УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
СЕРПУХОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
муниципальное общеобразовательное учреждение
«Данковская средняя общеобразовательная школа»
142200 Москосвкая область, Серпуховский район. м. Данки телефон 8 4967 70-71-52
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
Директор МОУ ЦПМСС Директор ОО
Т.Н. Саблукова О.В. Кабанова. «____»_________ 2018г. «____»___________ 2018г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
объединения дополнительного образования
«Этика и психология семейной жизни»
для 10 класса
на 2018-2019 учебный год
Составитель:
Зубкова Наталья Федоровна,
педагог дополнительного образования
высшая категория
2018 год.
Пояснительная записка
Рабочая программа объединения дополнительного образования «Этика и психология семейной жизни» составлена на основе авторской программы Ашихминой О.А., Башмаковой Е.А., Кирсановой В.Г, Коваленко Е.М. «Этика и психология семейной жизни», ГБОУ ВПО МО "Академия социального управления", документ создан в электронной форме №1260-60/21 от 21.06.2016.
На реализацию данной программы, согласно учебному плану образовательной организации, отводится 1 час в неделю, 35 часов в год.
РАЗДЕЛ 1.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, идентификация себя в качестве гражданина России). Интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей.
7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей.
8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения; сформированность основ художественной культуры обучающихся; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека).
9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
-объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
-выделять явление из общего ряда других явлений;
-определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
-строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
-строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
-излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
-самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
-вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
-выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
-делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
-обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
-определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
-создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
-строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
-находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
-ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
-устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
-резюмировать главную идею текста;
-критически оценивать содержание и форму текста.
Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике. Обучающийся сможет:
-определять свое отношение к природной среде;
-анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
-проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
-прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;
5. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:
-определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
-осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
Регулятивные УУД:
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
-анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
-идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
-выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
-ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
-формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
-обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
-определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
-выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
-выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
-описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса.
3.Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
-оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
-находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
-работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
-сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
4.Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
-определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
-анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
-оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
-обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
-фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
-соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
-принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
-самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
-ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
-демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).
Коммуникативные УУД:
1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
-определять возможные роли в совместной деятельности;
-играть определенную роль в совместной деятельности;
-принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
-определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
-строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
-корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
-критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
-предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
-выделять общую точку зрения в дискуссии;
-договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
-организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
-устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
2. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
-определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
-отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
-представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
-соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
-высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
-принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
-использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
-использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
-делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
3. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:
-целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
-использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
-использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
-создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
РАЗДЕЛ 2.
Содержание учебного предмета
Раздел 1. Значение семьи в жизни человека. Традиции и современность. Семья и общество. - 2 часа.
Создание семьи важнейшая жизненная необходимость человека. Семья как возможность реализации потребности в близких отношениях, материнстве и отцовства.
Основные позиции Семейного кодекса РФ о браке и семье. Виды семей (однопоколенная, многопоколенная), основные функции семьи, закономерности функционирования семейных систем, жизненный цикл семьи.
Раздел 2. Взаимоотношения в семье. – 22 часа.
Тема 2.1 Эффективная коммуникация как основа конструктивных отношений в семье - 9 часов.
Понятие эффективной коммуникации. Основные показатели эффективной коммуникации. Основные позиции человека в общении. Навыки общения. Способы выражения чувств в процессе общения с близкими людьми. Техника «Я-высказывания». Барьеры общения в семье, их виды и способы преодоления. Виды манипуляций и их различение в процессе общения в семье.
Тема 2.2. Взаимоотношения между супругами - 5 часов.
Развитие супружеских отношений в контексте идентификации-обособления. Значимость ценностно-ориентационного единства при формировании пары. Важность поддержания любви в паре. Ролевые ожидания в паре в отношении друг друга. Равенство и приоритеты в супружеских отношениях. Завершение отношений. Способы минимизации негативных последствий развода завершения отношений.
Тема 2.3. Взаимоотношения между родителями и детьми - 5 часов.
Этические основания отношений в семье. Основные этические позиции родителей по отношению к детям, определяющие гармоничные отношения между ними. Основные этические позиции детей в отношении родителей. Особенности отношений со старшим поколением, прародительской семьей. Забота совершеннолетних детей о престарелых родителях.
Тема 2.4 Профилактика и разрешение конфликтов в семье - 2 часа.
Предупреждение конфликтов в семейных отношениях: возможные причины конфликтов. Поводы и причины конфликтов, виды конфликтов, конструктивные стратегии поведения в конфликте. Предупреждение конфликтов в семье.
Раздел 3. Опека и усыновление. - 2 часа.
Российское законодательство об опеке и усыновлении (удочерении). Мотивы к оформлению опеки и к усыновлению (удочерению). Требования, предъявляемые к лицам, осуществляющим опеку и усыновившими (удочерившими) ребенка. Позиция опекунов и приемных родителей в отношении к биологическим родителям. Особенности воспитания в семье, где имеются приемные дети.
Раздел 4. Социальное самоопределение. 8 часов.
Что такое семья. Семья и брак. Функции современной семьи. Психологические особенности мужчин и женщин. Социальные стереотипы мужественности и женственности. Любовь – высшее человеческое чувство. Разновидности человеческой любви. Любовь в семье. Семейные роли. Супружеские отношения. Чего ждут от супружеской жизни мужчины и женщины. Совместимость супругов.
Раздел 5. Заключение. - 1 час.
Обобщение по курсу "Этика и психология семейной жизни"
Формы организации внеурочной деятельности по курсу: тематические дискуссии, проблемные лекции, лекции-беседы, учебно-ролевые игры, тренинги, минутки психологической разгрузки, предметная неделя психологии.
Виды внеурочной деятельности по курсу: познавательная, проблемно-ценностное общение, игровая, творческая.
РАЗДЕЛ 3.
Календарно-тематическое планирование.
№ уроков | Наименование разделов и тем | Плановые сроки прохождения темы | Фактические сроки (и/или коррекция) |
Раздел 1. Значение семьи в жизни человека. Традиции и современность. Семья и общество – 2 часа. |
1 | Создание семьи важнейшая жизненная необходимость человека. Семья как возможность реализации потребности в близких отношениях, материнстве и отцовстве. | 03-07.09 | |
2 | Основные позиции Семейного кодекса РФ о браке и семье. Виды семей (однопоколенная, многопоколенная), основные функции семьи, закономерности функционирования семейных систем, жизненный цикл семьи. | 10-14.09 | |
Раздел 2. Взаимоотношения в семье – 22 часа |
Тема 2.1 Эффективная коммуникация как основа конструктивных отношений в семье - 9 часов |
3 | Понятие эффективной коммуникации. | 17-21.09 | |
4 | Основные показатели эффективной коммуникации. | 24-28.09 | |
5 | Основные позиции человека в общении. | 01-05.10 | |
6 | Навыки общения. | 08-12.10 | |
7 | Способы выражения чувств в процессе общения с близкими людьми. | 15-19.10 | |
8 | Техника «Я-высказывания». | 22-26.10 | |
9 | Барьеры общения в семье, их виды и способы преодоления. | 06-09.11 | |
10 | Барьеры общения в семье, их виды и способы преодоления. | 12-16.11 | |
11 | Виды манипуляций и их различение в процессе общения в семье. | 19-23.11 | |
Тема 2.2. Взаимоотношения между супругами- 5 часов |
12 | Развитие супружеских отношений в контексте идентификации-обособления. | 24-30.11 | |
13 | Значимость ценностно-ориентационного единства при формировании пары. | 03-07.12 | |
14 | Важность поддержания любви в паре. Ролевые ожидания в паре в отношении друг друга. | 10-14.12 | |
15 | Равенство и приоритеты в супружеских отношениях. | 17-21.12 | |
16 | Завершение отношений. Способы минимизации негативных последствий развода завершения отношений. | 24-25.12 09-11.01 | |
Тема 2.3. Взаимоотношения между родителями и детьми - 5 часов |
17 | Этические основания отношений в семье. | 14-18.01 | |
18 | Основные этические позиции родителей по отношению к детям, определяющие гармоничные отношения между ними. | 21-25.01 | |
19 | Основные этические позиции детей в отношении родителей. | 28.01-01.02 | |
20 | Особенности отношений со старшим поколением, прародительской семьей. | 04-08.02 | |
21 | Забота совершеннолетних детей о престарелых родителях. | 11-15.02 | |
Тема 2.4 Профилактика и разрешение конфликтов в семье - 3 часа |
22 | Предупреждение конфликтов в семейных отношениях: возможные причины конфликтов. | 18-22.02 | |
23 | Поводы и причины конфликтов, виды конфликтов, конструктивные стратегии поведения в конфликте. | 25.02-01.03 | |
24 | Предупреждение конфликтов в семье. | 04-08.03 | |
Раздел 3. Опека и усыновление - 2 часа. |
25 | Российское законодательство об опеке и усыновлении (удочерении). Мотивы к оформлению опеки и к усыновлению (удочерению). Требования, предъявляемые к лицам, осуществляющим опеку и усыновившими (удочерившими) ребенка. | 11-15.03 | |
26 | Позиция опекунов и приемных родителей в отношении к биологическим родителям. Особенности воспитания в семье, где имеются приемные дети. | 18-22.03 | |
Раздел 4. Социальное самоопределение. 8 часов. |
27 | Что такое семья. Семья и брак. Функции современной семьи. | 01-05.04 | |
28 | Психологические особенности мужчин и женщин. | 08-12.04 | |
29 | Социальные стереотипы мужественности и женственности. | 15-19.04 | |
30 | Любовь – высшее человеческое чувство. | 22-26.04 | |
31 | Разновидности человеческой любви. Любовь в семье. | 29.04-03.05 | |
32 | Семейные роли. | 06-10.05 | |
33 | Супружеские отношения. Чего ждут от супружеской жизни мужчины и женщины. | 13-17.05 | |
34 | Совместимость супругов. | 20-24.05 | |
Раздел 5. Заключение. (1 час) |
35 | Обобщение по курсу "Этика и психология семейной жизни" | 27-31.05 | |
. | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УР ______ Т.В. Сучкова. «29» августа 2018 г. |
9