МОЯ МАЛАЯ РОДИНА
Коннова Н.Б., учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ с. Новополеводино;
Пояснительная записка.
Данный элективный курс «МОЯ МАЛАЯ РОДИНА
разработан для учащихся 9-х классов общеобразовательной школы и рассчитан на 12 учебных часов. Курс носит краеведческий и топонимический характер.
Вопросы изучения школьниками культурного наследия России и родного края становятся актуальными для современного исторического образования. Это связано с тем, что объекты культурного наследия способствуют целостному развитию личности, воспитывают духовно-нравственные качества, формируют чувство патриотизма у подрастающего поколения. Изучение культуры наших предков учит детей любить не только свою страну, но и свою «малую родину», воспитывает чувство гордости и формирует гражданскую активную позицию.
Новизна курса заключается в его универсальности и возможности использования всеми участниками общеобразовательного процесса: учащимися 9-х классов, их родителями, педагогами, в том числе учителями-предметниками, классными руководителями. Элективный курс позволяет полнее учесть интересы и профессиональные намерения девятиклассников, сделать процесс выбора профильного обучения более интересным, а результат – точным и обоснованным. Курс реализуется на базе Центра патриотического воспитания школы.
Цель курса – расширение и обобщение знаний по истории и краеведении, создание целостного картины «малой Родины», села Новополеводино Балаковского района.
Задачи:
углубление знаний учащихся о культурном наследии родного края и села;
обеспечение приобретенных универсальных знаний, навыков, умений;
используя познавательный и исследовательский методы, научить работать с дополнительным материалом (архивными данными, монографиями, статистическим и справочным материалом, с картами);
установление причинно-следственных связей между топонимами своего села;
применение сведений, полученных в основных типах карт, атласов, планов, и развитие умения использовать их в повседневной жизни;
воспитание интереса к истории своего Отечества, своего края;
формирование экологической, эстетической, духовной культуры учащихся, уважения к историческому прошлому родного края и села;
развитие коммуникативных навыков, умения работать в группе;
воспитание таких качеств личности, как сострадание, милосердие и уважение к человеческому достоинству.
Использование комплексного подхода в изучении родного края позволяет сформировать глубокие знания и умения учащихся краеведческого содержания. Ученики не только самостоятельно изучают особенности своего села с помощью экскурсий, проведения практических работ, интервью с жителями села, работы с историческими документами, со справочным материалом, но и как бы «проживают» явления культуры и истории, пропуская их через свое собственное творчество.
Содержание элективного курса позволяет выявить роль села Новополеводино и Балаковского района в жизни страны. Рассматриваются особенности истории возникновения первых поселений, миграция населения, народных традиций, обычаев, хозяйства, особенности местности.
При изучении курса предполагается работа с различными источниками информации, а главное- практическая направленность.
Каждая тема элективного курса включает в себя самостоятельную (индивидуальную, групповую и коллективную) работу учащихся. Изучение тем курса проводится в разнообразной форме: лекции, беседы, экскурсии в ЦПВ, СКЦ, семинары, практикумы.
В ходе занятий предполагается подготовка учащимися докладов, взятие интервью у жителей села, анкетирование, выполнение творческих работ: картосхем, фотоколлажа, мини-сочинений. Итогом работы учащихся являются создание и презентация группового проекта «Историческое и культурное наследие нашего села».
Учебно-тематический план.
№ п/п | Наименование тем курса | Всего часов | Форма проведения | Форма контроля |
1. | Любить Родину – значит знать её и ценить! (знакомство с содержанием и особенностями курса) | 1 | Беседа. | Интервью с учащимися |
2. | Природные условия, климат и положение села Новополеводино | 1 | Лекция. Практикум. | Составление картосхемы. |
3. | Топонимика села Новополеводино Балаковского района. | 1 | Урок-практикум. | Составление картосхемы. |
4. | Из глубины веков. | 1 | Лекция. | Тесты, интервью |
Наш край в годы Гражданской войны. |
5. | Гражданская война в г. Балаково и в селе Новополеводино | 1 | Круглый стол. | Сообщения, доклады. |
6. | Виртуальная экскурсия в Дом-музей В.И. Чапаева | 1 | Виртуальная Экскурсия. | Сообщения. |
7. | «Никто не забыт, ничто не забыто…» | 1 | Лекция беседа, просмотр слайдов. | Доклады. Онлайн-тест |
8. | Памятные места села. | 1 | Лекция с элементами беседы, просмотр презентации. | Фотоколлаж «Стоп-кадр». |
9. | Практическая работа №1 «Составление картосхемы «Культурное наследие». | 1 | Урок-практикум. | Составление картосхемы Анкетирование. |
10. | Быт и народные традиции и обычаи села Новополеводино. | 1 | Урок-панорама в ЦПВ школы | Мини-сочинение на тему: «Традиции моего села», «Обычаи моей семьи» |
11. | Сельские проблемы и пути их решения. | 1 | Семинар. | Составление плана мероприятий по решению проблем. |
12. | «Село вчера, сегодня, завтра» Аспекты современной жизни села. | 1 | Урок-конференция. | Создание и презентация группового проекта «Историческое и культурное наследие нашего села». |
| Всего: | 12 | | |
Содержание программы.
Занятие 1. Любить Родину – значит знать её!
Знакомство с содержанием и особенностями курса.
Введение. Понятие Родина. «Малая родина». Знакомство со структурой курса. Современные методы исследовательской работы. Знакомство с литературой.
Литература.
1. Аристов Г. Под крышей дома твоего. // Газета «Провинциальная жизнь» № 47 от 23.11.06 г.
2. Сахаров А., Троицкий С. Живые голоса истории. – «Молодая гвардия», 1971.
3. Энциклопедия Саратовского края (в очерках, фактах, событиях, лицах). – Саратов: Приволжское кн. изд-во, 2002.
Занятие 2. Природные условия, климат и положение села Новополеводино.
Село находится в 55 км от г. Балакова. Границы села. Геологическое строение. Рельеф, его влияние на особенности хозяйственной деятельности села. Антропогенные явления.
Климат Местоположение речных систем, озер. Реки. Озёра и пруды. Хозяйственное значение вод.
Почвы.Хозяйственное использование. Животный и растительный мир
Литература.
1. Горцев В.И. Саратовская область в географических названиях. – Саратов, 1984.
2. Демин А.М., Макарцева Л.В. География Саратовской области. – Саратов. Изд-во «Лицей», 2005.
3. Курбанов Е.В., Полубояринов Е.В. Саратовский край. – Саратов, 1976.
4. Курбанов Е.В., Полубояринов Е.В.Земля саратовская. – Саратов, 1975.
5. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины. – М, 1991.
6. Сахаров А., Троицкий С. Живые голоса истории. – «Молодая гвардия», 1971.
8. Энциклопедия Саратовского края (в очерках, фактах, событиях, лицах). – Саратов: Приволжское кн. изд-во, 2002.
Занятие 3. Топонимика Балаковского района и села.
Наука «топонимика». Топонима- язык земли. Цели и задачи. Происхождение названий. Классификация.
Практическая часть занятия.
Нанесение на картосхему в соответствии с классификацией населенные пункты и природные объекты села.
Литература.
1. Демин А.М., Макарцева Л.В. География Саратовской области. – Саратов. Изд-во «Лицей», 2005.
2. Курбанов Е.В., Полубояринов Е.В. Земля саратовская. – Саратов, 1975.
3. Энциклопедия Саратовского края (в очерках, фактах, событиях, лицах). – Саратов: Приволжское кн. изд-во, 2002.
4. В.Д. Бондалетов «Русская ономастика», Москва, «Просвещение, 1983 г.
Занятие 4. Из глубины веков.
Ранние оседлые поселения. Кочевники: скифы, хазары, половцы. Беглые крестьяне. Старообрядцы. Появление колонок-поселений. Манифест Екатерины II. Строительство города Балакова. Революция 1917 года. Установление советской власти. Пятилетки. Герб Балакова.
Практическая часть занятия. Придумать и нарисовать герб села Новополеводино.
Литература.
1. Булычев М.В., Воронежцев А.В. История Саратовского края. – Саратов, 1996.
2. Каргин Ю. Старообрядцы на Иргизе. // «Памятники Отечества» №40 (3/4 1998).
5. Курбанов Е.В., Полубояринов Е.В. Саратовский край. – Саратов,1976.
6. Курбанов Е.В., Полубояринов Е.В. Земля саратовская. – Саратов, 1975.
Занятие 5. Гражданская война в г. Балаково и селе Новополеводино.
Гражданская война. В.И.Чапаев. Биография В.И. Чапаева. Памятные места (Дом-музей В.И. Чапаева, скульптура «В.И. Чапаев на коне», памятник героям гражданской войны).
1. Булычев М.В., Воронежцев А.В. История Саратовского края. – Саратов, 1996.
2. Курбанов Е.В., Полубояринов Е.В. Саратовский край. – Саратов, 1976.
4. Курбанов Е.В., Полубояринов Е.В.Земля саратовская. – Саратов, 1975.
6. Энциклопедия Саратовского края (в очерках, фактах, событиях, лицах). – Саратов: Приволжское кн. изд-во, 2002.
Занятие 6. Дом-музей В.И. Чапаева (Виртуальная экскурсия).
Занятие проводится в виде виртуальной экскурсии в Дом-музей В.И. Чапаева. Выступление в роли корреспондента местной газеты «Балаковские вести».
Литература.
1. Аристов Г. Под крышей дома твоего. // Газета «Провинциальная жизнь» № 47. 23.11.06г.
2. Булычев М.В., Воронежцев А.В. История Саратовского края. – Саратов, 1996.
3. Курбанов Е.В., Полубояринов Е.В. Саратовский край. – Саратов, 1976.
4. Энциклопедия Саратовского края (в очерках, фактах, событиях, лицах). – Саратов: Приволжское кн. изд-во, 2002.
Занятие 7. «Никто не забыт, ничто не забыто…»
Великая Отечественная война. Всё для фронта! (участие балаковцев). Письма с фронта. 17 Героев Советского Союза и 5 кавалеров Ордена Славы. Аллея Героев. Биографии: М.С. Волкова, В.К. Ерошкина, Н. В. Грибанова, И. Мельникова, П.И. Егорова, Ф.П. Полынина. Памятник воинам-героям.
Литература.
1. Курбанов Е.В., Полубояринов Е.В. Саратовский край. – Саратов, 1976.
2. Курбанов Е.В., Полубояринов Е.В.Земля саратовская. – Саратов, 1975.
3. Энциклопедия Саратовского края (в очерках, фактах, событиях, лицах). – Саратов: Приволжское кн. изд-во, 2002.
Занятие 8. Памятные места города Балакова и села.
Свято-Троицкий Храм. История создания краеведческого музея. Выдающийся русский изобретатель Ф.А. Блинов, усадьба-особняк Паисия Мальцева, Здание речного училища. Водонапорная башня. БДТ, завод «Волжский дизель» братьев Маминых Дореволюционные постройки города. Села: СКЦ, стела «Скорбящая мать», Пожарная часть, детский парк, Центр патриотического воспитания школы.
Литература.
1. Аристов Г. Под крышей дома твоего. // Газета «Провинциальная жизнь»№47 23.11.06 г.
2. Булычев М.В., Воронежцев А.В. История Саратовского края. – Саратов, 1996.
3. Курбанов Е.В., Полубояринов Е.В. Саратовский край. – Саратов,1976.
4. Курбанов Е.В., Полубояринов Е.В.Земля саратовская. – Саратов, 1975.
5. Миллер Т. Спешите спасти планету. Ч.2. – М.: Прогресс-Пангея, 1994.
6. Рябцев Ю.С. История русской культуры XI-XVII веков. – Москва, 1997.
8. Сахаров А., Троицкий С. Живые голоса истории. – «Молодая гвардия», 1971.
9. Энциклопедия Саратовского края (в очерках, фактах, событиях, лицах). – Саратов: Приволжское кн. изд-во, 2002.
Занятие 9. Практическая работа «Составление картосхемы «Культурное наследие».
Составление таблицы «Памятные и культурные места» на основе ранее изученного материала.
На картосхеме с помощью условных знаков отметьте исторические и культурные памятники, расположенные в центре города.
Литература.
Преображенский Ю.В. Город Пугачев. – Саратов, 1989.
Энциклопедия Саратовского края (в очерках, фактах, событиях, лицах). – Саратов: Приволжское кн. изд-во, 2002.
Занятие 10. Быт, народные традиции и обычаи.
Экскурсия в школьный музей – Центр патриотического воспитания. История создания.
Особенности русского народа (быт, традиции и обычаи). Праздники: рождественские колядки, масленица, Иван Купала, Пасха. Традиции и обычаи татарского и казахского народов. Праздники. Сабантуй.
Литература.
1. Забылин М. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. – М., 1991.
2. Латышина Д.И. По берегам Идели. Татарский народ. – Москва, 1995.
3. Рябцев Ю.С. История русской культуры XI-XVII веков. – Москва, 1997.
5. Энциклопедия Саратовского края (в очерках, фактах, событиях, лицах). – Саратов: Приволжское кн. изд-во, 2002.
Занятие 11. Сельские проблемы и пути их решения.
Сельчане- часть общества. Экологические проблемы. Загрязнение атмосферы (выхлопные газы, электромагнитные излучения). Проблема чистой питьевой воды, дорожное покрытие, отходов и мусора, сооружение свалки. «Сбережем село от мусора!». Отсутствие работы в селе. Использование воды человеком. Орошение. Нерациональное использование.
Система озеленения села.
Литература.
1. Демин А.М., Макарцева Л.В. География Саратовской области. – Саратов. Изд-во «Лицей», 2005.
2. Курбанов Е.В., Полубояринов Е.В. Саратовский край. – Саратов,1976.
3. Миллер Т. Спешите спасти планету. Ч.2. – М.: Прогресс-Пангея, 1994.
4. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины. – М, 1991.
5. Энциклопедия Саратовского края (в очерках, фактах, событиях, лицах). – Саратов: Приволжское кн. изд-во, 2002.
Занятие 12. «Село вчера, сегодня, завтра» Аспекты современной жизни села.
Население села. Многонациональный состав – более 12 национальностей. Перепись 2012 года. Сельское хозяйство. Специализация. Техническое оснащение села. Отрасли животноводства. Объекты соцкультбыта:
Аптека, магазины, ФАП, школа, почта, детский сад, СКЦ. Транспорт. Связь.
Благоустройство села.
Литература.
1. Демин А.М., Макарцева Л.В. География Саратовской области. – Саратов. Изд-во «Лицей», 2005.
2. Энциклопедия Саратовского края (в очерках, фактах, событиях, лицах). – Саратов: Приволжское кн. изд-во, 2002.
В результате изучения элективного курса ученик должен уметь:
описывать, находить, выделять и объяснять особенные признаки объектов и явлений родного края и села;
находить самостоятельно в разных источниках информацию и анализировать ее, характеризовать исторические события, факты и явления;
применять полученные знания и умения повседневной жизни на практике;
обобщать, анализировать и систематизировать материал, доказывать и опровергать, отстаивать свою точку зрения, уважительно относиться к мнению других;
уметь работать с картами, владеть навыками «чтения» карты и составлять на основе полученных знаний картосхемы.
Формы проведения.
Урок-практикум.
Урок-панорама.
Семинар.
Урок-конференция.
Круглый стол.
Составление картосхем.
Работа с экскурсионным материалом.
Публичные выступления (доклады, сообщения).
Создание группового проекта «Историческое и культурное наследие нашего села»
Литература, использованная при подготовке программы.
1. Аристов Г. Под крышей дома твоего. // Газета «Провинциальная жизнь» №47. 23.11.06.
2. Булычев М.В., Воронежцев А.В. История Саратовского края. – Саратов, 1996.
3. Журавлев А. Первые поселения на Иргизе.// Газета «Провинциальная жизнь» №50 от 14.12.06 г.
4. Забылин М. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. – М., 1991.
5. Каргин Ю. Старообрядцы на Иргизе. // «Памятники Отечества» №40 (3/4 1998).
9. Курбанов Е.В., Полубояринов Е.В. Саратовский край. – Саратов, 1976.
10. Курбанов Е.В., Полубояринов Е.В.Земля саратовская. – Саратов, 1975.
11. Миллер Т. Спешите спасти планету. Ч.2. – М.: Прогресс-Пангея, 1994.
12. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины. – М, 1991.
13. Рябцев Ю.С. История русской культуры XI-XVII веков. – Москва, 1997.
14. Сахаров А., Троицкий С. Живые голоса истории. – «Молодая гвардия», 1971.
15. Энциклопедия Саратовского края (в очерках, фактах, событиях, лицах). – Саратов: Приволжское кн. изд-во, 2002.
16. Бондалетов В.Д. «Русская ономастика», Москва «Просвещение», 1983.