СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Этика и психология семейной жизни

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа элективного курса «Этика и психология семейной жизни» для 8-9 классов.

Программа направлена на оказание психолого-педагогической поддержки старшеклассникам в ситуации семейного самоопределения, оказание помощи в построении жизненных планов и образа будущей семьи с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Этика и психология семейной жизни»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Осинцевская средняя школа

Чановского района Новосибирской области



ПРИНЯТО

решением методического объединения

учителей ________________________

протокол от _____________ №____


Согласовано

зам. директора по УВР

____________Аникин И. С.

___________________









Рабочая программа

предмета «Этика и психология семейной жизни»

для основного общего образования





составитель: Калинина А. С.

учитель химии и биологии



















2019 - 2020



Пояснительная записка

Рабочая программа элективного курса «Этика и психология семейной жизни» для 8-9 классов составлена на основе:

- учебного плана муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Осинцевская СШ» на 2019–2020 учебный год;

- программы И.В. Гребенникова "Основы семейной жизни", допущенной Государственным комитетом СССР по народному образованию, и методических рекомендациях Л.М. Панковой к курсу "Этика и психология семейной жизни»

- статьи 38 Конституции РФ «О семье и браке».

Организация и содержание курсов по выбору являются составной частью предпрофильной подготовки. Рабочая программа курса включает новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах, в нее включены прогрессивные знания и наиболее ценный опыт практической деятельности человека. Программа позволяет осуществить эвристические пробы и сформировать теоретические знания и практический опыт учащихся в изучаемой области знаний.

Программа направлена на оказание психолого-педагогической поддержки старшеклассникам в ситуации семейного самоопределения, оказание помощи в построении жизненных планов и образа будущей семьи с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей учащихся.

Основные цели курса:

  • знакомство юношей и девушек 8-х классов с основами знаний о брачно-семейных отношениях;

  • формирование идеала семьи, потребности в ее создании, готовности к будущему вступлению в брак;

  • формирование умений выстраивать внутрисемейные отношения и растить будущих детей.

  • подготовка к осознанному выбору жизненного пути с ориентацией на семью.

Задачи курса:

  • повысить юридическую компетенцию в области знаний семейного законодательства;

  • формировать теоретические знания о семье как социальном институте;

  • формировать уважительное отношение к семье, ее духовным ценностям;

  • способствовать развитию толерантного сознания, эстетического отношения и поведения в поликультурном мире;

  • способствовать формированию ответственного отношения к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;

  • воспитывать высоконравственные межличностные отношения.

Реализация программы курса предполагает учет следующих принципов:

  • гуманистический характер взаимодействия между педагогом и учащимися;

  • использование проблемного обучения за счет привлечения учащихся к обсуждению проблем, заявленных преподавателем и учащимися;

  • использование подлинных, прочно установленных наукой знаний;

  • соблюдение системы и последовательности предлагаемого материала;

  • учет объема накопленных знаний, умений и навыков учащихся, их возрастных и индивидуальных особенностей;

  • возможность закрепления полученных знаний на практических занятиях, связь с жизнью.

Планируемые результаты

Предполагается, что к завершению курса ученики будут:
- знать основные термины и понятия, описывающие семейные отношения, ориентироваться в научных теориях, адекватно использовать их в устной и письменной речи;

- объяснять (интерпретировать) наблюдаемые и изучаемые явления и процессы;
- приводить собственные примеры явлений и тенденций.






Учебно-тематическое планирование

курса «Этика и психология семейной жизни»

8 класс

раздела

Название раздела

Кол-во

час

1

Семья в свете духовно-нравственных и культурных традиций общества

12

2

Психология личности. Особенности межличностных отношений юношества

7

3

Брак и семья

8

4

Санитарно-гигиеническое просвещение

5

5

Хозяйственно-экономические основы семейной жизни

4


Итого

36

Программа рассчитана на 36 учебных часов.

Срок обучения: 36 учебных недель.

Режим занятий: 1 час в неделю.

9 класс


Название раздела

Кол – во часов

1

Введение

2

2

Семья в свете духовно - нравственных и культурных традиций общества

3

3

Личность и семья

3

4

Особенности межличностных отношений юношества

6

5

Брак и семья

6

6

Основы семейных отношений

4

7

Семья и дети

10


Итого

34

Программа рассчитана на 34 учебных часа.

Срок обучения: 34 учебных недель

Режим занятий: 1 час в неделю






Содержание программы

8 класс

Раздел 1. Семья в свете духовно-нравственных и культурных традиций общества – 12 ч

В раздел включены мини-лекции, беседы, дискуссии о семье, ее разностороннем развитии и факторах, ее формирующих, о ее взаимодействии с обществом. Знакомство с Семейным Кодексом Российской Федерации, статьей 38 Конституции РФ. Раскрывается зависимость прочности семьи от сохранения традиционных норм нравственности. Рассматриваются негативные последствия разрушения традиционных устоев семьи.

Раздел 2. Психология личности. Особенности межличностных отношений юношества - 8 ч

Дается представление о строении личности, ее направленности, индивидуальных особенностях и способностях. Рассматриваются нравственные качества современного человека, психологические особенности межличностных отношений юношества. Нравственные основы взаимоотношений юношей и девушек, понятие о мужественности и женственности, сущность товарищества и дружбы, культуры общения.

Раздел 3. Брак и семья - 8 ч

Раскрывается сущность понятия «готовность к браку», затем характеризуются основные функции семьи, особенности молодой семьи.

Рассматриваются идейные и нравственные устои семьи, коллективизм и трудовая атмосфера, бюджет и хозяйство семьи, эстетика быта.

Задача этой части курса – показать цели, содержание и методы воспитания детей в семье, влияние на них трудовой атмосферы уклада жизни семьи, ее воспитательного потенциала; важность дружеских взаимоотношений между ее членами.

Изучается методика организации коллективных и индивидуальных игр детей, изготовление простейших детских игрушек из - бумаги и природных материалов.

Особо выделяется вопрос о психологическом климате семьи, анализируются причины возникновения конфликтов, разводов; показываются возможные пути их предупреждения.

Раздел 4. Санитарно-гигиеническое просвещение – 5 ч

Рассматриваются основы личной гигиены юношей и девушек, как будущих родителей. Нравственная и физическая чистоплотность – основа будущей здоровой семьи.

Раздел 5. Хозяйственно-экономические основы семейной жизни – 5 ч

Рассматриваются вопросы организации семейного бюджета, нормы рационального, здорового питания семьи, культура гостеприимства в семье.

Заканчивается изучение курса защитой творческого проекта - «День рождения моей семьи».

9 класс

Введение.

Содержание, цели и задачи курса “Этика и психология семейной жизни”. Связь курса с другими учебными предметами.

Семья в свете духовно - нравственных и культурных традиций общества.

Семья в различных культурах. 

Прочность семьи, основанной на традиционных духовно-нравственных ценностях. Неустойчивость современной семьи вследствие утраты традиционных духовно-нравственных ценностей.

История и традиции русской семьи. Русские обряды и семья: благословение, обручение, венчание, семейные иконы.

Нравственные нормы брака в христианской культуре. 

Десять заповедей как основа христианской нравственности. Основные нормы брака: свободное избрание по взаимной любви; пожизненность супружеских уз; супружеская верность, добрачное целомудрие жениха и невесты; рождение и воспитание детей как цель брака; семья - “малая Церковь”, глава которой - муж. Жертвенная любовь как основание всех норм брака. Разрушительные последствия девальвации норм христианского брака.

Личность и семья.

Основы самоорганизации личности.

Цели, задачи, методы и приемы самостоятельной работы над собой, самовоспитание воли, характера, памяти и внимания.

Самооценка и уровень притязаний.

Самовоспитание. Самооценка, ее адекватность. Виды самооценки. Последствия неадекватной самооценки. Стремление к совершенствованию и самокритичность. Стыд и совесть как побудители духовно-нравственного развития личности. Различение добра и зла. Свобода выбора. ПЗ – выявление уровня самооценки.

Внушаемость.

Основные понятия внушаемости, действие религиозных сект, гипноз, жажда чуда, установки. Тест "Поддаетесь ли вы чужому мнению?"

Роль семьи в воспитании личности. 

Важнейшая задача семьи - формирование личности, раскрытие лучших ее способностей. Влияние родителей и старших членов семьи на формирование у подрастающего человека смысла и цели жизни, развитие его способностей. 

Уклад семейной жизни, сплоченность семьи как основа выработки ценностных ориентаций подрастающего человека. Хранение семьей духовно-нравственных традиций предшествовавших поколений. Воспитание чувства долга в семье. Уважение к матери, отцу, дедушке и бабушке. Обязанности старшеклассников перед младшими членами семьи. Воспитание в семье нравственной чистоты и целомудрия как залог продолжения рода, его духовно-нравственного и физического здоровья.

Особенности межличностных отношений юношества.

Психология межличностных отношений. 

Понятие о межличностных отношениях. Отношения деловые и личные. Черты характера, необходимые для полноценного общения. Тактичность и сдержанность. Искренность. Принципиальность. Доброжелательность. 

Культура общения. Умение слушать человека, уважение его взглядов, мыслей, способность и стремление понимать мысли и переживания другого человека, прощать его недостатки. 

Конфликтные ситуации, возникающие в процессе общения, возможные способы их разрешения. 

Нравственные основы взаимоотношений юношей н девушек. 

Воспитанность, благородство и самообладание, скромность, вежливость, доброта, отзывчивость, уважительное отношение к окружающим, к старшим, самоотверженность 

Современный юноша. Понятие о мужественности. Долг юноши - оберегать и охранять достоинство и честь девушки. Искаженные представления о мужественности. 

Современная девушка. Понятие о женственности. Непреходящие ценности женского характера. Девичья честь и достоинство. Особая роль девушки в создании здорового климата в коллективе. Ложное отношение к женственности. 

Этические нормы и правила “хорошего тона” во взаимоотношениях юношей и девушек. 

 Девушка и юноша - будущие мать и отец, воспитатели детей, хранители семейного очага. 

О товариществе и дружбе. 

Товарищество и дружба как человеческие потребности и социальные ценности. Товарищ - человек, близкий по сходству взглядов, по совместной деятельности. Дружба - высшая степень товарищества. Общность интересов, убеждений, устремлений, взаимная симпатия, готовность оказать помощь другу, разделить радость и неудачу, поступиться ради друга собственным благополучием и др. 

Дружба – школа любви.

Дружба как школа общения, самовоспитания и любви. Дружба истинная и ложная. 

Товарищеские отношения и дружба между юношами и девушками. 

Любовь как высшее человеческое чувство. 

 Духовная природа любви. Потребность быть любимым и способность любви, бескорыстной самоотдачи. Способность любви как выражение высшего уровня развития личности. 

 Особенности материнской и отцовской любви. Любовь как глубокое чувство между членами семьи и близкими людьми. 

 Вдохновляющая, творческая сила любви. Первая любовь. Особенности юношеской романтической любви. Идеал и идеализация человека; их различение. Умение различать любовь и другие чувства - симпатию, интерес, влюбленность, увлечение, влечение. Соотношение дружбы и любви. Любовь как основа брака. Мудрость любви: способность видеть незримую для других, неповторимую индивидуальность любимого человека. Мужчина и женщина.

Мы такие разные.

Различие между мужчиной и женщиной: физиологические, психологические и нравственные. Роли мужчин и женщин в семье. Воспитание культуры чувств - дружбы и любви. Духовная ранимость друзей и любящих; необходимость бережного отношения к дружбе и любви. Стремление к полноте единства. Целомудрие - полнота мудрости. 

Необходимость беречь взаимное чувство, не оскорблять его капризами, самолюбием, недоверием, требованием “доказательств”; уметь выразить свое чувство в уважении, внимании, верности, тактичном предпочтении своего любимого (любимой) всем другим. Быть готовым защищать, если потребуется, честь и достоинство любимого (любимой). Взаимовоспитание любящих. Счастливая пора юности, ее красота и неповторимость. 

 Необходимость глубокой проверки своих чувств. Знакомство с друзьями, близкими, родителями любимого (любимой) как знак уважения к ним, серьезного отношения к выбору будущего супруга (супруги). 

Брак и семья

Что такое готовность к браку. 

Брачный возраст. Осознание молодыми людьми того, что они берут на себя определенные обязательства друг перед другом, ответственность за будущую семью, будущих детей. Понимание духовно-нравственной и правовой основы брака. Мотивы вступления в брак: любовь, желание создать семью, вырастить и воспитать детей как ведущие мотивы заключения брака. 

Психологическая готовность молодежи к браку. Наличие у будущих супругов глубокого чувства любви, уважения, доверия, взаимной преданности. Общность их взглядов на содержание семейной жизни, идеал семейного счастья. Распределение ролей и обязанностей в семье. Готовность уступить, простить оплошность, помочь супругу (супруге) достойно преодолевать трудности. Направленность на другого человека, способность считаться с его индивидуальными особенностями, ценить и уважать его творческие стремления. 

Какой брак надежнее?

Дискуссия "Какой брак надежнее - по любви или по расчету?".
Просмотр фрагмента из фильмов "Самая привлекательная и обаятельная", "Влюблен по собственному желанию".

Замужество и женитьба.

Понятия "брак", "супружество", "муж", "жена". Предложение о вступлении в брак. Виды браков. Гражданский брак. Венчание. Время подачи заявлений в ЗАГС. Испытательный срок. Жених и невеста. Психологические сложности добрачного периода. Под звуки Мендельсона.

Семья и ее функции. 

Основная функция семьи - продолжение человеческого рода, рождение и воспитание детей. Необходимость сочетания интересов семьи с интересами общества. Важность наличия в каждой семье нескольких детей. Роль семьи в жизни общества и укреплении государственности. 

Особенности молодой семьи

Супружество - новый этап межличностных отношений. Обязанности молодых супругов друг перед другом, перед родителями, родственниками и близкими. Сходство основных ценностных ориентаций супругов как условие гармонии супружеских отношений. Создание круга общих друзей. Необходимость душевного труда в создании семьи и сохранении благоприятного семейного климата. 

Начальный период брака. Изменение привычного образа жизни, сложившегося до брака. Возникновение чувства “мы”. Взаимное освоение вкусов, особенностей и привычек друг друга. Проблема “главенства” в семье. Сопереживание в трудностях и радостях. 

Развитие добрых отношений с родителями обоих супругов, их друзьями и знакомыми. Типичные причины конфликтов в первые годы брака (борьба самолюбий, столкновения характеров, борьба за главенство в семье и др.) 

Семья, ждущая ребенка. Здоровый образ жизни как условие рождения здорового ребенка, вредность алкоголя и никотина. Подготовка к принятию в семью нового человека. Психологические проблемы, связанные с рождением ребенка. Перестройка семейной структуры. Новый бюджет времени и средств. 

 Внимание к молодой матери. Влияние внутриутробного периода в жизни ребенка на его дальнейшее развитие. Момент зачатия - начало жизни человека. Пробуждение чувства материнства и отцовства. 

 Несколько детей в семье. Влияние детей на развитие личности родителей. Обогащение нравственно-эмоциональной сферы родителей в связи с воспитанием детей.

Этапы развития семьи.

Средний и старший супружеский возраст. Эволюция отношений и чувств в разные периоды супружества.

Семейный досуг.

Организация семейного досуга. Культура досуга. Игры, телевидение, книги, хобби членов семьи. Домашние чтения. Домашние концерты, спектакли. Совместные поездки, походы. Праздники. Подарки в семье. Вечерние беседы о прожитом дне. Семейные советы. Урок - ролевая игра "Семейные посиделки".

Основы семейной жизни.

Семейные роли.

Понятие семейной роли. Конвенционные и межличностные роли. Типы распределения семейных ролей. Структура семейных подсистем.

Семейное благополучие.

Понятия «психологический климат», «семейное благополучие». Виды совместимости. Законы совместимости. Психология супружеской совместимости.

Качества семьянина

Любовь к окружающим людям, направленность на другого человека, способность к браку. Адекватные брачно-семейные представления. ПЗ – методика оценки старшеклассниками самих себя как будущих членов семьи.

Семейные правила

Правила, заданные социумом и культурой. Уникальные семейные правила. Семейные мифы.

Нарушения функционирования семейной системы.

Факторы и стрессоры, осложнения отношений: нарушение представлений о семье и ее членах, нарушение межличностной коммуникации, нарушение механизмов интеграции, структурно-ролевого аспекта жизнедеятельности семьи.

Конфликты в семье. Конфликты в семье, их причины и следствия. Одиночество в семье. Профилактика нарушений семейных отношений.

Развод и его последствия.

Развод. Причины и последствия развода. Депрессия и пути выхода из нее. Вторичные браки.

Семья и дети.

Ребенок в доме.

Ожидание ребенка. Появление ребенка в доме. Периодизация детства. Детство- основа жизненного успеха.

Воспитание в семье.

Сущность семейного воспитания. Тактики семейного воспитания. Авторитет родителей и его слагаемые. Родительская любовь. Советы педагогов и психологов родителям (Макаренко А.С., Сухомлинский В.А., Корчак Я. и др.). Секреты воспитания по М. Поппинс.

Стили общения родителей с детьми.

Авторитарный и демократический стили общения родителей с детьми.

Общение родителей и детей в семье.

Позиции в общении родителей и детей. Манипуляции в общении: манипулятивные способы детей, манипулятивные способы родителей.

Ошибки родителей. Практическое занятие.

Ошибки родителей в воспитании детей и их последствия. Одиночество ребенка как результат неверного стиля обучения и воспитания. Детские неврозы и их причины. Беспричинное чувство вины. Жестокость родителей и ее последствия для детей и их будущего. Алкоголизм родителей.

Ошибки родителей. Просмотр фильма «Похороните меня за плинтусом» Беседа по фильму.

Конфликты родителей и детей.

Трудности в воспитании детей. Проблемы подросткового возраста. Юношеский возраст. Конфликты родителей и детей. Их причины и пути выхода из конфликтных ситуаций.

Одаренный ребенок.

Понятие о способностях. Детская одаренность: понятие, признаки одаренности. Специфика работы с одаренными детьми. Нестандартный ребенок.

Заключительное занятие. Поведение итогов курса.

Календарно-тематическое планирование

8 класс

занятия

Тема занятия

Кол. часов

1

Социальная сущность и историческое развитие брака и семьи (у начал семьи)

2

2

Основы прочности семьи. Семья в различных культурах

1

3

Особенности и проблемы современной семьи

1

4

Российское законодательство о моральной и юридической ответственности супругов за семью

1

5

Нравственные качества современного человека и их проявление в семейной жизни

1

6

Нравственные основы дружбы, влюбленности, любви

1

7

Свобода в любви и теория «свободной» любви. Ценностная сущность семьи

1

8

Равноправие полов и «рыцарство». Мужское достоинство и благородство в любви

1

9

Честь и достоинство девушки

1

10

Любовь как выше человеческое чувство. Обсуждение сочинений о любви, семейной жизни

2

11

Психологическая ориентация на семейную жизнь как необходимое условие гармоничного развития личности

2

12

Выбор спутника жизни, мотивы выбора

1

13

Мужественность - специфическая черта мужчин

1

14

Понятие о женственности и ее значение для гармонии семейных отношений

1

15

Семейный микроклимат. Роль семьи в воспитании личности

1

16

Проявление характера супругов в условиях жизни в семье

2

17

Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей в воспитании

1

18

Принципы, средства и методы воспитания детей в семье

1

19

Некоторые особенности воспитания детей в семье

1

20

Развитие трудолюбия и трудовых навыков у детей. Труд и игра

1

21

Методика организации коллективных и индивидуальных игр детей

1

22

Изготовление простейших детских игрушек из бумаги (семинар-практикум)

1

23

Изготовление простейших детских игрушек из природных материалов

1

24

Обмен опытом: как я воспитываю младшего брата (сестру)?

1

25

Здоровье супругов и будущего потомства

1

26

Эстетика быта. Основы личной гигиены юношей

1

27

Эстетика быта. Основы личной гигиены девушек

1

28

Семья и ее функции. Особенности молодой семьи

1

29

Этапы развития семьи. Проект «Моя семья»

1

30

Семейный бюджет. Роль отца и матери в семье. Дискуссия

1

31

Практическое занятие: организация питания семьи

1

32

Культура гостеприимства. Организация семейных праздников

1

33

Защита творческих проектов – праздник «День рождения моей семьи»

1


Итого:

36









Календарно-тематическое планирование

9 класс

Наименование разделов и тем

Всего часов

1.

Введение. Цели и задачи курса «Этика и психология семейной жизни»

1

2.

«Точка зрения»

1

3.

Семья в различных культурах

1

4.

История и традиции русской семьи. Русские обряды и семья: благословение, обручение, венчание, семейные иконы.

1

5.

Нравственные нормы брака в христианской культуре

1

Личность и семья


6.

Основы самоорганизации личности. Самооценка и уровень притязаний

1

7.

Внушаемость.

1

8.

Роль семьи в воспитании личности.

1

Особенности межличностных отношений юношества


9.

Психология межличностных отношений.

1

10

Нравственные основы взаимоотношений юношей и девушек

1

11.

О товариществе и дружбе. Дружба – школа любви.

1

12.

Любовь как высшее человеческое чувство.

1

13.

Любовь (практическое занятие).

1

14.

Мы такие разные.

1

Брак и семья


15.

Что такое готовность к браку? Спутник жизни

1

16.

Какой брак надежнее? Дискуссия "Какой брак надежнее - по любви или по расчету?".

1

17.

Замужество и женитьба.

1

18.

Что такое семья? Семья и ее функции

1

19.

Особенности молодой семьи. Этапы развития семьи.

1

20.

Семейный досуг

1

Основы семейных отношений


21.

Семейные роли

1

22.

Семейное благополучие. Качества семьянина

1

23.

Семейные правила. Нарушения функционирования семейной системы

1

24.

Конфликты в семье. Развод и его последствия

1

Семья и дети


25.

Ребенок в доме.

1

26.

Воспитание в семье

1

27.

Стили общения родителей с детьми.

1

28.

Общение родителей и детей в семье.

1

29.

Ошибки родителей. Практическое занятие.

1

30

Ошибки родителей. Просмотр фильма

1

31

Ошибки родителей. Просмотр фильма

1

32.

Конфликты родителей и детей

1

33.

Одаренный ребенок.

1

34.

Заключительные занятия

1


Всего

34


Вопросы сексуального просвещения не входят в содержание данного курса.

Содержание подготовки подрастающего поколения к семейной жизни включает следующие важнейшие аспекты:

  • Общесоциальный, раскрывающий политику государства в области брачно - семейных отношений, о значимости семьи, об идейных ценностях, о социальных ролях супругов и родителей.

  • Этический, включающий воспитание следующих нравственных качеств: равноправного товарищеского отношения к представителям другого пола, дружбы, уважения к матери, отцу, старшим и младшим, потребности в воспитании детей, ответственности, верности, честности, сдержанности, доброты, уступчивости, осознания моральных основ брачно-семейных отношений, любви как нравственной основы брака; чувства долга перед супругой (супругом), семьей, детьми; правильных представлений об идеальном муже и жене, об отце и матери.

  • Правовой - ознакомление с основами законодательства о браке, с важнейшими положениями семейного права, с обязанностями супругов по отношению друг к другу, к детям, к обществу.

  • Психологический - формирование понятий о личности как уровне развития индивида, об особенностях психологии межличностных отношений юношества, о психологических основах брака и семейной жизни, умения понимать психологию других людей; развитие чувств, необходимых для супружеской и семейной жизни, владение навыками общения и др.

  • Педагогический - включающий формирование представлений о роли семьи в воспитании детей, ее педагогическом потенциале, специфике семейного воспитания, воспитательных функциях отца и матери, о путях повышения педагогической культуры родителей, а также вооружение юношества конкретными знаниями и умениями по самовоспитанию и воспитанию детей.

  • Эстетический - включающий формирование отношения к семейной жизни как к самостоятельной эстетической ценности.

  • Хозяйственно-экономический - вооружение знаниями о бюджете семьи, культуре быта, умениями ведения домашнего хозяйства и т. д.

Тематическое планирование данного курса примерное и может быть изменено.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с переемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипедметных связей, а также возрастными особенностями учащихся.


























Литература для учителя:

  1. Гребенников, И. В. Этика и психология семейной жизни./ А. М. Щербакова, Н. М. Платонова. - М.; Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2006;

  2. Истратова, О. Н., Эксакусто, Т. В. Справочник психолога средней школы (2-е изд.) / Серия "Справочники". /Истратова О. Н., Эксакусто Т. В.– Ростов н/Д: "Феникс", 2004;

  3. Ковалев, С. В. Психология современной семьи./ Ковалев С. В. - М.; Просвещение, 1988;

  4. Кон, И. С. Психология ранней юности: Кн. для учителя./ Кон И. С. – М.: Просвещение, 1989;

  5. Немов, Р. С. Психология: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ, студентов пед. ин-тов и работников системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки пед. кадров. – М.: Просвещение, 1990;

  6. Панкова, Л. М. У порога семейной жизни: Кн. для учителя./ Панкова Л. М. – М.: Просвещение, 1991;

  7. Пономаренко, Н. П., Белоусова, Р. В. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога в 2 ч. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003;

  8. Семейный Кодекс Российской Федерации. – М.: "Издательство ЭЛИТ", 2005;

  9. Фридман, Л. М., Пушкина, Т. А., Каплунович, И. Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2008;

Для учащихся:

  1. Жариков, Е. С. Крушельницкий, Е. Л. Для тебя и о тебе: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1991;

  2. Пивовар, В. Энциклопедия хороших манер / Сост.: Пивовар В. - СПБ.; 1996.

Примечание: для разработки уроков используются статьи из журналов "Школьный психолог", "Вопросы психологии", "Семья и школа", "Классный руководитель", Интернет-ресурсы и другие источники.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!