Элективный курс «Основные вопросы ОГЭ в курсе алгебры 9класса »
Автор: учитель
математики МБОУ «СОШ №7»
Гукасян Ж.П.
Пояснительная записка
- Рабочая программа элективного курса по алгебре для 9 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования (базовый уровень) с учетом требований федерального компонента государственного стандарта общего образования по математике.
- Данная программа курса сможет привлечь внимание учащихся, которым интересна математика. Курс предназначен для повторения знаний, умений и подготовки к ГИА по математике. При изучении курса угроза перегрузок учащихся отсутствует, соотношение между объемом предлагаемого материала и временем, необходимым для его усвоения оптимально. Курс соответствует возрастным особенностям школьников и предусматривает индивидуальную и дифференциальную работу.
- Занятия включают в себя теоретическую и практическую части:
беседы, самостоятельную и тестовую работы, диагностические работы- по желанию учащихся.
- Эффективность обучения отслеживается следующими формами контроля:
тест, самостоятельная работа, практическая работа, устная работа, диагностическая работа.
- Курс рассчитан на 17часа. Занятия проводятся один раз в неделю.
Цели:
- Закрепление теоретических знаний, развитие практических навыков и умений.
- Умение применять полученные навыки при решении нестандартных заданий.
- Создание условий для формирования и развития у обучающихся навыков анализа и систематизации, полученных ранее знаний; подготовка к итоговой аттестации в форме ГИА .
Задачи:
- Формирование у учащихся целостного представления о теме, ее значения в разделе математики, связи с другими темами.
- Формирование аналитического мышления, развитие памяти, кругозора, умение преодолевать трудности при решении более сложных задач.
- Осуществление работы с дополнительной литературой.
- Акцентировать внимание учащихся на единых требованиях к правилам оформления различных видов заданий, включаемых в итоговую аттестацию за курс основной школы.
- Расширить математические представления учащихся по определённым темам, включённым в программы вступительных экзаменов в другие типы учебных заведений.
Воспитательное назначение
Обучение потребует от учащихся :
- умственных и волевых усилий,
- развитого внимания,
- активности,
- творческой инициативы,
- умений коллективно-познавательного труда.
Учебно-тематический план курса
№ п/п
Наименование тем
1.
Числа
Всего часов
2.
Формы работы
2
Выражения и их преобразования
3.
Уравнения и системы уравнений
Беседа, практикум.
4.
3
3
Беседа, практикум.
Неравенства и системы неравенств.
5.
Презентация, практикум,
Прогрессии
3
6.
зачет.
3
Лекция, практикум, тестирование.
Функции и графики
Презентация с прикладным материалом,
Всего
3
практику м тестирование.
Презентация, практикум с использованием
17
методических пособий по ОГЭ, демонстрационный материал.
СТАТИСТИКА .ЧАСТЬ 1.
- Определение принадлежности точки координатной плоскости (начала координат) графику функции(познавательная категория-знание/понимание) – 73-80%.
- Соотнесение графиков функции вида у = kx с формулами (познавательная категория-знание/понимание) – 69-80%.
- Выяснение взаимного расположения графика функции вида
у = х² + с и прямой вида у = а (познавательная категория-знание/понимание) – 55-79%.
- Чтение графиков функции, понимание функциональной символики (познавательная категория-знание/понимание) – 61-76%.
- Интерпритация графика реальной зависимости(познавательная категория-практическое применение) – 74-81%.
СТАТИСТИКА. Часть 2.
- Составление формулы функции вида у = ах², проходящую через заданную точку; вычисление координат точек пересечения параболы с горизонтальной прямой –
19-23%.
- Построение графиков кусочно-заданных функций; определение промежутков возрастания (убывания) функции – 13-18%.
- Решение задачи геометрического содержания на координатной плоскости с использованием алгебраического метода и с опорой на графические представления – 9-14%.
- Построение графиков кусочно-заданных функций; исследование взаимного расположения построенного графика и прямой у = а – 15-25%.
Программа занятий по теме: «Функции и графики»(3ЧАСА)
Место темы в системе знаний
- Алгебра 7 класс : Глава II. Функции. § 5. Функции и их графики. §6 Линейная функция. Для тех, кто хочет знать больше . Задание функции несколькими способами. §8. Одночлены, п.23. Функция y=x², y=x³ и их графики.
- Алгебра 8 класс : Глава I. Рациональные дроби § 3. Произведение и частное дробей, п.8. Функция y=k/х и ее график. § 5. Арифметический квадратный корень, п.15. Функция y=√х и ее график. Для тех, кто хочет знать больше, п.42 . Функции y=xˉ¹, y=xˉ² и их графики.
- Алгебра 9 класс : Глава I. Квадратичная функция. § 1. Функции и их свойства. § Квадратичная функция и ее график. §4. Степенная функция.
Цели :
- повторить с обучающими все изученные функции, свойства функций и их графики;
- научить обучающихся описывать свойства функций на языке интервалов;
- научить перечислять свойства функций по графику;
- научить строить графики, преобразовывать их
- научить обучающихся по графику определять формулу функции, по которой он построен;
- дать возможность обучающимся применять все полученные знания на различных заданиях по данной теме, в том числе, на заданиях ОГЭ.
Задачи:
- Формирование у учащихся целостного представления о функциях, их графиках и о применении их в разделах физики, химии, экономике, биологии математики, связи с другими темами.
- Формирование аналитического мышления, развитие памяти, кругозора, умение преодолевать трудности при решении более заданий на построение графиков функций.
- Осуществление работы с дополнительной литературой.
- Акцентировать внимание учащихся на единых требованиях к правилам оформления заданий на построение графиков функций и на применение их при решении уравнений и систем уравнений и неравенств.
- Расширить математические представления учащихся по определённым темам, включённым в программы вступительных экзаменов в другие типы учебных заведений.
учебно – тематический план
Свойства функций и их графики.
Тема
Формы работы
Беседа, устные упражнения, решение заданий по материалам ГИА
Преобразование графиков функций.
Кол-во часов
Методическое обеспечение
1
Беседа, работа по таблице , устная работа, практическая работа.
Кусочно –заданные функции.
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия, «Уроки алгебры 9 кл.», методические пособия по ОГЭ.
1
Практическая работа с проверкой.
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия, «Уроки алгебры 9 кл.», методические пособия по ОГЭ.
1
Виртуальная школа
Кирилла и Мифодия, «Уроки алгебры 9 кл.» методические пособия по ОГЭ,
презентация.
Содержание занятий
- Первая тема «Свойства функций и их график »(1ч):
1)определение функции, способы задания функции, график функции, область определения функции, множество значений функции, свойства функции;
2)графики элементарных функций.
- Вторая тема «Преобразование графиков функций»(1ч):
1)преобразование графиков повторяется на примере графика некоторой функции;
2) преобразование графиков отрабатывается на примере квадратичной функции.
- Третья тема «Кусочно–заданные функции» (1ч):
1)построение простых кусочно-заданных функций;
2)построение сложных кусочно-заданных функций, в том числе разрывных;
Контроль знаний и умений.
- текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется в результате выполнения обучающимися самостоятельных работ,
- самооценке и взаимооценке,
- практических работ,
- творческих работ.
Система заданий
1) устные упражнения из презентации;
2)повторение элементарных функций ;
3)парная работа по заданиям подобранным из методических пособий;
4)Самостоятельная работа.
5) Домашняя работа в виде заданий ОГЭ.
1)повторение преобразований функций (школа Кирилла и Мифодия);
2)построение графиков схематически;
3) повторение методики построения графика квадратичной функции;
4) Построение графика функции у = 2 (х + 1) 2 – 3;
5) Домашняя работа: составить пять функций вида у = а (х - n) 2 + m и построить их графики.
Задания для индивидуальной работы
Область определения и область значений функции
Свойства функций
График функции
План занятия №3 «Кусочно-заданные функции»
3-ий час:
- Повторение: демонстрационный материал (презентация).
- Устная работа(презентация).
- Построение и разбор примеров кусочно-заданных функций(презентация).
- Задание на дом: домашняя практическая работа : построение кусочно - заданных функций из материалов ОГЭ.
Задание ОГЭ
- Задайте аналитически функцию график, которой изображен на рисунке
Задание ОГЭ
№ 2.Найти все значения k, при которых прямая y = kx пересекает ломаную, заданную условиями
Используемая литература
- Алгебра 9 класс: Тематические тесты, Ф.Ф. Лысенко;
- ГИА АЛГЕБРА: Сборник заданий для подготовки к государственной итоговой аттестации в 9 классе, Л.В.Кузнецова, С.Б. Суворова и другие;
- «Малое ЕГЭ по математике» , М.Н.Кочагина, В.В.Кочагин;
- Задания по математике, Л.И.Звавич, Д.И.Аверьянов и другие;
- www.valeryzykin.ru
- www.alexlarin.net