СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элементы регионального компонента на уроках биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Элементы регионального компонента на уроках биологии»

Использование элементов регионального компонента на уроках биологии и во внеклассной деятельности.

Чучалина К.В., учитель биологии

ОГАОУ «Центр образования «Ступени»,

г. Биробиджан

В настоящее время основными направлениями развития системы образования являются гуманитаризация и экологизация обучения и воспитания школьников, с ориентацией на практическую значимость приобретаемых знаний, умений и навыков. Достичь этого можно при помощи регионального компонента, на который в учебных программах для общеобразовательных учреждений по биологии предусматривается выделение 10 % времени и содержание которого необходимо дополнять местным материалом, пробуждающий интерес к изучению биологии. Работа по использованию регионального компонента в моей педагогической деятельности осуществляется в двух направлениях - на уроке и во внеклассной деятельности, придерживаясь определенных принципов: систематичность, доступность, наглядность, разнообразность материала,связь материала в учебной и воспитательной работе.

Введение в программы по биологии местного материала позволяет переориентировать учителя с традиционного ознакомления учащихся с природой на их экологическое образование, которое начинается в начальных классах, продолжается в среднем и старшем звене, с учетом возрастных и психологических особенностей детей, а также их интересов. Основной формой обучения по – прежнему является урок, поэтому главная задача – это создание и проведение уроков, с использованием элементов регионального компонента. С учётом этого при изучении биологии в 7 классе, на региональный компонент по теме “Царство Грибы” отводится 1 час, “Царство Растения” - 4 часа, “Царство Животные” - 5 часов. Выделить отдельно целый урок только на изучение региональных видов живых организмов весьма проблематично, поэтому я ввожу региональный материал методом “вкрапления” с использованием: наглядностиэто фотографии, презентации, слайд-фильмы; активных формы и методов обучения: уроки-путешествия, виртуальные экскурсии, устные журналы, конкурсы, викторины.

Рассмотрим, как это можно применить региональный материал на примере планирования и проведения уроков по темеПресмыкающиеся. На изучение данной темы по программе отводится всего 2 часа. На первом уроке изучаются особенности строения и жизнедеятельности. Необходимо познакомить учащихся с многообразием пресмыкающихся, раскрыть особенности строения скелета и мышц прыткой ящерицы, познакомить с особенностями строения систем внутренних органов и процессов жизнедеятельности. Продолжить формирование умений сравнивать и анализировать признаки сходства и отличия внешнего строения и скелетов пресмыкающихся и земноводных. Учащимся даются традиционные задания, например: рассмотреть внешний вид ящерицы и сравнить с внешним видом лягушки, изучить строение скелета ящерицы т.д. Однако уже на первом уроке происходит знакомство с представителями местной фауны пресмыкающихся, совершая виртуальное путешествие «Рептилии ЕАО» при помощи презентации или видеофильма. На следующем уроке разбираются вопросы размножения и развития пресмыкающихся, их многообразие и роль в природе. Показываем многообразие рептилий, в связи с приспособленностью их к обитанию в различных средах, показываем значение в природе и жизни человека, говорим об их охране, совершая виртуальную экскурсию «Заповедные острова ЕАО» на территорию зоологических памятников природы «Залив Черепаший» и «Змеиный утес».

На уроках и во внеклассной деятельности я использую метод проектов и исследований. Проектная и исследовательская деятельность может быть организованна в процессе выполнения лабораторных работ по инструктивным карточкам, самостоятельных работ с дополнительной литературой, выполнение и защита проекта. Опыт работы показал, что проблемы перехода ученика из пассивного объекта обучения к деятельной творческой личности достаточно эффективно решаются в процессе использования групповой формы организации познавательной деятельности учащихся. Общая схема этих уроков следующая: учащиеся с разным уровнем знаний по предмету объединяются в группы по 2 - 3 человека и получают задания. По окончании урока группа составляет отчет и выступает с сообщением о проделанной работе. Каждая группа сама решает, как оформить результаты, как распределить роли и т. д.

Образовательный процесс в школе предоставляет каждому ученику возможность реализовать себя в познании и учебной деятельности, опираясь на свои способности, склонности, интересы. Тематика исследований чрезвычайно разнообразна. Главное, чтобы работа соответствовала интересам ученика, его возрастным, индивидуальным и интеллектуальным возможностям. Для наблюдений и исследований отбираются такие объекты и явления, которые наиболее типично и ярко отражают существенные стороны местных природных условий, доступны для систематических и регулярных наблюдений. Они могут быть использованы в учебном процессе для формирования и развития у учащихся биологических и экологических понятий, логического мышления, познавательных интересов, совершенствование практических умений и навыков. Предлагаю вашему вниманию проект «Влияние комнатных растений на здоровье человека», который выполнила ученица 6 класса. Данный проект можно использовать на уроках биологии, географии в 5 - 6 классах. (Приложение 1).

На конкретных и близких для учащихся примерах возможно формирование системы представлений и взглядов на события и явления в окружающем мире. Через материалы регионального содержания воспитывается и развивается социальная активность учащихся. Изучая региональную биологию, учащиеся могут выразить свое отношение к окружающей их природе, хозяйственной (правильнее бесхозяйственной, варварской, грабительской) деятельности человека, осудить потребительский подход к ее ресурсам. Умело используя, элементы регионального компонента, возможно эффективное решение триединой задачи учебного процесса: обучения, воспитания и развития, придавая обучению личностный смысл.

Приложение 1

Исследовательский проект по биологии

Влияние комнатных растений

на здоровье человека


1. Введение

Что мы знаем о комнатных растениях? Откуда они пришли к нам? Зачем на подоконнике стоят «наши друзья» и радуют нас своими узорчатыми листьями, необыкновенными цветами. В последнее время стало модно приобретать «заморские» комнатные растения, которые делают нашу квартиру живой и привлекательной. Но комнатные растения могут и защищать нас и лечить. С их помощью можно удалить токсичные химические вещества, а также снизит уровень углекислого газа. Но кроме того, наличие растений в жилых помещениях может улучшить наше физическое здоровье.

Актуальность: Знания о комнатных растениях их влияние на организм человека позволит правильно подобрать их в соответствии с их влиянием на организм человека и его здоровье.

Цель: На основе анализа информации изучить влияние комнатных растений как экологического фактора на здоровье человека

Задачи:

  1. Выявить влияние комнатных растений на состояние воздушной среды.

  2. Изучить состав и свойства комнатных растений.

  3. Проанализировать влияние комнатных растений на здоровье человека.

  4. Изучить разнообразную информацию о влиянии комнатных растений на укрепление здоровья человека.

Гипотеза: Зная свойства комнатных растений, их можно правильно подобрать и распределить в доме, школе, чтобы улучшить экологию дома, школы.

Объект исследования: комнатные растения.

Предмет исследования: Свойства и влияние комнатных растений на здоровье человека.

Методы исследования:

1.Изучение литературы, интернет-ресурсов

  1. Практическая работа

  2. Анкетирование

  3. Исследование

  4. Наблюдение

  5. Систематика и обобщение

1. Основная часть

Глава 1. Отрицательное влияние экологии комнаты,

класса на здоровье человека

Нам часто кажется, что загрязнения окружающей среды подкарауливает нас лишь на улице, и поэтому на экологию наших квартир мы обращаем мало внимания. Какие же опасности подстерегают нас дома, в школе и как они отражаются на нашем здоровье? По оценкам специалистов» есть квартиры, где концентрация загрязняющих веществ в 100 раз выше, чем на улице» [6]. Виной тому плохого качества строительные материалы, на вид комфортабельные и уютные предметы быта, синтетические моющие и чистящие средства. Мы с радостью заполняем квартиры клееной мебелью, застилаем полы линолеумом и синтетическими паласами. В результате в воздухе комнат может обнаруживаться более 100 видов органических соединений, вызывающих раздражение верхних дыхательных путей, неприятные ощущения в глазах, насморк, головную боль, тошноту и другие расстройства.

Современная мебель изготавливается с применением карбамидоформальдегидных смол, очень вредных для здоровья: они вызывают астму, бронхиты, коньюктивиты6заболевания почек. Процесс выделения вредных веществ из новой мебели очень длительный и может продолжаться через трещины и царапины до 12 лет. Не добавляют нам здоровья и стены наших квартир выполненные из бетона, шлакобетона и полимербетона - источник радиации, пусть в микродозах, но постоянной, способной провоцировать новообразования. Кроме того такие стены активно поглощают влагу из комнатного воздуха.Онкологические заболевания легких и крови способен вызвать радиоактивный газ-радон, который выделяется из почвы в атмосферу. Больше всего он скапливается в наших квартирах зимой, когда под домами земля не промерзает и пропускает радон в наши жилища.Изучая вопрос «Отрицательное влияние экологии комнаты, класса на здоровье человека» мы составили таблицу «Комнатные растения-живые фильтры» (Таблица 1):


Таблица 1

Комнатные растения-живые фильтры

Растения

Какие вещества поглощают (%)

Формальдегиды (%)

Бензол (%)

Трихлорэтилен (%)

Драцена

70

79

12,5

Фикус Бенджамина

47,4

30

10,5

Спатифиллюм

50

80

23

Хлорофитум

86

70

20

Алоэ

90

50

10,5

Вывод: Из таблицы видно, что одни растения больше поглощают бензол - это спатифиллюм-80%; другие-формальдегид-это алоэ-90%; трихлорэтилен -это драцена-12,5%, но все они стоят на страже нашего здоровья, очищая воздух от вредных примесей.


Глава 2.Значение комнатных растений

для улучшения климата дома и в школе

Как же можно снизить влияние вредных экологических факторов на здоровье человека? Надо чаще проветривать квартиру, делать влажную уборку, приобретать мебель, предметы быта и материалы для ремонта экологически чистые.

Дешевый и эстетичный способ уменьшить влияние вредных факторов - завести комнатные растения. Они поглощают углекислый газ, выделяют кислород, оказывают бактерицидное действие и увлажняют воздух. Многие мои друзья любят цветы, но о влиянии их на здоровье человека не все знают. Я провела анкетирование среди учащихся и учителей нашей школы, чтобы выяснить знания респондентов о свойствах комнатных растений.

Анкетирование

Цель: выявить знания учащихся о пользе комнатных растений.

Вопросы анкеты:

      • Какие комнатные растения есть у вас дома?

      • Считаешь ли ты , что комнатные растения необходимы дома и в школе?

      • Знаешь ли ты научные названия растений нашей школы?

      • Какие полезные свойства растений вы знаете?

Анализ анкеты: У большинства одноклассников дома есть цветы-75% и они считают, что комнатные растения нужны в помещении, потому что выделяют кислород и поглощают углекислый газ-75%. Научные названия ребята знают плохо-35%. Некоторые учащиеся знают о лечебных свойствах и называют их, но очень мало. Совсем не называют такие важные свойства: поглощение вредных веществ комнатными растениями.

В ходе исследования я изучила специальную литературу [1,2,3], пользовалась материалами интернет-ресурсов и выяснила, что комнатные растения оказывают положительное влияние на здоровье человека, обогащают воздух помещений и кислородом и составила таблицу «Влияние комнатных растений на экологию жилища, здоровье человека» (Таблица 2):

Таблица 2

Влияние комнатных растений на экологию жилища, здоровье человека

Название растений

Свойства

1. Хлорофитум хохлатый

«очищает воздух лучше, чем некоторые технические устройства»-Милл Ворвертон, американский специалистпо комнатным растениям. Это про него сказано: чем хуже воздух для нас, тем лучше для него.

2. Сансеввьера

Чемпион среди бактерицидных растений-убивает многих бактерий.

3.Китайская роза

или Гибискус

Бактерицидные свойства (через три недели пребывания в комнате полностью освобождает ее от микробов).

4.Фикус

Очищает воздух от бензола, формальдегида и бактерий

5.Монстера

Выполняет функцию зеленого фильтра, поглощает плохие примеси в воздухе и подавляет развитие вирусов, микроорганизмов, грибов. Хорошо увлажняет воздух.

6.Герань

Выделяет фитонциды, убивающие бактерии.

7.Диффенбахия

Поглощает вредные соединения. Бактерицидные свойства.

Увлажняет воздух.

8.Алоэ

Сильные бактерицидные свойства.

9.Каланхоэ

Бактерицидные свойства


2.1. Растения-фитонциды

Работая с информацией, я узнала, что многие растения «лечат» наш воздух: убивают многих бактерий, т. е. они обладают бактерицидными свойствами-это фитонциды, летучие вещества, выделяемые растениями. На первом месте можно отметить такие растения как: алоэ, герань, каланхоэ, гибискус и другие.

Я провела несколько опытов, подтверждающих действие фитонцидов на живые организмы.

Опыт № 1: Взаимодействие простейших животных с соком исследуемых растений

Цель: изучить эксперементально действие некоторых фитонцидов на простейшие организмы.

Ход работы

1.Растерла листья алоэ, герани, сансевьеры (отдельно каждого)

2.Отжала несколько капель исследуемого растения.

3.Взяла пипеткой каплю воды из аквариума, нанесла ее на предметное стекло и накрыла покровным стеклом.

4. Просмотрела препарат под малым и большом увеличении. Я увидела простейшие организмы.

5.Добавила под покровное стекло каплю приготовленного сока из листьев растений.

6.Наблюдала за движением в течении 1 минуты и занесла результаты в таблицу «Действие сока растений на простейших, бактерий» (Таблица 3):

Таблица 3

Действие сока растений на простейших, бактерий

Название растения

Время обездвижения простейших

1.Алоэ

20 секунд

2.Герань

20 секунд

3.Сансевьера

40 секунд

Выводы:

1.Сок растений (данных) обладает фитонцидными свойствами, он токсичен для многих организмов. 2. Большим воздействием фитонцидов на микроорганизмы отмечено у алоэ, герани, они очищают воздух от микроорганизмов на 43%.

2.2. Растения-увлажнители воздуха

Влажность воздуха с октября по март в жилых помещениях составляет 15-30%, а оптимальный уровень должен быть 40-65%. Сухость воздуха вредно для растений и для человека. При вдыхании сухого воздуха слизистая носа, горла пересыхает и перестает задерживать вирусы, бактерии, повышается заболеваемость. Растения, способные испарять до 97% влаги: папоротник, фикус, драцена, монстера, диффенбахия. Они есть в нашей школе.

Опыт № 2: Воздействие комнатных растений на влажность воздуха

Цель: экспеременально доказать, что комнатные растения увлажняют воздух.

Исследуемый объект: растение бальзамин

Ход работы

1.Вечером полила растение (17.00 час).

2.Одела полиэтиленовый пакет на цветочный горшок и хорошо закрепила снизу.

Наблюдения: на следующий день в 9.00 на внутренней стороне пакета появились капельки воды - это говорит о важном свойстве растений — транспирация (испарение воды) в воздух. Таким образом, мы приходим к выводу, что испаряя воду, растение увлажняет воздух помещений.

III. Выводы

1. Комнатные растения улучшают экологию помещений, благоприятно влияют на здоровье человека.

2. Все комнатные растения улучшают воздух помещений, многие из них выделяют фитонциды.

IV. Заключение

Работая над проектом, я многое выяснила: зеленые растения не только создают уют, но у них есть и другая более важная функция — они оказывают благотворное и целительное действие.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!