Элективный курс «Из истории русского языка» направлен на языковое развитие, нравственно-патриотическое, духовное и эстетическое воспитание школьников, на осознание русского языка как духовной ценности, его значимости в жизни современного общества. Выделение в курсе русского языка исторической составляющей поможет решить проблему современности и востребованности обучения русскому языку в школе.
Общеизвестно, что интерес к изучению русского языка снижается. Школьники, выбирая престижные профессии юриста, экономиста, психолога, социолога, не представляют себе ведущей роли русского языка в достижении будущих профессиональных успехов. На этапе предпрофильной подготовки необходимо усилить гуманитарную составляющую всех базовых предметов. А обучение русскому языку должно осуществляться как целостный социокультурный процесс, необходимый не только для будущего лингвиста.
Курс предлагает ряд практических занятий исследовательского характера, выполнение самостоятельных творческих работ, решение лингвистических задач, участие в дискуссиях на заданную тему.
В качестве базы фактического материала привлекаются тексты на старославянском и древнерусском языке, этимологические словари.
Программа элективного курса рассчитана на 18 часов.
№ урока | Дата по плану и фактически | Содержание учебного материала | Тип урока | Материалы и оборудование | Цели и задачи урока | Вид и объект текущего контроля | Домашнее задание |
1 четверть | |
1 | 23.01 | 23.01 | Первоучители словенские. Создатели славянской азбуки Кирилл и Мефодий. Возникновение глаголицы и кириллицы. Сопоставительный анализ азбук. Практикум по переводу на церковно-славянский язык. Письмо на глаголице. Анализ высказываний Н.В. Гоголя и К.Д. Ушинского о языке. | Лекция, Практическое занятие. | Иллюстративный материал: Изображение святых Кирилла и Мефодия. Таблица славянской азбуки. | Цель: заинтересовать учащихся историей русского языка. Задачи: дать представление об авторах славянской азбуки; познакомить с начертаниями букв в кириллице и глаголице, их названиями; формировать интерес к изучению истории русского языка. | Лекция учителя. Практикум. Сопоставление кириллицы и глаголицы. Беседа с учащимися. Запись выводов в тетради. | |
2 | 30.01 | 30.01 | История буквы ЯТЬ. Языковые последствия реформы орфографии в 1917-1918г. Отношение ведущих ученых-лингвистов к реформе правописания. Анализ текста А. И. Ильина «Смута в мысли и языковом творчестве». Чтение стихотворения И. А. Бунина «Вечер» в старой орфографии. Сравнение различных написаний одного слова в тексте. Постановления совещания при Академии наук под представительством акад. Шахматова по вопросу об упрощении русского правописания, принятые 11 мая 1917г. | Практикум. Анализ языковых фактов. | Тексты, написанные в старой и современной орфографии. Текст “Постановления совещания при Академии наук…принятые 11 мая 1917г.’’ | Цель: показать, что язык-это система, в которой даже самые незначительные изменения ведут к новым изменениям. Задачи: дать представление о том, к каким языковым последствиям привела реформа орфографии 1918г; развивать умения анализировать языковой материал; воспитывать чуткое отношение к языку Виды деятельности: Практикум. Анализ языковых фактов | Практикум. Анализ языковых фактов. | -Рассказ о судьбе буквы ять. -Сообщение о падении редуцированных. |
3 | 05.02 | 05.02 | Падение редуцированных и последствия этого процесса в истории языка. Слабые и сильные позиции гласных. Наблюдения над языковым материалом. Чередование гласных в современном русском языке как результат процесса падения редуцированных. Решение лингвистических задач | Практическое решение лингвистических задач. | Таблицы-схемы | Цель: дать представление о падении редуцированных и о последствиях этого процесса в истории языка. Задачи: познакомить с сильной и слабой позициями редуцированных, развивать умения анализировать языковые факты, исследовать последствия падения редуцированных. | Практическое занятие, решение лингвистических задач. | Исследование о том, как древнерусское слово ИСТЬБА превратилось в современную ИЗБУ. |
4-5 | 12.02 19.02 | 12.02 19.02 | Фонетические старославянизмы в русском языке. Современные приметы старинных слов. | Творческая работа исследовательского характера. | Языковой материал для анализа на карточках | Цель: дать учащимся знания о фонетических старославянизмах. Задачи: учить видеть приметы старославянизмов в современном русском языке, развивать умения анализировать языковой материал, объяснять происхождение слов по фонетическим приметам. | Поисковая работа. Языковой анализ текста. Объяснение смысла фразеологизмов. | Найти и объяснить старославянизмы в «Сказке о царе Салтане» А. С. Пушкина. |
6-7 | 26.02 05.03 | 26.02 05.03 | Заимствованные слова в русском языке. Решение лингвистической задачи. Сравнение придуманных В. И. Далем слов с заимствованными словами. Анализ лексического материала. Знакомство с таблицей греческих заимствованных элементов. Работа со словарями. Этимология лингвистических терминов. | Беседа | Словарь В. И. Даля. Таблица греческих заимствованных элементов. | Цель: расширить представления учащихся о заимствованных словах в русском языке. Задачи: учить детей работе со словарями, с языковым материалом, развивать умения производить лингвистический анализ, способствовать выработке чувства языка. | Беседа по сообщенным языковым фактам, наблюдения и анализ. | Подготовить материал о заимствованных собственных именах из греческого языка. |
8 | 12.03 | 12.03 | Происхождение названий русских падежей. История падежных форм имени существительного. История падежных форм имени существительного. Значение древнерусских падежей - местного и звательного. Упрощение системы падежных форм имен существительных. Варианты падежных окончаний. Нормативные формы слов для русского языка. | Беседа, практическая работа | Тексты о падежах Н. М. Шанского и В. Г. Ветвицкого | Цель: сформировать у учащихся представление об истории падежей в русском языке. Задачи: познакомить учащихся с происхождением названий падежей, показать, какие изменения произошли, развивать умения решать лингвистические задачи, воспитывать языковую зоркость. | Чтение и обсуждение текстов на грамматическую тему. Анализ лингвистического материала. Беседа по сообщенным фактам. | |
9 | 19.03 | 19.03 | Происхождение полных имен прилагательных. Происхождение полных прилагательных. Анализ фразеологизмов. Усеченные формы полных имен прилагательных в поэтической речи. Связь происхождения наречий с именами прилагательными. Особенности склонения имен прилагательных. | Сообщение учителя. Практическая работа исследовательского характера. | «Энциклопедия для детей». Карточки с лингвистическими задачами. | Цель: сформировать у учащихся представление о происхождении имен прилагательных. Задачи: познакомить учащихся с историей происхождения полных имен прилагательных и особенностями их склонения, развивать умение анализировать лингвистический материал, сопоставлять исторический материал с современными языковыми фактами. | Практическая работа исследовательского характера. Решение лингвистических задач. | Найти в сказках Пушкина старославянские формы имени прилагательного. Почему поэт использует эту форму? |
10-11 | 02.04 09.04 | | История неопределенной формы глагола. Понятие неопределенной формы глагола в современном русском языке. Формы с конечным -ть, -ти, -чь, их происхождение. Образование форм инфинитива. Анализ и сопоставление языковых явлений | Урок-исследование. | Отпечатанный план (модуль) исследования | Цель: обучение приемам исследовательской работы. Задачи: привитие учащимся навыков самостоятельной исследовательской работы, развитие способностей к решению задач, развитие логического мышления. | Поэтапное самостоятельное исследование языкового материала | |
12-13-14-15-16-17 | 16.04 23.04 30.04 07.05 14.05 21.05 | | История современных знаков препинания. Значение сочетания «знаки препинания». Исторические родственники знаков препинания. Церковно-славянские знаки препинания и современные. Происхождение вопросительного знака и тире | Практикум | Таблица “Знаки препинания в церковной и гражданской речи”. Этимологические словари | Цель: познакомить учащихся с историей современных знаков препинания. Задачи: дать учащимся представление о происхождении слов “знаки препинания”, “пунктуация”, “запятая”, развивать умение выразительно читать текст, закреплять навыки объяснения правильности выбора знака препинания. | Практическое занятие, работа с этимологическими словарями, сопоставление знаков церковных и гражданских по таблице, чтение и анализ текстов. | Выучить стихотворения русских поэтов о языке и слове. |
18 | 28.05 | | Великое русское слово. Стихи русских поэтов о языке: Я. Смелякова, А. Ахматовой, С. Маршака, И. Бунина, В. Гордейчева и др. | Круглый стол | Портреты русских поэтов, выставка книг по языкознанию, высказывания поэтов и писателей о языке. | Цель: осознание учащимися русского языка как духовной ценности. Задачи: развивать умение осмыслять поэтическое произведение, закреплять навыки выразительного чтения. | Чтение и анализ стихотворений русских поэтов, свободный обмен мнениями. | |
Этимология на службе орфографии.
Исторический комментарий к правилам русского языка.
Этимология некоторых лингвистических терминов.
Отечественные ученые-этимологи и их труды.
Фразеологическая этимология.
В. И. Даль и его словарь.
Творцы языка словенского.
Словари русского языка и их предназначение.
История современных знаков препинания.
“Наш дар бесценный – речь”. Поэты и писатели о русском языке.
Создание текстов о слове (подвиг, добро, милость, родина и др.).
Бирих А. К. Русская фразеология. Историко-этимологический словарь. СПб., 3-е изд., М., Астрель: АСТ: Люкс, 2005.
Василенко И. А. Историческая грамматика русского языка. Сборник упражнений. М., 1965.
Виноградов В.В. Очерки по истории русского литературного языка ХYII-ХIХ веков. 3-е издание. М.,1982.
Волина В.В. Этимологический словарь. СПб., Зенит, 2000.
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4-х томах. М., 1978 –1980 .
Зайцева О.Н. Уроки истории русского языка в школе. – М., 2005.
Иванов В.В., Потиха З.А. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе. – М.,1985.
Ильин И. А. Собр. соч.: В 10 т. – М., 1997. – Т.2.
Камчатов А. М., Николина Н.А. Введение в языкознание. – М., 1999.
Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи. – М., 1994.
Лингвистический энциклопедический словарь. – М., 1990.
Шанский Н М. Занимательный русский язык: В 2 т.- М., 1996.
Шанский Н. М. Боброва Т.А. Этимологический словарь русского языка. – М., 1994.
Энциклопедия для детей Т.10. Языкознание. Русский язык. Отв. ред. Петрановская Л. – М.,1998.