Элементы телесно-ориентированного подхода в работе педагога-психолога с детьми с интеллектуальными нарушениями
Подготовила:
педагог-психолог
Малыхина Ю.В.
Особенности общения
-не устанавливает зрительный контакт;
-не отзывается на свое имя;
-не стремится к общению со сверстниками;
-избегает общения или избирателен в общении;
-предпочтение отдает уединению, играм самим с собой;
-общается с одним взрослым;
-повторяет одни и те же фразы (эхолалирует), услышанные где-то или в фильме;
-вставляет фразы, не относящиеся к данной ситуации;
-не использует мимику и жесты;
Особенности восприятия
-избирателен в еде и одежде (наблюдается пищевое поведение);
-тяготит к определенному предмету и испытывает навязчивое желание держать его в руках;
-играет с одной и той же игрушкой (ограниченный круг интересов);
-боится нового (сопротивляется переменам);
-боиться испачкаться (не любит играть в песок);
-предпочитает игры в воде
Особенности поведения
-хаотично передвигается по кабинету (полевое поведение);
-проявляет истерики при смене обстановки;
-проявляет агрессию и аутоагрессию;
-не любит двигаться;
-использует ритуалы;
-выстраивает предметы в ряд;
- в поведении присутствуют бесцельные движения руками (стереотипии)
Особенности сенсорного развития
-не переносит телесный контакт (избегает объятия);
-часто ходит босиком (пытается снять обувь);
-быстро утомляется
-закрывает уши руками при повышении звука
Формы и методы работы
-индивидуальный подход к каждому обучающемуся с учетом его возрастных и психофизиологических особенностей;
-создание коррекционно-развивающей среды;
-чередование умственной и физической нагрузки,
-смена деятельности,
-избегание переутомления,
-дозированная подача материала с детальным разбором инструкции;
-многократное повторение;
-использование наглядности, опорных схем, рисунков, таблиц и др.
-соблюдение режима, графика, расписания во время обучения
-использование динамических пауз, физкульт минуток, глазодвигательных гимнастик, пальчиковых, дыхательных гимнастик,
-жетоны как способ подведения итогов в конце занятия
5 правил «не»:
- не говорить громко;
- не делать резких движений;
- не смотреть пристально в глаза ребенку;
- не обращаться прямо к ребенку;
- не быть слишком настойчивым и навязчивым