СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Электронное учебно-методическое пособие для студентов медицинских техникумов и колледжей по дисциплине ОП 03. Основы патологии Тема «Профилактика и лечение опухолей»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Электронное учебно-методическое пособие для студентов медицинских техникумов и колледжей по дисциплине ОП 03. Основы патологии Тема «Профилактика и лечение опухолей»»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение  «Саткинский медицинский колледж» ЭЛЕКТРОННОЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ для студентов медицинских техникумов и колледжей по дисциплине: ОП 03. Основы патологии Тема: « Профилактика и лечение опухолей » специальности: 34.02.01 «Сестринское дело»   Составила преподаватель  сестринского дела в терапии ГБПОУ «Саткинский медицинский колледж» Матвеева А.Е. 2022 год

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Саткинский медицинский колледж»

ЭЛЕКТРОННОЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

для студентов медицинских техникумов и колледжей

по дисциплине:

ОП 03. Основы патологии

Тема: « Профилактика и лечение опухолей »

специальности:

34.02.01 «Сестринское дело»

 

Составила преподаватель

сестринского дела в терапии ГБПОУ

«Саткинский медицинский колледж» Матвеева А.Е.

2022 год

Пояснительная записка

Данный материал предлагается студентам 3 курса отделений «Cестринского дела» и 1 курса «Лечебного дела» для самостоятельной подготовки к практическим занятиям по теме : « Профилактика и лечение опухолей »

Патология (патос – болезнь, логос – наука) – фундаментальная наука, изучающая закономерности возникновения, развития и завершение болезней.

Изучение данной темы, являясь важнейшей частью теоретической медицины, выясняет общие закономерности возникновения, развития и течения опухолевых процессов. Практическое изучение методов исследования причин, морфологических изменений, значения развития опухолей позволит сформировать полное представление о патогенетических основах опухолевых процессов, поскольку опухоли занимают второе место по смертности населения после заболеваний сердечно-сосудистой системы. Знание этиологии, механизмов развития и диагностики опухолей позволит применить их в практической деятельности.

Целесообразность выпуска данного пособия обусловлена изложением в доступной для Вас форме ряда вопросов, не нашедших соответствующего отражения на теоретическом занятии.

Методические указания Уважаемые студенты, Вам предлагается поэтапное изучение темы «Профилактика и лечение опухолей»  До начала изучения темы, Вам рекомендуется вспомнить данную тему из школьного курса биологии (раздел «Человек и его здоровье»). После изучения каждого раздела, Вам рекомендуется ответить на вопросы для самоконтроля. Если вы затрудняетесь с ответом на данные вопросы, следует вернуться повторно к изучению материала. При повторном изучении постарайтесь найти в изложенном материале ответы на вопросы.

Методические указания

Уважаемые студенты, Вам предлагается поэтапное изучение темы «Профилактика и лечение опухолей»

До начала изучения темы, Вам рекомендуется вспомнить данную тему из школьного курса биологии (раздел «Человек и его здоровье»).

После изучения каждого раздела, Вам рекомендуется ответить на вопросы для самоконтроля. Если вы затрудняетесь с ответом на данные вопросы, следует вернуться повторно к изучению материала.

При повторном изучении постарайтесь найти в изложенном материале ответы на вопросы.

Компетенции, формируемые в результате освоения темы

Общие компетенции:

значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно- коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой

смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Бережно относиться к историческому

наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии,

инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

Профессиональные компетенции, соответствующие основным видам профессиональной деятельности:

ПК 1.1. Планировать обследование

пациентов различных возрастных групп. ПК 1.2. Проводить диагностические исследования

ПК 1.3. Проводить диагностику острых и хронических заболеваний

ПК 1.4. Проводить диагностику беременности

ПК 1.5. Проводить диагностику комплексного состояния ребенка

ПК 1.6. Проводить диагностику смерти ПК 2.2. Определять тактику ведения пациента

ПК 2.3. Выполнять лечебные вмешательства ПК 2.4. Проводить контроль эффективности лечения

ПК 2.5. Осуществлять контроль состояния пациента

ПК 3.1. Проводить диагностику неотложных состояний

ПК 3.2. Определять тактику ведения пациента

ПК 4.1. Организовывать диспансеризацию населения и участвовать в организации ее проведения

ПК 4.2. Проводить санитарно- противоэпидемические мероприятия на закрепленном участке

ПК 4.3. Проводить санитарно-гигиеническое просвещение населения

ПК 4.4. Проводить диагностику групп здоровья

ПК 4.5. Проводить иммунопрофилактику ПК 4.6. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья различных возрастных групп населения ПК 4.7. Организовывать здоровье сберегающую среду

ПК 4.8. Организовывать и проводить работу Школ здоровья для пациентов и их

окружения

ПК 5.1. Осуществлять медицинскую реабилитацию пациентов с различной патологией.

ПК 5.3. Осуществлять паллиативную помощь

В соответствии с Государственным образовательным стандартом в области патологии после изучения темы :   Вы должны иметь представление : О этиологии и патогенезе доброкачественных и злокачественных опухолей. Знать: Классификацию опухолей. Теории происхождения опухолей. Основные признаки опухолей. Особенности течения опухолевого процесса. Отличия доброкачественных опухолей от злокачественных. Современные методы лечения опухолевых процессов. Уметь: Определять основные виды опухолей. Уметь определять признаки доброкачественных и злокачественных новообразований. Распознавать клинико-морфологические признаки опухолей.

В соответствии с Государственным образовательным стандартом в области патологии после изучения темы :

  Вы должны иметь представление :

  • О этиологии и патогенезе доброкачественных и злокачественных опухолей.

Знать:

  • Классификацию опухолей.
  • Теории происхождения опухолей.
  • Основные признаки опухолей.
  • Особенности течения опухолевого процесса.
  • Отличия доброкачественных опухолей от злокачественных.
  • Современные методы лечения опухолевых процессов.

Уметь:

  • Определять основные виды опухолей.
  • Уметь определять признаки доброкачественных и злокачественных новообразований.
  • Распознавать клинико-морфологические признаки опухолей.
 Актуальность темы Тема « Опухоли. Этиология и патогенез. Доброкачественные и злокачественные опухоли » раскрывает сущность процессов неконтролируемой пролиферации на молекулярно-биологическом, клеточном, тканевом и системном уровнях.  Изучение данной темы, являясь важнейшей частью теоретической медицины, выясняет общие закономерности возникновения, развития и течения опухолевых процессов. Практическое изучение методов исследования причин, морфологических изменений, значения развития опухолей позволит сформировать полное представление о патогенетических основах опухолевых процессов, поскольку опухоли занимают второе место по смертности населения после заболеваний сердечно-сосудистой системы. Знание этиологии, механизмов развития и диагностики опухолей позволит применить их в практической деятельности.

Актуальность темы

Тема « Опухоли. Этиология и патогенез. Доброкачественные и злокачественные опухоли » раскрывает сущность процессов неконтролируемой пролиферации на молекулярно-биологическом, клеточном, тканевом и системном уровнях.

Изучение данной темы, являясь важнейшей частью теоретической медицины, выясняет общие закономерности возникновения, развития и течения опухолевых процессов. Практическое изучение методов исследования причин, морфологических изменений, значения развития опухолей позволит сформировать полное представление о патогенетических основах опухолевых процессов, поскольку опухоли занимают второе место по смертности населения после заболеваний сердечно-сосудистой системы. Знание этиологии, механизмов развития и диагностики опухолей позволит применить их в практической деятельности.

Цели занятия: Учебные (дидактические) цели: – Изучить морфологические изменения тканей и органов при различных видах опухолей. – Рассмотреть основные виды опухолей и их классификацию. – Способствовать отработке навыка определения  признаков доброкачественных и злокачественных опухолей. – Углубить и закрепить знания по основным понятиям предмета патологии. Воспитательные цели:  – Стремиться воспитать чувство гордости за избранную профессию, умению  управлять эмоциями. – Воспитывать уважение к людям, науки, их достижениям. – Продолжить формирование умения работать в коллективе, принимать совместные решения. – Продолжить формирование здорового образа жизни. Развивающие цели: – Развивать навыки самообразования, творческие способности студентов. – Продолжить развитие учебно-интеллектуальных умений.   – Способствовать развитию логического мышления. – Устанавливать причинно-следственные связи.

Цели занятия:

Учебные (дидактические) цели:

– Изучить морфологические изменения тканей и органов при различных видах опухолей.

– Рассмотреть основные виды опухолей и их классификацию.

– Способствовать отработке навыка определения  признаков доброкачественных и злокачественных опухолей.

– Углубить и закрепить знания по основным понятиям предмета патологии.

Воспитательные цели:

– Стремиться воспитать чувство гордости за избранную профессию,

умению  управлять эмоциями.

– Воспитывать уважение к людям, науки, их достижениям.

– Продолжить формирование умения работать в коллективе, принимать совместные решения.

– Продолжить формирование здорового образа жизни.

Развивающие цели:

– Развивать навыки самообразования, творческие способности студентов.

– Продолжить развитие учебно-интеллектуальных умений.

  – Способствовать развитию логического мышления.

– Устанавливать причинно-следственные связи.

Тип занятия: практическое занятие  Место проведения: кабинет доклинической практики Количество часов: 90 минут

Тип занятия: практическое занятие

Место проведения: кабинет доклинической практики

Количество часов: 90 минут

Оснащение занятия – Методическая разработка для преподавателей – Учебно-методическое пособие для студентов по данной теме – Компьютеры – Мультимедийный проектор – Доска, мел – Карточки с ситуационными задачами и тестовыми заданиями – Протоколы практического занятия

Оснащение занятия

– Методическая разработка для преподавателей

– Учебно-методическое пособие для студентов по данной теме

– Компьютеры

– Мультимедийный проектор

– Доска, мел

– Карточки с ситуационными задачами и тестовыми заданиями

– Протоколы практического занятия

Профессиональные компетенции Код Наименование результата ПК 1.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств. ПК 1.2.   Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами. ПК 1.3. Вести утвержденную медицинскую документацию. ПК 2.2. Определять тактику ведения пациента. ПК 2.3. Выполнять лечебные вмешательства. ПК 2.4. Проводить контроль эффективности лечения.

Профессиональные компетенции

Код

Наименование результата

ПК 1.1.

Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

ПК 1.2.

 

Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами.

ПК 1.3.

Вести утвержденную медицинскую документацию.

ПК 2.2.

Определять тактику ведения пациента.

ПК 2.3.

Выполнять лечебные вмешательства.

ПК 2.4.

Проводить контроль эффективности лечения.

 Методы обучения и методические приемы Метод Основное назначение Объяснительно-иллюстративный; Уровни усвоения Репродуктивный Облегчить восприятие и осмысление изучаемого материала Приемы Частично-поисковый Формирование умений и навыков   Воспроизведение Проблемный метод Создание проблем для самостоятельного поиска решения студентов   Воспроизведение использования полученных знаний Рассказ, беседа, иллюстрация плакатов, презентаций Умения и навыки   Решение типовых задач, тестов, выполнение практических заданий по заданному алгоритму С помощью ситуационной задачи создается ранее не знакомая для студента проблема, которую он должен решить опираясь на свои раннее       Воспроизведение Умения и навыки   Эвристическая беседа, обобщение   Умения и навыки   полученные знания   Воспроизведение     Решение ситуационных задач   Умения и навыки                              

Методы обучения и методические приемы

Метод

Основное назначение

Объяснительно-иллюстративный;

Уровни усвоения

Репродуктивный

Облегчить восприятие и осмысление изучаемого материала

Приемы

Частично-поисковый

Формирование умений и навыков

 

Воспроизведение

Проблемный метод

Создание проблем для самостоятельного поиска решения студентов

 

Воспроизведение

использования полученных знаний

Рассказ, беседа, иллюстрация плакатов, презентаций

Умения и навыки

 

Решение типовых задач, тестов, выполнение практических заданий по заданному алгоритму

С помощью ситуационной задачи создается ранее не знакомая для студента проблема, которую он должен решить опираясь на свои раннее

 

 

 

Воспроизведение

Умения и навыки

 

Эвристическая беседа, обобщение

 

Умения и навыки

 

полученные знания

 

Воспроизведение

 

 

Решение ситуационных задач

 

Умения и навыки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В соответствии с новыми образовательными стандартами после изучения материала студенты должны знать: – Классификацию опухолей. – Теории происхождения опухолей – Основные признаки опухолей. – Особенности течения опухолевого процесса – Отличия доброкачественных опухолей от злокачественных – Современные методы лечения опухолевых процессов Уметь: – Определять основные виды опухолей – Уметь определять признаки доброкачественных и злокачественных новообразований – Распознавать клинико-морфологические признаки опухолей

В соответствии с новыми образовательными стандартами после изучения материала студенты должны знать:

– Классификацию опухолей.

– Теории происхождения опухолей

– Основные признаки опухолей.

– Особенности течения опухолевого процесса

– Отличия доброкачественных опухолей от злокачественных

– Современные методы лечения опухолевых процессов

Уметь:

– Определять основные виды опухолей

– Уметь определять признаки доброкачественных и злокачественных новообразований

– Распознавать клинико-морфологические признаки опухолей

ИНТЕГРАЦИЯ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ ТЕМЫ  предшествующие сопутствующие – ММС последующие – анатомия с физиологией – сестринское дело в терапии – фармакология с рецептурой – сестринское дело в педиатрии – государственная итоговая аттестация – микробиология – сестринское дело в хирургии – психология

ИНТЕГРАЦИЯ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ ТЕМЫ

предшествующие

сопутствующие

– ММС

последующие

– анатомия с физиологией

– сестринское дело в терапии

– фармакология с рецептурой

– сестринское дело в педиатрии

– государственная итоговая аттестация

– микробиология

– сестринское дело в хирургии

– психология

Хронокарта практического занятия:  Организационный момент………………………………………….........1 мин. Цели и план занятия……….…………………………………..………....2 мин. Контроль исходного уровня знаний…………………………..…………8 мин. Проверка внеаудиторной самостоятельной работы  (защита рефератов, презентаций)……………..…………..………………40 мин. Практическая часть …………..................................................................36 мин. Подведение итогов занятия....………………………….………………...2 мин. Домашнее задание……………………………………………..………….1 мин. Итого: 90 минут

Хронокарта практического занятия:

  • Организационный момент………………………………………….........1 мин.
  • Цели и план занятия……….…………………………………..………....2 мин.
  • Контроль исходного уровня знаний…………………………..…………8 мин.
  • Проверка внеаудиторной самостоятельной работы (защита рефератов, презентаций)……………..…………..………………40 мин.
  • Практическая часть …………..................................................................36 мин.
  • Подведение итогов занятия....………………………….………………...2 мин.
  • Домашнее задание……………………………………………..………….1 мин.

Итого: 90 минут

Этапы занятия Деятельность преподавателя 1.Организационный момент Деятельность студентов Приветствует учащихся, проверяет готовность аудитории и студентов к занятию, внешний вид, отмечает отсутствующих 2.Цели и план занятия. Мотивация. Методическое обоснование Сообщает тему занятия. Формулирует перед учащимися цели и задачи. Мотивирует учащихся к изучению данной темы. Приветствуют преподавателя, занимают рабочие места Время Организует и дисциплинирует учащихся, воспитывает аккуратность, ответственность учащихся, самоконтроль. Записывают дату, тему. Осмысливают план занятия, ставят перед собой цели. 1 мин. Настраивает на целенаправленную деятельность, активизирует внимание, формирует познавательный интерес к занятию. 2 мин.

Этапы занятия

Деятельность преподавателя

1.Организационный момент

Деятельность студентов

Приветствует учащихся, проверяет готовность аудитории и студентов к занятию, внешний вид, отмечает отсутствующих

2.Цели и план занятия. Мотивация.

Методическое обоснование

Сообщает тему занятия. Формулирует перед учащимися цели и задачи. Мотивирует учащихся к изучению данной темы.

Приветствуют преподавателя, занимают рабочие места

Время

Организует и дисциплинирует учащихся, воспитывает аккуратность, ответственность учащихся, самоконтроль.

Записывают дату, тему. Осмысливают план занятия, ставят перед собой цели.

1 мин.

Настраивает на целенаправленную деятельность, активизирует внимание, формирует познавательный интерес к занятию.

2 мин.

Этапы занятия Деятельность преподавателя 3.Контроль исходного уровня знаний Деятельность студентов Фронтальный опрос, готовящий студентов к закреплению материала по теме (приложение 1) 4. Проверка внеаудиторной самостоятельной работы  (защита рефератов, презентаций. Методическое обоснование Производит проверку внеаудиторной самостоятельной работы (соответствие выбранной теме на предыдущем занятие, правильность оформления). Повторяют основные понятия. Имеют возможность пользоваться учебником, конспектами. Время Повторяют основные понятия. Имеют возможность пользоваться учебником, конспектами. Защищают рефераты и задают дополнительные вопросы. 8 мин. Формирование приемов логического мышления, развитие интереса к предмету. 40 мин.

Этапы занятия

Деятельность преподавателя

3.Контроль исходного уровня знаний

Деятельность студентов

Фронтальный опрос, готовящий студентов к закреплению материала по теме (приложение 1)

4. Проверка внеаудиторной самостоятельной работы (защита рефератов, презентаций.

Методическое обоснование

Производит проверку внеаудиторной самостоятельной работы (соответствие выбранной теме на предыдущем занятие, правильность оформления).

Повторяют основные понятия. Имеют возможность пользоваться учебником, конспектами.

Время

Повторяют основные понятия. Имеют возможность пользоваться учебником, конспектами.

Защищают рефераты и задают дополнительные вопросы.

8 мин.

Формирование приемов логического мышления, развитие интереса к предмету.

40 мин.

Эталоны ответов для вводного контроля В 1 . В 2 . 1.а 1.а 2.в 2.в 3.а 3.б 4.б 4.в 5.а 5.в 6.в 6.в 7.г 7.в 8.б 8.а 9.г 9.г 10.в 10.а

Эталоны ответов для вводного контроля

В 1 .

В 2 .

1.а

1.а

2.в

2.в

3.а

3.б

4.б

4.в

5.а

5.в

6.в

6.в

7.г

7.в

8.б

8.а

9.г

9.г

10.в

10.а

Этапы занятия Деятельность преподавателя 5.Практическая часть Деятельность студентов Формулирует задание в тетрадях для практических занятий. Методическое обоснование Выполняют задания в тетрадях для практик. Время При необходимости обращаются за помощью к преподавателю. Отработка умения работы с учебно-методическим пособием. Умение применять приобретенные теоретические знания при выполнении практического задания. Умение находить ошибки и работать над их устранением, приобретение опыта самостоятельных действий при выполнении практического задания. самостоятельно решают и письменно отвечают на вопросы теста 30 мин.

Этапы занятия

Деятельность преподавателя

5.Практическая часть

Деятельность студентов

Формулирует задание в тетрадях для практических занятий.

Методическое обоснование

Выполняют задания в тетрадях для практик.

Время

При необходимости обращаются за помощью к преподавателю.

Отработка умения работы с учебно-методическим пособием. Умение применять приобретенные теоретические знания при выполнении практического задания. Умение находить ошибки и работать над их устранением, приобретение опыта самостоятельных действий при выполнении практического задания.

самостоятельно решают и письменно отвечают на вопросы теста

30

мин.

Этапы занятия Деятельность преподавателя 6.Подведение итогов занятия Деятельность студентов Преподаватель подводит итоги занятия, дает обобщенную оценку знаний и умений учащихся, уровень их пользования компьютером. Выставляет и объявляет оценки. Знания оцениваются по 5–бальной системе. 7. Домашнее задание Методическое обоснование Предлагает записать домашнее задание. Раздает студентам образец медицинской справки, выполненный типографским способом. Студенты принимают участие при подведении итогов, слушают преподавателя, обращают внимание на его замечания. Время Развивает умение анализировать свои ошибки. Стимулирует интерес к дальнейшему изучению работы на компьютере. Записывают домашнее задание. 2 мин. Домашнее задание дается для закрепление изученного на занятии. 1 мин.

Этапы занятия

Деятельность преподавателя

6.Подведение итогов занятия

Деятельность студентов

Преподаватель подводит итоги занятия, дает обобщенную оценку знаний и умений учащихся, уровень их пользования компьютером. Выставляет и объявляет оценки. Знания оцениваются по 5–бальной системе.

7. Домашнее задание

Методическое обоснование

Предлагает записать домашнее задание. Раздает студентам образец медицинской справки, выполненный типографским способом.

Студенты принимают участие при подведении итогов, слушают преподавателя, обращают внимание на его замечания.

Время

Развивает умение анализировать свои ошибки. Стимулирует интерес к дальнейшему изучению работы на компьютере.

Записывают домашнее задание.

2 мин.

Домашнее задание дается для закрепление изученного на занятии.

1 мин.

Опухоли  (бластома, от греч, blastano – образуя зачатки, неоплазма, тумор, новообразование) – длительно растущее органоидное или гистоидное образование с атипическими морфологическими, биологическими и биохимическими свойствами, не входящие в общий план построения организма, но находящееся в тесной взаимосвязи с ним Онкология  (от греч. oncos – опухоль) – специальная дисциплина, занимающаяся изучением опухолей.

Опухоли  (бластома, от греч, blastano образуя зачатки, неоплазма, тумор, новообразование) длительно растущее органоидное или гистоидное образование с атипическими морфологическими, биологическими и биохимическими свойствами, не входящие в общий план построения организма, но находящееся в тесной взаимосвязи с ним

Онкология  (от греч. oncos опухоль) специальная дисциплина, занимающаяся изучением опухолей.

 Основные свойства опухоли  1.Автономный рост  (не зависимый от регуляторных механизмов организма). 2.Атипизм 3.Опухолевая прогрессия (клональная эволюция). 4. Инвазия и метастазирование. 5. Вторичные изменения в опухолях.

Основные свойства опухоли

1.Автономный рост  (не зависимый от регуляторных механизмов организма).

2.Атипизм

3.Опухолевая прогрессия (клональная

эволюция).

4. Инвазия и метастазирование.

5. Вторичные изменения в опухолях.

Рост опухоли  Экзофитный рост опухоли  (ех – от, из, phyton – рост) – рост опухоли в просвет полости органа, Эндофитный рост опухоли  (endon - внутри, phyton – рост) – рост опухоли глубь стенки органа. Экспансивный рост опухоли  (expansus – расширение, распространение) – рост опухоли, при котором она, равномерно увеличиваясь, отодвигает окружающие ткани.

Рост опухоли

Экзофитный рост опухоли  (ех от, из, phyton рост) рост опухоли в просвет полости органа,

Эндофитный рост опухоли  (endon - внутри, phyton рост) рост опухоли глубь стенки органа.

Экспансивный рост опухоли  (expansus расширение, распространение) рост опухоли, при котором она, равномерно увеличиваясь, отодвигает окружающие ткани.

 Формы опухоли (доброкачественной)  Опухоли соединительной ткани:   Фиброма мягкая, плотная, фиброзная гистиоцитома, десмоид.   Опухоли из жировой ткани:   Липома, фнбролипома, ангиолипома, миелолипома, гибернома.   Опухоли из гладких мышц:   Лейомиома, рабдомиома.   Опухоли из сосудов:   Гемангиома (капиллярная, венозная, кавернозная), гломусная   (гломангома), геман гиоперицитома, лимфангиома.          

Формы опухоли (доброкачественной)

Опухоли соединительной ткани:

 

Фиброма мягкая, плотная, фиброзная гистиоцитома, десмоид.

 

Опухоли из жировой ткани:

 

Липома, фнбролипома, ангиолипома, миелолипома, гибернома.

 

Опухоли из гладких мышц:

 

Лейомиома, рабдомиома.

 

Опухоли из сосудов:

 

Гемангиома (капиллярная, венозная, кавернозная), гломусная

 

(гломангома), геман гиоперицитома, лимфангиома.

 

 

 

 

 Формы опухоли  Опухоли из хрящевой ткани:   Экхондрорма, энхондрома.   Опухоли из костной ткани:   Губчатая, компактная, остеоидостеома.   Опухоли из мезотелиальной и синовиальной ткани:   Мезотелиома, синовиома          

Формы опухоли

Опухоли из хрящевой ткани:

 

Экхондрорма, энхондрома.

 

Опухоли из костной ткани:

 

Губчатая, компактная, остеоидостеома.

 

Опухоли из мезотелиальной и синовиальной ткани:

 

Мезотелиома, синовиома

 

 

 

 

 Формы опухоли (злокачественной)  Опухоли соединительной ткани: Фибросаркома, злокачественная фиброзная гистиоцитома, дерматофибро саркома. Опухоли из жировой ткани: Липосаркома, злокачественная гибернома. Опухоли из гладких мышц: Лейомиосаркома, рабдомиосаркома. Опухоли из сосудов: Гемангиосаркома (злокачественная гемангиоэндотелиома), лимфангиосаркома.             

Формы опухоли (злокачественной)

Опухоли соединительной ткани:

Фибросаркома, злокачественная фиброзная гистиоцитома, дерматофибро саркома.

Опухоли из жировой ткани:

Липосаркома, злокачественная гибернома.

Опухоли из гладких мышц:

Лейомиосаркома, рабдомиосаркома.

Опухоли из сосудов:

Гемангиосаркома (злокачественная гемангиоэндотелиома), лимфангиосаркома.

 

 

 

 

 Формы опухоли (злокачественной)  Опухоли из хрящевой ткани: Хондросаркома Опухоли из костной ткани: Остеосаркома. Опухоли из мезотелиальной и синовиальной ткани: Злокачественная мезотелиома, злокачественная синовиома             

Формы опухоли (злокачественной)

Опухоли из хрящевой ткани:

Хондросаркома

Опухоли из костной ткани:

Остеосаркома.

Опухоли из мезотелиальной и синовиальной ткани:

Злокачественная мезотелиома, злокачественная синовиома

 

 

 

 

Некоторые виды опухоли Рак – злокачественная опухоль из эпителия. Папиллома – доброкачественная опухоль из плоского эпителия. аденокарциномой  (железистый рак).   Аденома – доброкачественная опухоль их железистого эпителия. Фиброма   (от лат. fibra – волокно) – доброкачественная опухоль из дифференцированной соединительной ткани. Липома   (от греч. lipos – жир) - доброкачественная опухоль их жировой ткани.         

Некоторые виды опухоли

Рак – злокачественная опухоль из эпителия.

Папиллома – доброкачественная опухоль из плоского эпителия.

аденокарциномой  (железистый рак).

  Аденома – доброкачественная опухоль их железистого эпителия.

Фиброма   (от лат. fibra волокно) доброкачественная опухоль из дифференцированной соединительной ткани.

Липома   (от греч. lipos жир) - доброкачественная опухоль их жировой ткани. 

 

 

 

 

 Некоторые виды опухоли Лейомиома   (от греч. lias – гладкий, mys – мышца) – доброкачественная опухоль из гладкомышечной ткани. Хондрома   (от греч. chondros – хрящ) – доброкачественная опухоль из хрящевой ткани. Остеома   (от греч. osteon - кость) – доброкачественная опухоль из костной ткани.         

Некоторые виды опухоли

Лейомиома   (от греч. lias гладкий, mys мышца) доброкачественная опухоль из гладкомышечной ткани.

Хондрома   (от греч. chondros хрящ) доброкачественная опухоль из хрящевой ткани.

Остеома   (от греч. osteon - кость) доброкачественная опухоль из костной ткани.

 

 

 

 

ОПУХОЛИ ИЗ ЭПИТЕЛИЯ  Доброкачественные опухоли Папилломы Рис. 1. Папиллома кожи. Соединительнотканные сосочки опухоли (а) покрыты многослойным плоским ороговевающим эпителием (б) б а

ОПУХОЛИ ИЗ ЭПИТЕЛИЯ Доброкачественные опухоли

Папилломы

  • Рис. 1. Папиллома кожи. Соединительнотканные сосочки опухоли (а) покрыты многослойным плоским ороговевающим эпителием (б)

б

а

Папилломы Папилломы развиваются из покровного эпителия, возникают на коже, в эпителии мочевых и дыхательных путей, полости рта, пищевода, влагалища. Папилломы представляют собой шаровидное образование на тонкой ножке или на широком основании, подвижное. Поверхность опухоли образована мелкими сосочками, состоящими из соединительной ткани и покрытыми разным количеством слоев эпителия (рис.1). Эпителий лежит на базальной мембране - сохраняет свойства нормального эпителия. Отмечено неравномерное увеличение слоев эпителия и повышенное его ороговевание (признаки тканевого атипизма). В редких случаях папиллома рецидивирует.

Папилломы

  • Папилломы развиваются из покровного эпителия, возникают на коже, в эпителии мочевых и дыхательных путей, полости рта, пищевода, влагалища.
  • Папилломы представляют собой шаровидное образование на тонкой ножке или на широком основании, подвижное. Поверхность опухоли образована мелкими сосочками, состоящими из соединительной ткани и покрытыми разным количеством слоев эпителия (рис.1).
  • Эпителий лежит на базальной мембране - сохраняет свойства нормального эпителия.
  • Отмечено неравномерное увеличение слоев эпителия и повышенное его ороговевание (признаки тканевого атипизма).
  • В редких случаях папиллома рецидивирует.
Аденома Рис. 2. Цистаденома яичника

Аденома

Рис. 2. Цистаденома яичника

Аденома - опухоль из железистого эпителия. Встречается на слизистых оболочках, покрытых железистым эпителием. Обладает лишь тканевым атипизмом: железы разной формы и величины, расположены в строме неравномерно (рис. 2). Большое образование, которое во много раз превосходит по величине сам яичник. Образование кистозного типа, с тонкими стенками, заполнено коллоидным содержимым (1). Опухоль четко отграничена от ткани яичника Аденомы слизистых оболочек, выступающие над поверхностью, называют полипами.
  • Аденома - опухоль из железистого эпителия.
  • Встречается на слизистых оболочках, покрытых железистым эпителием.
  • Обладает лишь тканевым атипизмом: железы разной формы и величины, расположены в строме неравномерно (рис. 2).
  • Большое образование, которое во много раз превосходит по величине сам яичник. Образование кистозного типа, с тонкими стенками, заполнено коллоидным содержимым (1).
  • Опухоль четко отграничена от ткани яичника
  • Аденомы слизистых оболочек, выступающие над поверхностью, называют полипами.
Аденома Фиброаденома молочной железы встречается часто у женщин 25- 35 лет. При беременности обычно увеличивается, так как имеет рецепторы к прогестерону. С возрастом регрессирует. Плотная, подвижная, безболезненная, хорошо отграничена, до 3 см в диаметре. Макроскопически состоит из железистых протоков. Эпителий лежит на базальной мембране. Строма представлена большим количеством соединительной ткани, которая преобладает над паренхимой. Иногда встречают гигантскую фиброаденому.

Аденома

  • Фиброаденома молочной железы встречается часто у женщин 25- 35 лет.
  • При беременности обычно увеличивается, так как имеет рецепторы к прогестерону.
  • С возрастом регрессирует.
  • Плотная, подвижная, безболезненная, хорошо отграничена, до 3 см в диаметре.
  • Макроскопически состоит из железистых протоков. Эпителий лежит на базальной мембране. Строма представлена большим количеством соединительной ткани, которая преобладает над паренхимой.
  • Иногда встречают гигантскую фиброаденому.
ОПУХОЛИ ИЗ ЭПИТЕЛИЯ  Злокачественные опухоли г б а в Рис. 3. Плоскоклеточный ороговевающий рак кожи: а - нормальный эпидермис; б - гнездные скопления опухолевых клеток, глубоко врастающих в дерму; в - раковые жемчужины; г - язва

ОПУХОЛИ ИЗ ЭПИТЕЛИЯ Злокачественные опухоли

г

б

а

в

Рис. 3. Плоскоклеточный ороговевающий рак кожи:

а - нормальный эпидермис;

б - гнездные скопления опухолевых клеток, глубоко врастающих в дерму;

в - раковые жемчужины;

г - язва

Плоскоклеточный рак Плоскоклеточный рак представляет собой злокачественный аналог папилломы. Развивается из многослойного плоского эпителия в коже, пищеводе, шейке матки, в легких на фоне плоскоклеточной метаплазии бронхиального эпителия. В пластах раковой паренхимы клеточный атипизм и полиморфизм бывают разной степени выраженности. В противоположность папилломе, которая выступает над поверхностью кожи, раковые ячейки внедряются глубоко в ткани и расположены среди прослоек стромы (рис. 3).

Плоскоклеточный рак

  • Плоскоклеточный рак представляет собой злокачественный аналог папилломы.
  • Развивается из многослойного плоского эпителия в коже, пищеводе, шейке матки, в легких на фоне плоскоклеточной метаплазии бронхиального эпителия.
  • В пластах раковой паренхимы клеточный атипизм и полиморфизм бывают разной степени выраженности.
  • В противоположность папилломе, которая выступает над поверхностью кожи, раковые ячейки внедряются глубоко в ткани и расположены среди прослоек стромы (рис. 3).
ОПУХОЛИ ИЗ ЭПИТЕЛИЯ  Злокачественные опухоли Рис. 4. Аденокарцинома желудка

ОПУХОЛИ ИЗ ЭПИТЕЛИЯ Злокачественные опухоли

Рис. 4. Аденокарцинома желудка

Аденокарцинома Аденокарцинома (железистый рак) развивается из призматического эпителия. Микроскопической особенностью является наличие желез, хотя в низкодифференцированных аденокарциномах трудно обнаруживаются железистоподобные структуры. Аденокарцинома обладает клеточным атипизмом. Клетки имеют разную величину и форму, встречаются ядра-уроды. Характерны прорастание опухолевых клеток базальных мембран и врастание в подслизистый слой, например в желудке. Рак желудка имеет преимущественно строение аденокарциномы. Макроскопически он может расти экзофитно, тогда имеет вид гриба, блюдца. Эндофитно растущий рак желудка приводит к утолщению стенки и уменьшению полости на всем протяжении (рис. 4).

Аденокарцинома

  • Аденокарцинома (железистый рак) развивается из призматического эпителия.
  • Микроскопической особенностью является наличие желез, хотя в низкодифференцированных аденокарциномах трудно обнаруживаются железистоподобные структуры.
  • Аденокарцинома обладает клеточным атипизмом. Клетки имеют разную величину и форму, встречаются ядра-уроды. Характерны прорастание опухолевых клеток базальных мембран и врастание в подслизистый слой, например в желудке.
  • Рак желудка имеет преимущественно строение аденокарциномы.
  • Макроскопически он может расти экзофитно, тогда имеет вид гриба, блюдца. Эндофитно растущий рак желудка приводит к утолщению стенки и уменьшению полости на всем протяжении (рис. 4).
МЕЗЕНХИМАЛЬНЫЕ ОПУХОЛИ   Доброкачественные мезенхимальные опухоли Фиброма развивается в коже, яичниках, конечностях и др. Растет медленно. Округлое образование с четкими контурами, отделено от окружающих тканей капсулой, на разрезе белесоватого цвета (рис. 5). Рис. 5. Фиброма кожи. Опухоль состоит из пучков соединительной ткани, имеющих различную толщину и неправильное расположение (а). Она хорошо отграничена от окружающих тканей (б) б а

МЕЗЕНХИМАЛЬНЫЕ ОПУХОЛИ Доброкачественные мезенхимальные опухоли

Фиброма развивается в коже, яичниках, конечностях и др. Растет медленно. Округлое образование с четкими контурами, отделено от окружающих тканей капсулой, на разрезе белесоватого цвета (рис. 5).

Рис. 5. Фиброма кожи. Опухоль состоит из пучков соединительной ткани, имеющих различную толщину и неправильное расположение (а).

Она хорошо отграничена от окружающих тканей (б)

б

а

Липома Липома - опухоль из жировой ткани. Состоит из узелков с четкими границами разной величины, на разрезе желтоватого цвета. Жировые дольки разной величины разделены прослойками фиброзной ткани разной толщины (тканевый атипизм). Напоминает жировую ткань (рис. 6). Рис. 6. Липома. Жировые дольки разной величины (1) разделены тонкими или толстыми прослойками соединительной ткани

Липома

  • Липома - опухоль из жировой ткани.
  • Состоит из узелков с четкими границами разной величины, на разрезе желтоватого цвета.
  • Жировые дольки разной величины разделены прослойками фиброзной ткани разной толщины (тканевый атипизм).
  • Напоминает жировую ткань (рис. 6).

Рис. 6. Липома. Жировые дольки разной величины (1) разделены тонкими или толстыми прослойками соединительной ткани

МЕЗЕНХИМАЛЬНЫЕ ОПУХОЛИ   Злокачественные мезенхимальные опухоли  Липосаркома развивается в жировой клетчатке бедер, ягодиц, забрюшинной области. Растет медленно, но может достигать больших размеров.

МЕЗЕНХИМАЛЬНЫЕ ОПУХОЛИ Злокачественные мезенхимальные опухоли

  • Липосаркома развивается в жировой клетчатке бедер, ягодиц, забрюшинной области. Растет медленно, но может достигать больших размеров.
Фибросаркома Рис. 7. Фибросаркома. Узел без четких границ, на разрезе ткань серо-розового цвета, напоминает «рыбье мясо»

Фибросаркома

Рис. 7. Фибросаркома. Узел без четких границ, на разрезе ткань серо-розового цвета, напоминает «рыбье мясо»

ОПУХОЛИ МЕЛАНИНОБРАЗУЮЩЕЙ ТКАНИ 1.    Веснушки   —   наиболее распространенные пигментные изменения кожи в детском возрасте у людей европейской расы, обладающих светлой кожей.  Макроскопически  это маленькие (от 1 до 10 мм в диаметре) рыжие или светло-коричневые макулы, которые впервые появляются в раннем детстве после солнечного облучения, исчезают зимой и возникают снова весной в своеобразном цикличном режиме.  Микроскопически  отмечают повышенное количество меланина в кератиноцитах базального слоя эпидермиса. В то же время количество меланоцитов не превышает показатели нормы, хотя некоторые из этих клеток могут быть увеличены в размерах

ОПУХОЛИ МЕЛАНИНОБРАЗУЮЩЕЙ ТКАНИ

  • 1.    Веснушки   —   наиболее распространенные пигментные изменения кожи в детском возрасте у людей европейской расы, обладающих светлой кожей. 
  • Макроскопически  это маленькие (от 1 до 10 мм в диаметре) рыжие или светло-коричневые макулы, которые впервые появляются в раннем детстве после солнечного облучения, исчезают зимой и возникают снова весной в своеобразном цикличном режиме. 
  • Микроскопически  отмечают повышенное количество меланина в кератиноцитах базального слоя эпидермиса. В то же время количество меланоцитов не превышает показатели нормы, хотя некоторые из этих клеток могут быть увеличены в размерах
ОПУХОЛИ МЕЛАНИНОБРАЗУЮЩЕЙ ТКАНИ 2. Витилиго – это нарушение пигментации кожи, выражающееся в появлении депигментированных макул разных размеров и очертаний, имеющих молочно-белый цвет и окантовку в виде узкой зоны умеренной гиперпигментации. Макроскопически  размер макул колеблется от нескольких до многих сантиметров, обычно поражаются кожа запястий и подмышечных впадин, кожа вокруг рта и глазниц, а также покровы половых органов и вокруг ануса. Микроскопически  очаги витилиго характеризуются утратой меланоцитов. Витилиго отличается от другого диффузного пигментного нарушения —  альбинизма,  при котором меланоциты имеются, но вследствие прекращения или дефектного синтеза тирозиназы в них не вырабатывается меланин

ОПУХОЛИ МЕЛАНИНОБРАЗУЮЩЕЙ ТКАНИ

  • 2. Витилиго это нарушение пигментации кожи, выражающееся в появлении депигментированных макул разных размеров и очертаний, имеющих молочно-белый цвет и окантовку в виде узкой зоны умеренной гиперпигментации.
  • Макроскопически  размер макул колеблется от нескольких до многих сантиметров, обычно поражаются кожа запястий и подмышечных впадин, кожа вокруг рта и глазниц, а также покровы половых органов и вокруг ануса.
  • Микроскопически  очаги витилиго характеризуются утратой меланоцитов. Витилиго отличается от другого диффузного пигментного нарушения —  альбинизма,  при котором меланоциты имеются, но вследствие прекращения или дефектного синтеза тирозиназы в них не вырабатывается меланин
ОПУХОЛИ МЕЛАНИНОБРАЗУЮЩЕЙ ТКАНИ 3.    Лентиго  — доброкачественная гиперплазия меланоцитов, которая встречается в любом возрасте, но особенно часто в младенчестве и раннем детстве. Лентиго может поражать как слизистые оболочки, так и кожу. Макроскопически  проявляется в виде маленьких (от 5 до 10 мм в диаметре), овальных и коричневых макул. В отличие от веснушек лентиго не темнеет при воздействии солнечного света.  Микроскопически  основной признак — линейная меланоцитная гиперплазия (происходящая в плоскости эпидермиса), в результате которой формируется

ОПУХОЛИ МЕЛАНИНОБРАЗУЮЩЕЙ ТКАНИ

  • 3.    Лентиго  — доброкачественная гиперплазия меланоцитов, которая встречается в любом возрасте, но особенно часто в младенчестве и раннем детстве. Лентиго может поражать как слизистые оболочки, так и кожу.
  • Макроскопически  проявляется в виде маленьких (от 5 до 10 мм в диаметре), овальных и коричневых макул. В отличие от веснушек лентиго не темнеет при воздействии солнечного света. 
  • Микроскопически  основной признак — линейная меланоцитная гиперплазия (происходящая в плоскости эпидермиса), в результате которой формируется "свой" базальный слой, содержащий избыточное количество пигмента
Принципы ранней диагностики опухолей «Онкологическая настороженность» включает в себя комплекс требований к медицинскому работнику любой специальности, необходимых для своевременной диагностики опухолей

Принципы ранней диагностики опухолей

«Онкологическая настороженность» включает в себя комплекс требований к медицинскому работнику любой специальности, необходимых для своевременной диагностики опухолей

“ Онкологическая настороженность”  включает: знание предраковых заболеваний; знание симптомов злокачественных опухолей в ранних стадиях; тщательное обследование больного с целью выявления возможного заболевания злокачественной опухолью; предвидение возможности атипичного или осложненного течения онкологического заболевания;

Онкологическая настороженность” включает:

  • знание предраковых заболеваний;
  • знание симптомов злокачественных опухолей в ранних стадиях;
  • тщательное обследование больного с целью выявления возможного заболевания злокачественной опухолью;
  • предвидение возможности атипичного или осложненного течения онкологического заболевания;
быстрое направление в онкологическое учреждение больного с подозрением на опухоль. определение исходной локализации опухоли, анатомического типа роста ее размеров и объема поражения органа; выяснение характера опухоли: злокачественная или доброкачественная; морфологическое подтверждение диагноза; определение степени распространенности опухолевого поражения (по возможности с биопсией и подтверждением, гистологическим или цитологическим, наличия метастазов в лимфатических узлах и отдаленных органах).
  • быстрое направление в онкологическое учреждение больного с подозрением на опухоль.
  • определение исходной локализации опухоли, анатомического типа роста ее размеров и объема поражения органа;
  • выяснение характера опухоли: злокачественная или доброкачественная;
  • морфологическое подтверждение диагноза;
  • определение степени распространенности опухолевого поражения (по возможности с биопсией и подтверждением, гистологическим или цитологическим, наличия метастазов в лимфатических узлах и отдаленных органах).
Инструментальные методы диагностики:   Рентгенологический метод (опухоли скелета, доклинические формы РМЖ, периферические опухолей легкого и средостения); Эндоскопические исследования .(слизистая оболочка полых органов). Ультразвуковая диагностика. Ядерно-магнитно-резонансная томография . Метод основан на свойстве атомов водорода поглощать электромагнитное излучение. Радионуклидная диагностика . Метод основан на способности определенных органов и тканей накапливать в своей паренхиме радионуклиды или радиофармакологические препараты. Термография. Метод основан на регистрации спонтанного теплового излучения поверхности тела и получении термографического изображения. 

Инструментальные методы диагностики:

  • Рентгенологический метод (опухоли скелета, доклинические формы РМЖ, периферические опухолей легкого и средостения);
  • Эндоскопические исследования .(слизистая оболочка полых органов).
  • Ультразвуковая диагностика.
  • Ядерно-магнитно-резонансная томография . Метод основан на свойстве атомов водорода поглощать электромагнитное излучение.
  • Радионуклидная диагностика . Метод основан на способности определенных органов и тканей накапливать в своей паренхиме радионуклиды или радиофармакологические препараты.
  • Термография. Метод основан на регистрации спонтанного теплового излучения поверхности тела и получении термографического изображения. 
Морфологическая диагностика    Эксцизионная биопсия – при которой происходит полное удаление патологического очага. Инцизионная биопсия – иссечение нескольких кусочков опухоли. Пункционная биопсия – изъятие материала пункционно й иглой. Трепан-биопсия – получение столбика ткани с помощью специальных игл.

Морфологическая диагностика

  • Эксцизионная биопсия при которой происходит полное удаление патологического очага.
  • Инцизионная биопсия иссечение нескольких кусочков опухоли.
  • Пункционная биопсия изъятие материала пункционно й иглой.
  • Трепан-биопсия получение столбика ткани с помощью специальных игл.
Кюретаж – получение материала с помощью выскабливания полости опухоли. Мазки-отпечатки – получение материала путем прикладывания предметного стекла к патологическому очагу. Браш-биопсия – соскабливание материала с помощью специальных тампонов, губок, щеток. Аспирационная биопсия – получение материала путем пункций полостей. Биопсия путем промывания полых органов.
  • Кюретаж получение материала с помощью выскабливания полости опухоли.
  • Мазки-отпечатки получение материала путем прикладывания предметного стекла к патологическому очагу.
  • Браш-биопсия соскабливание материала с помощью специальных тампонов, губок, щеток.
  • Аспирационная биопсия получение материала путем пункций полостей.
  • Биопсия путем промывания полых органов.
Опухолевые маркеры   Опухолевые или опухолеассоциированные маркеры (ОМ) – сложные белки синтезирующиеся в значительно больших концентрациях в опухолевых клетках по сравнению с нормальными.

Опухолевые маркеры

Опухолевые или опухолеассоциированные маркеры (ОМ) сложные белки синтезирующиеся в значительно больших концентрациях в опухолевых клетках по сравнению с нормальными.

Скрининг  это выявление признаков заболевания на ранних стадиях до появления объективных симптомов

Скрининг

  • это выявление признаков заболевания на ранних стадиях до появления объективных симптомов
Скрининговые методы диагностики:   рентгенография лёгких , проводимая раз в год – скрининговый метод диагностики рака лёгких; маммография женщинам старше 45 лет – скрининговый метод диагностики рака молочной железы; определение уровня ПСА (простатспецифический антиген) в сыворотке крови мужчинам старше 50 лет – скрининговый метод диагностики рака предстательной железы.

Скрининговые методы диагностики:

  • рентгенография лёгких , проводимая раз в год – скрининговый метод диагностики рака лёгких;
  • маммография женщинам старше 45 лет – скрининговый метод диагностики рака молочной железы;
  • определение уровня ПСА (простатспецифический антиген) в сыворотке крови мужчинам старше 50 лет – скрининговый метод диагностики рака предстательной железы.
Принципы лечения онкологических больных   Лечение доброкачественной опухоли – плановая операция: иссечение вместе с капсулой и последующее гистологическое лечение опухоли. Лечение злокачественной опухоли зависит от стадии развития опухолевого процесса.

Принципы лечения онкологических больных

Лечение доброкачественной опухоли – плановая операция: иссечение вместе с капсулой и последующее гистологическое лечение опухоли.

Лечение злокачественной опухоли зависит от стадии развития опухолевого процесса.

Методы лечения злокачественных опухолей:   хирургическое лечение; лучевая терапия; химиотерапия; гормонотерапия; сочетанное лечение; комбинированное лечение; комплексное лечение.

Методы лечения злокачественных опухолей:

  • хирургическое лечение;
  • лучевая терапия;
  • химиотерапия;
  • гормонотерапия;
  • сочетанное лечение;
  • комбинированное лечение;
  • комплексное лечение.
Хирургическое лечение:   радикальная операция  (полное удаление опухоли в пределах здоровых тканей с окружающими лимфатическими узлами). Проводится на I – II стадиях. Например, удаление молочной железы, грудной мышцы и подмышечных лимфатических узлов. паллиативная операция (операция, направленная на улучшение жизни пациента, но не излечивающая его от опухоли). Проводится на III – VI стадиях. Например, при опухоли пищевода – наложение гастростомы, при опухоли прямой кишки – наложение колоностомы. реабилитационная операция .

Хирургическое лечение:

  • радикальная операция (полное удаление опухоли в пределах здоровых тканей с окружающими лимфатическими узлами). Проводится на I – II стадиях. Например, удаление молочной железы, грудной мышцы и подмышечных лимфатических узлов.
  • паллиативная операция (операция, направленная на улучшение жизни пациента, но не излечивающая его от опухоли). Проводится на III – VI стадиях. Например, при опухоли пищевода – наложение гастростомы, при опухоли прямой кишки – наложение колоностомы.
  • реабилитационная операция .
Оперативные вмешательства выполняют, соблюдая принципы абластики и антибластики!

Оперативные вмешательства выполняют, соблюдая принципы абластики и антибластики!

Абластика   комплекс мероприятий, направленных на предупреждение диссеминации (рассевания) опухолевых клеток в организме при операции.

Абластика

комплекс мероприятий, направленных на предупреждение диссеминации (рассевания) опухолевых клеток в организме при операции.

Абластика: тщательное отграничение зоны манипуляции от окружающих тканей, повторная смена операционного белья; применение лазерного или электроскальпеля; однократное использование тупферов, салфеток, шариков;

Абластика:

  • тщательное отграничение зоны манипуляции от окружающих тканей, повторная смена операционного белья;
  • применение лазерного или электроскальпеля;
  • однократное использование тупферов, салфеток, шариков;
повторная смена или мытье по ходу операции перчаток и хирургических инструментов; перевязка и пересечение кровеносных сосудов, обеспечивающих кровоснабжение органа, пораженного опухолью, за его пределы до начала мобилизации; удаление опухоли в пределах заведомо здоровых тканей соответственно границам анатомической зоны единым блоком с регионарными лимфатическими узлами и окружающей их клетчаткой.
  • повторная смена или мытье по ходу операции перчаток и хирургических инструментов;
  • перевязка и пересечение кровеносных сосудов, обеспечивающих кровоснабжение органа, пораженного опухолью, за его пределы до начала мобилизации;
  • удаление опухоли в пределах заведомо здоровых тканей соответственно границам анатомической зоны единым блоком с регионарными лимфатическими узлами и окружающей их клетчаткой.
Антибластика комплекс мероприятий, направленных на уничтожение злокачественных клеток в операционной ране.

Антибластика

комплекс мероприятий, направленных на уничтожение злокачественных клеток в операционной ране.

Антибластика стимуляция резистентности организма (иммунной, неспецифической); предоперационная лучевая и/или химиотерапия; создание условий, препятствующих адгезии раковых клеток: введение гепарина или полиглюкина в брюшную (грудную) полость до мобилизации пораженного органа, обработка операционной раны 96% этиловым спиртом;

Антибластика

  • стимуляция резистентности организма (иммунной, неспецифической);
  • предоперационная лучевая и/или химиотерапия;
  • создание условий, препятствующих адгезии раковых клеток: введение гепарина или полиглюкина в брюшную (грудную) полость до мобилизации пораженного органа, обработка операционной раны 96% этиловым спиртом;
интраоперационное применение цитостатиков (в полость, инфильтрация тканей, подлежащих удалению); лучевое воздействие ( гамма - излучение, изотопы) и химиотерапия в раннем послеоперационном периоде.
  • интраоперационное применение цитостатиков (в полость, инфильтрация тканей, подлежащих удалению);
  • лучевое воздействие ( гамма - излучение, изотопы) и химиотерапия в раннем послеоперационном периоде.
Лучевая терапия       метод лечения злокачественных опухолей с помощью ионизирующего облучения (рентгеновское, гамма-излучение, бета-излучение). Целью метода: уничтожение клеток, составляющих опухоль.

Лучевая терапия  

метод лечения злокачественных опухолей с помощью ионизирующего облучения (рентгеновское, гамма-излучение, бета-излучение).

Целью метода: уничтожение клеток, составляющих опухоль.

Виды лучевой терапии:   Радикальная ЛТ имеет своей целью полное уничтожение опухоли. Применяется при раке гортани, пищевода, кожи, губы, шейки матки. Паллиативная ЛТ имеет своей целью максимальное снижение биологической активности опухоли, торможение роста, уменьшение клинических проявлений.

Виды лучевой терапии:

  • Радикальная ЛТ имеет своей целью полное уничтожение опухоли. Применяется при раке гортани, пищевода, кожи, губы, шейки матки.
  • Паллиативная ЛТ имеет своей целью максимальное снижение биологической активности опухоли, торможение роста, уменьшение клинических проявлений.
Предоперационная ЛТ преследует следующие цели: уничтожение радиочувствительных клонов опухолевых клеток и снижение биологической активности опухоли; уменьшение объема опухоли и перевода ее в операбельную форму; снижение вероятности диссеминации раковых клеток во время операции; профилактика рецидивов и метастазов за счет уменьшения возможности внутрисосудистой диссеминации элементов опухоли и девитализация микрометастазов, устранение воспалительных явлений в опухоли и вокруг нее. Послеоперационное облучение имеет целью увеличение эффективности операции, подвергнув лучевому воздействию оставленные или имплантированные во время операции опухолевые элементы.
  • Предоперационная ЛТ преследует следующие цели: уничтожение радиочувствительных клонов опухолевых клеток и снижение биологической активности опухоли; уменьшение объема опухоли и перевода ее в операбельную форму; снижение вероятности диссеминации раковых клеток во время операции; профилактика рецидивов и метастазов за счет уменьшения возможности внутрисосудистой диссеминации элементов опухоли и девитализация микрометастазов, устранение воспалительных явлений в опухоли и вокруг нее.
  • Послеоперационное облучение имеет целью увеличение эффективности операции, подвергнув лучевому воздействию оставленные или имплантированные во время операции опухолевые элементы.
Способы облучения:   методы дистанционного облучения - источник излучения находится на расстоянии от пациента. методы контактного облучения: – аппликационный - связан с размещением источников на поверхности тела в специальный аппликаторах; – внутриполостной - источник излучения вводится в одну из полостей тела; – внутритканевой - заключается во внутриопухолевом введении радиоактивных препаратов

Способы облучения:

  • методы дистанционного облучения - источник излучения находится на расстоянии от пациента.
  • методы контактного облучения:

аппликационный - связан с размещением источников на поверхности тела в специальный аппликаторах;

внутриполостной - источник излучения вводится в одну из полостей тела;

внутритканевой - заключается во внутриопухолевом введении радиоактивных препаратов

Химиотерапия Лечение цитотоксическими средствами, т.е. нарушающими процесс деления раковых клеток, в результате которого образуются новые. Химиотерапевтические препараты можно вводить:  – перорально;  – внутривенно (внутривенный метод);  – подкожно (подкожный метод).

Химиотерапия

Лечение цитотоксическими средствами, т.е. нарушающими процесс деления раковых клеток, в результате которого образуются новые.

Химиотерапевтические препараты можно вводить: перорально; внутривенно (внутривенный метод); подкожно (подкожный метод).

Виды химиотерапии:   Системная – общее лекарственное воздействие путем введения препаратов внутрь, внутривенно, внутримышечно или подкожно. Регионарная – лекарственное воздействие на определенную область путем изолированной перфузии или эндолимфатическая инфузия.   Локальная – лекарственное воздействие путем введения в полости (внутриплеврально, внутрибрюшинно), интратекально (в ликворное пространство), интравезикально (в мочевой пузырь), непосредственно на опухоль или опухолевые язвы.

Виды химиотерапии:

  • Системная общее лекарственное воздействие путем введения препаратов внутрь, внутривенно, внутримышечно или подкожно.
  • Регионарная лекарственное воздействие на определенную область путем изолированной перфузии или эндолимфатическая инфузия.

 

  • Локальная лекарственное воздействие путем введения в полости (внутриплеврально, внутрибрюшинно), интратекально (в ликворное пространство), интравезикально (в мочевой пузырь), непосредственно на опухоль или опухолевые язвы.
Классификация противоопухолевых препаратов.   Группа препаратов   2. Антиметаболиты –  Препараты  1. Алкилирующие соединения –  ЦИКЛОФОСФАН; главным образом подавляют синтез ДНК и в меньшей степени рнк в лейкозной клетке.  МИЕЛОСАН (МИЛЕРАН);  соединения, получаемые синтетическим путем, нарушают в основном синтез предщественников нуклеиновых кислот путем конкуренции с последними в лейкозной клетке.  МЕТОТРЕКСАТ;  МИЕЛОБРОМОЛ;  ДОПАН;  6-МЕРКАПТОПУРИН;  ЭМБИХИН;  ЦИТОЗИНОРАБИНОЗИД;  НОВЭМБИХИН;  ФТОРУРАЦИЛ.  САРКОЛИЗИН.

Классификация противоопухолевых препаратов.

Группа препаратов

2. Антиметаболиты

Препараты

1. Алкилирующие соединения

ЦИКЛОФОСФАН;

главным образом подавляют синтез ДНК и в меньшей степени рнк в лейкозной клетке.

МИЕЛОСАН (МИЛЕРАН);

соединения, получаемые синтетическим путем, нарушают в основном синтез предщественников нуклеиновых кислот путем конкуренции с последними в лейкозной клетке.

МЕТОТРЕКСАТ;

МИЕЛОБРОМОЛ;

ДОПАН;

6-МЕРКАПТОПУРИН;

ЭМБИХИН;

ЦИТОЗИНОРАБИНОЗИД;

НОВЭМБИХИН;

ФТОРУРАЦИЛ.

САРКОЛИЗИН.

   ДАКТИНОМИЦИН;  3. Противоопухолевые антибиотики - подавляют синтез нуклеиновых кислот  КОЛХАМИН;  4. Алкалоиды растений  АДРИАМИЦИН;  РУБОМИЦИН;  ВИНБЛАСТИН;  5. Ферментные препараты L- АСПАРАГИНАЗА (КРАСНИТИН) – ферментный препарат - блокирует вступление клеток в период синтеза ДНК, в G 1 -S – периоде, разлагает аспарагин, необходимый для синтеза протеина.  КАРМИНОМИЦИН;  ВИНКРИСТИН;  БЛЕОМИЦИН  ЭТОПОЗИД;  ТЕНИПОЗИД.

ДАКТИНОМИЦИН;

3. Противоопухолевые антибиотики - подавляют синтез нуклеиновых кислот

КОЛХАМИН;

4. Алкалоиды растений

АДРИАМИЦИН;

РУБОМИЦИН;

ВИНБЛАСТИН;

5. Ферментные препараты

L- АСПАРАГИНАЗА (КРАСНИТИН) ферментный препарат - блокирует вступление клеток в период синтеза ДНК, в G 1 -S периоде, разлагает аспарагин, необходимый для синтеза протеина.

КАРМИНОМИЦИН;

ВИНКРИСТИН;

БЛЕОМИЦИН

ЭТОПОЗИД;

ТЕНИПОЗИД.

 Гормонотерапия      Условием для применения:  гормонозависимый тип онкологического заболевания (некоторые разновидности рака груди, предстательной железы, щитовидной железы и т.д.). отсутствие метастазов в легкие и печень, продолжительный период без рецидивов пожилым людям гормонотерапию назначают чаще.

Гормонотерапия  

Условием для применения:

  • гормонозависимый тип онкологического заболевания (некоторые разновидности рака груди, предстательной железы, щитовидной железы и т.д.).
  • отсутствие метастазов в легкие и печень,
  • продолжительный период без рецидивов
  • пожилым людям гормонотерапию назначают чаще.
Типы гормональных воздействий на злокачественные новообразования:    – аддитивные (дополнительное введение гормонов, в том числе противоположного пола, в дозах, превышающих физиологические);  – аблативные (подавление образования гормонов, в том числе хирургическим путем);  – антагонистические (блокирование действия гормонов на уровне опухолевой клетки).

Типы гормональных воздействий на злокачественные новообразования:

аддитивные (дополнительное введение гормонов, в том числе противоположного пола, в дозах, превышающих физиологические); аблативные (подавление образования гормонов, в том числе хирургическим путем); антагонистические (блокирование действия гормонов на уровне опухолевой клетки).

Типы противоопухолевой гормонотерапии :   – лечебная - направлена на устранение или уменьшение существующей опухоли; – профилактическая (адъювантная) - служит для подавления скрытых очагов заболевания, обычно проводится после радикального удаления опухоли.

Типы противоопухолевой гормонотерапии :

лечебная - направлена на устранение или уменьшение существующей опухоли;

профилактическая (адъювантная) - служит для подавления скрытых очагов заболевания, обычно проводится после радикального удаления опухоли.

Преимущества гормонотерапии:   гораздо меньше побочных эффектов, чем при химиотерапии; амбулаторный режим лечения (гормональные средства обычно применяются в виде таблеток). наилучший эффект гормонотерапия дает в сочетании с другими методами лечения рака оперативным лечением, химиотерапией, лучевой терапией.

Преимущества гормонотерапии:

  • гораздо меньше побочных эффектов, чем при химиотерапии;
  • амбулаторный режим лечения (гормональные средства обычно применяются в виде таблеток).
  • наилучший эффект гормонотерапия дает в сочетании с другими методами лечения рака оперативным лечением, химиотерапией, лучевой терапией.
Диспансеризация онкологических больных.   Термин «онкологический больной» включает не только больных со злокачест­венными новообразованиям и предопухолевыми заболеваниями, но и лиц, излеченных от злокачественных опухолей.

Диспансеризация онкологических больных.

  • Термин «онкологический больной» включает не только больных со злокачест­венными новообразованиям и предопухолевыми заболеваниями, но и лиц, излеченных от злокачественных опухолей.
 Клинические группы – это  деление онкологических больных на 4 ка­тегории, определяющее тактику врача в выборе диагностических и ле­чебных мероприятий:  Клинические группы – это  деление онкологических больных на 4 ка­тегории, определяющее тактику в выборе диагностических и лечебных мероприятий

Клинические группы – это деление онкологических больных на 4 ка­тегории, определяющее тактику врача в выборе диагностических и ле­чебных мероприятий:

  • Клинические группы это деление онкологических больных на 4 ка­тегории, определяющее тактику в выборе диагностических и лечебных мероприятий
Клинические группы:  Iа – больные с заболеванием, подозрительным на злокачествен­ное образование;  I6 – больные с предопухолевыми заболеваниями;  II – больные со злокачественными опухолями, подлежащие специальному лечению, в том числе:  IIа – больные злокачественными новообразованиями, подлежащие радикальному лечению;  III – лица, излеченные от злокачественных новообразований (практически здоровые люди);  IV – больные с запущенной формой онкологического заболевания, подлежащие паллиативному или симптоматическому лечению

Клинические группы:

  • больные с заболеванием, подозрительным на злокачествен­ное образование;
  • I6 больные с предопухолевыми заболеваниями;
  • II больные со злокачественными опухолями, подлежащие специальному лечению, в том числе:
  • IIа больные злокачественными новообразованиями, подлежащие радикальному лечению;
  • III лица, излеченные от злокачественных новообразований (практически здоровые люди);
  • IV больные с запущенной формой онкологического заболевания, подлежащие паллиативному или симптоматическому лечению
Iа клиническая группа Iа клиническая группа   КЛИНИЧЕСКАЯ ГРУППА Учетная БОЛЬНЫЕ С ЗАБОЛЕВАНИЯМИ, ПОДОЗРИТЕЛЬНЫМИ НА ЗЛОКАЧЕСТВЕННОЕ НОВООБРАЗОВАНИЕ документация Контрольная карта диспансерного наблюдения (форма 030/у-онко). Тактика Диагноз должен быть уточнен в течение 10 дней. Если больной направлен на обследование в другое учреждение, онколог обязан через 10 дней проверить, уехал ли больной на консультацию. Снятие с учета или перевод в другую группу При подтверждении диагноза злокачественного новообразования переводится во II или IV клиническую группу.

Iа клиническая группа

Iа клиническая группа

КЛИНИЧЕСКАЯ ГРУППА

Учетная

БОЛЬНЫЕ С ЗАБОЛЕВАНИЯМИ, ПОДОЗРИТЕЛЬНЫМИ НА ЗЛОКАЧЕСТВЕННОЕ НОВООБРАЗОВАНИЕ

документация

Контрольная карта диспансерного наблюдения

(форма 030/у-онко).

Тактика

Диагноз должен быть уточнен в течение 10 дней. Если больной направлен на обследование в другое учреждение, онколог обязан через 10 дней проверить, уехал ли больной на консультацию.

Снятие с учета или перевод в другую группу

При подтверждении диагноза злокачественного новообразования переводится во II или IV клиническую группу.

Ib клиническая группа   КЛИНИЧЕСКАЯ ГРУППА Учетная БОЛЬНЫЕ С ПРЕДОПУХОЛЕВЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ И ДОБРОКАЧЕСТВЕННЫМИ ОПУХОЛЯМИ документация Контрольная карта диспансерного наблюдения (форма 030/у-онко). Тактика Подлежат хирургическому лечению. После излечения находятся под диспансерным наблюдением 1,5-2 года. Осматриваются 1 раз в 3 месяца. Снятие с учета При полном выздоровлении и отсутствии рецидива в течение 18-24 мес. больные с учета снимаются.

Ib клиническая группа

КЛИНИЧЕСКАЯ ГРУППА

Учетная

БОЛЬНЫЕ С ПРЕДОПУХОЛЕВЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ И ДОБРОКАЧЕСТВЕННЫМИ ОПУХОЛЯМИ

документация

Контрольная карта диспансерного наблюдения

(форма 030/у-онко).

Тактика

Подлежат хирургическому лечению. После излечения находятся под диспансерным наблюдением 1,5-2 года. Осматриваются 1 раз в 3 месяца.

Снятие с учета

При полном выздоровлении и отсутствии рецидива в течение 18-24 мес. больные с учета снимаются.

II клиническая группа   КЛИНИЧЕСКАЯ ГРУППА БОЛЬНЫЕ СО ЗЛОКАЧЕСТВЕННЫМИ НОВООБРАЗОВАНИЯМИ, ПОДЛЕЖАЩИЕ СПЕЦИАЛЬНОМУ ЛЕЧЕНИЮ (В ТОМ ЧИСЛЕ IIA – БОЛЬНЫЕ, ПОДЛЕЖАЩИЕ РАДИКАЛЬНОМУ ЛЕЧЕНИЮ) Учетная документация Извещение (форма 090/у-01). Контрольная карта диспансерного наблюдения. Тактика Подлежат специальному лечению, которое начинать не позднее 10 дней после установления диагноза. Онколог обязан через 10 дней выяснить, уехал больной на лечение. Снятие с учета или перевод в другую группу После радикального лечения больные переводятся в III клиническую группу, а при прогрессировании болезни с необходимостью симптоматического лечения – в IV группу.

II клиническая группа

КЛИНИЧЕСКАЯ ГРУППА

БОЛЬНЫЕ СО ЗЛОКАЧЕСТВЕННЫМИ НОВООБРАЗОВАНИЯМИ, ПОДЛЕЖАЩИЕ СПЕЦИАЛЬНОМУ ЛЕЧЕНИЮ (В ТОМ ЧИСЛЕ IIA – БОЛЬНЫЕ, ПОДЛЕЖАЩИЕ РАДИКАЛЬНОМУ ЛЕЧЕНИЮ)

Учетная

документация

Извещение (форма 090/у-01).

Контрольная карта диспансерного наблюдения.

Тактика

Подлежат специальному лечению, которое начинать не позднее 10 дней после установления диагноза. Онколог обязан через 10 дней выяснить, уехал больной на лечение.

Снятие с учета или перевод в другую группу

После радикального лечения больные переводятся в III клиническую группу, а при прогрессировании болезни с необходимостью симптоматического лечения – в IV группу.

III клиническая группа   КЛИНИЧЕСКАЯ ГРУППА БОЛЬНЫЕ, ИЗЛЕЧЕННЫЕ ОТ ЗЛОКАЧЕСТВЕННЫХ НОВООБРАЗОВАНИЙ Учетная документация Извещение и контрольная карта не заводятся, за исключением случаев, когда больной ранее не стоял на онкологическом учете. Тактика Подлежат диспансерному наблюдению на протяжении всей жизни. Диспансеризацию III клинической группы проводят в сроки: 1-й год после излечения – 1 раз в три мес.; 2-й год –1 раз в 6 мес.; 3-й год и свыше – 1 раз в год. Снятие с учета или перевод в другую группу  С учета не снимаются. Цель наблюдения – своевременное распознавание рецидивов и метастазов. При возникновении рецидива или метастазов переводят во II или IV группу.

III клиническая группа

КЛИНИЧЕСКАЯ ГРУППА

БОЛЬНЫЕ, ИЗЛЕЧЕННЫЕ ОТ ЗЛОКАЧЕСТВЕННЫХ НОВООБРАЗОВАНИЙ

Учетная

документация

Извещение и контрольная карта не заводятся, за исключением случаев, когда больной ранее не стоял на онкологическом учете.

Тактика

Подлежат диспансерному наблюдению на протяжении всей жизни. Диспансеризацию III клинической группы проводят в сроки: 1-й год после излечения 1 раз в три мес.; 2-й год –1 раз в 6 мес.; 3-й год и свыше – 1 раз в год.

Снятие с учета или перевод в другую группу

С учета не снимаются. Цель наблюдения – своевременное распознавание рецидивов и метастазов. При возникновении рецидива или метастазов переводят во II или IV группу.

IV клиническая группа   КЛИНИЧЕСКАЯ ГРУППА БОЛЬНЫЕ С ЗАПУЩЕННЫМИ ФОРМАМИ РАКА Учетная документация Если впервые выявлена злокачественная опухоль в запущенной стадии заболевания, то заполняется извещение, контрольная карта и протокол на запущенный случай рака (форма 027-2/У). Тактика Участковый врач проводит симптоматическое лечение по месту жительства. Вызову на контрольный осмотр не подлежат. План лечения вырабатывается вместе с онкологом. Снятие с учета или перевод в другую группу С учета не снимаются.

IV клиническая группа

КЛИНИЧЕСКАЯ ГРУППА

БОЛЬНЫЕ С ЗАПУЩЕННЫМИ ФОРМАМИ РАКА

Учетная

документация

Если впервые выявлена злокачественная опухоль в запущенной стадии заболевания, то заполняется извещение, контрольная карта и протокол на запущенный случай рака (форма 027-2/У).

Тактика

Участковый врач проводит симптоматическое лечение по месту жительства. Вызову на контрольный осмотр не подлежат. План лечения вырабатывается вместе с онкологом.

Снятие с учета или перевод в другую группу

С учета не снимаются.

Кроссворд на тему «Опухоли»

Кроссворд на тему «Опухоли»

По горизонтали  3. Возвращение болезни после ее прекращения  5. Злокачественная опухоль, развивающаяся из жировой ткани  6. Переход живых клеток и тканей в недифференцированное состояние  7. Гнойное воспаление тканей?  8. Болезни, в основе которых лежит аутоиммунизация  9. Болезненное разрастание тканей  11. Доброкачественная опухоль, возникающая в тканях различных желез (молочной, щитовидной и т.п.)  13. Выход жидкой части крови через сосудистую систему?  15. Остановка в просвете трубчатого органа его физиологического содержимого?  16. Факторы,вызывающие развитие опухоли  18. Жидкость, выделяющаяся в ткани или полости организма из мелких кровеносных сосудов при воспалении  19. Опухоль раздвигающая ткани  20. Научное название родинки

По горизонтали

3. Возвращение болезни после ее прекращения 5. Злокачественная опухоль, развивающаяся из жировой ткани 6. Переход живых клеток и тканей в недифференцированное состояние 7. Гнойное воспаление тканей? 8. Болезни, в основе которых лежит аутоиммунизация 9. Болезненное разрастание тканей 11. Доброкачественная опухоль, возникающая в тканях различных желез (молочной, щитовидной и т.п.) 13. Выход жидкой части крови через сосудистую систему? 15. Остановка в просвете трубчатого органа его физиологического содержимого? 16. Факторы,вызывающие развитие опухоли 18. Жидкость, выделяющаяся в ткани или полости организма из мелких кровеносных сосудов при воспалении 19. Опухоль раздвигающая ткани 20. Научное название родинки

По вертикали  1. Острое различное гнойное воспаление клетчаточных пространств?  2. Доброкачественная опухоль из мышечной ткани  4. Злокачественная опухоль из соединительной ткани  6. Общее название изменения структуры клеток и органов?  10. Избыток белковых кровяных телец?  12. Злокачественные опухоли  14. Доброкачественная опухоль из костной ткани  17. Резкое повышение реактивности организма?

По вертикали

1. Острое различное гнойное воспаление клетчаточных пространств? 2. Доброкачественная опухоль из мышечной ткани 4. Злокачественная опухоль из соединительной ткани 6. Общее название изменения структуры клеток и органов? 10. Избыток белковых кровяных телец? 12. Злокачественные опухоли 14. Доброкачественная опухоль из костной ткани 17. Резкое повышение реактивности организма?

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

Основная:

Новицкий, В. В. Патофизиология : учебник : в 2 т. / под ред. В. В. Новицкого, О. И. Уразовой. . – 5-е изд. , перераб. и доп. – Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2020. - Т. 1. – 896 с. : ил. ДОП. общий. . – 896 с. – ISBN 978-5-9704-5721-4. – Текст : электронный // ЭБС «Консультант студента»: [сайт]. – URL : https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970457214.html

Пауков, В. С. Основы патологии / В. С. Пауков - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2018. – 288 с. – ISBN 978-5-9704-4351-4. - Текст : электронный // ЭБС «Консультант студента» : [сайт]. – URL : https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970443514.html 

Ремизов, И. В. Основы патологии: учебник для студентов медицинских колледжей / И. В. Ремизов. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2021. – 364 с. (Среднее медицинское образование) - ISBN 978-5-222-35144-4. – Текст : электронный // ЭБС «Консультант студента» : [сайт]. – URL : https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785222351444.html 

 

Дополнительная:

Давыдов, В. В. Патология. Тесты и ситуационные задачи : учебное пособие / под ред. В. В. Давыдова, В. А. Черешнева. – Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2022. - 320 с. – ISBN 978-5-9704-6437-3. – Текст : электронный // ЭБС «Консультант студента» : [сайт]. – URL : https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970464373.html 

Самусев, Р. П. Патофизиология. Клиническая патофизиология. Руководство к практическим занятиям / под ред. Уразовой О. И. , Новицкого В. В. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2020. – 368 с. – ISBN 978-5-9704-5079-6. – Текст : электронный // ЭБС «Консультант студента» : [сайт]. – URL : https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970450796.html 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!