СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Электронное учебное пособие "Причастие как часть речи".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Электронное учебное пособие "Причастие  как часть речи" можно использовать на уроках русского языка.

Просмотр содержимого документа
«Электронное учебное пособие "Причастие как часть речи".»

Причастие как часть речи

Причастие

как часть речи

Каково лексическое значение однокоренных слов ? сущ. + прилаг. Жёлтый лист – лист (какой?) жёлтый  (обозначает признак) сущ. + глагол Желтеет лист – лист (что делает?) желтеет  (обозначает действие) сущ. + ? Желтеющий лист – лист (какой?) желтеющий   (обозначает признак по ….)

Каково лексическое значение однокоренных слов ?

сущ. + прилаг.

Жёлтый лист – лист (какой?) жёлтый

(обозначает признак)

сущ. + глагол

Желтеет лист – лист (что делает?) желтеет

(обозначает действие)

сущ. + ?

Желтеющий лист – лист (какой?) желтеющий

(обозначает признак по ….)

Понятие о причастии Какой? Мяч  к руглый , круглый –  прилагательное, обозначает       признак предмета Мяч падает , падает   – глагол, обозначает      действие предмета Упавший мяч, упавший – причастие, обозначает  признак предмета по действию Что делает? Какой?

Понятие о причастии

Какой?

Мяч к руглый , круглый прилагательное, обозначает

признак предмета

Мяч падает , падает глагол, обозначает действие предмета

Упавший мяч, упавший – причастие, обозначает

признак предмета по действию

Что делает?

Какой?

ПОНЯТИЕ О ПРИЧАСТИИ  Мяч (какой?) круглый (мяч, который не изменит  форму, форма – постоянный признак)  Мяч (какой?) упавший ( мяч, который  упал – глагол  совершенного вида, непереходный, прошедшего времени)  Мяч (какой?) падающий  ( признак, предмета по  действию, проявляется не постоянно, а во времени)

ПОНЯТИЕ О ПРИЧАСТИИ

Мяч (какой?) круглый (мяч, который не изменит

форму, форма – постоянный признак)

Мяч (какой?) упавший ( мяч, который упал – глагол

совершенного вида, непереходный, прошедшего времени)

Мяч (какой?) падающий ( признак, предмета по действию, проявляется не постоянно, а во времени)

Вспомним Глагол Прилагательное действие   что делать? что сделать?  признак предмета какой? какая?  какое? какие?

Вспомним

Глагол

Прилагательное

действие

что делать?

что сделать?

признак предмета

какой? какая?

какое? какие?

 Причастие имеет признаки глагола и прилагательного :   отвечает на вопросы прилагательного  какая ? какие ? какое ? и обозначает признак предмета;  Чайник  кипит  чайник  (какой?) кипящий ;   образуется от глагола , обозначает действие предмета.   мальчик  читает   м альчик  (какой?) читающий ;   дерево посадили  дерево  (какое?) посаженное тот, который делает что? тот, с которым делают что ? 5

Причастие имеет признаки глагола и прилагательного :

отвечает на вопросы прилагательного какая ? какие ? какое ? и обозначает признак предмета;

Чайник кипит чайник (какой?) кипящий ; образуется от глагола , обозначает действие предмета.

мальчик читает м альчик (какой?) читающий ;

дерево посадили дерево (какое?) посаженное

тот, который делает что?

тот, с которым делают что ?

5

Признаки прилагательного и глагола у причастия прилагательного глагола обозначает признак предмета по действию отвечает на вопросы какой? какая? какие? изменяется по родам, числам, падежам ; согласуется с существительным ; может иметь полную  и  краткую форму ; синтаксическая роль: определение, сказуемое . вид (несовершенный и совершенный); переходность и непереходность; возвратность и невозвратность; время (настоящее, прошедшее). вид (несовершенный и совершенный); переходность и непереходность; возвратность и невозвратность; время (настоящее, прошедшее).  

Признаки прилагательного и глагола у причастия

прилагательного

глагола

обозначает признак предмета по действию

  • отвечает на вопросы какой? какая? какие?
  • изменяется по родам, числам, падежам ;
  • согласуется с существительным ;
  • может иметь полную и краткую форму ;
  • синтаксическая роль: определение, сказуемое .
  • вид (несовершенный и совершенный); переходность и непереходность; возвратность и невозвратность; время (настоящее, прошедшее).
  • вид (несовершенный и совершенный);
  • переходность и непереходность;
  • возвратность и невозвратность;
  • время (настоящее, прошедшее).

 

Причастия изменяются  по родам и числам  ( м.р. в ед. ч .) И.п. холодн ый, сверкающ ий свет Р.п. холодн ого, сверкающ его света Д.п. холодн ому, сверкающ ему свету В.п. холодн ый, сверкающ ий свет Т.п. холодн ым, сверкающ им светом П.п. (о) холодн ом, сверкающ ем свете

Причастия изменяются по родам и числам ( м.р. в ед. ч .)

И.п. холодн ый, сверкающ ий свет

Р.п. холодн ого, сверкающ его света

Д.п. холодн ому, сверкающ ему свету

В.п. холодн ый, сверкающ ий свет

Т.п. холодн ым, сверкающ им светом

П.п. (о) холодн ом, сверкающ ем свете

Причастия изменяются  по родам и числам  ( ж.р. в ед. ч .) И.п. красив ая, смеющ ая ся девушка Р.п. красив ой , смеющ ей ся девушки Д.п. красив ой,  смеющ ей ся девушке В.п. красив ую, смеющ ую ся девушку Т.п. красив ой, смеющ ей ся девушкой П.п. (о) красив ой, смеющ ей ся девушке

Причастия изменяются по родам и числам ( ж.р. в ед. ч .)

И.п. красив ая, смеющ ая ся девушка

Р.п. красив ой , смеющ ей ся девушки

Д.п. красив ой, смеющ ей ся девушке

В.п. красив ую, смеющ ую ся девушку

Т.п. красив ой, смеющ ей ся девушкой

П.п. (о) красив ой, смеющ ей ся девушке

Причастия изменяются  по родам и числам  ( ср. р. в ед. ч .)   И.п. хмур ое,  темнеющ ее  небо Р.п. хмур ого, темнеющ его неба Д.п. хмур ому, темнеющ ему небу В.п. хмур ое, темнеющ ее  небо Т.п. хмур ым, темнеющ им  небом П.п. (о) хмур ом, темнеющ ем небе

Причастия изменяются по родам и числам ( ср. р. в ед. ч .)

И.п. хмур ое, темнеющ ее небо

Р.п. хмур ого, темнеющ его неба

Д.п. хмур ому, темнеющ ему небу

В.п. хмур ое, темнеющ ее небо

Т.п. хмур ым, темнеющ им небом

П.п. (о) хмур ом, темнеющ ем небе

Причастия изменяются  по числам  ( мн. ч .)   И.п. разноцветн ые, блестящ ие стекла Р.п. разноцветн ых, блестящ их  стекол Д.п. разноцветн ым, блестящ им  стеклам В.п. разноцветн ые, блестящ ие  стекла Т.п. разноцветны ми, блестящ ими  стеклами П.п. (о) разноцветн ы х, блестящ их  стекл ах

Причастия изменяются по числам ( мн. ч .)

И.п. разноцветн ые, блестящ ие стекла

Р.п. разноцветн ых, блестящ их стекол

Д.п. разноцветн ым, блестящ им стеклам

В.п. разноцветн ые, блестящ ие стекла

Т.п. разноцветны ми, блестящ ими стеклами

П.п. (о) разноцветн ы х, блестящ их стекл ах

 Причастие – это самостоятельная  часть речи, которая обозначает признак предмета по действию, проявляющийся во времени. Причастие можно заменить синонимичным сочетанием  (существительное + «который» + глагол) Мяч падающий – мяч, который  падает лист  упавший – лист,  который  упал

Причастие – это самостоятельная

часть речи, которая обозначает признак

предмета по действию, проявляющийся во времени.

Причастие можно заменить

синонимичным сочетанием

(существительное + «который» + глагол)

Мяч падающий – мяч, который падает

лист упавший лист, который упал

Тренировочные упражнения Образуйте от данных глаголов причастия. Образец: девушка танцует , девушка (какая?) танцующая  1) кошка сидит ;  2) самолёт летит ;  3) девочка улыбается ;  4) розы цветут ; 5) малыш рисует ; 6) снег падает .

Тренировочные упражнения

Образуйте от данных глаголов причастия.

Образец: девушка танцует , девушка (какая?) танцующая

1) кошка сидит ; 2) самолёт летит ; 3) девочка улыбается ; 4) розы цветут ; 5) малыш рисует ; 6) снег падает .

Самопроверка. 1) кошка сидит , кошка (какая?) сидящая ;  2) самолёт летит , самолёт (какой?) летящий ;  3) девочка улыбается , девочка (какая?)  улыбающаяся ;  4) розы цветут , розы (какие?) цветущие ; 5) малыш рисует , малыш (какой?) рисующий ; 6) снег падает , снег (какой?) падающий.

Самопроверка.

1) кошка сидит , кошка (какая?) сидящая ; 2) самолёт летит , самолёт (какой?) летящий ; 3) девочка улыбается , девочка (какая?) улыбающаяся ; 4) розы цветут , розы (какие?) цветущие ;

5) малыш рисует , малыш (какой?) рисующий ;

6) снег падает , снег (какой?) падающий.

В предложении причастия чаще бывают   Прочитанная книга лежала на столе .      Книга прочитана . 1. Определением 2. Реже ) сказуемым

В предложении причастия чаще бывают

Прочитанная книга лежала на столе .

Книга прочитана .

1. Определением

2. Реже ) сказуемым

 Распределите в два столбика данные словосочетания, в левый – «сущ.+прилаг.», в правый – «сущ.+прич.».  Засеянное поле, красивый пейзаж, рисующий мальчик, теплый ветер, улыбающийся малыш, сладкий чай, холодное море, рассыпанные ягоды, бегущая собака, легкая задача, плывущие облака, утренний туман, исполняемая песня, читающий книгу, величайшее открытие, комариный укус, прибывающий поезд, сидящий на стуле, дремучий лес, готовящий суп, жареный картофель .

Распределите в два столбика данные словосочетания, в левый – «сущ.+прилаг.», в правый – «сущ.+прич.».

Засеянное поле, красивый пейзаж, рисующий мальчик, теплый ветер, улыбающийся малыш, сладкий чай, холодное море, рассыпанные ягоды, бегущая собака, легкая задача, плывущие облака, утренний туман, исполняемая песня, читающий книгу, величайшее открытие, комариный укус, прибывающий поезд, сидящий на

стуле, дремучий лес, готовящий суп, жареный картофель .

Образец сущ.+прилаг. сущ.+прич. красивый пейзаж  засеянное поле теплый ветер улыбающийся малыш

Образец

сущ.+прилаг.

сущ.+прич.

красивый пейзаж

засеянное поле

теплый ветер

улыбающийся малыш

Укажи причастия и прилагательные в тексте, выдели суффиксы причастий.   1)В эту минуту хозяин вошёл с кипящим самоваром; я предложил вожатому нашему чашку чаю. 2) Волоса были обстрижены в кружок; на нём был оборванный армяк и татарские шаровары. 3) Я позвал вожатого, благодарил за оказанную помощь. 4) Я увидел мужчину росту высокого, но уже сгорбленного старостью. 5) Старый полинялый мундир его напоминал воина времён Анны Иоанновны.  б) Река ещё не замёрзла, и её свинцовые волны грустно чернели в однообразных берегах, покрытых белым снегом. 7) У ворот увидел я старую чугунную пушку. (А. Пушкин)

Укажи причастия и прилагательные в тексте, выдели суффиксы причастий.

1)В эту минуту хозяин вошёл с кипящим самоваром; я предложил вожатому нашему чашку чаю.

2) Волоса были обстрижены в кружок; на нём был оборванный армяк и татарские шаровары.

3) Я позвал вожатого, благодарил за оказанную помощь.

4) Я увидел мужчину росту высокого, но уже сгорбленного старостью.

5) Старый полинялый мундир его напоминал воина времён Анны Иоанновны.

б) Река ещё не замёрзла, и её свинцовые волны грустно чернели в однообразных берегах, покрытых белым снегом.

7) У ворот увидел я старую чугунную пушку. (А. Пушкин)

 Прилагательные:  татарские шаровары,  росту высокого,  старый мундир, полинялый мундир, свинцовые волны, однообразных берегах, белым снегом,  старую чугунную пушку Причастия: кип ящ им самоваром; обстриж ен ы в кружок; оборва нн ый армяк, за оказа нн ую помощь, сгорбле нн ого старостью, покры т ых снегом

Прилагательные: татарские шаровары, росту высокого, старый мундир, полинялый мундир, свинцовые волны, однообразных берегах, белым снегом, старую чугунную пушку

Причастия:

кип ящ им самоваром; обстриж ен ы в кружок;

оборва нн ый армяк,

за оказа нн ую помощь, сгорбле нн ого старостью,

покры т ых снегом

Найди причастия и запиши глаголы, от которых они образованы, определите главное слово в словосочетании.  х   Образец: падающий снег – снег, который падает  Плывущие облака, шерстяная кофта, бегущий по дорожке, синий свитер, шумящий поток, лесное озеро, нефтяная вышка, спускающийся с лестницы, серебряная ложка, поднимающий с пола, чугунный мост, закрывающий окно, сквозное отверстие, дующий ветер, стеклянная дверь.

Найди причастия и запиши глаголы, от которых они образованы, определите главное слово в словосочетании.

х

Образец: падающий снег снег, который падает

Плывущие облака, шерстяная кофта, бегущий по дорожке, синий свитер, шумящий поток, лесное озеро, нефтяная вышка, спускающийся с лестницы, серебряная ложка, поднимающий с пола, чугунный мост, закрывающий окно, сквозное отверстие, дующий ветер, стеклянная дверь.

Согласуй определения с определяемыми словами.  Определите род, число, падеж причастий. 1) Я заметил, что каждая волна, (представлявшийся) …… с берега или с борта корабля {огромный, ровный  и гладкий) …….горой, в действительности скорее похожа на цепь (неровный) ….. холмов с (остроконечный)…… вершинами, со склонами и долинами.  2) Сильвер разговаривал с  двумя пиратами, (перегнувшийся)……. к нему  через борт корабля. 3) Из восьми человек, (пострадавший) …….. в бою, оставались в живых только трое: пират, подстреленный у бойницы, Хантер и капитан Смоллетт. 4) Мы уселись на песке возле огня и стали закусывать (поджаренный) ……свининой. 5) Никогда в  своей жизни не видел я людей, так беззаботно (относящийся)…….. к (завтрашний)……. дню.( Р. Стивенсон

Согласуй определения с определяемыми словами. Определите род, число, падеж причастий.

1) Я заметил, что каждая волна, (представлявшийся) …… с берега или с борта корабля {огромный, ровный и гладкий) …….горой, в действительности скорее похожа на цепь (неровный) ….. холмов с (остроконечный)…… вершинами, со склонами и долинами.

2) Сильвер разговаривал с двумя пиратами, (перегнувшийся)……. к нему через борт корабля.

3) Из восьми человек, (пострадавший) …….. в бою, оставались в живых только трое: пират, подстреленный у бойницы, Хантер и капитан Смоллетт.

4) Мы уселись на песке возле огня и стали закусывать (поджаренный) ……свининой.

5) Никогда в своей жизни не видел я людей, так беззаботно (относящийся)…….. к (завтрашний)……. дню.( Р. Стивенсон

 Я заметил, что каждая волна, представлявшаяся с берега или с борта корабля огромной, ровной  и гладкой горой, в действительности скорее похожа на цепь неровных холмов с остроконечными вершинами, со склонами и долинами.  2) Сильвер разговаривал с двумя пиратами, перегнувшимися  к нему через борт корабля. 3) Из восьми человек,  пострадавших в бою, оставались в живых только трое: пират, подстреленный у бойницы, Хантер и капитан Смоллетт. 4) Мы уселись на песке возле огня и стали закусывать поджаренной свининой. 5) Никогда в своей жизни не видел я людей, так беззаботно относящихся  к завтрашнему дню .  (Р. Стивенсон)
  • Я заметил, что каждая волна, представлявшаяся с берега или с борта корабля огромной, ровной и гладкой горой, в действительности скорее похожа на цепь неровных холмов с остроконечными вершинами, со склонами и долинами.

2) Сильвер разговаривал с двумя пиратами, перегнувшимися к нему через борт корабля.

3) Из восьми человек, пострадавших в бою, оставались в живых только трое: пират, подстреленный у бойницы, Хантер и капитан Смоллетт.

4) Мы уселись на песке возле огня и стали закусывать поджаренной свининой.

5) Никогда в своей жизни не видел я людей, так беззаботно относящихся к завтрашнему дню .

(Р. Стивенсон)

Спасибо за работу  на уроке!

Спасибо за работу

на уроке!