Элективный курс «Моя малая родина»
для учащихся 9 класса в рамках предпрофильной подготовки .
Захаров Ю.В.
Пояснительная записка.
Программа элективного курса «Моя малая родина» предназначена для учащихся 9 класса
Комплексный подход в изучении родного края позволит сформировать глубокие знания и умения учащихся краеведческого содержания, так как программа включает характеристику основных объектов природы, населения, культуры, проблемы экологии и экономики.
Программа история родного края личностно-ориентированная. Личностное познание родного края идет от непосредственного восприятия, ощущения к осмыслению. Ученики не только самостоятельно изучают особенности истории своей местности с помощью специально организованных наблюдений, зарисовок, сравнений, проведения практических работ, высказывания собственных гипотез, но и как бы проживают явления природы и культуры, пропуская их через собственное творчество.
Элективный курс «Моя малая родина» - это курс с ориентацией на гуманитарный профиль для учащихся 9 класса. Программа элективного курса рассчитана на тех учащихся, которые интересуются историей, географией, культурой, краеведением. Программа нацеливает учащихся на активное познание родного края. Данная программа рассчитана на 10 часов (1 час в неделю).
Задачи курса
I. Общеобразовательные задачи:
1. обеспечить личностно-ориентированный характер образования, создать условия для самоопределения и саморазвития личности;
2. способствовать самоопределению личности в системе социальных, межличностных отношений;
3. через научность и практическую направленность содержания курса способствовать развитию творческих, исследовательских способностей обучаемых, целенаправленно удовлетворять и развивать их образовательные потребности в исследовании;
4. развивать гибкость мышления и поведения.
II. Предметные задачи:
1. показать практическое значение взаимосвязей природных, экономических, социальных, демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений на изучаемой территории;
2. сформировать историческую культуру учащихся через приобщение к конкретным знаниям по истории своего населенного пункта;
3. развивать умения работать с историко-краеведческими источниками информации.
Учебно- тематический план
№ | Название тем курса | Всего часов | Форма контроля лекции практические семинары |
1 | Введение. Общий обзор села. | 1 | Письменный отчёт |
2 | История своего края. | 1 | Оформление краеведческого уголка |
3 | Народы, населяющие село. | 1 | Участие в семинаре |
4 5 | Односельчане- герои Вов. | 2 | Сбор информации, оформление альбома |
6 7 | Люди труда. | 2 | Сбор информации, семинар |
8 | Будущее нашего села. | 1 | Презентация своего проекта. |
Содержание программы
«Моя малая родина»
1. Введение.
2.Общий обзор села
Географическое положение.
История возникновения моего села. Первые упоминания о нашем селе. Происхождение названия села, фамилий жителей. История заселения и хозяйственного освоения территории села.
Оформление краеведческого уголка.
3. Семинар (1 час)
Творческая работа: «Народы, населяющие село»
(использование историко-литературных источников, музейных экспонатов, воспоминаний местных жителей и т.д.)
4.5. Односельчане- герои Вов.
Сбор материала, оформление альбома.
6.7.Люди труда.
Сбор информации. Семинар.
Творческая работа. Составление сообщения об интересных людях села, о традициях и обычаях.
8. Будущее нашего села.
Презентация своего проекта.
Требования к знаниям и умениям.
Учащиеся должны знать:
- основные сведения из истории заселения и хозяйственного освоения территории края;
- численность населения;
- особенности демографической ситуации;
- народные промыслы, их особенности;
-героев Вов и труда своего села
Учащиеся должны уметь:
-работать с различными историческими источниками
- оценивать демографическую ситуацию населения;
- владеть приемами оценки, анализа, прогноза изменений природы под влиянием хозяйственной деятельности человека;
-обобщать собранный материал
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА
"Моя малая родина"
В процессе работы по изучению данного курса возможна организация следующих видов работы:
1. Изучение и анализ письменных исторических источников, историко-краеведческой литературы, проведение опросов местных жителей.
2. Сбор, изучение и обработка устного народного творчества.
3. Выполнение фотографий.
4. Составление тезисного плана беседы.
7. Подготовка к выступлению, защита реферата, проекта, презентации.
8. Осуществление систематизации исследовательских материалов.
9. Проведение экскурсий по школьному музею и селу.
Критериями, позволяющими проводить самостоятельный анализ, по изучению курса, являются:
1. Учитель, интересующийся историей края и принимающий непосредственное участие в его изучении.
2. Исследовательская работа учителя выступает как условие повышения его педагогического мастерства.
3. Создание для учащихся реальных условий для проведения самостоятельных исследований.
4. Соблюдаются принципы добровольности и учета индивидуальных интересов и способностей учащихся при определении (выборе) тем исследовательских заданий.
5. Учитель непосредственно участвует в исследовательской работе вместе с учащимися.
6. Учащиеся знают и видят, что их исследования приносят реальный результат: появление интереса учителей, родителей, общественности к их делам, пополнение архива школьного музея новыми экспонатами и выставками, собранный краеведческий материал используются в учебно-воспитательном процессе.