Тема: Электронные таблицы (ЭТ) Дата: 27.02.2023
Базовый учебник: «Информатика - базовый курс», 9 класс, Босова Л.Л., Босова А.Ю.
Цель урока:
Цели обучения:
освоить новые знания по теме “ Электронная таблица Excel. Среда и принципы работы”;
развить навыки работы в среде табличного процессора,
развивать интерес к решению задач,
сформировать навыки самостоятельной работы,
составления с помощью компьютера электронных документов,
Цели воспитания:
воспитание интереса к изучаемому материалу,
развитие познавательного интереса,
Цели развития:
развитие логического мышления, памяти, внимательности.
Цели познавательные:
повышение интереса к занятиям информатикой,
развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся.
Задачи:
обучающие: изучение новых понятий и определений по теме “ Электронная таблица Excel. Среда и принципы работы. Правила заполнения таблицы”; совершенствование навыков работы с текстовыми, графическими редакторами и электронными таблицами; стимулирование учащихся к созданию новых проектов в сфере информационных технологий;
развивающие: развитие коммуникативных навыков и технических умений; развитие умения оценивать результаты выполненных действий; развитие умения применять полученные знания при решении задач различной направленности;
воспитательные: воспитание добросовестного отношения к труду и ответственности; воспитание уверенности в своих силах.
Тип урока: изучение нового материала, урок целевого применения изученного.
Необходимое техническое оборудование:
персональные компьютеры;
операционная система Windows;
мультимедийный проектор и интерактивная доска;
пакет программ Microsoft Office;
Учебник: «Информатика - базовый курс», 9 класс, Босова Л.Л., Босова А.Ю.
План урока:
Организационный момент. Вступление учителя;
Повторение.
Объяснение новой темы;
Техника безопасности;
Физкульминутка;
Практическая работа на закрепление;
Вопросы учеников
Домашнее задание.
Подведение итогов. Выставление оценок.
Рефлексия.
Ход урока.
1.Организационный момент. (3-4 мин)
Здравствуйте! Садитесь. Сегодня урок я хочу начать с повторения математических операций для записи выражений на компьютере. На доске вам даны математические выражения, нужно записать выражение для компьютера:
2.Формирование новых понятий. (25 мин)
А теперь давайте разгадаем ребус (Слайд 2)
Правильно, ответ Таблица. Кто даст ответ: Что такое таблица? (Таблица – это информационная модель реальной системы) (слайд 2(2))
А для чего нужны таблицы? Нужны для наглядного представления информации, дать описание нескольких объектов.
Исходя из вышесказанного попробуйте определить тему урока:
Значит сегодня наш урок будет связан с таблицами, но это будут Электронные таблицы. Запишите число и тему (слайд 3)
Задачи нашего урока:
- познакомиться (с понятием ЭТ)
- научиться: (работать с ЭТ)
(Слайд 4) Сегодня на уроке мы узнаем какие данные можно вводит в ячейки ЭТ и Основные режимы работы ЭТ.
Начнём немного с истории разработки ЭТ: (Слайд 5) С давних пор самыми сложными профессиями считались Бухгалтер, Инженер, Статистик, т.к. людям этих профессий приходилось выполнять громоздкие вычисления с помощью приборов (Слайд 6): Механическая счётная машина Шикарда(1623), Бухгалтерские счёты, Арифмометр Феликс, Счётная машина Callatron, Логарифмическая линейка.
(Слайд 7) Однажды в 1979 г. на на лекции в Гарвордском университете студент финансового факультета Ден Бриклин наблюдал как преподаватель стирал и переписывал на доске большое количество чисел финансовой модели. И тут ему пришла идея создать компьютерную программу Электронную таблицу. Он и его друг программист Роберт Фрэнкстон разработали первую программу ЭТ VisiCalc.
Практически во всех сферах деятельности используется ЭТ(бухгалтерия, экономика, медицина, инженерные расчёты и многое другое).
(Слайд 8(1)) Электронные таблицы (табличный процессор) - это прикладная программа, предназначенная для организации табличных вычислений на компьютере.
(Слайд 8(2)) Наиболее распространёнными табличными процессорами являются Microsoft Excel и OpenOffice.org Calc.
А теперь давайте рассмотрим Интерфейс ЭТ Exel (Слайд 9), (Слайд 10), (Слайд 11)
Так же можно выделять группы ячеек, их называют Диапазоном (Слайд 12)
Диапазон - расположенные подряд ячейки в строке, столбце или прямоугольнике.
Задание 1:
1) Какое количество ячеек находится в диапазоне (B4:E4)? (Ответ: 4)
2) Какое количество ячеек находится в диапазоне (B3:B9)? (Ответ: 7)
3) Какое количество ячеек находится в диапазоне (С3:E8)? (Ответ: 18)
(Слайд 13) Ячейка - наименьшая структурная единица электронной таблицы, образуемая на пересечении столбца и строки.
Какие данные можно вводить в ячейки таблицы? (Текст, числа и формулы)
Рассмотрим основные типы данных более подробнее:
Числовой формат (Слайд 14)
Формулы (Слайд 15)
Рассмотрим пример ввода формулы (Слайд 16)
3. Физкультминутка. (Слайд 17)
4. Практическая работа: Откроем программу ЭТ. (Слайд 18)
Как уже успели заметить, ваши вычисления заняли довольно много времени и некоторым из вас было не просто делать вычисления. Каким образом можно ускорить вычисления и сделать их проще для понимания? (Совершенно верно. С помощью электронной таблицы можно быстро решить поставленную задачу)
Задание 2: Рассмотрим математические выражения и внесём в ячейки B2, B4, B6, B8. Проверяем ответы.
Задание 3: Рассчитать с помощью данных в таблице (Слайд 19):
1) Общую стоимость тетрадей и общую стоимость альбомов;
2) Сколько будет стоить вся покупка;
3) Сдача от 300 руб.
Кассовый расчет |
Наименование | Цена(руб.) | Количество (шт.) | Общая стоимость (руб.) |
Тетрадь | 3,5 | 25 | |
Альбом | 34,8 | 5 | |
| | Итого: | Сдача: |
Ответ: Итого: 261,5 р.; Сдача: 38,5 р.
Задание 4: Рассмотри таблицу
Ученик | Русский | Математика | Физика | Информатика |
Ученик 1 | 25 | 23 | 20 | 17 |
Ученик 2 | 27 | 26 | 25 | 16 |
Ученик 3 | 30 | 33 | 29 | 19 |
Ученик 4 | 29 | 27 | 26 | 15 |
Произведи вычисления для ответов на следующие вопросы:
Каков общий балл каждогоученика?
Общий балл Ученика 1______85
Общий балл Ученика 2______94
Общий балл Ученика 3______111
Общий балл Ученика 4______97
Каков средний балл по каждому предмету?
Средний балл Русский______27,75
Средний балл Математика______27,25
Средний балл Физика______25
Средний балл Информатика______16,75
Кто набрал большее количество баллов?____________________ Ученик 3
Кто набрал меньшее количество баллов?____________________ Ученик 1
5. Подведение итога урока. Давайте повторим: (Слайд 20 – 23). Выставление оценок!
6. (Слайд 24) Домашнее задание: Читать параграф 3.1 стр. 116 – 123; Задание 11 стр. 125
7. (Слайд 29) Рефлексия
-Выскажи своё мнение об уроке фразой начинающейся словами с экрана (Слайд )