СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элективный курс "Мой родной край - Курская область"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курс “Мой родной край-Курская  область” носит выраженный краеведческий характер. Краеведение – это познание современной действительности, формирования ценных духовных качеств личности. Комплексный подход в изучении родного края позволит сформировать глубокие знания и умения краеведческого содержания.

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс "Мой родной край - Курская область"»

Элективный курс "Мой родной край - Курская область"

  • Иванова Елена Игоревна, учитель географии



Данная программа рассчитана на двенадцать часов, предназначена для обучающихся девятых классов.

Жизнь каждого человека при всей ее индивидуальности и неповторимости имеет по крайней мере одну общую особенность – она всегда протекает на определенной территории. Её особенности существенно влияют на хозяйственную деятельность, образ жизни, традиции и даже образ мыслей человека. Поэтому, чтобы правильно выбрать дорогу в жизни, прожить здоровую, насыщенную и счастливую жизнь важно хорошо знать свою малую Родину.

Курс “Мой родной край-Курская область” носит выраженный краеведческий характер. Краеведение – это познание современной действительности, формирования ценных духовных качеств личности. Под краеведением понимается всестороннее изучение какой-либо определенной территории. Комплексный подход в изучении родного края позволит сформировать глубокие знания и умения краеведческого содержания.

Цель: Создать образ родного края через систематизацию знаний по физической, экономической и социальной географии края и усиления межпредметной интеграции.

Задачи:

1. Обеспечить личностно-ориентированный характер образования, создать условия для ценностного, социально-культурного и саморазвития личности.

2. Через научность и практическую направленность содержания курса способствовать развитию творческих, исследовательских способностей учащихся.

3. Развивать способности анализировать и оценивать факты, события, раскрывать причинно-следственные связи между ними, а также высказывать обоснованные суждения.

4. Приобщить учащихся к социальному опыту и нравственным ценностям, к национальной культуре народа, населяющих Курскую область.

Методы:

  • частично-поисковый;

  • проблемный;

  • исследовательский;

  • групповой;

  • картографический;

  • статистический;

  • репродуктивный.

Формы обучения:

  • лекции;

  • семинары;

  • экскурсии;

  • практические работы.

Предполагаемые результаты изучения элективного курса Мой родной край - Курская область” вытекают из требований к уровню подготовки выпускников основной школы по географии.

1. Знать содержание основных понятий и терминов.

2. Называть и показывать:

- размеры территории Курской области крайние точки, их координаты, границы;

- формы рельефа, местонахождение полезных ископаемых;

- климат, внутренние воды, особенности компонентов ПК;

- основные народы, языки и религии своего края;

- отрасли хозяйства района, факторы их размещения.

3. Определять:

- характеристику территории и ее частей из различных источников (карт, статистических таблиц, диаграмм);

4. Описывать:

- географические объекты, явления, процессы;

5. Объяснять:

- процессы и явления, происходящие на территории района;

- региональные местные особенности населения территории;

- особенности специализации хозяйственной деятельности;

Учебно-тематический план


п/п

Название раздела, тема

Всего часов

Лекция

Практическая 
работа

Семинар

Формы выполнение практической работы контроля

1

Введение

1

1

 

 

Тестирование

2

Физико-географическое положение, рельеф, полезные ископаемые

2

1

1

 

Выполнение практической работы

3

Климат

1

0,5

0,5

 

Выполнение практической работы

4

Внутренние воды

1

0,5

0,5

 

Выполнение практической работы

5

Почвы, растительный, животный мир

2

1

1

 

Выполнение практической работы

6

Население

1

0,5

0,5

 

Выполнение практической работы. Тестирование

7

Хозяйственный комплекс

2

1,5

0,5

 

Выполнение практической работы. Экскурсия

8

Курская область на карте России

2

 

1

1

Участие в семинаре

 

Итого

12

6

5

1

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Введение (1 час)

Знакомство с источниками знаний о своём районе методом поиска, сбора и изучения материала краеведения.

Раздел I (2 часа)

Физико-географическое положение, рельеф, полезные ископаемые Курской области.

Цель и задачи: формировать у учащихся представления и знания об особенностях и главных чертах природы Курской области; рассмотреть главные черты географического положения и их влияние на особенности природы, населения, сельского хозяйства области.

Учебно-наглядный комплекс: административная, физическая карта Курской области, схемы, таблицы, контурные карты.

Термины и понятия: географическое положение области, границы.

Географические объекты: Брянская, Орловская, Липецкая, Воронежская, Белгородская области; Сумская область Украины.

Практическая работа:

нанести на контурную карту Курской области (границы, крайние точки, их координаты, соседние пограничные области, районы, важнейшие железнодорожные магистрали), основные формы рельефа, полезные ископаемые.

Раздел II. Климат. (1 ч.)

Цель и задачи: рассмотреть факторы формирования климата, особенности. Формировать умение работать с климатической картой области.

Учебно-наглядный комплекс: климатическая карта Курской области, таблица, график хода температур, контурная карта.

Термины и понятия: радиационные,циркуляционные факторы.

Практическая работа:

Используя климатическую карту атласа, определите географические особенности распределение осадков по территории Курской области. Дайте характеристику сезонам года.

Раздел III. Внутренние воды. (1 ч.)

Цель и задачи: изучит особенности рек Курской области. Расширить и углубить знания о реках их влияние на климат области.

Учебно-наглядный комплекс: физическая карта области.

Термины и понятия: “речная система”, “бассейн реки”.

Географические объекты: Сейм, Свапа, Тускарь, Псел.

Практическая работа:

Нанесите на контурную карту реки общей длиной 100 километров. На каких реках расположены города: г. Рыльск, г. Льгов.

Раздел IV. Почвы, растительный, животный мир. (2 ч.)

Цель и задачи: рассмотреть типы растительности, расширить знание о животном мире, сформировать представление о закономерностях распределения почв. Формировать понимание необходимости охраны природы.

Учебно-наглядный комплекс: гербарии, карта растительного и животного мира, карта почв, карта “ Охрана природы”

Термины и понятия: выхухоль, проломник Козо-Полянского, крапчатый суслик,  волчеягодник боровой, шиверекия подольская, дендрантема Завадского, эрозия почв, заповедники, области.

Практическая работа:

Подготовьте сообщение о животных и растениях занесённых в “Красную Книгу Курской области”, нанесите на контурную карту типы почв встречающие в Курской области, дайте описание памятнику природы (по выбору).

Раздел V. Население. (1 ч.)

Цель и задачи: познакомить с численность населения Курской области, национальным составом, размещением, определить причины влияющими на изменение численности населения, сформировать представление о культуре народов (религии, жилище, пище, одежде, праздниках). Показать значение городов в материальной и духовной жизни.

Учебно-наглядный комплекс: политико-административная карта области, статистические данные о численности населения, дополнительная литература.

Термины и понятия: рождаемость, смертность, естественный прирост, демографическая политика, ассимиляция, урбанизация, агломерация.

Практическая работа.

Нанесите на контурную карту города области. Составьте диаграмму “ Численность населения городов области”. Приготовьте сообщение о народах Курской области.

Раздел VI. Хозяйственный комплекс. (2 ч.)

Цель и задачи: сформулировать представление об особенностях структуры хозяйства. Определить перспективы развития экономики Курской области

Учебно-наглядный комплекс: статистические данные, таблицы.

Термины и понятия: отрасль, производственная, непроизводственная сфера.

Практическая работа.

На контурной карте нанесите крупные промышленные предприятия с отраслями специализации:

- машиностроение

- деревообрабатывающая промышленность

- производство строительных материалов

- легкая промышленность

- пищевая промышленность

Экскурсия: Посещение крупных предприятий города с целью формирования у учащихся правильного представления о современном производстве.

Раздел VII.

Курская область на карте России (2 ч.) 
(Семинар)

Цель и задачи: обобщить знания учащихся по курсу “Мой родной край -Курская область”

Учебно-наглядный комплекс: атлас Курской области, таблицы, графики, диаграммы, дополнительная литература.

Учащиеся работают в группах:

Задания.

1. Географический диктант на знание терминов и понятий.

2. Заполнение таблицы географическое положение.

3. Составление кроссворда ПК Курской области.

4. Построение графика “Динамика численности населения”

5. Тестирование “Хозяйственный комплекс Курской области.

Подведение итога семинара.

Литература

1.А. А. Гусев, И. С. Оликова, Н. А. Гусева, Н. Л. Семенова, В. С. Жмыхова, В. И. Елисеева. Центральночернозёмный заповедник // Заповедники европейской части РСФСР. II / Под ред. В. В. Соколова, Е. Е. Сыроечковского. — М.: Мысль, 1989. — С. 109—137.

    1. Курская область: Атлас / Отв. ред. атласа Н. Н. Чугунова. Министерство экономического развития Российской Федерации. Федеральное агентство геодезии и картографии.. — Омск: Роскартография. ФГУП «Омская картографическая фабрика», 2009. — 96 с. — (Регионы России). — 500 экз. — ISBN 978-5-9523-0255-6. (обл.).

    2. Природа Курской области. Учебное пособие. Издание 2-е, исправленное и дополненное. Автор-составитель Г.В. Козлова.- Курск, Изд-во ИП Бабкина Г.П., 2016,-230с.





СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Данный курс позволяет расширить знания обучающихся по географии, истории, экологии, родного края.

В программе названы основные разделы курса, перечислены подлежащие изучению вопросы, виды деятельности на уроке.

Большое внимание уделяется творчеству, поисковой деятельности, самостоятельности учащихся. Работа с обучающимися ведётся как в диалоговом так в самостоятельном режиме.

1. Занятие лекция. Обучающимся сообщается цель, значение, структура курса.

2. Занятие-лекция, обучающиеся знакомятся с комплексной географической характеристикой Курской области.

3. Занятие. Практическая работа, где необходимо на контурной карте нанести особенности географического положения, основные формы рельефа, полезные ископаемые.

4. Занятие-лекция на которой обучающиеся знакомятся с климатом области.

5. Практическая работа, определение географических особенностей на формирование климата, составление описание сезонов года.

6. Занятие-лекция, изучение особенностей внутренних вод и их влияние на климат области.

7. Занятие. Практическая работа, нанесение на контурную карту рек с общей протяжённостью 100 км, определение по атласу на каких реках расположены крупные города.

8. Занятие-лекция, изучение растительного, животного мира, распределение почв по территории. Знакомство с охраняемыми объектами, памятниками природы.

9. Занятие. Практическая работа, подготовка сообщения о животных и растениях занесённых в” Красную Книгу Курской области”. Описание памятника природы по выбору учащегося.

10. Занятие проводится в форме лекции знакомство с численностью, национальным составом, традициями, культурой.

11. Занятие в форме практической работы. Составление диаграмм численности, выполнение в контурной карте распределение крупных городов. Подготовка сообщение о народах севера.

12. Занятие-лекция, ознакомить учащихся с хозяйственным комплексом.

13. Занятие-экскурсия на крупные предприятия своего населённого пункта. Работа с контурной картой, нанесение крупных предприятий области.

14. Занятие итоговое - работа по творческим группам. Закрепление изученного материала в виде семинара.


   




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!