СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элективный курс «Из истории языка» в 6 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка

Элективный курс «Из истории русского языка» направлен на языковое развитие, нравственно-патриотическое, духовное и эстетическое воспитание школьников, на осознание русского языка как духовной ценности, его значимости в жизни современного общества. Выделение в курсе русского языка исторической составляющей поможет решить проблему современности и востребованности обучения русскому языку в школе.

Общеизвестно, что интерес к изучению русского языка снижается. Школьники, выбирая престижные профессии юриста, экономиста, психолога, социолога, не представляют себе ведущей роли русского языка в достижении будущих профессиональных успехов. На этапе предпрофильной подготовки необходимо усилить гуманитарную составляющую всех базовых предметов. А обучение русскому языку должно осуществляться как целостный социокультурный процесс, необходимый не только для будущего лингвиста.

Цели предлагаемого элективного курса:

  • познание истоков национальной и духовной культуры народа, отраженной в русском языке;
  • обобщение и углубление сведений из истории русского языка;
  • усвоение закономерностей исторического развития системы языка.

Задачи курса:

-   обучение школьников алгоритму решения лингвистических задач;

  • развитие мыслительных операций анализа: сопоставление, поиск сходства и различия и т. п.;
  • формирование интереса к исследовательской деятельности в области филологии;
  • нравственно-патриотическое воспитание и формирование любви и уважения к русскому языку;
  • закрепление навыков выразительного чтения;
  • выработка способностей к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

 

Курс предлагает ряд практических занятий исследовательского характера, выполнение самостоятельных творческих работ, решение лингвистических задач, участие в дискуссиях на заданную тему.

В качестве базы фактического материала привлекаются тексты на старославянском и древнерусском языке, этимологические словари.

Программа элективного курса  рассчитана на 18 часов.

 

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс «Из истории языка» в 6 классе»

МКУ «УО» МО «Кобяйский улус (район)» РС (Я)

МБОУ «Мукучинская гимназия»

«РАССМОТРЕНО»

На заседании МО

Протокол № ____________

от «____»___________2015г.

«СОГЛАСОВАНО»

Зам. директора по УВР

____________ /Иванов А.А./

«____»____________2015 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор гимназии

__________/Саввинова М.И./

«___»____________2015 г.















Рабочая программа

Предмет: элективный курс «Из истории языка»

Класс: 6





Разработала: М.И.Саввинова,

учитель русского языка и литературы





с.Сайылык, 2015

Пояснительная записка


Элективный курс «Из истории русского языка» направлен на языковое развитие, нравственно-патриотическое, духовное и эстетическое воспитание школьников, на осознание русского языка как духовной ценности, его значимости в жизни современного общества. Выделение в курсе русского языка исторической составляющей поможет решить проблему современности и востребованности обучения русскому языку в школе.

Общеизвестно, что интерес к изучению русского языка снижается. Школьники, выбирая престижные профессии юриста, экономиста, психолога, социолога, не представляют себе ведущей роли русского языка в достижении будущих профессиональных успехов. На этапе предпрофильной подготовки необходимо усилить гуманитарную составляющую всех базовых предметов. А обучение русскому языку должно осуществляться как целостный социокультурный процесс, необходимый не только для будущего лингвиста.


Цели предлагаемого элективного курса:

  • познание истоков национальной и духовной культуры народа, отраженной в русском языке;

  • обобщение и углубление сведений из истории русского языка;

  • усвоение закономерностей исторического развития системы языка.


Задачи курса:

- обучение школьников алгоритму решения лингвистических задач;

  • развитие мыслительных операций анализа: сопоставление, поиск сходства и различия и т. п.;

  • формирование интереса к исследовательской деятельности в области филологии;

  • нравственно-патриотическое воспитание и формирование любви и уважения к русскому языку;

  • закрепление навыков выразительного чтения;

  • выработка способностей к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.


Курс предлагает ряд практических занятий исследовательского характера, выполнение самостоятельных творческих работ, решение лингвистических задач, участие в дискуссиях на заданную тему.

В качестве базы фактического материала привлекаются тексты на старославянском и древнерусском языке, этимологические словари.


Программа элективного курса рассчитана на 18 часов.





Календарно-тематическое планирование

урока

Дата по плану и фактически

Содержание учебного материала

Тип урока

Материалы и оборудование

Цели и задачи урока


Вид и объект текущего контроля

Домашнее задание

1 четверть


1

23.01

23.01

Первоучители словенские. Создатели славянской азбуки Кирилл и Мефодий. Возникновение глаголицы и кириллицы. Сопоставительный анализ азбук. Практикум по переводу на церковно-славянский язык. Письмо на глаголице. Анализ высказываний Н.В. Гоголя и К.Д. Ушинского о языке.

Лекция,

Практическое занятие.

Иллюстративный материал: Изображение святых Кирилла и Мефодия.

Таблица славянской азбуки.

Цель: заинтересовать учащихся историей русского языка.

Задачи: дать представление об авторах славянской азбуки; познакомить с начертаниями букв в кириллице и глаголице, их названиями; формировать интерес к изучению истории русского языка.


Лекция учителя. Практикум. Сопоставление кириллицы и глаголицы. Беседа с учащимися. Запись выводов в тетради.



2

30.01

30.01

История буквы ЯТЬ. Языковые последствия реформы орфографии в 1917-1918г. Отношение ведущих ученых-лингвистов к реформе правописания. Анализ текста

А. И. Ильина «Смута в мысли и языковом творчестве». Чтение стихотворения И. А. Бунина «Вечер» в старой орфографии. Сравнение различных написаний одного слова в тексте. Постановления совещания при Академии наук под представительством акад. Шахматова по вопросу об упрощении русского правописания, принятые 11 мая 1917г.

Практикум.

Анализ языковых фактов.

Тексты, написанные в старой и современной орфографии.

Текст “Постановления совещания при Академии наук…принятые 11 мая 1917г.’’


Цель: показать, что язык-это система, в которой даже самые незначительные изменения ведут к новым изменениям.


Задачи: дать представление о том, к каким языковым последствиям привела реформа орфографии 1918г; развивать умения анализировать языковой материал; воспитывать чуткое отношение к языку

Виды деятельности: Практикум. Анализ языковых фактов


Практикум.

Анализ языковых фактов.


-Рассказ о судьбе буквы ять.

-Сообщение о падении редуцированных.


3

05.02

05.02

Падение редуцированных и последствия этого процесса в истории языка. Слабые и сильные позиции гласных. Наблюдения над языковым материалом. Чередование гласных в современном русском языке как результат процесса падения редуцированных. Решение лингвистических задач

Практическое решение лингвистических задач.

Таблицы-схемы

Цель: дать представление о падении редуцированных и о последствиях этого процесса в истории языка.

Задачи: познакомить с сильной и слабой позициями редуцированных, развивать умения анализировать языковые факты, исследовать последствия падения редуцированных.


Практическое занятие, решение лингвистических задач.


Исследование о том, как древнерусское слово ИСТЬБА превратилось в современную ИЗБУ.

4-5

12.02

19.02

12.02

19.02

Фонетические старославянизмы в русском языке. Современные приметы старинных слов.

Творческая работа исследовательского характера.

Языковой материал для анализа на карточках

Цель: дать учащимся знания о фонетических старославянизмах.

Задачи: учить видеть приметы старославянизмов в современном русском языке, развивать умения анализировать языковой материал, объяснять происхождение слов по фонетическим приметам.


Поисковая работа. Языковой анализ текста.

Объяснение смысла фразеологизмов.

Найти и объяснить старославянизмы в «Сказке о царе Салтане» А. С. Пушкина.

6-7

26.02

05.03

26.02

05.03

Заимствованные слова в русском языке. Решение лингвистической задачи. Сравнение придуманных В. И. Далем слов с заимствованными словами. Анализ лексического материала. Знакомство с таблицей греческих заимствованных элементов. Работа со словарями. Этимология лингвистических терминов.

Беседа

Словарь В. И. Даля. Таблица греческих заимствованных элементов.


Цель: расширить представления учащихся о заимствованных словах в русском языке.

Задачи: учить детей работе со словарями, с языковым материалом, развивать умения производить лингвистический анализ, способствовать выработке чувства языка.


Беседа по сообщенным языковым фактам, наблюдения и анализ.


Подготовить материал о заимствованных собственных именах из греческого языка.


8

12.03

12.03

Происхождение названий русских падежей. История падежных форм имени существительного. История падежных форм имени существительного. Значение древнерусских падежей - местного и звательного. Упрощение системы падежных форм имен существительных. Варианты падежных окончаний. Нормативные формы слов для русского языка.

Беседа, практическая работа

Тексты о падежах Н. М. Шанского и В. Г. Ветвицкого

Цель: сформировать у учащихся представление об истории падежей в русском языке.

Задачи: познакомить учащихся с происхождением названий падежей, показать, какие изменения произошли, развивать умения решать лингвистические задачи, воспитывать языковую зоркость.


Чтение и обсуждение текстов на грамматическую тему. Анализ лингвистического материала. Беседа по сообщенным фактам.



9

19.03

19.03

Происхождение полных имен прилагательных. Происхождение полных прилагательных. Анализ фразеологизмов. Усеченные формы полных имен прилагательных в поэтической речи. Связь происхождения наречий с именами прилагательными. Особенности склонения имен прилагательных.

Сообщение учителя. Практическая работа исследовательского характера.

«Энциклопедия для детей». Карточки с лингвистическими задачами.


Цель: сформировать у учащихся представление о происхождении имен прилагательных.

Задачи: познакомить учащихся с историей происхождения полных имен прилагательных и особенностями их склонения, развивать умение анализировать лингвистический материал, сопоставлять исторический материал с современными языковыми фактами.

Практическая работа исследовательского характера. Решение лингвистических задач.


Найти в сказках Пушкина старославянские формы имени прилагательного. Почему поэт использует эту форму?

10-11

02.04

09.04


История неопределенной формы глагола. Понятие неопределенной формы глагола в современном русском языке. Формы с конечным -ть, -ти, -чь, их происхождение. Образование форм инфинитива. Анализ и сопоставление языковых явлений

Урок-исследование.

Отпечатанный план (модуль) исследования

Цель: обучение приемам исследовательской работы.

Задачи: привитие учащимся навыков самостоятельной исследовательской работы, развитие способностей к решению задач, развитие логического мышления.


Поэтапное самостоятельное исследование языкового материала


12-13-14-15-16-17

16.04

23.04

30.04

07.05

14.05

21.05


История современных знаков препинания. Значение сочетания «знаки препинания». Исторические родственники знаков препинания. Церковно-славянские знаки препинания и современные.

Происхождение вопросительного знака и тире

Практикум

Таблица “Знаки препинания в церковной и гражданской речи”.

Этимологические словари

Цель: познакомить учащихся с историей современных знаков препинания.

Задачи: дать учащимся представление о происхождении слов “знаки препинания”, “пунктуация”, “запятая”, развивать умение выразительно читать текст, закреплять навыки объяснения правильности выбора знака препинания.

Практическое занятие, работа с этимологическими словарями, сопоставление знаков церковных и гражданских по таблице, чтение и анализ текстов.

Выучить стихотворения русских поэтов о языке и слове.


18

28.05


Великое русское слово. Стихи русских поэтов о языке: Я. Смелякова, А. Ахматовой, С. Маршака, И. Бунина, В. Гордейчева и др.

Круглый стол

Портреты русских поэтов, выставка книг по языкознанию, высказывания поэтов и писателей о языке.

Цель: осознание учащимися русского языка как духовной ценности.


Задачи: развивать умение осмыслять поэтическое произведение, закреплять навыки выразительного чтения.


Чтение и анализ стихотворений русских поэтов, свободный обмен мнениями.







ТЕМЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ.


РЕФЕРАТЫ:

Этимология на службе орфографии.

Исторический комментарий к правилам русского языка.

Этимология некоторых лингвистических терминов.

Отечественные ученые-этимологи и их труды.

Фразеологическая этимология.


Доклады:

В. И. Даль и его словарь.

Творцы языка словенского.

Словари русского языка и их предназначение.

История современных знаков препинания.

“Наш дар бесценный – речь”. Поэты и писатели о русском языке.


Сочинения:

Создание текстов о слове (подвиг, добро, милость, родина и др.).



ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА.


  1. Бирих А. К. Русская фразеология. Историко-этимологический словарь. СПб., 3-е изд., М., Астрель: АСТ: Люкс, 2005.

  2. Василенко И. А. Историческая грамматика русского языка. Сборник упражнений. М., 1965.

  3. Виноградов В.В. Очерки по истории русского литературного языка ХYII-ХIХ веков. 3-е издание. М.,1982.

  4. Волина В.В. Этимологический словарь. СПб., Зенит, 2000.

  5. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4-х томах. М., 1978 –1980 .

  6. Зайцева О.Н. Уроки истории русского языка в школе. – М., 2005.

  7. Иванов В.В., Потиха З.А. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе. – М.,1985.

  8. Ильин И. А. Собр. соч.: В 10 т. – М., 1997. – Т.2.

  9. Камчатов А. М., Николина Н.А. Введение в языкознание. – М., 1999.

  10. Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи. – М., 1994.

  11. Лингвистический энциклопедический словарь. – М., 1990.

  12. Шанский Н М. Занимательный русский язык: В 2 т.- М., 1996.

  13. Шанский Н. М. Боброва Т.А. Этимологический словарь русского языка. – М., 1994.

  14. Энциклопедия для детей Т.10. Языкознание. Русский язык. Отв. ред. Петрановская Л. – М.,1998.






РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.


  1. Григорьева Т. М. Старая орфография в новое время. - М., 1999.

  2. Кузьмина Е. А. К истокам слова. – М., 1999.

  3. Матвеева Н. П. Свидетели истории народа: наследие пращуров. - М., 1993.

  4. Миронова Т. А. Необычайное путешествие в Древнюю Русь: Грамматика древнерусского языка для детей. - М. 1994.

  5. Шанский Н.М. Занимательный русский язык: В 2т. - М., 1996.