СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Электрооборудование и диагностика автомобилей

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ И ДИАГНОСТИКА  АВТОМОБИЛЕЙ

Просмотр содержимого документа
«Электрооборудование и диагностика автомобилей»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

«МУРОМСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО – ГУМАНИТАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ»






ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ И

ДИАГНОСТИКА АВТОМОБИЛЕЙ


Методические указания к лабораторным работам







Составитель: С.В. Лабутов











МУРОМ

2017

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ


Каждый студент должен выполнить четыре лабораторных работы по следующим темам: 1 – аккумуляторная батарея; 2 – автомобильные генераторы; 3 – стартер; 4 – зажигание.

Студент обязан подготовиться к проведению лабораторной работы.

Выполнение работы включает: ознакомление с объектом испытания и его краткой характеристикой, а также со стендом, на котором производятся испытания; проведение испытаний; обработку результатов.

Отчет по лабораторным работам выполняется каждым студентом самостоятельно и включает: наименование и цель работы; схемы испытаний, вычерченные в соответствии с ГОСТ; краткое содержание работы; опытные и расчетные данные, сведенные в таблицы; графики, выполненные на миллиметровой бумаге; заключение и выводы.



ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ


  1. При выполнении лабораторных работ необходимо строго соблюдать правила личной и противопожарной безопасности: начало работ, включение стендов, измерительных приборов – можно производить только с разрешения преподавателя и после ознакомления с устройством стендов (приборов) и правилами их эксплуатации.

  2. 2. При испытании генераторов, стартеров и прерывателей-распределителей необходимо проверить надежность их крепления и плотность зацепления с приводом соответствующего стенда.

  3. 3. При работе с аккумуляторными батареями необходима особая осторожность, т.к. щелочи или кислоты могут вызвать ожоги и порчу одежды.

  4. По окончании работы следует отключить стенды от силовой сети.



Лабораторная работа №1

ИССЛЕДОВАНИЕ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ


Цель работы:

- изучить принцип действия, конструкцию и технические характеристики стартерных аккумуляторных батарей;

- исследовать вольт-амперную характеристику аккумуляторной батареи;

- изучить способы проверки состояния аккумуляторной батареи.



Подготовка к работе


При подготовке к работе студент должен изучить: маркировку, принцип действия и конструкцию аккумуляторных батарей, зарядные и разрядные характеристики аккумуляторных батарей в осветительном и стартерном режимах; понятия э.д.с., напряжение, внутренне сопротивление и емкость аккумуляторной батареи; разрядно-зарядный режим батареи на автомобиле и понятие о балансе энергии аккумуляторной батареи; теоретическое обоснование способов проверки состояния аккумуляторной батареи; электрические схемы испытаний.



Описание схемы испытаний


Схема испытания аккумуляторной батареи для снятия вольт-амперной характеристики состоит из испытываемой аккумуляторной батареи I, реле включения 2, угольного нагрузочного реостата R и измерительных приборов: амперметра и вольтметра (рис. 1.1).



Рис. 1.1. Схема испытания аккумуляторной батареи


Для питания обмотки реле служит выпрямитель на 12 В. Нажатием кнопки 3 замыкаются контакты РВ реле 2 и аккумуляторная батарея будет разряжаться током IБР на сопротивление R. Вольтметр V показывает напряжение батареи при разрядке и зарядке батареи.


Содержание работы


1. Определить тип и технические характеристики аккумуляторной батареи.

2. Определить состояние аккумуляторной батареи, измерив:

- уровень электролита, мм;

- плотность электролита, г/см3;

- напряжение на аккумуляторной батарее без нагрузки (э.д.с.) и под нагрузкой, В;

- температуру электролита, 0С.

Данные измерений занести в таблицу 1.1.

Параметр

Номер аккумулятора

1

2

3

4

5

Уровень электролита, мм






Плотность электролита, г/см3






Напряжение без нагрузки (э.д.с), В






Напряжение под нагрузкой, В






Температура в средней банке, 0С







3. Привести среднюю для батареи плотность электролита к 150С:

.

4. Подсчитать процент разряженности аккумуляторной батареи:

%,

где , .

5. Дать заключение о состоянии аккумуляторной батареи.

6. Исследовать вольт-амперную характеристику аккумуляторной батареи:

- измеряя сопротивление реостата R, получить 6-7 точек вольт-амперной характеристики при токах разряда от 1 до 20А. все точки вольт-амперной характеристики снимать в одно и то же время после начала разряда (1-2 с), делая перерыв между снятием точек в 1 мин. Данные опыта занести в таблицу 1.2.

Таблица 1.2

Параметр

Номер замера

1

2

3

4

5

Разрядный ток, Iр, А






Напряжение при разрядке Uр, В






Ток замыкания, IКБ, А






Ток замыкания на пару пластин, I, А






Начальное разрядное напряжение, Uнр, В







- используя полученные данные, рассчитать величину тока замыкания:

,

и тока замыкания на пару пластин:

,

где n – число пластин в аккумуляторе.

Начальное разрядное напряжение определяется по формуле:

,

где tэ – температура электролита,

∆Ср – разряженность батареи, %;

m – число аккумуляторов в батарее.

- найти среднее значение тока замыкания IКБ ср и по точкам IКБ ср и Uнр построить вольт-амперную характеристику аккумуляторной батареи U(I). Нанести на характеристику опытные точки (Uх, Iх) и дать оценку точности построения вольт-амперной характеристики.



Лабораторная работа №2

АВТОМОБИЛЬНЫЙ ГЕНЕРАТОР ПЕРЕМЕННОГО ТОКА

С КОНТАКТНО-ТРАНЗИСТОРНЫМ РЕГУЛЯТОРОМ РР362


Цель работы:

- изучить конструкцию и технические характеристики автомобильного генератора переменного тока Г250 и регулятора РР362;

- исследовать электрические характеристики генератора переменного тока при работе с регулятором РР362 и без него.



Подготовка к работе


При подготовке к работе студент должен изучить: принцип действия и конструкцию генератора переменного тока Г250, его выпрямителя и регулятора РР362; электрические характеристики генератора переменного тока; электрическую схему испытаний.



Описание схемы испытаний


Схема испытаний (рис.2.1) содержит генератор переменного тока с встроенным выпрямителем, регулятор напряжения, аккумуляторную батарею и реостат, имитирующий потребителей электроэнергии на автомобиле.

При исследовании электрических характеристик генератора без регулятора необходимо рубильник включателя зажигания РВЗ поставить в положение «выключено». При этом одновременно разорвется цепь от зажима Ш регулятора к зажиму Ш генератора. Питание обмотки возбуждения генератора происходит от аккумуляторной батареи при включении двухпозиционного рубильника РБ в положение «независимое возбуждение» НВ и замыкания минуса батареи на «массу» с помощью рубильника Рм.

При исследование электрических характеристик генератора с регулятором необходимо напряжение от аккумуляторной батареи подать на обмотку возбуждения генератора через регулятор напряжения, т.е. включить рубильник РБ в положение «регулируемое возбуждение» РВ. Рубильник РВЗ поставть в положение «включено» и замкнуть рубильник Р.

Нагрузкой генератора является регулируемое сопротивление RН, обеспечивающее ток нагрузки не более 40А.

Снятие внешней характеристики генератора с самовозбуждением, когда ток обмотки возбуждения определяется лишь напряжением генератора, необходимо проводить без аккумуляторной батареи. Однако в первый момент напряжение на обмотку возбуждения подается от батареи. При достижении частоты вращения, когда напряжение генератора становится выше напряжения батареи, питание обмотки возбуждения будет происходить от генератора. В этот момент необходимо включить рубильник Рм и генератор будет работать на самовозбуждении.

После проведения очередного испытания рубильник и реостат установить в исходное положение!!!


Содержание работы


1. Определить паспортные данные генератора и регулятора.

2. Исследовать внешние характеристики генератора с независимым возбуждением без регулятора напряжения при частоте вращения 1750 и 2200 об/мин.

Исследования проводятся в следующей последовательности. Переключатель предела измерений вольтметра установить на 40В. Замкнуть рубильник Рм; рубильник РБ установить в положение НВ, рубильник РН в положение Н; рубильник РВЗ должен быть разомкнут. Сопротивление РН полностью введено. Включить двигатель привода генератора и установить необходимую частоту вращения, которую в процессе испытания поддерживать постоянной. Ток генератора изменять с помощью реостата от нуля до максимального значения (через 4А). Значения напряжения (Uг) и тока генератора (IГ) генератора занести в таблицу 2.1.

Таблица 2.1

Внешние характеристики генератора без регулятора

ПГ, об/мин

Результаты испытаний

1750

IГ, А







2200

UГ, В

















Рис. 2.1. Электрическая схема генератора переменного тока Г250 с регулятором напряжения РР 362 и аккумуляторной батареей


3. Исследовать внешние характеристики генератора при работе с регулятором и аккумуляторной батареей, при частоте вращения ротора генератора 1750 и 2200 об/мин.

При проведении испытаний переключатель предела вольтметра установить на 20 в, замкнуть рубильники РМ и РВЗ, рубильник РН установить в положение Н, рубильник РБ в положение РВ.

Включить двигатель привода генератора и установить нужную частоту вращения, которую в процессе испытания поддерживать постоянной. Ток нагрузки изменять до 40А примерно через 4А. Величину напряжения фиксировать с точностью до 0,2В. Значения UГ и IГ занести в таблицу 2.2.



Таблица 2.2

Внешние характеристики генератора с регулятором напряжения

П, об/мин

Результаты испытаний

1750

IГ, А







2200

UГ, В








4. Исследовать внешние характеристики генератора с самовозбуждением при работе с регулятором напряжения. Частота вращения та же, что и в пункте 2.

Последовательность испытаний совпадает с указанной в пункте 3. Отличие заключается в том, что после достижения заданной частоты вращения рубильник РМ необходимо отключить. При снятии характеристики нужно зафиксировать значение напряжения при максимальном токе и 2-3 значения после него, результаты испытаний занести в таблицу 2.3.

5. Построить на одном графике внешние характеристики по результатам испытаний согласно табл. 2.1, 2.2, 2.3.

Таблица 2.3

Внешние характеристики генератора

с самовозбуждением и регулятором

П, об/мин

Результаты испытаний

1750

IГ, А







2200

UГ, В








6. Исследовать скоростные характеристики генератора с регулятором при работе с аккумуляторной батареей и нагрузкой:

UГ, IГ, IВ, IБ, IН, IК=f(П­Г).

Для этого необходимо замкнуть рубильники РМ и Р­ВЗ, рубильник РБ поставить в положение РВ, а рубильник РН в положение Н. Установить ток нагрузки не более 10А. Зафиксировать показания приборов при отключенном двигателе привода генератора (ПГ­=0). Результаты занести в таблицу 2.4.

Таблица 2.4

Скоростные характеристики генератора

Параметры

Результаты испытаний

ПГ

0







UГ








IГ








IВ








IБ








IН








IК









Включить двигатель привода генератора и, установив, минимальную частоту вращения, зафиксировать показания приборов. Необходимо снять показания при появлении тока генератора, при токе батареи равном нулю и начале работы регулятора напряжения. В момент начала работы РН ток возбуждения начнет уменьшаться, а ток контактов возрастать. При снятии скоростных характеристик частоту вращения ротора генератора доводить до 4000 об/мин, с интервалами не более 500 об/мин.

Построить скоростные характеристики. Масштаб токов должен быть единым.



Лабораторная работа №3

ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЗАЖИГАНИЯ

ДВС АВТОМОБИЛЕЙ


Цель работы:

- изучить устройство и технические характеристики аппаратов батарейного зажигания автомобилей;

- исследовать электрические характеристики батарейной системы зажигания;

- изучить способы проверки исправности приборов батарейного зажигания.



Подготовка к работе


При подготовке к работе студент должен изучить: назначение и устройство катушки зажигания; прерывателя-распределителя; искровых свечей; рабочий процесс батарейной системы зажигания; электрические характеристики исследуемых систем зажигания; схему контрольно-измерительных приборов стенда, на котором проводится исследование аппаратов зажигания.

Описание схемы испытаний


Испытания проводятся на стенде, оборудованном приводным валиком, что дает возможность вращать с одинаковой частотой валик рапределителя (рис. 3.1). С помощью переключателя РI искровой разрядник для измерения вторичного напряжения может подключаться к распределителю высокого напряжения системы батарейного зажигания.

Измерение вторичного напряжения U­2, производится по максимальному воздушному зазору разрядника δ, при котором искра остается устойчивой. Для измерения первичного тока II служат амперметры, включенные в первичную цепь системы.



Содержание работы


1. Записать тип испытываемых прерывателя-распределителя и катушки зажигания.

2. Исследовать зависимость вторичного напряжения U2 и тока в первичной цепи II от частоты вращения валика распределителя при изменении П от 200 до 2500 об/мин. Исследования провести для двух значений шунтирующего сопротивления искрового разрядника (свечи): Рш=∞; Rш=0,5 Мом. Полученные данные занести в таблицу 3.1.

Таблица 3.1

№ опыта

П, об/мин

δ1, мм

U2, кВ

II, А

1





2





3





4





5





RШ=0,5 МОм

1





2





3





4





5












Рис. 3.1. Схема батарейного зажигания ДВС автомобиля


3. Исследовать правильность угла чередования искрообразования, для чего:

- отключить провод высокого напряжения, идущий от катушки зажигания к центральному выводу крышки прерывателя-распределителя, и подключить к катушке зажигания провод к синхроноскопу;

- установить частоту вращения валика прерывателя-распределителя 500-600 об/мин;

- установить лимб синхроноскопа нулевой отметкой против одной из светящихся рисок (искр) на вращающемся диске синхроноскопа. искрообразование должно быть через 90, 60 и 450 соответственно для 4-, 6- и 8-цилиндровых двигателей. Отклонение (асинхронизм) искры не должно превышать +I0 для каждого из цилиндров двигателя. Результаты исследований занести в таблицу 3.2.

Таблица 3.2

№ вывода

распределителя

1

2

3

4

5

6

7

8

Отклонение искр, градусы










4. Исследовать характеристику центробежного регулятора прерывателя-распределителя – зависимость угла опережения зажигания от частоты вращения валика распределителя α(n), для чего:

- включить электродвигатель привода и установить минимально возможную частоту вращения валика прерывателя-распределителя (100-500 об/мин);

- установить либм синхроноскопа так, чтобы одна из светящихся рисок (искр) находилась против нулевой отметки;

- плавно увеличивая частоту вращения привода, записать углы смещения светящихся рисок и соответствующие значения частоты вращения валика распределителя. Частоту вращения увеличивать до значений, пока угол опережения перестанет увеличиваться. Результаты исследований занести в таблицу 3.3.

Таблица 3.3

Частоты вращения валика распределителя, об/мин









Угол опережения зажигания, градус










5. Исследовать характеристику вакуумного регулятора опережения зажигания – зависимость угла опережения от разряжения и диафрагмы регулятора α(Р), для чего:

- включить электродвигатель привода и установить частоту вращения валика прерывателя-распределителя несколько превышающую частоту вращения, при которой центробежный регулятор дает полное опережение зажигания (2000-2500 об/мин);

- установить лимб синхроноскопа так, чтобы одна из светящихся рисок находилась против его нулевой отметки;

- создавая рукояткой вакуумного насоса разряжение, исследовать зависимость α(Р). Разряжение вакуумным насосом уменьшать до тем пор, пока угол опережения зажигания перестанет увеличиваться.

Результаты исследования занести в таблицу 3.4.

Таблица 3.4

Разряжение,

мм рт.ст.











Угол опережения зажигания, град.












6. По результатам исследований построить графики:

U2(п); II(п); α(п); α(Р).



Лабораторная работа № 4

ИССЛЕДОВАНИЕ СТАРТЕРА


Цель работы:

- изучить устройство стартера и его технические характеристики;

- исследовать электромеханические характеристики стартера.



Подготовка к работе


При подготовке к работе студент должен изучить: принцип действия и конструкцию стартерного электродвигателя, типы приводов и реле включения стартера; электромеханические характеристики стартера; электрическую схему стенда для испытаний стартера и его контрольно-измерительные приборы.


Описание схемы испытания


Схема испытания стартера для снятия его электромеханических характеристик состоит из балансированной машины БМ постоянного тока с независимым возбуждением (рис.4.1). Обмотка возбуждения и якоря балансированной машины питаются от источника постоянного тока. Сила тока в цепи обмотки возбуждения регулируется потенциометром ПШ за счет изменения напряжения подводимого к выпрямителю, а в цепи – реостатом RЯ.

При подаче напряжения на стартер в нем возникает вращающий момент, что приводит к вращению вала БМ. В этом случае БМ работает в генераторном режиме, и в ней возникает тормозной момент, поворачивающий копус БМ с прикрепленным к нему противовесом на угол, пропорциональный моменту, развиваемому стартером. Стартер питается от аккумуляторной батареи, включаемой в цепь контактами тягового реле стартера ТР. Для измерения тока, потребляемого стартером Iс, служит амперметр А. Напряжение на зажимах батареи Б измеряется вольтметров U. Падение напряжения в стартерной цепи измеряется вольтметров UI. Частота вращения якоря стартера ПС измеряется тахометром Т.



Содержание работы


1. Записать паспортные данные испытываемого стартера.

2. Снять электромеханические характеристики стартера:

- определить ток, частоту вращения, напряжение на батарее и падение напряжения в цепи стартера в режиме холостого хода (МС=0);

- определить 5-6 промежуточных точек электромеханической характеристики стартера при изменении частоты вращения от 4000 до 300 об/мин. Рабочие точки характеристики рекомендуется выбирать по шкале тахометра или амперметра, регулируя нагрузочный момент балансированной машины потенциометров ПШ и реостатом РЯ.

Включение стартера при исследовании одного режима не должно превышать 3-5 с:

- определить ток и момент стартера, напряжение на батарее и падение напряжения в цепи стартера в режиме полного торможения (ПС=0).

Результаты испытаний занести в таблицу 4.1.

Таблица 4.1

№ опыта

Результаты испытаний

ПС, об/мин

ТС, А

М­С, Нм

UБ, В

∆UМ, В

∆UПР, В

1







2







3







4







5







6


















Рис. 4.1. Испытательный стенд стартера



3. Построить предварительно следующие характеристики:

- зависимость UБ(I);

- от прямой UБ(I) отложить падение напряжения в цепи стартера (∆UПР +∆UМ) и по полученным точкам провести прямую ∆UС(I);

- из точки на оси абсцисс, соответствующей току полного торможения стартера – IСТ, восстановить перпендикуляр до пересечения с прямой UС(I), и точку пересечения UСТ (рис. 4.2) соединить с началом координат. Отрезки ординат, заключенные между прямыми UС(I) и UТ(I), есть противо- э.д.с. стартера ЕС;

- построить по опытным данным зависимости ПС(I) и МС(I);

- разбить участок оси абсцисс между точками IСХ и IСТ на 5-6 равных интервалов. При расчете параметров, указанных в п.4 пользоваться не опытными данными, а данными, взятыми из графика для каждого значения тока по интервалам (от IСХ до IСТ).

4. Рассчитать:

- мощность, развиваемую аккумуляторной батареей:

РБ=IСUБ, Вт;

- мощность, потребляемую стартером:

, Вт;

- электромагнитную мощность, развиваемую стартером:

РЭМ=ICЕС, Вт;

- мощность на валу стартера:

, Вт;

- к.п.д. стартера:

;

- сопротивление стартера:

, Ом,

где U­СТ – напряжение на стартере при полном торможении, В;

IСТ – ток стартера при полном торможении, А.

Результаты расчета занести в таблицу 4.2.

Таблица 4.2

Параметр







РБ, Вт







РЭЛ, Вт







РЭМ, Вт







РС, Вт







к.п.д., %








5. Построить на одном графике электромеханические характеристики стартера:

UC(IC); UТ(IC); РЭМ(IC); ПC(IC); МC(IC); РC(IC); ηC(IC).






СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1. Банников, С.П. Электрооборудование автомобилей. М.: «Транспорт», 2017.

2. Галкин, Ю.М. Электрооборудование автомобилей и тракторов.М.: Машиностроение, 2017.

3. Боровских, Ю.И. Электрооборудование автомобилей. М.: «Транспорт», 2011.

4. Ютт В.Е. Методы и средства диагностики электрооборудования автомобилей. М.: Высш.шк., 2014.

СОДЕРЖАНИЕ


1. Указания по проведению лабораторных работ


2. Правила техники безопасности


3. Исследование аккумуляторной батареи


4. Автомобильный генератор переменного тока с контактно-транзисторным регулятором РР 362


5. исследование системы зажигания ДВС автомобиля


6. Исследование стартера


Список литературы