СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа объединения дополнительного образования «Этика и психология семейной жизни»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа объединения дополнительного образования «Этика и психология семейной жизни» составлена на основе авторской программы  Ашихминой О.А., Башмаковой Е.А., Кирсановой В.Г, Коваленко Е.М. «Этика и психология семейной жизни»

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа объединения дополнительного образования «Этика и психология семейной жизни»»

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

СЕРПУХОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

муниципальное общеобразовательное учреждение

«Данковская средняя общеобразовательная школа»

142200 Москосвкая область, Серпуховский район. м. Данки телефон 8 4967 70-71-52






СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:

Директор МОУ ЦПМСС Директор ОО

Т.Н. Саблукова О.В. Кабанова. «____»_________ 2018г. «____»___________ 2018г.











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

объединения дополнительного образования

«Этика и психология семейной жизни»

для 10 класса

на 2018-2019 учебный год









Составитель:

Зубкова Наталья Федоровна,

педагог дополнительного образования

высшая категория








2018 год.

Пояснительная записка


Рабочая программа объединения дополнительного образования «Этика и психология семейной жизни» составлена на основе авторской программы Ашихминой О.А., Башмаковой Е.А., Кирсановой В.Г, Коваленко Е.М. «Этика и психология семейной жизни», ГБОУ ВПО МО "Академия социального управления", документ создан в электронной форме №1260-60/21 от 21.06.2016.

На реализацию данной программы, согласно учебному плану образовательной организации, отводится 1 час в неделю, 35 часов в год.

РАЗДЕЛ 1.

Планируемые результаты освоения учебного предмета


Личностные результаты:

1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, идентификация себя в качестве гражданина России). Интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества.

2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей.

7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей.

8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения; сформированность основ художественной культуры обучающихся; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека).

9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления.


Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

  1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:

-объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

-выделять явление из общего ряда других явлений;

-определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;

-строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

-строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

-излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

-самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

-вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;

-выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;

-делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

  1. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

-обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

-определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;

-создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;

-строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;

  1. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:

-находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

-ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

-устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

-резюмировать главную идею текста;

-критически оценивать содержание и форму текста.

  1. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике. Обучающийся сможет:

-определять свое отношение к природной среде;

-анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;

-проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;

-прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;

5. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:

-определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

-осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;


Регулятивные УУД:

1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:

-анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

-идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

-выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

-ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

-формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

-обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

-определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

-выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);

-выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

-описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса.

3.Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:

-оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

-находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;

-работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;

-сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

4.Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:

-определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

-анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

-оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

-обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;

-фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

  1. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:

-соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

-принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

-самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

-ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;

-демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).


Коммуникативные УУД:

1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:

-определять возможные роли в совместной деятельности;

-играть определенную роль в совместной деятельности;

-принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

-определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

-строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

-корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

-критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

-предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

-выделять общую точку зрения в дискуссии;

-договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

-организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

-устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.

2. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:

-определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

-отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

-представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

-соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

-высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

-принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

-использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;

-использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;

-делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

3. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:

-целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

-использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;

-использовать информацию с учетом этических и правовых норм;

-создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.


РАЗДЕЛ 2.

Содержание учебного предмета


Раздел 1. Значение семьи в жизни человека. Традиции и современность. Семья и общество. - 2 часа.

Создание семьи важнейшая жизненная необходимость человека. Семья как возможность реализации потребности в близких отношениях, материнстве и отцовства.

Основные позиции Семейного кодекса РФ о браке и семье. Виды семей (однопоколенная, многопоколенная), основные функции семьи, закономерности функционирования семейных систем, жизненный цикл семьи.


Раздел 2. Взаимоотношения в семье. – 22 часа.

Тема 2.1 Эффективная коммуникация как основа конструктивных отношений в семье - 9 часов.

Понятие эффективной коммуникации. Основные показатели эффективной коммуникации. Основные позиции человека в общении. Навыки общения. Способы выражения чувств в процессе общения с близкими людьми. Техника «Я-высказывания». Барьеры общения в семье, их виды и способы преодоления. Виды манипуляций и их различение в процессе общения в семье.

Тема 2.2. Взаимоотношения между супругами - 5 часов.

Развитие супружеских отношений в контексте идентификации-обособления. Значимость ценностно-ориентационного единства при формировании пары. Важность поддержания любви в паре. Ролевые ожидания в паре в отношении друг друга. Равенство и приоритеты в супружеских отношениях. Завершение отношений. Способы минимизации негативных последствий развода завершения отношений.

Тема 2.3. Взаимоотношения между родителями и детьми - 5 часов.

Этические основания отношений в семье. Основные этические позиции родителей по отношению к детям, определяющие гармоничные отношения между ними. Основные этические позиции детей в отношении родителей. Особенности отношений со старшим поколением, прародительской семьей. Забота совершеннолетних детей о престарелых родителях.


Тема 2.4 Профилактика и разрешение конфликтов в семье - 2 часа.

Предупреждение конфликтов в семейных отношениях: возможные причины конфликтов. Поводы и причины конфликтов, виды конфликтов, конструктивные стратегии поведения в конфликте. Предупреждение конфликтов в семье.


Раздел 3. Опека и усыновление. - 2 часа.

Российское законодательство об опеке и усыновлении (удочерении). Мотивы к оформлению опеки и к усыновлению (удочерению). Требования, предъявляемые к лицам, осуществляющим опеку и усыновившими (удочерившими) ребенка. Позиция опекунов и приемных родителей в отношении к биологическим родителям. Особенности воспитания в семье, где имеются приемные дети.


Раздел 4. Социальное самоопределение. 8 часов.

Что такое семья. Семья и брак. Функции современной семьи. Психологические особенности мужчин и женщин. Социальные стереотипы мужественности и женственности. Любовь – высшее человеческое чувство. Разновидности человеческой любви. Любовь в семье. Семейные роли. Супружеские отношения. Чего ждут от супружеской жизни мужчины и женщины. Совместимость супругов.


Раздел 5. Заключение. - 1 час.

Обобщение по курсу "Этика и психология семейной жизни"


Формы организации внеурочной деятельности по курсу: тематические дискуссии, проблемные лекции, лекции-беседы, учебно-ролевые игры, тренинги, минутки психологической разгрузки, предметная неделя психологии.


Виды внеурочной деятельности по курсу: познавательная, проблемно-ценностное общение, игровая, творческая.


РАЗДЕЛ 3.


Календарно-тематическое планирование.


№ уроков

Наименование разделов и тем

Плановые сроки прохождения темы

Фактические сроки (и/или коррекция)

Раздел 1. Значение семьи в жизни человека. Традиции и современность. Семья и общество – 2 часа.

1

Создание семьи важнейшая жизненная необходимость человека. Семья как возможность реализации потребности в близких отношениях, материнстве и отцовстве.

03-07.09


2

Основные позиции Семейного кодекса РФ о браке и семье. Виды семей (однопоколенная, многопоколенная), основные функции семьи, закономерности функционирования семейных систем, жизненный цикл семьи.

10-14.09


Раздел 2. Взаимоотношения в семье – 22 часа

Тема 2.1 Эффективная коммуникация как основа конструктивных отношений в семье - 9 часов

3

Понятие эффективной коммуникации.

17-21.09


4

Основные показатели эффективной коммуникации.

24-28.09


5

Основные позиции человека в общении.

01-05.10


6

Навыки общения.

08-12.10


7

Способы выражения чувств в процессе общения с близкими людьми.

15-19.10


8

Техника «Я-высказывания».

22-26.10


9

Барьеры общения в семье, их виды и способы преодоления.

06-09.11


10

Барьеры общения в семье, их виды и способы преодоления.

12-16.11


11

Виды манипуляций и их различение в процессе общения в семье.

19-23.11


Тема 2.2. Взаимоотношения между супругами- 5 часов

12

Развитие супружеских отношений в контексте идентификации-обособления.

24-30.11


13

Значимость ценностно-ориентационного единства при формировании пары.

03-07.12


14

Важность поддержания любви в паре. Ролевые ожидания в паре в отношении друг друга.

10-14.12


15

Равенство и приоритеты в супружеских отношениях.

17-21.12


16

Завершение отношений. Способы минимизации негативных последствий развода завершения отношений.

24-25.12

09-11.01


Тема 2.3. Взаимоотношения между родителями и детьми - 5 часов

17

Этические основания отношений в семье.

14-18.01


18

Основные этические позиции родителей по отношению к детям, определяющие гармоничные отношения между ними.

21-25.01


19

Основные этические позиции детей в отношении родителей.

28.01-01.02


20

Особенности отношений со старшим поколением, прародительской семьей.

04-08.02


21

Забота совершеннолетних детей о престарелых родителях.

11-15.02


Тема 2.4 Профилактика и разрешение конфликтов в семье - 3 часа

22

Предупреждение конфликтов в семейных отношениях: возможные причины конфликтов.

18-22.02


23

Поводы и причины конфликтов, виды конфликтов, конструктивные стратегии поведения в конфликте.

25.02-01.03


24

Предупреждение конфликтов в семье.

04-08.03


Раздел 3. Опека и усыновление - 2 часа.

25

Российское законодательство об опеке и усыновлении (удочерении). Мотивы к оформлению опеки и к усыновлению (удочерению). Требования, предъявляемые к лицам, осуществляющим опеку и усыновившими (удочерившими) ребенка.

11-15.03


26

Позиция опекунов и приемных родителей в отношении к биологическим родителям. Особенности воспитания в семье, где имеются приемные дети.

18-22.03


Раздел 4. Социальное самоопределение. 8 часов.

27

Что такое семья. Семья и брак. Функции современной семьи.

01-05.04


28

Психологические особенности мужчин и женщин.

08-12.04


29

Социальные стереотипы мужественности и женственности.

15-19.04


30

Любовь – высшее человеческое чувство.

22-26.04


31

Разновидности человеческой любви. Любовь в семье.

29.04-03.05


32

Семейные роли.

06-10.05


33

Супружеские отношения. Чего ждут от супружеской жизни мужчины и женщины.

13-17.05


34

Совместимость супругов.

20-24.05


Раздел 5. Заключение. (1 час)

35

Обобщение по курсу "Этика и психология семейной жизни"

27-31.05




.

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УР ______ Т.В. Сучкова.

«29» августа 2018 г.


9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!