Электронный образовательный ресурс
Веб–квест по предмету «Английский язык» для учащихся 5-6 классов.
Пояснительная записка
«Образовательный веб-квест - (webquest) - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета. Веб – квест - это сайт в Интернете, с которым работают учащиеся, выполняя ту или иную учебную задачу. Разрабатываются такие веб-квесты для максимальной интеграции Интернета в различные учебные предметы на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными. Особенностью образовательных веб-квестов является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы учащихся с ним находится на различных веб-сайтах. Кроме того, результатом работы с веб-квестом является публикация работ учащихся в виде веб-страниц и веб-сайтов (локально или в Интернет)» (Быховский Я.С. «Образовательные веб-квесты»).
При использовании компьютерных квест-проектов существуют, по крайней мере, два результата. Первая составляющая оценки результата это, собственно, та видимая часть, которая и является выполненным квест-проектом. Причем оценивается не объем освоенной информации (что изучено), а ее применение в деятельности (как применено) для достижения поставленной цели. Второй же результат – это педагогический эффект от включения школьников в «добывание знаний» и их логическое применение, то есть включение их в информационную деятельность. В процессе защиты выполненных заданий по квест-проекту ребенок реально видит, что по каждому действию, задаче и т. д. может существовать не его одна, а несколько точек зрения, несколько вариантов решения и совсем не обязательно, что его точка зрения, его вариант решения будут правильными и лучшими. Ребенок учится сопоставлять, сравнивать, наконец, принимать другие точки зрения. При разработке квест-проекта у учителя есть возможность создания ситуаций, в которых учащимся необходимы навыки поиска, анализа, обобщения, синтеза новой информации, ее хранения и передачи. Учитывая все это, зависимости от целей и задач я использую на своих уроках разнообразные веб-квесты. Я применяю их как отдельные элементы урока, или весь урок может быть проведен в форме веб-квеста с элементами соревнования между группами. При этом каждый квест выполняет свою функцию, способствует накоплению языкового материала у ребенка, закреплению ранее полученных знаний, формированию речевых навыков и умений. Мой опыт работы с учениками средних классов показал, что такие виды работы дают положительный результат и оказывают положительное влияние на воспитательно-образовательный процесс.
С целью повышения мотивации к овладению иностранными языками веб -квест используется на уроках для решения следующих задач:
1. Настроить учащихся на рабочий лад, ввести их в иноязычную атмосферу.
2.Формировать у учащихся определенные навыки. Например: ИКТ-навыки для создания презентаций. Приобретаемые знания и вырабатываемые умения: формирование и развитие навыков форматирования, работа с таблицами, вставка рисунков, работа со списками в среде текстового процессора Word.
3.Развивать у учащихся определенные речевые умения. Например: построить речевое высказывание на основе выбранной роли и предложенной лексики.
4.Учить учащихся общению на иностранном языке.- Например: охарактеризовать любимого персонажа и обменяться мнениями о нем.
5. Развивать необходимые способности и психологические функции.
6. Расширить познания учащихся в сфере страноведения и языка. Для этого используются заочные путешествия, подготовка к традиционным праздникам.
7. Расширить словарный запас школьников.
Онлайн-тесты;
сопровождение слов картинками;
кроссворд (речевая задача - развитие умения использовать прилагательные в различных степенях, опрос лексики).
Основная часть
Цели веб-квеста:
1.Способствовать развитию дистанционных форм получения образования в образовательной организации, привлечь внимание школьников к изучению материала посредством технологии веб-квест.
2.Формировать у учащихся иноязычную коммуникативную компетенцию на основе развития универсальных учебных действий.
3.Формировать уважительное отношение к культуре других стран.
Критерии оценки веб-квеста:
«отлично» - в группе все работали активно, все вопросы раскрыты полно, структура ответов не нарушена, презентация выполнена с управляющими кнопками, использовано графическое оформление презентации.
«хорошо» - все вопросы раскрыты, но недостаточно полно или с нарушением структуры оформления ответов. Презентация выполнена с небольшими погрешностями.
«удовлетворительно» - неправильно оформлена презентация, недостаточно полно даны ответы на вопросы.
«неудовлетворительно» - нет ответа хотя бы на один вопрос или не выполнена презентация.
Итоговая оценка представляет собой суммированный балл за выполнение всех заданий, и каждому учащемуся выставляется та же оценка, что и оценка всего квеста.
Критерии оценивания работы | 5 баллов | 3 балла | 0 баллов |
Содержание | Понимание Задания | Работа демонстрирует точное понимание задания | Включаются как материалы, имеющие непосредственное отношение к теме, так и материалы, не имеющие отношения к ней | Включены материалы, не имеющие непосредственного отношения к теме Собранная информация не анализируется и не оценивается |
Полнота раскрытия темы | Полно | Частично | Не раскрыта |
Изложение аспектов темы | Изложены полно | Частично | Не изложены |
Логика изложения информации | Логичное изложение материала | Нарушение логики | Отсутствие логики |
Оформление работы | Грамматика, подходящий словарь, отсутствие ошибок правописания и опечаток | Грамотная работа с точки зрения грамматики, стилистики, орфографии | Негрубые ошибки с точки зрения грамматики, стилистики, орфографии | Грубые ошибки с точки зрения грамматики, стилистики, орфографии |
Самостоятельная работа группы | Слаженная работа в группе | Четко спланированная работа группы | Работа группы частично спланирована | Не четко спланирована работа в группе |
Распределение ролей в группе | Вся деятельность равномерно распределена между членами команды | Работа над материалом равномерно распределена между большинством участников команды | Несколько членов группы отвечают за работу всей команды. |
Авторская оригинальность | Уникальная работа. Содержится большое число оригинальных, изобретательных примеров | В работе присутствуют авторские находки | Стандартная работа, не содержит авторской индивидуальности |
Степень самостоятельности работы группы | Полная самостоятельность при выполнении работы | Частичная самостоятельность работы группы | Несамостоятельная работа группы |
Защита работы | Качество презентации | Композиция презентации логична, полнота представления в презентации результатов работы | Нарушение логики выступления, неполное представление результатов работы | Полное нарушение логики, не представлены результаты исследования |
Образовательный веб-квест - это сайт в Интернете, с которым работают учащиеся, выполняя ту или иную учебную задачу. Разрабатываются web-квесты для максимальной интеграции Интернета в различные учебные предметы на разных уровнях обучения в учебном процессе. Особенность web-квестов заключается в том, что все материалы, необходимые учащимся для выполнения заданий, размещены в Интернете. Вопросы должны быть сформулированы так, чтобы при посещении сайтов учащиеся были вынуждены произвести отбор материала, выделив главное из той информации, которую они находят. Итогом работы учащихся с образовательным web-квестом является «готовый продукт»: web-сайт или web-страница, презентация, коллаж, видеоролик и т.д.
Структура веб-квеста, требования к его отдельным элементам:
Ясное вступление, где четко описаны главные роли участников или сценарий квеста, предварительный план работы, обзор всего квеста.
Центральное задание, где четко определен итоговый результат самостоятельной работы
Список информационных ресурсов (в электронном виде - на компакт-дисках, видео и аудио носителях, в бумажном виде, ссылки на ресурсы в Интернет, адреса веб-сайтов по теме), необходимых для выполнения задания.
Роли. Учащимся должен быть представлен список ролей (от 2 и более), от лица которых они могут выполнить задания. Для каждой роли необходимо прописать план работы и задания.
Описание процедуры работы, которую необходимо выполнить каждому участнику квеста при самостоятельном выполнении задания (этапы).
Описание критериев и параметров оценки веб-квеста.
Руководство к действиям, где описывается, как организовать и представить собранную информацию.
Заключение, где суммируется опыт, который будет получен участниками при выполнении самостоятельной работы над веб-квестом.
Данный веб-квест был создан для повторения лексико-грамматического материала по теме «Степени сравнения прилагательных» для учащихся 5-6 классов. Выбрав роль определенного персонажа, обучающиеся должны были, перейдя по ссылкам, выполнить определенные задания.
Шаг№1. Пазлы Малефисенты.
Выбрать из предложенных прилагательных те, которые лучше описывают главную героиню квеста, описать ее с помощью выбранных прилагательных, затем написать данные слова в сравнительной и превосходной степенях.
Шаг №2. Выбрать роль, от лица которой будет пройден квест, и выполнить задания, перейдя по ссылкам.
Шаг №3
Обобщить грамматический материал, перейдя по ссылкам персонажей-помощников, и создать презентацию на изученную тему.
Шаг №4. Перейдя по ссылке, решить кроссворд по теме «Прилагательные, степени сравнения прилагательных»
Шаг №5. Получить ссылки на игры в качестве награды.
Лист оценки
Заключение.
Для контроля знаний был разработан кроссворд, а также предложены ссылки на тесты на три варианта, цель которых – проверка основных знаний по теме «Степени сравнения прилагательных». Важно понимать разные задачи, стоящие перед учеником и педагогом, на этапах подготовки и выполнения квест-проета. Конечно, у нас были разные цели. Для ученика важно получение готового продукта, для педагога - чтобы в ходе выполнения проектного задания, ученик освоил те или иные компьютерные средства или приемы работы. Поэтому для педагога проектное задание – это свернутый набор средств, который должен освоить ученик. При сравнительном анализе результатов проверочной работы в подгруппе, где обучение шло с использованием квест-проекта, и обычной подгруппой было интересно, главным образом, узнать, влияет ли применение квест-проекта на уроке на уровень знаний по предмету. В проверочную работу входил тест на определение основных теоретических знаний, включающий также вопросы, касающиеся информационной деятельности, и задания для проверки навыков информационной деятельности. Полученные результаты свидетельствуют о том, что уровень знаний у учащихся подгруппы 2 выше, чем у учащихся подгруппы 1. Следует отметить, что обучение с помощью технологии квест-проектов позволяет повысить интерес к изучаемой теме, усилить мотивацию. В контрольных подгруппах в результате анкетирования в рейтинге самых интересных и заинтересовавших тем на 20% больше учащихся отметили тему «Степени сравнения прилагательных», поставив ее на 2-3 место после тем «Неправильные глаголы» и «Прошедшее простое время».
Работа над веб–квестом развивает такие умения как умение сравнивать, анализировать, классифицировать, мыслить абстрактно. Учащиеся не просто собирают информацию, но и трансформируют ее, чтобы выполнить задание. У учащихся повышается мотивация, они воспринимают задание как нечто реальное, что ведет к эффективности учебного задания. Меняется и роль учителя на уроке. Он становится консультантом, наставником, старшим партнером.
Сегодняшние цели образования заставляют выбирать методы и формы организации работы, способствующие активному процессу познания, которые развивают умение учиться: находить необходимую информацию, использовать различные информационные источники, запоминать, думать, решать, организовывать себя к работе. Именно поэтому использование компьютерных технологий в образовании открывает новые возможности и в методике образования, и в освоении и в усовершенствовании знаний.
Список источников
Сердюк Е.В., Канева Д.С. «Использование Web-quest технологии при обучении письменной речи на старшей ступени обучения в школах с углубленным изучением иностранного языка», сборник материалов II межрегиональной научно-практической конференции, Сыктывкар, 2010
Dodge B. Some Thoughts About WebQuests. 1995-1997.
http://webquest.sdsu.edu/about_webquests.html
March T. What's on the Web? Sorting Strands of the World Wide Web for Educators. 1995-2001.
http://www.ozline.com/learning/webtypes.html
March T. Working the Web for Education. Theory and Practice on Integrating the Web for Learning. 1997– 2001.
http://www.ozline.com/learning/theory.html
Dodge B. A Rubric for Evaluating WebQuests. 2001.
http://webquest.sdsu.edu/webquestrubric.html
Dodge B. Creating A Rubric for a Given Task. 2001.
http://projects.edtech.sandi.net/staffdev/tpss99/rubrics/rubrics.html
www.wearelinguists.narod.ru
Алгоритм разработки веб-квеста
www.rubistar.4teachers.org
создание бланков оценки
8