснуйте ответ. Ответ: Действия медицинской сестры не правильные. Медицинская сестра должна была в присутствии врачей сняв с умершего пациента все ценности, передать их на хранение старшей медсестре вместе с перечнем. А затем только старшая медицинская сестра отдаёт их родственникам под расписку. Следующая задача

Задание – 2. Ситуационные задачи

ЭТАЛОН ОТВЕТОВ

Ситуационная задача № 1

После констатации смерти пациента Т. врачом, дежурная медицинская сестра по просьбе ожидающих за дверью родственников умершего пациента, в спешке сняла с умершего все его ценности и передала их лично родственникам в руки. На следующий день родственники умершего пациента Т. пожаловались на дежурную медицинскую сестру в нехватке некоторых драгоценностей.

Задание: Правильно ли вы оцениваете действия медицинской сестры? Обоснуйте ответ.

Ответ: Действия медицинской сестры не правильные. Медицинская сестра должна была в присутствии врачей сняв с умершего пациента все ценности, передать их на хранение старшей медсестре вместе с перечнем. А затем только старшая медицинская сестра отдаёт их родственникам под расписку.

Следующая задача

Задание – 2. Ситуационные задачи Ситуационная задача № 2 После смерти пациента П. и констатации смерти врачом, дежурная медицинская сестра уложила тело горизонтально без подушки, подвязала ему челюсть, закрыла глаза, раздела труп, удалила все катетеры и капельницы, и по истечении 2-х часов отправила в патологоанатомическое отделение. Задание: Правильно ли вы оцениваете действия медицинской сестры? Обоснуйте ответ. Ответы

Задание – 2. Ситуационные задачи

Ситуационная задача № 2

После смерти пациента П. и констатации смерти врачом, дежурная медицинская сестра уложила тело горизонтально без подушки, подвязала ему челюсть, закрыла глаза, раздела труп, удалила все катетеры и капельницы, и по истечении 2-х часов отправила в патологоанатомическое отделение.

Задание: Правильно ли вы оцениваете действия медицинской сестры? Обоснуйте ответ.

Ответы

Задание – 2. Ситуационные задачи ЭТАЛОН ОТВЕТОВ Ситуационная задача № 2 После смерти пациента П. и констатации смерти врачом, дежурная медицинская сестра уложила тело горизонтально без подушки, подвязала ему челюсть, закрыла глаза, раздела труп, удалила все катетеры и капельницы, и по истечении 2-х часов отправила в патологоанатомическое отделение. Задание: Правильно ли вы оцениваете действия медицинской сестры? Обоснуйте ответ. Ответ: Действия медицинской сестры не правильные. Медицинская сестра должна написать на бирке ФИО, № истории болезни, дату смерти и прикрепить ее к правой ноге умершего пациента. Следующая задача

Задание – 2. Ситуационные задачи

ЭТАЛОН ОТВЕТОВ

Ситуационная задача № 2

После смерти пациента П. и констатации смерти врачом, дежурная медицинская сестра уложила тело горизонтально без подушки, подвязала ему челюсть, закрыла глаза, раздела труп, удалила все катетеры и капельницы, и по истечении 2-х часов отправила в патологоанатомическое отделение.

Задание: Правильно ли вы оцениваете действия медицинской сестры? Обоснуйте ответ.

Ответ: Действия медицинской сестры не правильные. Медицинская сестра должна написать на бирке ФИО, № истории болезни, дату смерти и прикрепить ее к правой ноге умершего пациента.

Следующая задача

Задание – 2. Ситуационные задачи Ситуационная задача № 3 Совместно с дежурным врачом медицинская сестра пытаются успокоить родственника, пациента которому поставлен диагноз – рак желудка. Родственник охвачен гневом, крайне зол, возмущен и обвиняет во всем врачей: «Его лечили неправильно и обследовали тоже неправильно. Да вы ничего не знаете!». Задание: Какую стадию горевания переживает родственник? Обоснуйте ответ. Ответы

Задание – 2. Ситуационные задачи

Ситуационная задача № 3

Совместно с дежурным врачом медицинская сестра пытаются успокоить родственника, пациента которому поставлен диагноз – рак желудка. Родственник охвачен гневом, крайне зол, возмущен и обвиняет во всем врачей: «Его лечили неправильно и обследовали тоже неправильно. Да вы ничего не знаете!».

Задание: Какую стадию горевания переживает родственник? Обоснуйте ответ.

Ответы

Задание – 2. Ситуационные задачи ЭТАЛОН ОТВЕТОВ Ситуационная задача № 3 Совместно с дежурным врачом медицинская сестра пытаются успокоить родственника, пациента которому поставлен диагноз – рак желудка. Родственник охвачен гневом, крайне зол, возмущен и обвиняет во всем врачей: «Его лечили неправильно и обследовали тоже неправильно. Да вы ничего не знаете!». Задание: Какую стадию горевания переживает родственник? Обоснуйте ответ. Ответ: Родственник пациента переживает вторую стадию горевания – гнев. Об этом говорят следующие признаки: «Родственник охвачен гневом, крайне зол, возмущен и обвиняет во всем врачей». Следующая задача

Задание – 2. Ситуационные задачи

ЭТАЛОН ОТВЕТОВ

Ситуационная задача № 3

Совместно с дежурным врачом медицинская сестра пытаются успокоить родственника, пациента которому поставлен диагноз – рак желудка. Родственник охвачен гневом, крайне зол, возмущен и обвиняет во всем врачей: «Его лечили неправильно и обследовали тоже неправильно. Да вы ничего не знаете!».

Задание: Какую стадию горевания переживает родственник? Обоснуйте ответ.

Ответ: Родственник пациента переживает вторую стадию горевания – гнев. Об этом говорят следующие признаки: «Родственник охвачен гневом, крайне зол, возмущен и обвиняет во всем врачей».

Следующая задача

Задание – 2. Ситуационные задачи Ситуационная задача № 4 Вы в гостях у давней подруги, которая недавно похоронила свою мать. Подруга потеряла интерес к жизни, не хочет никого видеть, не выходит из дома, не ухаживает за собой и отказывается есть. Говорит о том, что ей очень нужно попасть «туда», к своей маме. Задание: Как вы поступите? Какую стадию горевания переживает ваша подруга? Ответы

Задание – 2. Ситуационные задачи

Ситуационная задача № 4

Вы в гостях у давней подруги, которая недавно похоронила свою мать. Подруга потеряла интерес к жизни, не хочет никого видеть, не выходит из дома, не ухаживает за собой и отказывается есть. Говорит о том, что ей очень нужно попасть «туда», к своей маме.

Задание: Как вы поступите? Какую стадию горевания переживает ваша подруга?

Ответы

Задание – 2. Ситуационные задачи ЭТАЛОН ОТВЕТОВ Ситуационная задача № 4 Вы в гостях у давней подруги, которая недавно похоронила свою мать. Подруга потеряла интерес к жизни, не хочет никого видеть, не выходит из дома, не ухаживает за собой и отказывается есть. Говорит о том, что ей очень нужно попасть «туда», к своей маме. Задание: Как вы поступите? Какую стадию горевания переживает ваша подруга? Ответ: Необходимо оказать психологическую поддержку подруге. Не оставлять ее дома одну. Так как она переживает четвертую стадию горевания – депрессия. В этой стадии высок риск суицидных действий, об этом говорят следующие признаки: «Говорит о том, что ей очень нужно попасть «туда», к своей маме». Следующая задача

Задание – 2. Ситуационные задачи

ЭТАЛОН ОТВЕТОВ

Ситуационная задача № 4

Вы в гостях у давней подруги, которая недавно похоронила свою мать. Подруга потеряла интерес к жизни, не хочет никого видеть, не выходит из дома, не ухаживает за собой и отказывается есть. Говорит о том, что ей очень нужно попасть «туда», к своей маме.

Задание: Как вы поступите? Какую стадию горевания переживает ваша подруга?

Ответ: Необходимо оказать психологическую поддержку подруге. Не оставлять ее дома одну. Так как она переживает четвертую стадию горевания – депрессия. В этой стадии высок риск суицидных действий, об этом говорят следующие признаки: «Говорит о том, что ей очень нужно попасть «туда», к своей маме».

Следующая задача

Задание – 2. Ситуационные задачи Ситуационная задача № 5 Вы встретили свою школьную учительницу, которую давно не видели, но знаете, что она серьезно больна, у нее онкологическое заболевание. Она вам говорит: «Я прожила интересную и насыщенную жизнь. Теперь я могу и умереть». Задание: Какую стадию горевания переживает эта женщина? Обоснуйте ответ. Ответы

Задание – 2. Ситуационные задачи

Ситуационная задача № 5

Вы встретили свою школьную учительницу, которую давно не видели, но знаете, что она серьезно больна, у нее онкологическое заболевание. Она вам говорит: «Я прожила интересную и насыщенную жизнь. Теперь я могу и умереть».

Задание: Какую стадию горевания переживает эта женщина? Обоснуйте ответ.

Ответы

Задание – 2. Ситуационные задачи ЭТАЛОН ОТВЕТОВ Ситуационная задача № 5 Вы встретили свою школьную учительницу, которую давно не видели, но знаете, что она серьезно больна, у нее онкологическое заболевание. Она вам говорит: «Я прожила интересную и насыщенную жизнь. Теперь я могу и умереть». Задание: Какую стадию горевания переживает эта женщина? Обоснуйте ответ. Ответ: Она переживает пятую стадию горевания – смирение. Об этом говорят следующие признаки: «Я прожила интересную и насыщенную жизнь. Теперь я могу и умереть». Человек подготовил себя к смерти, смирился и принял ее как факт. Содержание

Задание – 2. Ситуационные задачи

ЭТАЛОН ОТВЕТОВ

Ситуационная задача № 5

Вы встретили свою школьную учительницу, которую давно не видели, но знаете, что она серьезно больна, у нее онкологическое заболевание. Она вам говорит: «Я прожила интересную и насыщенную жизнь. Теперь я могу и умереть».

Задание: Какую стадию горевания переживает эта женщина? Обоснуйте ответ.

Ответ: Она переживает пятую стадию горевания – смирение. Об этом говорят следующие признаки: «Я прожила интересную и насыщенную жизнь. Теперь я могу и умереть». Человек подготовил себя к смерти, смирился и принял ее как факт.

Содержание

Задание – 3. Самоконтроль знаний Назовите терминальные состояния. Что такое преагональный период? Назовите признаки преагонального периода. Понятие «терминальная пауза». Что такое агония. Назовите признаки агонии. Что такое клиническая смерть. Назовите признаки клинической смерти. Что такое биологическая смерть. Назовите признаки Биологической смерти. ОТВЕТЫ

Задание – 3. Самоконтроль знаний

  • Назовите терминальные состояния.
  • Что такое преагональный период?
  • Назовите признаки преагонального периода.
  • Понятие «терминальная пауза».
  • Что такое агония.
  • Назовите признаки агонии.
  • Что такое клиническая смерть.
  • Назовите признаки клинической смерти.
  • Что такое биологическая смерть.
  • Назовите признаки Биологической смерти.

ОТВЕТЫ

Эталон ответов на самоконтроль знаний

  • Преагония. Агония. Клиническая смерть.
  • Преагональный период – это начальная стадия терминального состояния – нарушение функции ЦНС, резкое ухудшение функции гемодинамики- длительность от нескольких минут до нескольких суток.
  • Спутанное сознание, нарушение ритма и типа дыхания (ЧДД до 30-40 в минуту, затем до 8 в минуту, возможно патологическое дыхание), прогрессирующее падение АД, централизация кровообращения, прекращение периферического кровообращения, нитевидный пульс, тихи-брадикардия, изменение цвета кожных покровов: бледность, цианоз или мраморность, резкое снижение температуры кожи.
  • Терминальная пауза. Между преагонией и агонией может быть терминальная пауза, длительность – от нескольких секунд до 3-4 минут.
  • Агония ­– это стадия перехода к клинической смерти – длительность от нескольких минут до нескольких часов.
  • Отсутствие сознание, патологический ритм дыхания, угасание рефлексов, расширение зрачков, реакция на свет вялая, АД не определяется, пульс на сонной артерии может пальпироваться, появление судорог.
  • Клиническая смерть – это пограничное состояние между угасанием жизни и биологической смертью, продолжительность – 3-6 минут.
  • Отсутствие сознание, отсутствие дыхания, отсутствие пульса на сонной артерии, зрачки широкие, не реагируют на свет, мертвенно-бледные или землисто-серый цвет лица, черты лица резко заострены, мускулатура расслаблена, рефлексы расслаблены, расслабление сфинктеров – непроизвольное мочеиспускание или дефекация.
  • Необратимый этап умирания.
  • Помутнение и высыхание роговицы глаза, размягчение глазного яблока, симптом «кошачьего глаза» при деформации зрачка от сдавления глаза, появление трупных пятен сине-багрового цвета в низлежащих участках туловища в зависимости от положения тела, развитие трупного окоченения последовательно от мышц лица на туловище и конечности, снижение температуры тела до температуры окружающей среды.

Содержание

Задание – 4. Дополните правильный ответ

1 Между преагонией и агонией может быть терминальная пауза, длительность – от нескольких секунд до _____ минут.

2 Агония ­– это стадия перехода к _____ _____ – длительность от нескольких минут до нескольких часов.

3 Клиническая смерть – это пограничное состояние между угасанием жизни и биологической смертью, продолжительность – _______ минут.

4 Смерть констатирует _______ и фиксирует в медицинской карте.

5 Одним из признаков биологической смерти является – снижение температуры тела до температуры _____ _____ .

6 Одним из признаков биологической смерти является – размягчение глазного яблока, симптом «_____ _____» при деформации зрачка от сдавления глаза.

7 Диагностическими критериями определения клинической смерти служат: отсутствие пульсации на _________ сосудах.

8 Родственники регистрируют смерть умершего в _______ и получают свидетельство о смерти.

9 Тело умершего накрывается простыней и оставляется в таком положении в течение ______ часов.

10 Обострённая реакция злости, гнева, направленная как на самого себя, так и на того, кто несёт ответственность за случившееся – _____ стадия горевания.

ОТВЕТЫ

Эталон ответов на дополнение 1 – 3-4. 2 – Клинической смерти. 3 – 3-6. 4 – Только врач. 5 – Окружающей среды. 6 – Кошачьего глаза. 7 – Магистральных. 8 – ЗАГС(е). 9 – 2-х. 10 – 2 стадия. Содержание

Эталон ответов на дополнение

1 – 3-4.

2 – Клинической смерти.

3 – 3-6.

4 – Только врач.

5 – Окружающей среды.

6 – Кошачьего глаза.

7 – Магистральных.

8 – ЗАГС(е).

9 – 2-х.

10 – 2 стадия.

Содержание

Задание – 5. ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ « Сестринский уход за умирающим пациентом »  Выберите один правильный ответ  1. Терминальное состояние – это а) состояние клинической смерти б) агония в) период умирания г) пограничное состояние между жизнью и смертью   2. Достоверные признаки биологической смерти – а) прекращение дыхания, сердцебиения б) прекращение сердечной деятельности, снижение температуры тела на 1-2 градуса в) размягчение глазного яблока, появление трупных пятен г) снижение АД до нуля, прекращение дыхания   3. Смерть пациента констатирует: а) врач б) главный врач в) медицинская сестра г) санитарка Далее

Задание – 5. ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ

« Сестринский уход за умирающим пациентом »

Выберите один правильный ответ

1. Терминальное состояние – это

а) состояние клинической смерти

б) агония

в) период умирания

г) пограничное состояние между жизнью и смертью

 

2. Достоверные признаки биологической смерти –

а) прекращение дыхания, сердцебиения

б) прекращение сердечной деятельности, снижение температуры тела на 1-2 градуса

в) размягчение глазного яблока, появление трупных пятен

г) снижение АД до нуля, прекращение дыхания

 

3. Смерть пациента констатирует:

а) врач

б) главный врач

в) медицинская сестра

г) санитарка

Далее

4. Ценности и вещи умершего возвращают родственникам: а) не возвращаются б) только после уточнения причины смерти в) только на основании свидетельства о смерти г) возвращаются под расписку   5. Эмоциональный отклик на утрату или разлуку, проходящий несколько стадий. а) печаль б) переживание в) утрата г) горе   6. После констатации смерти а) труп сразу отправляют в ПАО б) труп оставляют лежать на 3 часа в) снимают одежду, закрывают глаза, подвязывают нижнюю челюсть г) пишут на бедре фамилию и отправляют в ПАО   7. В сопроводительной записке к трупу указывают а) фамилию, имя и отчество пациента, номер истории болезни б) номер истории болезни, фамилию, диагноз в) фамилию, имя, отчество, номер истории болезни, дату смерти, диагноз г) диагноз, фамилию, имя, отчество, дату смерти Далее

4. Ценности и вещи умершего возвращают родственникам:

а) не возвращаются

б) только после уточнения причины смерти

в) только на основании свидетельства о смерти

г) возвращаются под расписку

 

5. Эмоциональный отклик на утрату или разлуку, проходящий несколько стадий.

а) печаль

б) переживание

в) утрата

г) горе

 

6. После констатации смерти

а) труп сразу отправляют в ПАО

б) труп оставляют лежать на 3 часа

в) снимают одежду, закрывают глаза, подвязывают нижнюю челюсть

г) пишут на бедре фамилию и отправляют в ПАО

 

7. В сопроводительной записке к трупу указывают

а) фамилию, имя и отчество пациента, номер истории болезни

б) номер истории болезни, фамилию, диагноз

в) фамилию, имя, отчество, номер истории болезни, дату смерти, диагноз

г) диагноз, фамилию, имя, отчество, дату смерти

Далее

8. Существует стадий горевания а) 2 б) 3 в) 5 г) 6   9. Вторая стадия горевания – а) попытка заключить сделку б) гнев, который может вылиться в ярость в) депрессия г) реакция отрицания   10. Третья стадия горевания – а) попытка заключить сделку б) гнев, который может вылиться в ярость в) депрессия г) реакция отрицания Далее

8. Существует стадий горевания

а) 2

б) 3

в) 5

г) 6

 

9. Вторая стадия горевания –

а) попытка заключить сделку

б) гнев, который может вылиться в ярость

в) депрессия

г) реакция отрицания

 

10. Третья стадия горевания –

а) попытка заключить сделку

б) гнев, который может вылиться в ярость

в) депрессия

г) реакция отрицания

Далее

Эталон ответов на тестовый контроль 1  Г 2  В 3  А 4  Г 5  Г 6  В 7  В 8  В 9  Б 10  А Содержание

Эталон ответов на тестовый контроль

1 Г

2 В

3 А

4 Г

5 Г

6 В

7 В

8 В

9 Б

10 А

Содержание

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Кулешова, Л. И. Основы сестринского дела :  курс лекций,  сестринские  технологии : учебник / Л. И. Кулешова, Е. В. Пустоветова ; под ред. В. В. Морозова. – Изд. 3-е. – Ростов н/Д : Феникс, 2019. – 716 с. (Среднее медицинское образование) – ISBN 978-5-222-29749-0. – Текст : электронный // ЭБС «Консультант студента»

2. Гордеев, И. Г. Сестринское дело. Практическое руководство : учебное пособие / под ред. И. Г. Гордеева, С. М. Отаровой, З. З. Балкизова. – 2-е изд. ,перераб. и доп. – Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2020. – 592 с. : ил. – 592 с. – ISBN 978-5-9704-5514-2. – Текст : электронный // ЭБС «Консультант студента»

3.Двойников, С. И. Младшая медицинская сестра по уходу за больными : учебник / С. И. Двойников, С. Р. Бабаян, Ю. А. Тарасова [и др. ] ; под ред. С. И. Двойникова, С. Р. Бабаяна. – Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2021. – 512 с. : ил. – 512 с. – ISBN 978-5-9704-6455-7. – Текст : электронный // ЭБС «Консультант студента»

4.Корягина, Н. Ю. Организация специализированного сестринского ухода : учебное пособие / Н. Ю. Корягина, Н. В. Широкова, Ю. А. Наговицына [и др. ] ; под ред. З. Е. Сопиной. – Москва : ГЭОТАР Медиа, 2020. – 464 с. : ил. – 464 с. – ISBN 978-5-9704-5694-1. – Текст : электронный // ЭБС «Консультант студента»

5.Организация сестринской деятельности / Бабаян C. Р. [и др. ] –Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2019. – 656 с. – ISBN 978-5-9704-5112-0. – Текст : электронный // ЭБС «Консультант студента»

6.Широкова, Н. В. Основы сестринского дела. Алгоритмы манипуляций :учебноепособие / Н. В. Широкова [и др. ]. – Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2019. – 160 с. – 160 с. – ISBN 978-5-9704-4762-8. – Текст : электронный // ЭБС «Консультант студента»

7.Шарочева, М. А. Технологии выполнения простых медицинских услуг. Манипуляции сестринского ухода / Шарочева М. А. , Тихомирова В. А. – Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2020. – 368 с. – ISBN 978-5-9704-5158-8. – Текст : электронный // ЭБС «Консультантстудента»

Дополнительные источники:

Осипова, В. Л. Дезинфекция : учебное пособие / В. Л. Осипова – Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2019. – 136 с. – ISBN 978-5-9704-3886-2. – Текст : электронный // ЭБС «Консультант студента»

Нормативные документы:

Интернет ресурсы, отвечающие тематике профессионального модуля, в том числе – http://www.studentlibrary.ru

http://www.consultant.ru/ – нормативные документы и др.

 

Содержание

Спасибо за внимание!

Спасибо

за внимание!