Познакомьтесь со стихотворением А. С. Пушкина
"Вновь я посетил"
...Вновь я посетил
Тот уголок земли, где я провел
Изгнанником два года незаметных.
Уж десять лет ушло с тех пор - и много
Переменилось в жизни для меня,
И сам, покорный общему закону,
Переменился я - но здесь опять
Минувшее меня объемлет живо,
И, кажется, вечор еще бродил
Я в этих рощах.
Вот опальный домик,
Где жил я с бедной нянею моей.
Уже старушки нет - уж за стеною
Не слышу я шагов ее тяжелых,
Ни кропотливого ее дозора.
Вот холм лесистый, над которым часто
Я сиживал недвижим - и глядел
На озеро, воспоминая с грустью
Иные берега, иные волны...
Меж нив златых и пажитей зеленых
Оно синея стелется широко;
Через его неведомые воды
Плывет рыбак и тянет за собой
Убогой невод. По брегам отлогим
Рассеяны деревни - там за ними
Скривилась мельница, насилу крылья
Ворочая при ветре...
На границе
Владений дедовских, на месте том,
Где в гору подымается дорога,
Изрытая дождями, три сосны
Стоят - одна поодаль, две другие
Друг к дружке близко,- здесь, когда их мимо
Я проезжал верхом при свете лунном,
Знакомым шумом шорох их вершин
Меня приветствовал. По той дороге
Теперь поехал я, и пред собою
Увидел их опять. Они всё те же,
Всё тот же их, знакомый уху шорох -
Но около корней их устарелых
(Где некогда всё было пусто, голо)
Теперь младая роща разрослась,
Зеленая семья; кусты теснятся
Под сенью их как дети. А вдали
Стоит один угрюмый их товарищ
Как старый холостяк, и вкруг него
По-прежнему всё пусто.
Здравствуй, племя
Младое, незнакомое! не я
Увижу твой могучий поздний возраст,
Когда перерастешь моих знакомцев
И старую главу их заслонишь
От глаз прохожего. Но пусть мой внук
Услышит ваш приветный шум, когда,
С приятельской беседы возвращаясь,
Веселых и приятных мыслей полон,
Пройдет он мимо вас во мраке ночи
И обо мне вспомянет.
1835
https://www.youtube.com/watch?v=i61XMAhxhTM
В 1835 году Пушкин последний раз побывал в Михайловском – на похоронах матери. В том же году было написан стих «Вновь я посетил…» - поэтический итог жизни. Стих вбирает в себя весь жизненный опыт, но не повторяет его, а преображает. Пушкин размышляет о жизни, смерти, связи природы и человека.
Пушкин рассказывает о том, как через десять лет приехал в Михайловское, но он уже не такой, каким был прежде, он изменился. Стоит только посмотреть на знакомые холмы, нивы, как он вспоминает о том, что недавно здесь «сиживал», он смотрит на озеро и вспоминает о южной ссылке в Крым и Одессу. Но в то же время «иные берега, иные волны» можно сравнить с берегами и волнами жизни, то есть жизнь сравнить с морем. Море может бушевать и, наоборот, быть спокойным, тихим и мирным. Так и жизнь может быть бурной и спокойной.
И вот, Пушкин «на границе владений дедовских». Он видит три сосны, слышит шорох и шум их вершин. Мы это тоже наблюдаем, благодаря аллитерации звука [ш]. Пушкин рад тому, что они все те же, что не изменились так же, как и он, «все тот же их знакомый уху шорох». Он видит молодую рощу, которая разрослась около их устарелых корней, которую он не знает и прежде не видел, но Александр Сергеевич ее приветствует и принимает. Поэт сравнивает эту рощу с зеленой семьей, с детьми. Это говорит о том, что жизнь продолжается, кто-то умирает, кто-то рождается, что смерть неизбежна, но ее нельзя боятся, страшиться, и она не отменяет бесконечной любви Пушкина к жизни.
В конце стихотворения звучит радостное приветствие: «Здравствуй, племя младое, незнакомое!». Так он приветствует молодую и незнакомую рощу. Он немного опечален из-за того, что ему не суждено ее увидеть в расцвете сил и лет.
Идейный смысл стихотворения заключается в связи человека с природой, гармонии с ней, а также в связи разных поколений, эпох человеческой жизни. В этом стихотворении отразилась сущность пребывания человека в жизни. Но не многим дано ответить на этот вопрос в стихотворении. Только тот, кто сможет понять, осознать и принять гармонию природы, почувствовать ее, вслушаться в каждый ее шорох и звук, в силах ответить для себя на вопрос о пребывании человека в жизни, ценить и любить жизнь, как Пушкин: благодарно и безгранично и не испугаться неизбежной смерти!
Познакомься с ещё одним стихотворением великого поэта
«Брожу ли я вдоль улиц шумных…»
Брожу ли я вдоль улиц шумных,
Вхожу ль во многолюдный храм,
Сижу ль меж юношей безумных,
Я предаюсь моим мечтам.
Я говорю: промчатся годы,
И сколько здесь ни видно нас,
Мы все сойдем под вечны своды —
И чей-нибудь уж близок час.
Гляжу ль на дуб уединенный,
Я мыслю: патриарх лесов
Переживет мой век забвенный,
Как пережил он век отцов.
Младенца ль милого ласкаю,
Уже я думаю: прости!
Тебе я место уступаю;
Мне время тлеть, тебе цвести.
День каждый, каждую годину
Привык я думой провождать,
Грядущей смерти годовщину
Меж их стараясь угадать.
И где мне смерть пошлет судьбина?
В бою ли, в странствии, в волнах?
Или соседняя долина
Мой примет охладелый прах?
И хоть бесчувственному телу
Равно повсюду истлевать,
Но ближе к милому пределу
Мне всё б хотелось почивать.
И пусть у гробового входа
Младая будет жизнь играть,
И равнодушная природа
Красою вечною сиять.
https://www.youtube.com/watch?v=ErOfobZ11SM
Анализ стихотворения Пушкина «Брожу ли я вдоль улиц шумных…»
К 30 годам Александр Пушкин уже был достаточно известным поэтом, чье творчество являлось предметом салонных споров. Однако светское общество относилось к стихам будущего классика русской литературой с определенной долей скептицизма, так как Пушкин слыл в этих кругах повесой и дебоширом, ловеласом и человеком, который никогда не лезет за словом в карман. Тем не менее, по меркам того времени его можно было считать вполне состоявшимся и успешным человеком.
Сам Пушкин, впрочем, придерживался иного мнения, так как разгульная жизнь требовала достаточно огромных средств, которыми поэт не располагал. Этот факт доставлял ему массу неудобств и вынуждал каждый день ходить на службу, которая вызывала у Пушкина отвращение. Задумываясь над тем, что успех в литературе не является залогом благосостояния, поэт искал пути укрепления своего финансового положения и нередко задумывался над тем, что его жизнь сложилась совсем не так, как ему этого бы хотелось. Накануне своего 30-летия поэт написал стихотворение «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», в котором попытался в очередной раз найти ответ на вопрос, зачем же он живет.
Впрочем, поэт не стал вдаваться в философские размышления и решил принять то, что получил в дар от судьбы, как должное. При этом Пушкин отмечает, что, чем бы они ни занимался, мысли его витают очень далеко. «Я предаюсь моим мечтам», — написал поэт. В своем воображении он видел себя богатым, успешным, избалованным вниманием женщин. Однако реальность постоянно возвращала его не грешную землю, где он был самым обычным человеком. Понимая это, Пушкин отмечает, что «мы все сойдем под вечны своды», подразумевая, что смерть уравняет и бедных, и богатых. При этом поэт не боится смерти. Более того, он осознает ее неизбежность и очень надеется, что «у гробового входа младая жизнь будет сиять». Тем самым Пушкин словно бы уступает свое место новому поколению, без зависти и грусти наблюдая за тем, как оно приходит ему на смену.
Поэт не знает, какая смерть ему уготована, и не хочет гадать, как и когда он умрет. Однако его мечта заключается в том, чтобы быть похороненным «ближе к милому пределу», то есть на родине, а не на чужбине. Именно это поэт считает наиболее важным после смерти, совсем не беспокоясь о своем литературном наследии, деньгах и долгах. Тем самым автор подчеркивает бренность собственного существования, отмечая, что жизнь коротка, и лишь «равнодушная природа» будет «красою вечною сиять», встречая и провожая каждое новое поколение.
«Два чувства дивно близки нам…»
Гений Пушкина был настолько велик, что даже его недописанные стихи стали достоянием человечества. Убедиться в этом сможет каждый, кому доведётся читать стих «Два чувства дивно близки нам» Пушкина Александра Сергеевича. В произведении читатель встречается с поэтом-философом, ищущим объяснений загадкам человеческой души.
Произведение было написано в 1830 году – это непростой период в жизни великого поэта. Он грезил о скорой женитьбе на любимой женщине, был одновременно счастлив и несчастлив. Пушкин в это время всё чаще обращается к тематике духовных ценностей человека. Поэт стремится понять, в чём заключается смысл жизни людей. В своём стихотворении автор рассуждает о духовной привязанности к Родине, о великой любви к родным местам, которую он приравнивает к святыне.
Два чувства дивно близки нам –
В них обретает сердце пищу –
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
Животворящая святыня!
Земля была б без них мертва,
Как . . . . пустыня
И как алтарь без божества.
https://www.youtube.com/watch?v=Z1A6BC9dzUE
Стихотворение «Отцы пустынники и жены непорочны» было написано летом 1836 года. Пушкин задумал его как второе в цикле из шести стихотворений, связанных с христианскими мотивами. Пушкин никогда не был религиозен, но в последние годы жизни много размышлял в стихах о вере и покаянии.
Ни одно стихотворение из цикла не было опубликовано при жизни Пушкина.
Во второй части стихотворения Пушкин перепевает молитву Ефрема Сирина, пустынника четвёртого века, призывавшего к покаянию. Эта молитва издавна читается в дни Великого поста и называется покаянной.
«Отцы пустынники и жены непорочны…»
Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв;
Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Всех чаще мне она приходит на уста
И падшего крепит неведомою силой:
10 Владыко дней моих! дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.
22 июля 1836
https://www.youtube.com/watch?v=WJQW1-4pdG8
«Элегия» ( «Безумных лет угасшее веселье…»)
Безумных лет угасшее веселье
Мне тяжело, как смутное похмелье.
Но, как вино - печаль минувших дней
В моей душе чем старе, тем сильней.
Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе
Грядущего волнуемое море.
Но не хочу, о други, умирать;
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;
И ведаю, мне будут наслажденья
Меж горестей, забот и треволненья:
Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь,
И может быть - на мой закат печальный
Блеснёт любовь улыбкою прощальной.
1830
А.С. Пушкин написал это стихотворение в 1830 году. Это было в Болдино, и именно тогда он находился под влиянием такого литературного жанра как реализм. Следовательно, преобладающим настроением в его стихотворениях, именно в тот период жизни, является озабоченность, тоска, грусть. Одним словом, под конец своей короткой, но плодовитой жизни, А.С. Пушкин стал реалистом.
Стихотворение "Элегия" состоит из двух строф и, как ни странно, эти две строфы и составляют смысловой контраст этого произведения. В первых строках:
Безумных лет угасшее веселье
Мне тяжело, как смутное похмелье - поэт повествует о том, что он уже не так молод, как казалось бы. Оглядываясь назад, он видит прошлое веселье, от которого на душе ему тяжело, нелегко.
Несмотря на всё, душу переполняет тоска по ушедшим дням, она усиливается чувством волнения и иллюзорного будущего, в котором видится "труд и горе". "Труд и горе" для А.С. Пушкина-это его творчество, а горе-это вдохновляющие события, впечатления. И поэт, несмотря на пройденные нелёгкие годы, верит и ждёт "грядущего волнуемое море".
Для поэта, жить-значит мыслить, если он перестанет мыслить, то он умрёт:
Но не хочу, о други, умирать;
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;
Мысли отвечают за разум, а страдания-за чувства.
Обыкновенный человек живёт иллюзиями и видит будущее в тумане. А поэт-это полная противоположность обыкновенному человеку, то есть он, как пророк, с точностью предсказывает, что "будут наслажденья меж горестей, забот и треволненья…"
Эти земные, человеческие радости поэта даруют новые творческие возможности:
Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь…
Скорее всего, А.С. Пушкин гармонией называет момент вдохновенья, когда он может творить. А вымысел и слёзы-это само произведение, над которым он работает.
"И может быть на мой закат печальный
Блеснёт любовь улыбкою прощальной".
В этой цитате создаётся образ его "музы вдохновенья". Он с нетерпеньем ждёт её, и надеется, что она придёт к нему, и он снова полюбит и будет любим.
Доминирующая цель поэта-любовь, которая также, как и муза, является спутником жизни.
"Элегия" по форме-монолог. Оно обращено к "другам"-то есть к единомышленникам, к тем, кто может его понять без каких-либо искажений.
Это стихотворение написано в жанре элегии. Это можно понять из печальной и грустной интонации и тона, так что на душе сразу становится нелегко, даже тяжело.
Элегия А.С. Пушкина-философская. Жанр элегии относится к классицизму, следовательно, это стихотворение должно быть насыщено старославянизмами.
А.С. Пушкин не нарушил эту традицию и использовал в своём произведении старославянизмы, формы и обороты:
Минувших-прошедших;
Старе-старее;
Грядущего-будущего, наступающего;
И т. д.
Стихотворение "Элегия" доминирующее в своём жанре.
https://www.youtube.com/watch?v=cJEKYeSOVXE
«Пророк»
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился, —
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.
Перстами лёгкими как сон
Моих зениц коснулся он.
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Моих ушей коснулся он, —
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полёт,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассёк мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнём,
Во грудь отверстую водвинул.
Как труп в пустыне я лежал,
И Бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею Моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».
А. С. Пушкин написал стихотворение «Пророк» в 1826 году. Как раз в то время были наказаны участники декабристского восстания, многие из которых были пушкинскими друзьями. Это стихотворение было как бы ответом на такой неожиданный поворот событий.
В начале стихотворения описывается одинокий полумёртвый путник, с трудом перемещающийся по пустыне: «...В пустыне мрачной я влачился…». Затем показывается контрастное, противопоставленное, спасающее явление серафима, как бы нарушающего предшествовавший покой: «И шестикрылый серафим на перепутье мне явился». Серафим преображает путника, убирает всё человеческое, грешное: открывает ему глаза («Моих зениц коснулся он: / Отверзлись вещие зеницы…»), уши («Моих ушей коснулся он: / И их наполнил шум и звон…»), даёт мудрый язык («И вырвал грешный мой язык… / И жало мудрыя змеи… / В уста… мои / Вложил»), объективно обо все думающее сердце («И сердце трепетное вынул, / И уголь… / Во грудь отверстую водвинул»). Так как это был обычный смертный, то такие страдания не могли окончиться бесследно: «…Как труп в пустыне я лежал…». Стихотворение заканчивается воззванием Бога к новому пророку наказать людей за их грехи: «Восстань, пророк... / И, обходя моря и земли, / Глаголом жги сердца людей».
Тем у стихотворения две: жестокое преображение человека и горькая миссия пророка. Поэт верил, что когда-нибудь на землю придёт пророк и накажет людей за их грехи, в частности, правительство за неоправданное, по его мнению, наказание декабристов. Пушкина настолько переполняют эмоции по поводу убитых или сосланных в Сибирь друзей, что в прямой форме он их сразу вылить не может, к тому же сделать это ему мешает возможность разоблачения его стихов и наказания за сообщничество с декабристами, он использует косвенную форму, описанную выше.
В стихотворении используется много контрастности: «...В пустыне мрачной я влачился, / И шестикрылый серафим / На перепутье мне явился…», «…Как труп в пустыне я лежал, / И Бога глас ко мне воззвал…», «И вырвал грешный мой язык… / И жало мудрыя змеи / В уста мои вложил». Автор использует много повторов союза И в началах строк, чтобы показать единство, одну цель всего происходящего.
Чтобы яснее изобразить различные образы в стихотворении, Пушкин использует сравнения: «…Перстами, лёгкими, как сон…», «Отверзлись вещие зеницы, как у испуганной орлицы…», «…Как труп в пустыне я лежал…». Автор использует много церковнославянизмов, что говорит о том, что при написании им этого стихотворения он опирался на библейскую легенду.
В стихотворении встречается очень много шипящих звуков – создаётся атмосфера длительного и мучительного страдания героя. Стихотворный размер – четырёхстопный ямб с многочисленными пиррихиями – тоже делает стихотворение медлительно-мучительным. В стихотворении используются все виды рифмовки – это говорит о том, что автор не особо обращал на это внимание, его больше занимало содержание его стихотворения.
https://www.youtube.com/watch?v=mrZmjXA9qqM
«Поэту»
Поэт! не дорожи любовию народной.
Восторженных похвал пройдет минутный шум;
Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,
Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.
Ты царь: живи один. Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум,
Усовершенствуя плоды любимых дум,
Не требуя наград за подвиг благородный.
Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;
Всех строже оценить умеешь ты свой труд.
Ты им доволен ли, взыскательный художник?
Доволен? Так пускай толпа его бранит
И плюет на алтарь, где твой огонь горит,
И в детской резвости колеблет твой треножник.
1830 г.
Стихотворение “Поэту” стало одним из самых значимых произведений Пушкина в ряду тех, которые посвящены осмыслению пути поэта и извлечению уроков из творческих попыток осознать самого себя. Читать стих “Поэту” Пушкина Александра Сергеевича – значит перенестись в период, когда его травил Ф.Булгарин, а обвинения в оппозиционности взглядов становились все серьезнее. Свободолюбивого поэта учили быть сдержаннее, но разве настоящая муза позволит молчать? Он излил свои мысли о взаимоотношениях творца и социума на бумагу.
Пушкин много размышлял о роли поэта в общественной жизни – в этом легко убедиться, если скачать образцы его вольнолюбивой лирики. Однако именно в стихотворении “Поэту” он утверждается в мысли, что творчество дает настоящую свободу. Вне зависимости от того, будет ли произведение прочитано в классе или онлайн, оно ярко продемонстрирует стремление “солнца русской поэзии” понять предназначение стихотворца,отсюда и переменчивость настроения, которую легко уловить в тексте стихотворение Пушкина “Поэту”: первая часть наполнена пессимизмом, боязнью за человека и его талант, а вторая полностью ей противоположна. В ней поэт настроен радостно, ведь он видит, что именно литература превращает его в настоящего сверхчеловека, готового противостоять обыденности.
https://www.youtube.com/watch?v=9_TmM_H0hJk
«Я памятник себе воздвиг…»
Стихотворение “Я памятник себе воздвиг нерукотворный” имеет необычную, даже трагичную историю. Его черновик был обнаружен уже после гибели написавшего и отдан на доработку Жуковскому. Тот бережно внес правки в оригинал, и стихотворение поместили в посмертное издание. Читать стих “Я памятник себе воздвиг нерукотворный” Пушкина Александра Сергеевича довольно грустно – поэт, как будто предчувствуя смерть, подступающую к порогу, спешит создать произведение, которое станет его творческим завещанием. В каком бы классе не изучалось это творение, оно способно произвести глубокое впечатление.
Основной темой стихотворения является отнюдь не самовосхваление, как считали недоброжелатели поэта, но размышления о роли поэзии в общественной жизни. Неважно, решит ли человек скачать его или прочитает онлайн, пушкинский посыл будет ему вполне понятен: поэтическое слово не умирает, даже если умирает творец. Оставаясь отпечатком его личности, оно проходит через века, несет себя как знамя разным народам. Это урок о любви к свободе, родине и людям, который нужно учить в любом возрасте.
Текст стихотворения Пушкина “Я памятник себе воздвиг нерукотворный” наполнен вдохновением и восхищением, в нем много нежности и даже печаль, которая так или иначе скользит между строк, полностью перекрывается осознанием факта, что душа поэта бессмертна. Ее хранят сами люди, которым небезразлична литература.
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастёт народная тропа,
Вознёсся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.**
Нет, весь я не умру – душа в заветной лире
Мой прах переживёт и тлeнья убежит –
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой,
И назовёт меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий
Тунгус, и друг степей калмык.
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
Веленью бoжию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца;
Хвалу и клевету приeмли равнодушно
И не оспаривай глупца.
https://www.youtube.com/watch?v=crz3HQCEong