ЭЛЕМЕНТЫ ПРОБЛЕМНО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ
В ПРЕПОДАВАНИИ
ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА В МЕДИЦИНСКОМ КОЛЛЕДЖЕ
Корчагина Анна Геннадьевна,
преподаватель высшей квалификационной категории
ГБПОУ «Армавирский медицинский колледж»
Важнейшим требованием к системе образования является ориентация образования не только на освоение обучающимся определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, познавательных способностей, а также способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Одна из главных задач системы образования - воспитание творчески мыслящих специалистов, обладающих высоким творческим потенциалом.
Обучение основам латинского языка с медицинской терминологией является одним из составляющих элементов медицинского образования в Российской Федерации. Главная цель преподавания дисциплины - подготовить терминологически грамотного медицинского работника среднего звена, сформировать его профессиональную языковую культуру. Следует отметить, что изучение латинского языка в медицинском колледже носит практическую направленность. Так, в процессе изучения общепрофессиональных («Фармакология», «Анатомия и физиология человека» и др.) и специальных дисциплин студенты сталкиваются с терминами, понимание которых тесно связано со знанием латинского языка. Например, не зная языка, очень сложно поставить все слова анатомического термина типа lobus glandulae thyroideae dexter в нужную падежную форму и на нужное место. Для того чтобы грамотно
разбираться в таких медицинских терминах, как гинекология, блефароптоз, дерматит, цефалгия и др., необходимо знание латинского языка.
Совершенствуя процесс преподавания латинского языка в медицинском колледже, мы руководствуемся принципами технологии проблемно-развивающего обучения, направленной на активизацию познавательной деятельности, развитие логического и творческого мышления и познавательных способностей студентов. С этой целью осуществляем:
• разработку и внедрение активных методов и приёмов обучения;
• применение инновационных педагогических технологий, способствующих повышению качества знаний и учебной мотивации студентов;
• формирование у студентов навыков самостоятельной учебно- познавательной деятельности;
• развитие творческих способностей студентов, стремление к профессиональному росту и саморазвитию.
В методике проблемно-развивающего обучения нами разрабатываются задания с постепенным повышением уровня сложности: игры, олимпиады, конкурсные задания, кроссворды, проблемные ситуации. Так, для повышения интереса к латинскому языку и общекультурного развития студентов активно используем изучение латинских афоризмов, пословиц, профессиональных выражений.
Например, игра «Винегрет из пословиц» - даны латинские пословицы и отдельно - их русские эквиваленты, студенты должны найти пары. Например, Errare humanum est; Ars longa, vita brevis; Omne nimium nocet; Человеку свойственно ошибаться; Всё излишнее вредно; Жизнь коротка, искусство долговечно и др. Игра «Продолжи пословицу» - студенты должны продолжить пословицу по первому слову (De mortuis aut bene, aut nihil.). Особенностью преподавания латинского языка является изложение материала в форме лекции с элементами беседы как одного из этапов комбинированного занятия. Например, изучение темы «Имена существительные 1-го склонения» сопровождается блоком теоретической информации с последующим закреплением знаний через использование проблемных вопросов:
- может ли совпадать принадлежность к категории рода в русском и
латинском языках?
- каким образом определить принадлежность латинского
существительного к грамматическому роду?
- что является признаком склонения в латинском языке?
При изучении темы «Частотные отрезки в названиях лекарственных веществ и препаратов» студенты самостоятельно выполняют задания, развивающие умения мыслить и анализировать. Например, выделите частотные отрезки в названиях лекарственных препаратов, определите их значение: Corazolum, Phthorothanum, Novocainum, Euphyllinum, Tetracyclinum и др. Обратное задание - напишите в латинской транскрипции названия лекарственных препаратов, выделите частотные отрезки: фенобарбитал, синестрол, аминазин, нитроглицерин, цефалексин и др.
Известно, что традиционная практика заучивания иноязычных терминов является трудоёмкой задачей. В связи с этим в процесс обучения необходимо внедрять разнообразные формы и методы обучения, способствующие интенсивному усвоению материала в процессе активного решения различных учебных проблем. Так, при изучении темы «Состав слова. Терминоэлементы. Греко-латинские дублеты» студентам предлагается ответить на проблемный вопрос: «Почему греческие корни сохранились в клинике, пережив господство латинского языка, и почему их не вытеснили из терминологии латинские слова?» На этапе закрепления студенты выполняют комплекс индивидуальных заданий с целью дальнейшего закрепления материала.
Например:
1. Найдите соответствие латинского слова и греческого ТЭ:
Vena,ae,f Vesica,ae,f Femina,ae,f Mamma,ae,f Cyst- Gynaec- Ophthalm- Rhin- Nasus,i,m Oculus,i,m Mast- Phleb-
2. Образуйте термины из заданных ТЭ (приставка, корень, суффикс). Объясните значение терминов: neur - itis - poly; osis – hyper - thyr; metr - endo - itis; aemia-hyper-glyc; osis-chondr-osteo.
Развивающее обучение в современных условиях требует внедрения в учебный процесс информационно-компьютерных технологий, так как они принципиально изменяют образ мышления преподавателя и студента, делая их соучастниками поиска информации, активизации умственного развития и интеллекта. В связи с этим активно используем мультимедийные презентации для анонсирования новой темы, закрепления материала, проведения контроля знаний, самостоятельной работы, а также участия студентов в олимпиадах и конкурсах в режиме online.
Для того чтобы дать студентам проявить себя, раскрыть свои способности, предлагаем выполнение творческих работ, проектов с более углубленной проработкой и наглядным оформлением в виде плакатов, рефератов («Латинский язык в современном мире»; «Римский календарь»; «Гиппократ - отец медицины», «Латинский язык в музыке» и др.).
С целью стимулирования творческого роста студентов, развития навыков самостоятельной работы и профессионального мышления у будущих медицинских работников регулярно проводим олимпиады по латинскому языку. В олимпиаде участвуют наиболее способные студенты, у них появляется возможность попробовать свои силы, приобрести уверенность в себе.
Таким образом, использование элементов проблемно-развивающего обучения на занятиях по латинскому языку позволяет добиться видимых результатов: возрастает мотивация студентов к осознанному изучению латинского языка, развиваются интеллект, память, познавательные способности, творческий потенциал, формируются общие и профессиональные компетенции, которыми должен обладать будущий специалист-медик:
способность и готовность к использованию знаний медицинской терминологии (анатомической, клинической, фармацевтической) в профессиональной деятельности;
умение использовать на практике терминологию по естественнонаучным, медико-биологическим и клиническим наукам в различных видах профессиональной деятельности;
готовность к самостоятельной и индивидуальной работе, принятие ответственных решений в рамках своей профессиональной компетенции.