СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элективный курс «Обработка информации в программе GIMP»

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаемый элективный курс рассчитан на проведение занятий по темам, выходящим за рамки базового курса информатики. Конечно, на первом этапе предусматривается рассмотрение отдельных тем базовых общеобразовательных программ по информатике, но затем предполагается изучение отдельных нестандартных и интересных вопросов, выходящих за их рамки базового курса и творческую направленность. Актуальность данного курса продиктована реальностью времени.

Просмотр содержимого документа
«элективный курс «Обработка информации в программе GIMP»»

Пояснительная записка

«Дело не в том, чтобы научиться рисовать,
а в том, чтобы научиться мыслить.»

Стендаль.

Одним из вопросов в обязательный минимум содержания основного среднего образования по информатике входит вопрос технологии обработки графической информации. Предлагаемый элективный курс рассчитан на проведение занятий по темам выходящим за рамки базового курса информатики. Конечно, на первом этапе предусматривается рассмотрение отдельных тем базовых общеобразовательных программ по информатике, но затем предполагается изучение отдельных нестандартных и интересных вопросов, выходящих за их рамки базового курса и творческую направленность. Актуальность данного курса продиктована реальностью времени. Поэтому целесообразно включить предметно-ориентированный элективный курс «Обработка информации в программе GIMP» в систему предпрофильной и допрофессиональной подготовки учащихся по информатике. Этот курс дополняет базовую программу, при этом, не нарушая ее целостности.

Компьютер все больше внедряется в жизнь современного человека. Повсеместно появляются Web-камеры и цифровые фотоаппараты, хочется запечатлеть интересные моменты жизни. Появляются сканеры, а в «бабушкиных» альбомах сохранились, возможно, уникальные фотографии, которым необходимо дать вторую жизнь. Люди получили в свои руки огромное количество цифровых изображений разного качества. Это породило потребность в их обработке, восстановлении. Интереснее, например, после поездки, вечеринки, или пикника рассматривать не большое количество фотографий, а смонтировать на их основе новые изображения, фотомонтажи, коллажи и т.д. И в этих условиях работа с компьютерной графикой – становится одним из самых популярных направлений использования персонального компьютера, причем сейчас этой работой занимаются не только профессиональные художники и дизайнеры, но и любые пользователи, имеющие в своем арсенале цифровую видео- и фотокамеру.

На современных предприятиях периодически возникает необходимость в подаче рекламных объявлений в газеты и журналы или просто в выпуске рекламной листовки или буклета, конечно, можно обратиться к специалисту дизайнеру, или напрямую в газету, но труд сотрудника умеющего разрешить данную ситуацию ценится довольно высоко. Умение пользоваться промышленными информационными технологиями для большинства людей в настоящее время стало предметом первой необходимости. Сейчас уже трудно представить сферу деятельности человека, в которой бы не применялись современные информационные технологии, где не сталкивались бы с основами компьютерной графики. Поэтому сегодняшний пользователь должен быть компетентен в данном вопросе, ведь без компьютерной графики не обходится ни одна современная мультимедийная программа. А основные трудозатраты в работе редакций и издательств также составляют художественные и оформительские работы с графическими программами, поэтому данная направленность курса остаётся востребованной и в перспективе.

С развитием Интернета и благодаря службе World Wide Web, связавшей в единую “паутину” миллионы отдельных “домашних страниц” остро возникла необходимость широкого применения графических программных средств. Даже беглого путешествия по этим многочисленным страницам достаточно, чтобы понять, что оформленные без применения компьютерной графики сайты, не имеют шансов перспективно существовать на фоне огромного количества конкурентов и привлечь к себе массовое внимание.

Чаще всего растровую графику применяют при разработке электронных (мультимедийных) и полиграфических изданий и тут немало важное значение имеет не только создание, но и редактирование фото-изображений. И в Интернете чаще применяются растровые иллюстрации.

И уже все те возможности, которыми всего несколько лет назад обладали только крупные студии компьютерной графики и дизайна, сегодня доступны рядовому пользователю компьютера. Поэтому остро встает необходимость знать средства, обеспечивающие эти возможности, и уметь ими грамотно распорядиться.

Программы, предназначенные для работы с растровыми изображениями, называются растровыми графическими редакторами. С их помощью создают изображения, но чаще выполняют ретушь, монтаж, создавая художественные композиции. Работа с растровым графическим редактором – одна из самых интересных, творческих, но трудоемких и популярных работ на компьютере.

Приобретенные компетентности при изучении редакторов растровой графики позволяют проводить не только предпрофильную подготовку, но и допрофессиональную ориентацию учащихся на выбор своей возможной деятельности в профессиональных фото-студиях, в редакциях газет и журналов, в сферах полиграфического и рекламного дизайна, веб-дизайна, дизайна мебели, интерьеров, ландшафтов, одежды, в салонах красоты, и во многих других сферах. Поэтому, имея широкий спектр применения, элективный курс «Обработка информации в программе GIMP» должен пользоваться интересом со стороны учащихся.

Задачи, рассматриваемые в данном курсе, интересны, но зачастую непросты в решении, это позволяет повысить учебную мотивацию учащихся и подвергнуть проверке их способности в области информатики. Вместе с тем, содержание курса позволяет ученику любого уровня подготовки максимально проявить себя, активно включившись в учебно-познавательный процесс. Занятия могут проводиться на любом уровне сложности, но, охватывая, все категории учащихся включать в себя вопросы, доступные и интересные всем. Курс реализует межпредметне связи школьного курса информатики с логикой, черчением и эстетикой.

Направленность элективного курса – развивающая, поскольку он ориентирован на удовлетворение и поощрение любознательности учащихся. Способствует развитию операционного и творческого мышления; познавательной активности учащихся; повышению интереса к информационным технологиям, предпрофильной и допрофессиональной ориентации в мире профессий, связанных с использованием приобретенных информационных навыков. Деятельностно-ориентированные технологии, используемые в организации предпрофильной и допрофессиональной подготовке по информатике способствуют процессу самоопределения учащихся, и помогает им, не занизив уровень самооценки, адекватно оценить себя.

Основой проведения занятий служит поэтапное обучение на основе компьютерных или новых информационных технологий, с использованием уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов, основываясь на коллективном и групповом способах обучения, с применением проектно-исследовательских технологий, технологий саморазвития, самопроверки и проблемном обучении, которые обеспечивают системное включение учащихся в процесс самостоятельного построения нового знания, и позволяют проводить разноуровневое обучение и самоанализ.

Организационно-методический раздел.



Цель курса: Заинтересовав учащихся и показав возможности и принципы работы, сформировать понятие о безграничных возможностях использования популярных технологий обработки изображений с помощью растровых графических редакторов Adobe Photoshop или GIMP.

Задачи курса:
  • Познакомить учащихся с видами и основными понятиями компьютерной графики.

  • Исследовать достоинства и недостатки растрового изображения, форматы файлов растровой графики.

  • Познакомить учащихся с основными инструментами и операциями растровых графических редакторов на примере русскоязычной версии программы GIMP.

  • Дать представление об основных возможностях построения, обработки, редактирования, и хранения и изображения в GIMP.

  • Научить создавать и редактировать растровые документы, используя набор инструментов, имеющихся в изучаемом приложении.

  • Познакомить учащихся с некоторыми правилами компьютерного дизайна.

  • Способствовать развитию алгоритмического мышления.

  • Способствовать развитию познавательного интереса и способности у учащихся к информатике.

  • Продолжить формирование информационной культуры учащихся.

  • Предоставить учащимся возможность проанализировать их способности в области информатики и информационных технологий.

  • Предпрофильная и допрофессиональная ориентация учащихся.



Место элективного курса в системе предпрофильной и допрофессиональной подготовки.


Элективный курс «Обработка информации в программе GIMP» ориентирован как на предпрофильную так и допрофессиональную подготовку учащихся по информатике. Элективный курс расширяет и дополняет базовый курс по информатике и информационным технологиям, являясь практико- и предметно-ориентированным, дает учащимся возможность познакомиться с нестандартными и интересными вопросами информатики, найти нетрадиционные пути и способы их решения, познакомится с широко распространенными методами обработки растровых изображений, проверить способности к информатике и самостоятельному поиску решений нетрадиционных и нестандартных задач.

Рассматриваемые в курсе вопросы выходят за рамки обязательного содержания образования, но вместе с тем, тесно примыкают к основному курсу. Поэтому данный элективный курс способствует совершенствованию и развитию важнейших знаний, умений и навыков работы и растровыми изображениями, а так же в области информатики и информационных технологий, предусмотренных школьной программой, а вместе с тем помогает оценить свои возможности по информатике, осознанно сориентироваться в выборе профиля обучения и последующей профессиональной подготовки.

Требования к уровню освоения содержания элективного курса.


Административной проверки усвоения материала по элективному курсу «Обработка информации в программе GIMP» не предполагается. Соответствующие задания не будут включаться в административные проверочные работы, или выноситься на экзамены. В технологии проведения занятий присутствует элемент перекрестной и самопроверки и самоанализа, который предоставляет учащимся возможность самим проверить и сделать вывод, как ими усвоен изученный материал. В то же время учитель может провести обучающие зачетные работы, позволяющие оценить уровень усвоения учащимися следующих вопросов:

  • основное назначение растрового редактора GIMP;

  • знание основных технических операций при работе с изображениями;

  • умение использовать основные инструменты редактора GIMP.

Формой итогового контроля является защита индивидуального или группового проекта учащегося по теме курса.


В результате обучения

  • учащиеся должны знать: основные понятия и принципы формирования цифровых изображений, цветовые модели RGB и CMYK, основные элементы интерфейса программы GIMP, структуру инструментальной оболочки редактора, возможность работы со слоями, текстом, наличие фильтров и технологию их применения для получения различных эффектов изображения;

  • учащиеся должны уметь: создавать и редактировать графические изображения, выполнять типовые действия с объектами и документами в среде GIMP, пользоваться основными инструментами редактора, работать с текстом, создавать фотомонтажи и коллажи, ретушировать фотографии, уметь применять различные фильтры.

Программа элективного курса «Обработка информации в программе GIMP» рассчитана на 17 часов, и состоит из девяти разделов:

1. Теоретические основы компьютерной графики, и цифровых изображений. – 1 час.

2. Знакомство с интерфейсом программы GIMP. – 1 час.

3. Основы работы со слоями, маски, исправление дефектов изображений. – 2 часа.

4. Основы работы со слоями, коллаж, фотомонтаж. – 3 часа.

5. Цветовая и тоновая коррекция. – 2 часа.

6. Ретушь, восстановление старых и монохромных фотографий. – 3 часа.

7. Фильтры, оптические эффекты, муар и текстуры и их применение. – 2 часа.

8. Основы работы с текстом. – 1 часа.

9. Работа над проектом. – 2 часа.

Для проведения практических занятий в компьютерном кабинете необходим следующий состав аппаратного и программного обеспечений.

Аппаратное обеспечение:

1. Процессор не ниже Pentium III.

2. Оперативная память не меньше 128 Мб.

3. Дисковое пространство не меньше 500 Мб.

4. Монитор с 16-битной видеокартой.

5. Разрешение монитора не ниже 800×600.

Программное обеспечение:

6. Операционная система: Windows XP или Linux.

7. Приложение свободно распространяемое ПО GIMP.

В данном элективном курсе в простой и наглядной форме изложены наиболее популярные и доступные возможности сложных графических редакторов. В спецкурс включены уроки по изучению программs GIMP, а также большое количество приемов обработки изображений, примеров и иллюстраций. Благодаря модульной структуре курса можно изучать огромные возможности обработки изображений предложенными редакторами в зависимости от индивидуальных способностей и возрастных особенностей учащихся, но в рамках ограниченного количества учебных часов. Программа элективного курса «Обработка информации в программе GIMP» может быть полезна учителям информатики и информационных технологий, графики, ИЗО, школьникам и студентам, изучающим Adobe Photoshop CS2 и GIMP.

Содержание программы элективного курса «Обработка информации в программе GIMP».


Элективный курс «Обработка информации в программе GIMP» рассчитан на 18 часов:

2 часа – теоретических занятий,

13 часов – практических работ,

2 часа – создание проектов

По окончании курса проводится тематическая выставка.

Курсу отводится 1 час в неделю через неделю в течении 1 учебного года.

Раздел 1. Теоретические основы компьютерной графики, и цифровых изображений (1 ч.)

Виды компьютерной графики. Классификация графических редактиров. Цифровое изображение. Основные понятия растровых изображений. Цветовые модели RGB и CMYK. Яркость, насыщенность, цветовой тон. Пиксель, видеопиксель, точка. Работа с цветом.

Учащиеся должны знать: виды графических редакторов, основы формирования цифровых изображений, понятие растровых изображений, цветовые модели RGB и CMYK, значения терминов пиксель, видеопиксель и точка, особенности тоновой и цветовой коррекции изображений.

Учащиеся должны уметь: различать растровые и векторные объекты, различать природу излучаемого и отраженного цвета, давать толкования таких терминов как «Растр», «Цветовая модель», «Тон, цвет, коррекция изображения», «Пиксель», «Видеопиксель», «Точка».

Раздел 2. Знакомство с интерфейсом программы Adobe Photoshop или GIMP. (1 ч)

Демонстрация возможностей графического редактора, элементы интерфейса GIMP. Структура окна программы. Панели инструментов. Знакомство с палитрами. Кисти. Основы обработки изображений. Выделение фрагментов изображения. Рисование и раскрашивание. Основные операции с документами.

Учащиеся должны знать: назначение программы GIMP, интерфейс, инструменты, их вид, опции, приемы их использования, основные операции с документами.

Учащиеся должны уметь: использовать различные инструменты для создания, редактирования графических объектов, работать с палитрой, выполнять основные действия с документами (создание, открытие, сохранение и т.д.)

Раздел 3. Основы работы со слоями, маски, исправление дефектов изображений (2 ч.)

Послойная организация изображения. Понятие слоя. Создание, выделение, изменение, удаление, связывание, объединение слоев. Корректирующие слои. Маски. Устранение царапин, пятен, бликов. Работа с инструментами восстановления: «штампом», «ластиком», «восстанавливающей кистью». Клонирование, импорт недостающих деталей.

Учащиеся должны знать: основы обработки изображений, понятие слоя, правила работы со слоями, использование быстрой маски и работа в корректирующем слое, некоторые приемы восстановления, способы устранения различных дефектов изображения.

Учащиеся должны уметь: работать с палитрой слоев, соединять слои, делать необходимые настройки, применять быструю маску и работать в корректирующем слое, устранять различные дефекты, пользоваться инструментами восстановления.

Раздел 4. Основы работы со слоями, коллаж, фотомонтаж (3 ч.)

Эффекты слоя. Изменение прозрачности слоя. Редактирование фонового слоя. Трансформация слоя. Создание многослойного изображения. Фотомонтаж. Коллаж.

Учащиеся должны знать: настройку и использование эффектов слоя, изменение прозрачности слоя, принцип создания многослойного изображения, способы создания коллажа, условия правильного фотомонтажа.

Учащиеся должны уметь: настраивать различные эффекты слоя, изменять прозрачность слоя, выполнять монтаж изображений, создавать сложное многослойное изображение, коллаж.

Раздел 5. Цветовая и тоновая коррекция. – (2 ч.)

Работа по изменению цвета и тоновая коррекция цветных изображений. Цветовая и тоновая коррекция.

Учащиеся должны знать: Настройка цветовой и тоновой коррекции, восстановление и изменение цвета фотографий, инструменты, которыми располагает программа для этих целей, приемы тоновой и цветовой коррекции.

Учащиеся должны уметь: улучшать яркость, контрастность, цветовой тон и насыщенность фотографии.

Раздел 6. Ретушь, восстановление старых и монохромных фотографий (3 ч.)

Работа по восстановлению старых, испорченных фотографий. Комплексное применение цветовой и тоновой коррекции, устранение дефектов: царапин, пятен, бликов. Комплексная работа с инструментами восстановления: «штампом», «ластиком», «восстанавливающей кистью», дорисовка, клонирование, импорт недостающих деталей.

Учащиеся должны знать: основные принципы работы по ретушированию, восстановлению старых и испорченных фотографий, инструменты, которыми располагает программа для этих целей, способы устранения различных дефектов, приемы тоновой и цветовой коррекции изображения, комплексно использовать.

Учащиеся должны уметь: улучшать яркость, контрастность, цветовой тон и насыщенность фотографии, устранять различные дефекты, пользоваться инструментами восстановления и ретуши использовать в комплексе весь арсенал средств.

Раздел 7. Фильтры, оптические эффекты, муар и текстуры и их применение (2 ч.)

Что такое фильтр, муар и текстуры? Многообразие фильтров и текстур. Как работать с фильтрами и текстурами? Использование фильтров и текстур при создании проекта.

Учащиеся должны знать: понятие фильтра, муара и текстуры, классификацию фильтров и текстур, основные и наиболее популярные фильтры и текстур, правила работы с фильтрами и текстур.

Учащиеся должны уметь: применять фильтры, муар и текстуры, комбинировать различные фильтры и текстур при создании одного проекта.

Раздел 8. Основы работы с текстом (1 ч.)

Работа с текстом в GIMP (ввод, редактирование форматирование символов и абзацев). Настройка фигурного текста или преобразование текста в фигуру. Использование различных эффектов применимых к текстовому слою.

Учащиеся должны знать: основные правила работы с текстом, способы создания эффектов применимых к текстовому слою.

Учащиеся должны уметь: работать с текстом, трафаретом, создавать необходимые настройки этих инструментов, форматировать текст, преобразовывать текст в фигуру, применять различные эффекты, предназначенные для текста.

Раздел 9. Работа над проектом (2 ч.)

На основе приобретенных навыков работы в графическом редакторе разработка индивидуальных или групповых проектов. Темы проектов могут быть, например, такими.

1. Разработка рекламной листовки.

2. Разработка логотипа.

3. Создание визитки.

4. Разработка макета газетной рекламы.

5. Создание статического баннера.

6. Разработка плаката.

Подготовка тематической выставки.

Учащиеся должны в своем проекте показать все приобретенные умения и навыки работы с графическим редактором.

Дополнительно в конце изучения курса можно предложить учащимся анкетирование, позволяющее осознать, чем завершился для них и что им дал данный курс.

Задания для самостоятельной работы учащихся.

1. Работа с рекомендованной литературой.

2. Изучение некоторых вопросов курса с последующим созданием тематической презентации.

3. Разработка собственного проекта (или одного из предложенных) с последующей защитой.

4. Конструирование задач на изучаемую тему курса.

5. Анализ своей деятельности.

Тематическое планирование элективного курса «Обработка информации в программе GIMP».

Тема

Кол-во часов

Теоретические основы компьютерной графики, и цифровых изображений.

Понятие цифрового изображения. Растровые изображения.

Цветовые модели RGB и CMYK.

Яркость, насыщенность, цветовой тон.

Пиксель, видеопиксель, точка. Работа с цветом.

1

Знакомство с интерфейсом программы GIMP.

Демонстрация возможностей, элементы интерфейса GIMP. Структура окна программы.

Панели инструментов. Знакомство с палитрами.

Основы обработки изображений. Выделение фрагментов изображения.

Рисование и раскрашивание. Основные операции с документами.

1

Основы работы со слоями, маски, исправление дефектов изображений.

Послойная организация изображения. Понятие слоя. Управление слоями.

Создание многослойного изображения.

Создание, выделение, изменение, удаление, связывание, объединение слоев.

Корректирующие слои.

Маски.

Устранение царапин, пятен, бликов.

Способы устранения различных дефектов. Работа с инструментами восстановления: «штампом», «ластиком», «восстанавливающей кистью». Клонирование, импорт недостающих деталей.

2

Основы работы со слоями, коллаж, фотомонтаж.

Эффекты слоя.

Изменение прозрачности слоя.

Редактирование фонового слоя.

Трансформация слоя.

Создание многослойного изображения.

Создание тематического фотомонтажа (с использованием подборки фотографий).

Коллаж. Работа над проектом «Поздравительная открытка» или разработка баннера.

Разработка проекта на военно-патриотическую тему.

3

Цветовая и тоновая коррекция.

Изменение цвета.

Тоновая коррекция цветных изображений.

Восстановление и изменение цвета фотографий, инструменты.

2

Ретушь, восстановление старых и монохромных фотографий.

Основы ретуширования изображений.

Инструменты ретуширования и восстановления.

Работа по восстановлению старых, испорченных фотографий.

Комплексное применение цветовой и тоновой коррекции, устранение дефектов: царапин, пятен, бликов.

Комплексная работа с инструментами восстановления: «штампом», «ластиком», «восстанавливающей кистью», дорисовка, клонирование, импорт недостающих деталей.

3

Фильтры, оптические эффекты, муар и текстуры и их применение

Что такое фильтр муар и текстуры? Многообразие фильтров и текстур.

Принципы работы с фильтрами и текстурами.

2

Основы работы с текстом.

Работа с текстом. Ввод, редактирование форматирование символов и абзацев.

Изменение настроек текста. Преобразование текста в фигуру.

Горящая и ледяная надписи. Различные эффекты.

1

Работа над проектом.

На основе приобретенных навыков работы в графическом редакторе разработка индивидуальных или групповых проектов по заранее согласованным темам.

2


ИТОГО:

17

Литература.
  1. Дуванов А.А. Азы информатики. Рисуем на компьютере. Санкт-Петербург: БХВ-Петербург, 2005.

  2. Залогова Л.А. «Компьютерная графика. Практикум.» - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2005.

  3. Лендер С. Adobe Photoshop CS с нуля до сертифицированного специалиста: (учеб.пособие)/ С.Лендер, И.Нечаев. – М.: Технический Бестселлер,2006 г.

  4. Рейнбоу В. “Энциклопедия компьютерной графики”, СПб.: БХВ-Петербург, 2003 г.

  5. Симонович С.В., Евсеев Г.А., Алексеев А.Г. Специальная информатика: Учебное пособие. – М.: АСТ-ПРЕСС: Инфорком-Пресс, 2000.

  6. Соловьева Л.В. Компьютерные технологии для учителя. – СПб.: БХВ-Петербург, 2003.

  7. Тимофеев Г.С., Тимофеева Е.В. Графический дизайн. Серия «Учебный курс». Ростов н/Д: Феникс, 2002.

  8. Материалы сайта http://www.psd.ru/

  9. Материалы сайта http://www.school 38.ru/

14