СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элективный курс для учащихся 11 класса «Художественная культура конца XIX- XX веков»

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Элективный курс для учащихся 11 класса  «Художественная культура конца XIX- XX веков» разработан для  социально-экономического профиля

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс для учащихся 11 класса «Художественная культура конца XIX- XX веков»»


Пояснительная записка

Элективный курс для учащихся 11 класса «Художественная культура конца XIX- XX веков» систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в 5-9 классах на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре XIX- XX веков, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека. Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить её потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщённого опыта всего человечества предоставляет учащимся неисчерпаемый «строительный материал» для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более чёткого осознания своей национальной и культурной принадлежности.

Развивающий потенциал элективного курса по мировой художественной культуре напрямую связан с мировоззренческим характером самого предмета, на материале которого моделируются разные исторические и региональные системы мировосприятия, запечатлённые в ярких образах. Это особенно важно для учащихся социально-экономического профиля, так как некоторые из них будут по окончании обучения сдавать единый государственный экзамен по истории, целым блоком в который включена культура. В силу этого разработка программы элективного курса становится актуальной и востребованной.

В содержательном плане программа следует логике исторической линейности. Отечественная (русская) культура рассматривается в неразрывной связи с культурой мировой, что даёт возможность по достоинству оценить её масштаб и общекультурную значимость.


Образовательные цели и задачи курса

Изучение художественной культуры конца XIX- XX веков направлено на достижение следующих целей:

  • развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;

  • воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;

  • освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;

  • овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;

  • использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.

  • изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников – творцов;

  • формирование и развитие понятий о художественно – исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в исторической, человеческой цивилизации;

  • осознание роли и места Человека в художественной культуре на протяжении её исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства;

  • постижение системы знаний о единстве, многообразии и национальной самобытности культур различных народов мира;

  • освоение различных этапов развития отечественной (русской и национальной) художественной культуры как уникального и самобытного явления, имеющего непреходящее мировое значение.


Воспитательные задачи курса

  • помочь учащимся выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства , находить в них нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры;

  • способствовать воспитанию художественного вкуса, развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры;

  • подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному диалогу с произведением искусства;

  • развитие способностей к художественному творчеству. самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства;

Программа курса составлена на основе авторской программы Л.А Рапацкой «Мировая художественная культура. 10-11 классы»,- М. : ВЛАДОС, 2015.

Курс рассчитан на 35 часов из расчета 1 час в неделю.


Организация процесса обучения предполагает наличие четырёх основных элементов:

  • информационный – представлен вербальными или наглядными средствами;

  • репродуктивный – организующий воспроизведение знаний и способов деятельности;

  • творческий – побуждающий к творческой деятельности;

  • эмоционально-ценностный – способствующий усвоению опыта эмоционального отношения к действительности, к разнообразным явлениям культуры и искусства.

Педагогические принципы реализации концепции программы:

  • принцип интеграции различных видов искусства на одном занятии;

  • принцип историзма;

  • принцип опоры на творческий метод (стиль);

  • принцип формирования знаний, умений и навыков в процессе непосредственного общения с искусством «изнутри» его, с опорой на его законы;

  • принцип художественно-педагогической драматургии

.

Принимая во внимание специфику курса, его непосредственный выход на творческую составляющую человеческой деятельности, в программе упор сделан на деятельные формы обучения, в частности на развитие восприятия (функцию – активный зритель/слушатель) и интерпретаторских способностей (функцию - исполнитель) учащихся на основе актуализации их личного эмоционального, эстетического и социокультурного опыта и усвоения ими элементарных приёмов анализа произведений искусства.

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом отношении приоритетными для данного курса являются:

- умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;

- устанавливать несложные реальные связи и зависимости;

- оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства;

- осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного типа (в том числе и созданных в иной знаковой системе - «языки» разных видов искусств);

- владеть основными формами публичных выступлений;

- понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности;

- определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства;

- осознавать свою культурную и национальную принадлежность.

Система форм контроля знаний учащихся и критерии оценки

Для контроля уровня достижений учащихся используются:

      • наблюдение за активностью на занятиях;

      • результаты выполнения предложенных заданий;

      • творческая работа;

      • публичное выступление (сообщение, доклад)

      • тестирование

По результатам изучения курса поводится зачетная работа: тестирование

Средства обучения:

  • Фонохрестоматии музыкального материала.

  • Репродукции картин.

  • Мультимедийные презентации, видеофильмы

  • Электронные учебники «МХК», «История искусств».


Планируемые результаты обучения

Результаты изучения курса направлены на реализацию личностно ориентированного, деятельностного и практико-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

В результате изучения элективного курса

-формируются основы эстетических потребностей,

-развивается толерантное отношение к миру,

-актуализируется способность воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой и в результате более качественно оценивать её уникальность и неповторимость,

- развиваются навыки оценки и критического освоения классического наследия и современной культуры, что весьма необходимо для успешной адаптации в современном мире, выбора индивидуального направления культурного развития, организации личного досуга и самостоятельного художественного творчества

В результате изучения элективного курса ученик должен развивать :

  • умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;

  • устанавливать несложные реальные связи и зависимости;

  • оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства;

  • осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного типа (в том числе и созданных в иной знаковой системе “языки” разных видов искусств);

  • использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ;

  • владеть основными формами публичных выступлений;

  • понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности;

  • определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства;

  • осознавать свою культурную и национальную принадлежность.

знать / понимать:

  • основные виды и жанры искусства;

  • изученные направления и стили мировой художественной культуры;

  • шедевры мировой художественной культуры;

  • особенности языка различных видов искусства.

уметь:

  • узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.

  • устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;

  • пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

  • выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);

использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

    • выбора путей своего культурного развития;

    • выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;

    • попыток самостоятельного художественного творчества.

























Учебно- тематический план курса

Наименование раздела

Количество часов

1

Художественная культура конца XVIII века - первой половины XIX века

10

2

Основные течения в художественной культуре конца XIX – начала XX века

12

3

Европа и Америка: художественная культура XX века

5

4

Русская художественная культура XX века от эпохи тоталитаризма до возвращения к истокам романтизма.

8

Итого


35


































содержание программы элективного курса


Раздел 1. Художественная культура конца XVIII – 90-х годов XIX ВЕКА (10)

1. Художественная культура эпохи Просвещения. Гуманистические идеалы просветителей. Наследие энциклопедистов. Распространение классицизма в художественных культурах европейских стран. Изобразительное искусство и архитектура эпохи классицизма, роль античного ордера. Расцвет литературы. Венский музыкальный классицизм. Симфонизм, его философско-эстетический смысл.

2. Русская художественная культура России конца XVIII- трети XIX века. Начало развития «русской европейскости»; петровские преобразования и их значение для художественной культуры. Обмирщение в литературе. Портретная живопись. Храмовое пения и новое светское музицирование. Первые сборники русских народных песен. Шедевры храмовой музыки.

3. Европейские традиции как эталон новой культуры России. Становление европейских градостроительных принципов. Петербургское барокко и московское зодчество. Русский портрет. Рождение русской комедии и оперы.

4. Художественная культура Европы 30- 50-х годов XIX века.


5-6.Русская художественная культура пореформенной эпохи. Литература пореформенной эпохи. Творчество А. С. Даргомыжского и М.П. Мусоргского.

7. Русская художественная культура пореформенной эпохи: вера в высокую миссию русского народа. Литература пореформенной эпохи. Изменение общественного статуса живописи. Творчество В.Г. Перова. «Товарищество передвижных выставок».

8. Импрессионизм: поиск ускользающей красоты. Французский импрессионизм. Новая трактовка материала и формы в скульптуре. Музыкальный импрессионизм.

9. Шедевры музыкального искусства конца XVIII- 90-х годов XIX века. Воплощение в музыке сложных и противоречивых жизнен­ных ситуаций. Жизнь и творчество Ф. Шопена. Жизнь и творчество Ф. Листа. Оперы-драмы.

10.Экспрессионизм. Действительность сквозь призму страха. Экспрессионизм, его исторические истоки. Круг образов. Экспрессионизм в литературе. Экспрессионизм в музыке.


РАЗДЕЛ 2. ОСНОВНЫЕ ТЕЧЕНИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX ВЕКА. (12)

11.Традиционные и нетрадиционные течения в европейском искусстве рубежа веков. Группа фовистов. Кубизм П.Пикассо.

12. Новые направления в живописи и скульптуре Европы рубежа веков. Абстракционизм — новый взгляд на форму и цвет в живописи.

13.Теоретики новой архитектуры В. Гропиус и Ле Кор­бюзье. Сюрреализм.

14.Переосмысление ценностей в художественной культуре «серебряного века»: открытие символизма. Символизм - художественное и философское течений «серебряного века». Творчество B.C. Соловьева, К.Д. Бальмонта, Вяч.И. Ива­нова, В.Я. Брюсова, А. Белого, А.А. Блока, Музыка А.Н. Скрябина

15. Переосмысление ценностей в художественной культуре «серебряного века»: символизм в живописи Творчество М.А. Врубеля, В.Э. Бори­сова- Мусатова.

16. Эстетика эксперимента и ранний русский авангард. Союз московских живописцев «Бубновый валет». Кубизм в творчестве П.П. Кончаловского. Гротескно-грубоватые образы М.Ф. Ларионова. Красочный мир живописи А.В. Лен­тулова.

17. «Русский футуризм». Футуризм в поэзии. Абстракт­ная живопись В.В. Кандинского. «Черный квадрат» К.С. Ма­левича. Поэзия В. Хлебникова.

18. В поисках утраченных идеалов: неоклассицизм и поздний романтизм. Ретроспективные тенденции в художественной культуре «серебряного века». Акмеизм в поэзии. Журнал «Аполлон». Идеи неоклассицизма в архитектуре.

19.Стиль модерн и его особенности. С.П. Дягилев — антрепренер и тонкий знаток искусства. В. Идея слияния танца, живописи и музыки; ее воплощение в спектаклях «Русских сезонов» в Париже. Знаменитые хореографы. «Русский период» в творчестве И.Ф. Стравинского и С.В.Рахманинова.

20.-21.Художественное объединение «Мир искусства» Творческое объединение «Мир искусства». Тема Родины в творчестве русских художников.

22.Художественная культура России рубежа веков: полюсы добра и зла. Творчество Ф.Кафки. Экзсистенциализм. Творчество А.Камю; Ж.Сартр. Признанный классик английского модернизма Д.Джойс. Жанр «иптеллектуальный роман». Творчество Г.Гесса, Постмодернизм.


РАЗДЕЛ 3. ЕВРОПА И АМЕРИКА: ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XX ВЕКА.(5)

23. Музыкальное искусство в нотах и без нот. Творчество Г.Малера. Неоклассицизм в музыке П. Хиндемита, К. Орфа, М. Фалья. Творчество Б.Бартока, Б.Бриттена.

24. «Музыкальный авангард» 20 века. Музыкальный авангард. Массовые музыкальные жанры. Рождение рок–н- ролла.

25. Театр и киноискусство 20 века; культурная дополняемость. Рождение и первые шаги кинематографа. Великий немой Ч. С. Чаплин — выдающийся комик мирового экрана и его лучшие роли. Рождение звукового кино и национального кинематографа

26. Художественная культура Америки: обаяние молодости. Сплетение традиций европейского, мексиканского, африкан­ского и других народов. Расцвет американской литературы в XX в., Творчество Р.Кента. Статуя Свободы — символ США. Небоскребы разных стилей в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе. Жанр мюзикла: Ф. Лоу, Л. Бернстайн.

27. Музыкальное искусство США. Джаз и его истоки. Регтайм. Свинг. Эсте­тика импровизации..

РАЗДЕЛ 4. РУССКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ВЕКА ОТ ЭПОХИ ТОТАЛИТАРИЗМА ДО ВОЗВРАЩЕНИЯ К ИСТОКАМ РОМАНТИЗМА.(8)

28. Социалистический реализм: глобальная политизация художественной культуры 20-30 гг. Русская художественная культура 20 — 30-х гг. Рож­дение советского искусства и доктрины социалистического реа­лизма. Насаждение атеизма и политизация изобразительного искусства. Творчество К.С. Петрова-Водкина, А.А. Дейнеки, М.В. Нестерова. Монументальное зодчество и скульптура. Оптимизм массовых песен. Творчество И.О. Дунаевского.

29. Образы войны в искусстве второй половины XX века. Искусство военных лет. Агитационные плакаты Кукрыниксов. Мощь русского народа в творчестве П.Д. Корина.

30. Образы войны в искусстве второй половины XX века. Символы великой Победы: песня «Священная война» (А.В. Алек­сандров) и монумент «Воин-освободитель» (Е.В. Вучетич). Пес­ни о войне в наши дни.

31 Возвращение «русской темы» в искусство второй половины XX века Судьбы писателей, композиторов, художников в эпоху застоя. Диссидентское движение и искусство. Многонациональный характер советской музыки. ТворчествоА.И. Хачатуряна. Творчество А.А. Пластова, И. Грабаря, Н. Крымова.

32. Общечеловеческие ценности и « русская тема» в советском искусстве периода «оттепели». Развитие живописи и музыки в 60-е годы. Поэзия Е.А.Евтушенко, А.А.Вознесенского, Р.И.Рождественского. Поэты – песенники Б.Ш.Окуджава, А.А.Галич, В.С.Высоцкий. Рождение лирической мелодрамы. Творчество Г.В. Свиридов. Четырнадцатая симфония Д.Д.Шостаковича. Творчество И.С.Глазунова.

33. Развитие живописи и музыки в 60-е годы.

34. Противоречия в отечественной художественной культуре последних десятилетий XX века. Храм Христа Спасителя в Москве. Противо­речивый облик художественной культуры, экспансия массовых жанров. Многообразие новых творческих решений в живописи и скульптуре.

35.Развитие живописи и архитектуры на пороге нового тысячелетия. Поиск положительного героя в искусстве постперестроечного времени. Развитие искусства на пороге нового тысячелетия. Молодежная субкультура.







































Календарно-тематическое планирование


Тема занятия

Кол-во

часов

Дата

Виды деятельности

Формы контроля

Художественная культура конца XVIII – 90-х годов XIX ВЕКА (10)

1

Художественная культура эпохи Просвещения.

1


Индивидуальная, парная работа. Прослушивание СD

Составление обращения к герою

2

Русская художественная культура России конца XVIII- трети XIX века

1


Групповая работа. Просмотр видеофильма

Составление высказывания просветителя

3

Европейские традиции как эталон новой культуры России

1


Групповая, индивидуальная работа.

Просмотр видеофильма

Заполнение таблицы

4

Художественная культура Европы 30- 50-х годов XIX века.


1


Групповая, индивидуальная работа.

Работа с текстом

Анализ- сопоставление героев

5

Русская художественная культура пореформенной эпохи

1


Групповая, индивидуальная работа.

Работа с текстом

Работа с текстом

6

Русская художественная культура пореформенной эпохи

1


Групповая работа

Терминологический диктант

7

Русская художественная культура пореформенной эпохи: вера в высокую миссию русского народа

1


Групповая, индивидуальная работа.

Работа с репродукциями

Составление плана

8

Импрессионизм: поиск ускользающей красоты.

1


Групповая работа

Работа с репродукциями

Прослушивание СD

Сопоставление героев картин

9

Шедевры музыкального искусства эпохи

1


Групповая работа

Работа с репродукциями

Просмотр видеофильма

Описание картины

10

Экспрессионизм.Действительность сквозь призму страха

1


Индивидуальная, коллективная работа

Работа с репродукциями

Просмотр видеофильма

Сопоставление монолога героя картины

ОСНОВНЫЕ ТЕЧЕНИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX ВЕКА. (12)

11

Традиционные и нетрадиционные течения в европейском искусстве рубежа веков

1


Групповая, коллективная, индивидуальная работа Прослушивание СD

Составление эмоциональной оценки

12

Новые направления в живописи и скульптуре Европы рубежа веков

1


Групповая, коллективная, индивидуальная работа Прослушивание СD

Составление эмоциональной оценки

13

Теоретики новой архитектуры В. Гропиус и Ле Кор­бюзье.

1


Работа в парах

Просмотр видеофильма

Практическая работа

14

Переосмысление ценностей в художественной культуре «серебряного века»: открытие символизма.

1


Групповая, индивидуальная работа

Работа с текстом

Анализ текста

15

Символизм в живописи

1


Групповая, индивидуальная работа

Работа с репродукциями

Работа с текстом

Составление схемы

16

Эстетика эксперимента и ранний русский авангард

1


Групповая, индивидуальная работа

Работа с репродукциями, фотографиями

Просмотр видеофильма

Разгадывание кроссворда

17

«Русский футуризм».

1


Групповая, коллективная, индивидуальная работа

Публичное выступление в группе или индивидуально

18

В поисках утраченных идеалов: неоклассицизм и поздний романтизм.

1


Групповая, индивидуальная работа

Работа с репродукциями

Прослушивание муз. отрывков

Заполнение таблицы

19

Стиль модерн и его особенности

1


Работа в парах,

работа с текстом

Ролевая игра

20

Художественное объединение «Мир искусства»

1


Групповая, индивидуальная работа

Работа с репродукциями

Заполнение таблицы

21

Художественное объединение «Мир искусства»

1


Групповая, индивидуальная работа

Работа с репродукциями

Сопоставление монолога героя картины

22

Художественная культура России рубежа веков: полюсы добра и зла

1


Групповая, индивидуальная работа

Прослушивание СD

Заполнение схемы

ЕВРОПА И АМЕРИКА: ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XX ВЕКА.(5)

23

Музыкальное искусство в нотах и без нот

1


Групповая, индивидуальная работа


Заполнение схемы

24

Музыкальный авангард» XX века

1


Групповая, индивидуальная работа

Работа с репродукциями

Сопоставление монолога героя картины

25

Театр и киноискусство XX века; культурная дополняемость



Групповая, коллективная, индивидуальная работа

Публичное выступление в группе или индивидуально

26

Художественная культура Америки: обаяние молодости.

1


Групповая, индивидуальная работа

Работа с репродукциями

Работа с текстом

Работа с текстом. Составление обращения к герою

27

Музыкальное искусство США

1


Групповая, индивидуальная работа

Просмотр видеофильма

Работа с репродукциями

Сопоставление монолога героя картины

РУССКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ВЕКА ОТ ЭПОХИ ТОТАЛИТАРИЗМА ДО ВОЗВРАЩЕНИЯ К ИСТОКАМ РОМАНТИЗМА.(8)

28

Социалистический реализм: глобальная политизация художественной культуры

20-30 годов.

1


Групповая, индивидуальная работа

Работа с репродукциями

Просмотр фидеофильма

Заполнение таблицы

29

Образы войны в искусстве второй половины XX века

1


Групповая, индивидуальная работа

Работа с репродукциями


Заполнение таблицы

30

Возвращение «русской темы» в искусство второй половины XX века

1


Прослушивание муз. отрывков

Составление муз. афишы

31

Смысл высокой трагедии, образы искусства военных лет и образы войны в искусстве второй половины XX века.

1


Индивидуальная и групповая работа

Прослушивание муз. отрывков

Просмотр видеофильма

Составление эмоциональной оценки

32

Общечеловеческие ценности и « русская тема» в советском искусстве периода «оттепели».

1


Групповая работа

Разгадывание кроссворда

33

Развитие живописи и музыки в

60-е годы

1


Практикум

Составление схемы

34

Противоречия в отечественной художественной культуре последних десятилетий XX века.

1


Индивидуальная работа

Публичное выступление

35

Развитие живописи и архитектуры на пороге нового тысячелетия.


1


Индивидуальная работа

Тестирование







Список используемой учебно-методической литературы:

    1. Программа курса «Мировая художественная культура». 10-11 классы. Л.А.Рапацкая.- М. : ВЛАДОС, 2015.

    2. Мировая художественная культура. Учебник для 11 кл. общеобразоват. учреждений. Л.А.Рапацкая – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2015.

    3. Мировая художественная культура. Учебное пособие для учащихся старших классов школ, гимназий, лицеев. Зарецкая Д.М., Смирнова В.В. - М.: ООО «Фирма МХК», 2012.

    4. Мировая художественная культура. Учебное пособие для вузов. Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.

    5. О.Е. Наделяева. Мировая художественная культура.10-11 классы: дополнительные материалы к урокам. - Волгоград: Учитель, 2011.

    6. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Кн. 1- М., 1996.

    7. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. М., 1993.

    8. Ильина Т.В. История искусств. Русское и советское искусство. М., 1989.

    9. История современной отечественной музыки. Под ред. М.Е. Тараканова. М., 1995.

    10. Данилова Г.И. Мировая художественная культура. От истоков до 19 века. В лекциях, беседах, рассказах. М., Новая школа,1996.

    11. Энциклопедия для детей. «Аванта+» Искусство, 1999.