СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элементы инновационных технологий на уроках биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью инновационной деятельности является качественное изменение личности учащегося по сравнению с традиционной системой. Это становится возможным благодаря внедрению в профессиональную деятельность качественно новых дидактических и воспитательных программ, предполагающих решение педагогических проблем.

Просмотр содержимого документа
«Элементы инновационных технологий на уроках биологии»

Элементы инновационных технологий  на уроках биологии

Инновации (англ. Innovation - нововведение) - внедрение новых форм, способов и умений в сфере обучения, образования и науки. В принципе, любое социально-экономическое нововведение, пока оно еще не получило массового, т.е. серийного распространения, можно считать инновациями.

Главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся и развивающемся обществе, формирование у него способностей к саморазвитию. Сущность такого обучения состоит в ориентации учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию. Образование должно развивать механизмы инновационной деятельности, находить творческие способы решения жизненно важных проблем, способствовать превращению творчества в норму повседневной жизни человека, которая применима во всех сферах его деятельности.

Целью инновационной деятельности является качественное изменение личности учащегося по сравнению с традиционной системой. Это становится возможным благодаря внедрению в профессиональную деятельность качественно новых дидактических и воспитательных программ, предполагающих решение педагогических проблем. Развитие умения мотивировать действия, самостоятельно ориентироваться в получаемой информации, формирование творческого «нешаблонного» мышления, развитие детей за счет максимального раскрытия их природных способностей, используя новейшие достижения науки и практики, - основные цели инновационной деятельности. Инновационная деятельность в образовании как социально значимой практике, направленной на нравственное самосовершенствование человека, важна тем, что способна обеспечивать преобразование всех существующих типов практик в обществе.

Задачей инновационной технологии как науки является выявление совокупности закономерностей с целью определения и использования на практике наиболее эффективных, последовательных образовательных действий, требующих меньших затрат времени. (

И поэтому педагоги внедряют в практику такие инновационные технологии как:

• технологии дифференциации и индивидуализации;

• проектные технологии, предполагающие, организацию урока в форме самостоятельного проектирования учебного материала, который в дальнейшем структурируется и моделируется в определенной форме: графической, знаковой или символической;

• технологии проблемного обучения;

• интерактивные технологии;

• информационные технологии:

-мультимедиа – уроки, которые проводятся на основе компьютерных обучающих программ;

- уроки на основе электронных учебников;

- презентации.

Из всех перечисленных технологий на своих уроках я использую интерактивные технологии, информационные технологии, презентации. Насколько позволяет мне наша техническая база колледжа.

Известно, что индивид становится личностью только в процессе взаимодействия, взаимоотношений с другими людьми. Мы не можем сказать о человеке, каков он – добрый или злой, целеустремленный или безалаберный и т.д. – до тех пор, пока не увидим его во взаимодействиях с окружающими людьми. Только процесс общения, взаимных действий способен стать индикатором успешной социализации личности.

Различия между «дать знания» и «достичь понимания» огромно. Установка на механическое запоминание знаний приводит к скорому забыванию этих сведений учащимися. В своей работе я придерживаюсь мнения, что только осмысленные и всесторонне проверенные на практике знания становятся подлинным достоянием человека – наш ум не расстается с теми истинами, которые для себя считает доказанными.

В настоящее время цель обучения несколько изменилась и состоит не только в накоплении суммы знаний, умений и навыков, но и в подготовке школьника как субъекта своей образовательной траектории. Задачи же остаются неизменными многие десятилетия: это все тоже воспитание и развитие личности, основным средством решения которого продолжает оставаться познавательная активность.

Каким же образом нужно построить обучение, чтобы процесс познания стал интересным, значимым и для педагога и для учащихся? Я предлагаю интерактивное обучение. Мне оно помогает в получении хороших результатов учеников в учебной и внеурочной деятельности.

Основная часть.

Интерактивное обучение – это обучение, погруженное в общение, оно сохраняет конечную цель и основное содержание предмета, но видоизменяет формы и приемы ведения урока.

Интерактивный метод обучения решает одновременно три основные задачи:

  • познавательную;

  • коммуникативно-развивающую;

  • социально-ориентационную.

И позволяет:

  • реализовать субъект - субъектный подход в организации учебной деятельности;

  • формировать активно-познавательную и мыслительную деятельность учащихся; 

  • усилить мотивацию к изучению предмета;

  • создать благоприятную атмосферу на уроке;

  • исключить монологическое преподнесение учебного материала и дублирование информации, которая может быть получена из доступных источников;

  • самопроизвольно запоминать специальные термины и сведения;

  • отрабатывать в различных формах коммуникативные компетенции учащихся.

Что же позволяет достигать активизации познавательной деятельности учащихся при интерактивном обучении? Конечно же, научно-методические основы, на которых базируется интерактив. Это:

  • обучение через опыт и сотрудничество;

  • учет различий в стилях познания;

  • поисковые и исследовательские методы;

  • игровые методы. 

В группе интерактивного обучения должны осуществляться две основные функции, необходимые для успешной деятельности:

  • решение поставленных задач (учебных, поведенческих и пр.)

  • оказание поддержки членам группы в ходе совместной работы.

Выбирая ту или иную форму проведения урока, я руководствуюсь своими профессиональными и личностными принципами. Например, для меня было важно найти такую форму урока, которая бы, кроме того, чтобы выполняла познавательную задачу, могла бы:

  • задействовать на уроке весь класс (при интерактиве все участники и нет сторонних наблюдателей);

  • в полной мере учесть возрастные особенности детей (игра – неотъемлемая часть жизни любого человека);

  • учитывала бы мои личностные особенности: темперамент, готовность к импровизации, творчеству.

  • Из опыта работы могу точно сказать: не верьте, если Вам скажут, что играть легко. Игра – трудная и непредсказуемая форма проведения урока. Во время учебной игры учителю приходится быть и взрослым и ребенком, незаметным и мудрым, всегда готовым к импровизации, творчеству и … ошибке.

Да, именно к ошибке, так как иногда не все получается, как задумывается, всегда есть элемент риска, что что-то пойдет не так. Поэтому учитель, зная класс в котором будет проходить игра, должен составлять риск-анализ и продумывать заранее пути выхода из возможных незапланированных ситуаций:

Уход от темы. Переход учебной игры в развлекательную.


  • Концентрация внимания на тему обсуждения;

  • Изменить ситуацию сменой постановки вопроса;

  • Завершить обсуждение;

  • Фиксировать тему и цель урока на доске.

Нет навыков игровой деятельности


  • Более подробно объяснять условия;

  • Постепенное усложнение игр: идти от простых игровых приемов к более сложным.


Ученик бездельничает или вызывающе ведет себя

  • Дать индивидуальное задание;

  • Определить роль наблюдателя, члена жюри.

Нет активности 


  • Ввести проблемный вопрос или противоречие;

  • Смена деятельности;

  • Если от недопонимания, то уточнение.

Повышенная физическая активность (например, после уроков физической культуры или активной большой перемены) 

  • Аутотренинг;

  • Упражнения для глаз, против ОРЗ и т.п.;

  • Элемент неожиданности.

Боязнь публичного выступления может иметь несколько причин: 

Нарушение речи (заикание, дефекты)

  • Задействовать в другой сфере деятельности (запись высказываний, помощь в организации, жюри);

  • При работе в группе продумать ответы в письменном виде (рейтинги, тесты, анкеты)

Речь не развита

  • Стимулировать к дополнению ответа, но какое-то время не давать выступления;

  • Короткие диалоговые задания (вопрос – ответ);

  • Рассказ по готовой схеме.

Барьером к применению может стать системность интерактивного обучения. Хороших результатов не будет, если проводить интерактив от случая к случаю. А постоянство требует максимальных усилий от учителя. Быть самому активным на каждом уроке и физически и морально тяжело. А еще и подготовка к урокам занимает массу времени и сил. 

Трудной задачей для учителя становиться необходимость уйти в сторону, быть только участником, наблюдателем, а не ментором.

И все  же, интерактивное обучение – несомненно, интересное, творческое направление нашей педагогики.

Интерактивные формы и приемы можно применять на всех этапах урока. Многие из них универсальны, хорошо подходят для многих тем биологии, меняется лишь содержание.

 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!