СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элективный курс:"Основные вопросы ОГЭ в курсе алгебры 9 класса"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация элективного курса для подготовки девятиклассников к ОГЭ с подробной программой на 3 часа по теме:"Кусочно-заданные функции", с примерами заданий из материалов ОГЭ, с  материалами для самостоятельной работы.Уделить в школьном курсе кусочно-заданным функциям очень важно, так как они часто встречаются на итоговых экзаменах, а отдельно не изучаются, поэтому -элективный курс -это выход.

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс:"Основные вопросы ОГЭ в курсе алгебры 9 класса"»

  Элективный курс  «Основные вопросы ОГЭ в курсе алгебры 9класса »    Автор: учитель  математики МБОУ «СОШ №7»  Гукасян Ж.П.

Элективный курс «Основные вопросы ОГЭ в курсе алгебры 9класса »

Автор: учитель

математики МБОУ «СОШ №7»

Гукасян Ж.П.

Пояснительная записка

  • Рабочая программа элективного  курса по алгебре для 9 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования (базовый уровень) с учетом требований федерального компонента государственного стандарта общего образования  по математике.
  • Данная программа курса сможет привлечь внимание учащихся, которым интересна математика. Курс предназначен для повторения знаний, умений  и   подготовки к ГИА   по математике. При изучении курса угроза перегрузок учащихся отсутствует, соотношение между объемом предлагаемого материала и временем, необходимым для его усвоения оптимально. Курс соответствует возрастным особенностям школьников и предусматривает индивидуальную и дифференциальную работу.
  • Занятия включают в себя теоретическую и практическую части:

беседы, самостоятельную и тестовую  работы, диагностические работы- по желанию учащихся.

  • Эффективность обучения отслеживается следующими формами контроля:

тест, самостоятельная работа, практическая работа, устная работа, диагностическая работа.

  • Курс рассчитан на 17часа. Занятия проводятся один раз в неделю.

Цели:   Закрепление теоретических знаний, развитие практических навыков и умений. Умение применять полученные навыки при решении нестандартных заданий. Создание условий для формирования и развития  у обучающихся навыков анализа и систематизации,  полученных ранее знаний; подготовка к итоговой аттестации в форме ГИА .

Цели:

  • Закрепление теоретических знаний, развитие практических навыков и умений.
  • Умение применять полученные навыки при решении нестандартных заданий.
  • Создание условий для формирования и развития  у обучающихся навыков анализа и систематизации,  полученных ранее знаний; подготовка к итоговой аттестации в форме ГИА .
Задачи:   Формирование у учащихся целостного представления о теме, ее значения в разделе математики, связи с другими темами. Формирование аналитического мышления, развитие памяти, кругозора, умение преодолевать трудности при решении более сложных задач. Осуществление работы с дополнительной литературой. Акцентировать внимание учащихся на единых требованиях к правилам оформления различных видов заданий, включаемых в итоговую аттестацию  за курс основной  школы. Расширить математические представления учащихся по определённым темам, включённым в программы вступительных экзаменов в другие типы учебных заведений.

Задачи:

  • Формирование у учащихся целостного представления о теме, ее значения в разделе математики, связи с другими темами.
  • Формирование аналитического мышления, развитие памяти, кругозора, умение преодолевать трудности при решении более сложных задач.
  • Осуществление работы с дополнительной литературой.
  • Акцентировать внимание учащихся на единых требованиях к правилам оформления различных видов заданий, включаемых в итоговую аттестацию  за курс основной  школы.
  • Расширить математические представления учащихся по определённым темам, включённым в программы вступительных экзаменов в другие типы учебных заведений.
Воспитательное назначение    Обучение  потребует от учащихся :  умственных и волевых усилий,  развитого внимания,  активности, творческой инициативы, умений коллективно-познавательного труда.

Воспитательное назначение 

Обучение  потребует от учащихся :

  • умственных и волевых усилий,
  • развитого внимания,
  • активности,
  • творческой инициативы,
  • умений коллективно-познавательного труда.

Учебно-тематический план курса № п/п Наименование тем 1. Числа Всего часов 2. Формы работы 2 Выражения и их преобразования 3. Уравнения и системы уравнений Беседа, практикум.  4. 3  3 Беседа, практикум. Неравенства и системы неравенств. 5. Презентация, практикум, Прогрессии 3 6. зачет. 3 Лекция, практикум, тестирование. Функции и графики Презентация с прикладным материалом,  Всего 3 практику м тестирование. Презентация, практикум с использованием 17 методических пособий по ОГЭ, демонстрационный материал.

Учебно-тематический план курса

п/п

Наименование тем

1.

Числа

Всего часов

2.

Формы работы

2

Выражения и их преобразования

3.

Уравнения и системы уравнений

Беседа, практикум.

4.

3

3

Беседа, практикум.

Неравенства и системы неравенств.

5.

Презентация, практикум,

Прогрессии

3

6.

зачет.

3

Лекция, практикум, тестирование.

Функции и графики

Презентация с прикладным материалом,

Всего

3

практику м тестирование.

Презентация, практикум с использованием

17

методических пособий по ОГЭ, демонстрационный материал.

СТАТИСТИКА .ЧАСТЬ 1. Определение принадлежности точки координатной плоскости (начала координат) графику функции(познавательная категория-знание/понимание) – 73-80%. Соотнесение графиков функции вида у = kx с формулами (познавательная категория-знание/понимание) – 69-80%. Выяснение взаимного расположения графика функции вида  у = х² + с и прямой вида у = а (познавательная категория-знание/понимание) – 55-79%.  Чтение графиков функции, понимание функциональной символики (познавательная категория-знание/понимание) – 61-76%. Интерпритация графика реальной зависимости(познавательная категория-практическое применение) – 74-81%.

СТАТИСТИКА .ЧАСТЬ 1.

  • Определение принадлежности точки координатной плоскости (начала координат) графику функции(познавательная категория-знание/понимание) 73-80%.
  • Соотнесение графиков функции вида у = kx с формулами (познавательная категория-знание/понимание) 69-80%.
  • Выяснение взаимного расположения графика функции вида

у = х² + с и прямой вида у = а (познавательная категория-знание/понимание) 55-79%.

  • Чтение графиков функции, понимание функциональной символики (познавательная категория-знание/понимание) 61-76%.
  • Интерпритация графика реальной зависимости(познавательная категория-практическое применение) 74-81%.

СТАТИСТИКА. Часть 2. Составление формулы функции вида у = ах², проходящую через заданную точку; вычисление координат точек пересечения параболы с горизонтальной прямой –  19-23%. Построение графиков кусочно-заданных функций; определение промежутков возрастания (убывания) функции – 13-18%. Решение задачи геометрического содержания на координатной плоскости с использованием алгебраического метода и с опорой на графические представления – 9-14%. Построение графиков кусочно-заданных функций; исследование взаимного расположения построенного графика и прямой у = а – 15-25%.

СТАТИСТИКА. Часть 2.

  • Составление формулы функции вида у = ах², проходящую через заданную точку; вычисление координат точек пересечения параболы с горизонтальной прямой –

19-23%.

  • Построение графиков кусочно-заданных функций; определение промежутков возрастания (убывания) функции 13-18%.
  • Решение задачи геометрического содержания на координатной плоскости с использованием алгебраического метода и с опорой на графические представления 9-14%.
  • Построение графиков кусочно-заданных функций; исследование взаимного расположения построенного графика и прямой у = а 15-25%.

 Программа занятий по теме: «Функции и графики»(3ЧАСА)

Программа занятий по теме: «Функции и графики»(3ЧАСА)

Место темы в системе знаний  Алгебра 7 класс : Глава II. Функции. § 5. Функции и их графики. §6 Линейная функция. Для тех, кто хочет знать больше . Задание функции несколькими способами. §8. Одночлены, п.23. Функция y=x², y=x³ и их графики. Алгебра 8 класс : Глава I. Рациональные дроби § 3. Произведение и частное дробей, п.8. Функция y=k/х и ее график. § 5. Арифметический квадратный корень, п.15. Функция y=√х и ее график. Для тех, кто хочет знать больше, п.42 . Функции y=xˉ¹, y=xˉ² и их графики. Алгебра 9 класс : Глава I. Квадратичная функция. § 1. Функции и их свойства. § Квадратичная функция и ее график. §4. Степенная функция.

Место темы в системе знаний

  • Алгебра 7 класс : Глава II. Функции. § 5. Функции и их графики. §6 Линейная функция. Для тех, кто хочет знать больше . Задание функции несколькими способами. §8. Одночлены, п.23. Функция y=x², y=x³ и их графики.
  • Алгебра 8 класс : Глава I. Рациональные дроби § 3. Произведение и частное дробей, п.8. Функция y=k/х и ее график. § 5. Арифметический квадратный корень, п.15. Функция y=√х и ее график. Для тех, кто хочет знать больше, п.42 . Функции y=xˉ¹, y=xˉ² и их графики.
  • Алгебра 9 класс : Глава I. Квадратичная функция. § 1. Функции и их свойства. § Квадратичная функция и ее график. §4. Степенная функция.

Цели :   повторить с обучающими все изученные функции, свойства функций и их графики; научить обучающихся описывать свойства функций на языке интервалов; научить перечислять свойства функций по графику; научить строить графики, преобразовывать их научить обучающихся по графику определять формулу функции, по которой он построен; дать возможность обучающимся применять все полученные знания на различных заданиях по данной теме, в том числе, на заданиях ОГЭ.

Цели :

  • повторить с обучающими все изученные функции, свойства функций и их графики;
  • научить обучающихся описывать свойства функций на языке интервалов;
  • научить перечислять свойства функций по графику;
  • научить строить графики, преобразовывать их
  • научить обучающихся по графику определять формулу функции, по которой он построен;
  • дать возможность обучающимся применять все полученные знания на различных заданиях по данной теме, в том числе, на заданиях ОГЭ.
Задачи:   Формирование у учащихся целостного представления о функциях, их графиках и о применении их в разделах физики, химии, экономике, биологии математики, связи с другими темами. Формирование аналитического мышления, развитие памяти, кругозора, умение преодолевать трудности при решении более заданий на построение графиков функций. Осуществление работы с дополнительной литературой. Акцентировать внимание учащихся на единых требованиях к правилам оформления заданий на построение графиков функций и на применение их при решении уравнений и систем уравнений и неравенств. Расширить математические представления учащихся по определённым темам, включённым в программы вступительных экзаменов в другие типы учебных заведений.

Задачи:

  • Формирование у учащихся целостного представления о функциях, их графиках и о применении их в разделах физики, химии, экономике, биологии математики, связи с другими темами.
  • Формирование аналитического мышления, развитие памяти, кругозора, умение преодолевать трудности при решении более заданий на построение графиков функций.
  • Осуществление работы с дополнительной литературой.
  • Акцентировать внимание учащихся на единых требованиях к правилам оформления заданий на построение графиков функций и на применение их при решении уравнений и систем уравнений и неравенств.
  • Расширить математические представления учащихся по определённым темам, включённым в программы вступительных экзаменов в другие типы учебных заведений.
 учебно – тематический план  Свойства функций и их графики. Тема Формы работы Беседа, устные упражнения, решение заданий по материалам ГИА Преобразование графиков функций. Кол-во часов Методическое обеспечение 1 Беседа, работа по таблице , устная работа, практическая работа. Кусочно –заданные функции. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия, «Уроки алгебры 9 кл.», методические пособия по ОГЭ. 1 Практическая работа с проверкой. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия, «Уроки алгебры 9 кл.», методические пособия по ОГЭ. 1 Виртуальная школа Кирилла и Мифодия, «Уроки алгебры 9 кл.» методические пособия по ОГЭ, презентация.

учебно – тематический план

Свойства функций и их графики.

Тема

Формы работы

Беседа, устные упражнения, решение заданий по материалам ГИА

Преобразование графиков функций.

Кол-во часов

Методическое обеспечение

1

Беседа, работа по таблице , устная работа, практическая работа.

Кусочно –заданные функции.

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия, «Уроки алгебры 9 кл.», методические пособия по ОГЭ.

1

Практическая работа с проверкой.

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия, «Уроки алгебры 9 кл.», методические пособия по ОГЭ.

1

Виртуальная школа

Кирилла и Мифодия, «Уроки алгебры 9 кл.» методические пособия по ОГЭ,

презентация.

Содержание занятий Первая тема «Свойства функций и их график »(1ч): 1)определение функции, способы задания функции, график функции, область определения функции, множество значений функции, свойства функции; 2)графики элементарных функций. Вторая тема «Преобразование графиков функций»(1ч): 1)преобразование графиков повторяется на примере графика некоторой функции; 2) преобразование графиков отрабатывается на примере квадратичной функции. Третья тема «Кусочно–заданные функции» (1ч): 1)построение простых кусочно-заданных функций; 2)построение сложных кусочно-заданных функций, в том числе разрывных;

Содержание занятий

  • Первая тема «Свойства функций и их график »(1ч):

1)определение функции, способы задания функции, график функции, область определения функции, множество значений функции, свойства функции;

2)графики элементарных функций.

  • Вторая тема «Преобразование графиков функций»(1ч):

1)преобразование графиков повторяется на примере графика некоторой функции;

2) преобразование графиков отрабатывается на примере квадратичной функции.

  • Третья тема «Кусочно–заданные функции» (1ч):

1)построение простых кусочно-заданных функций;

2)построение сложных кусочно-заданных функций, в том числе разрывных;

Контроль знаний и умений. текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется в результате выполнения обучающимися самостоятельных работ,  самооценке и взаимооценке, практических работ, творческих работ.

Контроль знаний и умений.

  • текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется в результате выполнения обучающимися самостоятельных работ,
  • самооценке и взаимооценке,
  • практических работ,
  • творческих работ.

Система заданий 1-ый час:  1) устные упражнения из презентации;  2)повторение элементарных функций ;  3)парная работа по заданиям подобранным из методических пособий;  4)Самостоятельная работа.  5) Домашняя работа в виде заданий ОГЭ. 2-ой час:  1)повторение преобразований функций (школа Кирилла и Мифодия);  2)построение графиков схематически;  3) повторение методики построения графика квадратичной функции;  4) Построение графика функции у = 2 (х + 1) 2 – 3;  5) Домашняя работа: составить пять функций вида у = а (х - n) 2 + m и построить их графики.

Система заданий

  • 1-ый час:

1) устные упражнения из презентации;

2)повторение элементарных функций ;

3)парная работа по заданиям подобранным из методических пособий;

4)Самостоятельная работа.

5) Домашняя работа в виде заданий ОГЭ.

  • 2-ой час:

1)повторение преобразований функций (школа Кирилла и Мифодия);

2)построение графиков схематически;

3) повторение методики построения графика квадратичной функции;

4) Построение графика функции у = 2 (х + 1) 2 – 3;

5) Домашняя работа: составить пять функций вида у = а (х - n) 2 + m и построить их графики.

Задания для индивидуальной работы

Задания для индивидуальной работы

Область определения и область значений функции

Область определения и область значений функции

Свойства функций

Свойства функций

График функции

График функции

План занятия №3 «Кусочно-заданные функции» 3-ий час: Повторение: демонстрационный материал (презентация). Устная работа(презентация). Построение и разбор примеров кусочно-заданных функций(презентация). Задание на дом: домашняя практическая работа : построение кусочно - заданных функций из материалов ОГЭ.

План занятия №3 «Кусочно-заданные функции»

3-ий час:

  • Повторение: демонстрационный материал (презентация).
  • Устная работа(презентация).
  • Построение и разбор примеров кусочно-заданных функций(презентация).
  • Задание на дом: домашняя практическая работа : построение кусочно - заданных функций из материалов ОГЭ.

Задание ОГЭ Задайте аналитически функцию график, которой изображен на рисунке

Задание ОГЭ

  • Задайте аналитически функцию график, которой изображен на рисунке
Задание ОГЭ № 2.Найти все значения k, при которых прямая y = kx пересекает ломаную, заданную условиями

Задание ОГЭ

№ 2.Найти все значения k, при которых прямая y = kx пересекает ломаную, заданную условиями

Используемая литература Алгебра 9 класс: Тематические тесты, Ф.Ф. Лысенко; ГИА АЛГЕБРА: Сборник заданий для подготовки к государственной итоговой аттестации в 9 классе, Л.В.Кузнецова, С.Б. Суворова и другие; «Малое ЕГЭ по математике» , М.Н.Кочагина, В.В.Кочагин; Задания по математике, Л.И.Звавич, Д.И.Аверьянов и другие; www.valeryzykin.ru www.alexlarin.net

Используемая литература

  • Алгебра 9 класс: Тематические тесты, Ф.Ф. Лысенко;
  • ГИА АЛГЕБРА: Сборник заданий для подготовки к государственной итоговой аттестации в 9 классе, Л.В.Кузнецова, С.Б. Суворова и другие;
  • «Малое ЕГЭ по математике» , М.Н.Кочагина, В.В.Кочагин;
  • Задания по математике, Л.И.Звавич, Д.И.Аверьянов и другие;
  • www.valeryzykin.ru
  • www.alexlarin.net