МОУ «Гимназия №19»
Мастер - класс
«Элементы традиционной мордовской хореографии»
Подготовила:
Учитель ритмики
Беляева В.Н.
Саранск
1. Тема мастер - класса: « Элементы традиционной мордовской хореографии».
2. Обоснование актуальности темы, ведущей идеи предлагаемого для рассмотрения опыта.
В настоящее время идет процесс формирования новой системы образования и воспитания подрастающего поколения. На первый план выдвигается освоение учащимися художественных ценностей и формирование на этой основе эстетического вкуса и нравственных позиций учащихся. Актуальность выбранной нами темы определяется тем, что в настоящее время все более устойчивым и доминантным становится осознание приоритета творчества как слагаемого профессионального успеха и личного благополучия. Воспитание школьников будет неполным, если они не получат хотя бы основные знания и навыки в области национального танцевального искусства.
У каждого народа сложились свои танцевальные традиции, пластический язык, особая координация движений, приемы соотношения движения с музыкой. Мордовский танец – яркое событие народного искусства. В мордовском танце ярко выражены чувства национальной гордости, достоинства, радости, любви, возвышенности и трагичности. Цель обучения национальному танцу заключается, прежде всего, в познание и сохранение национальных традиций.
Идея опыта заключается в изучении национальных танцев и влияния традиций народной культуры на формирование творческих способностей учащихся и воспитание эстетического вкуса. Являясь искусством поистине общечеловеческим, доступным без какого-либо перевода людям всех рас и континентов, танец всегда несет в себе определенную национальную окраску. Язык пластики в силу своей общечеловечности понятен и доступен в том “натуральном” виде, в каком его создает народ. Хореография, как высшая форма танцевального искусства, вобрала в себя черты национальной специфики, но степень соотношения в ней национального и общечеловеческого имеет свои особые закономерности, особую форму преломления.
3. Цели и задачи мастер – класса:
Образовательная: Формирование знаний об истории возникновения мордовского танца и специфики исполнения национальных танцев.
Развивающая: Развитие интереса к традиционной танцевальной культуре мордовского народа, изучение традиционных движений мордовского танца
Воспитательная: - Формирование художественного и эстетического вкуса.
4.Содержание занятия мастер – класса по этапам.
I. Формирование умений.
Первый этап.
Шаг 1 (слайд 1). Тема мастер - класса «Элементы традиционной мордовской хореографии».
Здравствуйте, уважаемые коллеги.
Тема мастер - класса «Элементы традиционной мордовской хореографии».
Хореография мордвы является самостоятельным пластом духовной культуры народа. Одной из важнейших сфер духовной культуры каждого народа является его национально-самобытное танцевальное искусство, формирующееся на основе культурно-бытовых традиций.
Как и всякое искусство, народные танцы возникли в процессе труда. В них, как и в песнях, сказках, легендах, выражены лучшие черты народа, его трудолюбие и понимание прекрасного.
В мордовском танце ярко выражены чувства национальной гордости, достоинства, радости, любви, возвышенности и трагичности. Его пластика, стиль и манера исполнения передают национальный характер.
Шаг 2 (слайд 2).
Какие же движения помогают человеку передавать содержание танца? А движения эти пришли к нам из глубины веков. В те далекие времена танец имел практический, утилитарный смысл, подготавливая человека к жизнедеятельности. С течением времени, в связи с изменениями деятельного начала, танцы теряли утилитарность, их лексика постепенно утрачивала действенную, смысловую основу, а содержание приобретало иной характер – это была своеобразная эволюция хореографической лексики народных танцев. Развиваясь на протяжении многих веков, эти движения становились традиционными.
А теперь давайте перенесемся в те далекие времена, когда мордовские женщины коротали свои вечера за рукоделием.
Шаг 3 (слайд 3).
Содержание мордовского танца передается с помощью богатейшей палитры выразительных средств, созданных народом на протяжении веков. Пластикой рук воспроизводят движения реального трудового процесса: наматывание ниток, прядение, сучение, тканья, вышивания, полоскания и т. п. Эти движения действенного характера, выражающие конкретные элементы человеческого труда, исполняются они без усилий, как в игре:
- «прядение» - левая рука согнута в локте и поднята вверх, правая выполняет волнообразное движение от кисти левой руки сверху вниз;
- «наматывание ниток» - руки согнуты в локтях на уровне груди и исполняют вращательные движения «от себя».
- «вышивание» - левая рука согнута в локте и опущена вниз, правая выполняет волнообразные движения снизу вверх.
Шаг 4 (слайд 4).
Основы хореографического языка, лексики национального танца составляют традиционные элементы и движения, дошедшие до нас от предков и продолжающие жить до настоящего времени. Они состоят из различного вида шагов, ходов, ударов, дробей и выстукиваний, соскоков и подскоков, разнообразных наклонов, поворотов и вращений, а также положений головы, рук, корпуса, выражающих в синтезе гормонию образа, действия и чувства.
Второй этап.
Вот, коротко раскрыв специфику движений мордовского танца, мы приступаем к изучению практического материала – традиционных элементов мордовской народной хореографии.
Шаг 5 (слайд 5).
Положения рук 1. Руки разведены довольно широко в стороны; пальцы рук собраны в кулак в слегка расслабленном состоянии; большой палец, не сгибаясь, прижимается к указательному; руки опущены ладонями вниз.
2. Руки согнуты в локтях на 90 градусов и подняты вверх; пальцы плотно собраны, большой палец прижат к указательному, ладони развернуты наружу.
3. Левая рука находится на талии, а правая кистью обхватывает пальцы левой, локти поданы вперед.
4. Правая рука с пальцами, сжатыми в кулак, находится на талии ладонью вниз и наружу, левая согнута в локте, прижата к затылку ладонью вверх. Корпус немного повернут вправо.
Позиции ног - свободная: пятки вместе, носки симметрично разведены в стороны на ширину плеч;
- вторая невыворотная: ноги расставлены в стороны на ширину стопы. Стопы расположены параллельно друг к другу;
- третья невыворотная: пятка одной ноги ставится к середине стопы другой. Носки направлены в стороны;
- четвертая невыворотная: ступня одной ноги параллельна и находится впереди другой на расстоянии стопы. Носки стоп направлены вперед;
- шестая невыворотная: стопы стоят рядом, пятки и носки сомкнуты.
Основной шаг с каблука на всю стопу
Исходное положение – VI позиция ног. Руки могут быть во всех положениях.
Раз: шаг правой ногой вперед на ребро каблука.
И: правая нога переводится с ребра каблука на всю стопу, пятка левой ноги в этот момент поднимается, тяжесть корпуса переносится вперед.
Два: левая нога проводится по VI позиции вперед на ребро каблука. Движения продолжаются с левой ноги. Его особенностью является плавность перехода с каблука на всю стопу при сильно подтянутом корпусе.
Переход ног из позиции в позицию
Исходное положение – VI позиция ног. Руки могут быть во всех положениях.
Раз – И: правая нога с приподнятым от пола носком поворачивается в правую сторону на ребре каблука и приходит в нормальную позицию (пятки вместе).
Два – И: левая нога приводится к правой всей стопой по полу в VI позицию, одновременно делается небольшое demi plie (движение может исполняться в повороте как в правую, так и в левую сторону). Это плавный ход и делается он за счет небольшого приседания. Корпус статичный, сильно подтянут.
Боковой ход по второй невыворотной позиции с demi plie
Исходное положение – VI позиция ног. Руки могут быть во всех положениях.
Раз – И: battement tendu в сторону в невыворотную вторую позицию носком ноги в пол.
Два – И: пятка правой ноги опускается на пол, фиксируя вторую невыворотную позицию ног.
Три – И: пятка левой ноги отрывается от пола, фиксируется вторая невыворотная позиция ног.
Четыре – И: левая нога подводится к правой в VI позицию по правилам battement tendu, одновременно делается маленькое demi plie.
Поклон
Исходное положение - VI позиция ног. Руки в III положении.
Раз: - шаг правой ногой в сторону.
И: - левая нога приставляется к правой в VI позицию, наклон головы вниз.
Два - И: - тоже самое в другую сторону.
Третий этап.
После того, как выучили основные элементы, приступаем к изучению этюда. Соединяются движения и исполняются под музыку.
II. Подведение итогов.
Вот, мы с вами и познакомились с историей возникновения мордовского танца и со спецификой исполнения мордовских танцев. Каждый народ выражает в своих танцах то, что ему наиболее близко и знакомо. Таким образом, и повседневные занятия, и весь жизненный уклад находят отражение в искусстве танца, придавая ему специфические черты. Я думаю, что эти знания полезны для общего развития и пригодятся вам в будущем.
Шаг 6 (слайд 6). Благодарю за внимание!
5. Методы и приемы: объяснение, демонстрация презентации и анализ ее содержания, практическая работа.
6. Количество часов на всю программу мастер – класса и на каждое его занятие.
Название программы мастер – класса: « Пляс и его особенности. Танцевальная культура мордовского народа».
Количество часов на всю программу – 7:
«Общее представление о танцевальной культуре мордовского народа».
« Обучение исполнению элементов традиционной мордовской хореографии».
«Изучение танцевального этюда с элементами традиционной мордовской хореографии».
«Составление этюдов с элементами традиционной мордовской хореографии».
«Изучение дробных элементов традиционной мордовской хореографии».
«Изучение танцевального этюда с дробными элементами традиционной мордовской хореографии».
«Урок – смотр знаний».
7. Прогноз результатов работы участников мастер – класса.
Мастер - класс знакомит участников с истоками национальной танцевальной культуры, а также с условиями жизни и историей народа.
1. Танцевальные этюд, составленный на основе традиционных элементов национальной хореографии, прививают знание национального стиля, передает дух народности. Прежде всего, здесь надо отметить свое особое художественное пересоздание мира, свойственное только данному искусству. Мир хореографической образности диктует свои законы отображения действительности, основанные не на буквальном соответствии жизненного и художественного материала, а на степени верности метафорическому, поэтическому отражению жизни.
2. Танцевальный этюд так же выполняет функцию эстетического и морального воспитания, раскрывают участникам мастер - класса мир реально существующей красоты, учит находить в танце эстетическое наслаждение.
3. Исполнение этюда, а также тренировочных движений под хорошо подобранную музыку является важной частью хореографической работы. У участников проявляется интерес к музыке, которая обогащает и насыщает его своим эмоциональным содержанием.