СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элективный курс по биологии "Практикум по гигиене" (8-9 класс)

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа электвного курса по биологии "Практикум по гигиене" составлена для учащихся 8 класса, а также можно использовать в 9 классе при подготовке к экзаменам.

Просмотр содержимого документа
«практикум по гигиене»









































Раздел 1. Общий обзор организма.

Работа №1. Самооценка здоровья.

Ход работы:

  1. Оцените по 5 – бальной системе свое самочувствие, работоспособность и настроение за прошлый год.

  2. Рассчитайте среднюю оценку.

  3. Если за последний год болели четыре раза и более, то уменьшите полученную цифру на один балл.

  4. Ищите причину в отклонении здоровья.

  5. Старайтесь не терять достигнутого уровня.

  6. Результаты записывайте в таблицу.

Период, за который проводится самооценка здоровья

Оценка самочувствия

Оценка

работоспособности

Оценка настроения

Средняя оценка











7. Вывод:







Работа №2. Антрометрия.

Предварительные сведения.

Анторметрия (от греческих слов «аnthropos» - человек и «metrio» -измерять) – это совокупность методов и приёмов изучения морфологических особенностей человеческого тела (рост, ширина плеч, окружность грудной клетки и др.)

Работа проводится в парах, каждый из которых поочередно является экспериментатором и испытуемым.

Результаты измерения заносятся в таблицу.


Таблица антропометрических измерений.



Дата

Рост, см.

Окружность грудной клетки, см.

Ширина плеч, см.

Масса тела, кг.

Расчётная масса тела, кг.

Вывод массы тела

при вдохе

при выдохе


























Оборудование: ростомер или косяк двери или стены с нанесёнными делениями, лента с сантиметровыми делениями, медицинские весы или напольные весы.

Ход работы:

  1. Измерить рост с помощью ростомера или других приспособлений. Данные занесите в таблицу.

  2. Возьмите нулевую отметку ленты в левую руку. Закиньте ленту за спину испытуемого. Лента на спине испытуемого должна располагаться под нижними углами лопаток, на груди: у мальчиков – по нижней полуокружности соска, у девочек – по хрящам IV пары рёбер над молочными железами. Правая и левая руки должны сойтись на груди. Сделать вдох и снять показания. Выдох и снять показания. Данные внести в таблицу.

  3. Проверить весы. Встаньте на весы и с помощью гирек измерьте вес испытуемого. Показания занесите в таблицу

  4. Соотношение роста и массы тела может быть нормальной либо свидетельствовать о худобе (истощении) или полноте (ожирении) испытуемого. Для здоровья важным критерием является «нормальная» масса тела, наиболее благоприятствующая жизнедеятельности и сохранению здоровья человека.

Способы определения нормальной массы тела различны. Но наиболее простым и распространённым является индекс Брока: нормальный вес в колограммах равен длине тела в сантиметрах минус 100.

Рассчитайте, каким должен быть ваш нормальный вес в соответствии с индексом Брока. Сравните его со своим истинным весом.

  1. Сделайте вывод.










Работа №3. Исследование ногтей.

Цвет, форма и поверхность ногтей могут свидетельствовать как о здоровье, так и о болезнях человека.

Ход работы:

1. Посмотрите на свои ногти

Признаки

Вывод о здоровье или заболевании

Гладкие бледно-розовые

Здоровье

Бледный цвет

Заболевание

Желтизна

Болезни печени

Синий цвет

Сердечная недостаточность

Вогнутая и выпуклая форма

Недостаток железа в организме

Длинные линии на ногтях

Сердечная и лёгочная недостаточность

Белые пятна на ногтях

Плохая всасываемость в системе пищеварения

Поперечные борозды

Признак стресса. Плохое питание или запущенная болезнь

2. Сделайте выводы о состоянии своего здоровья.














Раздел 2. Опорно-двигательная система.

Работа №4. Определение гибкости позвоночника.

Оборудование: линейка, табурет (ступенька лестницы)

Ход работы:

  1. Возьмите в руку линейку и встаньте на табурет или ступеньку лестницы.

  2. Не сгибая ног, согните корпус в пояснице.

  3. Измерьте расстояние между указательным пальцем опущенных вниз рук и уровнем табурета (лестницы). Если пальцы оказываются ниже плоскости табурета, ставьте знак «+». (Например +3. Это значит, что пальцы опустились на 3 см. ниже плоскости табурета.) Если пальцы не достали табурета, ставьте знак «-». (Например -5. Это значит, что палец не дотягивается до плоскости табурета на 5см.)

  4. Подсчитайте среднюю гибкость позвоночника юношей и девушек в условных единицах (см). Для этого вычислите среднюю гибкость суммируя полученные данные юношей, а затем – девушек. Первую из полученных сумм разделите на число участников, вторую – на число участниц эксперимента. Затем сравните средние результаты по формуле.


(результаты девушек – результаты юношей) х 100 %

результаты девушек


Оценка результатов. По статистике гибкость девушек на 20-25% больше, чем юношей. Характерно ли это соотношение для вашей группы?


Работа №5: Сохранение правильной осанки в положении «стоя», «сидя» и при ходьбе.

В положении «стоя»:

1. Станьте спиной к стене так, чтобы голова, плечи и ягодицы опирались на стену.

2. Голову держите прямо, смотрите вперёд (не поднимайте нос кверху и не выдвигайте подбородок).

3. поднимите и слегка отведите плечи назад.

4. Втяните живот.

5. Таз продвиньте вперёд. Щель между стеной и поясницей должна быть сужена до нормы. Проконтролируйте это рукой.

6. Отойдите от стены, сохраняя принятое положение. Запомните это положение и старайтесь удержать его в будущем.

7. Дайте оценку своей осанке. Осанку следует считать нормальной, если между поясницей и стеной проходит ладонь, а не кулак.

В положении «сидя» и при ходьбе:

Оборудование: хоккейная шайба или любой другой небольшой предмет.

Ход работы:

  1. Положите на темя хоккейную шайбу.

  2. Попробуйте сесть на стул, пройтись по комнате с предметом на голове.

  3. Чтобы проконтролировать, насколько правильно вы садитесь, проделайте следующее: подойдите к шкафу, к стене, обопритесь на них головой, лопатками и ягодицами. Теперь присядьте на корточки, скользя по опоре. Если предмет с головы упадёт, определите, какую ошибку вы совершили при выполнении этого движения.

Сколиоз – боковые искривления позвоночника.

Лордоз – переднее-задние искривления позвоночника






Работа №6. Выявление плоскостопия.

Предварительные сведения.

Стопа выполняет у человека опорную и рессорную функции.

В стопе выделяют тыл, подошву и пальцы. Стопа состоит из многих костей, суставов и мышц. При правильной форме подошва стопы имеет наружный (грузовой) свод и внутренние (пружинящие) своды: продольный и поперечный. Пружинящий свод выполняет функцию рессоры.

Если своды стопы понижаются, то происходит деформация стопы – плоскостопие. Это серьёзное заболевание, которое влияет не здоровье не только ног, но и всего организма человека. Поэтому важно знать, нормальные ли у вас стопы или вы страдаете плоскостопием. Плоскостопие бывает врождённым и приобретённым (статическое, рахитическое, травматическое, паралитическое). Статическое плоскостопие – наиболее часто встречающаяся деформация стоп. Она возникает в результате перегрузок, связанных с длительным пребыванием на ногах и ношением нерациональной обуви.

Самым распространённым и простым методом определения плоскостопия является снятие плантограммы – отпечатка подошвенной поверхности стопы.

Оборудование: лист бумаги, акварельные краски, карандаш.

Подготовка к работе. Подготовительную часть работы проделайте дома. Встаньте мокрыми босыми ногами на лист бумаги. Получившийся след обведите карандашом или закрасьте акварельной краской. Отпечатки принесите на занятие.

Ход работы:

  1. Измерьте ширину плюсневой части отпечатка ноги в сантиметрах.

  2. Измерьте ширину отпечатка в её средней и пяточной частях.

  3. Число, обозначающее ширину отпечатка стопы в средней части разделите на число, обозначающее ширину в плюсневой части. Результат выразите в процентах.

  4. Оценка результатов. Если полученное процентное соотношение не будет превышать 33%, нога нормальная, плоскостопия нет; если превышает, то это свидетельствует о наличии плоскостопия I, II или III степени (более 75%).

Мы измерили продольное плоскостопие, но есть ещё и поперечное. Оно проявляется при ношении обуви на высоких каблуках. В такой обуви нагрузка падает на место, где проходит поперечный свод (плюснофаланговое сочленение). Свод исчезает. В результате головка первой плюсневой кости резко выдаётся в сторону, становится торчащей, а большой палец изгибается и давит на остальные. Пальцы деформируются, приобретают неправильную форму, со стороны мизинца образуются мозоли и роговые наросты. Стопа делается не только не красивой, но и болезненной.


Рекомендации по лечению плоскостопия.

Ведущее место в лечении плоскостопия занимает лечебная физкультура (рис.). Можно использовать упражнения в естественных условиях: ходьбу босиком по рыхлой почве, песку, бревну, лазание по канату, шесту, подгребание песка стопами, плавание.

Укреплению мышечно-связочного аппарата стопы способствует также массаж и самомассаж, которые укрепляют мышцы, поддерживающие свод, и способствуют натяжению связочного аппарата, корректируют неправильное положение стопы, обеспечивают правильное положение всего тела и нижних конечностей при стоянии и ходьбе, действуют общеукрепляющее на организм, улучшают обмен веществ, активизируют двигательный режим.

Работа №7. Значение ритма и нагрузки в работе мышц.

Оборудование: гири массой 1-2кг., часы с секундной стрелкой, метр.

Ход работы:

  1. Поднимайте груз массой 1кг. до горизонтального положения в удобном для вас ритме. Через несколько минут наступает утомление.

  2. Вытяните руку до горизонтального положения, положите на ладонь груз массой 1кг. Держите груз на одном уровне. Установите время, когда наступит утомление.

  3. Сравните результаты первого опыта (динамическая работа) со вторым (статическая работа). Сделать вывод.

Раздел 3. Дыхание.

Предварительные сведения.

Ваше дыхание – мощный рычаг тонуса и настроения. Перемена дыхания – это подготовка к перемене деятельности. Общаясь, мы «читаем» дыхание друг друга. Мимико-эмоциональные жесты связаны с дыхательными движениями: при внезапном удивлении, изумлении мы производим резкий короткий вдох, а выражая презрение, - короткий выдох, обрывок смеха.

По дыханию можно судить о темпераменте человека. Глубокий вдох и энергичный выдох характеризует холерика (активного неврастеника). Шумное сопящее дыхание, если исключить болезнь, выдаёт человека тяжёлого нрава, подозрительного, но иногда и добродушного тугодума. Дыхание мощное и ровное у человека самоуверенного, доброго, деятельного. Частые и глубокие вдохи с медленным выдохом свидетельствуют о том, что перед вами безнадёжный меланхолик. Однако всё это приблизительно: дыхание – дитя мгновения.

Тонус дыхания, дыхательный «стиль», имеет громадное значение в создании внутреннего эмоционального состояния. Могут быть предложены такие формы самовнушений (по В.Л.Леви):

- моё дыхание совершенно свободно;

- дышу непринуждённо, легко и свободно, ритмично;

- полагаюсь на своё дыхание;

- и даже – мне лень дышать.

Работа №8. Определение жизненной ёмкости лёгких (ЖЕЛ).

Предварительные сведения.

Общее количество воздуха, которое человек может выдохнуть после максимального вдоха, называют жизненной ёмкостью лёгких (ЖЕЛ). Однако после выдоха в лёгких остаётся воздух. Это остаточный объём.

Для того чтобы определить величину нормальной жизненной ёмкости лёгких людей, следующую формулу:

у мужчин ЖЕЛ (л) = 2,5 х рост (м);

у женщин ЖЕЛ (л) = 1,9 х рост (м).

Средние показатели: для мужчин – 4,25л, для женщин – 3,23л.

Если реальная жизненной ёмкостью лёгких окажется равной или большей, чем вычисленные величины, результаты следует считать хорошими, если меньше – плохими.

Оборудование: резиновый шарик, цилиндрическое ведро, линейка, мел.

Ход работы:

  1. Налейте в ведро 4 литра воды и отметьте уровень воды мелом.

  2. Вдохните максимальное количество воздуха и выдохните в предварительно хорошо раздутый шарик (полиэтиленовый пакет).

  3. Опустите надутый шарик в ведро и отметьте, на сколько изменился уровень воды. Поскольку по объёму количество вытесненной воды будет равно объёму воздуха в шарике, то можно вычислить объём выдохнутого воздуха:

V = πR2h

где V – объём;

R – радиус цилиндрического ведра;

h – высота, на которую поднялась вода в ведре после опускания в неё надутого шарика.

4. Вычислите свою жизненную ёмкость лёгких по приведённой выше формуле.

5. Сравните ЖЕЛ, полученную в опыте, с её теоретическим значением. Сделайте вывод о состоянии своего здоровья.


Работа №9. Измерение продолжительности задержки дыхательных движений при вдохе и выдохе.

Требования безопасности.

Лицам, страдающим головокружением, заболеваниями сердечно-сосудистой системы, выполнять пробы с задержкой дыхания НЕЛЬЗЯ.

Оборудование: часы с секундной стрелкой

Ход работы:

  1. Сядьте, сделайте глубокий вдох и выдох.

  2. Вдохните примерно 80% воздуха от максимально возможного и задержите дыхание. Начните отсчёт.

  3. Когда дыхание непроизвольно возобновится, заметьте, сколько секунд продолжалась задержка дыхания. Запишите результат.

  4. Отдохните 5-7 минут.

  5. Сделайте не очень глубокий выдох, задержите дыхание и начните отсчёт.

  6. Когда дыхание непроизвольно возобновится, заметьте, сколько секунд продолжалась задержка дыхания. Запишите результат.

  7. Сравните результаты опыта с приведёнными ниже и сделайте вывод о состоянии сердечно-сосудистой системы.


Время задержки дыхания

Условия опыта

Удовлетворительное

Реальное в опыте

Задержка на вдохе

15-55 сек.


Задержка на выдохе

12-13 сек.


Работа №10. Подружитесь со своим голосом.

В момент хорошего самочувствия, уверенности и бодрости голос звучит ясно, твёрдо, сочно, интонации богаты: у мужчин они ясно различимы, а у женщин появляется приятная мелодичность.

Несколько упражнений для голоса (выполнять их лучше в уединении).

  1. Свободно вдохните, медленно выдохните, произнося гласные звуки: «а-а-а», «о-о-о» - и пр.; согласные – «м-м-м», «н-н-н»; слоги – «ба-а», «да-а» и др., придавая голосу уверенное, сильное, вибрирующее звучание. Варьируйте громкость, высоту, продолжительность, но при всех условиях старайтесь сохранять свободу и лёгкость дыхания. Напрягать следует только диафрагму, живот, нижнюю часть грудной клетки и оставлять максимально свободными плечи, шею, горло.

  2. Произнесите по 7 раз каждое из следующих слов, начиная с тихого, полушёпотного регистра, с нарастающей силой и эмоциональной насыщенностью (ритмируя вдохом и выдохом):

Свобода собран уверен

Сила ясно твёрдо

Солнце радость громко

Добивайтесь предельной выразительности звучания.

3. Читайте вслух с различной громкостью и скоростью стихи, прозу, пропевайте

мелодии песен с содержанием, соответствующим желаемому настрою.

  1. Разговаривайте с воображаемым собеседником.

Это упражнения разовьют у вас дыхательно-голосовую уверенность. Поможет и прямое подражание знакомым, обладающим такими качествами. Вы обретёте уверенность и непринуждённость в общении ( по В. Леви)

Для правильного произношения полезны скороговорки. Научитесь произносить их быстро, на одном дыхании.

Правила произнесения скороговорок.

  1. Сделайте вдох с участием диафрагмы и мышц живота (короткий вдох, как будто вы удивились)

  2. Произносить скороговорки надо на одной высокой ноте, добиваясь чёткости произношения каждого звука и скорости говорения.

Скороговорки.

  1. У перепела и перепёлки пять перепелят.

  2. Вставай, Архип, петух охрип.

  3. У воза – овца, на возу – пуд овса.

  4. У Сашки в кармашке шишки и шашки.

  5. Колотил Клим клин, колотил, да не выколотил.

  6. Не прибирает Домна дом, а у Домны дом вверх дном.

  7. Прокоп полол укроп, полол и пропалывал

  8. Есть Кирилл присел, да кисел кисель.

  9. Бредут бобры в сыры боры. Бобры храбры – для бобрят добры.

Раздел 4. Кровь и кровообращение.


Работа №11. Измерение артериального давления.

Оборудование: мембранный прибор-измеритель артериального давления, фонендоскоп.

Ход работы:

  1. Ознакомьтесь с прибором и найдите его составные элементы: мембранный манометр, компрессионную манжетку, пневматический нагнетатель – грушу, соединительные трубки, фонендоскоп.

  2. Наложите манжетку на плечо пациента. При правильном наложении манжета под неё можно просунуть палец. При этом соединительные трубки необходимо расположить над пережимаемой артерией в области наложения головки фонендоскопа. Перед началом измерения давления необходимо стрелки манометра совместить с нулевым делением шкалы, вращая регулировочную обойму или кнопку (в зависимости от конструкции прибора).

  3. Поверните регулятор груши по направлению стрелки до отказа так, чтобы нагнетаемый воздух направлялся в манометр.

  4. Установите микрофон фонендоскопа мембраной к коже над артерией в области локтевой впадины ниже манжеты.

  5. Расположите манометр перед своим взором так. Чтобы нулевая отметка была внизу круглой шкалы.

  6. Ритмично сжимая грушу-нагнетатель, создайте давление в манжете на 40-60 делений выше предполагаемого систолического (верхнего) давления пациента.

  7. Медленным поворотом регулятора против направления стрелки обеспечьте плавное снижение давление в компрессионном манжете.

  8. В момент появления первого из прослушиваемых тонов Короткова (пульсирующие глухие звуки) зафиксируйте по манометру систолическое (верхнее) давление, а при их исчезновении – диастолическое (нижнее) давление.

  9. Поверните регулятор против направления стрелки до упора и выдержите прибор в этом состоянии 5-7 секунд

  10. снимите манжету.


Работа №12. Приёмы остановки кровотечений.

Оборудование: перевязочные материалы, жгут, кусок ткани, блокнот, йод, вазелин или крем (имитаторы стрептоцидовой мази), вата, учебник.

Ход работы:

Венозное кровотечение

  1. Обработайте края условной раны йодом.

  2. Отрежьте квадратный кусок бинта, подверните концы, чтобы они не махрились, сложите его вчетверо, нанесите на салфетку мазь и приложите к ране, сверху наложите вату и сделайте тугую повязку, переворачивая бинт через 2-3 хода.

Артериальное кровотечение

  1. Ознакомьтесь с точками, где надо пережимать артерии при кровотечении (рис.)

  2. Определите место наложения жгута при «условном» ранении конечности.

  3. Подложите под жгут кусок ткани, растяните резиновый жгут и сделайте 2-3 оборота, пока пульсация ниже перетяжки не перестанет прощупываться. Первый ход должен быть максимально тугим, остальные слабее. Закрепите жгут с помощью крючка и цепочки.

  4. Вложите записку с указанием времени наложения жгута.

  5. Ознакомьтесь по рисунку учебника с приёмами остановки кровотечения до наложения жгута с помощью закрутки. Из бинта или носового платка сделайте кольцо, завязав его узлом. Оденьте это кольцо на травмируемую руку на 5-10 см. выше раны (ближе к сердцу). Под узел вложите прочную палочку длиной 20-30 см. Закрутите её так, чтобы кольцо сдавило конечность и остановило кровотечение. Палочку закрепить.

Правила наложения жгута.

  1. Жгут накладывают на 1,5-2 часа в тёплое время года и на 1 час – в холодное.

  2. Под жгут кладут записку с указанием даты и времени наложения.


Работа №13. Приёмы наложения повязок.

Оборудование: липкий пластырь, вата, бинт, трубчатый бинт, раствор марганцовки.

Ход работы:

  1. Отметьте «травмированную» часть руки раствором марганцовки.

  2. Наложите лейкопластырные повязки на тыльную сторону ладони, предплечье, палец.

  3. Проверьте прочность прикрепления, возможность различных движений.

  4. Выберите бинт для бинтования кисти и предплечья.

  5. Наложите цилиндрическую повязку на два пальца. Соблюдайте правила бинтования:

- головку бинта держите в правой руке, а начало бинта в левой;

- рука следует за ходом бинта;

- раскатывайте бинт слева на право, спинкой к бинтуемой поверхности, не отрывая рук от неё и растягивая бинт в воздухе;

- накладывайте бинт плотно, без складок;

- закрепите бинт перекрёстом.

  1. Проверьте правильность наложения повязки: закрыта ли травмируемая часть руки, нет ли нарушений кровообращения.




Работа №14. Правила пользования стандартным индивидуальным перевязочным пакетом – ИПП.

Оборудование: ИПП.

Ход работы:

  1. Возьмите пакет в левую руку, чтобы продольная склейка прорезиненной оболочки находилась сверху.

  2. Правой рукой захватите надрезанный край склейки и оборвите его.

  3. Извлеките содержимое, завёрнутое в пергаментную бумагу, достаньте из складки бумажной оболочки булавку (осторожно разверните бумажную оболочку).

  4. Возьмите в левую руку конец бинта, к которому пришита подушечка, в правую – скатку бинта; разведите руки в стороны. При этом бинт натягивается, свёрнутые подушечки расправляются, обнажая внутренние стерильные поверхности, предназначенные для наложения на рану. Прикасаться к подушечкам можно только со стороны, отмеченной цветной ниткой.

  5. Раздвиньте подушечки на нужное расстояние и произведите бинтование. Конец бинта закрепите булавкой.















Раздел 5. Пищеварение.

Работа №15. Простейшие способы очистки воды из природных источников.

1 - способ

Оборудование: колба коническая на 250мл., палочка стеклянная с резиновым наконечником, установка для фильтрования (штатив металлический с кольцом, воронка коническая – D = 56мм, стакан химический 250мл), ложка – дозатор, фильтр. Реактив – соль поваренная (кристаллы).

Ход работы:

  1. Наполните коническую колбу водой из природного источника.

  2. Добавьте в неё ¼ часть чайной ложки (1 ложку-дозатор) поваренной соли.

  3. Размешайте воду в колбе до растворения соли, используя стеклянную палочку с резиновым наконечником.

  4. Дайте воде постоять 2-3 минуты. За это время могут погибнуть некоторые виды микробов и осядут соли тяжёлых металлов. Наблюдайте появление осадка.

  5. Профильтруйте раствор. Полученную воду можно использовать для приготовления пищи.

2 – способ

Оборудование: колба коническая на 100мл., палочка стеклянная с резиновым наконечником, нагреватель лабораторной посуды. Реактив – настойка йода.

Ход работы:

  1. Наполните коническую колбу водой из природного источника

  2. Добавьте в колбу с водой 1 каплю йодной настойки.

  3. Размешайте воду в колбе стеклянной палочкой с резиновым наконечником.

  4. Нагрейте воду до кипения и осторожно кипятите 5-6 минут

  5. Йод испарится, и вода будет пригодна для питья.

3 – способ

Оборудование: колба коническая на 100мл. с пробкой, ступка с пестиком, весы учебные - ВГУ, установка для фильтрования (палочка стеклянная, штатив металлический с кольцом, воронка коническая, стакан химический 100мл, фильтр). Реактив – таблетка гидроперита..

Ход работы:

  1. Наполните коническую колбу водой из природного источника.

  2. Разотрите в ступке 1 таблетку гидроперита (пергидроля).

  3. Отвесьте на весах 0, 002г. полученного порошка.

  4. Перенесите порошок гидроперита в колбу с водой и закройте её пробкой. Дайте колбе постоять 2-3 минуты.

  5. Откройте пробку, нагрейте воду до кипения. Наблюдайте выпадение хлопьевидного осадка коагулированных белков.

  6. Отфильтруйте раствор. Фильтрат пригоден для питья.

4 – способ

Оборудование: колба коническая на 100мл., нагреватель, весы учебные - ВГУ, воронка, стакан химический 100мл, фильтр. Реактив – хвоя кора.

Ход работы:

  1. Наполните коническую колбу водой из природного источника.

  2. Отвесьте на весах 1,5г. хвои одного из хвойных деревьев (ели, сосны, пихты, туи, кедра) или молодой веточки можжевельника.

(Внимание! Не употреблять для этих целей другие виды хвойных растений – они ядовиты)

  1. Перенесите хвою в колбу с водой.

  2. Нагрейте воду в колбе до кипения и осторожно кипятите 2-3 минуты.

  3. Добавьте в колбу щепотку ольховой (дубовой, ивовой или сосновой) коры и прокипятите ещё 1 минуту. Наблюдайте появление бурого осадка на дне.

  4. Остудите и профильтруйте раствор. Вода готова к употреблению.

Количество веществ, используемых для очистки воды, в расчёте на 1 ведро (10л.)

указаны в таблице.



Поваренная

соль

Йодная

настойка

Гидроперит, пергидроль

Хвойные

ветки

5 столовых ложек. Дать постоять 60-90 минут

1 флакон (10мл.). Кипятить 40-60 минут

4-5 таблеток. Дать постоять накрытой 20-30 минут

100-200г.

Кипятить30-40 мин.

Добавить несколько щепоток коры; ещё кипятить 10-15 минут


Работа №16. Пищевые отравления, предупреждение и первая помощь.

Очень опасны отравления грибами. Безусловно, ядовитыми являются бледная поганка, мухоморы. Но следует иметь в виду, что отравиться можно любыми съедобными грибами, если они неправильно приготовлены и плохо сохранились. Кроме того, в старом переросшем грибе, даже в белом, накапливаются отравляющие вещества. Некоторые грибы требуют специальной обработки. Например, строчки и сморчки, некоторые виды сыроежек необходимо сначала отварить в большом количестве воды в течение 10-20 минут, затем воду слить, грибы промыть и только после этого приступать к их вторичной кулинарной обработке.

В почве обитают споры бактерии «ботулинус». Если эта бактерия попадает в пищевые продукты при домашнем консервировании, то в условия отсутствия кислорода она начинает интенсивно размножаться, выделяя сильно действующий токсин, не имеющий ни вкуса, ни запаха. Поэтому вскрытый консервированный продукт внешне имеет обычный вид. Отравление таким продуктом называют ботулизмом. Токсин ботулизма может содержаться в глубинных участках таких твёрдых пищевых продуктов, как колбаса, окорок, солёная и копчёная рыба, особенно если эти продукты приготовлены в домашних условиях.

Токсин ботулинуса поражает в основном центральную и вегетативную нервную систему. Первые признаки отравления наступают в течение первых суток и выражаются в расстройстве дыхания из-за паралича дыхательных мышц, понижения температуры тела до 35 градусов, повышении сухости во рту, потере голоса, затруднении глотания, расширения зрачков, двоения в глазах. Больной чувствует общую слабость, иногда бывает тошнота, рвота, боли в животе.

Помощь при ботулизме необходимо оказать немедленно. Она заключается в своевременном введении специальной сыворотки, иначе больной может погибнуть.



Отравления ядовитыми растениями чаще всего наблюдаются летом и осенью. Надо твёрдо помнить, что нельзя пробовать на вкус незнакомые растения: их плоды, листья, корневища. Листья некоторых растений могут вызвать аллергические сыпи, даже ожоги. Например, таким свойством обладают гигантские растения борщевика, распространённые по обочинам дорог.

Отравления химическими веществами, которые попадают на продукты из окружающей среды. Такими могут быть ядохимикаты, минеральные удобрения, соли тяжёлых металлов, которые накапливаются в растениях из выбросов промышленных предприятий, автотранспорта.

Случаи отравления цинком возникают при хранении в оцинкованной посуде кислых продуктов (кваса, молока, огурцов, компота и т.д.)

Не рекомендуется приготовленную пищу (особенно овощные блюда) хранить в алюминиевой посуде, так как образуются нежелательные соединения. Поэтому после приготовления пищи её лучше переложить и хранить в эмалированной или стеклянной посуде.

При отравлении щелочами необходимо промыть желудок слабыми растворами уксусной или лимонной кислоты. Можно выпить оливкового или подсолнечного масла – до 200 г. в сутки.

При отравлении кислотами следует промыть желудок слабыми растворами щелочей (например, окисью магния, по 3-5 г на приём).

Возбудителями пищевых отравлений являются многочисленные виды микроорганизмов: сальмонеллы, кишечная палочка, простейшие, стафилококки и др.

Сальмонеллы – бактерии, которые живут в мясе и мясопродуктах, в утиных и гусиных яйцах. Во избежание попадания сальмонелл в организм человека нельзя хранить сырое мясо и рыбу с продуктами, которые употребляют в пищу без предварительной обработки (сыр, творог, хлеб и др.) Бактерии могут селиться в мельчайших трещинах разделочной доски. Поэтому следует иметь разные разделочные доски: для сырых мясных продуктов, для овощей, для хлеба.

Довольно часто возникают стафилококковые пищевые отравления. Источником заражения продуктов питания стафилококком являются люди, болеющие ангинами, тонзиллитами, гнойничковыми заболеваниями. Поэтому нельзя готовить пищу, если на руках имеются нарывы. Стафилококки хорошо размножаются в молоке, молочных и кондитерских продуктах, в мясе, рыбе. Токсин, выделяемый стафилококком, выдерживает кипячение до 30 минут. Токсин и вызывает отравление, признаки которого проявляются в общей слабости, тошноте, рвоте, болях в животе.

Следует иметь в виду, что рвота, понос являются защитными свойствами организма, так как происходит его очищение. Поэтому сначала не следует этому противодействовать, подавлять рвоту, пить лекарства, закрепляющие действие кишечника. Однако длительное расстройство органов пищеварения ведёт к сильному обезвоживанию организма. Организму надо помочь справится с отравлением.

Первая помощь при пищевых отравлениях заключается в освобождении органов пищеварения от попавших в него вредных продуктов. Чтобы промыть желудок, надо выпить 2-3 стакана воды с небольшим количеством питьевой соды, затем надавив двумя пальцами на корень языка, вызвать рвоту и повторить процедуру до 10-20 раз; далее принять кашицу активированного угля по 1 ст. ложке и вызвать врача.

При использовании пищевых продуктов следует убедиться в их доброкачественности. Прежде всего, обращают внимание на запах, цвет, плотность, вкус продукта. Не следует употреблять в пищу продукты, имеющие несвойственный им запах (гнилостный, чесночный, кислый и т.д), цвет (серый, серо-зелёный для мясных и рыбных продуктов; серый, чёрно-бурый для грибов), горьковатый или очень кислый вкус для молочных продуктов и кондитерских изделий.


Работа №17: «Определение доброкачественности шляпочных грибов»

Оборудование: рисунки и муляжи шляпочных грибов.

Ход работы: 1. Изучите по рисункам и муляжам внешний вид плодовых тел шляпочных грибов.

2.На основании наблюдений заполните таблицу.

Название

Особенности строения

Где растёт

шляпка

пенёк

Шампиньон




Бледная поганка




Ложный опёнок




Мухомор




Желчный гриб




Белый гриб




3. Почему можно отравиться старыми переросшими грибами?

4. Заполните таблицу.

Источники

Условия

отравления

Признаки

отравления

Первая доврачебная помощь

Грибы




Сальмонеллы




Ботулинус




Стафилококк




5.Сделать вывод.


Работа №18. «Определение качества коровьего молока»

Оборудование: Штатив с пробирками, стакан, нагревательный набор, молоко.

Ход работы:

  1. Налейте в стакан молоко и определите его свежесть по запаху.

  2. Посмотрите стакан с молоком на свет. Цвет должен быть белый с кремовым или синеватым оттенком. Красноватый цвет говорит о наличии крови.

  3. Взболтайте молоко и посмотрите, нет ли в нём слизистых нитей или частичек, прилипающих к стенкам сосуда.

  4. Попробуйте на вкус 2-3 капли молока. Горький вкус бывает в том случае, если корову кормили полынью, чесноком, листьями свёклы. Такое молоко не пригодно в пищу.

  5. Налейте 1\4 пробирки молока и нагрейте его. Если происходит створаживание, то молоко несвежее.

  6. Сделайте вывод о свежести молока и его пригодности к употреблению



Работа №19. «Определение доброкачественности свежего мяса»

Оборудование: мясо, нож, нагревательный прибор.

Ход работы:

  1. Рассмотрите кусок мяса. Обратите внимание на цвет мышечной и жировой ткани, наличие блеска и вид корочки.

  2. Нажмите пальцами на мягкую ткань мяса. Быстро ли исчезает ямка, образовавшаяся при при надавливании?

  3. Нагрейте нож и сделайте разрез на мясе возле кости. Выньте нож и понюхайте его: нет ли гнилостного запаха.

  4. Пользуясь таблицей, определите качество исследуемого продукта.


Качество мяса

Цвет и форма поверхности

Цвет жира

Выравнивание ямки

Запах

Хорошее

Поверхность темно-красная, блестящая, корочка коричневая

Белый с жёлтым оттенком

Ямка быстро выравнивается

Гнилостный запах отсутствует

Удовлетво-

рительное

Цвет слегка изменён, есть незначительное ослизнение, корочка заветрившаяся


Слегка изменён

Ямка выравнивается медленно

Незначительный гнилостный запах

Неудовлетво-

рительное

Серый, поверхность сильно подсохшая. На разрезе мясо тёмное, дряблое

Серый

Ямка не выравнивается

Резко гнилостный

Опасное для

употребления

Серая или зелёная поверхность

Зеленоватый с грязным оттенком

Ямка не выравнивается

Затхлый


  1. Сделайте вывод о доброкачественности мяса и его пригодности к употреблению.





Раздел 6. Первая помощь при несчастных случаях.

Работа №20. Первая помощь при тепловом и солнечном ударах.

Предварительные сведения.

Тепловой удар может произойти при интенсивной мышечной работе в душном помещении, при высокой температуре среды, когда нарушена теплоотдача. Последнее происходит при повышенной влажности, при работе в одежде из синтетических материалов, не пропускающей воздуха.

Признаки теплового удара следующие: слабость, головокружение и головная боль, тошнота, рвота, изменение ритма сердечных сокращений и дыхания. Подобные явления наблюдаются и при нахождении на солнце с непокрытой головой. В этом случае происходит перегревание головного мозга и нарушение функции теплорегуляции.

Ход работы:

  1. Перенести пострадавшего в прохладное место, уложить на спину, расстегнуть одежду, стесняющую дыхание, голову приподнять.

  2. Положить на лоб и на грудь в область сердца пузырь со льдом или полиэтиленовый пакет, наполненный холодной водой.

  3. Дать пострадавшему чай, холодную воду или кофе.

  4. Объясните, почему пострадавший нуждается в потреблении напитков.


Работа №21. Первая помощь при вывихах и переломах.

Оборудование: перевязочный материал, шины, косынка, модель скелета человека.

Ход работы:

  1. Ознакомьтесь по рисункам с приёмами оказания первой помощи при травмах.

  2. Наложите шины и повязку при переломе предплечья. Какие суставы фиксируются?

  3. Наложите шины и повязку при переломе плеча. Какие суставы фиксируются?

  4. Заполните таблицу.

Части тела, кости

Какие суставы фиксируются

Плечо


Предплечье


Пястные кости


Фаланги пальцев руки


Бедро


Голень


Кости плюсны


Фаланги пальцев ноги



Работа №22. Первая помощь при травмах с возможным переломом костей.

Ход работы:

  1. При переломе предплечья (рис. 29 Б) руку согните в локте под прямым углом. Пальцы полусогните, подложите под них валик из марли или ваты. Шину наложите на два сустава, расположенные выше и ниже перелома.

  2. При переломе плеча фиксируйте плечевой и локтевой суставы.

  3. При переломе позвоночника (рис. 29 А) уложите пострадавшего спиной на твёрдую поверхность (доску или щит). Следите, чтобы он не двигался. В таком положении транспортируйте его или оставьте до приезда «Скорой помощи».

  4. При переломе голени и бедра (рис. 29 В) шины накладывайте на всю повреждённую ногу с наружной и внутренней стороны, лучше прямо на одежду, чтобы предотвратить сдавливание кожи, крупных сосудов, нервов.

Шину фиксируйте не слишком туго, но надёжно. Если нет предметов, которые пригодны в качестве шин, руку, например, можно прибинтовать к туловищу, а ногу – к неповреждённой ноге (рис. 29 Г)

  1. При переломе костей таза (рис. 29 Д) пострадавшего необходимо положить спиной на твёрдую поверхность. Его ноги осторожно согните в коленях, слегка разведите в стороны и положите под колени валик из свёрнутой одежды.

Раздел 7. Обмен веществ.

Работа №23. Определение энергозатрат при различной физической нагрузке.

Оборудование: секундомер или часы с секундной стрелкой.

Предварительные сведения.

Чем выше нагрузка, тем чаще пульс. Однако у тренированных людей при одной и той нагрузке частота пульса меньше, чем у нетренированных. Энергетические затраты у них меньше. поэтому предлагаемый способ следует считать весьма приблизительным.

Q = 2,09 х (0,2 х ЧСС – 11,3) кДж\мин.

где Q – количество затраченной энергии в кДж;

х – знак умножения;

ЧСС – частота сердечных сокращений (определяется по пульсу).

Остальные цифры – коэффициенты, найденные экспериментальным путём.

Если вы 30 минут бежали на лыжах и частота пульса у вас была 120, то за 1 минуту вы потратили:

Q – 2,09 х (0,2 х 120 – 11,3) = 26,5 кДж,

что примерно соответствует тяжёлой работе.


Ход работы:

  1. Сделайте 20 подскоков или 20 приседаний.

  2. Измеряйте по секундомеру или секундной стрелке часов время, затраченное на мышечную работу.

  3. После физических упражнений быстро сядьте на стул и измерьте ЧСС за 10 секунд. Полученный результат умножьте на 6.

  4. Рассчитайте, сколько кДж вы истратили на физическую работу за время приседаний.




Работа №24. Изучение устойчивости витамина С.

Предварительные сведения.

Витамин С очень нестоек, разрушается на воздухе, а также при соприкосновении с металлами. В домашних условиях можно проверить отсутствие витамина С (аскорбиновой кислоты) достаточно простым способом. Исследование основано на свойстве аскорбиновой кислоты обесцвечивать йод. При обесцвечивании металлический йод восстанавливается до отрицательно заряженного иона йода.

Оборудование: штатив с пробирками, яблочный сок, дистиллированная вода, крахмальный клейстер, часы с секундной стрелкой, пипетка.

Ход работы:

  1. Спиртовый (аптечный) раствор йода разведите водой до цвета крепкого чая.

  2. Добавьте к раствору немного крахмального клейстера до получения синей окраски.

  3. Возьмите 1 мл. яблочного сока и добавьте 2 мл. воды. К раствору сока по каплям добавляйте приготовленный раствор йода. Наблюдайте изменение окраски в течение

  1. мин.

Если раствор йода не обесцветился, значит, в яблочном соке аскорбиновой кислоты мало. В этом случае повторите опыт с неразбавленным соком. Если и в этом случае окраска реактива сохранится, то витамина С в исследуемом образце нет.

  1. Повторите опыт с соком яблок разных сортов.

  2. Прокипятите яблочный сок и вновь проведите исследование.

  3. Почему при приготовлении яблочного сока нельзя пользоваться металлической тёркой?

  4. Почему полезнее есть овощи и фрукты сырыми, а не варёными?

Раздел 8. Кожа, её строение и функции.

Предварительные сведения.

В коже имеется большое количество потовых и сальных желез. Выводные протоки потовых желез проходят через все слои кожи и открываются маленькими отверстиями – порами. Потовые железы в коже распределяются неравномерно. Особенно их много на ладонях и подошвах. Общее количество потовых желез у человека достигает 2,5 млн. Выделительная функция кожи связана в основном с деятельностью потовых желез. Секрет этих желез содержит воду, неорганические вещества и различные продукты обмена. Испарение пота с поверхности кожи является одним из способов теплоотдачи.

Сальные железы расположены по всей поверхности кожи за исключением ладоней и подошв. Выводные протоки большинства этих желез открываются в волосяные мешки (фолликулы). Сальные железы выделяют кожное сало, которое смазывает волосы и кожу, делая их эластичными.

Кожа содержит большое количество рецепторов, воспринимающих различные раздражители из внешней среды. Различают болевые, температурные, тактильные кожные рецепторы. Они имеют различную форму и строение, расположены в коже на разной глубине и распределены неодинаково. Так, рецепторов прикосновения очень много в коже кончиков пальцев и губ.

Тщательное исследование кожи путём точечного раздражения отдельных её пунктов выявило неодинаковое распределение различных видов чувствительности. В среднем, не считая волосистой части головы, болевых точек около 50 на 1 кв.см; тактильных – 25; холодовых – 12; тепловых – 1-2. В коже различных областей количество и соотношение точек отдельных видов чувствительности может сильно варьировать. На 1 кв.см кожи головы и ладоневой стороны ногтевой фаланги руки приходится более 100 тактильных точек, а на таком же участке кожи голени – всего лишь 9-10. В то же время кожа лица содержит тепловых точек в 2-3 раза больше, а холодовых несколько меньше, чем кожа ногтевых фаланг.

Порог раздражения кожного анализатора зависит от величины раздражаемой поверхности. Если одновременно прикасаться двумя иглами циркуля-измерителя к двум соседним точкам, то в зависимости от расстояния между ними можно получить ощущение одного или двух раздельных прикосновений. По наименьшему расстоянию между раздражаемыми точками кожи, при котором ещё ощущается двойное прикосновение, можно судить о пороге пространственного различения тактильных раздражений.

Исследования показали, что порог пространственного различения на кончике языка равен примерно 1мм; на ладонной стороне ногтевой фаланги пальцев руки – 2мм; на кончике носа – 6-7мм; на лбу – 20-25мм; на плече и предплечье – 25-40мм; на спине и на груди – 40 -70мм.

Работа №25. Определение типов кожи на разных участках лица.

Оборудование: мягкая бумажная салфетка, зеркало.

Ход работы:

  1. Рассматривая лицо в зеркале, определите величину пор: а) поры не заметны;

б) поры крупные, отдельные участки лица напоминают корку апельсин

2. Приложите к лицу мягкую бумажную салфетку и поочерёдно прижмите её к разным участкам лица. Определите, где цвет салфетки изменился больше.

3. Результаты наблюдений оформите следующим образом:

4. ответьте на вопрос: каковы правила ухода за сухой, нормальной и жирной кожей.

Участки лица

Величина пор

Изменение цвета салфетки

Тип кожи (жирная, нормальная, сухая)

1. Лоб у висков




2. Середина лба




3. Нос




4. Щёки




5. Область глаз




6. Подбородок




Работа №26. Определение чувствительности кожи.

Оборудование: циркуль-измеритель, миллиметровая линейка, красный и синий фломастеры.

Предварительные сведения.

В работе участвуют два человека: испытуемый и экспериментатор. Испытуемый должен закрыть глаза и чётко отвечать на вопрос, сколько прикосновений он чувствует. Экспериментатор проводит опыт и записывает полученные данные. После окончания опыта экспериментатор и испытуемый меняются ролями. Результаты обоих вариантов опыта сравнивают и на этом основании делают вывод.

Требование безопасности.

Во избежание травмы экспериментатор должен предупреждать испытуемого, на каком участке тела будет проводиться опыт.


Ход работы:

  1. Раздвиньте ножки циркуля на 3-4 мм и поставьте их одновременно на ладонную сторону конца указательного пальца. Сведите ножки циркуля на 1,5 мм и прикоснитесь к тому же месту.

  2. Проделайте такие же испытания с разными участками тела: красная часть губ, щёки, кончик носа, затылок, плечо.

Проделайте несколько опытов (3-4 раза), каждый раз раздвигая ножки циркуля

на 1-3 мм больше.

  1. Сравните результаты двух вариантов опыта и сделайте вывод о расположении чувствительных точек на коже.

  2. Возьмите тонко отточенный карандаш (или циркуль) и проводите им по разным участкам кожи сначала на тыльной стороне руки, а потом на ладони. Отметьте красным фломастером точки, где вы ощутили тепло, и синим – где ощутили холод. Схематично зарисуйте опыт в тетради.



Работа №27. Изучение сальных и потовых желез кожи.

Оборудование: лупа

Ход работы:

  1. Рассмотрите в лупу кожу на тыльной поверхности кисти руки. Обратите внимание на рельеф кожи, напоминающий ромбики и треугольники. Они блестят, потому что смочены салом. По их углам расположены поры, из отверстий которых выходят стержни волос. Поры – это устья волосяных мешочков (сумок). В полость каждой волосяной сумки впадают сальные железы. Они не видны, потому что находятся в глубоких слоях кожи.

  2. Под лупой рассмотрите кожу ладонной поверхности кисти. Здесь тоже много пор, но они значительно мельче. Это отверстия потовых желез.

  3. Какое значение имеют сальные и потовые железы?

Полезные советы.

При ношении неудобной. Тесной обуви на ногах образуются затвердевшие кожные образования – мозоли. Приведём несколько рецептов для их удаления.

  1. Вымочите луковую шелуху в уксусе в течение 2 недель. Наложите её на мозоль с помощью повязки на всю ночь. Повторите несколько раз – и мозоли исчезнут.

  2. Надо перед сном распарить ногу в горячей воде, затем вытереть досуха и привязать к мозоли корку лимона с небольшим количеством мякоти на ней, лучше всего – небольшую «горбушку» лимона. Через 4-5 дней мозоль должна сойти полностью.

Раздел 9. Планирование семьи.

Работа № 27. Влияние различных факторов на внутриутробное развитие человека.

Предварительные сведения.

Рождение больного ребёнка ломает судьбу родителей, хотя часто родители сами повинны в этой трагедии. Высокий уровень наследственных заболеваний связан с довольно распространённым заключением браков между близкими родственниками, в которых у детей особенно часто проявляются скрытые наследственные заболевания.

Планирование семьи – система мер, соблюдение которых позволяет свести до минимума риск рождения больного ребёнка. Это отказ от близкородственных браков, рождение ребёнка в оптимальном возрасте матери от 20 до 35 лет. Более ранние и поздние роды увеличивают риск рождения ребёнка с наследственной и врождённой патологией.

Ход работы:

  1. Рассмотрите рисунок 31. Какие факторы в наибольшей степени опасны для внутриутробного развития ребёнка?

  2. Как отражаются на ребёнке переезд матери в хорошую квартиру, прогулки в лес?

  3. Как отражаются на ребёнке ссоры в семье и неприятности родителей на работе?

  4. Отрицательное действие каких факторов легче всего устранить?

  5. Почему будущей матери противопоказаны многие лекарственные средства?

  6. Действие какого фактора может проявиться через несколько лет после рождения?

  7. Ответы на вопросы оформите следующим образом:

факторы

На что действуют

Как их избежать

1.



2.



3.



  1. и т.д.
























Раздел 10. Нервная система. ВНД.

Работа №28. Определение темперамента.

Предварительные сведения.

Темперамент человека отражает тип его высшей нервной деятельности, соотношение силы, уравновешенности, подвижности основных нервных процессов: возбуждения и торможения. Различают 4 типа ВНД человека: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик.

Сангвиник – это человек с сильными, уравновешенными, подвижными нервными процессами возбуждения и торможения; холерик - с сильными, неуравновешенными, подвижными нервными процессами; флегматик - с сильными, уравновешенными, малоподвижными процессами; меланхолик - со слабыми, неуравновешенными, малоподвижными процессами.

Тип нервной системы накладывает отпечаток на все поведение человека, и прежде всего – на его эмоциональную сферу, общительность, манеру держаться. Так, у меланхолика чувства глубоки, но выражаются слабо. У холерика они часто носят взрывной характер, он несдержан, часто агрессивен. У сангвиника чувства, как правило. Неглубоки, они быстро сменяются, однообразная работа надоедает. Флегматик отличается большой выдержанностью, спокойствием, но ему трудно переключаться с одного дела на другое.

Существует много способов определения типов темперамента. Один из них разработан английским психологом Г. Айзенком. Это специальная анкета, с помощью которой можно определить тип темперамента путём самонаблюдений. Согласно Айзенку, тип темперамента индивида определяется сочетанием двух характеристик психической деятельности: степени общительности и открытости и особенностями эмоциональных процессов. Датский художник-каррикатурист Х. Бидструп в серии рисунков «Четыре темперамента» (рис.32) изобразил, как люди с разными темпераментами реагируют на одно и тоже событие – порчу шляпы.

Мало найдётся людей, которые были бы «чистыми» сангвиниками или холериками, флегматиками, меланхоликами. Чаще встречаются люди, у которых есть черты двух или трёх темпераментов, причём одни признаки выражены ярче. Другие – слабее, и каждый из них проявляется в определённых жизненных ситуациях. Индивидуальный темперамент человека – всегда более сложное явление, чем любой из тех 4 темпераментов, к которому мы обычно относим людей.

Помните, хороших и плохих темпераментов нет. Люди любых темпераментов могут обладать богатым воображением, иметь творческие способности, быть артистичным. А.В,Суворов и Д.И,Менделеев были холериками, А.И,Герцен, Ф.Энгельс – сангвиниками, А.И,Крылов, М.И.Кутузов – флегматиками, И.Ньютон, Н.В.Гоголь – меланхоликами.


Ход работы:

1. Попробуйте по рисунку 32 определить, у кого из хозяев шляпы какой тип темперамента.

2. Определите с помощью теста Айзенка свой тип темперамента

Подготовьте в тетради таблицы для записи результатов ответов на вопросы; таблица 1 – чётные номера вопросов, таблица 2 – нечётные.

Таблица 1

2

4

6

8

10

12

14

16

18

20

22

24

26

28

30

32

34

36

38

40

42

44

46

48

























Таблица 2

1

3

5

7

9

11

13

15

17

19

21

23

25

27

29

31

33

35

37

39

41

43

45

47

























  1. ответьте на вопросы об особенностях вашего поведения и ваших чувств. В таблицах под номером вопроса во второй строке отметьте знаком «+» - да, и «-» - нет. Работайте быстро, не тратьте много времени на обдумывание вопросов, так как наиболее интересна ваша первая реакция, а не результат слишком долгих раздумий. Отвечать нужно на каждый вопрос, не пропуская ни одного. Здесь не может быть хороших или плохих ответов. Это не испытание ваших способностей, а лишь выявление особенностей вашего темперамента.


Вопросы.

  1. Часто ли стремитесь к новым впечатлениям?

  2. Часто ли вам нужны друзья для одобрения и утешения?

  3. Вы человек беззаботный?

  4. Трудно ли вам отказать в просьбе?

  5. Начинаете ли вы какое-либо новое дело, не задумываясь?

  6. Часто ли у вас бывает резкая смена настроения?

  7. Обычно вы действуете быстро, не раздумывая?

  8. Часто ли вы чувствуете себя несчастным человеком без достаточных на то причин?

  9. Сделали бы вы всё что угодно на спор?

  10. Часто ли вы действуете под влиянием минутного настроения?

  11. Часто ли у вас возникает чувство робости или смущения при разговоре с незнакомыми людьми?

  12. Часто ли вы беспокоитесь из-за того, что сделали или сказали что-нибудь такое, чего не следовало бы говорить или делать?

  13. Вы отдаёте предпочтение встречам с людьми по сравнению с чтением книг?

  14. Легко ли вас обидеть?

  15. Любите ли вы часто бывать в компаниях?

  16. Верно ли, что иногда вы полны энергии так, что всё горит в руках, иногда чувствуете себя совсем вялым?

  17. Вы предпочитаете иметь больше хороших знакомых, чем мало друзей, но зато особенно близких?

  18. Часто ли вы мечтаете?

  19. Когда на вас кричат, хочется ли вам ответить тем же?

  20. Часто ли вас беспокоит чувство вины?

  21. Способны ли вы дать себе волю и вовсю повеселиться в компании?

  22. Легко ли вы поддаётесь впечатлениям?

  23. Считают ли вас человеком милым и весёлым?

  24. Часто ли, сделав какое-нибудь дело, вы испытываете чувство, что могло бы сделать его лучше?

  25. Вы много говорите, когда находитесь в обществе своих друзей?

  26. Часто ли вам перед сном лезут в голову неприятные мысли?

  27. Если вы хотите о чём-нибудь узнать, то предпочитаете спросить об этом, нежели прочитать в книге?

  28. Бывают ли у вас сердцебиения?

  29. Нравится ли вам работа, требующая постоянного внимания?

  30. Бывают ли у вас приступы дрожи?

  31. Вам нравится находиться в обществе, где подшучивают друг над другом?

  32. Раздражительны ли вы?

  33. Нравится ли вам работа, которая требует быстроты действий?

  34. Волнуетесь ли вы по поводу каких-то неприятных событий, которые могут произойти?

  35. Вы ходите быстро и стремительно?

  36. Часто ли вам снятся кошмары?

  37. Верно ли, что вы так любите поговорить, что стараетесь не упустить случая поговорить с незнакомым человеком?

  38. Беспокоят ли вас какие-либо боли?

  39. Вы почувствовали бы себя несчастным, если бы длительное время были лишены широкого общения с людьми?

  40. Можете ли вы назвать себя нервным человеком?

  41. Можете ли вы сказать, что вы весьма уверенный в себе человек?

  42. Легко ли вы обижаетесь, когда вам указывают на ваши ошибки в работе или ваши личные промахи?

  43. Вы считаете, что легко получить настоящее удовольствие от вечеринки?

  44. Беспокоит ли вас чувство, что вы чем-то хуже других?

  45. Легко ли вам внести оживление в довольно скучную компанию?

  46. Беспокоитесь ли вы о своём здоровье?

  47. Любите ли вы подшучивать над другими?

  48. Страдаете ли вы от бессонницы?


  1. Подсчитайте количество минусов в каждой таблице.

  2. Начертите в тетради две пересекающиеся прямые, как показано на рисунке


24

Меланхолик Холерик

18


0 6 12 18 24


6

Флегматик Сангвиник

0

  1. По горизонтальной прямой отложите число минусов, получившееся в первой таблице.

  2. На вертикальной прямой отложите число минусов, получившееся во второй таблице.

  3. Соедините эти точки прямой линией. Эта линия пересекает одно из полей. Название, написанное на этом поле, - ваш темперамент.

  4. Сделайте вывод.
























Раздел 11. Органы чувств.

Работа № 29. Определение освещённости помещения.

Предварительные сведения.

Недостаточное освещение снижает работоспособность, приводит к ухудшению зрения. Запылённые окна могут снижать освещение на 30-40%. Не допускается загромождение окон полками с растениями. На подоконниках рекомендуются низкорослые растения. При искусственном освещении используют источники света, обеспечивающие равномерное, рассеянное освещение без изменения физико-химических свойств воздуха.

При подсчёте площади окон надо учитывать, что оконные переплёты занимают 10% площади. В классном помещении световой коэффициент (отношение площади окон к площади пола) должен составлять не менее1\4 – 1\6. Большая освещённость помещений также нежелательна, так как она будет способствовать их перегреву или переохлаждению.

При направленности окон классной комнаты на юг рекомендуются холодные тона окраски стен

(светло-серый, светло-голубой, зеленоватый), а при направленности окон на север – более теплые: кремовый, светло-розовый, желтовато-охристый. Неблагоприятное влияние на работоспособность оказывают яркие тона. Потолок, оконные рамы, подоконники красят белой краской, а цвет дверей должен гармонично сочетаться с другими компонентами помещения.

Коэффициент искусственной освещённости (КИО) равен 40вт на 1 кв.м.

Оборудование: экспонометр.

Ход работы:

  1. Определите, из какого материала сделаны, какой краской (масляной или клеевой) окрашены стены, потолок помещения. Соответствует ли краска помещения ориентации к сторонам горизонта?

  2. Как окрашены рамы, дверь и потолок? Соответствует ли это нормам? Гармонируют ли они с окраской стен?

  3. Какова окраска мебели? Гармонирует ли окраска мебели с окраской стен?

  4. Имеются ли блики на мебели? Как влияют блеск, блики мебели на ваше зрение?

  5. Определите уровень естественной и искусственной освещённости с помощью экспонометра.

  6. Определите величину естественной освещённости по формуле:

СК= So : Sn,

где: СК – световой коэффициент;

So – площадь окон;

Sn - площадь пола.

  1. Определите искусственное освещение по формуле:

КИО = М х П : Sn

где: КИО – коэффициент искусственного освещения;

М – мощность лампы в ватах;

П – количество ламп;

Sn - площадь пола

  1. Сделайте вывод об интенсивности естественного и искусственного освещения исследуемого помещения.














Раздел 12. Адаптация и развитие защитных функций организма.

Работа № 30. Ознакомление с лекарственными растениями.

Предварительные замечания

Лекарственные растения используют для лечения и профилактики болезне й человека. Лекарственные средства, которые дают растения, входят в состав свыше 30% выпускаемых в мире медицинских препаратов.

Корни, стебли, почки, листья, цветки, плоды лекарственных растений содержат биологически активные вещества: алкалоиды, гликозиды, (горькие и ядовитые вещества), эфирные масла.

Лекарственное действие оказывают органические кислоты, фитонциды, дубильные вещества. Фитонциды – биологически активные вещества. Они обладают антибактериальной и антимикробной активностью. Название происходит от греческого слова «фитон» (растение) и латинского «цедо» (убиваю).

Высокой фитонцидной активностью обладают чеснок, лук, хрен, черная смородина. Фитонцидные свойства растений используют в лечебных целях, для профилактики инфекционных заболеваний, а так же при хранении плодов, овощей и пищевой промышленности.

Биологически активные вещества находятся во всех частях растения, но их количество в разное время бывает не одинаковым. Поэтому необходимо знать, какую часть растения собирать и когда.

Собирать лекарственные растения следует собирать в ясный день, когда подсохла роса, сушить в темноте при температуре не выше 40 – 50 С. Высушенные растения (сбор) измельчают. Правильная упаковка и хранение лекарственных растений имеет большое значение для их сохранности.

Для приготовления водных настоев лекарственных трав 1 одну столовую ложку измельченного сбора заливают одним стаканом горячей кипяченой воды и нагревают в эмалированной посуде 10 – 15 минут, охлаждают, поцеживают. Полученный отвар разводят кипяченой водой до объема одного стакана и применяют для полоскания рта, глотки, а так же принимают внутрь. Настой хранят в прохладном месте не более двух суток.

Оборудование: гербарный материал или живые растения: мать-и-мачеха, подорожник большой, липа мелколистная, малина, зверобой продырявленный, мята перечная, сушеница болотная и др.; лупы.

Ход работы

  1. Рассмотрите растения и опишите их по плану:

  1. Форма, размеры, расположение листьев, наличие опушения, форма, размеры стебля;

  2. Соцветие или одиночные цветочки, название соцветия;

  3. Строение цветка: количество, цвет лепестков, чашелистиков, количество тычинок и пестиков;

  4. Название и строение плода.

  1. Заполните таблицу.

Название растения

Место

обитания

Что

используют

Когда

собирают







Просмотр содержимого документа
«электив»

Элективный курс по практической гигиене.








Возраст детей: 8 - 9 классы


По учебному плану 20 часов в год


Срок реализации


Педагог Овчинникова Екатерина Анатольевна, учитель биологии 1 категории










Чайковский


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.


«Современный человек должен не столько накапливать багаж знаний и умений, сколько приобретать способность самостоятельно и совместно с другими людьми ставить осмысленные цели, выстраивать ситуации самообразования, искать и продуцировать средства и способы разрешения проблем, т.е. становиться на деле самостоятельным,

инициативным и креативным.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 2008


В настоящее время необходимо не просто обогатить учащихся знаниями, а научить их применять эти знания на практике, вооружив тем самым их способностью саморазвиваться и адаптироваться к окружающей среде.

Название курса: ПРАКТИКУМ ПО ГИГИЕНЕ ЧЕЛОВЕКА


Цель: Оценить собственное здоровье и получить определённый минимум знаний и навыков по санитарии, гигиене.


Задачи: 1. Закрепить полученные знания о строении и жизнедеятельности человека.

  1. Научиться проводить самонаблюдения.

  2. Отработать навыки оказания первой медицинской помощи.




Программа курса рассчитана на 19 часов для учащихся 8 - 9 классов (по выбору), так как в 8 кл. учащиеся изучают анатомию человека, а в 9 кл. практические знания и умения необходимы для подготовки к экзаменам.







ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К УРОВНЮ УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ

знать/понимать

  • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и органов.

  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость

  • особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь

объяснять:

взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и

изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов;

распознавать и описывать: органы и системы органов человека; съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;

сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.







МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.


ПРИНЦИПЫ.


Показателем эффективности практикума по гигиене человека должны стать не только осознанность, глубина и прочность знаний, но и умение применять полученные знания на практике..

В основе изучения лежат такие принципы как :

Принцип гуманизации – в основе, которого лежит право человека на благоприятную среду жизни, способного к целесообразной деятельности по сохранению здоровья.

Принцип прогностичности актуализирует проблему формирования у школьников чувства предвидения и заботы о будущем.

Принцип интеграции естественных, нравственных, эстетических, социально-экономических, правовых аспектов, обеспечивающих взаимодействие всех сфер сознания и различных видов деятельности учащихся.

Принцип непрерывности вытекает из постепенности и поэтапности изучения и применения знаний о строении и жизнедеятельности организма человека. Следовательно, он предписывает организацию обучения, воспитания и развития подрастающего поколения способного к адаптации в социуме.

Социальное и нравственное воспитание, как воспитание, прежде всего чувства ответственности за собственное поведение, становится основой взаимодействия предметов гуманитарного и естественного циклов.


ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ.

Особое место в программе занимают следующие формы обучения:

- словесные /беседы;

- практические работы /

- проблемно-поисковые / работа с дополнительной литературой,

- наглядные

На занятиях используются, индивидуальные, коллективные работы:

В основу изучения положены такие методы как:

- работа под руководством учителя; самостоятельная учебная работа;

- репродуктивные, проблемно-поисковые; словесные; наглядные;

- практические; технология проектов.

При проведении практических работ большое внимание на правильное использование оборудования, ведение дневника наблюдений, соблюдение техники безопасности.

Итогом работы учащихся могут быть выступления на уроках, рефераты, составление проектов

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

Учебники, пособия,

Микроскопы, лабораторное оборудование;

Таблицы, схемы, диаграммы;

Компьютеры, мультимедийный аппарат,



ЗУН определяют в следующих формах контроля:


- тесты;

- словарные диктанты;

- биологические диктанты;

- зачёт.





Ожидаемый результат:

- расширение знаний о влиянии вредных факторов на организм человека;

- овладение навыками оказания первой медицинской помощи;

- овладение навыками самонаблюдения;

- овладение навыками исследовательской и проектной деятельности.









ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8-9 классы



П /П


СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ



I


Общий обзор организма.


2


II


Опорно-двигательная система.


2


III


Дыхание.


2

IV

Кровь и кровообращение.

2


V


Пищеварение.


2


VI


Первая помощь при несчастных случаях.


2

VII

Обмен веществ.

1

VIII

Кожа, её строение и функции.

1

IX

Планирование семьи

1

X

Нервная система. ВНД. Органы чувств.

3

XI

Адаптация и развитие защитных функций организма

1


Зачёт

1


ИТОГО 20



ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ – 20 ЧАСОВ.


раз-

дела

урока



Раздел. Тема урока.

Кол-во

часов,


Дидактический

материал.

наглядность,

дополнительн.

литература

Примечание


I.


Общий обзор организма.


2



1.

Самооценка здоровья.



Таблицы по гигиене человека


2.

Исследование ногтей.





II


Опорно-двигательная система.


2



3.

Определение гибкости позвоночника.



Таблицы по гигиене человека


4.

Выявление плоскостопия.



Таблицы по гигиене человека



III.


Дыхание.


2



5.

Определение жизненной ёмкости лёгких (ЖЕЛ).



Таблицы по гигиене человека


6.

Подружитесь со своим голосом.


Таблицы по гигиене человека



IV.


Кровь и кровообращение


2



7.

Измерение артериального давления.




8.

Приёмы остановки кровотечений.



Таблицы по гигиене человека



V


Пищеварение.


2



9.

Простейшие способы очистки воды из природных источников.



Таблицы по гигиене человека


10.

Пищевые отравления, предупреждение и первая помощь.





VI


Первая помощь при несчастных случаях.


2



11.

Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.


Учебник ОБЖ


12.

Первая помощь при травмах с возможным переломом костей.


Учебник ОБЖ

памятка, таблицы


VII

Обмен веществ.

1



13.

Составление дневного рациона.


Учебник ОБЖ

памятка, таблицы


VIII

Кожа, её строение и функции.

1



14.

Определение чувствительности кожи.


Таблицы по гигиене человека


IX

Планирование семьи

1



15.

Влияние различных факторов на внутриутробное развитие человека.




X

Нервная система. ВНД. Органы чувств.

3



16.

Определение темперамента




17.

Упражнения для глаз.


Таблицы по гигиене человека


18.

Определение освещённости помещения.




XI

Адаптация и развитие защитных функций организма

2



19.

Ознакомление с лекарственными растениями.


Учебник ОБЖ

памятка, таблицы

Зачёт

20.

Зачёт




СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Батуев А.С. Биология:Человек. Учебник для 9кл. общеобраз. учебн. завед.- М.: Просвещение, 1994

  2. Драгомилов А.Г, Маш Р.Д. «Биология: Человек»: учебник для учащихся 8 класса общеобразовательной школы. – М.: Вентана - Графф, 2009

  3. Сонин Н.И. Биология 8 кл. Человек. Учебник для. общеобраз. учебн. завед. – М.: Дрофа, 1999.

  4. Пугал Н.А., Волошина Е.В, Маш Р.Д, Беляев В.И. Биология – 9 (8): Человек. Практикум по гигиене. – М.: АРКТИ, 2002