СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элективный курс "Этика и психология семейной жизни"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Элективный курс "Этика и психология семейной жизни" для предпрофильной подготовки 9класса. Семья в свете духовно-нравственных и культурных традиций общества. Психология личности. Брак и семья. Использование во внеурочной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс "Этика и психология семейной жизни"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 24»



Рассмотрено

на заседании ШМО

протокол № 1

от 26. 08. 2016 г.


Согласовано

зам. директора по УВР

______________________

29.08.2016 г.

Утверждено

приказом МБОУ СОШ № 24

№ 113/1 от 01.09.2016 г.










Рабочая программа

элективных курсов «Этика и психология семейной жизни»









Классы – 9

Составитель: Штрекер И.А.













2016-2017



Пояснительная записка

Рабочая программа элективного курса «Этика и психология семейной жизни» для 9-х классов составлена на основе:

- учебного плана муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 24» на 201 6– 2017 учебный год;

- программы И.В. Гребенникова "Основы семейной жизни", допущенной Государственным комитетом СССР по народному образованию, и методических рекомендациях Л.М. Панковой к курсу "Этика и психология семейной жизни»

- статьи 38 Конституции РФ «О семье и браке».

Организация и содержание курсов по выбору являются составной частью предпрофильной подготовки. Рабочая программа курса включает новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах, в нее включены прогрессивные знания и наиболее ценный опыт практической деятельности человека. Программа позволяет осуществить эвристические пробы и сформировать теоретические знания и практический опыт учащихся в изучаемой области знаний.

Программа направлена на оказание психолого-педагогической поддержки старшеклассникам в ситуации семейного самоопределения, оказание помощи в построении жизненных планов и образа будущей семьи с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей учащихся.

В школьном образовании должно быть место, которое позволяло бы познавать как окружающий мир, так и самого себя в этом мире, давало бы возможность подготовить подрастающее поколение к будущей семейной жизни. Одним из таких мест может стать курс «Этика и психология семейной жизни». Он позволяет учащимся не только осмысливать свои представления о семейных отношениях, но и знакомиться с мнениями и теориями, уже существующими в науке и культуре. Необходимость целенаправленной подготовки молодежи к семейной жизни обусловлена дальнейшим развитием брачно-семейных отношений, тем, что она способствует всестороннему и гармоническому развитию личности, преодолению неверных взглядов на взаимоотношения мужчины и женщины, на семейную жизнь.
Система такой подготовки основывается на таких общепедагогических принципах, как целенаправленность воспитания; комплексность и взаимосвязь всех факторов, формирующих личность; единство воспитания, обучения и развития; сочетание педагогического руководства с развитием активности, инициативы воспитанников; систематичность и последовательность воспитания в коллективе; единство требований к личности.

Задача педагога, ведущего этот курс – ориентация учащихся на осознание и принятие традиционных ценностей семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, осознающего свою сопричастность судьбе Отечества. Семья – это жизненный центр, взращивающий в душе человека вечные ценности добра, красоты, разумности и любви.

Основные цели курса:

  • знакомство юношей и девушек 9-х классов с основами знаний о брачно-семейных отношениях;

  • формирование идеала семьи, потребности в ее создании, готовности к будущему вступлению в брак;

  • формирование умений выстраивать внутрисемейные отношения и растить будущих детей.

  • подготовка к осознанному выбору жизненного пути с ориентацией на семью.

Задачи курса:

  • повысить юридическую компетенцию в области знаний семейного законодательства;

  • формировать теоретические знания о семье как социальном институте;

  • формировать уважительное отношение к семье, ее духовным ценностям;

  • способствовать развитию толерантного сознания, эстетического отношения и поведения в поликультурном мире;

  • способствовать формированию ответственного отношения к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;

  • воспитывать высоконравственные межличностные отношения.

Реализация программы курса предполагает учет следующих принципов:

  • гуманистический характер взаимодействия между педагогом и учащимися;

  • использование проблемного обучения за счет привлечения учащихся к обсуждению проблем, заявленных преподавателем и учащимися;

  • использование подлинных, прочно установленных наукой знаний;

  • соблюдение системы и последовательности предлагаемого материала;

  • учет объема накопленных знаний, умений и навыков учащихся, их возрастных и индивидуальных особенностей;

  • возможность закрепления полученных знаний на практических занятиях, связь с жизнью.

Программа рассчитана на 35 учебных часов.

Срок обучения: 35 учебных недель.

Режим занятий: 1 час в неделю.

В программе используются различные типы занятий, на которых учащиеся знакомятся с необходимыми теоретическими сведениями, выполняют практические задания (проблемно-поисковые), ролевые игры, проблемные ситуации, упражнения, которые моделируют определенные отношения, направленные на развитие рефлексии и навыков социального взаимодействия, элементы мини-лекции, теоретические и практические блоки, тренинг, дискуссии. Предусмотрено также использование таких методов обучения как эвристическая беседа, практический семинар, проблемное изложение учебного материала, отработка социально-психологических навыков общения и взаимодействия. Каждое занятие по дидактическим задачам является комбинированным с элементами лекционного и практического блоков.

Требования к уровню подготовленности учащихся по данному курсу.

Предполагается, что к завершению курса ученики будут:
- знать основные термины и понятия, описывающие семейные отношения, ориентироваться в научных теориях, адекватно использовать их в устной и письменной речи;

- объяснять (интерпретировать) наблюдаемые и изучаемые явления и процессы;
- приводить собственные примеры явлений и тенденций.

Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки.

Формы промежуточного контроля: наблюдение активности учащихся на занятии; беседа; анализ творческих и практических работ; результаты диагностических тестов.

Формы итогового контроля: презентации проектов, самостоятельные работы по программе.

Оценка выставляется в форме «зачтено». Возможно использование бальной шкалы для определения рейтинга.

Оценивание результатов курса проводится на последнем занятии в форме защиты творческого проекта.

Обеспечение элективного курса:

  • вариативность использования учебного оборудования;

  • приоритет деятельностного подхода в обучении;

  • комплексное использование учебного оборудования в сочетании с книгой, техническими средствами, новыми информационными технологиями.

Натуральные объекты: образцы детских игрушек из различных подручных материалов.

Учебные пособия на печатной основе: таблицы (рисунки, схемы) «Влияние курения, алкоголя, наркотиков и других вредных факторов среды на здоровье человека», «Наследственные заболевания человека».

Экранно-звуковые средства обучения: использование видеофрагментов, анимаций, видеофильмов.

Компьютерные средства обучения: компьютер, видеомагнитофон, DVD


Учебно-тематическое планирование

курса «Этика и психология семейной жизни»

раздела

Название раздела

Кол-во

час

Примечание

1

Семья в свете духовно-нравственных и культурных традиций общества

10


2

Психология личности. Особенности межличностных отношений юношества

6


3

Брак и семья

8


4

Санитарно-гигиеническое просвещение

5


5

Хозяйственно-экономические основы семейной жизни

4



Итого

33



Резервное время

2



Календарно-тематическое планирование отражает цель и задачи обучения элективного курса «Этика и психология семейной жизни»

занятия

Дата

Фактич.

дата

Тема занятия

Примечание

1

05.09


Социальная сущность и историческое развитие брака и семьи (у начал семьи)

10

2

12.09


Основы прочности семьи. Семья в различных культурах


3

19.09


Особенности и проблемы современной семьи


4

26.09


Российское законодательство о моральной и юридической ответственности супругов за семью


5

03.10


Нравственные качества современного человека и их проявление в семейной жизни


6

10.10


Нравственные основы дружбы, влюбленности, любви


7

17.10


Свобода в любви и теория «свободной» любви. Ценностная сущность семьи


8

24.10


Равноправие полов и «рыцарство». Мужское достоинство и благородство в любви


9

31.10


Честь и достоинство девушки


10

07.11


Любовь как выше человеческое чувство. Обсуждение сочинений о любви, семейной жизни


11

14.11


Психологическая ориентация на семейную жизнь как необходимое условие гармоничного развития личности

6

12

21.11


Выбор спутника жизни, мотивы выбора


13

28.11


Мужественность - специфическая черта мужчин


14

05.12


Понятие о женственности и ее значение для гармонии семейных отношений


15

12.12


Семейный микроклимат. Роль семьи в воспитании личности


16

19.12


Проявление характера супругов в условиях жизни в семье


17

26.12


Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей в воспитании

8

18

16.01


Принципы, средства и методы воспитания детей в семье


19

23.01


Некоторые особенности воспитания детей в семье


20

30.01


Развитие трудолюбия и трудовых навыков у детей. Труд и игра


21

06.02


Методика организации коллективных и индивидуальных игр детей


22

13.02


Изготовление простейших детских игрушек из бумаги (семинар-практикум)


23

20.02


Изготовление простейших детских игрушек из природных материалов


24

06.03


Обмен опытом: как я воспитываю младшего брата (сестру)?


25

13.03


Здоровье супругов и будущего потомства

5

26

20.03


Эстетика быта. Основы личной гигиены юношей


27

03.04


Эстетика быта. Основы личной гигиены девушек


28

10.04


Семья и ее функции. Особенности молодой семьи


29

17.04


Этапы развития семьи. Проект «Моя семья»


30

24.04


Семейный бюджет. Роль отца и матери в семье. Дискуссия


31

08.05


Практическое занятие: организация питания семьи


32

15.05


Культура гостеприимства. Организация семейных праздников


33

22.05


Защита творческих проектов – праздник «День рождения моей семьи»



Вопросы сексуального просвещения не входят в содержание данного курса.

Содержание подготовки подрастающего поколения к семейной жизни включает следующие важнейшие аспекты:

  • Общесоциальный, раскрывающий политику государства в области брачно - семейных отношений, о значимости семьи, об идейных ценностях, о социальных ролях супругов и родителей.

  • Этический, включающий воспитание следующих нравственных качеств: равноправного товарищеского отношения к представителям другого пола, дружбы, уважения к матери, отцу, старшим и младшим, потребности в воспитании детей, ответственности, верности, честности, сдержанности, доброты, уступчивости, осознания моральных основ брачно-семейных отношений, любви как нравственной основы брака; чувства долга перед супругой (супругом), семьей, детьми; правильных представлений об идеальном муже и жене, об отце и матери.

  • Правовой - ознакомление с основами законодательства о браке, с важнейшими положениями семейного права, с обязанностями супругов по отношению друг к другу, к детям, к обществу.

  • Психологический - формирование понятий о личности как уровне развития индивида, об особенностях психологии межличностных отношений юношества, о психологических основах брака и семейной жизни, умения понимать психологию других людей; развитие чувств, необходимых для супружеской и семейной жизни, владение навыками общения и др.

  • Педагогический - включающий формирование представлений о роли семьи в воспитании детей, ее педагогическом потенциале, специфике семейного воспитания, воспитательных функциях отца и матери, о путях повышения педагогической культуры родителей, а также вооружение юношества конкретными знаниями и умениями по самовоспитанию и воспитанию детей.

  • Эстетический - включающий формирование отношения к семейной жизни как к самостоятельной эстетической ценности.

  • Хозяйственно-экономический - вооружение знаниями о бюджете семьи, культуре быта, умениями ведения домашнего хозяйства и т. д.

Тематическое планирование данного курса примерное и может быть изменено.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с переемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипедметных связей, а также возрастными особенностями учащихся.


Содержание учебного курса

Раздел 1. Семья в свете духовно-нравственных и культурных традиций общества – 10 ч

В раздел включены мини-лекции, беседы, дискуссии о семье, ее разностороннем развитии и факторах, ее формирующих, о ее взаимодействии с обществом. Знакомство с Семейным Кодексом Российской Федерации, статьей 38 Конституции РФ. Раскрывается зависимость прочности семьи от сохранения традиционных норм нравственности. Рассматриваются негативные последствия разрушения традиционных устоев семьи.

Раздел 2. Психология личности. Особенности межличностных отношений юношества - 6 ч

Дается представление о строении личности, ее направленности, индивидуальных особенностях и способностях. Рассматриваются нравственные качества современного человека, психологические особенности межличностных отношений юношества. Нравственные основы взаимоотношений юношей и девушек, понятие о мужественности и женственности, сущность товарищества и дружбы, культуры общения.


Раздел 3. Брак и семья - 8 ч

Раскрывается сущность понятия «готовность к браку», затем характеризуются основные функции семьи, особенности молодой семьи.

Рассматриваются идейные и нравственные устои семьи, коллективизм и трудовая атмосфера, бюджет и хозяйство семьи, эстетика быта.

Задача этой части курса – показать цели, содержание и методы воспитания детей в семье, влияние на них трудовой атмосферы уклада жизни семьи, ее воспитательного потенциала; важность дружеских взаимоотношений между ее членами.

Изучается методика организации коллективных и индивидуальных игр детей, изготовление простейших детских игрушек из - бумаги и природных материалов.

Особо выделяется вопрос о психологическом климате семьи, анализируются причины возникновения конфликтов, разводов; показываются возможные пути их предупреждения.


Раздел 4. Санитарно-гигиеническое просвещение – 5 ч

Рассматриваются основы личной гигиены юношей и девушек, как будущих родителей. Нравственная и физическая чистоплотность – основа будущей здоровой семьи.


Раздел 5. Хозяйственно-экономические основы семейной жизни – 5 ч

Рассматриваются вопросы организации семейного бюджета, нормы рационального, здорового питания семьи, культура гостеприимства в семье.

Заканчивается изучение курса защитой творческого проекта - «День рождения моей семьи».


Литература для учителя:

  1. Гребенников, И. В. Этика и психология семейной жизни./ А. М. Щербакова, Н. М. Платонова. - М.; Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2006;

  2. Истратова, О. Н., Эксакусто, Т. В. Справочник психолога средней школы (2-е изд.) / Серия "Справочники". /Истратова О. Н., Эксакусто Т. В.– Ростов н/Д: "Феникс", 2004;

  3. Ковалев, С. В. Психология современной семьи./ Ковалев С. В. - М.; Просвещение, 1988;

  4. Кон, И. С. Психология ранней юности: Кн. для учителя./ Кон И. С. – М.: Просвещение, 1989;

  5. Немов, Р. С. Психология: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ, студентов пед. ин-тов и работников системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки пед. кадров. – М.: Просвещение, 1990;

  6. Панкова, Л. М. У порога семейной жизни: Кн. для учителя./ Панкова Л. М. – М.: Просвещение, 1991;

  7. Пономаренко, Н. П., Белоусова, Р. В. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога в 2 ч. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003;

  8. Семейный Кодекс Российской Федерации. – М.: "Издательство ЭЛИТ", 2005;

  9. Фридман, Л. М., Пушкина, Т. А., Каплунович, И. Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2008;

для учащихся:

  1. Жариков, Е. С. Крушельницкий, Е. Л. Для тебя и о тебе: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1991;

  2. Пивовар, В. Энциклопедия хороших манер / Сост.: Пивовар В. - СПБ.; 1996.

Примечание: для разработки уроков используются статьи из журналов "Школьный психолог", "Вопросы психологии", "Семья и школа", "Классный руководитель", Интернет-ресурсы и другие источники.




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!