СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элективный курс " Моя малая Родина"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

    МКОУ «Кшенская основная общеобразовательная школа»

                      Советского района Курской области

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Элективный курс

«Моя малая Родина»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        

 

 

 

                                                            Разработан  учителем географии  МКОУ

                                                             «Кшенская основная общеобразовательная  

                                                          школа» Советского района Курской области

                                                                 Кирсановой  Татьяной Васильевной.  

 

 

 

 

                                                                                                                 2013г.

 

Пояснительная записка.

 

           Программа элективного курса «Моя малая Родина» предназначена для

    обучающихся 9 класса.

     Комплексный подход в изучении родного края позволит сформировать глубокие знания и умения учащихся краеведческого содержания, так как программа курса включает характеристику основных объектов природы, населения, культуры, проблемы экологии и экономики.

     Программа географии родного края личностно-ориентированная. Личностное познание родного края идет от непосредственного восприятия, ощущения к осмыслению. Обучающиеся самостоятельно изучают особенности географии своей местности с помощью специально организованных наблюдений, зарисовок, сравнений, проведения практических работ, экскурсий, высказывают собственные гипотезы о явлениях природы и культуры села, пропуская их через собственное творчество.

    Курс региональной географии призван удовлетворять социальные потребности, то есть происходит социализация личности обучающихся, он также  имеет подлинно страноведческий характер.

    Элективный курс «Моя малая Родина» - это курс с ориентацией на гуманитарный профиль для обучающихся 9 класса. Программа элективного курса рассчитана обучающихся, которые интересуются историей, географией, культурой, краеведением. Программа нацеливает обучающихся на активное познание родного края. Данная программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

 

 Цели и задачи курса

I. Общеобразовательные:

  1. обеспечить личностно-ориентированный характер образования, создать условия для самоопределения и саморазвития личности;
  2. способствовать самоопределению личности в системе социальных, межличностных отношений;
  3. через научность и практическую направленность содержания курса способствовать развитию творческих, исследовательских способностей обучаемых, целенаправленно удовлетворять и развивать их образовательные потребности в исследовании;
  4. развивать гибкость мышления и поведения.

II. Предметные:

  1. сформировать системное представление о селе Кшень как целостном географическом регионе;
  2. показать практическое значение взаимосвязей природных, экономических, социальных, демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений на изучаемой территории;
  3. сформировать географическую культуру обучающихся через приобщение к конкретным знаниям по географии своего населенного пункта;
  4. развивать умения работать с географо-краеведческими источниками информации, тематическими картами.

 

III. Воспитательные:

    1.воспитывать высокие этические нормы в отношениях между людьми  и в      отношении человека к природе;

  2.формировать духовную культуру и нравственность;

  3.приобщать обучающихся к отечественным культурным ценностям;

  4.формировать гражданскую активность и стремление участвовать в мероприятиях по благоустройству своего села (района), по защите окружающей среды.

 

 

Учебно- тематический план

№ п/п

Название тем курса

Всего

часов

В том числе

Форма контроля

лекции

практические

семинары

экскурсии

 1

 Введение

1

1

 

 

 

 

 2

 Общий обзор села

4

2

1

1

 

Выполнение практической работы. Участие в семинаре. Отчет по творческой работе.

3

 

Природа своего

   края

12

5

5

1

1

Выполнение практической работы. Участие в семинаре. Отчет по творческой работе.

 

 4

 

Общая

характеристика

 населения и

 хозяйства села

8

4

3

1

 

Выполнение практической работы. Участие в семинаре. Отчет по творческой работе. Оформление стенда «Наша гордость»

5

 

 

 

Экологические

проблемы

населенного

пункта

8

1

           6

1

1

Участие в семинаре. Создание  проекта. Конкурс сочинений.

6

 

Итоговое  

занятие

1

 

1

 

 

 Защита проектов, рефератов.

 

 

                                                         Содержание программы

«Моя малая Родина» (34 часа)

 

1. Введение (1 час)

2.Общий обзор села  (4 ч.)

 Географическое положение.

 История возникновения моего села. Первые упоминания о нашем селе. Происхождение названия села, фамилий жителей.  История заселения и хозяйственного освоения территории села.

  Крестьянство, его роль в становлении и развитии моего села. Годы гражданской войны. Первый колхоз. Великая Отечественная война в жизни села.(2часа)

  Практическая работа (1час). Площадь территории села, конфигурация.

  Составление плана-схемы села. Выделение соседей, главных географических объектов. Оценка экономико-географического положения по картам и типовому плану.

Семинар (1 час)

  Творческая работа: «Мое село на карте района, области»

 (использование историко-литературных источников, музейных экспонатов, воспоминаний местных жителей и т.д.)

 

3. Природа своего края (12 ч.)

 Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. Климат и агроклиматические ресурсы. Внутренние воды. Почвы  и почвенные ресурсы. Виды эрозии. Противоэрозионные мероприятия. Растительный мир и животный мир (5 часов).

Экскурсия в лес (1 час).

  Практическая работы (5 часов)

  Характеристика по карте, личным наблюдениям и типовым планам климата, составление климатических диаграмм. Изучение воздействия хозяйственной деятельности человека на водные объекты. Характеристика почв и земельных угодий. Описание экосистемы леса и луга. Выявление степени влияния человека на данные биоценозы.

  Семинар (1 час)

 Творческая работа. Составление гербария местных растений. Описание их лечебных свойств.

4. Общая характеристика  населения и хозяйства села (8ч.).

    Население, демографическая ситуация села, социальный состав, обычаи и традиции. АПК села, его особенности (4 часа)

Практическая работы (3часа) 

Характеристика демографической ситуации населения села. Характеристика фермерского хозяйства.

  Семинар (1час)

 Творческая работа. Составление сообщения об интересных людях села, о традициях и обычаях. Оформление стенда «Наша гордость»

 

5. Экологические проблемы населенного пункта ( 8ч. )

   Виды загрязнений. Экологические проблемы села. Экология человека, воспитание экологической культуры. (1 час)

Практическая работы (6часа) 

Работа над проектами.

  Творческая работа.  Написание сочинений на тему « Экологические проблемы села», «Мое село в будущем».

Экскурсия  по территории села(1час)

6. Итоговое занятие ( 1ч )

Защита проектов, рефератов.

 

 

   Требования к знаниям и умениям.

   Учащиеся должны знать: 

- площадь территории села;

- особенности физико- и экономико-географического положения населенного пункта;

- основные сведения из истории заселения и хозяйственного освоения территории  села ( района, области);

- зависимость рельефа территории села от тектонического строения и действия внешних процессов;

- основные формы рельефа;

- факторы, формирующие климат;

- влияние климатических условий на жизнь и хозяйственную деятельность человека;

- особенности поверхностных вод территории;

- воздействие хозяйственной деятельности человека на водные ресурсы, их рациональное использование;

- основные типы почв, меры по их охране;

- представители растительного  и животного мира лесостепной зоны; Красная книга Курской области;

- численность населения;

- особенности демографической ситуации;

- развитие АПК, ведущие отрасли хозяйства;

- народные промыслы, традиции, обычаи их особенности;

- взаимосвязь сельскохозяйственной деятельности человека с природными условиями, примеры положительного и отрицательного влияния человека на природу;

- основные экологические проблемы, пути их решения.

 

   Учащиеся должны уметь:

- определять по картам физико- и экономико-географическое положение территории населенного пункта;

- определять размеры, протяженность территории;

работать с различными географическими источниками

- устанавливать зависимость между рельефом, тектоническим строением и размещением полезных ископаемых по физико - географической, геологической, тектонической картам;

- определять по климатической карте, графикам и диаграммам основные черты климата территории;

- оценивать агроклиматические, водные, почвенные, земельные, растительные, животные ресурсы для прогнозирования рационального природопользования;

- выполнять правила природоохранного поведения в повседневной деятельности.

- оценивать демографическую ситуацию населения;

- составлять характеристику одного из звеньев АПК

- устанавливать взаимосвязь между компонентами природы, природой и деятельностью человека;

- описывать ПТК по предложенному плану;

- владеть приемами оценки, анализа, прогноза изменений природы под влиянием хозяйственной деятельности человека.

 

 

                                                                    МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА

"Моя малая Родина"

   В процессе работы по изучению данного курса возможна организация следующих видов работы:

   1. Изучение и анализ письменных исторических источников, историко-краеведческой литературы, проведение опросов местных жителей.

   2. Сбор, изучение и обработка устного народного творчества.

   3. Проведение картографического анализа.

   4. Выполнение фотографий.

   5. Составление тезисного плана беседы.

   6. Подготовка к выступлению, защита реферата, проекта, презентации.

   7. Осуществление систематизации исследовательских материалов.

   8. Проведение экскурсий по районному музею и селу.

   Критериями, позволяющими проводить самостоятельный анализ, по изучению курса, являются:

   1. Учитель, интересующийся историей края и принимающий непосредственное участие в его изучении.

   2. Исследовательская работа учителя выступает как условие повышения его педагогического мастерства.

   3. Создание для учащихся реальных  условий  для проведения самостоятельных исследований.

   4. Соблюдаются принципы добровольности и учета индивидуальных интересов и способностей учащихся при определении (выборе) тем исследовательских заданий.

   5. Учитель непосредственно участвует в исследовательской работе вместе с учащимися.

   6. Учащиеся знают и видят, что  их исследования приносят реальный результат:  появление интереса  учителей, родителей, общественности к их делам, пополнение архива школьного музея новыми экспонатами и выставками, собранный краеведческий материал  используются в учебно-воспитательном процессе.

                                 Список литературы

 

  1. Антимонов Н.А. Школьные походы по изучению рек, озёр и болот родного края. Москва, 1963.
  2. Александров - Липкинг Ю. Далёкое прошлое соловьиного края. Центрально - Чернозёмное книжное изд.-во. Воронеж, 1971.
  3. Книга для чтения по истории и природе Курской области. Центрально - Чернозёмное книжное изд.- во. Воронеж, 1978 г.
  4. Краеведческий сборник ( отв.ред. Н.К.Луганский), 1961.
  5. Козлова Ю.В. Краеведение. Внеклассная работа по географии. Творческий центр, Москва ,2007.
  6. Кабанова Р.В., Кудинова М.Р., Соколовский Л.Б.  География Курской области. Изд.-во  КГУ , Курск, 1997.
  7. Задания и методические рекомендации школьникам по изучению природы родного края. Курск, 1989.
  8. Ефремов Ю.К. Природа моей страны. Москва, Мысль,1985.
  9. Сборник статей по экологии Курской области. Курск,2004.
  10. Сборник статей « Обучение географии в школе». Просвещение, Москва,1975.

 

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс " Моя малая Родина"»


МКОУ «Кшенская основная общеобразовательная школа»

Советского района Курской области











Элективный курс

«Моя малая Родина»

для обучающихся 9 класса
















Разработан учителем географии МКОУ

«Кшенская основная общеобразовательная

школа» Советского района Курской области

Кирсановой Татьяной Васильевной.





2013г.


Пояснительная записка.


Программа элективного курса «Моя малая Родина» предназначена для

обучающихся 9 класса.

Комплексный подход в изучении родного края позволит сформировать глубокие знания и умения учащихся краеведческого содержания, так как программа курса включает характеристику основных объектов природы, населения, культуры, проблемы экологии и экономики.

Программа географии родного края личностно-ориентированная. Личностное познание родного края идет от непосредственного восприятия, ощущения к осмыслению. Обучающиеся самостоятельно изучают особенности географии своей местности с помощью специально организованных наблюдений, зарисовок, сравнений, проведения практических работ, экскурсий, высказывают собственные гипотезы о явлениях природы и культуры села, пропуская их через собственное творчество.

Курс региональной географии призван удовлетворять социальные потребности, то есть происходит социализация личности обучающихся, он также имеет подлинно страноведческий характер.

Элективный курс «Моя малая Родина» - это курс с ориентацией на гуманитарный профиль для обучающихся 9 класса. Программа элективного курса рассчитана обучающихся, которые интересуются историей, географией, культурой, краеведением. Программа нацеливает обучающихся на активное познание родного края. Данная программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).


Цели и задачи курса

I. Общеобразовательные:

  1. обеспечить личностно-ориентированный характер образования, создать условия для самоопределения и саморазвития личности;

  2. способствовать самоопределению личности в системе социальных, межличностных отношений;

  3. через научность и практическую направленность содержания курса способствовать развитию творческих, исследовательских способностей обучаемых, целенаправленно удовлетворять и развивать их образовательные потребности в исследовании;

  4. развивать гибкость мышления и поведения.

II. Предметные:

  1. сформировать системное представление о селе Кшень как целостном географическом регионе;

  2. показать практическое значение взаимосвязей природных, экономических, социальных, демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений на изучаемой территории;

  3. сформировать географическую культуру обучающихся через приобщение к конкретным знаниям по географии своего населенного пункта;

  4. развивать умения работать с географо-краеведческими источниками информации, тематическими картами.


III. Воспитательные:

1.воспитывать высокие этические нормы в отношениях между людьми и в отношении человека к природе;

2.формировать духовную культуру и нравственность;

3.приобщать обучающихся к отечественным культурным ценностям;

4.формировать гражданскую активность и стремление участвовать в мероприятиях по благоустройству своего села (района), по защите окружающей среды.

Учебно- тематический план

п/п

Название тем курса

Всего

часов

В том числе

Форма контроля

лекции

практические

семинары

экскурсии


1

Введение

1

1





2

Общий обзор села

4

2

1

1


Выполнение практической работы. Участие в семинаре. Отчет по творческой работе.

3


Природа своего

края

12

5

5

1

1

Выполнение практической работы. Участие в семинаре. Отчет по творческой работе.


4


Общая

характеристика

населения и

хозяйства села

8

4

3

1


Выполнение практической работы. Участие в семинаре. Отчет по творческой работе. Оформление стенда «Наша гордость»

5




Экологические

проблемы

населенного

пункта

8

1

6

1

1

Участие в семинаре. Создание проекта. Конкурс сочинений.

6


Итоговое

занятие

1


1



Защита проектов, рефератов.



Содержание программы

«Моя малая Родина» (34 часа)


1. Введение (1 час)

2.Общий обзор села (4 ч.)

Географическое положение.

История возникновения моего села. Первые упоминания о нашем селе. Происхождение названия села, фамилий жителей. История заселения и хозяйственного освоения территории села.

Крестьянство, его роль в становлении и развитии моего села. Годы гражданской войны. Первый колхоз. Великая Отечественная война в жизни села.(2часа)

Практическая работа (1час). Площадь территории села, конфигурация.

Составление плана-схемы села. Выделение соседей, главных географических объектов. Оценка экономико-географического положения по картам и типовому плану.

Семинар (1 час)

Творческая работа: «Мое село на карте района, области»

(использование историко-литературных источников, музейных экспонатов, воспоминаний местных жителей и т.д.)


3. Природа своего края (12 ч.)

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. Климат и агроклиматические ресурсы. Внутренние воды. Почвы и почвенные ресурсы. Виды эрозии. Противоэрозионные мероприятия. Растительный мир и животный мир (5 часов).

Экскурсия в лес (1 час).

Практическая работы (5 часов)

Характеристика по карте, личным наблюдениям и типовым планам климата, составление климатических диаграмм. Изучение воздействия хозяйственной деятельности человека на водные объекты. Характеристика почв и земельных угодий. Описание экосистемы леса и луга. Выявление степени влияния человека на данные биоценозы.

Семинар (1 час)

Творческая работа. Составление гербария местных растений. Описание их лечебных свойств.

4. Общая характеристика населения и хозяйства села (8ч.).

Население, демографическая ситуация села, социальный состав, обычаи и традиции. АПК села, его особенности (4 часа)

Практическая работы (3часа)

Характеристика демографической ситуации населения села. Характеристика фермерского хозяйства.

Семинар (1час)

Творческая работа. Составление сообщения об интересных людях села, о традициях и обычаях. Оформление стенда «Наша гордость»


5. Экологические проблемы населенного пункта ( 8ч. )

Виды загрязнений. Экологические проблемы села. Экология человека, воспитание экологической культуры. (1 час)

Практическая работы (6часа)

Работа над проектами.

Творческая работа. Написание сочинений на тему « Экологические проблемы села», «Мое село в будущем».

Экскурсия по территории села(1час)

6. Итоговое занятие ( 1ч )

Защита проектов, рефератов.














Требования к знаниям и умениям.

Учащиеся должны знать:

- площадь территории села;

- особенности физико- и экономико-географического положения населенного пункта;

- основные сведения из истории заселения и хозяйственного освоения территории села ( района, области);

- зависимость рельефа территории села от тектонического строения и действия внешних процессов;

- основные формы рельефа;

- факторы, формирующие климат;

- влияние климатических условий на жизнь и хозяйственную деятельность человека;

- особенности поверхностных вод территории;

- воздействие хозяйственной деятельности человека на водные ресурсы, их рациональное использование;

- основные типы почв, меры по их охране;

- представители растительного и животного мира лесостепной зоны; Красная книга Курской области;

- численность населения;

- особенности демографической ситуации;

- развитие АПК, ведущие отрасли хозяйства;

- народные промыслы, традиции, обычаи их особенности;

- взаимосвязь сельскохозяйственной деятельности человека с природными условиями, примеры положительного и отрицательного влияния человека на природу;

- основные экологические проблемы, пути их решения.


Учащиеся должны уметь:

- определять по картам физико- и экономико-географическое положение территории населенного пункта;

- определять размеры, протяженность территории;

работать с различными географическими источниками

- устанавливать зависимость между рельефом, тектоническим строением и размещением полезных ископаемых по физико - географической, геологической, тектонической картам;

- определять по климатической карте, графикам и диаграммам основные черты климата территории;

- оценивать агроклиматические, водные, почвенные, земельные, растительные, животные ресурсы для прогнозирования рационального природопользования;

- выполнять правила природоохранного поведения в повседневной деятельности.

- оценивать демографическую ситуацию населения;

- составлять характеристику одного из звеньев АПК

- устанавливать взаимосвязь между компонентами природы, природой и деятельностью человека;

- описывать ПТК по предложенному плану;

- владеть приемами оценки, анализа, прогноза изменений природы под влиянием хозяйственной деятельности человека.



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА

"Моя малая Родина"

В процессе работы по изучению данного курса возможна организация следующих видов работы:

1. Изучение и анализ письменных исторических источников, историко-краеведческой литературы, проведение опросов местных жителей.

2. Сбор, изучение и обработка устного народного творчества.

3. Проведение картографического анализа.

4. Выполнение фотографий.

5. Составление тезисного плана беседы.

6. Подготовка к выступлению, защита реферата, проекта, презентации.

7. Осуществление систематизации исследовательских материалов.

8. Проведение экскурсий по районному музею и селу.

Критериями, позволяющими проводить самостоятельный анализ, по изучению курса, являются:

1. Учитель, интересующийся историей края и принимающий непосредственное участие в его изучении.

2. Исследовательская работа учителя выступает как условие повышения его педагогического мастерства.

3. Создание для учащихся реальных условий для проведения самостоятельных исследований.

4. Соблюдаются принципы добровольности и учета индивидуальных интересов и способностей учащихся при определении (выборе) тем исследовательских заданий.

5. Учитель непосредственно участвует в исследовательской работе вместе с учащимися.

6. Учащиеся знают и видят, что их исследования приносят реальный результат: появление интереса учителей, родителей, общественности к их делам, пополнение архива школьного музея новыми экспонатами и выставками, собранный краеведческий материал используются в учебно-воспитательном процессе.















Список литературы


  1. Антимонов Н.А. Школьные походы по изучению рек, озёр и болот родного края. Москва, 1963.

  2. Александров - Липкинг Ю. Далёкое прошлое соловьиного края. Центрально - Чернозёмное книжное изд.-во. Воронеж, 1971.

  3. Книга для чтения по истории и природе Курской области. Центрально - Чернозёмное книжное изд.- во. Воронеж, 1978 г.

  4. Краеведческий сборник ( отв.ред. Н.К.Луганский), 1961.

  5. Козлова Ю.В. Краеведение. Внеклассная работа по географии. Творческий центр, Москва ,2007.

  6. Кабанова Р.В., Кудинова М.Р., Соколовский Л.Б. География Курской области. Изд.-во КГУ , Курск, 1997.

  7. Задания и методические рекомендации школьникам по изучению природы родного края. Курск, 1989.

  8. Ефремов Ю.К. Природа моей страны. Москва, Мысль,1985.

  9. Сборник статей по экологии Курской области. Курск,2004.

  10. Сборник статей « Обучение географии в школе». Просвещение, Москва,1975.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!