Пояснительная записка
Семья является важнейшей составляющей общества. Как показывают многие исследования, современная семья переживает ряд трудностей. За последние 10 лет отмечается увеличение числа незарегистрированных браков, количества разводов и неполных семей, низкая рождаемость, вытеснение детей из семьи и превращение их в социальных сирот. Зачастую семья создает предпосылки для развития девиантного поведения у своих детей (алкоголизм, наркомания, бродяжничество, суицид и т. д.). В целях укрепления института брака и семьи политика нашего государства направлена на нормативное правовое обеспечение реализации прав семьи и ребенка на достойную жизнь в обществе, а также повышение ответственности родителей за воспитание детей. В ходе реализации Национальной программы демографической безопасности на 2011—2015 годы предполагается сокращение социального сиротства, укрепление духовных нравственных основ семьи, возрождение и пропаганда семейных ценностей и традиций.
Многие проблемы современной семьи и общества находятся не только в материальной сфере. Они связаны с ценностными ориентирами и культурой всего общества, отдельной личности (психологическая, нравственная, правовая и гендерная культура), ее образованием и воспитанием. Анализ причин кризиса молодой семьи указывает на отсутствие готовности молодых людей к ответственному выполнению обязанностей супругов и родителей, на недостаток необходимых знаний и умений для конструктивной реализации актуальных потребностей, успешного общения и совместной деятельности в ближайшем окружении.
При разработке программы дополнительного образования педагог руководствуется гуманистическим, компетентностным и деятельностным подходами. Опора на гуманистический подход гарантирует учащимся психологический комфорт, ориентацию на личность, ее опыт и потенциал; взаимодоверие, взаимоуважение, усвоение норм гуманистического общения, личностное самоопределение. Реализация компетентностного подхода обеспечивает учащихся необходимыми знаниями, умениями, навыками. Практическое воплощение деятельностного подхода позволяет педагогу опосредованно обучать, развивать и воспитывать личность учащегося как будущего семьянина и ответственного родителя, а также гарантировать ее активность и творческую самореализацию в различных видах деятельности.
В связи с этим целью программы дополнительного образования «Этика и психология семейной жизни» является формирование ценностного отношения воспитанников детского дома к институту брака и семьи.
На пути достижения поставленной цели педагогу предстоит решать следующие задачи:
Познакомить воспитанников с важнейшими сторонами жизни современной семьи и ее основными функциями и закономерностями развития.
Расширить представления о психофизиологических различиях юношей и девушек, обсудить актуальные проблемы переживания первой любви и ответственного поведения в сообществе сверстников.
Познакомить воспитанников с особенностями ролевого поведения в семье, соответствующими способами взаимодействия с ближайшим и удаленным окружением (супругами, детьми, возможными родственниками, друзьями).
Развивать навыки конструктивного поведения в типичных семейно-бытовых ситуациях (в том числе конфликтных).
Содействовать осознанию важности ответственного ролевого поведения в ближайшем окружении (сверстники, родные и др.).
Учить саморегуляции поведения, правилам личной безопасности; бережному отношению к собственному здоровью и здоровью своих родных; действенному проявлению уважения и заботы о близких.
Развивать правовую, психологическую и гендерную культуру личности учащегося; способность к регуляции поведения в процессе творческой самореализации и группового взаимодействия.
Обеспечить субъект-субъектное взаимодействие учащихся (эффективное партнерское общение; открытость, взаимоуважение, взаимодоверие, активность и включенность сознания каждого учащегося в обсуждаемые темы и проблемы, конструктивное разрешение спорных вопросов и построение диалога между партнерами, сотворчество).
Организация занятий предполагает создание обучающей среды, следуя дидактическим требованиям образовательного процесса; разработку и принятие норм эффективного взаимодействия учащихся в группе; вхождение в деятельность и работу над усвоением материала; анализ и совместное обсуждение итогов работы группы (рефлексия).
Основными способами обучения являются активные формы и методы работы, которые обеспечивают усвоение содержания, эффективную коммуникацию, достижение поставленных целей и задач (элементы тренинга, игры, проектирование, дискуссия, моделирование, интервью, творческие мастерские и т.д.).
В целом программа предполагает освоение 63 темы и рассчитана на 333 часа работы (9 часов в неделю). В каждом занятии условно можно выделить 3 части: вступительную, основную и заключительную.
Итогом реализации программы являются не только приобретенные знания, но и развитие личностных качеств, формирование активной жизненной позиции, соответствующих компетенций, необходимых для успешных взаимоотношений с родными и сверстниками, будущей семейной жизни.
Тематический план
№ п/п | Темы | Количество часов |
1 | Вводное занятие | 2 |
2 | Психологические аспекты семьи | 3 |
3 | Структура и динамика семьи | 4 |
4 | Социальные функции семьи | 5 |
5 | Стереотипы семейного взаимодействия | 4 |
6 | Семейные правила | 7 |
7 | Семейные мифы 4 Границы семьи 5 Стабилизаторы семьи 6 Семейная история | 7 |
8 | Границы семьи | 5 |
9 | Стабилизаторы семьи | 4 |
10 | Семейная история | 7 |
11 | Актуальное неблагополучие семьи. | 6 |
12 | Дифференциация семьи. | 5 |
13 | Недифференцированность семьи. | 4 |
14 | Триангуляция семьи. | 4 |
15 | Глобальная семейная неудовлетворённость. | 7 |
16 | Непосильное физическое и психическое напряжение в семье. | 7 |
17 | Семейная тревога. | 5 |
18 | Семейная вина. | 5 |
19 | Структурно-ролевые отношения в семье. | 7 |
20 | Патология ролей в семье. | 7 |
21 | Гендерные различия воспитанников | 4 |
22 | Любовь как высшее человеческое чувство | 7 |
23 | Культура интимно-личностных взаимоотношений между полами. | 7 |
24 | «Ранние браки: за или против» – дебаты | 7 |
25 | На пути к выбору спутника жизни | 5 |
26 | Супружеская совместимость | 5 |
27 | Аксиомы супружества | 4 |
28 | Гражданский брак: «за» и «против» | 4 |
29 | Права и обязанности супругов | 5 |
30 | Брачный договор: «за» или «против» | 4 |
31 | Влияние употребления спиртных и наркотических веществ на репродуктивную функцию человека | 7 |
32 | Венерические заболевания и их последствия | 5 |
33 | Последствия ранних половых связей, предупреждение абортов (занятие для девушек) | 5 |
34 | Телегония «Закон Ритта» - закон о передаче наследственных признаков | 4 |
35 | Жестокое обращение с детьми. | 4 |
36 | Первые шаги молодой семьи | 7 |
37 | Роль родственников в жизни семьи | 7 |
38 | Организация жизни семьи: от домашних дел до досуга | 7 |
39 | Потребности и бюджет семьи | 7 |
40 | Рождение и воспитание детей в семье | 7 |
41 | Причины и последствия нарушений семейных отношений | 7 |
42 | Правовая основа брачно-семейных отношений | 7 |
43 | Кризисы семейных отношений. | 5 |
44 | Семейные конфликты | 9 |
45 | Способы разрешения семейных конфликтов. | 7 |
46 | Типология неблагополучных семей | 7 |
47 | Семьи с открытой формой неблагополучия | 5 |
48 | Семьи со скрытой формой неблагополучия. | 5 |
49 | « Пограничные» семьи | 7 |
50 | Формы проявления скрытого семейного неблагополучия | 4 |
51 | Роли, навязываемые ребенку в неблагополучной семье | 4 |
52 | Неполные семьи, их типы. | 7 |
53 | Особенности формирования личности ребенка в неполной семье. | 7 |
54 | Личность ребенка в семье разведенных родителей. | 4 |
55 | Ребенок в осиротевшей семье. | 4 |
56 | Советы матери, оставшейся с ребенком после развода. | 2 |
57 | Одинокая мать и ее ребенок. Психологические проблемы внебрачных детей. | 4 |
58 | Типичные ошибки родителей в воспитании детей. | 4 |
59 | От личности родителей к личности ребенка. | 4 |
60 | Отклоняющееся поведение ребенка как следствие неправильного воспитания. | 7 |
61 | Коллаж «Моя будущая семья» | 4 |
62 | Диагностика учащихся на определение уровня готовности к семейной жизни | 5 |
63 | Заключительное занятие | 2 |
Итого: | 333 |
Аннотированное содержание
Тема 1. Вводное занятие (2 часа)
Ознакомление учащихся с предлагаемым курсом, его целями, задачами и темами занятий. Установление предпочтений юношей и девушек относительно предлагаемых в программе тем.
Практические работы.
Анкетирование на темы «Оценка привлекательности каждой темы программы факультативных занятий», «Ваше мнение о браке, семье, любви».
Подготовка коллажа на тему «Идеальный муж/жена».
Тема 2. Психологические аспекты семьи (3 часа)
Семья - это малая социальная группа, которая основана на супружеском союзе и родственных связях (отношения мужа с женой, родителей и детей, братьев и сестёр), которые живут вместе и ведут общее домашнее хозяйство. Важнейшие характеристики семьи это её функции, структура и динамика.
Тема 3. Структура и динамика семьи (4 часа)
Ознакомление с понятиями: нуклеарная семья, расширенная семья, большая семья, семья – клан, семья – двор. Нарушения структуры семьи. Динамика семьи (жизненный цикл). Основные стадии. Психология семьи как система.
Тема 4. Социальные функции семьи (5 часов)
Происхождение брака и семьи. Значение семьи в жизни отдельного человека и общества. Основные функции семьи и их трансформация в современном обществе. Заинтересованность государства в укреплении семьи. Социальная помощь и поддержка семей с несовершеннолетними детьми в Республике Беларусь.
Практические работы.
Упражнение «Четыре слова».
Дискуссия на тему «Можно ли прожить без семьи».
Работа с бланками «Характеристика социальных функций семьи» или «Последствия невыполнения семьей социальных функций».
Тема 5. Стереотипы семейного взаимодействия (7 часов)
Типы сообщений в семье. Нарушения сообщений в проблемной семье. Последствия от конгруэнтных и неконгруэнтных стереотипов взаимодействия. Стереотип двойной связи.
Тема 6. Семейные правила (7 часов)
Необходимость наличия семейных правил и важность их соблюдения всеми членами семьи. Виды семейных правил. Понятие «культуральные правила». Способы формирования семейных правил.
Практические работы.
Самостоятельная разработка семейных правил, их защита в ролевой игре.
Тема 7. Семейные мифы (4 часа)
Рассмотреть варианты формирования семейных мифов, их значимость в жизни семьи. Последствия проявления семейного мифа.
Тема 8. Границы семьи (5 часов)
Виды семейных систем. Функциональные и
дисфункциональные коалиции.
Тема 9. Стабилизаторы семьи (4часа)
Функциональные стабилизаторы и дисфункциональные стабилизаторы. Супружеские измены – при синдроме страха близости. Дети как дисфункциональный стабилизатор.
Тема 10. Семейная история (6часов)
Влияние истории семьи на ее дальнейшее развитие. Техника генограмм.
Практические работы.
Составление истории своей семьи (семейное дерево)
Тема 11. Актуальное неблагополучие семьи (5часов)
Стереотипы поведения и стереотипы наследования. Амбивалентные отношения.
Тема 12. Дифференциация семьи (5часов)
Характеристика индивидуальной психики. Степень разграниченности индивидуального и функционального.
Тема 13. Недифференцированность семьи (4чса)
Эмоциональное слияние с другими членами семьи. Положительные и отрицательные аспекты.
Тема 14. Триангуляция семьи (4часа)
Сверхблизость и отчуждение. Эмоциональный обмен между членами семьи.
Тема 15. Глобальная семейная неудовлетворенность (7часов)
Понятие неудовлетворенности. Осознанная неудовлетворённость, неосознаваемая (тлеющая или плохо осознаваемая) неудовлетворённость, Феномен капли дёгтя.
Тема 16. Непосильное физическое и психическое напряжение в семье (7часов)
Понятие напряжения. Формы и виды проявления напряжения в семье. Способы снятия напряжения.
Тема 17. Семейная тревога (5часов)
Понятие тревоги. Характерные признаки тревоги. Влияние наличия тревоги у одного члена семьи на жизнь всей семьи.
Тема 18. Семейная вина (5часов)
Понятие вины. Характерные признаки вины. Влияние наличия чувства вины у одного члена семьи на жизнь всей семьи.
Тема 19. Структурно-ролевые отношения в семье (7часов)
Семья, как система, с одной стороны имеет физическую структуру, представленную конкретными членами, и, с другой стороны имеется структура отношений в семье – связи между членами семьи. Каждый член семьи пребывает в определенной роли. Отношения в семье – это отношения между ролями.
Что такое роль? Возникновение роли. Виды ролей. Позитивные и негативные санкции в семье.
Тема 20. Патология ролей в семье (7 часов)
Требования к роли и их нарушение. Характеристика патологической роли. Насилие в семье. Сексуальная неудовлетворенность. Шизофреногенная мать. Исходы патологических ролей.
Тема 21. Гендерные различия воспитанников (4 часа)
Гендерные роли в обществе. Психофизиологические особенности юноши. Понятие о мужественности в разные эпохи и у разных народов. Искаженные представления о мужественности. Мужчина в современном мире. Психофизиологические особенности девушки. Понятие о женственности в разные исторические периоды и у разных народов. Женщина в современном мире.
Практические работы.
Игра «Мои достоинства».
Изготовление коллажей на темы «Идеал современного юноши» (девушки), «Идеал современной девушки» (юноши).
Ролевая игра «Юноши глазами девушек», «Девушки глазами юношей».
Работа с бланком «Традиционное мужское и женское поведение».
Ролевая игра «Два мира».
Тема22. Любовь как высшее человеческое чувство (7 часов)
Товарищеские и дружеские отношения между юношами и девушками. Дружба как школа общения и преддверие романтических взаимоотношений. Феномен любви, ее этапы. Любовь и влюбленность: сходство и различия.
Практические работы.
Упражнения «Любовь – это…», «Маска».
Мини-опрос «Возможна ли дружба между девушкой и юношей в настоящее время?».
Групповое задание «Влюбленность и любовь: сходство и различия».
Работа с бланками «Модели поведения юношей и девушек, переживающих влюбленность и любовь».
Составление списка качеств на тему «Качества, которыми должен обладать человек, достойный любви».
Тема 23. Культура интимно-личностных взаимоотношений между полами (7 часов)
Занятия проводятся отдельно для юношей и девушек врачами-специалистами – гинекологами и урологами (1/1 час).
Культура интимных отношений между девушками и юношами. Ответственность юношей и девушек за свое сексуальное поведение. Последствия ранней половой жизни для юношей и девушек.
Практические работы.
Упражнение «Я люблю себя за то, что …».
Проведение диагностической беседы.
Микрогрупповая работа с целью определения понятий «культура интимно-личностных отношений», «ответственность», «репродуктивное здоровье».
Микрогрупповая работа и дискуссия на тему «Ранняя половая жизнь: за и против».
Тема 24. Ранние браки: «за или против»- дебаты (5 часов)
Развитие навыков критического мышления и эффективного общения, умения аргументировать и отстаивать свою точку зрения, формирование собственной позиции на проблему раннего вступления в брачно-семейные отношения.
Постановка проблемы. Распределение участников по группам. Обсуждение проблемы в группах. Представление результатов перед всем классом. Продолжение обсуждения и подведение итогов
Тема 25. На пути к выбору спутника жизни (7 часов)
Брак. Мотивы вступления в брак. Мифы о брачном партнере. Представления молодых людей об идеальном(ой) супруге. Теории выбора брачного партнера. Требования, предъявляемые к будущему(ей) супругу(е) (материальная обеспеченность, статус, занимаемая должность и пр.).
Практические работы.
Игра «Собери имя».
Микрогрупповая работа: составление перечня черт, которыми должен обладать будущий спутник жизни (отдельно для юношей и девушек).
Микрогрупповая работа: составление перечня ожиданий от будущего супруга в браке; списка примеров того, что супруг/ супруга будет ожидать от нее/него после вступления в брак (отдельно для юношей и девушек).
Тема 26. Супружеская совместимость. (5часов)
Формирование знаний о супружеской совместимости, определение типа темперамента.
Причины разводов. Теоретический аспект анализа супружеской совместимости. Определение типа темперамента по методике Айзенка. Игра «совместимость».
Тема 27. Аксиомы супружества. (4 часа)
Формирование знаний о положительных способах взаимодействия в семье.
Тема 28. Гражданский брак: за или против? (4часа)
Формирование навыков критического мышления, защиты и аргументации своего мнения, выработка собственной точки зрения по рассматриваемому вопросу.
Формирование групп. Обсуждение «+» и «-» гражданского брака.
Тема 29. Права и обязанности супругов (5часов)
Просвещение старшеклассников по вопросам ответственности и обязанностей супругов в процессе регулирования брачно-семейных отношений.
Понятие «брак». Порядок заключения брака. Условия заключения брака. Обстоятельства, препятствующие заключению брака. Личные права и обязанности супругов. Имущество супругов. Работа в парах. Решение проблемных ситуаций.
Тема 30. Брачный договор: за или против? (4часа)
Дать знания учащимся о брачном договоре, показать его положительные и отрицательные стороны, дать практические навыки составления брачного договора.
Понятие брачного договора. Работа с СКРФ. Работа в группах «+» и «–» брачного договора. Работа в парах, составление брачного договора.
Тема 31. Влияние употребления спиртных и наркотических веществ на репродуктивную функцию человека (7 часов)
Просвещение учащихся о последствиях употребления спиртных и наркотических веществ, об оказываемом влиянии их на организм и на будущего ребенка, создание условий для формирования потребности у учащихся в ведении здорового образа жизни.
Тема 32.Венерические заболевания и их последствия (5часов)
Просвещение учащихся о распространенных венерических заболеваниях, таких как СПИД, гепатиты, сифилис, гонорея и пр., и их влиянии на организм.
Проводит врач.
Тема 33.Последствия ранних половых связей, предупреждение абортов (занятие для девушек). (5часов)
Просвещение девушек о последствиях возникающих после проведения аборта, формирование собственной точки зрения на проблему абортов в РФ.
Понятие аборта. Виды абортов. Историческая справка абортов. Просмотр видеоролика о последствиях абортов. Анализ и обсуждение статьи «ДНЕВНИК НЕРОЖДЕННОГО РЕБЕНКА»
Тема 34. Телегония «Закон Ритта» - закон о передачи наследственных признаков (4часа)
Просвещение учащихся по вопросам генетики, передачи и сохранении наследственной информации в организме женщины, профилактике беспорядочного образа жизни у девушек.
Понятие «Закона Ритта», историческая справка о гипотезах данного явления. Просмотр фильма «Телегония – «Закон Ритта»».Обсуждение фильма.
Тема 35. Жестокое обращение с детьми (4часа)
Физическое насилие. Особенности поведения ребенка, подвергающегося физическому насилию. Сексуальнле насилие. Психическое насилие. Моральная жестокость.
Тема 36. Первые шаги молодой семьи ( 7часов)
Супружество и супружеские отношения. Молодая семья. Влияние опыта жизни юношей и девушек в родительской семье на жизненный уклад их собственных семей. Ожидания и притязания молодых супругов. Необходимость трансформации прежнего образа жизни. Первичная — материально-бытовая, нравственная, психологическая, интимно-личностная и пр. — адаптация молодоженов. Типичные причины возникновения противоречивых ситуаций в молодой семье.
Практические работы.
Игры «Общаемся без слов», «Волшебный мяч мудрости».
Подготовка проекта «Моя будущая семья». Заполнение бланка.
Ролевая игра по моделированию и проигрыванию противоречивых ситуаций в молодой семье.
Тема 37. Роль родственников в жизни семьи (7 часов)
Близкородственные семейные связи и их значение для человека. Возникновение новых родственных отношений в связи со вступлением в брак. Положительные и отрицательные стороны совместного проживания молодоженов с людьми старшего поколения. Взаимное уважение как важнейшее условие семейного благополучия в разнопоколенных семьях.
Практические работы.
Упражнение «Три дерева».
Составление таблицы «Структура родственных связей и отношений».
Заполнение плаката «Положительные и отрицательные стороны совместного проживания молодоженов с людьми старшего поколения, близкими родственниками».
Ролевая игра «Моделирование ситуации знакомства молодых людей с будущими родственниками».
Тема 38. Организация жизни семьи: от домашних дел до досуга (7 часов)
Виды домашних работ. Необходимые умения и навыки по ведению домашнего хозяйства, способы создания и поддержания домашнего уюта. Установление круга семейных обязанностей, их распределение между членами семьи. Включенность детей в домашнюю работу. Досуг. Роль досуга в укреплении семейных связей. Проблемы организации семейного отдыха. Семейные праздники, особенности их подготовки и проведения как один из путей сохранения и передачи традиций.
Практические работы.
Игры «Семейная путаница», «Зоопарк», «Собери открытку».
Задание «Ранжирование выполняемых обязанностей учащихся в семье».
Упражнение «Прощание».
Работа с бланками «Незавершенные предложения», «Определение круга семейных обязанностей и их распределение между членами семьи».
Ролевая игра «Домашний совет».
Работа в подгруппах на темы «Проектирование досуга в семье», «Полезные советы об организации досуга в семье».
Тема 39. Потребности и бюджет семьи (7 часов)
Реальные нужды членов семьи и псевдопотребности, возникающие ситуативно: в зависимости от моды, установок ближайшего окружения и пр. Семейный бюджет: стабильные и разовые доходы членов семьи, обязательные расходы. Краткосрочное и долговременное планирование бюджета семьи, его значение. Необходимость выделения средств на правильное питание в соответствии с уровнем доходов семьи.
Практическая работа.
Работа с бланком «Расходная часть семейного бюджета».
Тема 40. Рождение и воспитание детей в семье (7 часов)
Планирование рождения детей в семье. Уход за новорожденным и младенцем. Ответственность родителей за воспитание детей. Основные принципы и закономерности семейного воспитания: уважение личности ребенка, ненасилие, активное включение детей в жизнедеятельность семьи.
Практические работы.
Уход и забота за воображаемым ребенком в виде куклы-голыша (пеленание, одевание, смена подгузника и пр.).
Театр скульптур на тему «Качества моего будущего ребенка».
Тема 41. Причины и последствия нарушений семейных отношений (7 часов)
Семейные конфликты: конфликты между родителями, между родителями и детьми. Причины семейных конфликтов. Барьеры общения как фактор межличностного конфликта. Психотравмирующие последствия семейных конфликтов.
Практические работы.
Упражнения «Снежинка», «Диалог».
Парное интервью «Что ты знаешь о причинах нарушений отношений в семье между родителями и детьми?».
Игра-драматизация «Конфликты между родителями и детьми».
Упражнение «А еще я хочу сказать…».
Тема 42. Правовая основа брачно-семейных отношений (7 часов).
Конституция Республики Беларусь и Кодекс Республики Беларусь о браке и семье (1999 г. с изменениями и дополнениями на 30.12.2011 г.). Порядок и условия заключения и расторжения брака. Брачный договор. Единство супружеских прав и обязанностей. Права ребенка в семье. Юридическая ответственность родителей за воспитание детей. Соглашение о детях. Алиментные обязанности супругов. Причины, основания и последствия лишения родителей прав на детей.
Практические работы.
Работа в подгруппах на тему «Брачный договор: за и против».
Работа с бланком брачного договора.
Анализ проблемных юридических ситуаций на брачно-семейную тематику.
Тема 43. Кризисы семейных отношений (5 часов)
Дать знания учащимся о периодах и кризисах семейных отношений, конфликтах, возникающих в семейной жизни, способах выхода из конфликтных ситуаций.
Стадии развития супружеских отношений. Кризисные периоды брака.
Тема 44. Семейные конфликты (9часов)
Семьи с нарушениями общения. Проблемы конфликтных семей. Ребенок в конфликтной семье. Ребенок – свидетель семейных конфликтов. Ребенок – объект эмоциональной разрядки конфликтующих родителей. Ребенок – орудие разрешения семейных споров. Последствия семейных конфликтов для детей.
Тема 45. Способы разрешения семейных конфликтов (7часов)
Конфликты и семейная жизнь. Разработка учащимися алгоритма разрешения конфликта и правил предотвращения конфликтных ситуаций. Решение проблемных ситуаций, возникающих в семейной жизни.
Тема 46. Типология неблагополучных семей (4часа)
Социальная неустроенность родителей, психологическое напряжения в семье, ограниченность либо отсутствие необходимых материальных средств, аморальные и асоциальные действия и поступки членов семьи.
Тема 47. Семьи с открытой формой неблагополучия (5часов)
Семьи с наркозависимым членом семьи. Характеристика алклгольных семей. Влияние нарко и алкогольной зависимости на климат семьи, на личностное становление ребенка. Характерологические особенности созависимых членов семьи. Психология ребенка из алкогольной семьи.
Тема 48. Семьи со скрытой формой неблагополучия (5 часов)
Типы внутренне неблагополучных семей. Семьи, ориентированные на успех ребенка. «Псевдозависимые» и «псевдовраждебные» семьи. Семьи известных людей. Семьи состоятельных людей.
Тема 49. «Пограничные» семьи (5часов)
Семьи с недееспособными членами. Семьи с детьми инвалидами.
Тема 50. Формы проявления скрытого семейного неблагополучия
Соперничество. Мнимое сотрудничество. Изоляция.
Тема 51. Роли, навязываемые ребенку в неблагополучной семье
Кумир семьи, вундеркинд, мамино (папино, бабушкино…) сокровище, паинька, талисман семьи, болезненный ребенок, герой семьи, роль «ужасного» ребенка, роль «мучителя», роль «козла отпущения», роль «серой мышки», роль «путающегося под ногами., роль «маленького хитреца».
Тема 52. Неполные семьи, их типы (7часов)
Понятие неполной семьи. Основные разновидности неполных семей. Влияние типа неполной семьи на процесс психического и личностного развития ребенка.
Тема 53. Особенности формирования личности ребенка в неполной семье (7часов)
Отклонения в психическом развитии ребенка. Нарушение половой идентичности. Деформация личности ребенка.
Тема 54. Личность ребенка в семье разведенных родителей (5часов)
Последствия разводов (выводы В.А.Сысенко). Переживания детей при распаде семьи. Пред и после разводный период. Типы отношений матери к проблеме развода. Отношения матери с детьми в неполной семье.
Тема 55. Советы матери, ставшейся с ребенком после развода (2 часа)
Разработать с детьми модель поведения матери, оставшейся с ребенком после развода.
Тема 56. Ребенок в осиротевшей семье (4 часа)
Переживание смерти одного из родителей. Типы реакций ребенка на смерть родителя. Психологическая атмосфера в осиротевшей семье. Использование образа умершего родителя в воспитательных целях.
Тема 57. Одинокая мать и ее ребенок. Психологические проблемы внебрачных детей.
Мотивы, побуждающие современную женщину обдуманно идти на рождение ребенка без создания семьи. Трудности психологического порядка, с которыми сталкивается мать.
Тема 58. Типичные ошибки родителей в воспитании детей
Неправильные представления родителей об особенностях проявления родительских чувств. Недостаточность психологических знаний родителей о возрастном развитии ребенка и адекватных ему методах воспитательного воздействия. Недооценка роли личного примера родителей и единства требований, предъявляемых к ребенку.
Тема 59. От личности родителей к личности ребенка
Значимость участия родителей в проблемах и трудностях ребенка. Излишняя принципиальность, требовательность и нетерпимость. Недостаток теплых и непосредственных чувств к детям. Психологические типы матерей, личностные черты которых неблагоприятно отражаются на взаимодействиях с детьми.
Тема 60. Отклоняющееся поведение как следствие неправильного воспитания
Непослушание и его разновидности. Формы проявления детского негативизма. Капризы. Упрямство. Своеволие. Недисциплинированность. Девиантно-деликтивные формы поведения. Аддиктивное поведение. Уход из дома. Уход в религиозные общины. Аутоагрессивное поведение. Причины подростковой преступности.
Тема 61. Коллаж «Моя будущая семья».
Систематизировать представления учащихся о своей будущей семейной жизни.
Оформление коллажа «Моя родительская семья» и «Моя будущая семья». Представление его другим учащимся.
Тема 62 Диагностика учащихся на определение уровня готовности к семейной жизни
Проведение тестирования на определение уровня готовности к семейной жизни. Совместно с детьми обработка результатов.
Тема 62. Заключительное занятие (2 часа)
Обобщение представлений юношей и девушек о счастливом браке. Слагаемые счастливого супружества.
Организация различных конкурсов и викторин на семейную тематику.
Практические работы.
Упражнение «Моя будущая семья».
Анкетирование для выявления уровня усвоения материала.
Ожидаемые результаты.
Учащиеся должны знать о:
ценности и важности для человека и общества института брака и семьи;
психофизиологических различиях мужчины и женщины;
правилах планирования семьи;
распределении семейных ролей и обязанностей;
этике интимно-личностных отношений и негативных последствиях сексуальной активности между полами в раннем возрасте;
правилах поведения в семье, диалогических способах общения (беседа, совет и др.);
наиболее распространенных причинах супружеских разногласий и конфликтов, а также о способах их разрешения, возможностях достижения гармонии в семейных отношениях;
правилах планирования и ведения семейного бюджета;
основных принципах и закономерностях семейного воспитания;
нормах законодательного регулирования брачно-семейных отношений в Республике Беларусь, уголовной и моральной ответственности за домашнее насилие.
Учащиеся должны:
иметь представление о понятиях «брак» и «семья», «ответственное и осознанное родительство»;
уважительно общаться со старшими по возрасту, а также сверстниками и представителями противоположного пола;
вступать в диалог, точно формулировать свои вопросы, контролировать негативные эмоции, советоваться, принимать ответственные и осознанные решения, учитывая мнение и проблемы
значимого или близкого окружения, проявлять терпимость, благожелательность в общении;
прогнозировать последствия своих слов, действий и поступков при вступлении в контакт с лицами противоположного пола;
разрешать конфликтные ситуации без нанесения партнеру психологической и нравственной травмы;
оказывать психологическую и моральную поддержку другим людям, особенно родным и близким, выполнять домашнюю работу в соответствии с возрастом;
рассчитывать семейный бюджет на короткий и длительный срок;
владеть элементарными навыками ухода за маленькими детьми.
Литература
Ракава, Л. В. Эвалюцыя традыцый сямейнага выхавання беларусаў у XIX—XX стст. / Л. В. Ракава. — Мінск : Беларус. навука, 2009. – 311 с.
Ковалев, С. В. Психология современной семьи: информ.-метод. материалы к курсу «Этика и психология семейной жизни»: кн. для учителя / С. В. Ковалев. — М. : Просвещение, 1988. – 207 с.
Болбас, В. С. Этычная педагогiка беларусаў / В. С. Болбас. – Мiнск : Беларус. навука, 2004. – 173 с.
Кухаронак, Т. I. Сям’я i сямейны быт беларусаў / Т. I. Кухаронак. — Мiнск : Навука i тэхнiка, 1990. – 270 с.
Арлова, Г. П. Народная педагогіка як сродак выхавання вучняў: дапам. для педагогаў агульнаадукац. устаноў і ўстаноў пазашкольнага выхавання і навучання / Г. П. Арлова. – Мінск : Нац. ін-т адукацыі, 2009. – 144 с.
Ракава, Л. В. Традыцыі сямейнага выхавання ў беларускай вёсцы /
Л. В. Ракава. – Мiнск : Ураджай, 2000. – 111 с.
Салееў, В. А. Этнапедагогiка i эстэтычнае развiццё асобы /
B. А. Салееў. – Мiнск : НIА, 1994. – 184 с.
8. Снапкоўская, С. В. Ля вытокаў нацыянальнай педагогiкi: З гiсторыi школы i педагагiчнай думкi Беларусi канца XIX – пачатку XX ст. /
C.В. Снапкоўская. – Мiнск : Народная асвета, 1995. – 129 с.
9. Чечет, В. В. Педагогика семейного воспитания: учеб. пособие /
В. В. Чечет. – Минск : Пачатковая школа, 2007. – 184 с.
Фурманов, И. А. Если вы решили усыновить ребенка: пособие для рук. учреждений образования, соц. педагогов, специалистов соц.-пед. центров и соц. приютов, прием. родителей / И. А. Фурманов [и др.]; под общ. ред. Л. И. Смагиной. – Минск : Мэджик Бук, 2004. – 165 c.
Фурманов, И. А. Психолого-педагогическая профилактика семейного неблагополучия: пособие для педагогов и психологов общеобразоват., соц.-пед. учреждений, учреждений дошк. образования /
И. А. Фурманов. – Минск : Нац. ин-т образования, 2010. – 176 с.
Акутина, С. Формирование у старшеклассников осознанного отношения к роли родителей / С. Акутина // Воспитание школьников. – 2009. – № 4. – С. 56—63. – № 5. – С. 55–61.
Дружинин, В. Н. Психология семьи / В. Н. Дружинин [и др.]. – 3-е изд. – СПб. : Питер Пресс, 2007. – 176 с.
Зритнева, Е. И. Теоретико-методологические основы воспитания будущего семьянина: монография / Е. И. Зритнева. – Ставрополь : Сев-Кав ГТУ, 2006. – 205 с.
Зритнева, Е. И. Подготовка молодежи к браку и семейной жизни: теория и практика: монография / Е. И. Зритнева. – Ставрополь : СКИПКРО, 2005. – 208 с.
Ковалев, С. В. Психология современной семьи: информ.-метод. материалы к курсу «Этика и психология семейной жизни»: кн. для учителя / С. В. Ковалев. – М. : Просвещение, 1988. – 207 с.
Кочетов, А. И. Начала семейной жизни / А. И. Кочетов. — Минск : Полымя, 1989. – 447 с.
Олифирович, Н. И. Формирование готовности студенческой молодежи к семейной жизни: учеб.-метод. пособие / Н. И. Олифирович [и др. – Минск : БГПУ, 2008. – 175 с.
Педагогика и психология семейного воспитания / М. П. Осипова [и др.]; под ред. М. П. Осиповой, А. А. Горбаценко; УО «БрГУ им. А. С. Пушкина. – Брест : БрГУ, 2004. – 311 с.
Погодина, Е. К. Основы семейной жизни: учеб. пособие /
Е. К. Погодина. – Витебск : УО ВГУ им. П. М. Машерова, 2003. – 94 с.
Смагина, Л. И. Уроки будущим мужьям и женам: жизнь вне стен интерната: пособие / Л. И. Смагина, А. С. Чернявская. – Минск : Кавалер Паблишерс, 2006. – 108 с.
Владин, В. Гармония семейных отношений / В. Владин [и др.]. – Алма-Ата, 1991. – 333 с.
Кон, И. С. Введение в сексологию / И. С. Кон. – М. : Медицина, 1989. – 336 с.
Кон, И. С. Дружба / И. С. Кон. — 4-е изд. – СПб. : Питер, 2005. – 336 с.
Розин, В. М. Любовь и сексуальность в культуре, семье, взглядах на половое воспитание / В. М. Розин. – М. : Логос, Высшая школа, 1999. – 208 с.
Сизанов, А. Н. Подготовка подростков к семейной жизни / А. Н. Сизанов. – Минск : Народная асвета, 1989. – 112 с.
Гребенников, И. В. Основы семейной жизни: учеб. пособие для студентов пед. институтов / И. В. Гребенников. – М. : Просвещение, 1991. – 158 с.
Степаненков, Н. К. Педагогика школы: учеб. пособие /
Н. К. Степаненков. – Минск : Адукацыя і выхаванне, 2007. – 496 с.
Подласый, И. П. Педагогика. Новый курс: учеб. для студентов пед. вузов: в 2 кн. Общие основы. Процесс обучения. – М. : Владос, 2000. – Кн. 1. – 576 с.
Кон, И. С. Психология ранней юности: кн. для учителя / И. С. Кон. – М. : Просвещение, 1989. – 255 с.
Фельдштейн, Д. И. Возрастная и педагогическая психология /
Д. И. Фельдштейн. – М. : Воронеж, 2002. – 432 с.
Шевандрин, Н. И. Социальная психология в образовании: учеб. пособие: в 2 ч. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии / Н. И. Шевандрин. – М. : ВЛАДОС, 1995. – Ч. 1. –544 с.
Рекомендуемая литература
(для педагога)
Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изм. и доп.): принята на респ. референдуме 24 нояб. 1996 г.: в ред. Решения респ. рефе-рендума 17 окт. 2004 г. – Минск : Амалфея, 2004. – 48 с.
Кодекс Республики Беларусь о браке и семье с учетом всех изменений и дополнений, внесенных в него по состоянию на 1 октября 2006 г. и с алфавитно-предметным указателем. – Минск : НЦПИ, 2007. – 140 с.
Аккерман, Д. Любовь в истории / Д. Аккерман. – М. : Крон-Пресс, 1995. – 464 с.
Алтынцева, Е. Н. Мой жизненный путь. Программа подготовки выпускников детских учреждений к самостоятельной жизни /
Е. Н. Алтынцева, А. П. Лаврович. – Минск : В.И.З.А. ГРУПП, 2009. – 216 с.
Андреева, О. Я. Диалекты любви: семейные проблемы глазами психолога и журналиста / О. Я. Андреева, И. Ф. Дергач. – Минск :
Ильин В. Н., 1998. – 128 с.
Аргайл, М. Психология счастья / М. Аргайл. – М. : Прогресс, 1990. – 336 с.
Афанасьев, А. Синтаксис любви (типология личности: прогноз парных отношений) / А. Афанасьев. – М. : Черная белка, 2007. – 352 с.
Афанасьева, Т. М. От Я до Мы: азбука семейной жизни / Т. М. Афанасьева [и др.]. – 2-е изд., доп. – Москва : Педагогика, 1990. – 334 c.
Владин, В. З. Гармония семейных отношений / В. З. Владин,
Д. З. Капустин. – Минск : Вышэйшая школа, 1989. – 335 с.
Гребенников, И. В. Основы семейной жизни: учеб. пособие для студентов пед. институтов / И. В. Гребенников. – Москва : Просвещение, 1991. – 158 с.
Гришина, Н. В. Психология конфликта / Н. В. Гришина. – СПб. : Питер, 2000. – 464 с.
Джонсон, А. Р. Мы. Источник и предназначение романтической любви / А. Р. Джонсон. – М. : Гиль-Эстель, 1998. – 91 с.
Дружинин, В. Н. Психология семьи / В. Н. Дружинин. – 3-е изд. – СПб. : Питер Пресс, 2007. – 176 с.
Если вы решили усыновить ребенка: пособие для рук. учреждений образования, соц. педагогов, специалистов соц.-пед. центров и соц. приютов, прием. родителей / И. А. Фурманов [и др.]; под общ. ред. Л. И. Смагиной. – Минск : Мэджик Бук, 2004. – 165 c.
Зритнева, Е. И. Подготовка молодежи к браку и семейной жизни: теория и практика: монография / Е. И. Зритнева. – Ставрополь : СКИПКРО, 2005. – 208 с.
Кернберг, О. Ф. Отношения любви: норма и патология. / О. Ф. Кернберг; пер. с англ. М. Н. Георгиевой. – М. : Независимая фирма «Класс», 2000. – 256 с.
Ковалев, С. В. Психология современной семьи: информ.-метод. материалы к курсу «Этика и психология семейной жизни»: кн. для учи теля / С. В. Ковалев. – М. : Просвещение, 1988. – 207 с.
Кон, И. С. Дружба / И. С. Кон. – 4-е изд. – СПб. : Питер, 2005. – 336 с.
Кон, И. С. Введение в сексологию / И. С. Кон. – М. : Медицина, 1989. – 336 с.
Круглов, В. А. Семейное право Республики Беларусь / В. А. Круглов, Е. В. Шейпак, В. С. Шейпак. — Минск : Издательство «Дикта», 2007. – 220 с.
Кузнецов, М. Т. Введение в психогигиену любви и брака / М. Т. Кузнецов. – Минск : Беларусь, 1992. – 223 с.
Куприянчик, Л. Л. Психология любви / Л. Л. Куприянчик. – М. : Сталкер, 1998. – 416 с.
Куттер, П. Любовь, ненависть, зависть, ревность. Психоанализ страстей / П. Куттер; пер. с англ. – М. : Б.С.К., 2004. – 256 с.
Педагогика и психология семейного воспитания / М. П. Осипова
[и др.]; под ред. М. П. Осиповой, А. А. Горбаценко. – Брест : БрГУ, 2004. – 311 с.
Погодина, Е. К. Основы семейной жизни: учеб. пособие / Е. К. Погодина. – Витебск, 2003. – 94 с.
Проблемные классные часы: Подготовка к семейной жизни / авт.- сост. М. В. Лысогорская. – Волгоград : Учитель, 2009. – Вып. 2. – 136 с.
Ракова, Л. В. Традыцыі сямейнага выхавання ў беларускай вёсцы /
Л. В. Ракава. – Мінск : Ураджай, 2000. – 111 с.
Розин, В. М. Любовь и сексуальность в культуре, семье, взглядах на половое воспитание / В. М. Розин. – М. : Логос, Высшая школа, 1999. – 208 с.
Севковская, З. А. Молодежь Беларуси на пороге третьего тысячелетия / З. А. Севковская. – Минск : Принткорп, 2002. – 128 с.
Сизанов, А. Н. Подготовка подростков к семейной жизни / А. Н. Сизанов. – Минск : Народная асвета, 1989. – 112 с.
Смагина, Л. И. Уроки будущим мужьям и женам: жизнь вне стен интерната. Практическое пособие / Л. И. Смагина, А. С. Чернявская. – 2-е изд. – Минск : Ковчег, 2009. – 108 с.
Смагина, Л. И. Семья: прошлое, настоящее и перспективы /
Л. И. Смагина [и др.]; под общ. ред. Л. И. Смагиной. – Минск : Мастацкая літаратура, 2000. – 166 с.
Фромм, Э. Бегство от свободы. Человек для себя; пер. с англ.
Э. Фромм. – М. : АСТ, 2006. – 571 с.
Фромм, Э. Искусство любить (Исследование природы любви) /
Э. Фромм. – СПб. : Азбука, 2005. – 224 с.
Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей. –М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 272с.
Целуйко, В. М. Родители и дети: психология взаимоотношений в семье / В. М. Целуйко. – 2-е изд. – Мозырь : Содействие, 2007. – 222 с.
Чечет, В. В. Педагогика семейного воспитания: учеб. пособие /
В. В. Чечет. — Минск : Пачатковая школа, 2007. – 184 с.
Рекомендуемая литература
(для учащегося)
Виноградская, К. Большая книга для юных джентльменов /
К. Виноградская. – Ростов-н/Д : Владис, 2010. – 480 с.
Лэмб, К. Моя семья сводит меня с ума! Как выжить подростку в этом жестоком мире; пер. с англ. К. Лэмб. – М. : Астрель Аст, 2000. – 184 с.
Настольная книга для девочек. Путеводитель по этикету / авт.-сост. М. Мулаева, М. Пьяница, Е. Цукалова. – СПб. : Эксмо, 2008. – 384 с.
Разумихина, Г. П. Семейные тайны любви для подростков. Серия: Психологический практикум / Г. П. Разумихина. – Ростов-н/Д : Феникс, 2004. – 448 с.
Суханов, С. В. Сексуальная энциклопедия для подростков /
С. В. Суханов, Н. Г. Орлова. – Харьков : Основа, 2008. – 96 с.
Яровицкий, В. Мой первый учебник по психологии. Книга для подростка. Серия: Психологический практикум / В. Яровицкий. –
Ростов - н/Д : Феникс, 2011. – 256 с.