СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элективный курс как новый вид дифференциации обучения

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особую значимость в современной школе приобретает интегрированное обучение. Интеграция, с точки зрения Н.П. Депенчук, - это общий и многогранный способ организации и развития знаний. Особый вид познавательной деятельности, формирующей целостное восприятие предмета или объекта изучения.

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс как новый вид дифференциации обучения»

Элективный курс как новый вид дифференциации обучения



Элективный курс как новый вид дифференциации обучения


Особую значимость в современной школе приобретает интегрированное обучение. Интеграция, с точки зрения Н.П. Депенчук, - это общий и многогранный способ организации и развития знаний. Особый вид познавательной деятельности, формирующей целостное восприятие предмета или объекта изучения.

Как полагает А.В. Степанюк, «при интуитивном понимании интеграции на первый план выдвигается установление связей, и с этой позиции интеграция рассматривается как восстановление взаимосвязей между ранее относительно независимыми вещами, процессами, явлениями. Однако об интеграции начинают говорить не тогда, когда возникают какие-либо связи между ранее разрозненными и независимыми явлениями, а когда эти связи становятся для них существенными. (…) На этом этапе - координации - предусматриваются (…) заимствования терминов, образов, аналогий. Второй этап - установление существенных взаимосвязей, которые определяют и изменяют функционирование явлений, процессов, интегрируются. (…) Третий этап заключается в том, что интеграция связывается со становлением качественно новых аспектов, которые появляются в результате, и образованием существенных взаимосвязей (интегративных свойств). Происходит переход от комплекса проблем к комплексной проблеме» [10].

Одна из главных задач школы – формирование у учащихся взгляда на мир как единое взаимосвязанное целое, умения видеть и понимать его глобальные проблемы и находить способы их решения. Когда учитель ведет несколько предметов, особенно целесообразно проведение интегрированных занятий.

В их основу положены межпредметные связи, которые позволяют вычленить главные элементы содержания образования, предусмотреть развитие системообразующих идей, понятий, приемов учебной деятельности. Интеграция дает, с одной стороны, возможность показать «мир в целом», а с другой – освобождает учебное время, которое можно использовать для профильной дифференциации.

По хронологическому признаку различают (классификация А.А. Ятайкиной) связи сопутствующие, предшествующие и перспективные по отношению к изучаемому предмету; по информативному признаку – фактические, понятийные, теоретические; по способу организации интеграция предполагает:

- конструирование и проведение урока двумя и более учителями разных дисциплин;

- конструирование и проведение урока одним учителем, имеющим базовую подготовку по соответствующим дисциплинам;

- создание на этой основе интегрированных тем, разделов, курсов.

Интеграция возможна по горизонтали (в пределах одной параллели, например интегрированные уроки литературы – истории в 8 классе «История Пугачевского бунта» в произведении А.С. Пушкина), по вертикали (темы «Историческая реальность в произведениях А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого», 7-8 классы).

Программы по литературе и другим предметам гуманитарного цикла имеют сходные по содержанию разделы. Данный факт позволяет значительно повысить эффективность занятий, так как возрастает активность учащихся и происходит систематизация материала в процессе осуществления межпредметных связей.

Проведение интегрированных занятий продуктивно в рамках элективного курса.

Модернизация Российского образования ввела в наши школы новый вид дифференциации обучения – элективные курсы.  Элективный курс (от лат. electus – избирательный) – это обязательный курс по выбору учащегося.

Элективные курсы – курсы, входящие в состав профиля, способствующие углублению индивидуализации профильного обучения. Работа элективных курсов призвана удовлетворить образовательный запрос (интересы, склонности) ученика (его семьи) [3].

«Данные курсы входят в состав профиля обучения на старшей ступени школы, реализуются за счет школьного компонента и занимают 20% учебного времени» [7].

Модель общеобразовательного учреждения с профильным обучением на старшей ступени предусматривает возможность разнообразных комбинаций учебных предметов, что и обеспечивает гибкую систему профильного обучения. Эта система включает в себя следующие типы учебных предметов:

  • базовые общеобразовательные,

  • профильные,

  • элективные.

«Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента учебного плана, характеризуются минимальной численностью учебной группы (1-15 человек). Каждый учащийся в течение двух лет должен выбрать и изучить 5-6 элективных курсов, при этом количество предлагаемых курсов должно быть значительно выше.

Примерное соотношение объемов базовых общеобразовательных, профильных общеобразовательных предметов и элективных курсов определяется пропорцией 50: 30: 20» [3].

«Элективные курсы имеют очень широкий спектр функций и задач:

  • обеспечивают повышенный уровень освоения одного из профильных учебных предметов, его раздела;

  • служат освоению смежных учебных предметов на междисциплинарной основе (например, “Математическая статистика”, “Компьютерная графика”, “История искусств”);

  • обеспечивают более высокий уровень освоения одного (или нескольких) из базовых учебных предметов (например, электив по русскому языку “Создание текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров”);

  • служат формированию умений и способов деятельности для решения практически значимых задач;

  • обеспечивают непрерывность профориентационной работы;

  • служат осознанию возможностей и способов реализации выбранного жизненного пути;

  • способствуют удовлетворению познавательных интересов, решению жизненно важных проблем (например, элективы “Психологические основы семейных отношений”, “Экология питания”, “Основы ораторского искусства”, “Психологические основы общения”, “Познай себя”);

  • способствуют приобретению школьниками образовательных результатов для успешного продвижения на рынке труда (например, элективы “Делопроизводство”, “Основы бухгалтерского учета”, “Деловой английский язык”, Программные средства в различных видах профессиональной деятельности”)» [9].

При разработке содержания и методической системы элективного курса важно показать, каково место курса в соотношении как с общеобразовательными, так и с базовыми профильными предметами:

• какие межпредметные связи реализуются при изучении элективного курса;

• какие общеучебные и профильные умения и навыки при этом развиваются;

• каким образом создаются условия для активизации познавательного интереса учащихся, профессионального самоопределения;

• как введение курса в учебный план конкретной школы поможет в выявлении и решении проблем школьного сообщества (например, развитие школьного самоуправления; организация досуга учащихся; усиление взаимодействия семьи и школы) [4].

«В специальной литературе выделяют несколько видов элективных курсов. Первый вид - это своеобразное дополнение базовых профильных курсов, обеспечивающее повышенный уровень изучения того или иного учебного предмета. Второй вид - это курсы, направленные на интеграцию учебных предметов, они обеспечивают межпредметные связи. Третий вид элективных курсов направлен на подготовку школьников к сдаче ЕГЭ или на подготовку к сдаче вступительного экзамена в вуз по данному предмету, т.е. имеет «репетиторскую» направленность. Четвертая разновидность элективных курсов может быть ориентирована на приобретение школьниками определенных, часто узкоспециализированных навыков, необходимых для приобретения определенной профессии или для успешной адаптации на рынке труда. Пятый вид элективных курсов носит внепредметный характер и не связан непосредственно с профилем обучения школьника. Такие курсы направлены на удовлетворение тех интересов учащихся, которые не связаны с рамками школьной программы и предназначены для расширения кругозора старшеклассников» (Борисова).

Занятия могут проводиться как в традиционной форме, так и с применением интерактивных технологий (игровая технология, технология развития критического мышления, ИКТ, веб-квест технологии, технологии проблемного обучения и др.).

Ведущие методы – проблемно-поисковые и исследовательские, стимулирующие познавательную активность учащихся.

В рамках элективных курсов большое значение приобретает проектная деятельность учащихся. Это высшая форма дифференциации обучения, требующая специальной подготовки ученика и учителя. В данном случае учитель выступает как руководитель и консультант, а ученик (реже два или три ученика вместе) самостоятельно подготавливает и выполняет проект (Лысаковская).

В идеале каждый элективный курс должен содержать четыре основных компонента: мотивационный, интеллектуальный, коммуникативный и личностный. «Мотивационный компонент обеспечивает направленность на творческое усвоение знаний, развивая любознательность, интерес, стремление к достижению цели и лидерству. Интеллектуальный компонент включает в себя два взаимосвязанных компонента: интеллектуально-логический и интеллектуально-эвристический, т.е. осуществляется развитие способностей к сравнению и анализу, абстрагированию, умению объяснять и доказывать, а также развитие способностей ассоциативно мыслить, видеть противоречия, способность критически мыслить. Коммуникативный компонент характеризуется способностями использовать опыт других, сотрудничать, отстаивать свою точку зрения и убеждать других в своей правоте, способностью успешно разрешать конфликты. Личностный компонент выполняет важные регулятивные функции в процессе развития личности подростка через развития таких качеств как честность, решительность, смелость, способность ставить перед собой цели и задачи, уверенность в себе и др.» [2].

Интегрированные элективные курсы по литературе, мировой художественной культуре, истории, основам религиозных культур и светской этики способствуют формированию умений и навыков, необходимых современному образованному человеку:

  • находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников (художественных, публицистических, научных текстов, словарей, учебников, интернет-ресурсов);

  • анализировать текст с точки зрения тематики, проблематики, идейного содержания, средств художественной выразительности и его связи с другими областями знаний;

  • создавать собственные произведения разных жанров (устных и письменных);

  • оценивать тексты и другие произведения искусства, созданные классиками или им самим.

Также интегрированные элективные курсы по гуманитарным предметам формируют личность обучающегося, пробуждают в нем гражданские, нравственные, эстетические чувства, учат человечности, способствуют формированию ценностных ориентиров.

Итоговое занятие может быть проведено в форме итоговой научной конференции, что подразумевает выступление учащихся с подготовленными сообщениями, обсуждение результатов исследований, конкурс рефератов, творческих проектов, презентаций и пр.

Отдельного внимания заслуживает вопрос оценки результатов работы учащегося при изучении элективного курса. Е.Г. Лысаковская предлагает не выставлять традиционные отметки на занятиях курса. Она считает, что «можно использовать качественные итоговые оценки успешности учеников.

Например:

  • “Проявил творческую самостоятельность на занятиях курса”,

  • “Успешно освоил курс”,

  • “Прослушал курс”,

  • “Посещал занятия курса”.

Критерии каждой оценки должны быть заранее оговорены и известны учащимся» [9].

А.М. Егорова пишет: «По элективным курсам государственный экзамен не проводится, в этой связи требуется поиск иных подходов к оценке достижений учащихся в процессе освоения этих курсов (например, накопительная система оценки, портфолио). Оценка может выставляться как в форме «зачтено / не зачтено», так и по бальной шкале» [3]. При этом необходимо помнить, что курс выбран учеником инициативно; успешное его освоение может помочь ученику ощутить себя успешным. «Апробация на элективных курсах, отличных от традиционных оценочных шкал, может дать материал, который позволит педагогическим коллективам сделать следующий шаг к постижению принципов гуманной, личностно-ориентированной педагогики, успешно применяющей технологию научения не палкой, а успехом» [6].

Можно выделить следующие «способы контроля уровня достижений учащихся:

  • наблюдение активности на занятии;

  • беседа с учащимися, родителями;

  • экспертные оценки педагогов по другим предметам;

  • анализ творческих исследовательских работ, результатов выполнения диагностических заданий;

  • анкетирование и тестирование;

  • метод портфолио – совокупность самостоятельно выполненных учеником работ и документально подтвержденных достижений (грамоты, дипломы)» [3].

Структура элективного курса такова:

Структура элективного курса

1. Титульный лист

 включает:

- наименование образовательного учреждения;

- сведения о том, где, когда и кем утверждена программа;

- название элективного курса;

- класс, на который рассчитана программа;

- ФИО, должность автора программы;

- название города, населенного пункта;

- год разработки программы.

2. Пояснительная записка.

Обязательные компоненты - аннотация, указание на место и роль курса в профильном обучении, цели и задачи элективного курса, сроки реализации программы (количество отведенных часов); факультативные компоненты - основные принципы отбора и структурирования материала, методы, формы обучения, режим занятий, предполагаемые результаты, инструментарий для оценивания результатов.

Оценка должна мотивировать учащихся на успех.

Это происходит тогда:

1.  Когда учащийся уверен в ее объективности;

2.  Знает, что нужно сделать, чтобы достигнуть более высоких показателей;

3.  Когда ученик уверен, что ему окажут в этом помощь;

4.  Когда понимает оценку как полезную для себя;

5. Уверен, в том, что для достижения высоких результатов, есть необходимые условия, т.е. места, где ему можно продемонстрировать свои возможности.

         Система оценивания может быть безотметочная, но могут быть текущие баллы в рейтинге. Возможные следующие варианты отметок.

  • Прослушал курс.

  • Защищен реферат.

  • Разработан проект.

  • Выполнены творческие задания.

3. Тематический план.

Планирование учебного времени должно давать представление о количестве часов, в том числе аудиторной работы, консультаций, самостоятельной работы.

Учебно-тематическое планирование оформляется в виде таблицы. К аудиторным часам относятся часы, отведенные на занятия всей группы, осваивающей программу, с преподавателем в классной аудитории. К внеаудиторным – часы, отведенные на самостоятельную работу в школьной медиатеке, практикумы в различных организациях, экскурсионные формы работы, консультации преподавателя (обратная связь по результатам самостоятельной работы). Сумма аудиторных и внеаудиторных часов должна давать итоговое количество часов по теме. Часы, выделяемые на практическую деятельность, указываются в одной колонке, независимо от того, где и каким образом эта практическая деятельность организована (Пивович).

4. Содержание. Перечень тем и их реферативное описание.

Дается полная, детальная характеристика каждой темы программы. Необходимо помнить, что содержание образования – это не только знания, которые должны получить учащиеся, но и опыт познавательной деятельности, известных ее способов, творческая деятельность, опыт эмоционально-ценностных отношений. Освоение этих типов опыта позволяет сформулировать у учащихся способность к различным (в том числе творческим) видам деятельности (Калениченко).

5. Список литературы для учителя и учащихся.

В рамках предложенного вебинара будет рассмотрена возможность интегрирования таких гуманитарных предметов, как литература и основы религиозных культур и светской этики (элективный курс «Функционирование религиозной традиции в прозе Ф.М. Достоевского»); литература, основы религиозных культур и светской этики, мировая художественная культура (элективные курсы «Образ «блудного сына» в произведениях русской литературы», «Эволюция жанра рождественского рассказа в русской литературе XIXXX веков»).


Использованная литература

1.Байбородова Л.В., Белкина В.В., Павлова И.С., Харисова И.Г. Обучение литературе в средней школе: метод. пособие. – М., 2008.

2.Борисова В.Л. Элективные курсы в профориентационном самоопределении личности школьника // http://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2011/12/06/elektivnye-kursy-v-proforientatsionnom

3.Егорова А. М. Профильное обучение и элективные курсы в средней школе // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.).  — СПб.: Реноме, 2012. — С. 173-179 // http://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1617/

4.Ермаков Д.С., Рыбкина Т.И. Элективные курсы: требования к разработке и оценка результатов обучения // Профильная школа. – 2004. - №3. – С.6-11 // http://urf.podelise.ru/docs/98/index-268391.html

5.Калениченко Е.С. Элективные курсы в предпрофильной подготовке и профильном обучении // http://crtdu.nilimsk.ru/index.php/metodicheskaya-kopilka/91-elektivnye-kursy

6.Каспржак А.Г. Проблема выбора: элективные курсы в школе. – М.: Новая школа, 2004.

7.Киселева Г.В. Введение // Элективные курсы / под ред. Г.В. Киселевой. – Борисоглебск: ГОУ ВПО «БГПИ», 2007. – С. 3.

8.Колесников А.А. Как разрабатывать элективные курсы?

// http://deu.1september.ru/article.php?ID=200700204

9.Лысаковская Е.Г. Элективные курсы. Некоторые вопросы // http://festival.1september.ru/articles/580559/

10.Степанюк А.В. Концептуальные основы формирования у школьников природно-научной картины мира // http://www.info-library.com.ua/libs/stattya/2260-kontseptualni-zasadi-formuvannjav-shkoljariv-prirodnichonaukovoyikartini-svitu.html

11.Цепкова Н.М. Интегрированные курсы по выбору как один из путей подготовки выпускников к ЕГЭ // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. – 2012. - № 28. – С. 1107-1110.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!