СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элементы дизайна на уроках ИЗО

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Теоритический и практический материал применения элементов дизайна на уроках ИЗО

Просмотр содержимого документа
«Элементы дизайна на уроках ИЗО»






Элементы дизайна на уроках ИЗО



Методическая разработка

для преподавателей ИЗО.














Автор: Лазарева О.В.

преподаватель I категории

МОУДОД РДХШ












Содержание


Пояснительная записка

Художественные особенности вида изобразительного искусства

– коллаж 5

Рекомендации для методической разработки: «Коллаж на уроках

композиции»

Технология создания коллажа учащимися на уроках композиции.

Перечень учебно- методического обеспечения.

Список литературы.

Приложение №1 (детские работы) 32

Приложение №2 (репродукции работ художников) 42

































Пояснительная записка


Методическая разработка предлагается для преподавателей ИЗО.

Цель работы – раскрыть свой педагогический опыт в изучении

технологии выполнения коллажа для дальнейшего использования знаний

этой техники при проведении практических занятий для учащихся

Задачи:

1. Собрать теоретический и практический материал по данной

теме, который могут использовать педагоги детских художественных

школ, школ искусств и изостудий в своей педагогической

деятельности.

2. Познакомить с многообразием фактуры предметного мира

и способами передачи ощущения фактуры предмета посредством

использования приемов коллажа.

3. Дать представление о коллаже, об истории его развития, о

разновидностях техник коллажа.

4. Научить работать в техниках коллажа (мозаичный, коллаж

из ткани, коллаж, включенный в живописное полотно).

Техника коллажа помогает обогатить художественные образы,

создаваемые учащимися: передать фактуру предметов, богатство

цветовых сочетаний, придать работам пространство. И все это делается

для того, чтобы создать неповторимый художественный образ, найти

наиболее подходящие средства для воплощения замысла учащихся.

Методическая разработка раскрывает художественные особенности

вида изобразительного искусства – коллаж. Рассматривает историю

развития техники коллажа. Раскрывает понятия: коллаж, аппликация,

декупаж, фактура. Коллаж получил особое распространение в XX веке, но

он не является новейшим изобретением, аналогичные приемы можно

встретить в иконе.

Также работа содержит рекомендации по технологии выполнения

коллажа на уроках композиции в ДХШ, ДШИ. Раскрывает этапы создания

коллажа: начинается работа с выбора сюжета, за которым следуют

составление эскиза к коллажу (иногда он не применяется), подбор

материалов, если нужно их изготовление, вырезание деталей

изображения, раскладывание их на фоне, наклеивание и, наконец,

высушивание.

В методической работе даются разработки двух уроков по изучению

технологии создания коллажа на уроках композиции в школе, на которых происходит знакомство учащихся с разновидностями коллажа:

мозаичным, введением элементов коллажа в живописное полотно. Один

урок иллюстрирован фотографиями с этапами создания коллажа. Даются

понятия – коллаж, мозаика, фактура. Раскрываются художественные

особенности коллажа, история его развития.

Одной из ведущих задач уроков является творческое развитие

личности, особое внимание обращается на развитие ее воображения. В

каждом задании дается возможность для простора фантазии, поиска

собственных образов, фактур, пространств.

Занятия лучше строить в форме игры со средствами изображения.

Игра с разнообразными материалами при создании коллажа увлекает

учащихся на создание более ярких, интересных образов реального мира.

В приложении представлены детские работы, выполненные в

процессе изучения техники коллажа на

1- 7 класс) и репродукциди работ художников,

создававших коллажи.

Иллюстративный материал, данный на уроке, и представленные

детские работы, репродукции работ художников могут послужить

наглядным пособием в освоении техники выполнения коллажа на уроках

Художественные особенности вида изобразительного

искусства – коллаж

На первом этапе изучения техники коллаж необходимо

познакомиться с художественными терминами, используемыми в работе,

и с историей развития вида изобразительного искусства – коллаж.

Коллаж – (франц. « наклеивание») техника и вид изобразительного

искусства, заключающегося в создании живописных или графических

произведений путем наклеивания на какую – либо основу материалов,

различных по цвету и фактуре (ткань, веревка, кружево, кожа, бусы, фольга и

др.).

Аппликация - один из видов изобразительной техники, основанной на

вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом

материале, принятом за фон. Основными признаками аппликации являются

силуэтность, плоскостная обобщенная трактовка образа, однородность

цветового пятна (локальность) и больших цветовых пятен.

В отличие от аппликации коллаж допускает возможность применения

объемных элементов в композиции, причем как целых объектов, так и их

фрагментов (посуды, вееров, монет, часов и др.)

Коллаж – техника создания картины, графического произведения,

состоящая в применении различных наклеек из плоских фактурных и

объемных материалов. У каждого материала, будь то гладкий шелк, яичная

скорлупа или шершавая плетеная корзина, своя фактура. Различные

живописные техники позволяют передавать ощущение фактуры предмета,

подчеркивая его выразительность. Фактура-характер поверхности предмета,

он определяется свойствами материала, из которого предмет состоит, и

способом его обработки. Это одно из тех коренных свойств предметного

мира, которое наряду с формой, цветом, размерами помогает нам

ориентироваться в окружающем.

Причем художник может комбинировать разнообразные техники,

сочетать аппликацию и коллаж, вводить коллаж в красочный слой

живописного полотна. Имеет смысл совмещать коллаж и живопись, так как

коллажированные материалы вполне могут вписаться в живописное полотно

и обеспечить присутствие настоящего трехмерного фактурного эффекта. И

все это делается для того, чтобы создать неповторимый художественный

образ, найти наиболее подходящие средства для воплощения замысла

художника.

Коллаж получил особое распространение в XX веке, но он не является

новейшим изобретением. Аналогичные приемы можно встретить в иконе, где

сочетаются разнородные материалы – живопись, золото нимбов и фона,

богатый драгоценный убор, состоящий из тканых риз, басменных окладов.

7

Или, например, в «Портрете молодого человека с медалью» С.Боттичелли

вмонтирован гипсовый слепок настоящей медали.

Коллаж получил широкое применение во время стиля «модерн». И

обращение к нему произошло не столько сознательно, сколько интуитивно в

процессе поиска усиления декоративности звучания произведений.

Показательно в этом плане творчество австрийского художника Густава

Климта. Его картины напоминают собой пестрый ковер, в который вводятся

различные материалы: фольга, ткани, серебряные нити, даже камешки.

Многочисленные фрагменты, подобно мозаике, вспыхивают и мерцают.

Поворотным этапом в области применения коллажа является обращение к

этой технике художников - кубистов. Возникновение кубизма связано с

появлением новой эстетики, в которой дается выход ассоциативной энергии,

динамическому чувству. Делается попытка организации нового

пространства, в которое заложены четыре измерения. Изображается не то,

что видят, а то, что знают. Эстетика коллажа – это эстетика фрагмента

реальности включенного в контекст изобразительного искусства. Коллаж

состоит из фрагментов, теснящих друг друга, перерубающих поверхность

одного фрагмента другим, выстраивающихся линиями и условно

моделируемых светотенью предметов, стоящих поверх цветовых плоскостей.

Кубисты, которые в начале XX века стали использовать в своих

произведениях коллажную технику, называли ее – «наклеенная бумага». В

качестве образных средств в своих коллажах кубисты, как правило,

используют печатный материал. Объект как бы собирается, синтезируется из

разнообразных фрагментов или знаков – слов, цифр, нот, обрывков газет,

цветной бумаги, обоев, схематических рисунков и красочных мазков. Отказ

от изображения пространства и объема как бы компенсируется

прикладыванием реальных объемных конструкций к плоскости холста.

Пабло Пикассо и Жорж Брак создают натюрморты, населенные элементами

быта художников, составляющие как бы часть их мировосприятия.

Например, в картине Брака «Бутылка, стакан и трубка»(1913г.) сами эти

предметы изображены сухо и схематично, словно нарисованы карандашом. А

главный акцент художник делает на газетных вклейках и рельефе дверной

панели, которые помещены на первом плане. Пикассо создал серию

коллажей. Обрывки газет, визитные карточки, табачные обертки,

«вмонтированные» в картины, в его руках становились эффектным

художественным средством. Парадоксально и неожиданно сочетал он

реальные предметы с красочной поверхностью («Мандолина и кларнет»,

1914 г.; «Голова быка», 1943г.). А. Матисс делал вырезки из бумаги. Ведь

«рисовать ножницами, врезаться прямо в цвет» - это еще один способ

находить идеальные соотношения цвета и линии на плоскости. Не случайно

мастер настаивал на термине «декупаж», что означает «вырезки»,

«выкройки» (в противовес коллажу – «наклеиванию»).

Декупаж - искусство украшения любой поверхности декоративными

картинками, приклеенными в определенном порядке. Техника декупажа

8

состоит в том, что различные марки или иллюстрации вырезаются и

наклеиваются на какой-либо предмет. Эта разновидность коллажа

применялась во Франции в 17 веке для украшения мебели. В 18 веке эта

техника распространилась по всей Европе и стала модным развлечением.

Например, картина «Попугайчик и сирена» А. Матисса 1952 г. -

огромная композиция из цветных наклеек - по прихоти художника соединяет

земные и морские «джунгли» в фантастический орнамент из ажурных

пальмовых листьев и стилизованных водорослей. В белом пространстве

между ними россыпь синих гранатов. И еще две чудо-фигурки

просматриваются сквозь сказочные узоры цветных пятен: слева - синий

силуэт попугая, справа вверху - сирены. Эта одновременно простая и

изысканная композиция очень декоративна.

Кубизм раскрыл возможности коллажа как техники. Не оставалось это

нововведение в стороне и от русских художников. Его применяют А.

Лентулов, К. Малевич, О. Розанова, Л. Попова и другие мастера. Каждый

находит свою индивидуальную манеру, излюбленные приемы. У В. Татлина

коллаж выходит за плоскость картины и становится полускульптуро -

контррельефом. На протяжении последующего времени появляются

многочисленные разновидности коллажа, работают в этой технике и

некоторые советские художники. Удивительные и изысканные по красоте

коллажи создал художник С. Параджанов.

9

Рекомендации для методической разработки:

«Коллаж на уроках композиции»

В данной части работы будут даны рекомендации преподавателям по

изучению техники коллажа на уроках композиции в ДХШ, ДШИ.

Любой коллаж начинается с выбора сюжета, за которым следуют

составление эскиза к коллажу (иногда он не применяется), подбор

материалов, если нужно их изготовление, вырезание деталей изображения,

раскладывание их на фоне, наклеивание, высушивание, доработка элементов

композиции коллажа художественными материалами и оформление коллажа

в паспарту. Рассмотрим этапы изготовления коллажа учащимися на уроках.

1. Выбор сюжета

Для выбора сюжета детьми преподаватель показывает наглядно -

иллюстративный материал по данной теме. Пример: На уроке композиции в

тема: «Закат. Пейзаж» проводится демонстрация репродукций с

картин художников - пейзажистов о природе в закатном состоянии: «Летний

вечер. Околица» И.И. Левитана, «Пейзаж. Лес» С.Ю. Жуковского, «Закат»

А.А. Рылова, «Вечер на Украине» А.И. Куинджи. Обращается внимание

детей на то, как цвет вечерних лучей солнца влияет на цвет окружающих

предметов. Вечерний свет, вечерняя заря все окрашивает в розоватые,

красноватые, лиловые, фиолетовые или коричневые тона. Рассматриваются

элементы композиционного строя картин: линия горизонта как средство

изображения, помогающее передать глубину пространства, построение

планов. Формат полотна, которым художник может подчеркнуть главное в

картине, рассказать о том, что его больше всего заинтересовало, удивило,

передать свое настроение. Вертикальный формат полотна позволяет передать

величие, стремление вверх, значимость и стройность объекта или

возвышенность чувствований, горизонтальный формат – передать широкую

панораму, протяженность, пространственность, монументальность.

Квадратное построение формата обычно передает спокойствие, тишину,

умиротворенность, задумчивое, лирическое настроение. Для создания образа

изображаемого учащиеся также слушают произведения классической

музыки, примером может служить урок на тему: «Весенний перезвон», где

учащиеся для обогащения образа проснувшейся природы ранней весны

прослушивают музыку: «Утро» Э. Грига или «Март. Песня жаворонка» из

цикла «Времена года» П.И. Чайковского.

10

2. Составление эскиза коллажа

Следующим этапом создания коллажа является составление эскиза.

Эскиз – художественное произведение вспомогательного характера,

являющееся подготовительным для более крупной работы и обозначающее

ее замысел и основные композиционные средства.

Несложные коллажи выполняются без эскиза. Создание образа может

исходить от материала, применяемого в работе, примером этого является

работа, выполненная на уроке композиции по теме: «Райская птица».

Учащиеся приклеивают лоскут ткани на основу – лист белой бумаги или

цветной картон. Лоскут ткани берем с узором. Поиск образа птицы

происходит в цветовом пятне лоскута ткани. Дорисовывается изображение,

элементы фона карандашом.

Коллаж со сложным сюжетом, большим количеством деталей делают

по эскизу. Эскиз к будущей работе выполняется в карандаше и соответствует

ее размерам. В эскизе особое место уделяют композиции. Решают разные

композиционные задачи: выбор формата, определение линии горизонта,

соотношение фигуры и фона, выделение композиционного центра, передача

ритма, движения. Учащиеся знакомятся с разновидностью техники коллажа –

введение элементов коллажа в живописное полотно.

Работа над созданием эскиза коллажа на уроке по теме: «Закат.

Пейзаж» начинается с подготовки учащимися фона композиции. Учащиеся

рисуют красками фон пейзажа, учитывая колорит заката. На листе бумаги

выполняют растяжку одного или нескольких цветов от темного к светлому.

Каждое из цветовых пяте, изображенных на фоне коллажа, наделяется

соответствующим замыслу смыслом, и учащиеся составляют на бумаге эскиз

композиции коллажа на тему «Закат. Пейзаж». Образы возникают

одновременно и в воображении, и непосредственно на листе бумаги. В

сочетаниях цветовых пятен учащиеся видят формы разных предметов,

которые затем изображают и дополняют на эскизе композиции коллажа.

Решаются композиционные задачи: 1. Учить выбирать в пейзаже главное,

подчеркивающее его характер. 2. Выделять главное, применяя светлотный,

цветовой контраст.

Сначала учащиеся выбирают формат композиции. Если в мотив входит

группа высоких деревьев, главенствующая среда архитектурных построек,

целесообразно взять вертикальный формат. Здания, расположенные в ряд,

параллельно плоскости картины, подсказывают горизонтальный формат.

Композиционная выстроенность картины вертикальным положением

полотна, передающим устремленность природы, деревьев к солнцу, теплу,

ясному небу; средняя линия горизонта, помогает художнику выстроить

планы и подчеркнуть значительность происходящего на земле и в небе.

Важное значение для определения формата и общего характера композиции

имеет уровень зрения, соотношение земли и неба, светлого и темного.

11

Намечают линию горизонта, располагают на листе в общих очертаниях все

главные части рисунка. Обращается внимание на композиционную

выстроенность картины, выделение главного, передачу пространства.

Определяются положение и размеры какого – нибудь высокого предмета,

видного на фоне и неба, и земли. Дальше, какой бы предмет не изображали в

работе, идет сравнение с этим предметом, как с масштабом, по высоте и

ширине. В композиции пейзажа исключительную роль играют законы

перспективы и ритмы больших масс и линий – динамичных или спокойных.

Обращается внимание на колорит, передачу движения в работе.

Необходимо учить видению художественного образа, единству содержания и

языка пейзажной живописи, передаче настроения, выражению его

средствами колорита.

3. Изготовление шаблонов изображаемых предметов композиции.

Учащиеся продолжают знакомство с приемами работы в технике

коллажа. Следующий этап создания коллажа - изготовление шаблонов

предметов коллажа. Существует несколько способов перевода эскиза на

материал для получения шаблонов деталей. Например: сложить стопкой 5-6

газет, положить на них заготовленный материал для шаблонов, а сверху их –

эскиз. Все линии по эскизу прорисовывать надавливанием на них твердым

простым карандашом. Получившиеся от прорисовывания линии слегка

обвести карандашом, чтобы придать им большую отчетливость. Можно

также на обратной стороне эскиза простым карандашом наносить штрихи.

На лист бумаги, выбранной для шаблонов предметов, заштрихованной

стороной кладут эскиз и на нем прорисовывают контуры изображения.

Следы обводки хорошо видны на фоне светлых тонов. Если фон черный, то

обратную сторону эскиза штрихуют белым карандашом или сухим кусочком

мыла. С помощью кальки получаем шаблоны деталей коллажа. Размещаем

кальку на эскиз композиции коллажа, обводим предметы по контуру,

получаем трафарет.

На уроке по теме: «Закат. Пейзаж» учащиеся накладывают кальку на

эскиз пейзажа, переводят простым карандашом силуэты предметов, детали

фона и получают трафарет. Шаблоны предметов можно разделить на

несколько частей, соответствующих градации тона или цвета. Простым

карандашом рисуем границы цветовых пятен.

4. Подбор и изготовление материалов для коллажа

Для раскрытия образа изображаемого необходимо учить детей

подбирать материал, помогающий добиться выразительности предметов

(передающий цвет, тон и фактуру). Материалы для коллажа можно найти

12

повсюду. Рассмотрим, какие материалы применяются в процессе создания

коллажа учащимися на уроках в детской художественной школе.

Бумага

Журналы, каталоги, поздравительные открытки - их страницы

переполнены различными по форме и цвету изображениями, которые могут

занять свое место в оригинальном коллаже.

Для коллажа пригодна глянцевая, настольная, мраморная, шагреневая,

тисненая, бархатная, серебряная и бронзовая бумага, чертежно- рисовальная

бумага, плотная оберточная, картон. Серая оберточная бумага обеспечивает

отличный нейтральный фон для многих материалов. Цветная гофрированная

бумага отлично подходит для коллажей и смешанных техник. Кальку

используют для перевода и получения деталей изображения.

Окрашенная бумага

Для работы в технике коллажа вовсе не обязательно ограничиваться

готовой цветной бумагой. Можно создавать более интересный материал,

окрасив бумагу или выполнив фроттаж.

Какие бы материалы мы не использовали, цвет выбранной бумаги

будет создавать единство и зрительно дополнять изображаемый объект. Если

нет тонированной бумаги, ее можно самим изготовить, покрыв разведенной

акварелью или тонким слоем пастели, гуаши. В качестве красителей также

можно использовать тушь, чернила для авторучки, анилиновые красители и

даже крепко заваренный чай или кофе, отвар луковой шелухи. Чтобы

окрашенная бумага при наклеивании на фон не пачкала, в раствор добавляют

немного соли, уксуса или краску разводят вместо воды молоком,

крахмальным клейстером. Для окраски бумаги используют кисти

акварельные, флейцы, пульверизаторы, тампоны из ваты, ткани, поролона.

Для работы над коллажем: «Закат. Пейзаж» учащимся необходимо

изготовить тонированную бумагу. Для создания деталей деревьев, других

предметов работы необходимо было передать зависимость цвета предметов

от фона. Учесть светлотный, цветовой контраст предметов и фона. Смешивая

краски в разных пропорциях, плоской кистью окрашиваем несколько листов

бумаги в различные оттенки. Далее происходит поиск цветовых сочетаний.

Цвета должны получиться как темные, так и светлые, близкие к цветам,

используемым в фоне работы или контрастные им.

Поверхность бумаги может иметь различную фактуру – от грубой

неоднородной до гладкой и ровной.

Фактура - характер поверхности произведения изобразительного

искусства, ее обработки.

Фактура бумаги значительно влияет на результат. Например: на уроке

композиции по теме: «Силуэты ваз на различном фоне» учащиеся подбирают

13

художественный материал, помогающий добиться выразительности

предметов, соответствующий фактуре предметов натюрморта.

Разнообразные материалы

Кроме традиционных материалов, используемых для создания

творческих работ в технике коллажа, применяют также нетрадиционные. В

технике коллажа используют также нетрадиционные материалы: скрепки,

пуговицы, колесики, ленточки, веревки, монеты, значки, оловянные

солдатики и т. п.. Всевозможные природные материалы: ракушки, перышки,

веточки, камешки, песок и т.п.. Примером применения разнообразных

материалов является урок по теме: «Часы». При выполнении коллажа

используют лоскуты ткани, подбирая сочетание их по цвету. Для создания

легких оттенков можно использовать лицо и изнанку одной и той же ткани.

Выбранные цвета выкладываются на плоскую поверхность, чтобы

использовать их при работе как палитру. Выбор материала также мы видим

на уроке композиции «Бежит, бежит кораблик». Сначала дети создают

корпус корабля в технике оригами. Затем добавляют детали корабля:

элементы матч, парусов, флагов, изготавливая их из разных материалов

(веревки, лоскуты ткани, зубочистки).

5. Вырезание деталей изображаемых предметов

Следующий этап изготовления коллажа - вырезание деталей

изображения.

Качество выполняемой детьми работы зависит от овладения навыками

вырезания деталей изображения. Оборудование, которое требуется для

выполнения вырезания деталей коллажа, несложно: ножницы, резак или

сапожный нож. Прямые линии удобнее вырезать ножницами с прямыми

концами. Отрезая бумагу по прямой линии, опустить ее вниз, одновременно

продвигая ножницы вверх. При вырезании округлых и других форм ножницы

в правой руке остаются почти неподвижными, а левой рукой бумага

направляется по намеченным линиям изображения. Очень мелкие детали,

дополняющие коллаж, следует вырезать небольшими ножницами. Для того,

чтобы прорезать отверстие в бумаге, нужно сначала проколоть острым

концом ножниц небольшое отверстие, а затем уже вырезать нужное

изображение. Сделать это можно другим способом: сначала надрезают

бумагу, а затем вырезают серединку. После наклеивания линия надреза не

будет видна.

Создавая коллаж на тему: «Закат. Пейзаж», учащиеся накладывают

кальку с обведенным трафаретом на подготовленную на предыдущем этапе

тонированную бумагу и вырезают изображение на бумаге вместе с калькой.

Продолжают развивать умения, навыки в использовании приемов вырезания,

сгибания деталей пополам, вырезания небольшими ножницами узоров.

Выполняются прорези, ажурный узор на кронах деревьев, растениях.

14

6. Раскладывание деталей на фон композиции

Детали изображения располагаются на наклеиваемой поверхности –

фоне, так, чтобы получилась задуманная композиция. В качестве фона можно

использовать целый лист цветной бумаги или картона, обоев, готовое

живописное полотно или доработанный живописными, графическими

материалами фон. Для проверки композиционного решения работы учащиеся

готовую композицию из выкроек прикрывают сверху бумагой. Через

определенное время бумагу осторожно снимают, и композиционные ошибки

сразу станут видны. Передвигая формы по листу, находим наиболее удачное

композиционное решение. Чтобы было легче ориентироваться в размещении

той или иной детали, надо наметить карандашом места их расположения.

На уроке «Закат. Пейзаж» детали коллажа раскладывают на

живописный фон в соответствии с композицией эскиза пейзажа, соблюдая

соотношения фона и предметов. Дорабатывают композицию, добавляя или

убирая предметы пейзажа. Намечают карандашом расположение деталей

композиции на фоне.

7. Наклеивание деталей изображения

Рассмотрим правила наклеивания коллажа.

Богатый выбор современных клеящих материалов позволяет

использовать их для создания различных фактур и удивительных коллажей.

Используем клеи для создания коллажей и рельефных поверхностей:

Акриловый клей используют в виде наполнителя для корпусной техники и

создания фактур рельефных цветных коллажей.

Клей ПВА (поливинилацетат) обладает сходными свойствами и

дешевле акрила. Если развести клей водой, то им можно грунтовать

поверхности и использовать для создания рельефных коллажей.

Костный клей – пластичный, медленно высыхающий и очень липкий,

особенно эффективен в технике бумажного коллажа.

Удобно в работе использовать клей карандаш.

Клеящие пленки бывают одно- и двух - сторонними, являются очень

удобным материалом для художника и не повреждают поверхности. Пленку

накладывают клейкой стороной на холст, бумагу или другую сухую основу,

чтобы защитить определенную область от окрашивания. Если клеящая

пленка двухсторонняя, ее используют для приклеивания бумаги к подложке.

Продолжая работу над созданием коллажа «Закат. Пейзаж», учащиеся

сначала наклеивают большие детали композиции, постепенно переходя к

более мелким. Для промазывания клеем вырезанных деталей необходима

стопка бумаги. Каждое новое промазывание делается на чистом листе. Клеем

промазывается только наклеиваемая деталь изображения, а не фон.

15

Промазывать удобнее от середины изображения к краям. Чтобы хорошо

промазать края, кисть с клеем должна соскальзывать с проклеиваемого

изображения на подкладку. Для промазывания клеем больших поверхностей

бумаги, ткани используют флейц. Приклеенные формы необходимо

прикрыть чистым листом бумаги, а затем потереть всю поверхность

наклейки ребром ладони. Изображения наклеивают на фон в определенной

последовательности: сначала наклеиваются наиболее удаленные, а затем

постепенно приближающиеся к переднему плану.

8. Высушивание коллажа

С наклеенного коллажа снимают чистой тряпочкой остатки клея и всю

работу накрывают чистой бумагой, кладут под груз.

9. Доработка элементов композиции коллажа

Далее идет дорисовка гуашью, другими художественными

материалами формы главных в композиции пейзажа предметов. Проработка

деталей светлым по темному и, наоборот, выявление объема, достижение

необходимых цветовых и тональных соотношений.

На композиции «Закат. Пейзаж» учащиеся прорабатывают детали

переднего плана, добавляя цветовые оттенки. Рисуют листья, ветки,

уточняют форму кроны и ствола. Если необходим, вводят в композицию

коллажа дополнительные предметы.

10. Изготовление паспарту

Работу нельзя считать полностью законченной, пока ее не наклеили на

паспарту и не вставили в рамку. Маленькие коллажные картины часто

хорошо выглядят на большом паспарту, в случае более крупной картины

обычно можно выбрать меньшее пропорциональное соотношение картины и

паспарту. Паспарту – размещение картины на листе картона до вставления в

раму. По традиции в верхней части паспарту оставляют больше места, чем в

нижней, т.к. это придает картине большее равновесие.

Для оформления работы на тему: «Закат. Пейзаж» выбираем цвет

подложки. Подбираем цвет картона, на котором композиция будет

смотреться наиболее выразительно. Приклеиваем коллаж к картонной

подложке и вырезаем работу, оставив небольшую рамку. Подбираем цвет

паспарту, контрастирующий по тону с каймой подложки, и подгоняем под

цвет рамки. Приклеиваем композицию к паспарту и вставляем в раму.

1




Технология создания коллажа на уроках композиции


Рассмотрим урок – игру по изучению учащимися младших классов

техники коллажа на уроках композиции в

Тема: «Коврики»

Цель: Знакомство с техникой мозаичного коллажа из бумаги, при

создании композиции ковра.

Задачи:

1. Учить этапам работы в технике мозаичный коллаж.

2. Дать представление о том, как характер народных орнаментов

зависит от своеобразия истории культуры народа, особенностей

его жизненного уклада и быта, трудовой деятельности,

окружающей природы.

3. Закрепление навыков работы в выполнении декоративного

украшения ковров прямоугольной формы с использованием

растительных, зооморфных элементов.

Виды деятельности:

1. Рассматривание произведений декоративно прикладного

искусства (ковров, гобеленов). Цвет, орнамент, композиция, характер

изображений в декоре остроэмоционально характеризует назначение

декорируемого предмета.

Преподаватель показывает ковер с изображением верблюдов:

- На каждом ковре мы видим свой узор, который может нам

рассказать о месте его изготовления, о жизни людей, проживающих в

этой местности, окружающей природе, животном мире.

Учащиеся рассматривают ковер и рассуждают о том, что хотел

мастер рассказать.

- Наверное, мастер хотел рассказать нам о далеких жарких

странах, где водятся такие животные, как верблюды. Мы попробуем

изготовить свой ковер. Отгадайте, кого мы изобразим, ответив на

загадку:

Восемь ног, как восемь рук,

Вышивают шелком круг,

Мастер в шелке знает толк,

Покупайте, мухи, шелк! (паучок)

17

Показ картинки с изображением паучка.

- Давайте придумаем рассказ про паучка, и изобразим его на

ковре.

2. Знакомство с техникой мозаики. Технология изготовления

работ в технике мозаика.

- Составлять узор на ковре мы будем из кусочков бумаги разных

цветов. Посмотрите, как с помощью кусочков разноцветных камней,

стекла (смальты) и других материалов художники получали

изображение или орнамент.

Показ репродукций образцов мозаичных произведений,

выполненных художниками разных эпох (античная, византийская и

др.).

- Эта техника называется – мозаика. Мозаичное панно вы могли

видеть на стенах в вестибюле Дворца Культуры СУМЗа нашего города.

3. Подготовка материалов для работы. Нарезание или

обрывание из полос бумаги кусочков разных цветов.

4. Берем лист бумаги или картона любого цвета, рисуем

силуэты элементов узора. Промазываем клеем на фоне небольшую

часть рисунка узора и накладываем заготовленные кусочки бумаги на

проклеенную часть.

5. Так постепенно заклеивают все изображение, на

проклеенные части кладут груз. Когда фон будет заклеен, работу

высушивают под грузом.

6. Фон дорабатываем цветными восковыми мелками; можно

нарисовать элементы узора и закрасить их или заполнить цветовыми

пятнами.

7. При помощи преподавателя учащиеся подбирают цвет

картона, на котором композиция будет смотреться наиболее

выразительно.

8. Приклеивание коллажа к картонной подложке. Приклеить

композицию к паспарту.

18

Рассмотрим пример проведения урока по ознакомлению учащихся с

техникой коллажа на занятиях по композиции в ДХШ, проходившего в 5

классе по семилетнему обучению.

Урок по композиции. 5 класс. Тема: «Закат. Пейзаж»

Цель: Создание пейзажа в технике коллажа с использованием

тонированной бумаги.

Задачи:

1.Учить учащихся подбирать цвета предметов в зависимости от

времени дня.

2.Совершенствовать навыки в изготовлении материалов для коллажа

методом окраски бумаги.

3.Развивать у учащихся способность чувствовать и соотносить цвет с

настроением, которое он вызывает.

Виды деятельности:

1. Рассматривание произведений художников, изображающих

природу в закатном состоянии, выполненных в разных художественных

техниках. Живописные полотна: «Летний вечер. Околица» И.И. Левитана,

«Пейзаж. Лес» С.Ю. Жуковского, «Закат» А.А. Рылова, «Вечер на Украине»

А.И. Куинджи. Коллаж, выполненный преподавателем на тему «Закат.

Пейзаж».

- Коллаж - создание живописных или графических произведений путем

наклеивания на какую – либо основу материалов, различных по цвету и

фактуре. Автор в этой работе вводит коллаж в красочный слой живописного

полотна.

- Чем изображение предметов, выполненное на коллаже, отличается от

изображения на живописных полотнах?

(Изображение на коллаже более декоративно, обобщенно,

стилизованно. Передается фактура-характер поверхности деревьев, трав)

- Как передается объем, пространство?

(В живописной работе используется система перспективного

изображения глубины. В коллаже изображение пространства и объема,

дополняется прикладыванием реальных конструкций к плоскости листа.)

- Отличается также технология выполнения работ.

Преподаватель обращает внимание детей на то, как цвет вечерних

лучей солнца влияет на цвет окружающих предметов. Вечерний свет,

вечерняя заря все окрашивает в розоватые, красноватые, лиловые,

фиолетовые или коричневые тона. Преподаватель советует обратить

19

внимание на линию горизонта как средство изображения, помогающее

передать глубину пространства, построение планов.

- Вертикальный формат полотна позволяет передать величие,

стремление вверх, значимость и стройность объекта или возвышенность

чувствований, а горизонтальный формат – передать широкую панораму,

протяженность, пространственность, монументальность. Квадратное

построение формата обычно передает спокойствие, тишину,

умиротворенность, задумчивое, лирическое настроение.

Рассматривание коллажа с изображением природы в

закатном состоянии, созданного автором методической разработки.

20

2. Выполнение работы учащимися. Введение__

коллажа в

красочный слой живописного полотна.

Подготовка фона композиции. На листе бумаги выполняем

растяжку одного или нескольких цветов от темного к светлому.

Учитываем колорит заката. Смешивая краски в разных пропорциях,

плоской кистью окрашиваем несколько листов бумаги в различные

оттенки.

Рисование красками фона композиции коллажа

21

3. На формате рисуем эскиз композиции вечернего пейзажа.

Каждое из цветовых пятен, изображенных на фоне коллажа,

наделяется соответствующим замыслу смыслом. В сочетаниях

цветовых пятен учащиеся видят формы разных предметов, которые

затем изображают и дополняют на эскизе композиции коллажа.

Образы возникают одновременно и в воображении, и

непосредственно на листе бумаги. Сначала учащиеся выбирают

формат композиции. Намечают линию горизонта, располагают на

листе в общих очертаниях все главные части рисунка. Преподавателю

необходимо обратить внимание на композиционное выстраивание

картины, выделение главного, передачу пространства.

Составление эскиза коллажа на тему «Закат. Пейзаж»

22

4. С помощью кальки обводим предметы пейзажа и получаем

трафареты.

Перевод на кальку предметов композиции

23

5. Для работы над коллажем по теме: «Закат. Пейзаж»

учащимся необходимо изготовить тонированную бумагу. Для

создания деталей деревьев, других предметов работы необходимо

было передать зависимость цвета предметов от фона. Учесть

светлотный, цветовой контраст предметов и фона. Смешивая краски в

разных пропорциях, плоской кистью окрашиваем несколько листов

бумаги в различные оттенки. Далее начинается поиск цветовых

сочетаний. Цвета должны получиться как темные, так и светлые,

близкие к цветам, используемым в фоне работы или контрастные им.

Изготовление материалов для коллажа.

Окрашивание бумаги

24

6. Накладываем кальку с трафаретом на подготовленные

листы окрашенной бумаги, вырезаем вместе с калькой. Конструируем

из бумаги предметы, прорезание, вырезание ажурных узоров,

подклеивание небольших деталей.

Вырезание деталей предметов коллажа

25

7. Раскладывание деталей на фон. В соответствии с эскизом

композиции размещаем детали предметов на фон. Делаем монтаж на

фон, соблюдая соотношения фона и предметов. Дорабатываем

элементы композиции. Намечаем карандашом расположение деталей

композиции на фоне.

Раскладывание деталей на фон композиции

26

8. Приклеивание предметов пейзажа на подготовленный фон.

Удобно в работе использовать клей - карандаш. Учащиеся сначала

наклеивают большие детали композиции, постепенно переходя к

более мелким. Для промазывания клеем вырезанных деталей

необходима стопка бумаги. Каждое новое промазывание делается на

чистом листе. Клеем промазывается только наклеиваемая деталь

изображения, а не фон.

Наклеивание деталей изображения на фон коллажа

27

9. С наклеенного коллажа снимают чистой тряпочкой остатки

клея и всю работу накрывают чистой бумагой, кладут под груз.

Высушивание коллажа

28

10. Дорисовка гуашью формы предметов, мелких деталей.

Учащиеся прорабатывают детали переднего плана, добавляя цветовые

оттенки. Рисуют листья, ветки, уточняют форму кроны и ствола. Если

необходимо, добавляют в композицию коллажа дополнительные

предметы.

Доработка элементов композиции коллажа

29

11. Изготовление паспарту. Для оформления работы на тему:

«Закат. Пейзаж» выбираем цвет подложки. Подбираем цвет картона,

на котором композиция будет смотреться наиболее выразительно.

Приклеиваем коллаж к картонной подложке и вырезаем работу,

оставив небольшую рамку. Подбираем цвет паспарту,

контрастирующий по тону с каймой подложки, и подгоняем под цвет

рамки. Приклеиваем композицию к паспарту и вставляем в раму.

Изготовление подложки коллажа

30

Выполнение паспарту для коллажа

31

Перечень учебно- методического обеспечения.

Занятия должны проходить в помещении, имеющем водопровод с

холодной и горячей водой.

Кабинет должен быть оборудован рабочими столами, стульями,

мольбертами, школьной доской, аудио -и видео -аппаратурой.

Художественные материалы, используемые при работе в технике

коллаж: различная бумага, окрашенная бумага, картон, краски гуашевые

(акварельные), восковые мелки, фломастеры, карандаши простые и цветные.

Клей ПВА, клеящие пленки, кусочки ткани, нетрадиционные материалы

(скрепки, пуговицы, колесики, ленточки, веревки, монеты, значки, оловянные

солдатики и т. п.). Всевозможные природные материалы (ракушки,

перышки, веточки, камешки, песок и т.п.).

Оборудование, которое требуется для выполнения коллажей,

несложно: ножницы, резак или сапожный нож, кисти для клея, баночка для

клея, краски, простой карандаш, металлическая линейка, коробка для

обрезков, тряпочки, бумага.

Учебно – методической литературой служат:

 альбомы по искусству, отдельные репродукции, книги о

художниках и т. д.;

 журнал « Юный художник»;

 иллюстрации этапов работы в технике коллаж,

выполненные автором данной методической разработки;

 лучшие работы учащихся ДХШ;

 аудио-кассеты, диски с произведениями композиторов: Э.

Грига «Утро», П.И. Чайковского «Март. Песня жаворонка» из цикла

«Времена года», С.В. Рахманинова пьеса «Весенний поток».

32

Список литературы

1. Аполлон: Изобразительное и декоративное искусство.

Архитектура: Терминологический словарь. / Под ред. А. М. Кантора. -

М.: Эллис Лак, 1997.

2. Васильева И. И. «Со - Творчество». Социальная адаптация

детей в условиях студии художественного воспитания (Программа для

работы с детьми 5-10 лет и их родителями) г. Екатеринбург,1998

3. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие

для студентов пед. ин-тов. / Под ред. М.В. Гамезо. - М.:

Просвещение,1984

4. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском

возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя - 3-е изд. - М.: Просвещение,

1991.

5. Немов Р. С. Психология: Учеб. пособие для студентов

высш. пед. учеб. заведений, в 2 кн. - М.: Просвещение : Владос, 1994.

6. Неменский Б. М. Мудрость красоты. - М.: Просвещение,

1987.

Список литературы, рекомендуемый учащимся ДХШ

1. Гусакова М.А. Аппликация: Учеб. пособие для учащихся

пед. уч-щ по спец.№ 2002 «Дошк. воспитание» и № 2010 «Воспитание

в дошк. учреждениях».-3-е изд., доп. и перераб. – М.: Просвещение,

1987

2. Знакомим с пейзажной живописью (Большое искусство -

маленьким): Учебно-наглядное пособие./Авт.-сост. Н.А.Курочкина. –

СПб.: Детство-Пресс,2000.

3. Одноралов Н.В. Материалы, инструменты и оборудование в

изобразительном искусстве.-2-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1988

4. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник

для уч.5-8 кл.: В 4ч. Ч. 4. Краткий словарь художественных терминов. –

Обнинск: Титул, 1996.

5. Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство. Ч. 2. Архитектура,

изобразительное и декоративно-прикладное искусство17-20 веков/

Глав. Ред. М.Д. Аксенова. – М.: Аванта+, 1999.

6. Коллаж: шаг за шагом. Ричард Тейлор: пер. с анг. – М.:

АСТ: Астрель, 2006. (Мастер - класс)

33

Приложение №1

(Детские работы)

34

Тема: Закат. Пейзаж

Петух. Байбатырова Евгения. 9 лет

Тема: Райская птица

Райская птица Утюмова Кира 9 лет.

35

Тема: Натюрморт

Фрукты. Большухин Вячеслав. 10 лет

Натюрморт с чугунком. Кувшинова Виктория. 14 лет

36

Тема: Силуэты ваз на различном фоне

Силуэты ваз на различном фоне. Конев Иван. 7 лет

Тема:Натюрморт

Натюрморт. Учебная работа

37

Tема: Морское путешествие

Морское путешествие. Вотинцева Татьяна. 9 лет

38

Tема: Закат. Пейзаж

Пейзаж. Бадрутдинова Злата. 11 лет.

Закат. Скоробогатова Анна. 11 лет

39

Тема:Часы

Часы. Данилова Ксения. 10 лет.

40

Тема: Коврики

Паук. Стриженюк Виталий. 8 лет

41

Тема: Бежит, бежит кораблик

Бежит, бежит кораблик. Байбатырова Евгения. 8 лет

42

Тема: Весенний перезвон

Весенний перезвон. Варачева Виктория. 8 лет

43

Приложение №2

(Репродукции работ художников)

44

Карло Карра. Погоня. 1914

45

Карло Карра. Интервенционистская манифестация. 1914

46

Джино Северини. Танцовщица с подвижными частями. 1915

47

Любовь Попова. Эскиз к портрету. 1915

48

Марио Сирони. Футуристическая композиция. 1915-1916

49

Пабло Пикассо «Натюрморт с бутылкой»

50

Хуан Грис. « Бутылка Banyuls»

51

Карло Карра. Композиция с женской головой

52

Казимир Малевич. Дама у афишного столба. 1914

53